Книга открывается глубоко сокрушительными жалобами пророка и Церкви к Богу на безнаказанное господство нечестия (1, 2–4). Эти жалобы высказываются прямо и отрывочно, без всякого исторического указания на какое-нибудь обстоятельство, послужившее поводом к ним, потому что такой повод был для всех слишком известен и они высказывались, очевидно, не в первый раз, как показывает и начальное слово: доколе. «Доколе, Господи, взывать мне, – и Ты не слышишь» (1, 2)?... То же – кратко, что подробнее в Псалмах: «доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь сокрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать в душе своей советы, томиться в сердце моем день и ночь? Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, явися. Возвысься Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе нечестивым, Господи, доколе нечестивым торжествовать? Они изрыгают хулы; говорят дерзко; величаются все, делающие беззаконие... Вдову и пришельца убивают и сирот умерщвляют. И говорят: не увидит Господь и не узнает Бог Иаковлев» ( Пс.12:2,3 ; Пс.93:1–4,6 ). Видно, что пророк не мог утешиться в своей молитве, доколе не приблизилась она к Богу, и не отступал, доколе не посетил Вышний, не малодушествовал, не унывал в молитве ( Сир.35:17,18 ; Сир.7:10 ; Лк.18:1 ) по написанному: надейся на Господа, будь мужествен; да будет сердце твое крепко, надейся на Господа ( Пс.26:14 ). О содержании и основании дерзновенных вопросов пророка достаточно сказано уже выше, и мы можем здесь привести только назидательное, по поводу их, примечание Иеронима: «Подобные речи, говорит бл. учитель Церкви, высказываются людьми, незнающими непостижимых судов Божиих и глубины богатства, премудрости и разума Божия; ибо не так видит Бог , как видит человек. Человек смотрит только на настоящее, а Бог знает будущее и вечное. И бывает здесь то же, что с больным горячкой, когда он требует холодной воды и говорит врачу: терплю я насилие, мучусь, горю, нахожусь при последнем издыхании; доколе же, врач мой, я буду вопиять и ты не услышишь? Премудрый и милосерднейший Врач отвечает ему: я знаю, в какое время должно дать тебе, чего ты требуешь; не оказываю милости тебе сейчас же, потому что эта милость была бы жестокостью и что желание твое идет против тебя. Так и Господь Бог наш, зная вес и меру Своего милосердия, иногда не слышит вопиющего, дабы испытать его, дабы более побудить его к молению и, как бы искусив огнем, сделать его праведнейшим и чистейшим. Это-то разумел Апостол, сподобившийся помилования от Господа, когда говорил: не будем унывать в скорбех ( Еф.3:11 ), когда благословлял он Бога во всякое время ( Пс.33:2 ) и знал, что претерпевый до конца той спасется» 44 , и т. д. VI. Первое отделение книги (1, 5–17): а) его изложение

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Владыка Макарий (Невский , архиеп. Томский, впоследствии митр. Московский, +1926), писал еще более полвека назад: «О постах и говорить нечего: ныне стыдится не тот, кто нарушает посты, а тот, кто соблюдает их» (69, 50). Пусть, однако, и он послушает, что говорит Священное Писание . «Не всякую стыдливость хорошо соблюдать и не все всеми одобряется по истине... Есть стыд, ведущий ко греху... Из лицеприятия не греши: не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и Завета... и не стыдись хвалить» Бога ( Сир.41:20, 4:25, 42:1–2, 51:37 ). «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» ( 1Пет.4:15–16 ). «Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?» ( Сир.2:10 ). «Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек]» ( Пс.24:2 ). 95 4. «Я живу с молодыми. Они – неверующие, и постов, конечно, не признают. Раньше, когда я постилась, они ворчали на меня. Теперь – ради мира в семье – не пощусь. Знаю, что грешу, но ничего поделать не могу...» Спрашивается: почему мне должно непременно подстраиваться под всегдашнее всеядение неверующих, если я верующий и, желая соблюдать посты, могу довольствоваться постной пищей?! По собственному убеждению мы избираем линию своего поведения в жизни (в том числе, разумеется, характер и меру питания), и никто не властен принуждать нас к тому, что противно нашей совести. Само «подстраивание» верующего под питание неверующих есть свидетельство того, что у самого подстраивающегося нет собственного убеждения в необходимости соблюдения поста (а это – следствие маловерия в Бога!) и потому он так легкомысленно им пренебрегает. 5. Чревоугодники (и сектанты всех толков), обыкновенно, в оправдание своего отказа от поста, ссылаются на слова Христовы (сказанные в ответ фарисеям, обвинявшим Его учеников в том, что они «не умывают рук своих, когда едят хлеб»): «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Мф.15:2, 11 ). 96 Чревоугодие в этих словах старается найти предлог к уничтожению постов: «все можно есть во всякое время, только бы душа была чиста!» 97

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Глава 5 1 . И обратился я, и поднял глаза свои и увидел: и вот летящий серп. 2 . И сказал он мне: что ты видишь? И я сказал: я вижу летящий серп, в длину двадцать локтей и в ширину десять локтей. 3 . И он сказал мне: это – проклятие, выходящее на лице всей земли, ибо всякий вор будет наказан им 55 даже до смерти, и всякий клянущийся ложно будет наказан им до смерти. 4 . И Я наведу его, говорит Господь Вседержитель, и войдёт оно в дом вора и в дом ложно клянущегося именем Моим, и поселится среди дома его, и истребит его, и деревья его, и камни его 56 . 5 . И вышел ангел, говорящий со мною, и сказал мне: подними глаза твои и посмотри, что это выходит? И я спросил: 6 . Что это? Он сказал: это – выходит мера. И сказал: это – неправда их по всей земле 57 . 7 . И вот кусок 58 оловянный поднялся, и там сидела одна женщина среди меры. 8 . И он сказал: «Это – беззаконие», – и бросил её 59 в средину меры, и бросил оловянный кусок в уста её. 9 . И поднял я глаза мои и увидел: и вот выходят две женщины, и ветер в крыльях их, и они имели крылья, как крылья аиста 60 , и подняли они меру между землёю и между небом. 10 . И я сказал ангелу, говорящему со мною: куда они несут меру? 11 . И он сказал мне: устроить ей дом в земле Вавилонской и приготовить (место), и положат её там на её основу 61 . 55 Греч. κ τοτου – относим к ρ, потому что в след. 4 ст. ср. р. ατ – относится несомненно к ρ, стало быть, последнее признаётся средним родом; так понимают и толковники (Иерон., Феодор.). 58 Слав. талант, греч. τλαντον – круглый обрубок для веса, в виде нашей гири (Schleusner. 5. Р. 258). 61 Греч. τοιμασαν – слав. уготование, в синод. пер. основе. Так понимают греч. слово филологи (Schleusner. 2. Р. 541). Нечестие и беззаконие всей вселенной будет иметь средоточие в Вавилоне (ср. Ис.13–4 глл.; Иер.50–51 глл.) (Ефр. Сир., Феодор.). «И антихрист будет царствовать в земле Вавилонской» (Ефр. Сир.). «В Вавилоне находится жилище нечестия» (Иерон.). Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова : В 3-х том. - Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006-./Т. 2: Пророк Даниил. Малые пророки. - 2006. – 296 с./Книга пророка Захарии. 242-279 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Еще в Ветхом Завете премудрый Сирах писал: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями ( Сир.3:2 ). Из глубины веков слышим голос этого великого мудреца, обращающегося к детям: делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания ( Сир.3:8–9 ). Апостол Павел полагает религиозные законы послушания детей своим родителям во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол.3:20 ). И в другом Послании говорит: дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ). Послушание и покорность детей есть заповедь Божия, данная с особыми обетованиями ( Мф.15:4 ; Мк.7:10 ; Еф.6:2–3 ). Апостол указывает на одно из главных оснований и побуждений к искреннему послушанию (повиновению) родителям – внутреннее чувство почитания родителей. Послушание служит обнаружением этого внутреннего чувства почитания и любви. Возможно послушание и не из почитания, а или по страху, или по каким-либо расчетам, например, материальным. Апостол Павел указывает, как на основание почитания родителей, на заповедь Божию, данную с обетованием: чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая в обетовании: да благо ти будет, и будеши долголетен на земли ( Еф.6:2–3 ). Что может быть справедливее, как повиноваться тем, от которых мы получаем бытие, воспитание и направление жизни? Слово Божие указывает, что дети должны видеть в родителях представителей Творца и Промыслителя, чрез них изрекающего Свою волю ребенку, – это главное основание послушания и почитания родителей 563 . «Заметь, – говорит святой Иоанн Златоуст , – какое удивительное основание для добродетели (послушания) полагает Апостол – и справедливо – в почитании и уважении родителей! Запретив худые поступки и намереваясь приступить (к учению) о добрых делах, он заповедует, прежде всего, почтение к родителям, так как они для нас после Бога главные виновники жизни; поэтому справедливо они же первые имеют право вкусить от нас добрых (плодов), а потом и прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?» 564

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23–24 ). Уже Адаму в раю было заповедано: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ); «ибо прах ты, и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Таково согрешающему определение от века: «смертью умрешь» ( Сир.14:18 .) Господь – Вечносущий; и человек, как сказано, был создан Господом для нетления (ср.: Прем.2:23 ). Совершив грех, человек отдал себя во власть человекоубийцы от начала – диаволу, и стал испытывать смерть. Грех отводит человека от Бога и привлекает к диаволу. Насколько человек приближается ко греху, настолько он удаляется от Бога. Грех человека ненавистен Богу, любящему Свое творение» 159 . «Начало греха – гордость. Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его» ( Сир.10:15, 14 ). Все мы грешники и грешники великие. Для нас спасительно лишь покаяние пред Богом, которое снимает с нас бремя греховное, удаляет нас от греха и приводит к Богу. «Гряди, о душе: и возопий Создателю твоему, тайная твоя вся ведущему, и покаяния плоды покажи; яко да помилует тя щедрый Господь, и огня вечного избавит» 160 . Человек, загляни в свое «я» и, прислушавшись к голосу своей совести, вспомни, сколько по гордости и злобе ты уже натворил в жизни. Как-то морозным днем к тебе в дом постучался человек в гимнастерке, только что вышедший, по его словам, из тюрьмы и попросил у тебя какой-либо теплой одежонки. В ответ на его просьбу ты злобно буркнул: «Надо работать, а не шляться по домам с просьбами, высматривая при этом что-нибудь еще стянуть». Как-то ты не дал и гривенника нищенке с двумя малютками, сидевшей на перекрестке улиц и просившей милостыни, хотя в твоем кармане были и червонцы. Однажды ты ехал в вагоне электрички, и рядом в проходе на твоих глазах упал больной, бедно одетый пожилой человек, и ты, боясь испачкать свой белый майский костюм не подошел к упавшему, чтобы помочь подняться ему и усадить его на скамью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Другим важным ветхозаветным указанием на всеобщую пораженность рода человеческого грехом, являются слова молитвы царя Соломона, произнесенной им при освящении Иерусалимского Храма. Наследник Давида просил Бога, чтобы Он принимал в этом Храме не только молитвы Израиля, но и иноплеменников, потому что: «нет человека, который не грешил бы» ( 3Цар. 8:46 ; ср. 2Пар. 6:36 ). Премудрый Соломон не сделал исключения ни для младенцев, ни для праведников, ибо порабощенность греху всего человечества была для него очевидна. Много высказываний о всеобщности греха содержится в учительных книгах. Так в Пс. 142:2 святой Давид свидетельствует, что перед Богом «не оправдается... ни один из живущих» (Ср.: Пс. 13:2–3; 52:2–4 ). Подобная мысль высказана и в Пс. 129:3 : «если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?». В книге Притчей высказывается подобная же мысль: «кто может сказать: я очистился, я чист от греха моего?» ( Притч. 20:9 ; ср. ст. 6:24), в книге Екклесиаст решительно утверждается, что «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ). В книге Иисуса Сына Сирахова эта мысль выражена несколько по иному: «все мы находимся под эпитимиями (πντες σμν ν πιτημος)» ( Сир. 8:6 ). Даже великие ветхозаветные праведники, такие как Иов, Давид, пророк Исайя и многие другие, хотя и являли собой примеры добродетельной жизни, однако оставались причастными всеобщей греховности и осознавали это вполне отчетливо (ср. Иов. 14:4 ; 2Цар. 12:13; 24:10 ; Ис. 6:5 ) 104 . Важным свидетельством о врожденной наследуемой греховности всего человечества является 7-ой стих 50-го псалма: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Святой пророк Давид, заглядывая в тайники своего сердца, исповедует Богу наряду со своей личной греховностью и духовную порчу, врожденную всем людям, не зависящую от личного изволения и передающуюся через акт зачатия и рождения 105 . Эта мысль встречается и в книге Иова, где наряду с утверждением о всеобщей «нечистоте» (греч. – πος), говорится о рождении человека как акте приобщения к этой «нечистоте»: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов. 14:4 ) 106 , и далее: «ибо что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным» ( Иов. 15:14 ). Эта мысль в книге повторяется: «как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?» ( Иов. 25:4 ) 107 . Причина такого отношения к женщине, как к некоему орудию для греховного порабощения всякого человека, раскрыта в книге Иисуса сына Сирахова, где имеется указание на праматерь Еву, как виновницу греха и родоначальницу греховных рождений: «От жены начало греха, и через нее все мы умираем» ( Сир. 25:27 ). Ева первая преступила к запретному древу и потому вина ее считалась сугубой не только по отношению к потомкам, но и в отношении Адама, который поддался на ее уговоры 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Помышляли в сердцах своих (Мк. 2, 6; Лк. 3, 15). Даруй же рабу Твоему сердце разумное (3 Цар. 3, 9). Мудрость войдет в сердце твое (Притч. 2, 10). Не уразумели этого сердцем (Ис. 42, 25). Вы знаете всем сердцем вашим (Нав. 23, 14). Бродят помыслы в сердце (Пс. 72, 7). Мудрость почиет в сердце разумного (Притч. 14, 33). Безумие в сердце их (Еккл. 9, 3). Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать (Ис. 32, 4). Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания… Речей разумного будут искать в собрании и о словах его будут размышлять в сердце (Сир. 21, 17–20). Он дал им (людям) смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения (Сир. 17, 5). Да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). Для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24, 38). Остановимся на последнем тексте. Как эти мысли входят в сердца ваши? откуда входят? Если входят в сердце, то, значит, не рождаются в нем. Конечно, Писание не противоречит несомненным физиологическим фактам и не отрицает роли мозга в мышлении, и не только мышлении, но и во всех психических процессах. В приведенных выше словах иноков Каллиста и Игнатия, святителей Василия Великого и Григория Богослова пророчества и видения объясняются благодатным воздействием Духа Святого на ум пророков, а умственные процессы происходят в мозгу. Да, конечно, но только мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается. Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозги оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами — значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Бог является источником истинной премудрости и разума. Он… дает мудрость мудрым и разумение разумным (Дан. 2, 21). Он подает человеку сердце разумное, чтобы… различать что добро и что зло (3 Цар. 3, 9). Можно приобретать у Бога премудрость и разум, как некое богатство и источник жизни (Притч. 16, 22), и терять (21, 16; 23, 26). Особенно ярко этот энергийный характер Божественной Премудрости изображен в следующих словах Писания: Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света, и чистое зеркало действия Божия, и образ благости Его… пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков… Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше (Прем. 7, 24—29). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа (Прем. 7, 14; 9, 17), она предстает в Писании распределительницей всех благ: жизни и счастья (Притч. 8, 32—36; Сир. 14, 25), безопасности (Притч. 3, 23—26), благодати и правды, славы и богатства (Притч. 3, 13—16; Прем. 8, 5), равно как и всех добродетелей (Прем. 8, 7). Еще в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога в мире. При творении она веселилась пред лицом Божиим (Притч. 8, 27—31). Она правит вселенной (Прем. 8, 1), направляет историю мира (Прем. 10, 1—19) и обеспечивает людям спасение (Прем. 8, 13). Она открывает им Божественную волю (Прем. 9, 9), призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч. 8, 1—21), вкусить от Ее трапезы (Притч. 9, 4—5). В новозаветных писаниях Господь наш Иисус Христос предстает как Учитель высочайшей Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами (Мф. 12, 42; Мк. 6, 2; Лк. 2, 40). Он обещает Своим последователям дар премудрости, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся (Лк. 21, 15). Христос строит Свою речь по образцу ветхозаветных речей Премудрости Божией: «Придите ко Мне» (Мф. 11, 28; ср.: Сир. 24, 21); «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35; ср.: Ис. 55, 1; Притч. 9, 1—6). Здесь обещано больше, чем можно ожидать от речей какого-либо мудреца. Апостол прямо именует Христа Премудростью Божией (1 Кор. 1, 24, 30), потому что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3). Во Христе откровение Божественной Премудрости достигает своей полноты (Мф. 13, 35; Рим. 11, 33). В Нем все ветхозаветные высказывания о Премудрости Божией получают свою окончательную значимость: Он и есть воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Слово 63. О том, чтобы не клясться Ветхий Закон, тогда еще младенцам законоустановляя, заповедовал о том, чтобы не клясться ближнему ни безвременно, ни с хитростью. Нам же Господь наш и Спаситель заповедует не клясться вовсе – ни благовременно, ни безвременно: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф. 5:37 ). И первому, говорит, народу, как жестоковыйному, заповедовал: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои ( Мф. 5:33 ), как жестокосердным и непослушным. Вам же, верующим в Меня, которым Я дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), возрожденным от Святого Духа, повелеваю вообще не клясться никакой клятвой – ни малой, ни великой, чтобы было видно отличие незаконнорожденных Моих детей от законных». Посему устыдимся, возлюбленные, столь почтившего нас Владыку и Отца и со всяким страхом, как рабы искренние, да сохраним заповедь Его вообще не клясться, чтобы не было сказано и о нас: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене ( Ис. 1:2 ) и:сыны чуждии солгаша Мне ( Пс. 17:46 ). Посему не будем жестокими и презрителями заповеди Владыки. Ибо то, что без клятвы сделано или сказано, более убедительно для людей и Богу благоугодно. Посему правильно Премудрость возвещает: Не приучай уст твоих к клятве и не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святаго. Ибо… клянущийся… не очистится от греха ( Сир. 23:9–10 ). И еще: Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич ( Сир. 23:11 ). И болтовня клянущегося много не только волосы поднимает дыбом, но есть и брань для слуха. Говорит же и Закон: И не кленитеся именем Моим в неправде ( Лев. 19:12 ). И пророк Захария: клятвы лживыя не любите… любите истину и мир ( Зах. 8:17, 19 ). Говорит же и Осия: не кленитеся Господем живым ( Ос. 4:15 ). Михей: буду свидетель скор… на кленущияся именем Моим ( Мал. 3:5 ). Пишет же и Иаков, говоря: Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению ( Иак. 5:12 ). Так же и Господь наш и Спаситель: А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного [Col. 1621] волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф. 5:34–37 ). Христу же подобает слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Слово 11. О многостяжательности Давать в долг надлежит, особенно единоверцам и сонаследникам-братьям, как и Закон повелевает, когда говорит: дай взаймы( Втор. 15:8 ) брату своему, то есть подзаконному. Чужому же, то есть беззаконному 27 , не давай взаймы. Так говорит Закон. Говорит же и Приточник: Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляй руку свою соблюдает заповеди. И: Даждь взаим искреннему во время требования его ( Притч. 29:1–2 ). И: не обрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися и заутра дам ( Притч. 3:27–28 ). К ним близок и Псалмопевец, который увещевает, говоря: Благ муж щедря и дая ( Пс. 111:5 ); и: Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет ( Пс. 36:26 ). И опять:Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает ( Пс. 36:21 ). Следует же знать и цель [повеления] Божественного Писания, что давать в долг повелевается вместо [того, чтобы] оказывать милость ближнему 28 , как написано: Заповеди ради заступи нищего, и по нищете его не отврати его тща. Погуби сребро брата ради ( Сир. 29:9–10 ). И опять-таки: коль красна милость во время скорби! ( Сир. 35:24 ). [Col. 1465] Помоги сотелеснику твоему, и ты будешь иметь его во время Воскресения свидетелем твоего сострадания, а не стенающим в укор тебе. Ведь это небесполезно 29 . Посему не будем бесчеловечными из-за золота, серебра и ароматов, ржавчина и моль которых будут свидетельствовать против нас. Выслушаем апостола Павла, говорящего:раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием ( Рим. 12:8 ); и: В нуждах святых принимайте участие ( Рим. 12:13 ). Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны ( Тит. 3:14 ). Говорит же и пророк Захария: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему( Зах. 7:9 ). Иоанн же: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? ( 1Ин. 3:17 ). Им последуя, Промыслитель спасения нашего Господь повелевает, говоря: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад ( Лк. 6:30 ). Ему же слава во веки веков. Аминь. 29 То есть небесполезно для богатых оказывать помощь нуждающимся, и в этом заключается гораздо более значительная польза по сравнению с земной выгодой. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010