Работа эта продолжается. Ее конечной целью является разработка развернутой и всесторонне обоснованной концепции первенства с учетом разнообразия мнений, существующих по этому вопросу. Такая концепция необходима для того, чтобы представители нашей Церкви могли аргументированно отстаивать свою позицию в межправославном и межхристианском диалоге. 3. Во исполнение поручения Святейшего Патриарха (от 10 января 2008 г.) Комиссия также провела богословско-канонический анализ " Открытого письма " , " Обращений " и иных документов, подписанных правящим архиереем и представителями духовенства Анадырско-Чукотской епархии. Результаты этого анализа доложены Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Данное заключение Комиссии также предлагается вашему вниманию. Важнейшим направлением деятельности Комиссии является консолидация научно-богословских сил нашей Церкви и активизация богословской работы. Основной формой в данном случае являются общецерковные богословские конференции. Они проводятся регулярно, один раз в два года, и в последнее время приобрели также статус международных. В отчетный период, в соответствии с решениями Священного Синода и при непосредственном участии Святейшего Патриарха, состоялись две такие конференции: " Эсхатологическое учение Церкви " (14-17 ноября 2005 г.); " Православное учение о церковных Таинствах " (13-16 ноября 2007 г.). Это были уже четвертая и пятая Международные богословские конференции Русской Православной Церкви, в работе которых принимали участие ведущие ученые и богословы нашей Церкви, представители почти всех Поместных Православных Церквей, а также ряд светских и инославных специалистов – отечественных и зарубежных. На конференции по эсхатологии состоялось всестороннее исследование этой – всегда актуальной – темы с библейской, патрологической, богословской, литургической, церковно-практической точек зрения. Материалы этой конференции составили солидный том объемом более 600 страниц. (Тем, кто не имеет ни этого сборника материалов, ни предыдущих, напоминаю, что тексты докладов доступны также и в Интернете на сайте Синодальной Богословской комиссии: http://theolcom.ru).

http://religare.ru/2_55550_1_21.html

Работа эта продолжается. Ее конечной целью является разработка развернутой и всесторонне обоснованной концепции первенства с учетом разнообразия мнений, существующих по этому вопросу. Такая концепция необходима для того, чтобы представители нашей Церкви могли аргументированно отстаивать свою позицию в межправославном и межхристианском диалоге. 3. Во исполнение поручения Святейшего Патриарха (от 10 января 2008 г.) Комиссия также провела богословско-канонический анализ «Открытого письма», «Обращений» и иных документов, подписанных правящим архиереем и представителями духовенства Анадырско-Чукотской епархии. Результаты этого анализа доложены Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Данное заключение Комиссии также предлагается вашему вниманию. Важнейшим направлением деятельности Комиссии является консолидация научно-богословских сил нашей Церкви и активизация богословской работы. Основной формой в данном случае являются общецерковные богословские конференции. Они проводятся регулярно, один раз в два года, и в последнее время приобрели также статус международных. В отчетный период, в соответствии с решениями Священного Синода и при непосредственном участии Святейшего Патриарха, состоялись две такие конференции: • «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17 ноября 2005 г.); • «Православное учение о церковных Таинствах» (13-16 ноября 2007 г.). Это были уже четвертая и пятая Международные богословские конференции Русской Православной Церкви, в работе которых принимали участие ведущие ученые и богословы нашей Церкви, представители почти всех Поместных Православных Церквей, а также ряд светских и инославных специалистов — отечественных и зарубежных. На конференции по эсхатологии состоялось всестороннее исследование этой — всегда актуальной — темы с библейской, патрологической, богословской, литургической, церковно-практической точек зрения. Материалы этой конференции составили солидный том объемом более 600 страниц. (Тем, кто не имеет ни этого сборника материалов, ни предыдущих, напоминаю, что тексты докладов доступны также и в Интернете на сайте Синодальной Богословской комиссии: http://theolcom.ru).

http://sedmitza.ru/lib/text/429991/

Однако упомянутые обстоятельства не могут поменять методов и критериев работы Синодальной Комиссии по канонизации святых. Считаю, что несмотря на возникающие трудности, нет оснований для упрощения методов подхода к вопросу канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ века. По-прежнему Комиссия может принимать к рассмотрению вопросы о новомучениках, если в ее распоряжение предоставлены полные копии (с первого до последнего листа) каждого следственного дела в отношении пострадавшего за веру. От эпохи гонений нам осталось крайне мало письменных источников. Материалы архивно-следственных дел, как правило, составляют их основную часть. Во многих случаях судебные дела репрессивных органов являются единственным неоспоримым свидетельством мужества, стойкости и героизма христианина, поскольку следствие и суд в то время совершались узким кругом лиц за закрытыми дверями, а не как в древности — на глазах множества людей. В вопросе прославления мученика или исповедника много различных аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без разрешения которых принять решение о прославлении невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим тогда место расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведения на следствии, не являлся ли человек доносителем, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам. Без комплексного изучения всего фонда следственных дел пострадавших в 20-е — 40-е годы ХХ века ответить на эти вопросы невозможно. Исследователям церковной истории регулярно открываются не только ранее неизвестные факты, но и религиозная и нравственная сторона их, о которой многие и не подозревали. Поэтому тщательный и всесторонний подход Синодальной Комиссии по канонизации святых к вопросам прославления новомучеников и исповедников Российских продиктован стремлением за неполнотой информации не принять ошибочные выводы и решения. Почитание новомучеников и исповедников Российских стало яркой чертой возрождающейся церковной жизни. Теперь практически каждый день в году наряду с древними мучениками совершается память того или иного новомученика. Издаются их жития, печатаются творения, в их память строятся храмы, их именем называют православные братства и гимназии. Память о новомучениках должна бережно храниться в тех местах, где протекала их жизнь, где совершен ими подвиг ради Христа. Новое поколение христиан, которое не застало гонений, должно воспитываться в любви и почитании к тем, кто ради веры и из любви ко Христу претерпел все скорби и лишения. Такой самоотверженности нужно воспитывать и будущих пастырей. Считаю своевременным поручить Учебному Комитету включить в образовательный процесс в духовных школах изучение жизненного подвига и богословского наследия новомучеников и исповедников Российских.

http://sedmitza.ru/lib/text/429934/

Насельники в священном сане (или готовящиеся к принятию священного сана) должны получить духовное образование в соответствии с установлениями Русской Православной Церкви, общими для всех ее священнослужителей. 1.5. При реализации Стандарта курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих Русской Православной Церкви курсы могут использовать следующие формы: 1) очную (продолжительность обучения — не менее 3 лет); 2) заочную (продолжительность обучения — не менее 3 лет), в том числе с использованием дистанционных технологий (продолжительность обучения — не менее 3 лет). По окончании курсов учащиеся проходят итоговые испытания и, при условии успешного прохождения последних, им вручается свидетельство о прохождении курсов базовой подготовки в области богословия. 1.6. Выпускники курсов могут в дальнейшем получить богословское образование по благословению архиерея и с согласия игумена или игумении обители: монашествующие и послушники мужских монастырей в духовных учебных заведениях, монашествующие и послушницы женских монастырей на регентских или иконописных отделениях духовных учебных заведений, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, Российском православном университете и иных подобных высших учебных заведениях Русской Православной Церкви. Также выпускники курсов могут продолжить свое обучение на факультетах и кафедрах теологии в светских вузах. II. Методическое обеспечение курсов и контроль 2.1. Методическое обеспечение курсов в области базовой богословской подготовки монашествующих и контроль над ним осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам образования монашествующих при Учебном комитете Русской Православной Церкви (далее — Межведомственная комиссия). В состав Межведомственной комиссии входят представители Учебного комитета, Синодального отдела по монастырям и монашеству и Синодального отдела религиозного образования и катехизации по назначению от председателей этих Синодальных учреждений. Председатель Межведомственной комиссии назначается Патриархом Московским и всея Руси по совместному представлению председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству и председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

http://patriarchia.ru/db/text/5090827.ht...

На пленуме был принят Итоговый документ, впоследствии одобренный Священным Синодом и рекомендованный всем епархиальным Преосвященным в качестве руководства в пастырской и духовнической практике. (Полный текст Итогового документа приводится в приложении к докладу.) Прияв Итоговый документ, Богословская комиссия выполнила поручение Священноначалия. Вопросами практической реализации положений, содержащихся в Итоговом документе, занимались иные синодальные структуры. По благословению Святейшего Патриарха ситуация вокруг проблемы принятия православными христианами индивидуальных номеров налогоплательщика (ИНН) обсуждалась также на заседании рабочего Президиума Синодальной Богословской комиссии 24 декабря 2001 года с участием экспертов – представителей Государственной Думы Российской Федерации и Министерства по налогам и сборам РФ. Несмотря на проведенные ранее исследования вопроса с богословской и церковно-практической точек зрения, которые нашли свое выражение в Итоговом документе 2001 года, Комиссии вновь было поручено обратиться к этой сложной пастырской проблеме в ноябре 2003 года для того, чтобы рассмотреть письма клириков и мирян, поступившие в адрес Московской Патриархии в период кампании по выборам в Государственную Думу Российской Федерации. О рекомендациях Комиссии было доложено Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Вопросы, связанные с присвоением индивидуальных номеров, формированием электронных баз данных о гражданах, использованием новейших технических средств учета и контроля в сфере паспортного, налогового и иного государственного надзора, при рассмотрении их с церковно-богословской точки зрения, обнаруживают несколько разных аспектов. Безусловно, есть собственно техническая сторона, и в данном случае мы имеем дело с интересами государственной власти, которая использует современные средства ради эффективности своей работы. И так было всегда – во все времена, а в христианской истории – начиная с переписи, которая зафиксировала рождение Иисуса из Назарета – Воплотившегося Сына Божия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

Хроника: Международная богословская конференция “Православное учение о Церкви” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 16 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Москва, 17–20 ноября 2003 г. Международная Богословская конференция, прошедшая в Москве в ноябре 2003 г., была событием, значимым не только для Русской Церкви. В этом богословском форуме участвовали 85 человек из 17 стран, 26 из них представляли иные страны и Церкви. Такой разнообразный состав участников — это немалая заслуга организатора Конференции — Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Доклады участников конференции представили несколько богословских подходов к обсуждавшимся вопросам, существующих в современном православном богословии. Инославные участники Конференции продемонстрировали не менее важный взгляд на эти же вопросы “извне”. Особенный интерес представляли дискуссии после докладов, часто очень эмоциональные. На них мы обратим в нашем обзоре особое внимание, поскольку тексты докладов будут опубликованы в отдельном сборнике, а материалы дискуссий могут ускользнуть от заинтересованного читателя. Открыл Богословскую конференцию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий . В своем приветственном слове к участникам Конференции Его Святейшество сказал, что это третий богословский форум Русской Православной Церкви со времени возобновления проведения общецерковных богословских конференций в 2000 г. Такого рода конференции служат преодолению отвлеченности академического богословия. Экклезиология, сказал Предстоятель Русской Церкви, — это важнейшая богословская тема современности. Она призвана показать живую связь догматически незыблемого и исторически изменчивого в Церкви. Святейший Патриарх отметил, что нынешняя конференция проходит в год 100-летия со дня рождения В. Н. Лосского, имя которого стало символом православного богословия в ХХ веке. Кроме того, Конференция приурочена к 10-летию Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх выразил благодарность Богословской комиссии и лично — ее Председателю Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, Патриаршему Экзарху всея Беларуси.

http://pravmir.ru/hronika-mezhdunarodnay...

Особо следует подчеркнуть важность для современного православного богословия осмысления теоретических результатов фундаментальной науки, прежде всего в области, касающейся вопросов происхождения Вселенной и происхождения жизни. На эту тему немало написано христианскими богословами, в том числе православными. Однако светская наука предлагает новые выводы и гипотезы, требующие богословского анализа и оценки. В то же время у православных верующих возникают вопросы, связанные с тем, насколько совместимы те или иные научные теории с православным вероучением. В последнее время в адрес Синодальной Богословской комиссии были направлены обращения от ряда православных ученых-естественников, священнослужителей, имеющих ученые степени, и православных педагогов, в которых обращалось внимание на актуальность этой проблемы – как в плане ее содержательного, собственно богословского значения, так и в смысле важности разрешения этой проблемы для церковного сознания в целом. Откликаясь на эти обращения Комиссия провела 21 апреля 2004 г. первый семинар на тему «Шестоднев: богословие и наука», в котором приняли участие члены и консультанты Комиссии, а также православные педагоги и ученые. На семинаре обсуждались вопросы богословской проработки соотношения современных научных теорий эволюции и догматического учения Церкви о творении мира. Было отмечено, что среди верующих, в том числе имеющих специальное естественно-научное образование и ученые степени, существуют разногласия относительно совместимости некоторых научных теорий происхождения мира и его эволюции, с одной стороны, и вероучительных истин, с другой. Участники пришли к выводу о том, что необходимо осуществить дальнейшие исследования этих вопросов с целью формулирования общецерковной позиции. Не менее важным для развития православного богословия является диалог со светской философией. К сожалению, пока преподавание и изучение как истории философии, так и ее современных направлений в высших церковных учебных заведениях оставляет желать много лучшего.

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 26 декабря 2001 г. В заседании Священного Синода 26 декабря 2001 г. под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной богословской комиссии, о результатах богословской конференции Русской Православной Церкви " Учение Церкви о человеке " (5-8 ноября 2001 года). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение проведением конференции Русской Православной Церкви " Учение Церкви о человеке " . 2. Выразить удовлетворение фактом возрождения традиции проведения регулярных общецерковных богословских конференций с целью обсуждения актуальных проблем современного церковного свидетельства и служения. 3. Выразить удовлетворение высоким научно-богословским уровнем большинства докладов. 4. Синодальной богословской комиссии продолжить работу по общецерковной координации научно-богословской работы в области православной антропологии. В частности, считать полезным более углубленное изучение православной антропологии в Духовных школах и развитие научной деятельности Духовных академий в этой сфере. Полагать важным развитие диалога православного богословия с современной светской наукой. 5. Имея в виду положительный опыт диалога между богословием и светской наукой в рамках подготовки и проведения данной богословской конференции, считать полезным установление и развитие постоянных рабочих контактов Синодальной богословской комиссии со светскими научными учреждениями. 6. Провести очередную богословскую конференцию Русской Православной Церкви в 2003 году - на тему " Православное учение о Церкви " , в ходе которой осуществить богословский и церковно-исторический анализ фундаментальных аспектов православной экклезиологии, прежде всего имея в виду содействие разрешению актуальных проблем церковного устроения и межцерковного общения, а также прояснение и описание специфики церковного опыта в его соотношении со сферой внецерковной жизни. Считать необходимым приглашение для участия в конференции православных богословов из других Поместных Церквей.

http://sedmitza.ru/lib/text/429499/

Также в межсоборный период комиссия выполняла экспертные оценки отдельных литургических текстов и произведений по поручениям Святейшего Патриарха. Необходимо отметить, что в комиссию из епархий поступает большой объем вновь составленных текстов служб и акафистов, литургический уровень которых недостаточен для богослужебного употребления. Как правило, представляемые тексты нуждаются либо в полной переработке, либо в написании заново. В связи с этим комиссия планирует разработать правила канонического составления богослужебных текстов для руководства при составлении, прежде всего, служб и акафистов. 27 декабря 2000 года Святейший Патриарх и Священный Синод приняли «Положение о Епархиальной Богослужебной комиссии, порядке рассмотрения и рекомендации для употребления за богослужением Русской Православной Церкви вновь составляемых богослужебных текстов» и рекомендовали Епархиальным Преосвященным учреждать Епархиальные Богослужебные комиссии и организовывать их работу в соответствии с этим «Положением…». На основании Постановления Священного Синода от 20 апреля 2000 года Синодальная комиссия может принимать к рассмотрению направляемые Епархиями богослужебные тексты только после их рассмотрения Епархиальными Богослужебными комиссиями. Поэтому Епархиальные комиссии в обязательном порядке должны рассматривать представляемые тексты перед их направлением в Синодальную комиссию, и делать это тщательно и квалифицированно. Текст невысокого литургического уровня, имеющий агиографические неточности и богословские ошибки не может быть принят и рекомендован к богослужебному употреблению, так как словами богослужебного текста на соборной церковной молитве прославляются Господь, Божия Матерь и святые. В планах работы комиссии продолжение исполнения Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода от 07.05.2003 г. (Журнал 7, п. 2): «Поручить Синодальной Богослужебной комиссии составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским ХХ века общие службы по чинам: священномученикам, преподобномученикам, преподобномученицам, мученикам, мученицам, священноисповедникам, преподобноисповедникам, преподобноисповедницам, исповедниками и исповедницам по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей».

http://patriarchia.ru/db/text/425430.htm...

7 мая 1974 г. вручен диплом почетного члена Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 29 сентября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший Экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы Экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией. В 1980 году 23 декабря назначен членом Комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1981 году 14 апреля назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода; 22 июля назначен заместителем председателя Комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси; 1 февраля 1984 г. освобожден от должности Экзарха Зап. Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. Определением Священного Синода от 14 ноября 1989 г. освобожден согласно поданному им прошению от обязанностей Председателя Отдела внешних церковных сношений с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе. 13 сентября 1989 г. назначен Экзархом Белорусским с титулом митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх Белорусский. Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии — Определением Архиерейского Собора РПЦ 30-31 января 1990 г. Является председателем Синодальной богословской комиссии. В 1990-1995 гг. депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.   По материалам РИА Новости , Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/tri-pretendenta-na-pat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010