Род Багратидов Мухранских доселе сохранил право хоронить своих усопших в левом крыле собора. Мне всегда трогательным казался обычай древних родов Грузии собираться на вечный покой подле гробов своих предков, чтобы вместе воспрянуть по гласу вселенской трубы. Лишиться могилы между отцов почиталось величайшим бесчестием, и многие, как Теймураз Великий Царь Кахетинский, после бурной долголетней жизни истомленный в изгнании, одного только жаждал, быть погребенным под родственной сенью Алавердского храма; самые его гонители, Персы, уважили его благочестивое желание. Католикосы Иверские погребаемы были также под сводами своего кафедрального собора, и еще там видно несколько безымянных гробниц: одна высокая, остроконечная, стоит в правом крыле соборном подле ризницы, быть может, Доментия или Виссариона; но Антоний старший, обновивший помост, велел положить себя подле амвона, и тут доселе видна его гробовая плита. Есть еще один именитый усопший в соборе Мцхетском, но он внутри святилища под престолом, потому что положен был в утверждение храма: это один из тринадцати Сирийских Отцов Св. Авив, Епископ Некресский. Епархия его была за Алазанью, но в окрестностях мцхетских окончил он свой евангельский подвиг. Маги-огнепоклонники, раздраженные против ревнителя истинной веры, потребовали от вождя Персов, воевавшего тогда в Карталинии против Греков, чтобы он вызвал к себе на суд Святителя. На пути встретился ему инок Антиохийский, посланный от Св. Симеона Столпника, и вручил пастырский жезл, долженствовавший служить ему напутствием к вечной жизни. Сподвижник его, Св. Шио, спасавшийся около Мцхета, испросил себе позволение видеть друга своего, прежде мученической его кончины. Камнями побили праведника после долгих истязаний за смелое обличение идолопоклонства, пред лицом самих магов; тело его было брошено на съедение зверям и птицам. Но Св. Шио с учениками своими поднял истленные останки и в присутствии Католикоса положил их под алтарь Мцхетского собора. Церковь совершает память Св. Авива 29-го ноября, накануне праздника Первозванного просветителя стран Закавказских. Сирийские Св. отцы

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В обители действует книжное издательство «Даниловский благовестник», выпускающее литературу богословского, катехизического, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания; детскую литературу и т. д. Всего в издательстве вышло в свет более 500 книг и брошюр. Распространяются они по всей России и в странах СНГ (в частности, в Белоруссии, Украине, Молдове, Казахстане), а также в тех странах дальнего зарубежья, где есть люди православного вероисповедания. Святые [ править править код ] Благоверный князь Даниил — это московский святой по преимуществу. Московский князь, строитель Москвы, московский подвижник, основатель первого монастыря в столице и небесный ее покровитель — все это о князе Данииле. Князь Даниил родился в 1261 году в городе Владимире-на-Клязьме. Он был последним, четвертым, сыном князя Александра Невского, и поэтому получил в наследство самое малое и захудалое княжество, каким была тогда земля Московская. В двухлетнем возрасте Даниил осиротел, и ему пришлось уже без наставления святого своего отца управлять княжеством и стяжать духовное богатство. Поразительно, что здесь, в основании московской истории, мы встречаем бедность, нестяжание и миролюбие. Каков контраст с последующим богатством, хозяйственностью и властностью! Это была другая Москва, которая послужила, однако, прочным фундаментом для будущей царственной столицы. В числе деяний святого князя Даниила особняком стоит факт основания им Данилова монастыря в 1282 году. По традиции князь посвятил обитель своему небесному заступнику — преподобному Даниилу Столпнику. К княжению святого Даниила относится и постройка целого ряда храмов в Москве. Но князь Даниил прославился не только мирными подвигами. Против свой воли он был втянут в княжеские междоусобицы. Однако и здесь он не был ни утонченным дипломатом, ни хитроумным интриганом, а показал себя миротворцем в евангельском духе, радея о мире между русскими князьями. Когда же была крайняя нужда, святому князю Даниилу доводилось и возглавлять московские войска. Владея малым уделом и слабым войском, он, тем не менее, не потерпел ни одного поражения на поле боя. Но татарам во главе с Дюденем удалось в 1293 году опустошить Москву, в том числе и основанный князем Даниилом монастырь. Привел же врагов... старший брат святого Даниила — князь Андрей Александрович.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

177 Эфектики (греч. φεκτικο) – философы-скептики, предлагавшие воздержание от каких бы то ни было суждений. 178 Ср.: Claudius Ptolemaeus, Apotelesmatica (=Tetrabiblos), Book 1, chapter 3, section 6–7 (TLG 0363 007). 179 См.: Basilius, Homiliae in hexaemeron, 6, 5–7 (PG, vol. 29, col. 128A- 133C). Pyc. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго , Архиепископа Кесарии Каппадокийския, новый исправленный перевод Моск. Духовн. Акад. (СПб., 1911), т. 1, с. 56–60. 180 Oracula Chaldaica: Oracula (fragmenta) (olim sub auctore Juliano Theurgo), Oracle 107.1–11 (TLG 1550 001). Возможно, Григора взял эти стихи из Опускул Михаила Пселла . См.: Michaelis Pselli Philosophica minora, ed. J. M. Duffy et D. J. O " Meara (Leipzig, 1989), vol. 2: Opuscula psychologica, theologica, daemonologica, S. 129 (TLG 2702 011). 184 В оригинале выражение лица императрицы характеризуется прилагательным χαροπν, которое можно перевести как «зверское» («fierce», согласно LSJ), но ван Дитен переводит его как «freundliches» (дружелюбное), полагая, должно быть, что χαροπν стоит здесь по ошибке вместо χαροποιν. Находя такое прочтение соответствующим общему смыслу фразы, мы решились ему последовать. 185 Возможно, аллюзия на фразу из службы св. Симеону Столпнику: Το λγου δεξμενος τ σπρματα, τς καρδας σου τας αλαξι (в церк.– слав. пер.: «Слова прием семена сердца твоего браздами). См. Канон на утрене 1 сентября, песнь 3. 186 Гапакс. Вообще-то такой глагольной формы не существует. Есть активный глагол νχω, не допускающий приставок и образования форм аориста, и медиальный νανχομαι, аорист от которого будет νενξατο. Григора же здесь образовал активный аорист от медиального глагола. 188 Дионисий Старший (греч. Διονσιος) – сицилийский тиран, правивший в Сиракузах в 405–367 гг. до н. э. и известный своей бесчеловечной жестокостью. 193 Газмулы (гасмулийцы, греч. γασμολοι) – потомки от смешанных греко-итальянских или греко-франкских браков времен Латинской империи и франкократии, бывшие по большей части профессиональными военными моряками, позднее наемниками в рядах византийской, венецианской и османской армий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Екатерина Алексеевна, по ее словам, с детства привыкла во всем слушаться брата. Старший сын ее, Николай Владимирович Беневоленский, был любимым племянником старца; в свою очередь, и отец Николай очень любил батюшку и будучи студентом Московской академии чуть не каждое воскресенье ездил к нему в Зосимову пустынь. Вместе с батюшкой он выбирал ему место для монашества и облюбовал с ним Параклит. 6 . Даниил Алексеевич был женат, служил в Государственном банке, умер молодым от чахотки. Красавец и любимец бабушки. 7 . Николай Алексеевич, холостой, тоже служил в Государственном банке и тоже умер молодым от воспаления мозга. Сыновья носили фамилию Соловьевых, а дочери Михайловых. Детство батюшки Батюшка родился в 1846 г. 17 января в Москве, в приходе церкви Симеона Столпника в Рогожской, здесь же был и крещен. Его крестным отцом был протоиерей Матфей Дмитриевич Глаголев, дядя (муж тетки Ольги Федоровны, сестры матери), а крестной матерью бабушка Анна Андреевна (мать Алексея Петровича). Назван был Феодором в честь великомученика Феодора Тирона, празднование которого 17 февраля. Начальной грамоте учился у своего будущего тестя, отца Павла Яковлевича Смирнова, бывшего тогда диаконом у Косьмы и Дамиана на Швивкой Горке. Когда малыша возили зимой учиться на саночках, ему давали с собой бутылку с холодным сладким чаем и конфетку. Чай Федя очень любил пить, но конфетку крепко зажимал в свой кулачок и вез ее Аннушке, маленькой дочери отца Павла, которую и в детстве любил и на которой потом, по воле Божией, и женился. С малых лет мальчик отличался серьезностью, не любил шалить, уклонялся всякого общества и шумных развлечений, очень любил папашу и заботился о нем, зато и папаша его тоже очень любил, и мальчик спал с отцом в одной комнате. Младшие дети уважали его и слушались. Например, когда сестра Екатерина хотела попросить у папаши себе обновку, она сперва обращалась за советом к брату Феодору, и если он говорил ей, что обновку делать не стоит и без нее можно обойтись, сестра успокаивалась и уже не тревожила отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда настоятель рассказал братии о Евфросине, велел больше не обижать ero, а три райских яблока разделили между всеми, и, кто был болен, сразу исцелился. А Евфросин, видя, что о нем пошла слава, оставил монастырь, удалился в пустынное место и там в подвигах окончил свою жизнь. Мы с вами должны уподобляться таким людям, стараться победить в себе гордость, тщеславие. К примеру, диавол искушает нас тщеславными помыслами, а если мы отвергаем их, склоняет к гордости: мол, вон ты уже и с помыслами борешься. Тут надо быть настороже, а то можно жестоко поплатиться. Преподобного Симеона Столпника искушали бесы. Когда он стоял на трехметровом столпе, они явились в виде Ангелов и сказали, что сейчас прилетит огненная колесница и заберет его на небо. И правда, колесница явилась. Преподобный обрадовался, ступил на нее одной ногой, но осенил себя крестным знамением — и колесница тут же исчезла. Тогда он понял, что его искушал враг, а сила креста спасла, и за то, что нога дерзнула стать на колесницу, он наказал ее: три года стоял на одной ноге, так что в ней завелись черви. Они падали из ноги и превращались в золото. Мы должны быть кроткими, смиренными, не превозноситься перед ближним: мол, он простец, а я вот образованный. Да этот простец, может, перед Богом куда выше тебя — он, когда его оскорбляют, считает в душе: “Так мне и надо по грехам моим”. А ты, образованный, если заденут, сразу раздражаешься или впадаешь в уныние. Пока душа у нас не смирится, мира и покоя у нас не будет; но, лишь только смирится, сразу получим от Бога благодать. Святителя Игнатия Брянчанинова , когда он поступил в монастырь послушником, отправили на просфорню. Только он туда пришел, старший келарь бросил ему в лидо мешок из-под муки, так что он весь стал белым, и крикнул: “Пошли в келарню!” Молодой Игнатий не обиделся, не возмутился, а спокойно пошел за келарем. В келарне ему дали мешок и велели держать его руками и зубами; келарь стал сыпать муку, Игнатий еле держал мешок, но со смирением все перенес, в это время благодатная капля упала ему на сердце и зажегся в нем огонь любви к Богу. И он терпел до конца, а благодать все разгоралась. В другой раз он зашел на хоры и со смирением поклонился братии — опять почувствовал благодать в душе, да такую, что даже не мог подняться с поклона.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-uteshen...

В  Международном мультимедийном пресс-центре МИА " Россия сегодня " состоялась пресс-конференция членов делегации Межрелигиозной рабочей группы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, побывавшей с 21 по 25 сентября с гуманитарной миссией в Сирии. Участники конференции рассказали о торжественном открытии школы в Дамаске (район Барза), восстановленной на средства общественных организаций, встречах с главами религиозных общин Сирии и представителями руководства страны. Алексей Реутский 30 сентября 2019 г. 16:25 Разработка объемно-планировочных, в том числе центричных, типов христианских храмов началась после Миланского эдикта императора Константина, завершившего в 313 году гонения на христиан. Эти новаторские на тот момент решения получили наибольшее применение на восточных пространствах  империи — в Малой Азии, в Египте и особенно на Ближнем Востоке, где за несколько столетий перед этим произошли главные евангельские события. О том, где, какие и с какими архитектурными особенностями были возведены центричные храмы в Древней Сирии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ Павел Павлинов.  PDF-bepcuя. Павел Павлинов 7 августа 2019 г. 12:39 В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Столпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве в советника византийских императоров. PDF-bepcuя. Андрей Виноградов 24 декабря 2018 г. 13:24 По сообщениям СМИ, сегодня США выступают против того, чтобы на восстановление подконтрольных Дамаску районов Сирии направлялась какая-либо помощь. Между тем, война в этой стране идет уже семь лет и очевидно, что среди разрушений есть и немало памятников религиозного значения, представляющих ценность для христиан всего мира. Какова ситуация на сегодняшний день, что и где удалось сберечь от разрушения? 23 апреля 2018 г. 15:00 В Даниловом монастыре, в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата 17 апреля 2018 года состоялась пресс-конференция митрополита Волоколамского Илариона, на которой было оглашено миротворческого воззвания патриархов Православных Церквей, согласованное 14 апреля 2018 года во время телефонного разговора Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Алексей Реутский 17 апреля 2018 г. 18:30 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/siriya_6338/

Некрасовское. Собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Соборная Воскресенская церковь поселка Больших Солей ( с 1939 г. переименован в Некрасовское ) каменная и при ней каменная колокольня. Когда и кем построена холодная церковь – неизвестно, теплая построена в 1825 г. на средства прихожан. Кладбища при церкви нет, умершие погребаются на общем посадском кладбище, при коем есть Преображенская церковь с самостоятельным причтом. Престолов три: в холодной - во имя Воскресения Христова, в теплой – в честь Успения Божией Матери и преп. Симеона Столпника. Постоянные средства церкви: капитал в 4874 руб. и лавка, приносящая дохода 100 руб. в год. Капитал церкви с особым назначением: на содержание богадельни, имеющейся при церкви, 1181 руб. и на выдачу девицам д. Головина при выходе замуж 1250 руб. (выдается из процентов по 50 руб. каждой). Причт: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Казенное жалование получает старший священник 105 руб. 84 коп., 1-й псаломщик 35 руб. 28 коп., 2-й псаломщик 23 руб. 52 коп., остальные члены причта денег не получают. Общий причтовый капитал 10 907 руб. Кружечного дохода на долю священников по 450 руб., диакона 300 руб. и псаломщиков по 150 руб. Члены причта живут в своих домах и квартирных денег не получают. На устройство церковных причтовых домов собирается капитал, пока собрано 750 руб. Усадебной земли немного, более десятины. План на землю есть, межевая книга, от времени крайне обветшавшая, также есть. Прихожан муж. пола 1152, жен. пола 1240. Прихожане по характеру занятий живописцы, резчики по дереву, маляры, столяры, медники, кузнецы, кровельщики и работают дома и на отхожих промыслах. В деревнях занимаются сельским хозяйством, есть штукатуры и каменщики и летом ходят в С.-Петербург. В приходе, кроме посада, 14 деревень, дальнейшая из них от церкви в 5 верстах. Школ в приходе три: одна Министерства просвещения одноклассная и две земских; в посаде четыре: городское, два двухклассных училища и ремесленная школа. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19870

После этого семья П. Л. переехала во Фригию, в дер. Петру (το Πτρου), недалеко от дер. Марикату, откуда происходил прп. Иоанникий Великий , приходившийся матери П. Л. Евдокии (PMBZ, N 21757) родственником. Эти сообщения ненадежны, поскольку дер. Марикату находилась не во Фригии, а в Вифинии. Старший брат П. Л. Василий был против воли обручен, но бежал из-под венца и удалился сначала в мон-рь прор. Илии (метох Агаврского мон-ря) на Вифинском Олимпе (впосл. он стал его игуменом), а затем на гору Врахиан (Микале). После смерти матери П. Л. нанялся свинопасом, но Василий вызвал к себе брата и отвел его в мон-рь Кария на Латросе. В мон-ре П. Л. был назначен поваром. Его духовным наставником стал игум. Петр. П. Л. предался аскезе: он отказывался от сна или спал на камне и донашивал за учителем его грязную одежду. Игум. Петр не позволял ему покинуть мон-рь и удалиться в пустыню, П. Л. и его духовный брат Димитрий смогли исполнить задуманное только после смерти игумена. Они побывали в лавре Келливарон, а затем углубились в горы, где неподалеку от развалин античной Ираклии нашли пещеру Пресв. Богородицы. Димитрий призывал П. Л. поселиться ближе к лавре, опасаясь, что в пещере им будет нечего есть. П. Л. заставил Димитрия поститься 8 дней, а затем попробовать дикие желуди. Их сразу же вырвало, но, по словам П. Л., вместе с желчью их тела покинули и все прежние, и все будущие недуги. П. Л. поселился в пещере Пресв. Богородицы, а Димитрий стал прислуживать одному из старцев лавры Келливарон, по имени Матфей, к-рый обладал пророческим даром. Желая еще более удалиться от людей, П. Л. попросил Афанасия, игум. мон-ря Спасителя, выстроить неподалеку от обители столп, на к-рый он мог бы взойти. Афанасий указал святому на нерукотворный столп (скалу) с пещерой на вершине, где во времена императора-иконоборца Михаила II Травла (820-829) укрывался чудотворец Афанасий (PMBZ, N 681). По словам агиографа, столпник провел на скале 22 года, а перед кончиной спустился во фригийский мон-рь Афапсис (Αφαψις).

http://pravenc.ru/text/2578555.html

Конечно же, трудно приходится человеку, замкнутому в четырех стенах, вынужденному общаться с тремя-четырьмя товарищами по несчастью, питающемуся однообразной пищей, делающему ограниченное число шагов. Ну, это я огрубляю, конечно. В зонах можно теперь и в футбол играть, и телевизор смотреть. Но все-таки, говоря с заключенными о духовных вопросах, конечно, нужно опираться на собственный малый опыт, говорить о Царствии Божием, внутри нас сокрытом. Заключенный, между прочим, весьма похож на пещерника, на столпника. Ограниченный затвором, он имеет прекрасную возможность изучать самого себя и отслеживать движения собственной души, вникать в помыслы, изучать страсти. Конечно, сколько заключенных, столько и состояний, и положений. Вспомним, что в современной следственной тюрьме, в какой-нибудь Бутырке, в камере, рассчитанной на десятерых, сидит порой сто двадцать человек. На трехэтажных нарах спят по очереди. Время от времени мамы, приходя в храм, рассказывают нам, в каком переплете оказываются их милые дети, не отдавшие вовремя кредит или запутавшиеся в дурной истории, какие нечеловеческие, зверские, просто фашистские условия существуют в «бутырках», какие ужасы выпадают на долю бедных сопливых юношей, какую школу они там проходят. Дай Бог им вылезти оттуда не с отбитой печенью и опущенными почками. И вот, находясь в таком аду, дай Бог верующему сердцу познать иной мир, к которому не может прикоснуться завистливое око или грязная рука – сокровенный мир души. «Душа моя – элизиум теней», – говорил Федор Тютчев. Действительно, есть в православии область аскетики, наука из наук, художество из художеств – слово о молитве. О молитве внимательной, молитве сокрушенной, молитве непрестанной. Об этой молитве так убедительно и просто говорят оптинские старцы, особенно два отца Анатолия, старший и младший. Последний писал о молитве Иисусовой. Да все оптинские старцы были великими делателями молитвы, тот же преподобный Варсанофий Оптинский. Заключенным, находящимся в затхлом, вонючем пространстве, действительно хочется быть свободными, как птица, воспарить, как белая чайка над взморьем. Предстоять Живому Богу пред Его Престолом тогда, когда вокруг свершаются всяческие непотребства, о которых и говорить-то в приличном обществе невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Олеандры Иллиса, и пиний пятна На кургане янтарном Ликабета. Злато смуглое венценосицы Эрехфея; Колос спелый – столпные Пропилеи; Терем Ники – пенная Левкофея... Но белее лилия Галилеи! Там, далече, где жаждут пальмы Магдалы, В страстной пустыни львиной под лобзаньем лазури, Улыбаются озеру пугливые скалы, И мрежи – в алмазах пролетевшей бури. И – таинницы рая – разверзли долины Растворенные наитьям благовонные лона; И цветы расцветают, как небесные крины; И колосья клонятся Эздрелона. Лобный купол круглится, розовея, Фавора; И лилия утра белее асбеста; И в блаженную тайну заревого затвора Неневестная сходит с водоносом Невеста. 61 Розанов Василий Васильевич – известный публицист, философ и критик, близкий кругам символистов, был дружен с П.А. Флоренским. Они встречались еще на башне у Вяч. Иванова и в последние годы жизни Розанова в Сергиевом Посаде. Скончавшийся в 1919 г. от голода, В. В. Розанов был погребен на кладбище Черниговского монастыря рядом с могилой К.Н. Леонтьева . В 1942–1943 гг. я еще видел упавший памятник черного гранита (мрамора? лабрадорита? – А.Н.) на могиле Леонтьева, от могилы же Розанова и поставленного на ней деревянного креста ничего не осталось. Относительно полная библиография В.В. Розанова и литература о нем приведена в работе: Голлербах Э. В.В. Розанов. Жизнь и творчество. Пг., 1922. 62 О публицистике этих ученых см.: Соловьев Н.М. Научный атеизм. Сборник статей о профессорах Геккеле, Мечникове и Тимирязеве. М., 1915. 63 Биржевые ведомости, 1914, 14087. В следующем труде такого же порядка – «Христос», т. 1–7, 1924–1932 – Н.А. Морозов дошел, поистине, до «Геркулесовых столпов», утверждая, что история классической древности – сплошная выдумка, а произведения античных авторов – своеобразная мистификация гуманистов Возрождения, сочинивших все эти произведения и прикрывшихся, как псевдонимами, вымышленными именами. В этом отношении у Морозова был предшественник – некий иезуит Жан Гардуэн (1646–1729), который в своих трудах утверждал, что все наследие античности – ее литература, искусство, монеты – подделка XIII в., имевшая целью символически преобразовать христианство. Подлинны только Гомер, Геродот, Плиний Старший, Цицерон, «Георгики» Вергилия, сатиры и послания Горация (см.: Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т.12, с. 656).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010