11. Свт. Григорий Богослов : Нужно быть легким на подъем к лучшему от худшего, а неподвижным – к худшему от лучшего. 12. Не изменение в дурном [человеке] позорно, но его сохранение для погибели. 13. Не согрешать бесчувственно, но замечать и сознавать прегрешения уже немало, [это] есть начало пути, ведущего к исправлению и к перемене на лучшее. 14. Ибо, как вижу, легкомысленными и неразумными почитают не тех, которые преданы какому-либо пороку, но тех, которые, подобно переменчивым ветрам, или водоворотам и меняющимся течениям в Эврипе 20 , или непостоянным волнам моря, легко увлекаются и переходят то на ту, то на другую сторону. 15. Свт. Иоанн Златоуст : Кающийся в том, что сделал ужасного, хотя и не сумевший показать достойное своих грехов покаяние, уже за одно то получит награду. 16. Евагрий : Постоянно пересаживающий растение плода не имеет. 17. Сократ : Статуя – на основании, усердный муж – на добром произволении утвержден, и в этом должен быть неподвижным. 18. Эпихарм: Мудрому мужу подобает не раскаиваться, но предвидеть. Слово 26-е. О грехе и его исповедании 1. Ин. 8, 34 : Всякий, делающий грех , есть раб греха. 2. Сир. 21, 2 : Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его – зубы львиные, которые умерщвляют души людей. 3. Рим. 6, 12–13 : Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды. 4. Сир. 27, 10 : Как лев подстерегает добычу, так и грехи – делающих неправду. 5. Сир. 39, 31 : От начала для добрых создано доброе, как для грешников – злое. 6. Свт. Василий Великий : Подобно тому как причина разреза или прижигания – не врач, но болезнь, так и истребления городов, имея первопричиной безмерность прегрешений, от всякого укора освобождают Бога. 7. Грех, когда зарождается, имеет какой-никакой стыд; но когда совершен, делает творящих его более бесстыдными. 8. Подобно тому как дым отгоняет пчел, а голубей – зловоние, так и Ангела-хранителя нашей жизни отгоняет достойный многих слез зловонный грех.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

13. Филон: Невозможно, чтобы у Бога дурной человек не получил свою награду за добро, в числе немногих добрых дел совершенное. С другой стороны, добрый человек также не избежит наказания и получит его, даже несмотря на многие добрые дела, если станет в чем-нибудь дурным. Ибо необходимо, чтобы Бог за всё воздавал по весу и мере. 14. Плохо не терпеть наказание в здешней жизни, но стать достойным наказания в тамошней. 15. Залевк: Так возвещено нам всем: гражданам, гражданкам и домочадцам – помнить Бога как Сущего и суды насылающего на неправедных и полагать пред очами то время, в которое приходит каждому конец через разлучение с жизнью. Ибо на всех, кому предстоит умереть, нападает раскаяние, когда они вспоминают, в чем согрешили, и страстное желание поступать во всем справедливо. 16. Аполлоний: Если есть чувство в аду и забота у унесенных демоном, то, как полагаем, чем больше они чтили здесь богов и призывали на помощь, тем большую заботу получат там от демона. 17. Плутарх: Ада высокие врата открываются. И реки огня, и сливающиеся воедино притоки Стикса, и мрак, наполненный многоразличными фантастическими образами, страшными на вид, вызывающими жалобные вопли; судьи, палачи и бездны, и мы, тысячами зол наполненные. Слово 46-е. О славе 1. Мф. 6, 32 : Ищите же прежде Царства Божия и славы 29 Его, и это все приложится вам. 2. Рим. 8, 18 : Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. 3. Притч. 3, 35 : Славу премудрии наследят, нечестивии же вознесоша безчестие. 4. Притч. 21, 21 : Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. 5. Притч. 22, 4 : За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. 6. Сир. 33, 24; 11, 4 : Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы. 7. Сир. 7, 4, 30 : Не проси у Господа власти, и у царя – почетного места [Всею силою люби Творца твоего] 30 . 8. Сир. 11, 6 : Многие из сильных подверглись крайнему бесчестию, и славные преданы были в руки других.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Вокруг этого места обитают четыре народа, которым мы Божией милостью возвещали слово Христа; им я, пока жив, могу, с Вашего соизволения, быть полезен. Ибо я желаю, при содействии Божией благодати по Вашим молитвам, быть в близкой связи с Римской Церковью и продолжать служить Вам среди германских народов, к которым я был послан, как написано: Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись ( Сир. 3:1 ), и далее: Уважающий отца будет долгоденствовать ( Сир. 3:6 ), и еще: Почитай отца твоего... чтобы пришло на тебя благословение от Господа, ибо благословение отца утверждает домы детей ( Сир. 3:8–9 )... 344 30 (89). Папа Захария принимает монастырь Фульда в свою юрисдикцию (751) Папа Захария – епископу Бонифацию и через него всем последующим аббатам в созданном им монастыре вовеки. Так как подлежит одобрению то, что согласуется с разумными желаниями, никак не подобает отказать основателю богоугодной обители в смиренной просьбе о полномочиях, предоставляемых в виде привилегий. И как ты просил у нас, чтобы построенный тобой монастырь Спасителя, расположенный в месте, которое называется Бохония, на берегу реки Фульды, был отмечен привилегией Апостольского престола, – так чтобы он был под юрисдикцией нашей Святой Церкви, которой мы по Божией воле служим, и не подчинялся юрисдикции какой-либо иной Церкви, – мы, идя навстречу твоему благочестивому пожеланию, данной нам властью исполняем то, чего ты просишь. Поэтому мы данной нам властью запрещаем любому священнослужителю какой бы то ни было Церкви, кроме Апостольского престола, иметь какую-либо власть над вышеназванным монастырем и даже служить там святую мессу, если его не пригласит к тому аббат монастыря, так чтобы монастырь прочно сохранял за собою привилегию подчинения Апостольскому престолу. Этим письменным изъявлением нашего решения мы так постановляем и запрещаем любым предстоятелям какой бы то ни было Церкви и облеченным любым достоинством священнослужителям притязать на власть над этим монастырем, под страхом отлучения того, кто решится каким-либо образом пренебречь пожалованным названному монастырю отличием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Истина, наконец, такова. Бог, единый благой, а лучше сказать, Сама Благость, и человека сотворил благим. Однако Он не хотел принуждать его к добру (поскольку благому это не свойственно), но сотворил его самовластным, по Своему подобию (ведь и Сам Он самовластен), т. е. даровал человеку природную способность разумного стремления (как говорит божественный Максим в диспуте с Пирром) (PG 91, 293B.), чтобы с помощью ее он устремлялся к добру не принудительно и насильно, но самовластно и добровольно, и к добру его влек как врожденный разум, цель которого – истина, так и врожденная воля, цель которой – благо, как говорит Аристотель: «Благо есть то, к чему все стремится» (Arist. EN I, 1//TLG 86/10, 1094а, 3.). Возможно, Сирах имел в виду то же самое, говоря: Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его ( Сир.15:14 ), т. е. позволил и ему самовластно по собственному побуждению желать доброго, чтобы и воздаяние ему было больше и добро считалось его собственным, «чтобы, – по словам Григория Богослова , – добро принадлежало сделавшему выбор не меньше, чем Подавшему семена» (Greg. Nazianz. Or. 45. 8//PG 36, 632C.). Бог настолько далек от того, чтобы дать человеку самовластную силу или свободу стремиться ко злу, что даже дал ему заповедь, предохраняющую от стремления ко злу, и пригрозил смертью за такое стремление. Из всего сказанного следует, что Бог сотворил человека самовластным, однако для того, чтобы он устремлялся только к благу, а не равно и к благу, и к злу, и что человек обладает силой и свободой творить только добрые дела, а не дурные. Объясняя именно это, апостол говорил: Созданы на добрые дела (а не и на злые тоже), которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10 ). Если же кто-нибудь будет ссылаться на слова Сираха (или других каких-нибудь отцов): Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою и Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему ( Сир.15:16–17 ), в которых, как может показаться, мудрец предполагает, что существует некая сила воли, стоящая между добром и злом, благодаря которой человек склоняется к добру и ко злу, то мы отвечаем следующим образом. Во-первых, говорит он это о том состоянии человека, в какое он сам себя привел после падения: желает то добра, то зла, а не о том состоянии, в каком человека создал и хочет видеть Бог . Во-вторых, сам Сирах, который сначала говорит так, в конце той же главы, как бы поправляя сказанное, заключает волю только в благе, а не и во зле тоже и говорит, что Бог не давал никому заповеди быть нечестивым и разрешения и свободы грешить: Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить (там же) ( Сир.15:20 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вместо «утвердить», как в Гр. и Сир., Евр. читает «научить»; но это чтение произошло, по-видимому, из «он укрепит», – последнее, по свидетельству переводов, и следует считать первоначальным. Господь укрепить твое сердце, чтобы ты мог успешно выдержать испытания, соединенные с исканием мудрости (ср. 4, 18–22), и не пасть. Последняя фраза стиха в Сл. неясна, как и в Гр.: «и желание твое мудрости («твое» опускают А. S, С, 70, 106, 155, 157, Cpl, как и Сл.) дано будет тебе», т. е., будет исполнено; в Евр. же читается буквально: «и чего ты желал, Он умудрить тебя», т. е. «и по желанию твоему сделает тебя мудрым», так же и в Сир.: «и чего ты желал, Он научить тебя». Гр. есть свободный перевод того же Евр. текста.   Разные правила нравственности и житейского благоразумия ( Сир. 7 гл.) Глава 7, 1. Не делай зла, и тебя не постигнет зло. 2. удаляйся от греха, и он уклонится от тебя; 3. не сей на бороздах неправды, чтобы не пожать с них в семь раз более. 4. Не проси у Бога власти и у царя почетного места. 5. Не оправдывай себя перед Господом и не мудрствуй пред царем. 6. Не просись быть начальником. Если нет у тебя силы прекратить беззаконие, чтобы не убоятся тебе сильного человека, и чтобы не положить пятна на свою справедливость. 7. Не выставляй себя беззаконником на собрании у ворот и не роняй себя в глазах общества. 8. Не замышляй снова повторить грех, так как и за один грех ты не останешься безнаказанным. Не говори: Господь увидит множество даров моих, и когда я буду приносить жертвы Всевышнему, Он примет. 10. Не будь нетерпелив при молитве и не медли в делах милосердия. 11. Не презирай человека, находящегося в несчастии, так как есть Возвышающий и Смиряющий. 12. Не замышляй зла на брата, также и на друга и на ближнего. 13. Не желай говорить какую бы то ни было ложь. ибо надежда на нее не принесет добра. 14. Не будь многоречив на собрании старших и при просьбе не повторяй слов. 15. Не тяготись трудностью работы и земледелием, предназначенным от Бога, 16. Не цени себя выше сограждан, (18) помни, что гнев Божий не замедлить. 17. Глубоко-глубоко смири душу свою, 19. так как надежда человека – гробовой червь   20. Не променивай друга на деньги и брата родного на золото офирское. 21. Не отвергай умной жены: она прекрасна добротою своею больше жемчуга. 22. Не обижай раба, трудящегося усердно, или наемника, преданного тебе; 23. умного раба люби, как душу свою. и не откажи ему в свободе. 24. Есть ли у тебя скот, – смотри за ним сам, и если он надежен, держи его. 25. Есть ли у тебя сыновья, – воспитывай их и возьми им жен еще в юности их; 26. есть ли у тебя дочери, – наблюдай за телом их и не показывай им веселым лица своего; 27. выдай дочь – и выйдешь из хлопот, а человеку разумному подари ее. 28. Есть ли у тебя жена, – не презирай ее, а если не любишь, не доверяйся ей. 29. Всем сердцем своим чти отца своего и не забывай болезней матери; 30. помни, что без них тебя не было бы,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Верующие люди обязаны смиряться перед Богом и терпеливо нести тот, крест, который Он им дал. А ты здесь при чём? Бог установил порядок, чтобы люди ради Христа смирялись перед теми, кто сам смиряется перед Богом. Только в этом случае смирение перед людьми не является идолопоклонством. Есть вопрос административного подчинения и производственной дисциплины. Но это к религии не имеет никакого отношения. Писание призывает всех нас к кротости, братолюбию и уступчивости друг перед другом. Если хочешь научить этому других, покажи пример! 20. Ошибка думать, что со мной все обязаны дружить Нет не обязаны. Истинная дружба во Христе — это дар от Бога. «Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя». ( Сир.8:22 .) Об этом же мы находим наставление у преп. Серафима Саровского : «Что есть в сердце лучшего, того мы без надобности обнаруживать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно как сокровище хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца своего». «Всякий друг может сказать: «и я подружился с ним». Но бывает друг по имени только другом». ( Сир.37:1 ) Не каждый, называющий себя другом, таковым является на самом деле. Даже мирская дружба имеет условия. Господь наш Иисус Христос нас называет своих учеников друзьями, но только если они делают то, что Он заповедует им. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. ( Ин.15:14-15 ) Поэтому тот, кто хочет иметь друзей во Христе и сам должен исполнять заповеди Христовы и искать себе тех товарищей, которые тоже стремятся угождать Господу. Приведём ещё три ценных цитаты о дружбе из св. Писания: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат». ( Притч.18:25 ) «Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему». ( Сир.6:7 )

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

Рус: «говоря: впадем в руки Господа»... (в Остр, «глаголющее» нет). Лат., вообще более пространный во 2 главе, чем другие переводы, вместо трех изречений о боящихся Господа имеет четыре, а также и вставку со вводными словами; вот четвертое изречение с продолжением: «Боящиеся Господа хранят повеления Его и будут иметь терпение до посещения Его, говоря: если мы не совершим покаяния, то впадем в руки Господа, а не в руки людей, ибо сообразно с величием Его, так и милосердие Его пребывает с Ним». Здесь переводчик, как видно, свободно передал текст, с целью сделать его более понятным. Можно думать, что первая половина стиха в Гр. есть вставка, заимствованная из слов Давидовых, под влиянием сходных с ними дальнейших слов сына Сирахова о милости Божией, и что подлинный вид текста сохранен в Сир. (как думает и Риссель), где читается: «Ибо как величие Его, таково и милосердие Его, и как (велико) имя Его, таковы и дела Его». Здесь дается объяснение того, почему благочестивые останутся навсегда покорны Господу (ст. 15–17): потому именно, что милосердие Его и «дела Его» в отношении к верующим, засвидетельствованные историей (ср. ст. 10), столь же велики, как велико могущество Его и слава Его, – так как величие имени всегда в Библии означает славу (ср. Бт. 11, 4, Ис. 63, 12, 14 , Иер. 32, 20 и мн. др.). Кроме того, в сирской передаче сохраняется строгий параллелизм членов стиха, что также свидетельствует о правильности в данном месте Сир. перевода. О почитании родителей и награде, за это ( Сир. 3, 1–16 ). Глава 3, 1.Соблюдайте, дети, права отца и поступайте так, чтобы вам спастись, 2. потому что Господь повелел детям уважать отца и утвердил права матери над сыновьями. 3. Почитающий отца очистится от грехов, 4. и уважающий мать свою – как собирающей сокровища. 5. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. 6. Почитающий отца будет долгоденствовать, и кто уважает мать свою, тот служить Господу. 8. Сын мой, словом и делом чти отца твоего, чтобы исполнились над тобою все благословения: 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Под первыми разумеются искусно составленные речи, затем притчи, под вторым – загадки в собственном смысле ( Суд. 14:12 ). Уменье разбираться во всем этом составляло необходимое качество восточного мудреца, этим, как известно, славился Соломон ( 3Цар. 5:12 ; Сир. 48:15–17 ; Npumч. I ). «Предузнает знамения и чудеса…» Ср. Прем.10:16 ст. «Последствия лет и времен…», слова имеют то же значение, что и предшествующее выражение «угадывает будущее» (ср. Деян. 1:7 ; 1Сол. 5:1 ). Прем.8:9 . Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали. 9–16 . Писатель до этого говорил о существе премудрости вообще. Теперь от лица царя Соломона он высказывает, какие надежды у него лично соединялись с приобретением премудрости. Через нее он надеялся обеспечить успех своей общественной деятельности (9–15) и счастье семейной жизни (16 ст.). Прем.8:10 . Через нее я буду иметь славу в народе и честь перед старейшими, будучи юношею; 10 . Ср. 3Цар. 5:11, 14, 10:1, 6–7 ; Сир. 5:13, 38:24 . Прем.8:11 . окажусь проницательным в суде, и в глазах сильных заслужу удивление. 11 . Ср. 3Цар. 3:16–28 . Прем.8:12 . Когда я буду молчать, они будут ожидать, и когда начну говорить, будут внимать, и когда продлю беседу, положат руку на уста свои. 12 . Ср. Иов. 19:9, 40:4 ; Притч. 30:32 . Прем.8:13 . Чрез нее я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня. 13 . Ср. Прем.1:15, 3:4 . Прем.8:14 . Я буду управлять народами, и племена покорятся мне; Прем.8:15 . убоятся меня, когда услышат обо мне страшные тираны; в народе явлюсь добрым и на войне мужественным. 14–15 . Содержание этих стихов не соответствует характеру исторической личности Соломона, который не был воинственным царем и не покорял чужеземных народов. Писатель, очевидно, идеализирует личность Соломона, он выводит его в своем сочинении, как живого носителя мудрости, поэтому приписывает ему все качества, какие должны быть в такой идеальной личности. Прем.8:16 . Войдя в дом свой, я успокоюсь ею, ибо в обращении ее нет суровости, ни в сожитии с нею скорби, но веселие и радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог является источником истинной премудрости и разума. Он… дает мудрость мудрым и разумение разумным (Дан. 2, 21). Он подает человеку сердце разумное, чтобы… различать что добро и что зло (3 Цар. 3, 9). Можно приобретать у Бога премудрость и разум, как некое богатство и источник жизни (Притч. 16, 22), и терять (21, 16; 23, 26). Особенно ярко этот энергийный характер Божественной Премудрости изображен в следующих словах Писания: Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света, и чистое зеркало действия Божия, и образ благости Его… пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков… Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше (Прем. 7, 24—29). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа (Прем. 7, 14; 9, 17), она предстает в Писании распределительницей всех благ: жизни и счастья (Притч. 8, 32—36; Сир. 14, 25), безопасности (Притч. 3, 23—26), благодати и правды, славы и богатства (Притч. 3, 13—16; Прем. 8, 5), равно как и всех добродетелей (Прем. 8, 7). Еще в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога в мире. При творении она веселилась пред лицом Божиим (Притч. 8, 27—31). Она правит вселенной (Прем. 8, 1), направляет историю мира (Прем. 10, 1—19) и обеспечивает людям спасение (Прем. 8, 13). Она открывает им Божественную волю (Прем. 9, 9), призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч. 8, 1—21), вкусить от Ее трапезы (Притч. 9, 4—5). В новозаветных писаниях Господь наш Иисус Христос предстает как Учитель высочайшей Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами (Мф. 12, 42; Мк. 6, 2; Лк. 2, 40). Он обещает Своим последователям дар премудрости, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся (Лк. 21, 15). Христос строит Свою речь по образцу ветхозаветных речей Премудрости Божией: «Придите ко Мне» (Мф. 11, 28; ср.: Сир. 24, 21); «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35; ср.: Ис. 55, 1; Притч. 9, 1—6). Здесь обещано больше, чем можно ожидать от речей какого-либо мудреца. Апостол прямо именует Христа Премудростью Божией (1 Кор. 1, 24, 30), потому что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3). Во Христе откровение Божественной Премудрости достигает своей полноты (Мф. 13, 35; Рим. 11, 33). В Нем все ветхозаветные высказывания о Премудрости Божией получают свою окончательную значимость: Он и есть воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Таким образом, Св. Предание совершенно необходимо. Кто отвергает изустное предание апостольское, тот идет против самих апостолов, тому-то и приходится мудрствовать по своему произволу сверх написанного ( 1Кор.4:6 ), тому-то и приходится прилагать к Писанию от своей головы ( Откр.22:18 ). Так отвергают апостольские Предания и от своей головы мудрствуют отступники. 2. Толкование Св. Писания Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ). Никакого пророчества нельзя разрешить самому собою ( 2Пет.1:20 ). Он (ап. Павел) говорит во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают как и прочие Писания ( 2Пет.3:16 ). Филипп подошел, и, услышав, что он (Ефиоплянин) читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли что читаешь ? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня ? и просил Филиппа взойти и сесть с ним ( Деян.8:30, 31 ). Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель… Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать ( Тит.1:7, 9 ). Это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:38 ). Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобресть мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом , гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах ( Сир.38:24, 25 ). Читать Слово Божие, особенно Св. книги Нового Завета, с разумением спасительно для человека ( 2Пет.1:19 ), но только при чтении он твердо должен помнить следующее. В Св. Писании есть весьма не мало неудобовразумительного ( 2Пет.3:16 ); самому человеку нельзя изъяснить никакого пророчества в Св. Писании ( 2Пет.1:20 ). Поэтому Слово Божие есть как бы меч обоюдоострый ( Евр.4:12 ), Чтение Слова Божия спасительно для человека тогда, когда он читает с благоговением и за объяснением обращается к людям для сего поставленным, подобно вельможе Эфиопскому ( Деян.8:30–35 ). Поставленные от Бога и закона лица суть верные люди или отцы Церкви ( 2Тим.2:2 ) и пастыри ( Тит.1:7–9 . Деян.20:28 ). Когда же при чтении за объяснение самовольно берется невежда и человек для сего не поставленный, то он к своей погибели превращает или повреждает Писания ( 2Пет.3:16 ). Потому-то слово Божие и предостерегает, чтобы никто самозванно не брался за толкование и проповедание из Писания ( Иак.3:1 ; 1Кор.8:2 ). Человеку подобает просить у Господа только той мудрости, которая есть доброе поведение, скромность и послушание ( Иак.1:5 . Сравни 3:13–17). Относительно изложенного в Писании сказано, что если человек не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:37–38 ); он не должен браться за то, что выше его разумения и сил ( Сир.3:21–24, 38:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010