От него у персов закон жениться на своих матерях и сестрах, как и Зевс [женился] на своей родной сестре Гере. После него над ассирийцами воцарилась его жена Семирамида, которая устроила дамбы из-за наводнений 174 . В те же времена y египтян была шестнадцатая династия, в которую царствовали фиванцы. 5. Фарра, достигнув 70 лет, родил от своей жены Едны, дочери Авраама, своего дяди по отцу, Авраама, которого мать назвала именем своего отца: ведь он успел скончаться до его рождения. Фарра родил также Аррана и Нахора. Авраам же получил от своего отца в жены Сарру. Он один, когда повсюду все страдали идольским заблуждением, познал истинного Бога. А Арран, взяв себе жену, родил сына Лота и дочь Мелхаму. Ее взял себе в жены Нахор. 33. Когда Аврааму шел уже шестидесятый год, он, так как решил, что не уговорит отца и не разубедит остальных своих близких отстать от бесовского идолослужения, тайком ночью поджег дом с идолами. А когда они уже разрушались, братья решили броситься, чтобы спасти идолов из огня. 2. Арран, особенно ревностно занимавшийся этим делом, гибнет в огне; похоронив его в городе Оре Халдейском, отец его переселяется, взяв всех домочадцев, в месопотамский Харран. 3. Там Авраам, прожив с отцом пятнадцать лет, однажды ночью рассуждал по движению звезд, как постичь качество наступающего времени: ведь он был неплохо обучен своим отцом всей этой науке. И вот после исследования всех вопросов он понимает, что занятие это совершенно тщетно, ведь то, что предугадано, Бог может снова, если захочет, изменить по Своему желанию. 4 . Итак, отказавшись всей душой от всего этого и ему подобного и выказав совершенный знак своего благочестия относительно Божества, он слышит от Бога: «Пойди из земли твоей и из дома отца твоего» 175 . И, уйдя вместе со своей женой Сарой и племянником Лотом, он переселяется в удел Арфаксада, своего [пра]отца, который хананеи, захватив, назвали землей Хананейской: ему было 205 лет. Сказано, что Исаак был двадцати пяти лет, когда его повели на жертвоприношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Вдобавок к 19 годам, которые он властвовал прежде, Навуходоносор царствует еще 25. Пророчествовали же при нем вышеупомянутые Даниил и Езекииль. 10. Его сын Мародах, наследовав ему, царствует 12 лет 253 . 11. Его брат Валтасар, сын Навуходоносора, процарствовал 4 года. Еще и при нем пророчествует Даниил, и объясняет ему видение, которое тот видед за ужином, когда пил из священных кубков. Его, в соответствии с толкованием видения, в наступившую ночь убил Дарий, сын Асуира, и захватил власть. 12. Вышеупомянутый Дарий, сын Асуира, который был прозван Астиагом, процарствовал 17 лет 254 . При нем Даниил был брошен в ров со львами и, ничего от них не претерпев, был вытащен царем 255 , распознал семидесятилетний срок выселения и открыл ему тайну седмин 256 . 13. И, если кто захочет точно постичь суть седмин и вычислить сроки, то, начав, согласно пророку, от выхода указа о строительстве Иерусалима (то есть от Неемии, сына Ахела, главного виночерпия Артаксеркса, который, попросив и получив разрешение, возвращается, чтобы отстроить Иерусалим), обнаружит, что 70 седмин, то есть 490 лет, миновали в то время, когда ветшает отпадение, заканчивается грех , запечатывается видение и предсказывается и помазывается Святое святых – то есть при пришествии Христа и прочих событиях. 46. Перс Кир, покончив с властью мидян и ассирийцев и овладев всей Азией, процарствовал 31 год 257 . 2. На первый год его завершается семидесятилетний срок выселения. А в следующем году он позволяет тем евреям, кто способен, вернувшись в Иерусалим, поселиться там и приказал восстановить Храм. Возвращением руководил Иисус, сын Иоседека, великий священник, и Зоровавель, сын Салафиила. И пророчествовали Аггей и Захария, сын Аддо. 3. Люди Иисуса, заложив фундамент Храма, целых 42 года не могли из-за помех завершить постройку, пока Дарий, сын Гистаспа, на второй год своего царствования, устранив препятствовавших, не приказывает окончательно завершить Храм, и он заканчивается за четыре следующих года, так что всего он был завершен за 46 лет. Доказательство этого сюжета очевидно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Камбис, он же Артаксеркс (тот же самый, который у Ездры назван Арфасасфа) 258 , наследовав своему отцу Киру, процарствовал 8 лет 259 . 5. Сфендатий 260 и Кимердий, братья-маги, родом мидяне, напав, царствуют 7 месяцев 261 . 6. Дарий, потомок Кира и сын Гистаспа, напав и схватив магов, царствовал до завершения Иерусалима 6 лет и затем еще 30, так что всего процарствовал 36 лет 262 . В это время скончался философ Пифагор и прославился врач Гиппократ. 7. Ксеркс, сын Дария, процарствовал 20 лет 263 . 8. Артабан процарствовал 7 месяцев 264 . 9. Артаксеркс, сын Ксеркса, Долгорукий (он также назван у Ездры Арфасасфа) процарствовал 41 год 265 . При нем случилась история Эсфири, Мардохея и Аммана. В то время пророчествовал и Ездра. С позволения Артаксеркса священник Ездра, вернув остальных в Иерусалим, научил всех закону. И Неемия, главный виночерпий Артаксеркса, муж из первосвященнического рода, попросив царя и получив разрешение, поднимается в Иудею и Иерусалим. Обносит он его стеной, вооружив строителей из-за нападений. Вместе с Ездрой он научил народ закону Моисееву, удалив из них всякое языческое воспитание. И был построен широкий и обнесенный стенами город. 10. Откуда начинают отсчитываться 70 седмин Даниила. С двадцатого года царствования Артаксеркса – вот откуда, говорят, следует считать 70 седмин из видения Даниила, до пришествия Господа и последующих событий 266 . Очевидно, что семьдесят седмин составляют 490 лет. В эти времена жил Сократ 267 . 11. Ксеркс, сын Артаксеркса, унаследовав власть, царствует два месяца 268 . 12. Согдиан царствует 7 месяцев 269 . 13. Дарий, сын Ксеркса, по прозвищу Номий, убив Согдиана, процарствовал над персами 19 лет 270 . 14. Артаксеркс, сын Дария и Парисатиды, наследовав отцу, процарствовал 42 года 271 . В это время прославились философы Платон и Аристотель 272 . 15. Артаксеркс по прозвищу Ox процарствовал 22 года 273 . 16. Нарсес, наследовав ему, процарствовал 4 года 274 . 17. Дарий, сын Арсама, процарствовал после Нарсеса шесть дет 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

398 Филипп был первым императором, открыто симпатизировавшим христианству и даже, согласно Житию св. Вавилы, сам был христианином. Однако говорить о его ревности к вере едва ли возможно. 407 Сторонники Новата (Навата) отказывались вступать в общение с христианами, которые приносили языческие жертвы во время Декиева гонения, даже после их покаяния. 408 Вибий Требониан Галл и его сын Вибий Афиний Галл Вельдумиан Волузиан были императорами с июня 251 по август 253 г. 414 Окруженный вместе со всей римской армией под Эдессой осенью 259 г., Валериан был вынужден сдаться и умер в персидском плену после 260 г. 415 Галлиен погиб весной 268 г. во время мятежа начальника конницы Ауреола. С доб.: «При нем Евсевий Памфилов , епископ Кесарии Палестинской, составляет «Церковную историю " ». – В действительности Евсевий только родился при Галлиене. 416 Аврелий Валерий Клавдий, известный под эпитетом Готский, правил около 2 лет – с осени 268 до августа 270 г. 419 С доб.: «При этом Клавдии учил ереси Павел Самосатский, епископ Антиохии, назвавший Христа простым человеком». 423 Текст абзаца в списке С : «Аврелиан процарствовал 6 лет. При нем претерпел мученичество святой Лукиан; и стал известен проклятый Мани, от которого манихеи. И он был погублен воинами». Издатель считает его «textum genuinum praebente sed ordine mutato», но для этого нет никаких оснований. 426 Анний Флориан, родственник Тацита, стал его преемником, но уже в августе 276 г. был убит, и императором стал Аврелий Проб, правивший 6 лет (276–282). 428 Император Кар правил с сентября 282 по июль 283 г., его сыновья и       соправители Нумериан и Карин были убиты – один в 284 г. по приказу префекта Апра, а второй – в 285 г. одним из офицеров. 436 Максимиан, на некоторое время вернувшийся к власти (307–308), в 310 г. повесился в Массилии после неудачного заговора против Константина. 437 Галерий, ставший вместе с Констанцием августом в 305 г., умер в мае 311 г. от тяжелой болезни. Его преемником стал Лициний, с 308 г. бывший августом-соправителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) Неизвестный толкователь ( ννυμος ρμηνευτς). «Он сам свидетельствует, что он не Аристин и что он – позднейший Аристина, потому что в 75-ом, Апостольском правиле говорит о сокращении Аристина: τν παρντα συνοσας καννα, ο καλς τοτον νησεν, и в 19-м Анк. о том же Аристине: γον συνοσας τν παρντα καννα, τν μεν ν πλτε κεμενον φορισμν τν δγαμων τ ϑετοντ τν παρϑεναν παρδραμεν. Удивляюсь поэтому, каким образом Досифей и другие принимают его за Аристина; некоторые же говорят, что это был Симеон, учитель и логофет. Итак, и этот неизвестный составил толкования на правила до 84-го Василия Великого , более краткие по большей части, чем толкования Зонары и Вальсамона, иногда, впрочем, и обширнее, но всегда обширнее Аристиновых. Очевидно, издатели Пидалиона введены были в заблуждение относительно автора схолий пандектами Беверегия, где имя Аристина стоит не перед схолиями, а перед «сокращением». Но Беверегий в предисловии к своим пандектам показывает «яснее солнца полуденного», что Аристин не есть автор сокращения. Вот его слова: «после толкований Вальсамона и Зонары, в этой книге представляются сокращенные правила и схолии на них Ал. Аристина. Что касается «сокращения», то хотя оно издано в библиотеке древнего канонического права под именем Аристинова, но никаким образом нельзя допустить, чтобы автор его был Аристин, ибо в той же библиотеке и то же сокращение с изменением только порядка соборов приписывается Симеону логофету. Но можно ли думать, чтобы два автора, сокращая правила, изложили их в одних и тех же словах (in eadem verba conspirarent), и потому, на каком основании это сокращение приписывается тому и другому (utrivis eorum)? Оно не может быть приписываемо Ал. Аристину уже потому, что Аристин иногда критикует его и автора «сокращения», кто бы он ни был, обличает в неправильном понимании правил, так в толковании на сокращение 75-го Апост. говорит: τν παρντα καν... (тоже, что и выше в Пидалионе), на сокращение 19-го Анк. γον συνοσας τν παρντα καννα τν μεν ν πλτει и проч...

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Ряд лат. памятников, восходящих к греч. оригиналу: Breviarium apostolorum (по мнению Б. де Геффье, ок. 600 г., древнейший список - VIII в.), соч. «О жизни и смерти отцов» Исидора Севильского († 636) сообщают, что Иуда Иаковлев кроме Месопотамии проповедовал в Понте и был похоронен в «Берите Армянском» ( Schermann. 1907. P. 211; Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 78//PL. 83. Col. 155; Виноградов. 2005. С. 145). Во 2-й редакции Жития ап. Андрея, написанного между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом (BHG, N 102), зафиксировано предание об участии ап. Фаддея (не указано, от 12 или от 70) в миссионерских путешествиях ап. Андрея Первозванного . Во время 1-го путешествия при описании событий в Амисе (Понт) Фаддей назван 1-м среди 8 учеников ап. Андрея ( Виноградов А. Ю. Греч. предания о св. ап. Андрее. СПб., 2005. С. 292). В начале 3-го путешествия ап. Фаддей вместе с ап. Андреем отправился из Иерусалима в Эдессу, где остался у Авгаря, а Андрей последовал в Иберию (Там же. С. 311). Ребек Апостольские списки 2-го сир. типа сообщают о том, что ап. Иуда Иаковлев был убит в Ребеке кочевым племенем блеммиев (т. н. Греко-сирийский аноним в ркп. XII-XIV вв.- Schermann. 1907. P. 172; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. Р. 468; Maten. Cod. 871 - Esbroeck. 1994. P. 113). По мнению Р. А. Липсиуса, Ребек - это Рафака на Синае ( Lipsius R. A. Die Apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. Braunschweig, 1883. Bd. 1. S. 29; 1884. Bd. 2/2. S. 160). Р. Бёрнет локализует Ребек в Нубии ( Burnet. 2009. P. 203). В «Хронике» Псевдо-Симеона Логофета (кон. Х в.) говорится, что ап. Иуда-Фаддей-Леввей, сын Иосифа Обручника, был повешен и застрелен из лука блеммиями в г. Ребекка (ν Ρεβκκ τ πλει - Schermann. 1907. P. 178). Береника В поэме Павлина Ноланского, написанной в 405 г., местом мученической кончины ап. Леввея названа Ливия ( Dolbeau. 1994. P. 100). Раньше считали, что привязка Леввея к Ливии вызвана лишь сходным звучанием имени апостола и топонима (The Poems of St. Paulinus of Nola/Transl., annot. P. G. Walsh. N. Y., 1975. P. 378), но после введения в научный оборот соч. «О рождении и кончине пророков и апостолов», где говорится о смерти Фаддея-Леввея в Беренике Ливийской (ныне Бенгази, Ливия) ( Dolbeau. 1994. P. 106; Виноградов. 2005. С. 145-146), Ф. Дольбо сделал вывод, что речь идет о «реальной традиции, быть может ошибочной, но, конечно, древней» ( Dolbeau. 1994. P. 101).

http://pravenc.ru/text/1237747.html

   Автор «Бесед» неоднократно произносит слово «воипостасированный» (ενυποστατος). Само собою разумеется, что этому выражению не следует придавать того смысла, который оно приобрело в последующие времена христологических споров, как это особливо имело место в произведениях Леонтиев, – Византийского и Иерусалимского. У автора «Бесед» «воипостасированный» означает просто-напросто «существующий». Вот примеры: «те, кто утверждают, что зло существует в чем-то (ενυποστατον το κακον), те ничего не знают. В Боге никакого зла не существует» (Θεω γαρ ουδεν εστιν κακον ενυμποστατον). Это же он повторяет и в «Беседе» XVI, 5. В той же «Беседе» (2) он говорит: «душа существует сама по себе» (καθ εαυτην ενυμποστατος). Любопытно, что св. Кирилл утверждает: «ум в нас существует» (ενυμποστατος). Кроме того, св. Кирилл говорит о «воипостасированной» праведности, о «воипостасированной силе Святого Духа» и что Христос есть Слово не «произнесенное» (ου προφορικος), а Слово «воипостасированное».    Тот же автор знает и выражение «безипостасный» (ανυμποστατος), чего не находим в «Беседах», но что находится и в Аскетических опусах Симеона Логофета.    Еще одно сходство лексики «Бесед» с «Поучениями» св. Кирилла можно заметить и в учении об именах Божиих. Так в Послании II преп. Макария, которое, казалось бы, не возбуждает сомнений в аутентичности, сказано: «Бог будучи Един по сущности, стал многоименным по видоизменению (πολυωνυμος γεγονε κατε τροπολαγιαν) ради спасительного домостроительства о людях: иногда он именуется скалой, дверью, иногда же секирою, путем и опять-таки лозою и хлебом». «Огласительное поучение» VI, 7 говорит нам: «Бог многоименный (πολυωνυμος) и всемогущий, не имеющий в существе Своем ничего разнородного». В «Поучении» X, 3, говоря о той же «многоименности» Божией, св. Кирилл приводит примеры: дверь, путь, овца. О той же «многоименности» сказано и в следующем параграфе того же «Поучения».    Само собою разумеется, что защищать безусловную подлинность текста «Омилий», напечатанных в Патрологии Миня, не приходится. Самый состав и содержание, самая форма этих «Бесед» показывает обратное. По объему они неодинаковы: есть очень краткие, как, например XIII, XXII, XXXVI, XXXIX, занимающие меньше полколонны текста. Другие же, наоборот, охватывают помногу страниц. Одни из них являются в форме связанного текста, объединенного единством содержания; другие же составлены по типу «вопросо-ответов».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Основное издание: А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока, т. I. Киев, 1895. Ср. еще Typicon Gregorii Pacuriani, ed. S. Kauchtschischvili. Thbilisiis, 1963. Византийский период: loannis Zonarae Epitomae historiarum, vol. III. Bonnae, 1897. 17Georgius Cedrenus loannis Skylitzes ope, v. I—II. Bonnae, 1838—1839. См. А. П. Каждан. Хроника Симеона Логофета.— ВВ, XV, 1959, стр. 125—143; его же. Из истории византийской хронографии,— ВВ, XIX, 1961, стр. 76—96; XX, 1961, стр. 106—128; XXI, 1962, стр. 95—117; Ν. Ρanagiotakis. Λων Δικονος. Athenai, 1965. Michel Psellos. Chronographie, t. 1—2. Paris, 1926—1928. Michaelis Attaliotae Historia. Bonnae, 1853. См. о нем: Ε. Th. Tsolakis. Aus dem Leben des Michael Attaleiates (seine Heimatstadt, sein Geburts- und Todesjahr).— BZ, 58, 1965. Anne Comnene. Alexiade, t. I—III. Paris, 1937—1945. Русск. дерев. Я. Н. Любарского: Анна Комнина. Алексиада. М., 1965. Ioannis Cinnami Epitome rerum ab loanne et Alexio Comnenis gestarum. Bonnae, 1836. Nicetae Choniatae Historia. Bonnae, 1835. Издано в русском переводе вместе с «Псамафийской хроникой» в кн.: «Две византийские хроники». М., 1959. Подробная библиография в кн.: Gy. Moravcsik. Byzantinoturcica, I, S. 356—390. Ср. еще: Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio, vol. II. London, 1962. Относящийся ко всему X в. сборник писем, изданный Ж. Даррузе (J. Darrouzes. Epistoliers byzantins du X-e siecle. Paris, 1960), довольно бессодержателен. См. о нем: P. Gautier. L " episcopat de Theophylacte Hephaistos, archeveque de Bulgarie.— REB, XXI, 1963, p. 159—178. См. ниже, стр. 463, прим. 26. ] Eustazio di Tessalonica. La espugnazione di Tessalonica. Palermo, 1961. Ср. еще Eustathii Thessalonicensis Opuscula. Francof. a. M., 1832. Частично издано: W. Regel. Fontes rerum byzantinarum, f. 1—2. Petropoli, 1892—1917. C. Will. Acta et scripta quae de controversiis ecclesiae graecae et latinae saec. XI composita extant. Lipsiae — Marpurgi, 1861, p. 150—152.

http://sedmitza.ru/text/444009.html

Как только копье задело икону, потекла в обилии кровь, смешанная с водой Это страшное зрелище привело бесчестных иудеев в оцепенение. Когда распространилась молва о случившемся, христиане вторглись в дом еврея, схватили святое распятие Спасителя, еще сочащееся божественной кровью, поместили его в священном храме и стали воздавать ему величественное служение. Взяв оттуда этот богочеловеческий образ, император, как я уже говорил, отправил его в Византии. 6. С боем захватив Валанею и Верит, [Иоанн] подошел к Триполису Этим городом император не мог овладеть сразу, потому что он расположен на крутом холме и огражден со стороны материка прочными стенами; с другой стороны он омывается морем, имеет пристань и безопасную, укрытую от непогоды гавань. Отступив оттуда, [Иоанн] пошел вдоль берега и стал занимать по пути прибрежные местечки. В это же время, в начале месяца августа, появилась хвостатая звезда - нечто божественное, небывалое и превышающее человеческое разумение. Ничего похожего не видели в наш век, и никогда прежде не случалось, чтобы подобное явление длилось столько дней подряд. Появившись на северо-востоке, комета поднималась в форме гигантского кипариса на огромную высоту, затем постепенно уменьшалась в размерах и склонялась к югу, пылая сальным огнем и распространяя ослепительные, яркие лучи. Люди смотрели на нее, преисполнившись страха и ужаса. Появившись, как я сказал, в начале августа, комета была видна целых восемьдесят дней, восходя в середине ночи и светясь до самого утра. Видя это непостижимое чудо, император спрашивал у изучающих небесные светила, что может означать такое странное явление. Эти люди неправильно истолковали появление кометы, не так, как требовало их искусство, а согласно желаниям государя: они пообещали ему победу над врагами и долгие дни жизни. Ложное предсказание дали логофет и магистр Симеон и проедр Никомидии Стефан мужи наиболее знаменитые из тогдашних мудрецов. Однако появление кометы предвещало не то, что предсказали эти мужи в угоду императору, а пагубные мятежи, вторжения иноплеменников и гражданские войны, бегство [населения из] городов и областей, голод и мор, страшные землетрясения и почти полное уничтожение ромейской державы - все то, что мы узнали по дальнейшему ходу событий.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

Для многих средневековых городов как Востока, так и Запада такой показатель был не меньше 200 жителей на гектар. Херсон охватывал 339 тыс. м2, и, похоже, в периоды благополучия, подобные тем, что были в VIII в. и наступили вновь к концу IX в., он имел от 5 до 7 тыс. населения и около 700–1200 домохозяйств (при площади жилой застройки в 20 га и числе обитателей в каждой усадьбе не менее 6 человек, ниже которого маловероятен уровень обеспечения даже простого воспроизводства) 2082 . Вероятно, уточнение о «знаменитости и многолюдстве» было включено прославленным агиографом в редакцию первоначального текста епифаниева жития в 970-е гг., когда он создавал свой «Менологий», но отражало облик города предыдущих десятилетий. Симеон, родившийся при Льве VI Мудром, и, возможно, занимавший до своего монашества пост императорского протоасикрита при императоре Константине VII Багрянородном, а с 968 г. – магистра и логофета дрома, ведавшего внешними сношениями, организацией дипломатических акций и разведывательной службой, знал об этом не понаслышке 2083 . К слову, Херсон не имел серьезного военного значения для Империи, однако он был исключительно важен именно для логофесии дрома, поскольку через этот город поступала информация о движении в степях Северного Причерноморья, в направлении Дуная, где византийцы привыкли ожидать новые, подчас неожиданные появления кочевых племен (аваров, протоболгар, венгров) 2084 . Ловившие рыбу в устье Днепра были одновременно наблюдателями, разведчиками, доносившими в Херсон о приближении как купеческих речных караванов, так и военных судов русов 2085 . Об их устойчивом присутствии здесь свидетельствуют частые находки херсоно-византийских монет, а также поселения на о. Березань, на долговременность которого указывают следы развитого металлургического производства 2086 . Выгодное стратегическое положение города позволяло его стратигам оставаться бдительным «оком» Империи 2087 . Как некогда Петрона Каматир, они активно занимались сбором самой разнообразной шпионской информации, видя в этом одну из главных задач своей службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010