Монастырь в городе — правило или исключение монашеской жизни 15 августа 2017 г. 17:29 8-9 августа 2017 года в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга состоялся круглый стол «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» . Портал «Монастырский вестник» попросил настоятельницу обители игумению Софию (Силину), секретаря комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, поделиться впечатлениями от монашеского форума и рассказать, помогают ли подобные мероприятия монастырям в решении насущных проблем.  — Матушка, почему именно тема городских монастырей стала предметом обсуждения на круглом столе в Санкт-Петербурге?  — Эта тема довольно часто звучит на заседаниях коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству и на собраниях комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества. Игумены и игумении городских монастырей не раз высказывались, что, разрабатывая тексты документов, необходимо принимать во внимание специфику монастырей, которые находятся в городе. Конечно же, есть свои особенности и у сельских обителей, но поскольку городских монастырей в наши дни становится все больше, было решено, что устроение монашеской жизни в городе — это очень важная тема, и нам необходимо поделиться опытом друг с другом, чтобы принять необходимые решения, которые были бы объединены общей мыслью: как спасаться в современном городе, как сохранять святоотеческие традиции, несмотря на то, что мир наступает на монастыри.  — В докладах неоднократно звучала мысль, что городские монастыри существовали на протяжении всей истории монашества. Из чего можно сделать вывод, что решения проблем городских обителей люди искали в течение довольно долгого времени и продолжают искать. Скажите, что нового появилось в городских монастырях сегодня? На какие вопросы ищут ответы монашествующие XXI столетия? — Действительно, из очень интересного сообщения отца Кирилла (Зинковского), да и из других выступлений, основанных на изучении этой темы, можно сделать вывод, что городские монастыри никогда не были исключением монашеской жизни. Но надо понимать, что города прежних эпох все-таки отличались от современных. Специфика сегодняшнего момента заключается в том, что сколько бы мы ни говорили, что наш народ придерживается традиционных ценностей и 80% населения Российской Федерации считают себя православными людьми, скорее всего, это все-таки идеал, к которому надо стремиться. Из истории мы знаем, что Византия и Российская империя были христианскими государствами. Граждане этих государств были крещены в Православии, знали основы своей веры, разбирались в догматике и аскетике. Известно, что в Константинополе время от времени происходили смуты из-за того, что люди не были согласны друг с другом по целому ряду богословских вопросов. Сам по себе этот факт уже говорит о том, что в этих вопросах люди неплохо ориентировались.

http://patriarchia.ru/db/text/4982841.ht...

Одни ищут спасения, другие - великих потрясений. Доклад архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника московского Сретенского монастыря. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО Современные искушения Жизнь после смерти Демографическая война Секты и лжеучения ИНН Все темы ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ОДНИ ИЩУТ СПАСЕНИЯ, ДРУГИЕ - ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ ДОКЛАД АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (ШЕВКУНОВА), НАМЕСТНИКА МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. (Полный текст доклада. На конференции прочитан с сокращениями.) Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимое собрание! Мы сегодня собрались для того, чтобы говорить о болезни. О том, что обсуждаемый нами вопрос действительно стал предельно болезненным, свидетельствует крик боли, который раздается сегодня в церковном обществе. Вот посмотрите на этот огромный фолиант, который я держу в руках. Это обращение священников и мирян только одной, Ивановской епархии. Под обращением собрано девять тысяч подписей! Это боль людей, которые убеждены, которых убедили, будто новая система налогообложения является отступлением от веры, попранием совести. И все мы, составляя единое Тело Христово, не можем не почувствовать эту боль как свою собственную. Даже если не разделяем данной позиции. Но понять наших братьев и сестер, сделать все от нас зависящее, чтобы помочь им, - наша задача. В первую очередь, необходимо, конечно же, максимально объективно разобраться с этим вопросом. Тема моего доклада - предыстория нынешнего положения, связанного с проблемой индивидуального налогового номера и электронных документов, представление высокому собранию экспертных заключений и суждений самых разных лиц, мнения которых могут быть интересны и важны в ходе работы комиссии.

http://zavet.ru/inn-tihon2.htm

Разделы портала «Азбука веры» архимандрит Тихон (Шевкунов) Одни ищут спасения, другие — великих потрясений " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 2  голоса:  5.0 из  5) Доклад архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Московского Сретенского монастыря VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19—20 февраля 2001 г. (Полный текст доклада. На конференции прочитан с сокращениями.) Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимое собрание! Мы сегодня собрались для того, чтобы говорить о болезни. О том, что обсуждаемый нами вопрос действительно стал предельно болезненным, свидетельствует крик боли, который раздается сегодня в церковном обществе. Вот посмотрите на этот огромный фолиант, который я держу в руках. Это обращение священников и мирян только одной, Ивановской епархии. Под обращением собрано девять тысяч подписей! Это боль людей, которые убеждены, которых убедили, будто новая система налогообложения является отступлением от веры, попранием совести. И все мы, составляя единое Тело Христово, не можем не почувствовать эту боль как свою собственную. Даже если не разделяем данной позиции. Но понять наших братьев и сестер, сделать все от нас зависящее, чтобы помочь им, — наша задача. В первую очередь, необходимо, конечно же, максимально объективно разобраться с этим вопросом. Тема моего доклада — предыстория нынешнего положения, связанного с проблемой индивидуального налогового номера и электронных документов, представление высокому собранию экспертных заключений и суждений самых разных лиц, мнения которых могут быть интересны и важны в ходе работы комиссии. Вопрос, обсуждаемый нами сегодня, был поднят не православными. В середине 70х годов об этом громко начали заявлять адвентисты, которые, как вы знаете, по учению своей религиозной организации, особо болезненно относятся к эсхатологическим проблемам. Именно они обнаружили в штрих-коде EAN-13/UРС, используемом для маркировки товаров (большая часть присутствующих знает, о чем идет речь) то апокалиптическое число, о котором потом заявлял и Синод Элладской Церкви, и Кипрская Церковь , и Украинская, и Русская Православная Церковь . Хотелось бы остановиться конкретно на этом вопросе, тем более что о числе 666 сегодня много говорилось в докладах. Действительно, для многих эта тема стоит в центре обсуждаемой проблемы.

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

Это событие 20-летней давности многие в России, и не только в России, называют знаковым. Или, если брать более широко и образно, – громким голосом Церкви, указавшей всему миру на подлинную суть русской, а вместе с тем и всемирной истории как процесса великой духовной борьбы, духовной брани между силами света и тьмы, добра и зла, Бога и врага рода человеческого. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве, в зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя с 13 по 16 августа 2000 года, рассмотрел целый ряд вопросов. Чрезвычайно важными его деяниями были принятый им документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и новый Устав. Но подлинным триумфом Церкви, достойным великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, стала беспримерная масштабная канонизация святых Новомучеников и исповедников Российских XX века, в том числе и Царственных страстотерпцев. «Церковь молчания» заговорила      Отдавая дань людям, которые историю Церкви воспринимали и продолжают воспринимать как историю святости, попытаемся представить, какую громадную работу проделала к началу эпохального Собора Синодальная комиссия по канонизации святых во главе с ее председателем – митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Создана она была в 1989 году, и сколько ею за эти годы нащупывалось разных поисковых направлений, постепенно обретавших формы тесного сотрудничества, соработничества! Помогали, помимо архипастырей и пастырей, богословов духовных школ, и сотрудники государственных и ведомственных архивов, хранящие документы Церкви. А Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ныне – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) с начала 90-х годов стал собирать базу данных «За Христа пострадавшие»; к началу нового века она насчитывала уже около 15 тысяч имен (сегодня их число увеличились более чем вдвое). Это был весомый вклад в подготовку массовой канонизации в 2000 году. Позже протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ и секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых с 2015 года (до этого назначения был членом Комиссии), выскажет мысли, важные для нас всех, но более, думается, для молодежи, подростков, знающих дорогу в храм, и в то же время смутно представляющих историю Церкви прошлого века в целом.

http://pravoslavie.ru/133316.html

А.В. Шишков Об авторе: Андрей Владимирович Шишков – научный консультант Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, andrey.v.shishkov@gmail.com. В статье впервые для русскоязычной литературы осуществляется попытка анализа богословской концепции первенства в Церкви, разработанной митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) на основании собственных моделей евхаристической экклезиологии и экклезиологии общения. Подробно описывается ключевой принцип экклезиологии Зизиуласа – «один и многие». В критической части дается разбор логических нестыковок и затруднений, предложенной митрополитом Иоанном концепции первенства. А. V. Shishkov Primacy in the Church in the theology of Metropolitan John of Pergamon (Zizioulas) The article is a first in Russian-language literature attempt of analysis of a theological conception on primacy in the Church, created by metropolitan John Zizioulas of Pergamon on the ground of his original Eucharistic ecclesiology and ecclesiology of communion. The key principle of Zizioulas’ ecclesiology – the one and the many – is described in details. In the discussion is presented a critique of logical inconsistency of metropolitan John’s primacy conception. 1. B описании современного этапа дискуссии о первенстве в Церкви невозможно обойти фигуру митрополита Пергамского Иоанна Зизиуласа . Этот выдающийся православный богослов на несколько десятилетий определил развитие православной экклезиологии и повлиял на христианскую экклезиологию в целом. Первой крупной богословской работой Иоанна Зизиуласа в области экклезиологии стала докторская диссертация «Евхаристия, епископ, Церковь : единство Церкви в Божественной Евхаристии и епископе в первые три столетия» которую он защитил в Афинском университете в 1965 г. В ней он обратился к теме местной церкви и места Евхаристии и епископского служения в ней. Отталкиваясь от богословия священномученика Игнатия Антиохийского , он предложил собственную оригинальную модель местной церкви, которую можно назвать одной из разновидностей евхаристической экклезиологии (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Александр Кырлежев: Почему митрополит Антоний Сурожский не считал себя богословом «Я не богослов»: почему владыка Антоний Сурожский так о себе говорил и можно ли найти у него особую антропологию, экклезиологию и т.п. 16 июня, 2014 «Я не богослов»: почему владыка Антоний Сурожский так о себе говорил и можно ли найти у него особую антропологию, экклезиологию и т.п. Александр Кырлежев – член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, инициатор издания первой книги митрополита Антония в России. – Владыка Антоний часто говорил о себе: «Я не богослов». Как это понимать? – Я думаю, что он имел в виду совершенно конкретную вещь: у него не было специального богословского образования. Одно из значений термина «богослов» – человек, получивший систематическое богословское образование, в рамках которого освоил весь набор соответствующих дисциплин. В результате такой человек знает, чего он не знает в области богословской науки, но при этом владеет специальной терминологией. Митрополит Антоний не получил систематического религиозного образования, даже на уровне школьного курса закона Божия. Есть и другой – высокий аскетический – смысл термина «богослов»: это «тот, кто чисто молится», то есть обладает непосредственным духовным опытом. Думаю, что этого владыка Антоний не имел в виду, хотя, наверное, отрицал бы свою причастность к высокой степени аскетической духовности. Просто из скромности или, так сказать, по смирению. Например, он рассказывал, что когда, обратившись к вере, стал думать о священническом служении, то пришел к протоирею Георгию Флоровскому, а тот ему сказал: «Иди, читай святых отцов, придешь через 15 лет, и тогда посмотрим». И владыка говорил, что так и сделал – пошел и стал читать. Интересно, что сам протоиерей Георгий стал патрологом и богословом именно таким образом, поскольку тоже не имел богословского образования, хотя его отец был ректором семинарии и он сам с детства находился в церковной среде. Уже в эмиграции протоиерей Сергий Булгаков предложил ему читать патрологию во вновь созданном Богословском институте святого Сергия в Париже. У Флоровского были уникальные способности к освоению языков и вообще нового материала, что накладывалось на философскую и общегуманитарную подготовку. Он стал изучать святых отцов и патрологию, и в результате появились его знаменитые курсы 1930-х годов и он выступил с призывом к созданию так называемого «неопатристического синтеза». Таким образом, вполне можно богословствовать даже без минимального систематического богословского образования – просто через вхождение в церковную традицию.

http://pravmir.ru/aleksandr-kyirlezhev-u...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви Служба коммуникации ОВЦС, 19.07.2023. 19 июля в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. С докладом о подготовке Синодальной библейско-богословской комиссией документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей»  выступил председатель Комиссии митрополит Венгерский и Будапештский Иларион. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! В 2018 году состоялось вторжение Константинопольского Патриархата на Украину. За ним последовала легализация украинского раскола. Это не только нанесло тяжелейшие раны украинскому Православию, но и раскололо весь православный мир. За антиканоническими деяниями константинопольских иерархов стоят насаждаемые ими же новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Этим новшествам и посвящен документ, представляемый вашему вниманию. Цель документа — «напомнить нашей пастве об основных принципах, на которых в течение веков строилась православная экклезиология, и засвидетельствовать всей православной Полноте нашу верность этим непреложным принципам». Именно нарушение их Константинопольским Патриархом Варфоломеем, как подчеркивается в документе, стало причиной раскола в мировом Православии. Работа над общецерковным документом, посвященным оценке новой экклезиологии Константинопольского Патриархата, началась в 2019 году по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В рамках Синодальной библейско-богословской комиссии была создана рабочая группа в составе: протоиерей Николай Балашов (руководитель группы), епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней (Русская Зарубежная Церковь), протоиерей Владислав Цыпин, протоиерей Валентин Асмус, протоиерей Андрей Новиков, иерей Михаил Желтов, Сергей Леонидович Кравец, Илья Николаевич Попов. К подготовке текста были привлечены сотрудники секретариата по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей, возглавляемого протоиереем Игорем Якимчуком. Всем участникам процесса, а также всем членам Библейско-богословской комиссии, принявшим участие в работе над документом, хотел бы выразить сердечную благодарность.

http://mospat.ru/ru/news/90547/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_64974.html 14 мая 2009 Мария Моисеева " Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия " Источник:  Православная книга России 12 мая в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына прошла презентация книги Андрея Зайцева " Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия " , вышедшей недавно в издательстве " Эксмо " . Книга адресована широкому кругу читателей. Она представляет собой попытку познакомить человека, возможно даже не церковного, с личностью митрополита Антония. В презентации приняли участие редактор издательства " Эксмо " , руководитель направления " Религия " Андрей Богословский, насельник московского Свято-Данилова монастыря Игумен Петр (Мещеринов), научный секретарь Синодальной богословской комиссии, публицист Александр Кырлежев. Редактор издательства " Эксмо " , руководитель направления " Религия " Андрей Богословский рассказал о новинке и поделился своими личными впечатлениями от знакомства с ней: – Что представляет собой книга " Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия " ? – Это приглашение к знакомству с личностью и творчеством владыки Антония. Автор предпринял попытку соединить рассказ о чертах личности митрополита Антония с идеями, которые владыка излагал в своих проповедях и выступлениях. Для своей работы Андрей Зайцев выбрал самые актуальные для современной церковной жизни темы и показал, как относился к ним герой его книги. Конечно, материал, вошедший в книгу, пропущен через личность автора, и читатель, взяв книгу, почувствует это личное отношение, которое объясняет сам автор: так уж получилось, что некоторые ключевые события в его жизни были тесно связаны с митрополитом Антонием Сурожским. Книга Андрея Зайцева – это личный взгляд, приглашение к разговору и, конечно, к изучению наследия и жизни владыки Антония. – Вы сказали, что в мире существуют на сегодняшний день только две книги о владыке Антонии. Одна из них написана английской журналисткой и секретарем лондонского прихода Джилиан Кроу, вторая – русским журналистом Андреем Зайцевым, о которой мы говорим сегодня. Как случилось, что книг, посвященных такому известному проповеднику, в мире всего две, а в России – одна?

http://religare.ru/2_64974_1_21.html

Актуальные вопросы современной практики совершения церковных таинств обсуждались в Москве Москва, 19 ноября 2007 г. Актуальные проблемы церковной практики, связанной с совершением православных таинств, обсуждались на V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». В последний день работы форума, 16 ноября, состоялся круглый стол на тему «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии». На круглом столе присутствовали председатель Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), представитель Константинопольского Патриархата, митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич), архиепископ Тихвинский Константин (Горянов), епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев). Некоторые из них принимали живое участие в обсуждении темы, сообщает Благовест-инфо. Заседание прошло под председательством главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), который в начале выступил с докладом «Таинства в жизни Церкви». Владыка говорил о таинствах как об основе всей церковной жизни, о сочетании «неизменности» и «исторического динамизма» в таинствах и богословии, об истоках православных таинств. Вопрос о числе таинств митрополит Кирилл относит к области схоластики: так, Великое освящение воды, монашеский постриг, помазание на царство, находясь за пределами списка из семи принятых церковных таинств, не могут восприниматься только как ритуалы или обычаи. Докладчик разъяснил, что ритуал не связан с обретением благодати Св. Духа, тогда как основная цель таинств – «очищение человека от греха и приобщение его к благодати Божьей». Полемично по отношению к утверждению митрополита Каллиста об «объективности» таинств прозвучала мысль главы ОВЦС о том, что «таинства не действуют автономно, как самодостаточные силы, но связывают верующих со Христом и Церковью». К схоластическому наследию прошлого митрополит Кирилл относит также прагматичное понимание таинств как «узкого канала для получения благодати», например, широко распространенное «какое таинство от чего помогает».

http://pravoslavie.ru/24893.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве прошла богословско-практическая конференция «Проект нового православного катихизиса» 26.10.2017 447 Время на чтение 3 минуты По благословению Архиерейского Собора, проходившего 2-3 февраля 2016 года, а также Синодальной библейско-богословской комиссии, проводится широкое общецерковное обсуждение последней версии проекта нового православного Катихизиса, сообщили РНЛ организаторы. Как учат нас святые отцы, общая молитва и общая дискуссия помогают православным достигать Истины, то есть приближаться к Господу нашему Иисусу Христу. 8 октября в зале «Петровский» гостиницы «Националь» прошло научное собрание по обсуждению проекта нового православного катихизиса. Конференция вызвала немалый интерес. Зал, вмещающий около 200 человек, был полон. С докладами и в прениях выступили : игумен Кирилл (Сахаров), протоиерей Константин Буфеев, протоиерей Анатолий Чибрик, протоиерей Всеволод Чаплин, дьякон Илья Маслов, дьякон Евгений Моргун, Василий Бойко-Великий , Владимир Осипов , Вячеслав Балакин, Владимир Семенко, Борис Галенин, Дмитрий Анин, Максим Козлов-Шульженко, Светлана Шестакова, Александр Порожняков и др. По итогам конференции была принята следующая резолюция: 1. Признать, что новый катихизис Русской Православной Церкви не нужен. Достаточно катихизиса святителя Филарета (Дроздова), а также других вероучительных текстов, таких, как «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина, учебник «Закон Божий» протоиерея Сергия Слободского и др. Настоятельно рекомендовать вернуться к изучению в духовных семинариях катихизиса святителя Филарета Московского, а также других православных катихизисов, составленных ранее. 2. Документ, который сейчас называется «Проект нового катихизиса», своему назначению не отвечает и может представлять собой лишь некое справочное пособие по догматике и современному состоянию Церкви. В этом качестве его можно использовать после учета замечаний, принятых научным собранием. 3. Утвердить замечания к проекту нового православного катихизиса (справочного пособия по догматике).

http://ruskline.ru/politnews/2017/oktyab...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010