Представители Русской Церкви приняли участие в летнем семинаре по философии религии в США Гранд Рэпидс, 8 августа 2011 г. 10-29 июля 2011 в Калвин колледже (Гранд Рэпидс, США) состоялся организованный Международным обществом христианских философов летний семинар по философии религии. В работе семинара со стороны Русской Православной Церкви приняли участие секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры свв. Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий; преподаватель Тобольской духовной семинарии протоиерей Димитрий Кирьянов и референт секретариата СББК А.В. Шишков. Школа была организована при поддержке Фонда Дж. Темплтона специально для богословов, философов религии и религиоведов из России, Украины и Беларуси. Ее главной задачей было знакомство участников с аналитической традицией философии религии, сообщается на сайте общецерковной аспирантуры и докторантуры. Семинар проводился в развитие более чем десятилетнего научного сотрудничества Синодальной библейско-богословской комиссии и Международного общества христианских философов, начавшегося в 2001 году конференцией " Пресвятая Троица " . Перед участниками семинара с курсами лекций выступили такие выдающиеся представители англо-американской аналитической школы, как Элвин Плантинга и Элеонора Стамп (Университет Нотр-Дам), Ричард Суинберн (Оксфордский университет), ДэлРатч (Калвин колледж, Мичиган); православные богословы Дэвид Брэдшоу (Университет Кентукки) и Брюс Фольц (Эккерд колледж, Флорида), а также их более молодые коллеги Майкл Рота (Университет Нотр-Дам) и Джефри Брауэр (Университет Пердью). Широкая тематика обсуждаемых на семинаре вопросов позволила продемонстрировать возможности аналитического метода и его междисциплинарный характер. По окончании семинара участникам было предложено сформулировать темы исследовательских проектов, результаты которых планируется представить на конференции в Москве в июне 2012 г. 9 августа 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48000.html

4. Специальность «теология» по-прежнему не введена в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации. 5. Недостаточным и не соответствующим потребностям общества остается количество выделяемых бюджетных мест по направлению «теология» в высших учебных заведениях. В качестве путей решения проблем участники Совещания рекомендовали предпринять следующие шаги: 1. Предложить Учебному комитету, Отделу религиозного образования и катехизации, Синодальной библейско-богословской комиссии, Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия развивать координацию действий по расширению опыта преподавания теологии в вузах. 2. Обратиться к органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации с предложением нормативно обеспечить партнерство государства, общества и религиозных конфессий в деле развития теологического образования. 3. Просить органы государственной власти Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке и принятии перспективного плана организационного и финансового обеспечения теологического вузовского образования. 4. Просить Министерство образования и науки РФ во взаимодействии с религиозными и общественными организациями скорейшим образом решить вопрос о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации. 5. Просить епархиальных архиереев уделять особое внимание работе по открытию и поддержке кафедр, отделений и факультетов теологии в высших учебных заведениях. 6. Предложить Синодальной библейско-богословской комиссии во взаимодействии с церковными, государственными и общественными структурами провести широкую дискуссию о природе светскости современного государства и светского характера образования, включая вопрос о формах и способах присутствия теологии и религиозной мысли в образовательном пространстве. Совещание прошло при поддержке Благотворительного Фонда имени святителя Григория Богослова и Фонда просвещения «МЕТА» при участии ОАО РусГидро и группы компаний «Доступное жилье».

http://patriarchia.ru/db/text/2622170.ht...

В 1990-1995 гг. — депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.  В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики. 16 июля 1990 г. назначен председателем комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С января по декабрь 1991 г. — народный депутат СССР. С 18 февраля 1992 г. — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Успенской Жировицкой обители. 28 декабря 1993 г. назначен председателем Синодальной богословской комиссии, образованной из Комиссии по вопросам христианского единства. С 3 февраля 1994 г. — священноархимандрит Благовещенского Ляденского монастыря. С 28 декабря 1996 г. по 17 июля 1997 г. являлся временно управляющим Полоцкой епархией, с 28 февраля по 4 июля 2002 г. являлся временно управляющим Могилевской епархией. С 27 июля 2009 г. — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 21 марта 2010 г. награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского экзархата. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал 100) освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии на основании собственного прошения. Синод постановил выразить глубокую благодарность митрополиту Филарету за многолетнее и бессменное председательство Синодальной комиссией, «благодаря которому развилась на высоком уровне внутрицерковная и международная богословская дискуссия, организовался серьезный диалог между церковным научным миром и миром светской науки, получали свое решение богословские вопросы, направляемые в комиссию Священноначалием». Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал 125) почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Синод назначил Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

http://radonezh.ru/2021/01/12/otoshel-ko...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию 13 февраля 2012 г. 12:10 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, глава Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион дал интервью порталу Богослов.ru . В беседе с главным редактором портала протоиереем Павлом Великановым владыка рассказал о своем видении роли и места возглавляемой им Комиссии в современной жизни Церкви, о богословских проблемах, стоящих перед Православной Церковью сегодня, затронул вопрос подготовки и созыва Всеправославного Собора, а также осветил другие темы. — Ваше Высокопреосвященство, 5 октября 2011 года Вы были назначены на должность председателя Синодальной библейско-богословской комиссии. Высшее руководство Русской Православной Церкви избрало именно вас для того, чтобы поручить очень тонкую и многогранную задачу, — руководить деятельностью Церкви в области богословия. Хотелось бы узнать о Вашем видении роли и места Комиссии в современной жизни Церкви. Планируется ли развитие Комиссии в некое подобие «головного научно-исследовательского института», «экспертного совета», или же ее функции останутся неизменными? — Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что перед Синодальной богословской комиссией и, соответственно, ее председателем никогда не ставилась задача «руководить деятельностью Церкви в области богословия». В отличие, скажем, от епископского служения, которое является, прежде всего, служением управления (1 Кор 12:26-29), но также и сохранения вероучительного и канонического Предания, богословское служение есть особое призвание. Для его исполнения требуются, помимо верности Церкви, соответствующая компетентность и способность к богословскому мышлению. Сегодня перед нами стоит задача не «управления богословием», а создания условий для того, чтобы у нового поколения православных богословов развивались эти качества. Комиссия по определению не является научно-богословским учреждением и выполняет функции именно экспертного совета, который по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода работает над конкретными темами, коллегиально формулируя ответы на поставленные вопросы. В этом и состоит ее главная задача.

http://patriarchia.ru/db/text/2013596.ht...

Правильно подобранные и в нужном порядке расставленные вопросы имеют столь же важное педагогическое значение, как и содержательные ответы. Искусство ведения диалога не менее существенно при изложении вероучительных истин, чем аргументация с использованием авторитетных цитат из Священного Писания и святоотеческих поучений. Ценность гениально составленного «Кат и хизиса» святителя Филарета наполовину заключается в мудрых и глубоко продуманных вопросах. Этих достоинств лишён новый неуклюжий «Кат э хизис». Он ещё более неудобочитаем и грузен, чем филаретовский «Кат и хизис» после удаления из него вопросов. Непонятно, на какого читателя рассчитан этот текст. Трудно вообразить, чтобы его согласились читать юные школьники или даже семинаристы. Если цель «Кат и хизиса» - приобщить к основам христианской веры, то данный трактат способствует выполнению, скорее, обратной задачи - навсегда отвратить читателя от интереса к вероучительным вопросам. Лично у меня нет предложений на тему, как можно было бы «исправить» «Кат э хизис». Это - задача безнадёжная, и решить её невозможно. Недостаточно заменить четвёртую букву в названии с «е» на «и» и «добавить» к каждому абзацу «вопросы». Нормальный «Кат и хизис» всё равно не получится. Как говорится, чёрного кобеля не отмоешь добела. В школе иногда ставят двойку за хорошее сочинение, если оно написано «не на тему». Но не следует отчаиваться. Авторы Синодальной библейско-богословской комиссии проделали большую полезную работу. «Кат и хизиса», конечно, не получилось. Однако, если воспринять трактат как справочное «Пособие по некоторым догматическим вопросам», данный труд может быть оценён как вполне удовлетворительный и даже полезный для Церкви. Думаю, что после исправления некоторых принципиальных ошибок, содержащихся в трактате, его можно было бы рекомендовать, если не для широкого читателя, то для сотрудников богословских институтов и Духовных академий. 2. Замечания по существу 2.1. Неправильное отношение к библейскому Шестодневу Один из разделов «Катехизиса» называется: «Мир был сотворен Богом за " шесть дней " ».

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/30/...

Ученые предлагают Церкви создать при Богословской комиссии научный совет с участием нобелевских лауреатов Москва, 21 октября 2010 г. Российские ученые признают, что новейшие разработки в области биомедицины требуют этического осмысления и предлагают Русской Православной Церкви создать комиссию с участием богословов и биологов, в том числе нобелевских лауреатов. Об этом говорилось на научной конференции " Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий " , которая открылась сегодня в Дубне, в Доме международных совещаний Объединенного института ядерных исследований, сообщает ИТАР-ТАСС . Нередко бывает, что вопросы, связанные с появлением новых технологий, в частности, в области биомедицины, как правило, встречают нас врасплох. Существует целый ряд нерешенных вопросов, без ответа на которые в контексте понимания их этических нравственных оценок дальнейшее продвижение новейших достижений в области молекулярной биомедицины затруднено " , - отметил профессор кафедры биофизики биологического факультета МГУ, доктор биологических наук Александр Соболев, возглавляющий лабораторию молекулярной генетики внутриклеточного транспорта Института биологии гена РАН. Профессор считает целесообразным " организовать Ученый совет, например, при Синодальной Библейско-Богословской комиссии, в составе которого должны быть специалисты-биологи. Хорошим примером, по его мнению, служит Папская Академия наук, в работе которой привлекаются нобелевские лауреаты. Ключевой современной проблемой, на взгляд биолога, является ответ на вопрос о том, на какой стадии развития клетки можно говорить о существовании человека. От этого зависят многие нравственные проблемы, связанные с абортами, манипуляциями с эмбрионами. " Согласно современным исследованиям, не очевидно, что жизнь зарождается только от слияния двух разнополых клеток - любая клетка может быть источником новой жизни, о чем говорят эксперименты по клонированию " , - констатировал ученый. Он признался, что у него нет готового ответа: " Я сам не знаю, как к этому относиться " .

http://pravoslavie.ru/42239.html

п. 2 Устава Духовных Академий, учреждается комиссия для научного издания славянского текста Библии; 2) в состав Комиссии входят, кроме соответствующих по своим занятиям профессоров и доцентов Петроградской и других духовных академий, ученые специалисты из членов Академии Наук, профессоров русских университетов и вообще лиц, заявивших себя известностью в области изучения славянского библейского текста; 3) первый состав Комиссии избирается Советом Петроградской Духовной Академии из лиц, ближайшим образом изъявивших готовность принять на себя труд по разработке той или иной части предположенного издания, а впоследствии Комиссия определяет и пополняет свой состав путем собственного избрания желательных участников, с уведомлением о сем Совета Академии; 4) потребные для издания средства, ввиду исключительно высокого научного, духовно-просветительного и национального характера предприятия, испрашиваются, по ходатайству Совета Академии, Святейшим Синодом от высших государственных учреждений, и 5) непосредственное наблюдение за деятельностью Комиссии принадлежит Совету Петроградской Духовной Академии, и ему Комиссия ежегодно представляет отчет о своей деятельности. – Совет Петроградской Духовной Академии вполне согласился с основными положениями докладной записки профессора Евсеева относительно важности и необходимости научного издания Славянской Библии при Петроградской Духовной Академии на изложенных в докладе и вышеприведенных условиях, и Преосвященный Митрополит Петроградский Антоний, согласно ходатайству того же Совета, представил, от 18 октября 1911 года за 1454–9133, означенную записку на благоусмотрение Святейшего Синода. – С своей стороны признав насущную потребность научного издания славянских переводов книг Св. Писания и принимая во внимание, что, по расчетам, на расходы по означенному изданию потребуется свыше 80.000 руб., и что дело это имеет общекультурное и национальное значение, Святейший Синод, по определению, от 4 мая–5 июня 1912 года за 4310, предоставил Г. Синодальному Обер-Прокурору испросить, в установленном порядке, ассигнование потребных средств на предпринимаемое научное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Представители Русской Православной Церкви приняли участие в конференции «Этика и вызовы секуляризма: российская и западная перспективы» в США 29 мая 2012 г. 10:55 25-27 мая 2012 года в университете Нотр-Дам (штат Индиана, США) состоялась американо-российская конференция «Этика и вызовы секуляризма: российская и западная перспективы». Организаторами конференции выступили Центр этики и культуры университета Нотр-Дам, Англо-американское общество христианских философов (Society of Christian Philosophers), Синодальная библейско-богословская комиссия Русской Православной Церкви и Институт философии Российской академии наук. Российскую сторону представили: протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия , секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии; А.В. Шишков, научный сотрудник секретариата Синодальной библейско-богословской комиссии; профессора В.К. Шохин, Р.Г. Апресян, А.В. Разин и А.Г. Гаджикурбанов (Институт философии РАН и философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова). В приветственном послании к участникам форума, которое направил  митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей , председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, в частности, говорится: «Подобные встречи англо-американских и российских философов и богословов уже стали доброй традицией. Трудно преувеличить их значимость как форумов и лабораторий современной христианской мысли, неустанно употребляющей усилия для размышления о фундаментальных проблемах в контексте современности. Отрадно, что на этот раз организаторы избрали для обсуждения столь острый и актуальный вопрос, как вызов секуляризма. Несмотря на очевидный рост влияния религии в современной глобальной цивилизации, сегодня секуляризм — прежде всего в своих агрессивных формах — продолжает наступление на религиозную веру и практику. Секуляризм универсален по своей природе. И ответ на вызов секуляризма со стороны христианства должен быть результатом совокупных усилий представителей религиозной мысли, живущих и осуществляющих свое служение в разных национальных, культурных и конфессиональных контекстах.

http://patriarchia.ru/db/text/2249101.ht...

В сборнике представлены тексты докладов, прочитанных на I и II Богословских научных конференциях «Экзегетика и герменевтика Священного Писания », проводившихся в Московской православной духовной академии 27.10.2005 и 22–23.11.2006. Приветственное слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета, председателя Синодальной богословской комиссии Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Евгению , архиепископу Верейскому, ректору Московской духовной академии. Ваше Высокопреосвященство! Поздравляю Вас с открытием научной конференции Московской духовной академии «Святоотеческая экзегетика Священного Писания ». Пользуясь случаем, обращаюсь со словами сердечного приветствия ко всем ее докладчикам и участникам. Полагаю, что и проведение данной конференции весьма значимо как для богословской мысли, так и для духовного образования Русской Православной Церкви. Не секрет, что разгром русской церковной науки, имевший место после 1917 г., в наибольшей степени сказался на библейских исследованиях. Проведение настоящего форума отрадно, поскольку оно свидетельствует о том, что библейские исследования Русской Православной Церкви успешно восстанавливаются и развиваются. Но конференция, организованная трудами Кафедры библеистики МДА, говорит и о том, что реформа духовной школы дает свои вполне ощутимые плоды. Уверен, данная конференция, став регулярной и традиционной, займет достойное место в календаре научных событий Русской Православной Церкви. Молитвенно желаю благословенных успехов и помощи Божией всем участникам конференции «Святоотеческая экзегетика Священного Писания » в предстоящих трудах. +Филарет , митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной богословской комиссии Евангельская проповедь и литература раннего иудаизма Доцент протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС , заведующий Кафедрой библеистики МДА Я хотел бы сразу предупредить, что мое выступление не является докладом в собственном смысле этого слова. Это не итог определенного исследования, но краткое сообщение о некоторых проблемах, которые встали передо мной в ходе моей работы над семитскими реконструкциями Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Всё меняется там – атомы, молекулы. Избави Бог от этого. И, кстати, скажу Вам. Полторы тысячи лет в православии не было понятия ни о каком пресуществлении, эта идея пришла с Запада, от католиков. Впервые она проскользнула у патриарха Геннадия Схолария в XV столетии, а уже потом только начала постепенно просачиваться на Восток и затем пришла и к нам. Скажу, что в первом варианте «Катехизиса» у митрополита Филарета этого термина не было. Мы знали только один термин – «преложение Святых Даров», и под давлением уже только обер-прокурора (как это не смешно), ну и правда, еще, первенствующего члена Синода, он ввел этот термин, но как? Мудрый был, действительно мудрец, ничего не скажешь. «Преложение или пресуществление», то есть он указал на что? Хотя термин так и употребим, но доктрина, то есть учение наше остается каким? Учением о преложении Святых Даров, а не о пресуществлении. Вот, оказывается, с чем мы, друзья, имеем дело. Ответ А.И. Осипову о решении СББК (Синодальной библейско-богословской комиссии) Священник Георгий Максимов , кандидат богословия Школа Православного Миссионера. 2016 г. Сейчас мы поговорим об А. И. Осипове и его ответе на решение Богословской комиссии по его учению. Есть такой профессор МДА А. И. Осипов – известный лектор, и относительно него три года назад группа верующих в составе 48 человек написала письмо на имя Святейшего Патриарха с просьбой разъяснить некоторые особенности его учения. Само появление такого письма, в общем-то, неудивительно, если учесть, что к тому времени количество людей, публично опровергавших те или иные элементы учения профессора Осипова, перевалило уже за несколько десятков, и множество из них высказалось уже о том, что учение Осипова не соответствует учению Православной Церкви. Однако за десятилетия преподавательской и лекторской деятельности указанного профессора образовалась довольно большая группа сочувствующих, – мягко скажем так, – его учению людей или полностью разделяющих его учение, которые вступали в споры, и это вызвало определенное напряжение. И для решения этого вопроса, вызвавшего напряжение о том, как относиться к тем высказываниям Осипова, которые уже стали причиной полемики верующих людей, собственно говоря, и было написано то самое письмо. Письмо попало Святейшему Патриарху. Святейший Патриарх воспринял это письмо всерьез, направил его в Синодальную богословскую комиссию и поручил подготовить ответ. Ответ этот готовился долго, на что указывает и сам Алексей Ильич в своем ответе, но наконец, подготовился и был опубликован. После того, как он был опубликован, появилось видео с ответом самого профессора Осипова. Профессор Осипов в этом ответе своем с решением комиссии, которая по всем пунктам признала, что его учение не соответствует учению Православной Церкви, с этим решением комиссии профессор не согласился. И давайте посмотрим на состоятельность его ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010