– «Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» ( Сир. 17:21–23 ). Духовная жизнь начинается с покаяния и отвращения от всех злых дел. Надо стараться регулярно посещать в воскресные и праздничные дни богослужения, читать утренние и вечерние молитвы из православного молитвослова, соблюдать посты и постные дни, покаяться во всех грехах на Исповеди. Духовная жизнь – это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать. Постараться найти себе духовного отца и выполнять его наставления. 11.6. Как избавиться от вредных привычек? – Избавиться от вредных привычек можно искренним в них раскаянием на Исповеди и Причастием, обещая Богу добрую совесть и прилагая усилия к исправлению. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ). 11.7. Как быть, если не у кого спросить, как поступить? – «Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтоб Он управил путь твой в истине» ( Сир. 37:17–19 ). У человека есть достаточное руководство – совесть, и никто не лишен ее помощи. Если последовать своей воле нельзя и спросить не у кого, то надо подумать, как поступил бы Господь по Своей кротости. Основанием жизни всегда были и будут Божии заповеди. 11.8. В чем разница между религией и наукой? – Религия и наука – две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут. Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» ( Притч. 15:14 ). «Послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» ( Притч. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

11. Не перестает разум производить размышления, но ты дурные – выкорчевывай, благие – взращивай. 12. Преп. Нил: Тот, кто усердно стремится достичь божественного бесстрастия, да охраняет свой разум от рабства всякой страсти. 13. Климент: Не отказом от дел оправдывается верный, но чистотой и непорочностью помышлений. 14. Плутарх: Солнце часто затемняется облаком, а разум – страстями. 15. Из ноги – колючку, а из неразумной части души следует удалять неведение. 16. Филимон: Тот, кто рассудком все у себя наблюдает, дурное отбрасывает, а благое принимает. 17. Исократ: То, что ты разумеешь как самое лучшее, то и воплощай в делах. 18. Как из хорошо управляемого города нужно бежать мятежнику, так и из души, наклонной ко злу, – рассудку. 19. Харикл: Страданию тела и разумное начало души поневоле сочувствует. 20. Эпиктет: То, что делать не подобает, не подобает делать и в мыслях. 21. Пифагор: Позорно сладкими дарами наполнять глотку, а Божий дар делать горьким посредством порока. 22. Феаг: То [в душе], что не может понести труды, чтобы победить наслаждение, родственно неразумной ее части; но в отношении этого выбор происходит в обеих частях души – и в имеющей разум, и в не имеющей. Слово 60-е. О глупости, глупце и безумном, невоспитанном и неразумном 1. Мф. 7, 26 : А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному. 2. 1Кор. 14, 20 : Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. 3. Притч. 17, 21 : Сердце неразумного – болезнь стяжавшему е. 4. Еккл. 10, 12 : Уста глупого губят его же: начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие. 5. Притч. 16, 27 : Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. 6. Притч. 18, 2 : Не требует премудрости муж скудоумен, зане паче водится безумием. 7. Сир. 22, 13–14 : С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи; берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним. 8. Сир. 22, 10 : Меньше плачь над умершим, потому что он успокоился, а злая жизнь глупого хуже смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

2, 8). Врачуют раны народа они легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют (Иер. 6, 14–15; 8, 11–12). Забывался закон о левитской нечистоте, о субботе (см.: Иез. 22, 26), о начатках и десятинах; священники обкрадывали Бога (см.: Мал. 3, 8), оскверняли святыни и вообще попирали закон (см.: Соф. 3, 4). Да и сам закон лукавая трость книжников, как и всегда, и везде, обращала в ложь (см.: Иер. 8, 8). Народ забывал свою религию и обращался к чужим культам. В истории религиозной жизни народа выступило явление, в истории религии известное под названием синкретизма или теокразии, а в политической жизни стали иметь место союзы с языческими народами. Против такого-то отступления от Бога и данного Им закона постоянно боролись пророки, постоянно охраняли народ от забвения закона; они были стражами дома Израилева. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его (Ос. 12, 13). Пророки обличают каждое отступление от закона, общее и частное. Пророк обличает Венадара, который пощадил заклятого (см.: 3 Цар. 20, 35–43). Илия обличает царя Охозию, пославшего спросить Веельзевула, божество Аккаронское (см.: 4 Цар. 1, 2–4). Илия и предназначен был на обличения в свои времена (Сир. 48, 10), он был как огонь, и слово его горело, как светильник (Сир. 48, 1). Иеремия поставлен был укрепленным городом и железным столбом и медною стеною... против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли (Иер. 1, 18). Пророк оправдывал свое назначение. Он обличает идолопоклонство, напоминает о завете (см.: Иер. 12, 2–8), ратует за соблюдение субботы (см.: Иер. 17, 21–27), проповедует священникам и старейшинам в долине сынов Енномовых (см.: Иер. 19, 1–13) и во дворе дома Господня (см.: Иер. 19, 14–15). Пророк возвещает горе тем, которые идут в Египет за помощью (Ис. 31, 1). Пророки возвещают горе и пастырям народа (см.: Иер. 23, 1–2), зовут их к суду с Богом (см.: Исх. 5, 3; Иез.

http://pravoslavie.ru/5840.html

41 «Благословен Господь Бог, оправдавший над нами царствовати возлюбленного раба Своего, Благочестивейшего Великого Государя Императора Николая Александровича! Благословен Господь Бог, благоволивший Ему восприять от святилища Своего Венец и Скипетр Предков Его, Благочестивейших царей России! Благословен Господь Бог, излиявший на Избранника Своего, в священном Помазании от Святого, духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия – в залог истинного, верного и долгоденственного счастья и благоденствия России. Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Миссионерский листок С. и П. Ответы из слова Божия вопрошающим о нашем уповании//Миссионерское обозрение. 1896. 5. С. 68–74 О Царской власти I. Божественное происхождение власти на земле Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением ( 1Пет.3:15 ). 1) Господь – верховный Властелин земли и Управитель царств и народов. Всевышний владычествует над царством человеческим ( Дан.4:14 ). Господне есть царствие и Он обладает народами ( Пс.21:29 ). Царство Его всех веков и владычество Его во всяком роде и роде ( Пс.144:11 ). 2) Каким образом всепромыслительная Десница Божия управляет народами и царствами? В руке Господа власть над землею и человека потребного Он во время воздвигает на ней ( Сир.10:4 ). Каждому народу поставил Он вождя ( Сир.17:14 ). Вознес избранного из народа ( Пс.88:20 ). Так говорит Господь помазаннику своему: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и железные запоры сломаю ( Ис.45:1–2 ). 3) Когда и кому из людей впервые Господь даровал власть Свою на земле? И сказал Бог Адаму, (созданному по образу Божию) обладайте землею и господствуйте ею ( Быт.1:26–28 ). 4) В какой постепенности богодарованная власть раскрывается в истории царства Божия на земле? И сказал Господь жене: к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою ( Быт.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

δος (в русском переводе: он (т. е. Езекииль) напоминал о врагах под образом дождя (собственно: в дожде) и возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои). Еврейский текст вместо τν χθρν, которому должно было бы соответствовать еврейское слово (враг), имеет (Иов). Таким образом, смысл получается такой: он (т. е. Езекииль) напоминал об Иове в дожде и т. д. Такое чтение 49:9 получает хороший смысл в виду Иез.14:13–14 : если бы какая земля, согрешила предо Мною... и Я послал на нее голод... и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь. Кроме того оно оправдывается сирским переводом, где тоже читается: «и об Иове говорил он»… Было бы несправедливо однако все недостатки греческого перевода приписывать переводчику. Некоторые из них произошли впоследствии при переписке. Напр. в Сир.43:23 мы читаем κα φτευσεν ατν ησος (Ac.; B – ΙΣ) T. e. и насадил её (бездну) Иисус. Многие богословы одобряли и защищали это чтение. В подлиннике же, в соответствие ησος, стоит т. е. острова. Очевидно греческое ησος явилось на место первоначального νσους (ατν ησος, вместо ατ νσους). Впрочем, не всегда поврежденность оказывается на стороне греческого перевода. Есть места, где порча замечается и в оригинале. Напр. в Сир.48:13 греческий текст имеет: κα ν κοιμσει προφτευσεν τ σμα ατο (т. е. и по успении пророчествовало тело его т. е. Елисея). Греч. προφτευσεν должно было соответствовать в оригинале . Но в новооткрытом подлиннике вместо этого слова стоит (Ниф. от – создавать), т. е. будет создано или воссоздано. Греческий текст имеет прямое отношение к 4Цар.13:21 , где рассказывается об оживлении мертвеца, брошенного в гроб пр. Елисея, и потому должен быть признан более верным. Итак, если бы открыт был весь еврейский подлинник Премудрости Сираха – а это может случиться: по крайней мере, Kautzsch на 11-м съезде ориенталистов в Париже слышал, что раввин Шлехтер нашел новые фрагменты и надеется отыскать всю рукопись (s. 199) – греческий перевод все же не потеряет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И обратились к молитве (к Богу), прося, чтобы содеянный грех совершенно был изглажен (ξαλειφθναι – Сир. 40:12 . – Пс. 50:3 . Дан. 9:24 – ). А Иуда увещевал собрать денег и послать в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех (Вульгата добавляет: mor-tuorum); и поступил, –добавляет писатель, – весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении (40–43). Если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся во благочестии уготована превосходная награда 230 . Какая святая и благочестивая мысль! Поэтому он и сделал выкуп (ξιλασμν – удовлетворение равноценное – 231 Исх. 13:13 ; Лев. 27 гл.), чтобы очистился грех их. Итак, по воззрению Иуды Маккавея и писателя книги, вскоре после смерти не решается окончательно участь человека. Поэтому живые могут ходатайствовать за умерших и вместо осуждения за идолопоклонство могут сделать их достойными вечного блаженства. 2Мак. 15:11–15 . Перед сражением с Никанором Иуда Маккавей воодушевил своих воинов верой в помощь умерших праведников. Он рассказал достойное вероятия (ξιπιστον) – авторитетное и заслуживавшее доверия – сонное видение. Он видел Онию первосвященника (уже умершего – 3:1, 5; 4:3), простирающего руки для молитвы за весь иудейский народ. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою (ср. Дан. 7:9–14 ). И сказал Ония: это братолюбец Иеремия – пророк Божий, который много молится о народе (иудейском) и о святом городе – Иерусалиме (как и в земной жизни Иер. 15:1; 18:20 ). Иеремия подал Иуде золотой меч – дар Божий – для победы над врагами. Видения и речи Иуды утешили (παρακληθντες – Сир. 48:27 ) соотечественников и привели к полной победе над сильным врагом. Почему же они утешили? Потому что иудеи сочли их отражением действительности. Как представилось Иуде в видении, так – верили иудеи – и в действительности Иеремия и Ония ходатайствовали пред Богом за соотечественников. Таким образом, вера в возможность ходатайства живых праведников за своих соотечественников ( Быт. 19:21 ; Иов. 42:8, 10 ) привела к вере в такое же ходатайство пред Богом умерших праведников за живых соотечественников. Вера в Иегову объединяет умерших и живых. Умирающие также соединяются с народом ( Быт. 15:15 ), как и живые; пред Иеговой все живы ( Исх. 3:6 ; Мф. 22:32 . Ср. Иез. 14:14 – ходатайство Ноя).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола «воздевать руки» во время молитвы: 1Тим. 2:8 . «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.» Св. отцы о крестном знамении а) Св. Иустин Мученик (умерший в 165 году по Рождестве Христовом) говорит: «Чтобы воздавать Богу лучшее, христиане должны молиться на восток и изображать крестное знамение правой рукои». б) Св. Кирилл Иерусалимский : «...Посему не стыдимся исповедывать Распятого: с дерзновением да будет налагаема перстами печать, т. е. крест, на челе и на всем, на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, пред сном, когда ложимся и когда встаем бываем в пути и покоимся». Эти свидетельства ясно говорят о том, что и первые христиане осеняли себя крестным знамением, слагая для этого персты свои особым образом. 41. О Царской власти и повиновении Богом установленным властям а) Божественное происхождение власти на земле: «Всевышний владычествует над царством человеческим» ( Дан. 4:14 ). Господне есть царствие н Он обладает народами ( Пс. 21:29 ). Царство Его всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. б) Всепромыслительная Десница Божия управляет народами и царствами: «В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней» ( Сир. 10:4 ). «Каждому народу поставил Он вождя» ( Сир. 17:14 ). Вознес избранного из народа ( Пс. 88:20 ). Так говорит Господь помазаннику Своему: «Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы». в) Высшая и совершеннейшая власть на земле есть власть царская, самодержавная: «Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле царя, по образу Своего небесного вседержительства, устроил на земле царя самодержавного, по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле царя наследственного» (митрополит Филарет Московский ). «Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» ( Пс. 131:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Лучше жить в земле пустынной, нежели с женой сварливой и сердитой» (21:19). «Лучше жить в углу на кровле, нежели с сварливой женой в пространном доме». (25:24; ср. Сир.25:21 ). Своему сыну мудрый и благожелательный отец делает такое наставление и увещание: «не внимай льстивой женщине». ( Прит.5:2 ). «Остерегай себя от негодной женщины, от льстивого языка чужой» (6:24). «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту. Многие совратились с пути чрез красоту женскую: от нее как огонь загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель». ( Сир.9:8–11 ). Ветхий Завет , если так можно выразиться, не только не покровительствует страстям, но и строго преследует обнаружение их всюду. Пусть увлечение достигнет самых последних пределов, пусть оно будет окрашено в самые яркие, чарующие, розовые краски, пусть оно имеет массу извинений с современной всё прощающей точки зрения, – это безразлично. Худо было тогда жить всем, которые были особенно внимательны к страстям, «страстям и пороху» которых приходилось «соткать» где-либо другую семью, «уйти» из своей семьи на «страну далече». Нарушивший супружескую верность и чистоту брака ( Лев.20:10–17 сл. Втор.22:22 сл. Ср. Исх.20:14, 17 ), опорочивший обрученную другому, не сохранившая своего девства ( Лев.22:21, 23–26 ), – все подлежали смерти. Одних побивали камнями пред воротами города в присутствии народа ( Втор.22:23–25 ), других предавали сожжению ( Лев.20:14 ), третьих просто лишали жизни различными способами ( Лев.20:13 и др.). Наказывал закон и за другие различные случаи фактического обнаружения страсти ( Втор.22:28–29 . Ср. Исх.22:16–17 и др.), за которые ныне у нас обыкновенно снисходительно прощают почти всех. В Новом Завете эта истина подтверждается еще с боль- —314— шею силою и раскрывается с большею ясностью и глубиною. Спаситель говорит, что даже один взгляд, брошенный на женщину «ко еже вожделети ей» ( Мф.5:28 ), является уже преступлением против седьмой заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому и сказано, что благовествование апостолов для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь ( 2Кор.2:16 ). Поэтому-то апостол и заповедует: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем ( Иак.3:1–2 ). Лучше кто не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:38 ), но не извращает Слова Божия произвольными толкованиями, дабы не подпасть осуждению, ибо если бы даже мы, – говорит апостол, – или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал.1:6–9 ; чит. Откр.22:18–19 ). Мудрость христианина должна выражаться в добром поведении, кротости, скромности, послушании, милосердии ( Иак.3:13–17 ). Этой мудрости, но словам апостола, и должен просить человек у Бога ( Иак.1:5 ). Но не должны мы мудрствовать о том, что выше нашего разумения и сил. Чрез меру труднаго для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай, – говорит Премудрый ( Сир.3:21–24 ; читай также Сир.38:24–25 ; Рим.12:3 ). ж) О св. Предании Наряду с св. Писанием, источником вероучения для истинных христиан должно служить св. Предание, т.е. то из учения Иисуса Христа и апостолов, что не записано, а устно передано ими Церкви. Из того, что сотворил Христос, многое не записано; если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не, вместить бы написанных книг, – говорит евангелист Иоанн Богослов ( Ин.21:25 ) И св. апостолы не все наставления свои передавали людям письменно, весьма многое они дополняли устно. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–14 ). Апостол Павел, давая коринфским христианам краткие наставления относительно вечери Господней, в заключение говорит: прочее устрою, когда приду ( 1Кор.11:34 ). Да и то, что записано в св. Писании, даже величайшие повеления Христа Спасителя не могут быть правильно поняты и исполнены без подробных наставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Разделы портала «Азбука веры» Развлечения — занятия, наполненные удовольствием, весельем, радостью, забавой. Развлечения — способ отвлечения от уныния и печали , отдых от трудов праведных. Священное Писание о развлечениях Положительно: Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого — любовь к мудрости. ( Сир.40:20 ) И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. ( Еккл.8:15 ) Отрицательно: Преданный сердцем удовольствиям будет осужден, а сопротивляющийся вожделениям увенчает жизнь свою. ( Сир.19:5 ) Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. ( Еккл.11:9 ) Допустимы ли для христианина радость и веселье? Несмотря на то, что Господь Иисус Христос предрекал Своим ученикам скорби и страдания за веру ( Лк.21:12 ), несмотря на то, что святые отцы нередко смотрели на скорби как на особые средства для врачевания нравственных недугов, христианство не следует понимать как религию, априори отвергающую радость и веселье. В Ветхом Завете мотив радость – определяющий мотив жизни Израиля с Богом. В книге Второзакония часто говорится о радости, которую человек испытывает во время жертвоприношений ( Втор.12:7; 14:26 ). Эта радость должна переполнять человека и в случае принесения десятин ( Втор.14:26 ), и во время посвящения Богу начатков урожая ( Втор.26:10 ). Особенное же проявление радость человека находит в случае принесения мирных жертв: Приноси жертвы мирные, и ешь [и насыщайся] там, и веселись пред Господом Богом твоим ( Втор.27:7 ). Естественно, что своего максимума такой вид человеческой радости обретает в дни праздников, когда следует отложить в сторону все житейские заботы и только веселиться ( Втор.16:15 ). В связи с этим праздник в Чис.10:10 называется днем веселия вашего , т.е. особо выделенным периодом, когда радость человека должна быть полной и совершенной.

http://azbyka.ru/razvlecheniya

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010