Правда, прародители не умерли немедленно после грехопадения, но они не умерли потому, что смерть входила в человека не чрез самое вкушение, а чрез грех непослушания и потому с момента греха началось только первое ее действие, которое, ослабивши связь духа с телом, и произвело потом окончательное разделение того и другого. На ту же связь греха с смертью указывают и единичные факты. Чем наказывает Господь развратившееся пред потопом человечество? Он наказывает его смертью. Не вечно, говорит Он, Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет ( Быт.6:3 ). Чем наказываются от Бога бунтовщики: Корей, Дафан и Авирон, осмелившиеся не признать Священства Ааронова? Они наказываются смертью. Если они умрут, говорит Моисей обществу, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа ( Чис.16:29–30 ). Испрошенное у Господа поглощение бунтовщиков землею, или что тоже смерть немедленная, поставляется здесь в связь с общим за грех наказанием и является только восполнением его. Так же смотрели на смерть и другие ветхозаветные писатели. Вот, например, как изображает Псалмопевец жизнь нашу. Все дни наши, говорит он, прошли в гневе Твоем; мы теряем лета наши, каш звук. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим ( Пс.89:9–10 ). Потому-то в книгах неканонических и высказывается уже с полною определенностью, что Бог смерти не сотворил ( Прем.1:13 ), что Бог создал человека для нетления ( Прем.2:23 ), что Он положил пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему ( Сир.15:17 ). В противоположность взгляду библейскому, признающему смерть явлением ненормальным, случайным, существует, как известно, другой взгляд, взгляд рационалистический, по которому смерть есть явление неизбежное, необходимое, вполне сообразное с законом природы 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Создатели креационизма говорили, что их главная цель - попытаться разработать правильную научную точку зрения на сотворение мира с учетом сведений Библии. Но время идет. Мало только научного подхода, как это было в период эволюционизма. Мало, как оказалось, и научного подхода с произвольным самонадеянным толкованием текстов Священного Писания, как это получилось у креационистов. Наступает, судя по всему, другая пора - одновременно использовать все три богатейшие сокровищницы знаний о нашем мире: сведения Священного Писания, богодухновенное разъяснение сокровенных мест Божественного Писания святыми отцами Церкви, а также и серьезные научные сведения, накопленные в особой полноте к нашему времени. ПОЗНАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ " Первый человек не достиг полного познания не исследует ее также и последний; ибо мысли ее полнее моря, и намерения ее глубже великой бездны " . Сир. 24,30 " Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах - кто исследовал ? " Прем. 9,16 " Желательно, чтобы кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество Православной Церкви, и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах " . Святитель Игнатий (Брянчанинов) " Творец ! покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи И что угодно пред Тобою Всегда творити научи, И на Твою взирая тварь, Хвалить Тебя, бессмертный Царь. " М.В. Ломоносов На дворе третье тысячелетие. Что мешает нам, используя только строгие научные данные (а не ту или иную их трактовку в свете разных гипотез и теорий), попытаться заново взглянуть на мир, в котором мы живем, с учетом неизмеримо глубоких сведений Божественного Писания и богодухновенного знания святых отцов Церкви ? Премудрости.// Именно заново, уйдя со старых развалин отживших свое " великих теорий " и не входя в недостроенные, но уже шатающиеся постройки " новых глобальных теорий " , чтобы не вобрать в себя еще и их ошибки и заблуждения.

http://pravoslavie.ru/213.html

Ср. Втор.12:17–18; 16:11, 16–17 ; Лев. 27:30–33 ; Чис. 18:20–24 ). Таким образом, по смыслу израильского законодательства, поясняет Иосиф Флавий, всякий «оставляющий без помощи человека, нуждающегося в ней, совершает преступление, не оказывая помощи, хотя и имея возможность оказать такую» 1131 . Эти постоянные и строгие напоминания закона о помощи нуждающимся должны были воспитывать в народе дух милосердия, и это качество выступает как главное в образе израильского праведника. Он «всякий день милует и взаймы дает» ( Пс. 36:26; 111:5 ). Иов, в котором воплощен образ ветхозаветного праведника, был «отцом для нищих» ( Иов. 29:16 ). Товит завещает своему сыну: «Из имения твоего подай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу» ( Тов. 4:7–8 ). Напротив, немилосердие составляет отличительную черту нечестивого. «Сердце нечестивых жестоко» ( Притч. 12:10 ). Так как Сам Бог милосерд, то у Него отечески-доброе, любвеобильное сердце, исполненное сострадания. Потому-то «чтущий Бога благотворит нуждающемуся» ( Притч. 14:31 ). Потому же милосердному обещается благословение Божие: «Благотворящий ближнему дает взаймы Богу, и Он воздает ему за благодеяние его» ( Притч. 19:17 ), воздает даже в том случае, когда получивший благодеяния не ответил должной благодарностью ( Сир. 12, 2 ). Напротив, не помогающий бедному не может не страшиться гнева Божия. «Берегись, чтобы глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе великий грех» ( Втор. 15:9 ). Вот где заключается та глубочайшая причина, почему в жизни еврейского народа проявил себя дух милосердия, которого напрасно мы стали бы искать у язычников. Поэтому и на бедных в Израиле смотрели совершенно иначе, чем в язычестве. Здесь нет и следа языческого презрения к ним. «Вот пост, который Я избрал, – говорит Господь устами пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

(Ст. 24) но и оставаться здесь плотью [сир. (Вальт.): «для радости вашей и для умножения веры вашей»] почитаю благом для вашего укрепления. (Ст. 25–26). И, на сие надеясь, знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для успеха вашего и радости в вере, дабы, когда опять приду к вам, преумножилась мне похвала эта, которой через вас хвалюсь во Христе. (Ст. 27–28). Посему и ни в чем не страшитесь пред противниками, — ибо это конец для них к погибели, а для вас (путь) к жизни и вечному спасению. (Ст. 29–30). Ведь не за грехи ваши увеличиваются бедствия ваши, ибо это как дар предоставлено вам, а именно: не только веровать во Иисуса Христа, но и за Него страдать, такой же подвиг имея, какой вы видели во мне, когда я был у вас (Деян. гл. 16), и какой ныне издалека услышали о мне.   Глава 2 (Ст. 1–4). Итак, не превозноситесь скорбями вашими, — и тот, кто терпел гонение более сотоварища своего, да не превозносится над ближним своим, но кротко и благосклонно каждый да считает своего ближнего выше себя. Каждый тайно или явно пусть совершает дело не только свое собственное, но и ближнего своего. (Ст. 5–6). В этом будьте подражателями Того, Кто в образе Бога был прежде облечения плотию, не хищением почитал для Себя быть равным Богу. (Ст. 7). Но Себя Самого уничижил, скрыв Свою собственную славу и облекшись в образ раба, так что Сын Давида царя, как раб, добровольно приял удар по ланите (Ин. 18:22. Мф. 26:67. Мк. 14:65 и Ин. 19:3) в то время, когда Он стал в подобие человеков, но от Девы, а не от семени мужа, и в виде (внешнем образе) людей оказался, то есть во всех страданиях плоти, кроме греха. (Ст. 8). И унизил Себя Тот, Кто был равен Богу, — даже до послушания Креста. (Ст. 9). Посему и Бог возвеличил и превознес Его, не Того, Кто уничижил Себя и унизил, но ту плоть, которой Он уничижен был. И даровал Ему имя, которое выше всякого имени, то есть Иисус. В чем же состоит это превознесение Его имени? (Ст. 10). В том, чтобы в этом имени Иисус всякое колено поклонялось — небесных, и земных, и преисподних, то есть и мертвые, и живые, и Ангелы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Такова была деятельность Божественных посланников-пророков. Они всегда стояли на высоте своего положения и призвания. Падал народ, падали и священники, но пророки всегда были духовными вождями народа; их голос всегда и неизменно раздавался, как гром, и заставлял людей опомниться и исправиться. Отступавший от Бога народ часто хотел видеть в пророке только забавного певца с приятным голосом (см.: Иез. 33, 32), хотел слышать только то, что усыпляло дремлющую совесть. Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка (Иер. 28, 9). От пророков требовали, чтобы они не пророчествовали правды, а говорили только лестное: Сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева (Ис. 30, 10–11). Такие требования соединялись с угрозами, например, мужи из Анафофа говорили: Не пророчествуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших (Иер. 11, 21). Шемаия Нехеламитянин писал в Иерусалим: Почему же ты не запретишь Иеремии Анафофскому пророчествовать у вас (Иер. 29, 25–32). Пророков и подвергали гонениям. Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем... ударил... Иеремию... и посадил его в колоду (mahpechel — 2 Пар. 16, 10), которая была у верхних ворот Вениаминовых (Иер. 20, 1–2); того же пророка Седекия заключал во двор стражи (см.: Иер. 32, 2); священники и пророки и весь народ после одной речи Иеремии схватили его и сказали: Ты должен умереть! — требовали для пророка смертного приговора (см.: Иер. 26, 7–11). Тяжела была жизнь пророка (см.: Иер. 20, 14–15), но ничто не заставляло пророка изменить своему призванию; он всегда был, как огонь, и слово его всегда горело, как светильник (Сир. 48, 1). Священники, как мы отмечали уже, нередко совершенно подчинялись государственной власти, участвовали в политической борьбе династий и партий. Не то представляло пророчество. Пророчество участвовало только в борьбе между добром и злом. О пророчестве вообще можно сказать, что Сирах говорит о пророке Елисее: Он не трепетал пред князем... ничто не одолело его (48, 13–14), а также и то, что Господь говорит об Иеремии: Будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя (Иер. 1, 19).

http://pravoslavie.ru/5840.html

В коллекции Mrss. Lewis и Gibson открытъ S. Scheehmer’oм только один первый лист, содержаиций Сир. 39,15–40.8 ; дальнейшие девять листов той же рукописи, содержащие Сир. 40,9– 49,11 , были найдены Cowley’eм, и Пеиваиег’ом среди рукописей, приобретенных для Бодлеянской оксфордской библиотеки Sayce’oм, – эти десять листов и вошли в издапие Cowley and Neubauer 1897. В том же году S. Schechter нашел среди привезенных им из Каира рукописей еще семь листов того же списка евр. текста книги Иис. с. Сир., содержащие Сир. 30,11 –31, 11; 32.1–33 ,з; 35,9–36,21; 37,27–38,27:49,12–51,30, и кроме того четыре листа другой рукописи того же самаго евр. текста книги Сир.: последние содержат Сир. 3,6–7,29; 11,34–16,26 . В издание Schechmer and Taylor 1899 г. и вошли эти одиннадцать листов. Затем G. Margoliouth среди рукописей, приобретенных для Британского Музея, нашел еще два листа первого списка (он теперь обозначается буквой В), как раз заполнившие два промежутка между ранее найденными листами, именно Сир. 31,12– 32,1 и 36,24–37,26, и напечатал их текст в журнале The Jewish Quarterly Review 1899, ост. 1–33. A в апреле 1900 r. (p. 466–480) в том же журнале были воспроизведены еще два листа второго списка (он обозначается А), заполняющие промежуток в тексте между Сир. 7,29 и 11,34 и открытые Elkan Nathan Adler’oм. Здесь же (р. 456–465) напечатан текст третьего сииска (С), два листа которого открыты Schechmer’oм в каирской коллекции Кэмбриджского университета; последние содержат отдельные стихи и отрывкн Сир. 4, 5, 25, 26 и 36 глав. Из этого третьего списка (С) сохранилось и еще два листа, открытые и обнародованные J. Levi (из библиотеки евр. консистории в Париже, куда были пожертвованы Ротшильдом) и M. Gasmer’oм, – оба из каирской генизы·.первый содержит отрывки из Сир. 6 и 7 гл. и напечатан в Revue des Etudes Juives 1900, jan.-mar. p. 1–30, второй – из Сир. 18, 19, 20, 37 гл., напечатан в Jew. Qu. Review 1900, july p. 688 sqq. Наконец, среди купленных Ротшильдом рукописей J. Levi нашел лист еще четвертого списка текста книги Сираховой (обозначен D), в котором содержится Сир. 36,29–38.1 , и напечатал его в той же книжке Revue des Etudes Juives (p. 1 sqq). Можно надеяться, что при дальнейшем разборе привезенных из Каира сокровищ будут найдены и другие, доселе недостающие части книги, и наука будет обладать полным еврейским, ее текстом. Cp. Encyclopaedia Bibliea Т. К. Cheyne and J. Sutherland Black, Vol. 11 col. 1166.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Если сравнивать книгу Сираха с библейской литературой Премудрости и с литературой мудрости языческого мира, то книга Сираха занимает некое среднее положение: «В целом книга отражает процесс консолидации еврейской мудрости перед лицом греко-римского язычества» 66 . В книге Сираха не найти высоких религиозных размышлений о законе, избранничестве, загробной жизни и спасении. Всё содержание книги направлено на тихую повседневную жизнь, обретение мудрости, которая помогает человеку приобрести счастье, комфорт и богатство. «Отказ от включения Сираха в иудейский канон объясняется тем, что она, по мнению раввинов, выражает мизантропию и эпикуреизм» 67 . То есть, большая часть содержания книги Сираха напоминает литературу мудрости стран Древнего Востока. Но, несмотря на практическую человеческую направленность, книга несёт учение о человеческой жизни, исключительно в свете веры в Бога. Более того, вся человеческая жизнь, судьба, счастье или страдание – всё поставлено в прямую зависимость от веры в Бога. «Начало премудрости – жить в страхе Божием… Полнота премудрости – жизнь в страхе Божием… венец премудрости – страх Господень, она производит мир, благополучие и здоровье» ( Сир.1:15,18 ). Источником мудрости у Сираха также является Бог: «Всякая премудрость – от Господа и с Ним она вовек» ( Сир.1:1 ). И без исполнения закона, без праведной жизни, стяжание мудрости невозможно: «Всякая мудрость есть страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона» ( Сир.19:18 ). Внимание автора, прежде всего, сосредоточено на семье. Основой благополучия и счастья семьи, по мнению Сираха, является разумное и богобоязненное поведение её главы. Поэтому, давая советы и наставления, автор обращается, в первую очередь, к отцу семейства. От членов семьи, безусловно, требуется полное подчинение её главе. Родители, особенно отец, должны заботиться о воспитании детей: в сыновьях, прежде всего, необходимо воспитывать послушание и почтительность ( Сир.30:1–13 ), в дочерях – целомудрие ( Сир.42:10–11 ). Нет смысла радоваться «множеству негодных детей», потому что «лучше один праведник, нежели тысяча грешников» ( Сир.16:1–5 ). Муж и жена должны жить в согласии между собой ( Сир.25:2 ). Верная и стыдливая жена является высшей наградой для мужа, его «счастливой долей» ( Сир.26:3 ), «опорой спокойствия его» ( Сир.36:26, 7:21, 26:1–4, 16–23, 36:23–29 ); злая, бесстыдная, пьяница, напротив, вызывает отвращение и невыносима для всей семьи ( Сир.25:15–29, 26:7–10 ). Раба нужно держать в строгости, но не слишком обременять и поступать с ним, «как с братом» ( Сир.33:25–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

19. к чему приносить жертвы языческим идолам, которые не едят и не обоняют? 20. Так и тот, у кого есть богатство, но он не может им пользоваться: 21. он смотрит на него глазами и вздыхает, как вздыхает скопец, обнимая девицу. 22. Не предавайся печали душею твоею и не расстраивай себя заботами: 23. радость сердца – это жизнь человека, и веселье человека умножает дни его. 24. Успокаивай душу свою и утешай сердце свое, и скорбь далеко отгоняй от себя: 25. Ибо многих погубила печаль, и нет пользы от скорби. 26. Ревность и гнев умаляют дни, и забота преждевременно старит; 27. Спокойный сон бодрого сердцем – как лучшая пища, и то, что он ест, идет ему на пользу. Так как бен-Сира не относится отрицательно к земным благам и смотрит на них, как на награду от Господа за благочестивую жизнь, то естественно, что он очень высоко ставит телесное здоровье, как необходимое условие земного благополучия. О высокой ценности здоровья и тесно связанного с ним душевного спокойствия премудрый говорит в конце 30-й главы (ст. 14–27). 14–15. Здоровье телесное и душевное спокойствие, светлое настроение духа, – выше богатства, которому часто сопутствуют болезни. Сл.: «Лучше нищ здрав и крепок в силе своей (Остр.: луче есть нищ и крепок с здравием), нежели богат уранен телом своим. Здравие и крепость (Остр.: здравие исцельно) лучше есть всякого злата, и тело здравое нежели богатство бесчисленное». Здесь в некоторых списках Гр. стоит заглавие: «о здоровье» 296, 307, 308), в других: «о снедях», περ βρωμτων (55, 254); второе заглавие (или искаженное περ κρημτων) ставится иногда перед 16 стихом (В, 155, 248) и перед 18-м (296, 308, Коп.-с.), а первое – перед 16-м В Сир. в начале 14 стиха поставлен союз «ибо», здесь совершенно неуместный. Сл., Гр. и Сир. «здрав и крепок» свободно передает Евр. хай, что значит обычно «живой», а здесь – «здоровый, крепкий», как в ново-еврейском языке 1 и в Исх.1:19 в Евр. («оне здоровы» Рус., хайôт). Сл. «в силе своей» передает Гр. Τ ξει «телосложением», Евр. бэъацмô «в костях его»: «здоровый телом своим» или «крепкий здоровьем». Сл. и Гр. «уранен», т. е. израненный, соответствует Евр. и Сир. «разбитый»; «разбитый телом» – вообще болезненный, слабый здоровьем. «Здравие и крепость» в 15 стихе передает Евр. , Сир. «жизнь здоровья»; вместо второго слова на поле предложен вариант или «плоть», оно означает здесь, по свидетельству Гр. и Сир., «здоровье»: «жизнь здоровья» значит – «жизнь в здоровье, здоровая». Гр. и Сл. «лучше есть всякого злата " свободу передает Евр.: «я желаю больше, чем золота», как и в Сир., или «я предпочитаю золоту». Вторая часть стиха в Гр. и Сл. неточно передает Евр. и Сир., где читается: «и дух благ–больше жемчуга», – разумеется здоровый, бодрый дух, хорошее расположение духа, как спутник здоровья. Лат. вместо «в силе своей» читает «силами», далее: «нежели богатый, бессильный и разбитый злобою; здоровье души в святости правды лучше всякого золота и серебра» и т. д., как в Гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

К заклинанию не приучай уст своих: ибо клянущийся не очистится от греха ( Сир.23:8:10 ). Пред очами Божиими пути человека. Он надзирает за всеми шагами его ( Прит.5:21 ). На стезю нечестивых не вступай, и не иди по пути злых. Отступи от него, не переходи чрез него; удались от него, пройди мимо. ( Прит.4:14–15 ) (По Евр. тексту). Пред премудростью богатство есть ничто; и все, чего только желают люди, сравниться с нею не может ( Прем.7:8 ; Прит.3:15 ). Если увидишь мужа разумного, приходи к нему до рассвета, и да трет нога твоя часто ступени дверей его ( Сир.6:36 ). Начало пути благого есть творение правды; она приятнее Богу приношения жертв ( Прит.16:6 ). Если ты входишь в дом Господень, смотри, куда вносишь ты ногу свою, и приближайся туда с тем, чтоб слушать заповеди Божии: ибо послушание гораздо лучше жертв безумца. ( Екл.4:17 ) (С Евр.). Ты ограждаешь стяжание свое терновником: огради и уста свои дверьми и запорами. Ты весишь золото и серебро свое: сотвори же и словам своим вес и меру ( Сир.28:27–29 ). Многие пали от острия меча, но гораздо больше погибло от языка (28:21). Мудрость человеку вместо седин; и жизнь незазорная вместо старости. ( Прем.4:9 ). Не удерживай добра твоего от бедного, которому оно принадлежит как Господину; ежели дал Бог в руки твои, чем помочь ему ( Прит.3:27 ). Не порицай никого прежде, нежели испытаешь истину; удостоверься прежде, и потом обличай праведно ( Сир.11:7 ). Выговор больше трогает человека разумного, нежели сто ударов глупца ( Притч.17:10 .) (По Евр. тексту.) Не обличай ругателя, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого и он возлюбит тебя (9:8). Не удерживай в себе слова, когда оно спасительно. Даже до смерти защищай истину; и Господь Бог поборет по тебе ( Сир.4:27:32 ). Стыдись невежества своего: но не стыдись признаваться во грехах своих (4:29:30). Лживые уста мерзость Господу; но поступающий верно приятен Ему ( Притч.12:22 ). С кротостью слушай слова других, дабы мог ты понять их и дать умный и правильный ответ ( Сир.5:13 ) (По Вульгате).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

24. Главное для жизни человека – хлеб и вода, и одежда, и дом, прикрывающие наготу; 25. лучше жизнь бедняка под дощатой крышей, чем лакомые блюда в чужом доме. 26. Много у тебя или мало, – будь доволен, и не услышишь, упрёка от чужих людей. 27. Плохая жизнь – скитаться из дома в дом, и где ты живёшь чужим человеком, там не откроешь и рта; 28. накормишь и напоишь без благодарности, да к тому же ещё услышишь оскорбительное: 29. «пойди сюда, пришелец, приготовь стол, и если есть что-нибудь у тебя, накорми меня!» 30. или: «уступи, пришелец, почётному гостю: ко мне пришёл, брат, и нужно место в доме!« 31. Тяжело это для человека рассудительного, – как оскорбление от хозяина, так и упрёк от займодавца. 29-я глава содержит советы о помощи ближнему имуществом. Если ближний просит в долг, дай ему, а если ты сам взял, то возврати в срок (29, 1–16). Если нужно, поручись за ближнего, но с большим разбором, а поручившегося за тебя не вводи в убыток (29, 17–23). Но всего лучше – никогда не прибегать к посторонней помощи, соединённой часто с обидами и унижением (29, 24–31). 29, 1–3. Закон Моисеев предписывал помогать нуждающемуся: »взаим да даси ему, елико просит и елико ему недостанет» Вт. 15, 8 (ср. Лев. 25: 35–37). То же заповедует и бен-Сира, указывая на это требование закона. Но имея в виду, что отказ в заимообразной помощи вызывается иногда несвоевременной уплатой долга, премудрый советует и должнику помнить условленный срок и вовремя уплачивать взятое в долг. Тогда и сам исправный плательщик всегда найдёт кредит в трудную минуту, и заимодавцу не даст повода отказывать в помощи другим, ссылаясь на неисправность должника. Сл.: «Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляяй руку свою соблюдает заповеди. Даждь взаим искреннему во время требования его, и паки воздаяждь искреннему во время; Утверди слово и уверися с ним, и во всяко время обрящеши потребу твою». В Сир. первая фраза передаётся свободно: «налагает хороший долг (разумеется, вероятно, – на Бога) тот, кто даёт взаймы ближнему своему»; отсюда можно видеть, что Гр. подлежащее следует считать сказуемым и наоборот: «оказывает милость, кто даёт в долг ближнему», – тогда получится полное соответствие со второю частью притчи. «Укрепляй руку свою» – не совсем точно, следует «руку его», ближнего, т. е. поддерживающий его, Евр. мэхаззек бэйад: Сир.: «берущий за руку». Вторая часть 2-го стиха говорит, уже о своевременной отдаче долга; Сир. соединяет конец, стиха с началом 3-го и переводит свободно: «пообещай ближнему твоему, и во время срока утверди слово твоё». Сл. «утверди слово» значит твердо держи его, «и уверися с ним» – будь верен ему, данному тобою слову; Сир. неправильно: «с твоим ближним», а далее вместо «потребу твою» Сир. читает «желание твоё», Лат.: «что тебе необходимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010