«Будь милостив ко мне» ( Лк.18:13 ), восклицает он, как уже осужденный. Разве ты не читал написанного: «не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его» ( Сир. 7:11 )? Он в горе; вместо множества обвинителей его отовсюду окружают мрачные мысли; укоры совести побуждают его бить себя в грудь; он сам для себя сделался палачом. Его угнетенность тебя не трогает? Не возбуждает в тебе сострадания это поникшее долу лицо? Не смягчает твоего бессердечия вид этого человека, не смеющего очей возвести к небу? Когда он был мытарем, тогда тебе нужно было упрекать его подобным образом, а ему следовало тогда стыдиться не только перед тобою, но и перед всяким человеком. А теперь, когда он сознал свои грехи, когда, увидев раны души своей, прибегал к Врачу, безмездно врачующему, когда, вспомнив о своих прегрешениях, он припал к непамятозлобному владыке, теперь напрасно, о, фарисей, ты его унижаешь. «Или как этот мытарь». Разве нет других мытарей, еще не полюбивших сладостный плач покаяния? Если уж у тебя так сильно желание обвинять грешников, обрати твой язык против них, до сих пор еще ввязающих в сетях корыстолюбия. А против этого твоя неприязнь излишняя и напрасная. Не только ему ты не повредишь, но и еще более побудишь Владыку поспешить с прощением ему. 2 . " Мытарь же, – говорится, – стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо» ( Лк.18:13 ). Совершенно так, как будто он сам произнес эти слова Манассии: «я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих» ( 2Пар.36:23 ). Много ведь пороков было собрано тогда в душе мытаря: неутомимая страсть к деньгам, беспредельная любовь к неправде, ненасытное хищение; мытарь – общее зло для человеческой природы, законный обидчик, хищник, не подлежащий обвинению, бесстрашный вор, неуличимый разбойник, неустранимый вред, волк разумных овец, зверь в образе человека. С такими пороками вошел мытарь в храм. Натворив всех этих бед и взвалив на свою душу тяжкое бремя грехов, он почувствовал невыносимую тяжесть своей ноши и тогда-то стал искать облегчения себе, но нигде не находил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вполне властно, следовательно, применяя все способы своего мудрого искусства. Воспитатель человечества, наш Божественный Логос, заботится о спасении своих чад. Он внушает, укоряет, упрекает, обличает, грозит, исцеляет, обещает, дарует. Многими как бы удилами Он обуздывает неразумные стремления людей. Коротко: Господь поступает с нами точно так же, как мы с нашими детьми. Есть у тебя сыновья? Учи их, говорить мудрость, и с юности их шею нагибай. Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их и не услаждайся красотой лица их (Сир. 7:25–26). И однако же мы любим своих детей: сыновей и дочерей — более всего. А так как люди, которым нравится постоянно доставлять другим лишь удовольствие, не жалуют того, что человека может опечаливать, то они не отличаются и истинной любовью; напротив, практикующие благодетельную строгость хотя и причиняют временно горе, на будущее же время благодеяние оказывают: то и Господь не временное удовольствие имеет в виду, а радость вечную. Поэтому рассмотрим по пророческим свидетельствам воспитательный метод этого Человеколюбцу. Внушение есть порицание проистекающее из заботливости и посредствуемое точным разумением дела. Таким Наставником выступает Подлог, говоря в Евангелии: сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37). И опять то же внушение додержится в словах Писания: Они прелюбодействовали с деревом и камнем (Иер. 3:9), кадили Ваалу (Иер. 7:9; 11:13; 32:29). Величественнейшим доказательством любви Божией к человеку служит то, что, видя бесстыдство народа, брыкавшегося и закусывавшего удила, все–таки Бог зовет его к обращению и устами пророка Иезекииля говорит: сын человеческий, ты будешь жить у скорпионов; не бойся их и не страшись лица их. И говори им слова Мои, будут ли они слушать иди не будут. (Иез. 2:6–7). Но Моисею говорит Он: Иди к фараону и скажи ему, чтобы он отпустил народ. Я знаю впрочем, что он не огласится отпустить его (Исх. 3:18–19). Здесь обнаруживает Он две стороны: Божественную — предвидя будущее, и человеколюбивую — удостаивая одаренную свободной волей душу приглашения обратиться. И у Исаии «заботясь о народе» (Ил. 1:36), Он обращается к нему с внушением, говоря: Этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня (Ис. 29:13). А вот и чистое порицание: Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15:9; Мк. 7:7; Ис. 29:13). Заботливость здесь проявится в том, что, изобличая грех. Педагог через противопоставление ему указывает и целебные средства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Если чрево ему Бог и гортани его ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием, то оставь его . Обратите внимание: какое интересное выражение «корчемствует благочестием». Что такое «кормчествовать»? Корчма — это, вообще говоря, ресторан, и тот, кто в ресторане корчемствует, он за деньги предлагает еду. Получается «кормчевствовать благочестием» — это вообще предлагать благочестие за деньги, великолепная фраза святителя Афанасия. Это не пастырь сведующий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества, то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что славясь своим благоговением, имеют дьявольскую душу. Если не собираешь от терния грозды и от репья смоквы, то как же предполагаешь, что от законопреступных услышишь что-либо доброе или от предателей что-либо полезное. Поэтому уклоняйся от них, как от волков аравийских, как от тернов преслушания, как от репья неправды и от негодных дерев . Аще ýзриши разýмна, ýтренюй к немý, и степéни дbépiй егó да трéт ногá твоя ( Сир.6:36 ), чтобы научиться у него сим написанием закона и дарам благодати. Ни слово велемудренное, не наружность приукрашенная будет Царствие небесное, но совершенная и не пытливая вера с похвальной и явной предусмотрительностью . Мне кажется, добавить нечего. Смотрим следующие стихи. 21 стих. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного . Новая тема. То есть надо не только бояться внешних, которые за красивой личиной скрывают злой нрав, но и о самих себе подумать. Не только говорить «Господи, Господи!», обращаться к Богу, а именно исполнять, то есть на практике, на деле, выполнять то, что Бог предлагает. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф.7:22-23 ).

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

Еф.3:21 . «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь». Объяснение. Вот ясное и определённое свидетельство о вечности Церкви Христовой, в которой главе её – Христу будет слава во все роды, от века до века. Определение о вечности Церкви сделано Самим Господом: Мф.16:18:28:20 . 4Цар.17:20:23 . «И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего... Доколе Господь не отверг Израиля чрез всех рабов Своих, пророков». Объяснение. Обетования Божии, что евреи вечно будут владеть землёю обетованною, были даны Богом под условием исполнения заповедей Божиих: Ис.1:19–20 ; Лев.25:18 ; при этом эти обетования простирались только на Ветхий Завет. При наступлении же «полноты времени», когда Бог послал Сына Своего Единородного: Гал.4:4 , тогда Этот Сын, Господь наш Иисус Христос , создал Церковь Свою, составляющуюся из разных членов: Еф.4:11–14 ; 2Тим.2:20–21 , и обещал ей существование вечное, до второго славного Своего Пришествия: Мф.28:20:16:18 . ж) Взаимообщение верующих в Церкви 1Ин.1:7 . «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете: то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Объяснение. Под светом разумеется здесь истинное познание и, как необходимые следствия его, богоугодная жизнь, начало и основание вечной жизни. Всё это обнаруживается во взаимном общении верующих: ст.3; Ин.17:20–21 , и в очищении, в оправдании от грехов кровию Иисуса Христа. К делам взаимного общения верующих относятся, между прочим, молитвы о всех: молитвы святых умерших за живых: Откр.8:3 ; 2Пет.1:14–15 , молитвы оставшихся в живых за умерших: Сир.7:36 ; Тов.4:17 , молитвы ко святым. К делам очищения через Кровь Иисуса Христа относятся все Таинства, наипаче же Крещение, Причащение, Покаяние, Елеосвящение; Ин.3:5:6:56 ; Мф.18:18 ; Деян.19:18 ; Иак.5:14–15 . Если же кто скажет, что Кровь Христова очищает нас без всяких таинственных действий, без всякого посредства со стороны людей (призванных, по учению Православия, к совершению таинств, тому читай дальше: ст.8–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин.5:33 .  Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Ин.5:34 .  Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Ин.5:35 .  Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Хотя Христос мог бы сослаться и на свидетельство, на то, что о Нем Иоанн Креститель высказался как «об истине» (т.е. сказал, что Христос есть истинный Мессия) перед посланными от Синедриона ( Ин.1:19–23 ), тем не менее Он этого не делает, потому что Иоанн как человек не мог дать решающего свидетельства о Христе. Если Христос и упоминает о свидетельстве Крестителя, то только в интересах Своих слушателей, чтобы дать им возможность воспользоваться всякими средствами к достижению спасения, которое Христос, очевидно, не считает для них невозможным. «Он был светильник». Это образное описание лица и деятельности Иоанна Крестителя напоминает собой то, что сказано в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова об Илии пророке ( Сир.48:1 ). Может быть, также Христос этим напоминал слушателям и пророчество Малахии о том, что перед пришествием Мессии должен выступить как Его предтеча пророк Илия ( Мал.4:5–6 ). Христос хочет сказать, что Иоанн Креститель имел такую же ревность о славе Божией, как и Илия. Выражение «был» ( ν) указывает на то, что общественная деятельность Крестителя уже окончилась в то время, когда Христос говорил эту речь. «Вы хотели малое время порадоваться...». Вместо того чтобы воспользоваться проповедью Иоанна для собственного обращения на истинный путь, иудеи только услаждались сознанием того, что среди них после долгого промежутка времени снова появился великий пророк, перед которым трепетали и цари. Да, для иудеев этот светильник, теперь уже потухший, светил напрасно! Ин.5:36 .  Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. Ин.5:37 .  И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Каждая газета, каждое выступление, каждая книга, касающаяся практической жизни, сообщают нам несметное число известий о всевозможных видах греха и сопровождающих их бедствий, со всеми их скорбями и ужасами. Нравственная беспечность, сластолюбие, распутство, зависть, вражда, месть, интриги, тщеславие, гордость, властолюбие, корысть, самообольщение, лицемерие, религиозное равнодушие, безбожие, ожесточение, попрание всего священного, междоусобие и кровопролитные войны – это все неизбежные спутники жизни и христианских обществ. Невольно приходится признаться: «В беззаконии я зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ); кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если один день его жизни на земле ( Иов. 14:4 ); нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не согрешил бы ( Еккл. 7:20 ); все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет до одного ( Пс.13:3 ); если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин. 1:8 ); весь мир во зле лежит (5:19); потому что все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3:23 ). (Сравни – 2Пар. 6:36 , Притч. 20:9 , Сир. 40:1 , Иак. 3:2 , Рим. 7:14–24 , Еф. 2:2–3, 4:17–18 ). Конечно, как в среде еврейского народа, так, тем более, в среде христианских обществ, есть лица, относительно праведные. Эти люди особенно ощущают в себе жало греха и замечают его вредные действия на других. Лучшие лица израильского народа с особенной силой жаждали нового откровения и истинного примирения человека с Богом, вместо приношений животных жертв; они сознавали, что еврейский народ выродится, если не последует возвещенное пророками возрождение. И среди христиан есть люди недовольные собой, порицающие себя и очищающие, те кто серьёзно сознают требования нравственного закона и по-настоящему заняты своим усовершенствованием. Но, с другой стороны, Свящ. Писание говорит о первобытном совершенстве мира и человека. Уже из понятия совершенности Творца с необходимостью следует совершенство сотворенного Им мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Конечно, жертвоприношения и милостыни приносят пользу умершим, но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отошедших без веры, споспешествуемой любовью и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имеют в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и собирая себе не милосердие, а гнев. Для умерших, когда совершается для них что-либо доброе, заслуги извлекаются из имеющихся прежде или положенных ими добрых начинаний. " Поминайте наставников ваших... " (Евр. 13:7). " Ибо для того и мертвым было благовествуемо... " (1 Пет. 4:6). " ... вы приступили... к небесному Иерусалиму... и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). В книге Сираха читаем: " Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости " (Сир. 7:36). Подавая милостыню, мы, тем самым, увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего. В книге Премудрости Соломона говорится следующее: " Души праведников — в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими и исход их считался гибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия " (Прем. Солом. 3:1-4). Иуде Маккавею во сне явился Ония, скончавшийся в вере первосвященник, который молился за весь народ иудейский, т.е. был ходатаем пред Богом за их помилование (2 Мак. 15:11). Все без исключения ученики апостолов засвидетельствовали о том, что души находятся и живут до второго Воскресения в предназначенных им местах (Варнава, Климент, Иустин-мученик, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Ириней, Тертуллиан, Ипполит, Киприан, Августин). О крещении младенцев Простой вопрос к баптистам, считают ли они крещение таинством или это простой обряд? Одни из них скажут, подумав: " Ну конечно, таинство! " Хорошо, если это таинство, которое имеет в лексическом значении слова " тайну " , т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Мы должны знать, что за всякое праздное слово, по учению Иисуса Христа, воздадим ответ Богу на Страшном Суде ( Мф.12:36–37 ); тем более ужасны угрозы за клятвенные обеты. Господь Бог твой взыщет с тебя за них ( Втор.23:21 ), – умирая, говорил Моисей любимой им семье Израиля. Взыщет Господь с нас за каждое обещание, за каждую клятву, которые мы произносили в том или другом случае и не оправдали сказанного делом. Потому нужно нам быть осторожными в своих обещаниях. Премудрый Сирах учил: Прежде, нежели начнешь говорить, обдумывай ( Сир.18:19 ). Нужно наперед обдумывать, в состоянии ли мы сделать то, что намерены клятвенно обещать. Лучше промолчать, чем неосторожно сказать что-нибудь и потом быть постыжаемыми пред ближними за нарушение честного слова, клятв верности. Извинения? Увы! Это слово не сходит почти с уст собеседников. Оно термин вежливости. А между тем извинения – дело напрасное: нас никто не принуждал, мы добровольно вызвались на тот или другой подвиг. О если бы Господь помог нам выполнить совет мудрого библейского наставника: «Не будь очень скор языком твоим; не будь ленив, медлен и слаб твоими делами»! § II «А Я говорю вам: не клянись вовсе ни небом, потому что оно Престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:34–37 ).» Есть умствующие льстиво и ложно, которые, приводя эти слова Господа нашего Иисуса Христа, утверждают, что не должно вовсе клясться и призывать имя Божие во свидетельство. Но такое мнение смело можно назвать заблуждением. Верным в слове и деле позволяется клясться именем Божиим в случае необходимости и светлой как день правды. Закон Божий повелевает положительно, когда говорит: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись ( Втор.6:13 ). Когда Бог запрещает нам в третьей заповеди «принимать Его имя всуе», очевидно, Он позволяет принимать и употреблять его тогда, когда употребление его не может быть всуе.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Не знаю, какую находишь в этом приятность себе?» – «А ты зачем каждый день, и еще не по однажды, ешь все тот же хлеб? Без пищи, говоришь, тело изнемогает и умирает; так и душа без слова Божия ослабевает и замирает, Случалось, думаю, и тебе не раз слыхать слово Божие, приводящее всякого в познание истины, но после опять все забывалось, и душа погружалась в сон смертный, предавалась беспечности о спасении. Отчего же не делается человек лучшим, если раз и два подкрепит душу свою размышлением о Боге? Оттого, без сомнения, что, как тело, так и душа постоянно нуждаются в подкреплении своего рода пищею. Душа в совокуплении с тленною плотью, а через то и с такими же предметами, постоянно заимствует от них ничтожество и смертность, и оттого весьма ослабевает в чувстве своего бессмертия. Чтобы не лишиться ей упования жизни вечной и не войти через то в муку бесконечную, нужно часто возобновлять ей силу свою глаголами живота вечного. И вот святое Евангелие, которого самое наименование показывает, что оно есть вестник жизни, или благая весть о вечной жизни, преимущественно пред прочими богодухновенными книгами, подает душе чаяние вечной жизни. Притом же, кто не знает, что естество наше неудобопреклонно к добру, что много и долго нужно учить нас, увещевать, чтобы мы отвратились от зла и обратились к Богу – этому источнику добра и вечного блаженства. Сверх того, если и Господь Сам называет тех друзьями, кто слушает слово Божие и хранит его: то кто же из таких не захочет постоянно сим заниматься? Кто в разлуке с искренним другом не хочет читать его писем? Также и кто любит Бога и не хочет более слушать слов Его, которые всегда открывают душе новые знаки Божественной любви к ней и тем яснее, чем она усерднее внимает им? Потому и говорит боголюбивая душа: никто же есть сладчае, токмо внимати заповедем Господним ( Сир.23:36 ). Не напрасно же и Господь назвал слушание слов Его благою частью, неотъемлемою во веки ( Лк.10:24 ). И пророк Давид не напрасно взывал ко Господу: как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Некогда Христос указал на заповеди Божии богатому юноше, когда этот спросил Его: " что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную " ? - говоря: " ты знаешь заповеди , " и указал на те из них, которыми предписываются наши обязанности к ближним. Воистину " нет ничего лучше страха Господня и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним " (Сир. 23:36). Авраам богатому человеку, веселившемуся по все дни жизни земной и потом попавшему в ад, представляет в свидетели волю Божественную, открытую через Моисея и других пророков, говоря (о братьях богатого, находившихся еще в живых): " Есть у них Моисей и пророки, пусть слушают их " (Лук. 16:29); и божественный Павел апостол говорит: " Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная " (Римл. 12:2). Благая (праведная) воля Божья заключается в десятословии (десять заповедей Божьих); Богоугодна я - в Евангельских советах; совершенная - требующая, чтобы все, заповеданное Богом приводилось в исполнение нами на земле так же, как оно исполняется Ангелами на небеси. Заповедь Третья. Эта заповедь предписана апостолом Павлом в 1-м послании к Фессалоникийцам (5:18). " За все (как за доброе, так и неприятное) благодарите; ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе . " Прежде всего здесь достойно замечания то, что наша благодарность Богу за все, чтобы ни приключилось с нами, весьма благотворна для нас в положениях наших, в тревогах и скорбях, тем более тогда, когда мы что-нибудь доброе получаем. Прекрасно выразился об этом святой Иоанн Златоуст: " Потерпел ли ты нечто злое - если не желаешь, чтобы оно было злом для тебя - благодари Бога, и вот уже это зло превратилось в добро, - в этом высокая мудрость. " Древние люди учили своих детей весьма хорошему обычаю, состоявшему в том, что если дитя обожжет себе палец огнем, то чтобы оно тотчас обращалось к Богу со словами: " Благодарение Богу! " - краткая, но весьма благотворная заповедь. За все, что бы ни выстрадал христианин, отягощаемый бедами, скорбями, возглашай: " Благодарение Богу!, " возглашай это стократно, тысячекратно, беспрестанно: благодарение Богу! К этому присоединяет святой апостол Павел: " Духа не угашайте " - дайте в себе место Духу Святому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010