«Да будет сия Пасха поистине Пасхой избавления от скорби и непрестающей радостью для всех притекающих к раце многоцелебных мощей преподобного Сергия», — писал в своем письме наместнику Лавры Патриарх Алексий I. Первое патриаршее богослужение в Троице-Сергиевой лавре состоялось в 1946 году на праздник Святой Троицы. В Успенском соборе возле правого клироса была устроена временная сень для раки со святыми мощами преподобного Сергия. После передачи в 1948 году Лавре Троицкого собора сюда переместили и честные мощи Преподобного. Здесь они пребывают и поныне. И мы верим, что до скончания века, несмотря на обстоятельства времен, войны, распри и разделения, будет стоять обитель Сергиева как островок вечного тихого света, привлекая к себе измученные и ищущие правды души, и будут пребывать в ней честные мощи Печальника земли Русской преподобного и богоносного отца нашего Сергия, яко сосуд благодати полный и преизливающийся. Примечания Макарий, митр. Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб.: Тип. Р. Голике, 1883. С. 566. Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным: в переводе на русский язык. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; СТСЛ, 1997. С. 257. На этом месте сейчас располагается Духовская церковь. Предположительно, в 1426 году. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее подворье: Общество любителей церковной истории, 1998. С. 72. Сизова Е.А. Память о преподобном Мартиниане Белозерском. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. С. 89. Макарий (Веретенников), архим. О Церкви земной и Церкви Небесной. М.: Альфа и Омега, 2006. С. 413-421. С 6 января 1561 года — архимандрит Троице-Сергиева монастыря. В 1564 году хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. Скончался в 1567 году. ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 199. В 1737 году императрица Анна Иоанновна устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах. На ее изготовление ушло 25 пудов серебра.

http://patriarchia.ru/db/text/5933933.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНАРХ Прп. Иринарх Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 (?), 1871, 1947 гг. Прп. Иринарх Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 (?), 1871, 1947 гг. († 1621), прп. (пам. 28 нояб., 12 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, пономарь Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ), ученик архим. св. Дионисия (Зобниновского) . Основные сведения об И. сохранились в «Истории в память предыдущим родом…», входящей в «Сказание, что содеяшяся в дому Пресвятыя и Живоначалныя Троица и како заступлением Пресвятыа Богородица и за молитв великих чюдотворцов Сергиа и Никона избавлена бысть обитель сиа от польских и литовских людей и руских изменников» (главы 7-52), написанное троицким келарем Авраамием (Палицыным) в 1613-1618 гг., а также в восходящих к «Сказанию...» рассказах и чудесах Жития прп. Сергия Радонежского, составленного троицким келарем Симоном (Азарьиным) в 1648-1654 гг. В «Сказании...» И. наряду с др. лицами (архим. Иоасафом, иноком Пименом, казаком Иваном Рязанцем и др.) неск. раз выступает как очевидец явлений прп. Сергия Радонежского и его учеников преподобных Никона , Михея , Варфоломея и Наума , к-рые неоднократно приходили на помощь защитникам Троице-Сергиева мон-ря во время осады обители польско-литов. отрядами под командованием Я. П. Сапеги (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610). 1-е явление прп. Сергия И. произошло 1 нояб. 1608 г. (Авраамий (Палицын) ошибочно записал его неск. раз под разными датами). Согласно «Сказанию...», в воскресенье, после утреннего богослужения, И. вернулся в свою келью и «в забытии сна бысть». Пономарю явился прп. Сергий и приказал сообщить «воеводам и ратным людем: се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали». После этого И. видел «святаго ходяща по граду и по службам, кропяща святою водою монастырская строениа» (Сказание. 1955. С. 142-143). В ночь с воскресенья на понедельник интервенты предприняли ночной штурм монастырской крепости, который для них окончился неудачей.

http://pravenc.ru/text/673963.html

Скупые сведения о жизни И. в Троице-Сергиевом монастыре после окончания осады сохранились в Житии прп. Дионисия (Зобниновского), к-рое было составлено Симоном (Азарьиным), согласно О. А. Белобровой, в 1648-1654 гг. Агиограф, не называя И. по имени, отмечает, что в первое время настоятельства св. Дионисия, по сложившейся традиции, утром, до начала богослужения, в келью к настоятелю приходил пономарь (И.), к-рый приносил огонь в фонаре и просил у архимандрита благословение. Прп. Дионисий благословлял пономаря и приказывал ему благовестить в колокол. В то время когда И. звонил, прп. Дионисий успевал сделать 300 поклонов. Придя в церковь, прп. Дионисий читал 50-й псалом и дожидался прихода монахов. После того как братия собралась, пономарь начинал «к полунощнице в доску бить», св. Дионисий благословлял священника начинать богослужение. И. был погребен в Троице-Сергиевом монастыре. Почитание Местное почитание И. началось во 2-й трети XVII в. в связи с распространением списков «Сказания...» Авраамия (Палицына). И. отмечен в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Преп. Илиарх, чином пономар, иж свидетелствуется в Осадной книге» (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 333). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и Н. П. Барсукова , в кон. XIX в. в Троице-Сергиевой лавре И. почитался местно. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено было 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: [Симон (Азарьин)]. Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. М., 1646; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955. С. 97, 98, 142-143, 170-171, 184-185, 202 [по списку РГБ. Рум. 299, 20-е гг. XVII в.]; Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева мон-ря/Подгот. текста: Е. И. Ванеева, пер. и коммент.: Г. М. Прохоров//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 264-265, 310-313, 334-337 [по списку БАН. Арханг. 413, 40-е гг. XVII в.]; Житие архимандрита Троице-Сергиева мон-ря Дионисия/Подгот. текста, пер. и коммент.: О. А. Белоброва//Там же. С. 370-371.

http://pravenc.ru/text/673963.html

Как мы считаем, написана икона в Москве в первой трети XV века. В истории ее бытования много неизвестного. К нам она попала из музея «Александрова слобода», а туда поступила из соседнего Стефано-Махрищского монастыря , где располагалась в Троицком соборе. Не исключено, происходит она из Троице-Сергиевой обители». Самая древняя житийная икона Преподобного из представленных на выставке написана в конце XV столетия в мастерской Дионисия и находилась в Успенском соборе московского Кремля (сейчас – во владении Музеев Московского Кремля ). Ее клейма создавались по житию, составленному во второй четверти XVb. Пахомием Логофетом. Изучив более поздние аналоги, можно проанализировать, каким образом эволюционировало общецерковное и народное почитание Сергия Радонежского. Если в написанной в середине XVI столетия в мастерских московского митрополита Макария иконе в первом житийном клейме изображается рождение Варфоломея, то в следующие века ему предшествуют сюжеты, иллюстрирующие троекратное возглашение младенца в чреве молившейся в храме Марии. По-другому скомпанована происходящая из ярославских земель (конец XVII – начало XVIII века) икона из собрания московского коллекционера Липницкого. На 36 клеймах иконы, расположенных в два пояса, уже богато представлены поздние чудеса по составленному келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным (+ 1665) житию Сергия. Причем превалируют тут моменты, связанные с защитой Русской земли, с заступничеством Преподобного за весь русский народ: явления святого в Казани накануне взятия города и в Троицком монастыре во время его осады в Смутное время. Степень почитания Музей-заповедник в Коломенском выставляет около двух сотен редких памятников из собственных фондов. Среди трех десятков библиографических раритетов на стендах представлено, например, первое издание жития Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина. Вышло оно в книге «Службы и жития Сергия и Никона», опубликованной в 1646 году Московским Печатным двором. Автор переработал для публикации древнейшие рукописные Епифаниевскую и Пахомиевскую редакции, а также добавил чудеса Преподобного XV — XVII веков.

http://e-vestnik.ru/culture/yubileynye_s...

У кого больше смирения, тот больше всех!» Все зависит от смиренного расположения. Когда в человеке есть смиренное расположение, тогда для него естественным образом земля соединяется с Небом. Меня удивляет, как один смиренный помысл мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котенок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни… Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! «Посмотри на себя, – сказал я тогда сам себе, – уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь!» Только я себя обвинил, котенок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришел в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать… Вот какая сила у смирения!» Святитель Иаков Низибийский заключает в «Слове о смирении»: «Плоды его вожделенны; ибо он производит спокойствие и скромность, образует характер любезный и безмятежный. Смиренные бывают простодушны, терпеливы, любезны, невинны, искренни, учены, мудры, предусмотрительны, благоразумны, миролюбивы, милосерды, любообщительны, снисходительны; их ум проникает в глубины мудрости, их сердце наслаждается спокойствием, их душа сияет красотою. Блаженна та душа, которая прививается к сему столь плодотворному древу; ибо в ней царствует мир, в ней живет Тот, кто любит жить в кротких и смиренных». Поскольку смирение есть свойство Христа, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина, или смирение лишь тогда воцарится, когда в ней изобразится Христос. Именно поэтому смирение невозможно без Причащения – соединения со Христом. Вот внутренняя сторона этой духовной добродетели. Рейтинг: 9.7 Голосов: 318 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Литература Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. Жития и чудеса Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным//Православная энциклопедия.

http://pravoslavie.ru/126398.html

Старец чудный, старец дивный. К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Сборник проповедей Источник Господь для того и воздвигает нам святых угодников, чтобы мы подражали их жизни. Не для них самих прославил их Господь, а для нас, чтобы и мы стремились к истинной славе святых. Они – как светильники среди темной ночи, указывающие нам пути и в сей, временной, жизни и в будущую жизнь. Архимандрит Кирилл (Павлов) От издательства В книгу вошли избранные места из проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому, двух выдающихся подвижников современного Православия – духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) и духовника Московской Духовной Академии и семинарии архимандрита Тихона (Агрикова) 1 . Произнесенные в разное время и на разные церковные праздники, они едины в духе великой любви к святому Сергию, Игумену всея Руси. В конце книги содержится пересказ Жития угодника Божия. Краткий пересказ Жития достохвального и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, подготовлен специально к 700-летию со дня рождения Преподобного на основе двух древнерусских редакций, созданных в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым , Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным (перевод на русский язык М.Ф. Антоновой, Д.М. Буланина, Л.П. Медведевой). Также использованы редакция Жития, написанная святителем Димитрием Ростовским , собрание «Монастырских писем» преподобного Антония Радонежского и другие поздние свидетельства о посмертных чудесах святого Сергия. Архимандрит Кирилл (Павлов) По примеру любви Божией Подражайте вере их Святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам сказал: Писать вам... для меня не тягостно, а для вас назидательно 2 . Поэтому и трудился он не переставая в деле благовествования слова Божия, зная происходящую от этого пользу для слушающих христиан. А мы с вами для взаимного назидания много говорим о преподобном Сергии, чтобы воспоминанием о его святой жизни и подвигах его усвоить себе черты и правила нравственной жизни подвижников и этим правильным путем шествовать на земном нашем поприще и постепенно восходить от земли на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В 1652 году в Великий пост повелением царя Алексея Михайловича митрополит Ростовский Варлаам послан был с боярином Салтыковым в город Старицу, для перенесения из Богородичной обители тела Святейшего Патриарха Иова. В навечерие их отправления с мощами к Москве, явился к митрополиту Варлааму архимандрит Дионисий, когда митрополит слушал утреню на святительском месте. Ему представилось, что Дионисий взошел с кадильницей в руках и, раздувая уголья, покадил сперва образа, а потом святителя и внезапно стал невидим, оставив только по себе чудное благовоние. И подобало сему великому мужу, погребавшему некогда многострадального Иова патриарха, присутствовать при перенесении мощей его в столицу. Преосвященный Филарет (Гумилевский) днем преставления преподобного Дионисия называет 10 мая 1633 года, а в соответствии с Настольной книгой священнослужителя — 12 мая 1633 года. Месяцеслов святых указывает, что память прп. Дионисия в Русской Церкви совершается 12/25 мая, под каковым числом помещены и сведения о его жизни, но в Гефсиманском скиту (близ Троице-Сергиевой лавры), по предложению наместника лавры архимандрита Антония († 1878), 5 мая совершается празднество св. Дионисию с утверждения Московского митрополита Филарета, в память его кончины (то есть Дионисия). Митрополит Филарет постановил: «Править 5 мая св. Дионисию молебен, по канону, приложенному к житию его». Имя св. Дионисия в Гефсиманском скиту поминается на отпусте при богослужении. Житие сего великого мужа сохранила нам благочестивая древность по тому глубокому уважению, которое к нему питали Церковь и отечество, спасенные подвигом его самоотвержения в страшную годину самозванцев. Житие и канон написаны келарем Троицкой лавры Симоном (Азарьиным) и дополнены ключарем московского собора священником Иваном Наседкою, от которого осталась нам и летопись о мятежах. Первый говорит о подвижнической жизни св. Дионисия, второй же больше о деяниях защиты отечества. Дай Бог, чтобы не оскудевали на Русской земле такие доблестные сыны Отечества и подвижники благочестия. Ими, их молитвами и трудами крепла наша Святая Русь, ибо они-то и есть семя свято — стояние ее! Май 13 Гликерия праведная, Новгородская

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В его послесловии читаем: «Слава Свершителю Богу и подавшему помощь трудившимися сея книги во общую пользу православному христианству. Начата бысть печатати сия книга Трефолой по повелению государя царя и Великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии в лето 7145-е месяца ноября в 1 день на память святых чюдотворцов и безсребреник Козмы и Дамияна совершена же бысть того же 145-го июня в 30 день на память святаго мученика Иустина Философа в 25 лето благочестивый державы царства его государя царя и Великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии в 4-е лето Патриаршества отца его и Богомолца кир Иоасафа Патриарха Московскаго и всея Русии в славу и честь и в похвалу в Троице славимому Богу и Пресвятей Богородице и всем святым. Аминь». Тираж издания был 1150 книг. По выходе из печати Трефологиона он был преподнесен государю, царской семье и «великому господину Святейшему Иоасафу, Патриарху Московскому и всея Русии, подано по две книги в переплете, по обрезу золоченые» 459 . В XVII веке наряду с богослужебными Минеями Московский печатный двор выпустил несколько отдельных Служб и среди них Службу и житие преподобного Сергия Радонежского (1646). Возможно, идея о ее напечатании была высказана Патриархом Иоасафом. В описании чудес преподобного Сергия, составленном старцем Симоном (Азарьиным) в «заключении рассказа о чуде явления воды замечено, что Патриарх Иоасаф велел известие об нем обнародовать в печати» 460 . Можно говорить, что отношение к книгам литовской печати в это время становится менее сдержанным, что было характерно для времени Патриарха Филарета 461 . «В 1639 году в Москве печатаются иноческий и мирской Потребники, в конце которых помещен так называемый эпитимийный Номоканон. Этот эпитимийный Номоканон есть простая перепечатка киевского Номоканона, изданного во второй раз в Киеве в 1624 году. Таким образом, в 1639 году уже находили возможным в московские церковные печатные книги вносить статьи, заимствованные из киевских печатных книг» 462 . Имя Патриарха Иоасафа встречается во вкладных записях в книгах того времени 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

3. Житие преподобного Иосифа Волоколамского и его творения, творения преподобного Нила Сорского, житие святого Нифонта Цареградского.    XVI век 1–е поколение 1.  Преподобный Корнилий Комельский, преподобный Александр Свирский, преподобный Даниил Переяславский, Иаков Новый. 2. Вологодский край, северная Россия, Афон. 3. Жития: преподобных Александра Свирского, Даниила Переяславского, Корнилия Комельского и его учеников (см. также Устав преподобного Корнилия Комельского). 2–е поколение 1. Преподобный Максим Грек; святые казанские: Гурий, Варсонофий и Герман; ученики Корнилия Комельского: преподобный Геннадий Костромской, Филипп Иранский и др.; святитель Филипп Московский.2. Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3. Творения преподобного Максима Грека, жития казанских святителей, житие преподобного Геннадия Костромского и других учеников преподобного Корнилия Комельского, житие святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о святом Гурии Казанском и Максиме Греке). 3–е поколение 1. Святой священномученик Дорофей, святой Ири–нарх Ростовский, блаженные ростовские и московские, преподобный Трифон Вятский, святитель Гермоген Московский, патриарх Иеремия II Константинопольский, святая Иулиания Лазаревская. 2. Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3. Житие преподобного Трифона Вятского; «Цветник» , священномученика Дорофея; жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др.; творения патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами).   XVII век 1–е поколение 1. Преподобный Дионисий Радонежский, святитель Гермоген Московский, преподобный Иринарх Ростовский, преподобный Иов Почаевский, Никодим Хозьюрский (Кожеезерский). 2. Московский край, Ростов, северная Россия. 3. Житие преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); творения святителя Гермогена, житие преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; жития преподобного Иова Поча–евского и Никодима Кожеезерского. 2–е поколение 1. Блаженный Иларион Суздальский; преподобномученик Афанасий Брестский; преподобный Макарий Ов–ручский. (Лазарь Баранович и его сподвижники.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

2. Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3. Творения Преподобного Максима Грека, Жития Казанских Святителей, Житие Преподобного Геннадия Костромского и др. учеников Преподобного Корнилия Комельского, Житие Святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о Святом Гурии Казанском и Максиме Греке). 3 поколение: 1. Святой священномученик Дорофей, Святой Иринарх Ростовский, Блаженные Ростовские и Московские, Преподобный Трифон Вятский, Святитель Гермоген Московский, Патриарх Иеремия II Kohcmahmuhonoльckuй, Святая Иулиания Лазаревская. 2. Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3. Житие Преподобного Трифона Вятского; «Цветник» священномученика Дорофея, Жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др. Творения Патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами).   XVII ВЕК 1 поколение: 1. Преподобный Дионисий Радонежский, Святитель Гермоген Московский, Преподобный Иринарх Ростовский, Преподобный Иов Почаевский, Никодим Хозьюгорский. 2. Московский край, Ростов, Северная Россия. 3. Житие Преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); Творения Святителя Гермогена, Житие Преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; Житие Преподобного Иова Почаевского и Никодима Хозьюгорского. 2 поколение: 1. Блаженный Иларион Суздальский; Преподобномученик Афанасий Брестский; Преподобный Макарий Овручский (Лазарь Баранович и его сподвижники). 2. Флорищева Пустынь, Украина (Чернигов). 3. Житие Преподобного Илариона Суздальского. «Диаруш» Преподобного Афанасия Брестского — Житие и описание его кончины. Житие Преподобного Макария Овручского. 3 поколение: 1. Святитель Димитрий Ростовский, Святитель Феодосий Черниговский, Святитель Иоанн Тобольский, Досифей Иерусалимский, Блаженный Иларион Суздальский. 2. Украина (Киев, Чернигов). 3. Житие и творения Святителя Димитрия Ростовского и других указанных Святых и писателей.   XVIII ВЕК 1 поколение: 1. Старец Иоанн Саровский, Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский, Старец Иов Соловецкий, Преподобный Акакий Афонский, Святитель Димитрий Ростовский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010