Не бывайте несмысленны, но познавайте, – что есть воля Божия. Так говорит нам апостол Павел, и еще он же научает: смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые ( Еф.1:15, 17 ), ибо век сей предан лукавому духу, и сыны века сего несмысленны, все неразумны, – никто из них не хочет исполнять или даже знать воли Божией. О, как мы должны быть осторожны! Как исполнены страха Божия и заботы о своем спасении! Господи! – взывал Давид, – отврати очи мои от суеты; не дай овладеть мною никакому беззаконию. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти; открой очи души моей, и увижу чудеса закона Твоего ( Пс.118:37; 133:36, 18 ). Если так молился Давид, пророк Божий, то нам ли, преданным суете земной, не нужно просить Бога об избавлении от того зла, в коем лежит весь мир? Мы ли, которых помышление, как свидетельствует слово Божие, от юности прилежит прилежно на злая ( Быт.8:21 ), не должны заботиться, чтобы Господь отвратил сердца наши от любоимения и неразлучной с ним заботы и скорби, вместо же того все желание обратил бы к слушанию сладчайших слов Его? Ибо ничтоже есть, как сказано, лучше и страха Господня, ничтоже сладчае, токмо внимати заповедем Господним ( Сир.23:36 ). Блажен, кто научится ныне страху Господню, возлюбит от всей души этот корень премудрости Божией. Ибо корень премудрости, еже бояться Господа, сказано; а боящемуся Господа благо будет напоследок, – он в день скончания обрящет благодать ( Сир.1:20, 13 ). Потому и Давид взывал: кто есть человек, бояйся Господа? И пророческим гласом вещал: Господь укажет ему путь, который избрать; душа его будет почивать во благе ( Пс.24:12, 13 ). Будем знать, что только тот, кто ходит, как сказано, с премудростью, спасется ( Прит.28:26 ) – кто живет со страхом Божиим и во всем поступает осторожно, кто постоянно вдает душу свою в размышление о законе Вышнего. Потому и учит Писание: стяжи премудрость, стяжи разум, да даст главе твой венец благодатей ( Прит.4:5, 9 ). Для сего – всею душою приступи к ней, и всею силою твоею соблюди пути ее, исследуй и взыщи, и познана ти будет ( Сир.6:27, 28 ). И аще взыщеши ея, яко серебра, и, якоже сокровища, испытавши и, тогда уразумевши страх Господень и познание Божие обрящеши ( Прит.2:4, 5 ), а с тем вместе и милость у Господа, великое у Него избавление. Ибо страх Господень чист ( Пс.18:10 ), как сказано: он отревает грехи и на стезях любления поставляет. Любление же Господа есть преславная премудрость: любящих и любит Сам Господь ( Сир.1:21, 13, 14, 4, 15 ). О сем Сам Он свидетельствует так: имей заповеди Моя и соблюдай их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

р.б.Сергий 17 января 2013, 20:34 НАТЕ(2013-01-16/20:49) - Не для того эта публика вышла из народа чтобы жить с ним. Специально для Вас даю ссылку:(http://www.pravoslavie.ru/sm/5854.htm) Н.Н.(2013-01-16/21:14): " Народной и простой она БЫЛА, а не казалась... " - в том то и БЕДА, что советская власть БЫЛА какое-то время народной (до продразверстки), но ни секунды от БОГА, а только попущенной Им. " ВЛАСТЬ ПРИЗВАТЬ к СОВЕСТИ? " - а если СОВЕСТЬ ЕЕ СОЖЖЕНА?! Что делать будете?! Прочтите письмо архиепископа Илариона [Троицкого] к Н. Н. по поводу Декларации митрополита Сергия [Страгородского] от 16(29) июля ИВАНУ Х.(2013-01-16/21:29): " Такая уж страна. Такой уж народ. " - до 1917 года народ, в своей основной массе, был православный, а теперь какой?! З.Ы.??? Надеюсь, что Вам, как человеку думающему, интересно будет:(http://www.blagogon.ru/digest/340/added/) ВИТАЛИЮ ГОЛИЦИНУ(2013-01-16/21:40): " Вопрос в том, чтобы у церкви были политические взгляды. " - огради Господи Церковь Твою от этой напасти! Если Церковь Вам не Мать, то и БОГ Вам не Отец! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Василий 17 января 2013, 19:04 Власть может быть попущена в наказание. А зло, попущенное в наказание, остается злом. И какое " злословие " ? Народ недоволен по вполне объективным причинам, о которых и так всем известно и о которых много написано. Или он должен соглашаться даже с очевидным самодурством властей?! Елена.Украина 17 января 2013, 18:12 Правильно,единственный легитимный Царь Неба и Земли - Иисус Христос. " В РУКЕ ГОСПОДА ВЛАСТЬ НАД ЗЕМЛЕЮ... " (Сир.10.4).- Но Бог Сам поставляет на земле во власть нужного человека. - " И ЧЕЛОВЕКА ПОТРЕБНОГО ОН ВОВРЕМЯ ВОЗДВИГНЕТ НА НЕЙ " .(Сир.10.4). Или Господь попускает (ЗА ГРЕХИ ЛЮДЕЙ) быть власти нечеловечной и немудрой. " ЦАРЬ НЕНАУЧЕННЫЙ ПОГУБИТ НАРОД СВОЙ " .(Сир.10.3). Но чтобы этого не случилось, и чтобы мы не погибли,должно быть ПОКАЯНИЕ. И каждый должен начинать с себя. Царь или Президент - не исключение.Ибо " МУДРЫЙ ПРАВИТЕЛЬ НАУЧИТ НАРОД СВОЙ " (Сир.10.1) и покаянию. Если это будет,то будет помилована РУСЬ, вместе с ее властью,как была в свое время помилована НИНЕВИЯ, вместе со своим Царем. " И УВИДЕЛ БОГ ДЕЛА ИХ,ЧТО ОНИ ОБРАТИЛИСЬ ОТ ЗЛОГО ПУТИ СВОЕГО,И ПОЖАЛЕЛ БОГ О БЕДСТВИИ,О КОТОРОМ СКАЗАЛ,ЧТО НАВЕДЕТ НА НИХ,И НЕ НАВЕЛ " .(Иона 3.10). Так что,будет у нас будущее или нет,зависит не только от Бога,но и от нас самих. А Царя (или Президента) злословить или " хихикать " над ним - нельзя,ГРЕХ ЭТО,неподобающий христианину.

http://pravoslavie.ru/58807.html

Тяжело было Иоакиму, но каково было его праведной жене? Что думала она об уходе своего супруга в пустыню? Значит, так ненавидит он ее и презирает за неспособность подарить ему ребенка? Значит, даже не суждено ей скоротать с ним свою одинокую старость? А к насмешкам за бесплодие добавятся еще новые насмешки, что даже муж от такой жены убежал в пустыню. И будут судачить праздные люди о ней, говоря, что, наверное, вот как раз о такой жене гласит Священное Писание: что можно перенести всякую злость, только не злость женскую и что лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою (ср.: Сир. 25: 15, 18). «Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на нее. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа… Сердце унылое, и лице печальное, и рана сердечная – злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени – жена, которая не счастливит своего мужа» (Сир. 25: 19–26). Но Анна воистину была праведной женщиной и любящей супругой, а «добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного – сердце довольное и лице во всякое время веселое» (Сир. 26: 3–4). Вместо того чтобы побежать разыскивать Иоакима по пустыне или в отчаянии бродить по городу, рвя на себе волосы и жалуясь каждому встречному, какая она несчастная перед Богом и людьми, Анна в глубокой скорби – не от того, что ее ожидает незавидное будущее и всеобщее презрение, а от того, что она «жена добрая и не знающая чем утешать мужа своего, а утехи Израилевой, дитя, дать ему лишенная», – приносит свою скорбь только Богу в молитве и посте. И когда казалось, что не только оставлена надежда на деторождение, но и сами эти двое несчастных праведников-стариков уже не увидятся, не обнимут друг друга, плача о своей участи, – произошло чудо, празднуемое нами торжественно сегодня. Отдельно и Иоакиму, и Анне явился Ангел Господень и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По повелению небесного вестника праведные супруги встретились в Иерусалиме, где по обетованию Божию у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Так сбылись слова Писания: «В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней» (Сир. 10: 4). С этого чудесного события и началось во временном историческом пространстве разворачивание боготканого полотна нашего с вами спасения.

http://pravoslavie.ru/97230.html

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (24–26 ст.). Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли, тогда Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время“ (27–30 ст.; ср. Иов. 28, 12–28 ). Усвояемые Премудростью Самой Себе свойства: домирное, но самостоятельное личное бытие при Иегове (22–23 ст.), безначальное рождение от Бога (24–26 ст.), посредничество при творении мира (27–30 ст.), совершенно одинаковы с усвояемыми в новом завете Сыну Божию ( Uoah. I, 1–3.14 ), что прямо побуждает видеть в приведенных словах прикровенное изображение второго лица Св. Троицы. В неканонических же книгах ветхого завета учение об ипостасной Премудрости раскрывается еще подробнее 343 . Так, о природе и свойствах Премудрости говорится, что Она есть дух разумный, святый, единородный.., светлый, чистый.., всевидящий и пр. ( Npeм. VII, 21–23 ). Об Отношениях Её к Богу: Она вышла из уст Всевышнего ( Сир. 24, 3 – аналогично исхождению слова из уст человека), есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, образ благости Его ( Прем. 7, 7; 25–26 ); от века Она пребывает с Богом ( Сир. 1, 1 ), имеет сожитие с Ним ( Прем. 8, 3 ), приседит престолу Его (9, 4); Она таинница ума Божия и избирательница дел Его (8, 4); только Бог знает путь Её и ведает место Её. Он видел Ее и измерил, Он знает Ее и открыл Ее Своим разумом ( Вар. 3, 32–37 ; Сир. 1, 7; сн. Иов. 28, 23–27 ). Об отношениях Премудрости к миру: Она участвовала рядом с Иеговою в творении мира, была художницею всего, родительницею существующего ( Прем. 7, 12. 21; 8, 6; 9, 9 ; ср. Притч. 8, 27–31 ), а по создании мира Она охраняет его и наблюдает за тварями и есть виновница всего вообще бывающего в мире как физическом, так и нравственном ( Сир. 24, 3. 6 ; Прем. 7, 12. 24. 27; 8, 7; 9, 9–19 ), но преимущественное наследие для Себя нашла во Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

17 . И действительно, обычно он вредит нам всеми возможными способами, но особенно через язык и уста. Ибо никакой орган не подходит ему столь [хорошо] для нашего обольщения и погибели, как невоздержный язык и необузданные уста. Поэтому у нас много падений, поэтому у нас тяжкие преступления. И показывая, как легко пасть через язык, некто говорил: «Многие пали от... меча, но не столько, сколько павших от языка» ( Сир.28:21 ). И опять-таки показывая тяжесть этого падения, он сказал: «Преткновение от земли лучше, нежели [преткновение] от языка» ( Сир.20:18 ). И смысл его слов таков: «Лучше упасть и разбить тело, чем произнести такое слово, которое губит нашу душу». И он говорит не только о падениях, но увещает проявлять великую предусмотрительность, чтобы не споткнуться, сказав так: «Сделай ...для уст твоих... дверь и запор» ( Сир.28:29 ), и не ради того, чтобы мы соорудили двери и запоры, но чтобы с великой заботой мы удерживали язык от непристойных слов. И еще в другом месте пророк, показывая, что при нашем рвении и прежде него мы имеем нужду в помощи свыше, чтобы удержать внутри этого зверя, простерев руки к Богу 29 , говорил: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» ( Пс.140:2–3 ). Также и тот, чьи увещания приведены выше, говорит: «Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои» ( Сир.22:31 ). Ты видишь, что и тот, и другой боится падений такого рода, скорбит, дает советы и молится, чтобы язык был бдительно охраняем? 18 . Но почему, спросит кто-нибудь, если этот орган приносит нам столько вреда, Бог вообще дал нам его? Потому, что он приносит и великую пользу, и, если мы прилагаем старание, он приносит только пользу и никакого вреда. И в самом деле, послушай, что говорит тот, чьи слова мы привели выше: «Смерть и жизнь – во власти языка» 30 . И Христос выражает ту же самую [мысль], говоря: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ). Ибо язык занимает промежуточное положение и ты властен пользоваться им к пользе или ко вреду. Так же и меч лежит посередине: если ты будешь использовать его против неприятеля, он станет орудием твоего спасения, если же ты нанесешь удар самому себе, то не естество железа, но твое беззаконие станет причиной этой раны. Так будем рассуждать и о языке: это меч, лежащий посередине. Итак, заостри (Ср. Пс.139:4 ) его, чтобы обличать свои грехи, а не наносить удар брату. Поэтому Бог окружил его двойной стеной: преградой зубов и покровом губ, чтобы он не произносил легко и необдуманно непристойные слова. Обуздай его, пока он внутри. А если он не сдерживается? Тогда вразуми его с помощью зубов, отдав его плоть этим палачам и повелев кусать его, потому что лучше, чтобы его теперь кусали зубы за грехи, чем тогда жаждать капли воды и жариться, не находя успокоения (Ср. Лк.16:24 ). Необходимо избегать клятв

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Празднословие рождается от свободного времени и неожидания будущего. Ибо если бы мы боялись наказания, то вожделели бы Царства и никогда бы не празднословили, тем более что есть Господня заповедь, что мы дадим отчет во время Суда о праздном слове (Мф. 12:36), ибо [оно] то, что пользы душе не несет, то есть праздное слово. Посему нужно понуждать себя воздерживаться, чтобы не давать места праздно словию. Поскольку кто легко побеждается малым, тот неизбежно поработится и великому; тот, кто такую [заповедь как нечто малозначущее] презирает, тот и великому от Господа противится. [Col. 1541] Посему следует всяким хранением хранить сердце и тело, говорить должным образом и целесообразно, особенно тем, кто считается наставником и предводителем мирян, чтобы не услышать им: Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим. 2:21). Ибо празднословие — признак безумия, как и писано в Притчах: Сыне, не ревнуй мужем злым, ниже возжелай быти с ними (Притч. 24:1). И продолжает, говоря: Уста же непокровенная творят нестроение (Притч. 26:28); Безумный умножает словеса (Еккл. 10:14). И вновь:Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден (Сир. 20:8); От многословия не избежиши греха: щадя же устне, разумен будеши (Притч. 10:19). И опять-таки: Ни другу ни недругу не рассказывай о чужих жизнях, и далее:и, если это тебе не грех, не открывай (Сир. 19:8). Говорит же и Иов своим друзьям: О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость (Иов. 13:5). И: блажен человек, который не погрешал устами своими (Сир. 14:1); и опять-таки:Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло (Сир. 19:6). Заповедует же и Екклесиаст:Словеса уст премудраго — благодать, устне же безумнаго — потопят его (Еккл. 10:12); Безумный умножает словеса (Еккл. 10:14). И продолжает: Любяй же живот свой, щадит своя уста (Притч. 16:17). Так же и Апостол: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. 4:29). Посему, имея, возлюбленные, столько свидетельств, со всяким усердием отступим от бесполезного, а лучше сказать — душевредного празднословия, постоянно помышляя о страшной угрозе Господа, говорящего: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36). Ему же слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

В эпоху Симона 1 все эти жалобы очень уместны, а при Симоне 2-м другие чувства волновали иудеев… (ср. 1Мак.14:35—48). Итак, находим все основания относить происхождение рассматриваемой книги к эпохе Симона 1-го Праведного, около 290 г. до Р.Х. Отсюда уже ясен вывод и о времени составления греческого перевода. Внук и переводчик, хорошо помнивший автора, жил недолго спустя после первого, и его современник Евергет есть, очевидно, Евергет I, правивший ок. 247 г., а перевод появился около 230 г. до Р.Х. Таким образом, книга, и в оригинале и в переводе, относится к III в. до Р.Х.    Об авторитете книги Сираха обычно с большим уважением говорят современные богословы не только католические, но и протестантские. В древних памятниках Православной Церкви заметно такое же отношение к ней. Так, в 85 Апостольском правиле советуется юношам изучать «Премудрость многоученого Сираха»; в 39 пасхальном послании св. Афанасия она назначается для поучительного чтения оглашенным. Преп. Иоанн Дамаскин называет эту книгу «прекрасною и очень полезною.» — Но все-таки поименованные православные памятники не причисляют эту книгу к «22-м» каноническим книгам. Современный православный богослов не в праве замалчивать некоторые «недоумения» в содержании и учении сей книги, вызываемые сравнением ее с параллельным каноническим учением. Так, в 17читаем: «каждому народу поставил Господь вождя, а Израиль есть удел Господа.» По библейско-греческому словоупотреблению (ηγομενος ­ ) здесь толковники разумеют позднейшее иудейское учение, опровергаемое апостолом Павлом (Евр.2:5), о превосходстве евреев перед языческими народами в том, что евреи находились в непосредственном теократическом управлении Господа, а все другие языческие народы были предоставлены лишь ангелам и их руководству (ср. у LXX Втор.32:8). Еще: в Сир.33читаем: «как напротив зла — добро и напротив смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого.» Не совсем близко совпадает такой взгляд с библейским каноническим учением: здесь оказывается, будто добро и зло, смерть и жизнь, — две параллельные противоположности, устроенные Богом. О происхождении зла и смерти иначе учат Пятикнижие, Псалмы и Пророки. В Сир.1читаем: «Господь создал (κτισε) Премудрость и излил ее на дела Свои.» В Сир.24изложены слова божественной, «исшедшей из уст Всевышнего» (3 ст.), Ипостасной Премудрости: «тогда Создатель (о κτσης) всех повелел мне и Сотворивший меня (о κτσας με) указал мне покойное жилище " … Здесь указывается на Премудрость, как на «творение» Всевышнего, т. е. в духе арианизма. У приточника (Притч.8:22—30; 3:19) и Иова (28:12—28) иначе говорится о происхождении Ипостасной Премудрости. В Сир.38:4—5 читаем: «Господь создал из земли врачевства и благоразумный не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание " …

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Ласточка, не учась, знает, как вить гнездо. Ежик тоже не ходит в школу, но строит себе жилище с двумя выходами. Все животные, не учась, владеют уменьем обеспечить жизнь себе и потомству. Но самое главное, все ремесленники научились мастерству у природы и у животных, а не животные у человека. Какая скверная вещь гордыня Перестаньте так безрассудно [упиваться] своей гордыней, ибо это начало и корень любого греха. Как говорит Сирах, «начало греха – гордость» ( Сир.10:15 ). Ведь она ненавистна не только Богу, но и людям. По его же словам, «гордость ненавистна и Господу и людям» ( Сир.10:7 ). Причем во всем: в делах, во внешнем виде, в манерах и даже в словах. Поэтому прекратите гордиться тем, что вы самый преуспевающий и образованный мастер. Как советует Сирах, «не согрешай гордым словом» ( Сир.32:14 ). Скажу вот еще что. В уме и помыслах старайтесь не грешить. «Мерзость пред Господом», – говорит Соломон, – «всякий надменный сердцем» ( Притч.16:5 ). Дабы Бог не наказал вас за самопревозношение и не ослепил вас, чтобы вы не могли видеть свою работу: «Очи надменные унижаешь» ( Пс.17:28 ), чтобы Он не покалечил и не сокрушил ваши руки так, что вы не сможете работать: «Мышцу же гордых сокрушит ли еси?» ( Иов.38:15 ) 111 . А славу и имя, которое вы получили благодаря своему успеху. Он сотрет и уничтожит: «Сокруши нечестивых на местах их» ( Иов.40:7 ). Так вы будете уничижены перед людьми: «И уничижением от гордых» ( Пс.122:4 ) 112 . Что к этому добавить еще? Не гордитесь, чтобы ни жена, ни чада ваши, ни весь ваш дом не опустел и не был уничтожен, как написано: «Так опустеет и дом высокомерного» ( Сир.21:5 ). Всю славу нужно воздавать Богу Всю славу должно воздавать Богу. Он даровал вам жизнь, знания, орудия труда, чтобы вы научились мастерству и преуспевали в трудах. Но все эти дары Бог отдал людям. Только славу оставил главным образом и прежде всего Себе: «Не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ). И это совершенно справедливо. Ведь Бог – первопричина всех благ и для ангелов, и для людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Не напрасно же Господь назвал ведения Божией истины сокровищем, скрытым в поле, о котором когда узнает человек, то от радости о нем, идет и продает все, что имеет, и покупает поле то ( Мф.13:44 ). Такой человек говорит: все почитаю тщетным ради превосходства познания Христа Иисуса Господа моего. Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа ( Фил.3:8 ). Блажен тот человек которого просвещает свет Христов: он познает Господа Иисуса как истинного Бога Спасителя своего и, – чуждый всех земных печалей, – радуется о Нем радостию неизглаголанною и преславною ( 1Пет.1:8 ). Люди более возлюбили тьму, нежели свет ( Ин.3:19 ). Знаешь Священные писания, – писал апостол Павел Тимофею, – которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и сам спасешься, и послушающии тебя ( 2Тим.3:15 ; 1Тим.4:16 ). Так и пророк Давид поступал: зри, как я люблю повеления Твои ( Пс.118:159 ), – взывал он пред Богом – очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое ( Пс.118:148 ). Так поступать надлежит всякому, кто хочет прийти в разум истины и спастись. «Но я человек темный, – говорит тот, кто еще не в разуме, – читать я не умею». И тебе подает совет Писание богодухновенное, оно говорит: аще узриши разумна, утренюй к нему и ступени дверей его да трет нога твоя. Аще возлюбиши слушати, приимеши ведение и премудр будеши а иже ходит с премудростию, спасется ( Сир.6:34, 35 ; Прит.28:26 ). Но так как премудрость, по слову истины, не многим есть явна ( Сир.6:23 ); ибо она в злохудожную душу не входит, (в душу, помышляющую о земном), – то потому и говорит еще Писание: советницы же твои да будут един от тысящ ( Сир.6:6 ). Чтобы не сбылось над тобою слово: слепец слепца ведет, – оба в яму падут, чтобы этого не случилось и с тобою, нужно быть весьма осторожным в выборе руководителя ко спасению. Василий Великий говорит, чтобы «в собственных делах имел он свидетельство любви к Богу, был сведущ в Божественном Писании, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, силен в назидании сближающихся с ним». А таковым быть может разве только тот, кто любит закон Господень; ибо только один – бойся Бога, как сказано, и держайся закона Его, постигнет премудрость ( Сир.15:1 ). Таков и был Давид, который пред Богом говорил: трепещет от страха Твоего плоть моя; судов Твоих я боюсь ( Пс.118:120 ). Мудр ли кто и разумен из вас, – говорит апостол Иаков, – докажи это на самом деле добрым поведением, с мудрою кротостью ( Иак.3:13 ). По его замечанию, такой должен быть чист жизнью, мирен со всеми, скромен, покорен всякому человеку, исполнен милосердия ко всем людям, беспристрастен ко всему земному (Ср. Иак.3:17 ). А таких мало, особенно в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Так, пророки-писатели перечисляются в данной книге в полном соответствии с расположением их книг в современном еврейском каноне: Исаия, Иеремия, Иезекииль и 12 малых ( Сир.48:25–28; 49:8–12 ). Кроме того, Иисус, сын Сирахов, приводит цитаты из книг послепленного происхождения; в частности, согласно пророчеству Малахии, он ожидает пришествия пророка Илии для обращения сердец отцов к детям (ср.: Сир.48:10 = Мал.4:5–6 ). Наконец, упоминание в Книге Иисуса о мудрых словах в учении, о гимнах, преданных писанию (ср.: Сир.44:5 ), и притчах Соломона ( Сир.47:17 ) содержит в себе указание на псалмы Давида, писания Соломона и, возможно, вообще на все учительные книги, вошедшие в третий отдел еврейского канона – «Кетувим». Но полного перечисления книг этого отдела и вообще всех священных ветхозаветных книг здесь нет, так как автор не преследовал этой цели. Внук Иисуса, сына Сирахова, который был переводчиком его книги с еврейского на греческий язык, в составленном им предисловии пишет: Многое и великое дано [было] нам через закон, пророков и прочих писателей, следовавших за ними. Далее он продолжает: дед мой Иисус, больше других предаваясь изучению закона, пророков и других отеческих книг… Очевидно, что «прочими писателями» и «другими отеческими книгами» переводчик, без сомнения, считал книги третьего отдела еврейского канона – «Кетувим». Из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и греческого предисловия к ней можно сделать вывод, что в III–II веках до Р.Х. канон Ветхого Завета, по-видимому, имел тот же состав, что и в современной еврейской Библии. Но из данной книги не видно, кто и когда заключил канон Ветхого Завета, и здесь не указаны все книги, входившие в иудейский канон в III–II веках. 2. Вторая Маккавейская книга говорит об участии Неемии в собирании священных книг: Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях ( 2Мак.2:13 ). В данном месте говорится, что к «Закону» («Пятикнижию») Неемия присоединил другие священные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010