Свят. Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковью называется собрание, поскольку она созывает и собирает всех 1172 . Возможно ли дать определение понятию « Церковь »? Скорее всего, нет: все предпринимавшиеся до сих пор попытки дать всеобъемлющее определение были не вполне удачными. Например, А. С. Хомяков, известный русский писатель и богослов, определял Церковь как «единство Божией благодати, обитающей во множестве разумных творений» 1173 . Очевидно, что эта формула содержит в себе тавтологию, поскольку Божественная благодать, по определению, едина. Острые богословские споры в Русской Церкви вызвала в конце XIX в. магистерская работа доцента Евгения Аквилонова (впоследствии протоиерея), посвященная святоотеческому определению Церкви 1174 . В основание своей работы Аквилонов положил апостольское учение о Церкви как о Теле Христовом. Святейший Синод не утвердил Аквилонова в степени магистра богословия, и ему пришлось в значительной степени переделать работу. Тем не менее высказанные в его сочинении мысли распространились достаточно широко, и в современной богословской литературе выражение « Церковь есть Тело Христово» встречается очень часто. Обычно это определение связывается с учением о Боговоплощении, а также о таинстве Евхаристии, рассматриваемом как способ участия человека в жизни тела Церкви. Однако при использовании апостольского образа Церкви как Тела Христова в качестве «формального» определения возникают некоторые трудности. Например, согласно 9-й главе «Пространного катехизиса» (о 9-м члене Символа веры ), к Церкви принадлежат не только «все православные христиане, живущие на земле», но также и «все, скончавшиеся в истинной вере и святости» 1175 . Кроме того, к Церкви принадлежат не только люди, но и ангелы. На этот счет есть ясные свидетельства Писания: Бог положил... все небесное и земное соединить под главою Христом ( Еф.1:10 ). Он есть глава тела Церкви, Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное ( Кол.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Слава Господу! 25 октября Умножились милости Твои, Господи, ко мне грешному и нынешний день; счесть их не могу, хотя имею сильную ревность поискать их. Во время литургии я многократно победил врагов бесплотных, нещадно нападавших на мою немощь; на великом входе отчетливо выговорил имена всех царственных особ, Святейший Синод и титул митрополита Новгородского, заамвонную молитву и отпуст. Победил благодатию великое смущение, произведенное видением одного лица из купеческого сословия, у которого отец был головою Кронштадта. Вечером многократно Господь спас меня от страстей моих за покаяние мое искреннее, со слезами. Приближися Царство Небесное [ Мф.4:17 ]. О, как близко к нам Царствие Небесное и как удобно его, так сказать, взять и воспользоваться им! Приди и возьми. Оно не на небе, но сошло к нам с небес и водворилось на земле, в Церкви Божией и готово войти в сердце твое, только открой его. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною [ Откр.3:20 ]. Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься [ Рим.10:6–9 ]. Сам Христос Бог ежедневно приглашает нас принять и вкушать Его пречистое и животворящее Тело и пить Его животворящую Кровь во оставление грехов и, значит, в наследие Его Царствия. Но при такой близости Христа к нам, Царствия Божия как многие, многие далеки от Него! Какое равнодушие ко Христу, какая холодность, какое невнимание к Царствию Божию, как будто оно и не нужно, как будто что-то лишнее оно для людей, без чего можно обойтись, тогда как и минуту жить без Христа есть величайшее несчастие, смерть души! О, как за то будут стенать и плакать и терзать себя грешники, когда смерть уже откроет им всю их неблагодарность к Богу, всё невнимание, всю суетность, всю леность их, нерадение, неверие их! Но будет поздно: для них настанет суд, их свяжут по рукам и ногам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Слово архимандрита Пахомия (Брускова) при наречении во епископа Покровского и Николаевского 3 декабря 2011 г. 19:30 3 декабря 2011 года в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Пахомия (Брускова) во епископа Покровского и Николаевского. При наречении архимандрит Пахомий обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Христолюбивые архипастыри! Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Покровским и Николаевским. Сознавая высоту и величие архипастырского служения, вспоминаю о том, как блаженнейший псалмопевец Давид, выслушав повеленное ему и став пред лицем Господним , вопрошал с болью: кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17:16). Но еще более осознаю всю полноту ответственности, которая возлагается на продолжателей богоучрежденного апостольского преемства, домостроителей Церкви Божией. Как могу я, человек грешный, стать тем, кто по учению святых отцов являет собой образ Христов? Сознаю и всецело приемлю, что при возведении в архиерейское достоинство я призван взять на себя не только честь, подобающую святительскому сану, но гораздо более — евангельское иго Христово. Уже много лет, с того дня, как решил я принять монашество, нет у меня другого желания, кроме как идти за Христом. Господь мой и Бог мой сказал: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой (Мф. 16:24). Сам Великий Пастыреначальник не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28), и показал нам пример того, что епископское служение должно быть истинно смиренным. Верую несомненно, что вы, богомудрые архипастыри, возвестили мне волю Божию обо мне, что Сам Великий Архиерей вашими устами повелел мне принять жребий служения сего (Деян. 1:25). Внимая словам, сказанным с Божественной властью: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15:16), я с полной покорностью предаю себя в руки Его, но искренне исповедую перед Вами свою человеческую немощь и свое недостоинство понести высоту святительского сана. Следуя непреложному повелению Христову и апостольскому наставлению всё делать без ропота и сомнения (ср. Флп. 2:14), в ответ на ваше призвание, не надеясь на свои силы, но с упованием на Бога и искренним горячим желанием послужить Святой Церкви отвечаю: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

http://patriarchia.ru/db/text/1799725.ht...

Целью любой церковной дискуссии и любой критики должно быть улучшение, очищение, созидание церковной жизни. Если же человек стремится разрушить Церковь, потворствует расколу, сам уходит в раскол, либо рассуждает только о «переделе власти», забывая о главном – о проповеди слова Божия, об устроении христианских трудов, — то это тоже грех, в котором нужно каяться и который нужно обличать. Протоиерей Владимир Вигилянский: Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе Протоиерей Владимир Вигилянский Предстоятели Русской Православной Церкви всегда говорили, что у нас нет ни тем, которые мы не могли бы обсуждать, ни областей церковной жизни, которые мы не могли бы критиковать. Однако в этом отношении существует несколько условий. Во-первых, критика должна основываться на реальных, проверенных фактах, а не на слухах и сплетнях, то есть не быть голословной. И второе, за подобной критикой должна стоять искренняя любовь к Церкви, забота о том, чтобы эта критика не способствовала нарушению единства Церкви. А также, чтобы в ее основе не стояли побуждения, не связанные с любовью к ближнему, потому что любовь, конечно, превыше всего. Такую критику Церковь и священноначалие будет принимать с благодарностью. Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе. В этом отношении следует руководствоваться евангельским принципом, заповеданным нам Самим Господом: « Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь » (Мф. 18, 15-17). В Церкви существует множество механизмов, в которых возможно участие всех членов Церкви, стремящихся к улучшению положения Церкви. К ним относятся Поместные Соборы, Архиерейские Соборы, Синод, Святейший Патриарх, правящий архиерей, церковный суд, Межсоборное присутствие, синодальные отделы и т.д.

http://pravmir.ru/opros-mozhet-li-kritik...

Впоследствии, по разделении Синода на два апартамента, Совет постановил было писать в Синод указами с обращением «нашему Синоду», но Государыня изменила, повелев титуловать Синод «Святейший Синод», а «Правительствующий» не писать 375 . По установившейся практике Верховный Тайный Совет относился в Синод указами, а Синод обращался к нему «доношениями». В рассказанном эпизоде заметна со стороны Верховного Тайного Совета наклонность свести Синод с его положения, каковая наклонность выразилась и в том, что Совет пытался было, упразднив должность обер-прокурора Святейшего Синода, поставить на его место просто прокурора. 8 августа 1726 г. Высокий Сенат в ведении сообщил Святейшему Правительствующему Синоду указ из Верховного Тайного Совета, от 14 июля, о том, что «в Святейшем Синоде, вместо обер-прокурора Алексей Баскакова, повелено быть простым прокурором Раевскому, который был в Москве в Монастырском приказе». Хотя Синод и не выразил протеста против этого распоряжения, тем не менее высказал несогласие с ним в том, что, выслушав этот указ, не постановил по нему определения, оставив дело нерешенным. Последствием сего было то, что Баскаков по прежнему продолжал оставаться обер-прокурором Святейшего Синода 376 . Приведенный указаний достаточно, чтобы судить как Синод, по учреждении Верховного Тайного Совета, удержав прежнее свое положение, на практике оказался в зависимости от нового учреждения, действовавшего от имени и именем Ее Величества. Разделение Святейшего Синода на два апартамента и несостоявшееся предположение об удалении членов Синода от управления их епархиями, дополняют недосказанное в отношениях Синода к Верховному Тайному Совету. Последний занял посредствующее положение между Синодом и Верховной Властью, коей одной Синод мыслил себя подчиненным. Такое положение побуждало Синод искать случая изменить его. 19 сентября 1726 г. преосвященный Феофан, архиепископ велико новгородский и великолуцкий, словесно объявил Святейшему Синоду, что « Ее Императорское Величество, рассуждая о синодальных докладах, каковы по рассмотрении Святейшего Синода в Верховный Тайный Совет будут подаваемы, таковы и в Кабинете Ее Императорского Величества, для известия, сообщать позволила».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Восстановление Правительствующего Сената в прежнем значении отразилось и на положении Св. Синода в том отношении, что Синод по-прежнему стал в непосредственные отношения к государственной власти, как было до учреждения Верховного Тайного Совета. К этой власти Синод обращался со своими докладами и от нее непосредственно получал повеления. В тех случаях, когда Высочайшие повеления, касавшиеся и ведомства Св. Синода, объявлялись Правительствующему Сенату, последний в ведении сообщал Синоду, с обычной заключительной формулой: «и Св. Правительствующий Синод да благоволит о том учинить по тому Ее Императорского Величества указу» 388 . Сознавая свое равенство с Сенатом, Синод поступал самостоятельно в своей области, не обязываясь отчетностью перед кем-либо и действуя под указами одной Верховной власти. Вообще следует заметить, что к этому времени установились правомерные отношения между Синодом и Сенатом на почве обоюдного соглашения 389 . Некоторый оттенок недоразумений представляет следующий случай. 11 сентября 1730 г. Св. Синод определил секретарем Замятина, который прежде того служил в коллегии иностранных дел и, при ведении Сената, был препровожден и Синод, согласно его требованию, для определения к делам -в секретари. По сообщении о сем Сенату, последний готов был снова потребовать Замятина. Получив о сем сведения, Синод обратился к Государыне с докладом об охранении дарованных Синоду прав в случае нарушения их Сенатом. Синод докладывал: «Святейшему Синоду есть известно, что Правительствующий Сенат намерен паки оного Замятина от Синода требовать в свою команду, по-прежнему; и ежели оное исполнено быть иметь, то зело будет Синоду предосудительно, и покажется между таких главных правительств непорядок, а наипаче состоявшийся ноября 19 дня прошлого 1721 г…на докладных синодских пунктах о определении Синоду секретарей, собственной Его Императорского Величества рукой подписанный указ останется недействительным». Вследствие сего Синод просил Государыню: «дабы Ее Императорское Величество соизволила об оном учинить милостивое рассмотрение, и Синод своей высокой протекцией охранить, чтоб, кроме чаяния, от оного Правительствующего Сената намерения Синоду не нанеслось какого уничижения, и не сравнен бы был коллегиям по сенатским ведением обретающимся, а Синод ни в какое непорядочное действие вступать не должен и не будет» 390 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Впоследствии, по разделении Синода на два департамента, Совет постановил было писать в Синод указами с обращением «нашему Синоду», но государыня изменила, повелев титуловать Синод «Святейший Синод», а «Правительствующий» не писать 25 . По установившейся практике Верховный Тайный Совет относился в Синод с указами, а Синод обращался к нему «доношениями». В рассказанном эпизоде заметна со стороны Верховного Тайного Совета наклонность свести Синод с его положения, каковая наклонность выразилась в том, что Совет пытался было, упразднив должность обер-прокурора Святейшего Синода, поставить на его место просто прокурора. 8 августа 1726г. Высокий Сенат в ведении сообщил Святейшему Правительствующему Синоду указ из Верховного Тайного Совета от 14 июля о том, что «в Святейшем Синоде вместо обер-прокурора Алексея Баскакова, повелено быть простым прокурором Раевскому, который был в Москве в Монастырском приказе». Хотя Синод и не выразил протеста против этого распоряжения, тем не менее высказал несогласие с ним в том, что, выслушав этот указ, не постановил по нему определения, оставив дело нерешенным. Последствием сего было то, что Баскаков по-прежнему продолжал оставаться обер-прокурором Святейшего Синода 26 . Приведенных указаний достаточно, чтобы судить как Синод по учреждении Верховного Тайного Совета, удержав прежнее свое положение, на практике оказался в зависимости от нового учреждения, действовавшего от имени и именем Ее Величества. Разделение Святейшего Синода на два департамента и несостоявшееся предположение об удалении членов Синода от управления их епархиями, дополняют недосказанное в отношениях Синода к Верховному Тайному Совету. Последний занял посредствующее положение между Синодом и Верховной Властию, коей одной Синод мыслил себя подчиненным. Такое положение побуждало Синод искать случая изменить его. 19 сентября 1726г. преосвященный Феофан, архиепископ Великоновоградский и Великолуцкий словесно объявил Святейшему Синоду, что «Ее Императорское Величество, рассуждая о синодальных докладах, каковы по рассмотрении Святейшего Синода в Верховный Тайный Совет будут подаваемы, таковы и в Кабинет Ее Императорского Величества для известия сообщать позволила».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Избрание Синода пало на него тогда, когда он состоял «у палатного строения» на острове Котлине, в ведении князя Меншикова 1072 . Меншикову государем «вручено» было вообще все «строение каменных домов» 1073 . Синод послал в сенат ведение, чтобы сенат «сказал» Карнышеву его новый чин и затем выслал Карнышева в Синод. Прошло два с половиною месяца, а Синодальное ведение оставалось без ответа. Тогда Синод, узнав, что Карнышев проживает в Петербурге, распорядился самостоятельно сыскать Карнышева, доставить его в Синод и здесь объявить ему о новом его назначении. Синод к этому времени раззудил, что требование генерального регламента, чтобы «в секретари чин сказывать в сенате» 1074 , относится только к секретарям светских коллегий, а Синод, как во всем равный сенату, сам может сказывать чин своим секретарям. Карнышев был сыскан, представлен в Синод и выслушал указ о своем чине. Но через две недели к Карнышеву на дом явился с солдатами плац–майор Петербургского гарнизона, схватил его и отправил обратно на Котлин. Оказалось, что было получено письмо Меншикова о розыске Карнышева, как беглого 1075 . На Котлине военный суд приговорил Карнышева к батогам за то, что поступил в Синод, не сказавшись своему начальству. Поступление Карнышева в Синод произошло во время отпуска его с Котлина в Петербург. Меншиков усилил приговор суда резолюцией: бить батожьем, записать в писаря и жалованья не давать 1076 . Синод оказался в положении весьма неприятном. Он обратился в сенат, но сенат не отвечал. Завязалась длинная и бесплодная переписка. Через год Синод, не получая удовлетворения, представил все обстоятельства дела на воззрение государя. Но судьбе было угодно устранить прямое решение этого любопытного дела. Карнышев оказался обвиненным в хуле на государя и подлежал смертной казни. По всемилостивейшему манифесту, по случаю мира со Швецией, смертная казнь была заменена для Карнышева ссылкой с Сибирь 1077 . Синод не мог успокоиться на таком конце дела, жаловался государю и государь требовал от Меншикова объяснения 1078 , но каких–либо существенных последствий от этого, по–видимому, не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, рассуждая, что Московская синодального правления Канцелярия во отправлении по указам из Святейшего Правительствующего Синода всяких дел поступает весьма слабостно и нерадетельно, понеже на многие посланные указы требуемых рапортов Святейшему Синоду не прислано, а по некоторым и о получении тех указов, особливо же производящимися в той Синодальной Канцелярии делам месячных, каковые именным Её Императорского Величества указом повелено подавать в Кабинет, рапортов с сентября месяца прошлого 738-го года и поныне не прислано ж; сверх же того уже чрез три ординарные почты, а именно от 17-го числа мая месяца сего года ни о чём от той Канцелярии и доношений в Святейший Синод не бывало, и толь нужнейшая перепискам пресеклась, почему Святейший Синод рассуждает, что и правление дел в той Синодальной Канцелярии едва имеется ль, и чего ради такое крайнее небрежение и упущение учинилось: от слабого ль заседающих в той Синодальной Канцелярии персон смотрения или же от недовольственного в делах секретарского произвождения, Святейшему Синоду подлинно не известно, того ради приказали : заседающим в оной синодального правления Канцелярии прислать в Святейший Правительствующий Синод с первою по получении о том указа почтою ответствие по присяжной должности со всякою очисткою, оное с толикою слабостию и небрежением в той Канцелярии течение дел происходит, а особливо что по многим их Святейшего Правительствующего Синода посланным указам, также и личных рапортов в Святейший Синод не присылается чего ради подлинно; и ежели то чинится не по слабости их заседающих (из которой и им праведно изъятым быть едва что найдётся ль), то кая ж иная подобная тому вина находится, ибо прешедшими леты, когда в той Канцелярии ещё и протоколиста не было, течение дел следовало порядком своим, также и месячные рапорты в Святейший Синод присылаемы были без упущения; ежели ж оное происходит чрез слабость и нерадение или в делах недовольствие секретарское, то, востребовав у него, секретаря, посланным из Святейшего Синода указам, по которым требуемых в Святейший Синод рапортов, ведомостей и прочего не отправлено, также и прочим имеющимся в той Канцелярии делам реестров, и пока по тем реестрам, а особливо по указам из Святейшего Правительствующего Синода, також и прочие нужнейшие бытности его дела во окончание приведены, и на оные указы надлежащих и помянутых запущенных месячных рапортов в Святейший Синод отправлено не будет, по то время содержать без всякого послабления, и о том из Святейшего Правительствующего Синода к заседающим во оной синодального правления Канцелярии послать указ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если в изложении этих отношений число фактов неравномерно, то это только результат практических условий, а факты, во всяком случае, с обеих сторон были однозначущие. Жалобы на нарушение прав были взаимные. Сенатом издано было распоряжение о том, чтобы двойной оклад с раскольников был отсылаем в штатс-контор-коллегию, а в Синод поступали бы только штрафы с раскольников по духовным делам, но и о них бы Синод рапортовал в камер-коллегию и в штатс-контор-коллегию. Синод справедливо обиделся и дал знать Сенату, что такое сенатское «приказание» умаляет предоставленную царем Синоду честь и равенство с Сенатом; что Синод имеет честь, силу и власть патриаршескую, а к патриарху от светского правительства повелительных писем не посылалось; что требование Сената касается дел духовного ведомства, Сенату не подлежащих; и что рапортование о поступающих в Синод суммах для Синода излишне обременительно и обидно, как будто Синод чем-либо подорвал доверие к себе; ведь он не менее коллегий и Сената обязан присягою соблюдать «государственный интерес» и «верность присяжную всецело содержать тщится, а в похищении интересов не точию не явился, но никогда тому еще и не учился, и впредь учиться не намерен». И это свое ответное послание Сенату Синод ядовито заканчивал: «но ежели Правительствующий Сенат в коллегии рапортует, то и Синод подобное тому рапортование употреблять будет» 1594 . Рапортуют только подчиненные. И Сенат, в свою очередь, в мае 1721 года считает нужным напоминать Синоду, что «правление гражданских дел» поручено ему, Сенату, и что «Правительствующий Сенат равную честь и силу имеет в светском правлении, как и Синод в духовном». Объяснения эти вызваны были распоряжениями Синода о посылке нарочных для насильного забирания подьячих в Синод. Сенат замечал, что «надлежало определения об отдаче тех приказных служителей требовать в Сенате, а, не получа определения в Сенате, от гражданских дел брать, и для взятия их нарочных посылать, и Корнышеву в Синоде секретарство сказывать и к делам определять не надлежало»; «и в бытном святейших российских патриархов ко управлению дел из гражданских в судьи и во дьяки определялись и указы им сказываны из разряду, хотя оной тогда таковой силы и действия не имел, как ныне Правительствующий Сенат» 1595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010