Благодарю Господа, прилог содомской нечистоты от меня отгнавшего призыванием имени Его и воззрением к Нему очами сердечными и телесными. Это было в пятом классе сего 22-го января. Благодарю Господа, мирна мя соделавшего во время утрени, когда я стоял в Петропавловском приделе и готовился к совершению ранней обедни. Благодарю Господа, великую победу мне даровавшего во время самой литургии, после причащения, когда борьба врага была очень ожесточенна и зла и нагла и он усиливался меня лишить плода причащения. О, как тонок враг, как остры его стрелы! О, как он усиливается приковать сердце мое к земным вещам и из-за них отвратить сердце мое от любви к Богу и ближнему и поселить вражду и ненависть к нему! Как смертоносна эта ненависть, как возмутительна, связательна, омрачительна! О, как необходимо мне распять самолюбие, отвергнуться себя (не ищет своего [ 1Кор. 13, 5 ]; не о себе только каждый заботься, но каждый и о других [ Флп. 2, 4 ]). Какое нетерпение производит во мне супостат, прикрываясь моим самолюбием! Обида, неправда, неисправность, погрешность со стороны брата – и я весь возмущаюсь, весь киплю негодованием, яростию, мщением и забываю Рекшего: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь [ Рим. 12, 19 ], и: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]. 22 января 1869. 22 января 1869. Благодарю Господа, сподобившего меня по молитве моей совершить непреткновенно брак в соборе при большом стечении народа и умирившего чрез меня всю церковь . (Жених Александр, невеста Феодосия.) Пред браком возмутился было духом на то, что долго не едет невеста, но умолил Господа отъять смущение, простить мне мое нетерпение и раздражительность; а после свадьбы, да и во время свадьбы я смотрел на жениха и невесту с любовию, как на детей. Не взимайся 53 ветхий мой человек на разум Божий при чтении молитв браковенчанных. Не колеблись душа моя ни о едином же от сопротивных. Возми твое и иди [ Мф. 20, 14 ]. Страшное, обличительное слово Судии. Что, если Он оставит мне только одни мои грехи и отнимет все благодатные дары Свои, да и естественные? Не всё ли мое добро – Божие? Не один ли грех у меня? 23 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Наибольшая часть грехов происходит в нас от греховного самолюбия, от пристрастия к земным вещам, к деньгам, сластям, к земной славе. От чего эта злоба, ежедневно удручающая нас, эта зависть снедающая? – От самолюбия, своенравия и упрямства, от пристрастия к благам временным, тленным. Отвергнись себя, презри, поработи чрево духу – и злоба, и зависть, и гордость, и своенравие уничтожатся сами собою, и вкусишь небесный покой здесь, на земле. Носи с радостию тяготы других для Бога и ради будущего воздаяния. Противься непрестанно самолюбивой, своенравной и ленивой плоти. Страсти глубоко успел укрепить в нас диавол чрез навык ежедневный: разрослись и утолстели в сердце, как корни большого дерева, или, как шипы, как гвозди, вбиты. Великая корысть духовная есть любовь к ближнему, являемая ежедневно в прощении обид, в услужливости, в кротком перенесении не нравящихся нам поступков в домашних, в отвержении своенравия, в покорности, в подаянии с охотой милостыни. Вот ты ежедневно служишь Богу, стоишь у престола, совершаешь пренебесные Тайны, славишь Господа, читаешь столько молитв, подвизаешься, по-видимому, в христианской жизни; но вот я озадачу тебя вопросом нескромным: при таком пренебесном служении, при участии в таких Таинствах место злобе, гордости, зависти, сребролюбию, чревоугодию, блуду, лености в сердце твоем есть? – Так, ты не оставил ни злобы, ни гордости, ни зависти, ни сребролюбия, ни чревоугодия, ни блудного похотения, ни лености. Не безответен ли ты? Не тысячей ли мук достоин ты при таком Божием попечении о тебе, содействии тебе, при таких силах Божественных в тебе? Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в тебе, то давно бы они во вретище и пепле покаялись... и если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня [ Мф. 11, 21, 23 ]. Что такое милостыня? – Перекладка тленного имущества из влагалища ветшающего в неветшающее, мена оскудевающего имения на неоскудеваемое. Июля 28-го дня 1869 года. Понедельник. 30 июля. 30 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

524 M. Wagner в den Sitzungsberichten etc. S. 430 и в Ausland 1867, 462. Lindenschmitt в «Archiv fьr Anthropologie» 1, 53, Катрфаж «Hist. de l’homme 11, 22. 538 Литература: Prischard – «Naturgeschichte des Menschengeschlechts», herausgeben von R. Wagner. – Quatrefages – «Unite de l’espйce humaine» 1861. Waitz, «Anthropologie Namurvцlker». Rauch «Die Einheit des Menschengeschlechts» 1837. 556 Диодор. Сиц. I, 15, III, 68; «Книга мертвых» 1, 18. См. у Люкена «Traditionen» S. 115–158 и у Фишера «Heidenthum». S. 323 и дал. 557 Liiken, «Traditionen»... 2 Aufl. 1869 стр. 96 и дал. Ср. F. Delitzsch. «Apologetik». 1869. S. 151. 567 «Histor». VII, 49. См. свод этих преданий у Лактанция («Inst. Div». 2, II) и у Евсевия («Praep. Evangel. Lib. 1, cap. 8, Lib. 12. cap. 11, 13). 579 Дальнейшие доказательства свободы воли в человеке заимствованы с некоторыми сокращениями из брошюры Игнатия Котовича: «Обоснование Теизма» (вып. 2, стр. 5–26). 580 «Нравственная природа человека». Сочинение Ульрици. Перев. с нем. В. Голубинского. Казань, 1878; стр. 71–72. 584 Reusch – «Bibel und Natur» 4 Aufl. S. 296. Ср. Kohler – «Lehrbuch der biblischen Geschichte Alten Testament». S. 59. 589 В Х гл. Быт. (ст. 25) говорится об одном сыне Евера – Фалеке, что «во дни его земля разделена». 590 Stande – «Uber die Alttestamentlichen Vorstellungen vom Zustande nach dem Tode» 1877. S. 8 и дал. 591 Особенно замечателен в этом отношении Псалом 72-й, где описывается благоденствие нечестивых в здешней жизни (ст. 2 и дал.): «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их... Оттого гордость, как ожерелье, обложила их; выкатились от жира глаза их...» 593 Эта тень представляется сохранившею черты индивидуального образа Самуила ( 1Цap. XXVIII, 14 ). «Какой он видом? – спросил Саул у волшебницы. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил». 594 Латинский перевод греческого слова Diaq»kh словом Testamentum менее точно передает смысл его, чем латинское же слово Foedus союз (Hettinger – Lehrbuch Fundamental Theologie” 1879. S. 249.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Алчущие и жаждущие правды [ Мф. 5, 6 ], то есть христианского совершенства. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [ Мф. 5, 7 ]. Господи, помилуй! Связь этой заповеди с предыдущей. Кто алчет и жаждет оправдания, помилования, тот сам делает милость. Ибо как мы поступаем с ближними, так с нами поступит правда Божия. Если вы будете прощать людям... [ Мф. 6, 14 ]. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки [ Мф. 7, 12 ]. Ты печешься об украшении тела одеждою – но и стены одевают в разноцветные одежды. Чем ты лучше стены? Ты забыл свое назначение, что ты должен быть облечен во Христа, или в Его добродетели? Если вы будете прощать людям... [ Мф. 6, 14 ]. Если кто... уклонится от истины... [ Иак. 5, 19 ] 119 . Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [ Мф. 5, 7 ]. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [ Лк. 6, 36 ]. Раскрыть в беседе бесконечное милосердие Божие, явленное к роду человеческому вообще и являемое каждому из нас в частности. Эта бездна милосердия Божия должна побуждать и каждого из нас к взаимному состраданию и милосердию. Кроме того, мы непрестанно нуждаемся в Божием милосердии, как согрешающие волей и неволей всякий день и час: душа наша, не имеющая мира по причине грехов, ищет примирения с Богом. Господь и в этом отношении сделал нам крайнее снисхождение: Он изволил объявить в Евангелии, что всякая истинная милость, оказанная нами ближнему, есть как бы милость Ему Самому и низводит от Него милость Его самому милующему. Мне сотвористе [ Мф. 25, 40 ]. Милостивые... помилованы будут [ Мф. 5, 7 ]. Напротив, немилостивым не будет оказано на Суде никакой милости. Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом [ Иак. 2, 13 ]. Евангелие ни к одной добродетели столько не поощряет, как к милости. Притча о должнике немилосердом, притча о десяти девах, притча о впадшем в разбойники 120 . Апостол говорит: точию нищих да помнима [ Гал. 2, 10 ]. Будь богом для нищих. Как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых [ Пс. 122, 2 –4 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Свете Святый, просвети мя. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие [ Пс. 118, 133 ]. Октября 27-го дня 1868 года. Воскресение. Изменил я Тебе, любителю моему, Господу, возлюбив тленную, суетную славу человеческую, блестящую награду земную, хотя и напоминающую о Твоем вольном за нас распятии. Что мне любить, кроме Тебя? Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [ Пс. 72, 25 – 26 ], ибо Ты един жизнь, покой, свет, сила, свобода моего сердца. Телу златому премудрыя дети не послужиша 12 . А мы? Служим телу златому, хотя иногда под видом даже креста наперсного. Табачники тлят и тела и души свои табаком. О, тля греховная! Мало еще у нас тебя что ли? Сколько душетленных страстей и навыков! Господи! Скоропослушниче мой, помощниче и Спасителю мой и радосте моя! Благодарю Тебя, яко двукратно поутру (24 сентября) спасл еси мя от закваски греховной, юже 13 враг вливати начат в мое сердце: первое – в доме Сидельникова во время молебна, от блудной закваски; второе – дома, от закваски злобы на сестру Анну и служанку Екатерину. Благодарю Тебя за мир и свободу духа, яже 14 ми даровал еси по очищении страстной, душетленной закваски. Благодарю Тя, яко по молитве моей умирил еси и всех домашних моих. Слава Тебе, везде сый и вся исполняяй, Творче наш, Промыслителю и Спасителю наш. Се, тако благоустрояй, Господи, души всех людей, наипаче же достояния Твоего, стяжанного кровию Твоею, во всех пределах земли, от восток солнца и до запада. Да славится имя Твое всеспасительное всеми языки, да познают его все земнородные, от мала и до велика, вкупе богат и убог. Бегай враждебных столкновений с ближними из-за каких-либо вещей: это делает диавол, не терпящий мира братии. Молись усерднее о погрешающем брате Богу, а не доноси на него высшему начальству, хотя он и доносит, может быть, на тебя. Донос – дело злобы и зависти, а не любви. Помни слова Апостола, что мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна [ Иак. 3, 17 ]. Итак мирно и кротко предъявляй начальнику свои просьбы и намерения и в случае несогласия его не будь раздражителен и непослушлив. Послушание паче 15 всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Истинно: нищий духом пребывает в непрестанной молитве, потому что чувствует в себе постоянное недостаточество сил, немощь для добра и склонность, влече­ние ко злу, потому что он ощущает в себе величайшую пустоту без Бога, мрак, скорбь; без Бога он ни минуты быть не может, тогда как не имеющие нищеты духа мнят жить сами собою и не вспоминают долго о Боге и не при­зывают Его, – у нищего же духом непрестанная молитва к Богу о помиловании, непрестанная память о Боге и о грехах своих, и о правде Божией, и о суде Его, и о неоплатности долгов своих, о опущениях своих в исполнении заповедей Божиих и обязанностей своих. Евангелие, лежащее на престоле, напоминает нам, что Бог Слово был на земле во плоти, проповедовал, тво­рил чудеса, завещал нам взаимную любовь, единение, терпение, смирение и упование на Бога, пострадал за нас и умер поносною смертию, воскрес в третий день, явлься по воскресении и вознесся в сороковой день на небо, откуда повелел ожидать второго и страшного при­шествия Своего на землю – судити живым и мертвым. Помните же это, взирая на Евангелие, лежащее на пре­столе. Крест, лежащий на престоле, напоминает то же, в особенности завещание Господа любить и терпеть друг другалюбовию [ Ин. 13, 34 ]. Если когда, то наипаче ныне даруй мне памятовать слова Твои: берегитесь любостяжания, ибо жизнь чело­века не зависит от изобилия его имения [ Лк. 12, 15 ], и не жалеть о взятом в приданое имении моем, хотя я и в ску­дости остался; да буду я нестяжателен, по евангельскому слову Твоему: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд... ибо трудящийся достоин пропитания [ Мф. 10, 9– 10 ]. Владычица всегда с нами, во едином дому с нами: где мы, там и Она, если мы живем благочестиво, и Свое при­сутствие являет нам в помиловании нас, защищении и за­ступлении от врагов видимых и невидимых, в спасении от грехов и владычества страстей. Живите со страхом Божиим в жилищах своих, христиане, и удерживайтесь от всех греховных дел – от злобы, зависти, осуждения, празднословия, сквернословия, вражды и ссор, от всех пустых, бесплодных дел. Но если Владычица с нами всегда, тем паче – Господь, везде сый и вся исполняяй: ради Его и Владычица с нами, и мы – с Ним и с Нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Каждый грех искажает в нас образ Божий. Как же должно избегать греха, искажающего столь дорогой, величественный в нас образ! Как бесконечна любовь Господа к Самому Себе, к светлости, святости, бесконечным совершенствам Своим и к образу Своему, столь величественно, художественно изображенному в человеке, – так бесконечна должна быть любовь наша к святости Божией, в которой мы сотворены, в которой, по утрате ее грехопадением, восстановлены, так должна быть бесконечно велика любовь наша к нравственному закону, или к заповедям Божиим, которые суть выражение Его святейшей воли касательно нашей святости. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда [ 1Фес. 4, 3 ]. Любви нет у меня к отцу протоиерею и отцу Матфею, что я тяготы не хочу носить даром, – а они за меня носят: обедни служили, молебны. Брак есть сеяние семени. Дивны дела Твои, Господи, и святы и премудры! Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим [ Лк. 10, 27 ], то есть чтоб всё сердце твое, вся душа твоя, все мысли твои и силы твои были заняты Богом, устремлены всегда к Богу, чтоб никогда сердце и мысли не отчуждались от Господа Бога, никогда ни словом, ни делом не удалялись от Создателя, Который, будучи всё для нас, должен быть и любим нами всецело, безраздельно. Он для нас всё в духе, и Он для нас всё в веществе – ибо Его и дух и вещество. Всё должно быть целесообразно в нашей жизни, то есть согласно с целями, которые Он предписал. А первая и последняя цель есть Он Сам, Виновник всех тварей. Нет Бога во всех мыслях его, говорит псалом 9, 25. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня... кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое [ Ин. 14, 21, 23 ] – слово Его, в противность слову диавола, злонамеренного нарушителя и развратителя законов Божиих и губителя тварей Божиих, особенно человеков. Разум, порядок, цель, необходимо предполагаемые нравственным законом, или заповедями, свидетельствуют о бытии премудрого, святейшего, всеблагого и всемогущего Законодателя. Всячески храни в себе область мысли и чувства и воли, не попуская в себе гнездиться и обращаться мыслям суетным, пустым, чревоугодливым, любостяжательным, скверным, лукавым, хульным, горделивым, противным, завистливым, чувствам злым, унылым или блудным, воле злой, раздражительной, похотливой на зло. Соблюдая в порядке внутреннее, сохранишь себя и вне, во внешнем мире – в словах и поступках. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни [ Притч. 4, 23 ]. Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, лжесвидетельства, богохульство... все это... оскверняет человека [ Мк. 7, 21 –23 ]. Господи! Очисти... внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их [ Мф. 23, 26 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как благодетельны пост, молитва и труд! Какой порядок, мир и тишину вносят они во всё существо наше! Какой покойный сон! Как легко вставать поутру! (Светским людям, не хотящим поститься.) Какой я злой и раздражительный! Озлился сегодня на протоиерея за то, что он прислал ко мне на епитимию два лица, имевшие любовную связь, а не к отцу Матфею! Хотя это и несправедливо со стороны отца протоиерея, потому что отец Матфеи не занят никакою службою постороннею, а я должен был принять это распоряжение спокойно, без досады и гнева; притом же надо же кому-либо грешников спасать; помнить надо и награду, обещанную за обращение грешника: если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов [ Иак. 5, 19 – 20 ]. Поэтому надо благодарить за это протоиерея, хотя он делает несправедливо и по жалкой вражде. За столько ли продали вы землю? [ Деян. 5, 8 ] – спрашивал апостол Петр Ананию, и, когда тот солгал, утаив из цены поля, апостол обличил его – и тот пал мертв [ Деян. 5, 1 – 5 ]. Так строго наказана ложь. Тебя спрашивает часто жена: столько ли следует мне по кружке, сколько ты дал мне, и ты отвечаешь – да, хотя кружка бывает больше, утаивая от жены часть денег, хотя, может быть, и для благотворительной цели. Это грех. 15 марта. 15 марта. Суббота Второй недели Великого поста. Благодарю Господа за ниспосланную от Него благодать во время всенощной, за дар искренней молитвы, за слезы умиления, за познание любви Господней, которую Господь имеет и явил к нам, грешным; за ложесна и сосцы материи, за любовь, которую Господь вложил в матерей; за создание вселенной, за горнее Царство и блаженство, за Церковь , за Таинства. Наипаче за Божественное Тело и Кровь, в которых наипаче Господь удивил к нам милость Свою, любовь Свою, преспеющую (превосходящую) разум. Благодарю Тебя, Господи, яко изволиши благоволительно слушати меня, беседовати со мною внутренно, очищати, освящати и умиротворяти меня. Благодарю, яко смущения и тесноты мои сердечные отъемлеши, малодушие и страхи мои прогоняеши и мужество и благодерзновение подаеши, немощи плоти и духа отъемлеши и силу Твою непрестанно даруеши. Неизреченно велики ко мне милости Твои, Царю всеблагий, теряется ум мой в величии любви Твоей, благодеяний Твоих, премудрости Твоей, силы Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Любить Бога как совершеннейший Первообраз, который есть любовь, истина, правда, премудрость, всемогущество, ближнего и себя, как Его образ, и очищать себя от всякой скверны плоти и духа и соверш[енствоваться] во всякой добродетели; любить горнее, презирать дольнее, быть на земле неб[есными] гражданами – значит любить Бога: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет. Как жили на земле словесные небеса – святые апостолы, иерархи, мученики, преподобные, бессребреники! Зачем я ищу земной славы, земной награды, то есть от человеков, верху ходящих и не ведущих 130 , а не от Бога, и унываю, малодушествую, когда не получаю оной по клевете людской или по тайному доносу на меня? Не горний ли я? Не христианин ли я? Не противно ли Евангелию искать славы от людей, хотя бы от Синода, ибо и в Синоде люди с грехами, хотя и сугубо освященные от государя или архиерея? Старайся иметь непорочную совесть и делать дела служения как должно – и сама совесть будет тебе наградою. А земную славу презирай. Земные награды питают в нас самолюбие, гордость, самомнение, тщеславие и ниспровергают смирение, а смиренное о себе мнение, как о худшем всех, грешнейшем, немощнейшем духовно и телесно, необходимее всего христианину. А я таков и есть. Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится [ Лк. 14, 11; 18, 14 ]... А ты вознес сам себя, просив представить себя к награде и выставив свое достоинство. Что ты имеешь, чего бы не получил от Бога? А если получил, что хвалишься, как будто не получил [ 1Кор. 4, 7 ], а как бы ты всё делал своею силою? Когда исполните все повеленное вам, – а как далеко я не сотворил еще всего повеленного,– говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать [ Лк. 17, 10 ]. Пусть истребляют нещадно заготовленные сласти, если враг бесплотный делает из них такую губительную для меня сеть. Да не будет их. Любовь к Богу состоит в отвержении любви к самому себе, или в самоотвержении. Например, ты любишь курить, в карты играть, сладко есть-пить, на красивые лица засматриваться, любишь деньги собирать, а не давать, любишь наряжаться, гулять, банкетствовать, завидуешь, превозносишься – отбрось это, отвергни от себя, и ты возлюбишь Бога и ближнего, а доколе не отвергнешь – не можешь. Не можете служить Богу и маммоне [ Мф. 6, 24 ; Лк. 16, 13 ]. Возненавидь все свои греховные наклонности и привычки – и возлюбишь Бога. Смотри, как любили Бога святые Предтеча, Илия, Павел, Петр, Иоанн, мученики, преподобные, бессребреники, иерархи. Люби и ты так.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не люди худы, а мы. Итак, напрасна сердечная желчь на людей, на начальников наших, на сослуживцев, соседей, родственников. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего [ Мф. 7, 3, 5 ]. Нет во мне искренней любви к ближнему, ибо самоотвержения нет: если брат ест и пьет мое и не хочет служить мне, я его и ненавижу и огорчаюсь. Корыстная у меня любовь. «Возьми, возьми, распни его!» Кого? – Ветхого человека. «Царя ли вашего распну?» – Ветхий человек царствует в нас, берет большею частию перевес над духом, над новым человекам, господствует над ним чрез разные страсти. Но тем не менее надо его распинать непременно, иначе он погубит душу; тогда и оживет дух наш, когда будет распят и умрет ветхий человек. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? [ Мф. 6, 25 ]. А мы доселе на пищу и одежду обращаем премного внимания, а на душу – меньше. Я должен искать Царствие Божие, которое внутрь нас [ Лк. 17, 21 ], а я ищу отличий, наград, возвышения, блеска земного, чтоб скрыть внутренний греховный мрак и смрад, низость, ничтожество и чтобы более мечтать о себе как человеке достойном, хотя я никуда не годный человек. Самолюбие и гордость во мне кроются и при искушениях или при лишениях ожидаемой чести и награды тревожат, беспокоят, сердят меня. Должно попрать змея гордости и быть довольным тем, что имею, считая себя и этого недостойным. Суетны награды и отличия земные, как часто ложные и преходящие и отвлекающие мысли от истинной награды – на небесах; да наградит Сам Господь, Судия Праведный, если обретет во мне что-либо доброе. Да не даю пищи противнику ругаться надо мною, горним. Священник Христов должен быть превыше помыслов и желаний земных, человеческих наград. Это противно духу Христову, духу Евангелия. Блаженны вы, когда будут поносить вас [ Мф. 5, 11 ]. Не принимаю славы от человеков [ Ин. 5, 41 ]. Себя исправлять – вот что нужно. О внутреннем спокойствии, о чистоте, бесстрастии сердца ко всему земному надо заботиться, чтоб Господь непрестанно почивал в нас, да усердно пасти души человеческие. Долго ли эти мысленные звери – страсти наши – будут лишать [нас] Господа нашего? Долго ли это идолопоклонство? Доколе предпочитаем Богу сор земной, славе Божией – славу человеческую? Доколе будем гоняться за призраками, оставляя действительность? Благодарю Тебя, Господи, умиротворившего душу мою сим духовным мудрованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010