В житиях святых и в творениях Отцов Церкви описано множество случаев, когда во время молитвы ум человека бывал «восхищен» в иной мир, где он созерцал Бога, ангелов, Царство Небесное. Апостол Павел пишет: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:1–4 ). Преподобный Исаак Сирин пишет о созерцаниях и откровениях, которые случались со святыми во время молитвы: «Когда священник приготовится, станет на молитву, умилостивляя Бога, молясь и собирая свой ум воедино, тогда Дух Святой нисходит на хлеб и вино, предложенные на жертвеннике. И Захарии во время молитвы явился ангел и предвозвестил рождение Иоанна. И Петру, когда во время шестого часа молился в горнице, явилось видение... И... архиерей однажды в год, в страшное время молитвы... входил во Святое святых и повергался на лицо свое, и слышал Божьи глаголы в страшном и неизреченном видении. О, как страшно сие таинство, которому служил при этом архиерей! Так и все видения святым бывают во время молитвы. Ибо какое другое время так свято и по святыне своей столь прилично принятию дарований, как время молитвы, в которое человек собеседует с Богом? В это время... человек... погружается мыслью в единого Бога, и сердце его наполнено бывает Богом, и оттого уразумевает он непостижимое... и ум поражается и поглощается изумлением... и бывает он вне мира сего... И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении, при созерцании непостижимого – того, что за пределами мира смертных, и умолкает в незнании всего здешнего. Сие-то незнание называется лучшим знанием. О сем-то незнании говорится: блажен постигший незнание, неразлучное с молитвой». 296 Опыт боговидения для человека является столь личным и сокровенным, что редко кто из святых говорил о нем подробно. Апостол Павел ограничился несколькими фразами о неизреченных глаголах, которые «человеку нельзя пересказать». В этом смысле исключительным и единственным во всей святоотеческой литературе представляется преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), который в своих произведениях с невиданной дотоле откровенностью рассказал о встречах с Богом, о тайнах созерцания, о многочисленных видениях и откровениях, которые он имел. Преподобный Симеон часто во время молитвы созерцал Бога как свет:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Видишь ли, что все воздают честь Богу и при делах служения постоянно и более всего возносят Ему песни? Потому и говорит нам ангельский, серафимский, восходивший даже до третьего неба богоглаголивый Павел: «Непрестанно молитесь» ( 1Сол. 5:17 ). И этому он научает нас, имея в виду наставления Владыки всего: «бодрствуйте на всякое время и молитесь» ( Лк. 21:36 ); «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24:42 ); «молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лк. 22:46 ); «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» ( Лк. 12:35–36 ). Это Он говорит о внутренней молитве, и хранении ума, и непрестанной молитве. И присовокупляет: «Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так» ( Лк. 12:43 ). Замечает и о дарах за бдение и молитвы: «Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» ( Лк. 12:44 ), сделает богами, небесными царями и сияющими светлее солнца и как бы Сам послужит им. «Препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» ( Лк. 12:37 ), т. е. всё Своё отдаст им. Видишь ли, какие награды от Бога ожидают трезвенно молящихся? Их да сподобимся и мы, всегда бодрствуя и непрестанно молясь, как научены. 258. О спасительном именовании и призывании Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, в поистине священной и боготворной молитве Есть весьма много молитв. О каждой из них в отдельности мы скажем, насколько позволят нам силы. Но выше всех молитв -данная нам в Евангелии Спасителем, вкратце обнимающая все евангельские тайны и силу. Это – спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Над нею потрудились многие из святых наших отцов: и Златоуст, преподавший учение об этой Божественной молитве в трёх Словах, и Лествичник, и Никифор Подвижник, и Диадох святой, епископ Фотикийский, и святой Симеон Новый Богослов , и другие, излагавшие учение о ней достойно обитавшего в них Божественного Духа: так как и сама молитва произносится Духом Святым, как говорит Павел: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ). Кто произносит её, тот от Бога, ибо сказано: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). 259. О блаженных наших отцах патриархе Каллисте и Игнатии

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Глава 3. Человек на пути к Богу 1. Новый Адам Преподобный Симеон неоднократно и с большой настойчивостью утверждает, что еще до сотворения мира Бог предвидел грехопадение Адама и его последующее раскаяние, а потому прежде веков предопределил и спасение человечества через Христа. Божественное предопределение видно из того, что после грехопадения, когда Адам стал тленным и смертным, и тварь уже не хотела повиноваться и подчиняться ему, Бог принудил ее к этому подчинению, сделав и ее, подобно человеку, тленной и смертной, хотя она не была виновата в грехопадении. Но тварь должна быть восстановлена, как говорит Апостол Павел: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:18–20 ). То есть будущее восстановление твари и ее освобождение от рабства тлению предопределено – и оно должно произойти через человека. Об этом говорит и преподобный Симеон: «3ная прежде сложения мира, что Адам нарушит заповедь, и предопределив его жизнь и воссоздание от нового рождения через рожденного во плоти Единородного Сына Божия.., Он хочет, чтобы тварь оставалась в подчинении, поработившись человеку, для которого создана, став тленной для тленного, с тем, чтобы когда тот снова обновится и будет духовным, нетленным и бессмертным, тогда она, освободившись от рабства.., сообновилась вместе с ним и стала нетленной и как бы духовной. Ибо это прежде сложения мира предопределил многомилостивый Бог и Господь» (Eth. 1, 2, 78–94). Не только само спасение, но и его способ, образ, время и место предначертаны в божественном плане восстановления человека и космоса: «Но что (делает Бог), скорый на милость и медленный на наказание? Он знал, что они смирятся, раскаявшись в содеянном, но не тотчас разрешил их (от приговора).., а предопределил и время, и место 83 , и как, и когда они должны быть призваны из (своего) изгнания... И как предопределил и, умилосердившись, предсказал, так и сделал,.., ибо ради этого сошел сам Единородный Сын Слово безначального Отца, и не только сделался подобным им человеком, но благоволил умереть, как они, и понес смерть насильственную и позорную, и, сойдя в ад, вывел их оттуда и восстановил» (Cat. 5, 311–331).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И вот человек, соразмеряя эти заповеди со своими силами, приходит к выводу, что такие правила совершенно неосуществимы. Поэтому многие люди думают, что Евангельские заповеди неисполнимы в принципе и что будто бы Бог дал их людям не для того, чтобы они их исполняли, а как некий идеал, к которому можно стремиться, но которого никогда нельзя достигнуть, чтобы, осознавая невозможность достижения этого идеала, люди осознавали и свое ничтожество и таким образом стяжали смирение. Примечание редактора Здесь важно разграничить две вещи. С одной стороны, святые отцы, к примеру преподобный Симеон Новый Богослов, говорили о том, что «только (кто-нибудь) начнет исполнять их (заповеди), как и увидит, что исполняет их весьма недостаточно, нечисто...»; а апостол Павел об исполнении Закона Моисеева пишет еще более категорично: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:19). С другой стороны, это вовсе не значит, что заповеди исполнять не нужно. Саму мысль о том, что заповеди в принципе неисполнимы, тот же преподобный Симеон называл гнуснейшей из всех ересей. Дело в том, что осознание своей греховности — это не цель, а неизбежная часть духовного пути каждого христианина. И лишь ступив на этот путь, покаявшись, человек обнаруживает всю глубину своей пораженности грехом. Именно поэтому преподобный Сисой Великий, умирая, говорил братии: «Не знаю, положил ли я хотя бы начало покаянию»… Чем больше мы погружаемся в предмет, тем больше видим, насколько он обширен; тем более осознаём свою поврежденность грехом, соприкоснувшись со Христом: между Ним и нами пропасть. Парадокс христианства в том, что Христос Сам стал для каждого из нас Мостом в святость, Дверью в Жизнь вечную. Как пишет апостол Павел: …кто избавит меня от смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим (Рим 7:24-25). — Ред. Свернуть Между тем, Евангелие означает в переводе «благая весть», или, если совсем по-современному, «хорошая новость», — но что же может быть хорошего в новости о том, что люди ничтожны и не годны ни на что, кроме осознания своей ничтожности? И разве можно назвать добрым господина, отдающего приказы, которые заведомо невозможно выполнить, но при этом выполнение их ставится условием для спасения?

http://foma.ru/otvetit-bogu-da.html

И здесь библейское учение очень ясно нам говорит, что каждый из нас распял Христа, потому что все мы грешники. Все мы без исключения. Мы не можем обвинить во всем Адама, в этом смысле мы все составляем Адама. Святой Симеон Новый Богослов сказал, что мы хуже, чем Адам. Он был создан из земли, ничего о себе не знал, у него была жена, и какая-то хитрая змея сказала ему что-то, и он все испортил. Святой Иреней говорит, что мы должны пожалеть его, не судить его. Но они оба, и Св. Иреней и Св. Симеон, говорят: мы, христиане, утверждаем, что мы все знаем, и как мы себя ведем? Что мы делаем? Они говорили, что мы в тысячу раз виноватей! На протяжении всего Великого Поста читается Послание к Евреям, которое, кстати, является новозаветным посланием … Бывает люди спрашивают: «Отец, какую хорошую книгу прочитать во время Великого Поста?» Послание к Евреям – это очень хорошая книга для чтения во время Великого Поста. Прочитайте ее хотя бы трижды, потому как все, о чем я сейчас говорю, есть в этой книге. Не нужно больше приносить в жертву овец, волов, коров, кровь и так далее; Господь отдает свою собственную Кровь, которая стоит Ему жизни, в полной и совершенной любви к Богу и к каждому последнему грешнику, то есть к каждому когда-либо жившему человеку, повинному в Его распятии. Но распятие нас спасает. Почему? Потому что Он любит нас, Бог есть Любовь , Любовь – это исполнение закона. В этом и есть смысл слов «Он заплатил цену выкупа». Когда говорится, что Он «заплатил цену выкупа» на кресте, речь идет не о цене наказания, а о цене любви. Апостол Павел пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». В молитве Господней, которой Иисус учил своих учеников, говорится: «И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим». Другими словами: «Прости нас за то, что мы не любим Тебя, так же, как и мы, подражая Христу и вместе с ним, прощаем тех, кто убивает нас». Если ты христианин, ты не убиваешь людей; если ты христианин, убивают тебя. Тебя убивают, а ты прощаешь человека, который тебя убивает. Таково Евангельское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

игумен Никон Уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало (потом выиграете много раз больше). св. Антоний Великий Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего. св. Исаак Сирин Все дни жизни своей, куда бы ты ни пришел, почитай себя странником, чтоб быть тебе в состоянии избавиться от вреда, порождаемого вольностью в обращении. св. Варсонуфий и Иоанн Приобрети плач, чтобы он удалил от тебя свободу в обращении, которая губит души усвоивших ее. Древний Патерик Рассказывал авва Лот: – Был я однажды в келье аввы Агафона; тогда пришел к нему брат и сказал: – Я хочу жить с братиями, скажи мне, как жить с ними? – Старец отвечал ему: – Как в первый день, когда придешь к ним, так и во все дни твои веди себя пред ними, как странник, и не будь вольным в обращении. Подвижнику не должно быть вольным, хотя бы он и один был в келье. св. Антоний Великий Приучи язык свой говорить: – прости мне,– и придет к тебе смирение. св. авва Исайя Как недостойный и идиот всегда молчи, да и вообще не говори без нужды. ст. Симеон Благоговейный С сокрушенным сердцем припадай к ногам всей братии, как ничтожный, безвестный и совсем будто не сущий. св. Антоний Великий Бойся сделаться известным по какому-либо из дел своих. св. авва Исайя Не желай быть другом славных мира сего, чтобы слава Божия не оскудела от тебя. Монах смиренномудрый и добродетельный таит свои добродетели, как богач сокровища. св. Симеон Новый Богослов Смотри, не разори своего дома, желая построить дом ближнего. св. Варсонуфий и Иоанн Если видишь кого утопающего в реке, не подавай ему руки своей, чтобы он не увлек тебя за собою, и ты не утонул бы вместе с ним; но подай ему жезл свой, и тогда, если возможешь извлечь его – хорошо; если же нет, то оставь в руках его жезл свой, и ты спасешься. Бог не требует, чтобы ты сверх силы своей делал добро ближнему. св. Антоний Великий Твердо знайте, что ни преуспеть, ни возрасти и сделаться совершенными вы не можете, ни уметь верно различать добро от зла вы не будете, если не будете повиноваться отцам вашим.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Каждому из нас приходится жить одновременно на нескольких уровнях. Мы всегда в какой-то степени на поверхности, ибо вовлечены в круговорот событий и впечатлений земной жизни. Но одновременно мы призваны жить на глубине — там, где и происходит подлинная жизнь, «жизнь с избытком». Духовное путешествие заключается в том, чтобы постепенно все более и более отрешаться от внешнего и прилепляться к внутреннему, приобщаться к тому, что является сердцевиной жизни. Как происходит приближение человека к Богу? На этот вопрос преподобный Симеон отвечает в главе 39 третьей сотницы: Что-то привносится нами, а что-то дается нам свыше от Бога. Ибо чем больше мы очищаемся посредством наших трудов и священных усилий, тем больше светимся светом умиления, и чем больше сияем светом, тем больше очищаемся слезами, принося свое и взамен свыше получая даруемое. Вот один из непреложных законов духовной жизни: «что-то привносится нами, а что-то дается от Бога». Наша жизнь в Боге есть сочетание того, что совершается нашими руками, и того, что творит Бог Своими руками. Мы призваны к сотрудничеству, к соработничеству, к тому, что Святые Отцы называли «синергией» — совместным творчеством Бога и человека. Есть вещи, которые зависят от нас, которые в нашей власти, а есть то, что от нас не зависит и что не в нашей власти. От нас зависит, будем ли мы исполнять заповеди Божии, посещать больных, помогать бедным, делить свой хлеб с голодными. От нас зависит, соблюдать или не соблюдать посты, посещать или не посещать церковь, подавать или не подавать милостыню. А от Бога зависит все то, что называется плодом духовной жизни — те многие и великие дары, о которых апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его» (1 Кор. 2:9). Об этих дарах много и вдохновенно пишут преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Григорий Палама, чью память мы празднуем в Великом посту, и многие другие Отцы Церкви. Но не меньше говорят они и о ежедневном трудничестве, о возделывании собственного сердца, об исполнении заповедей — обо всем том, что «привносится нами».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

" Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся/голос Божий был мелодией блаженства, а сейчас он источник страха - вот откуда появляется в древних религиях специфический ужас перед многорукими божествами/, потому что я наг/ложное раскаяние, разве этого надо было бояться, стыдиться/, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? " . Прямой вопрос требует прямого ответа. Если бы Адам сказал: да, это так, прости меня, то история пошла бы менее драматично. Но первый человек греховный путь прошел до конца. " Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел " . Ему, как говорит в одной из своих проповедей преп. Симеон Новый Богослов, следовало так ответить своему Создателю: " Ей, Владыко, истинно согрешил я, преступив твою заповедь... Помилуй мя, Боже, и прости " .Адам внешне говорит правду, но на самом деле он вместо раскаяния отвечает неблагодарностью и двойным обвинением: жены, которая его совратила - так рушится брачное единство, Бога, который ее даровал - так Адам впервые доходит до сатанизма. Жена на аналогичный Божий вопрос ссылается на змея: " змей обольстил меня, и я ела " ./3, 9-14/. " О нечувствие окамененное! И ты, Ева, после того, как согласилась беседовать со змием, предпочла ... заповеди Господа совет его и почла его (змия) более истинным, чем заповедь Божия!... " - горестно восклицает преп. Симеон. Из последней сцены мы видим, что в грехопадении виноваты и Адам, и жена его, (Адам в итоге повел себя гораздо хуже), и когда говорится, что грех вошел в нас через жену, подразумевается не особая ее вина, а механизм проникновения первородной испорченности. Ввиду того, что в идеале " Адам и жена его " - это и есть полноценный человек/имя Ева появляется уже после грехопадения и означает начало разобщенности/, некоторые комментаторы аллегорически толкуют Адама как ум и Еву как сердце человека; т.о. первородный грех сначала поразил чувствительную сторону души, а затем уже разумную/" вне Бога разум становится подобным животному и бесам " - свт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что смирение представляет собой ноги, а любовь – голову всех добродетелей. На этих двух главных добродетелях держится тело всех остальных добродетелей (Слово 22). Преподобный Симеон научился этому, безусловно, из Тайной вечери, на которой Иисус уничижил Себя до того, что омыл ноги Своим ученикам, и на которой Своей бессмертной Литургией любви возвысил Он Себя до вершины небес, – дабы и мы друг друга омывали, а не оскверняли, любили, а не ненавидели. С того первого Великого Четверга и оной первой Литургии в иерусалимской горнице [Божественная] Литургия сделалась средоточием всех молитвенных богослужений Православной Церкви, а сердцем ее, сердцем сего средоточия (букв, сердцем сердца. – Пер.) стало приношение Святых Даров, Тела и Крови Христовой. Посему когда слышишь священника, в алтаре приносящего [бескровную жертву] и повторяющего те же самые Христовы слова с оной первой Литургии: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое и паки далее: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, – то вздохни и с благодарностью поклонись Христу, что и тебя не забыл Он, но призывает на Свою трапезу, дабы насытить и напоить самой драгоценной пищей, о какой когда-либо слышало человеческое ухо. Не исследуй, но дивись. Не отвергай, но подойди и прими с благодарением. Если же отвергнешь, то Он не будет с тобой ни на земле, ни на небе. Если же примешь Его в себя с любовью, то не причинит тебе урона смерть, но примут тебя на Его небесную трапезу, где вкупе с Ангелами и праведниками будешь вечно наслаждаться некой новой и еще более таинственной пищей и питием ( Мф.26:29 ). Когда же Иисус окончил Тайную вечерю, то сказал ученикам: Дети! недолго уже быть Мне с вами... Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:33–35 ). Говорит Он им: Дети! – обращаясь к ним с отеческим словом любви. Дети! – хотя некоторые из учеников Ему ровесники по годам, а кто-то, вероятно, и старше. Так обратился Он и к оной кровоточивой женщине: Дщерь! – хотя едва [ли] она [была] моложе Его ( Мф.9:22 ). Впрочем, кто может быть Ему сверстником или превосходить Его по годам, если иудеям сказал Он о Своем возрасте [так]: Прежде, нежели был Авраам, Я есмь (в серб.: Я есмь прежде, нежели родился Авраам. – Пер.) ( Ин.8:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Таким образом, чем глубже погружается человек во внутреннюю, глубинную жизнь духа, тем менее интересным, менее значимым становится для него то, что происходит во внешнем мире. Каждому из нас приходится жить одновременно на нескольких уровнях. Мы всегда в какой-то степени на поверхности, ибо вовлечены в круговорот событий и впечатлений земной жизни. Но одновременно мы призваны жить на глубине – там, где и происходит подлинная жизнь, «жизнь с избытком». Духовное путешествие заключается в том, чтобы постепенно все более и более отрешаться от внешнего и прилепляться к внутреннему, приобщаться к тому, что является сердцевиной жизни. Как происходит приближение человека к Богу? На этот вопрос преподобный Симеон отвечает в главе 39 третьей сотницы: Что-то привносится нами, а что-то дается нам свыше от Бога. Ибо чем больше мы очищаемся посредством наших трудов и священных усилий, тем больше светимся светом умиления, и чем больше сияем светом, тем больше очищаемся слезами, принося свое и взамен свыше получая даруемое. Вот один из непреложных законов духовной жизни: «что-то привносится нами, а что-то дается от Бога». Наша жизнь в Боге есть сочетание того, что совершается нашими руками, и того, что творит Бог Своими руками. Мы призваны к сотрудничеству, к соработничеству, к тому, что Святые Отцы называли «синергией» – совместным творчеством Бога и человека. Есть вещи, которые зависят от нас, которые в нашей власти, а есть то, что от нас не зависит и что не в нашей власти. От нас зависит, будем ли мы исполнять заповеди Божии, посещать больных, помогать бедным, делить свой хлеб с голодными. От нас зависит, соблюдать или не соблюдать посты, посещать или не посещать церковь , подавать или не подавать милостыню. А от Бога зависит все то, что называется плодом духовной жизни – те многие и великие дары, о которых апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его» ( 1Кор.2:9 ). Об этих дарах много и вдохновенно пишут преподобный Симеон Новый Богослов , святитель Григорий Палама , чью память мы празднуем в Великом посту, и многие другие Отцы Церкви. Но не меньше говорят они и о ежедневном трудничестве, о возделывании собственного сердца, об исполнении заповедей – обо всем том, что «привносится нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010