Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, слово Мое соблюдет ( Ин.14:21, 23 ). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их (то есть исполняет их в своей жизни), тот любит Меня; кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (учение Мое). И у апостола любви – Иоанна читаем: Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем ( 1Ин.5:3 ). Это есть (то есть в том состоит) любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. Наша любовь к ближним должна проявляться как в сочувствии, так и в деятельной помощи им в их духовных и телесных нуждах и немощах. Ап. Иоанн пишет: Не любим словом, ниже языком, но делом и истиною. ( Ин.3:18 ). Станем любить не словом или языком, но делом и истиною 200 . 34 Греческое слово символ имеет два значения: во-первых, «собрание», отсюда символ православной веры есть собрание или краткое изложение всех тех главных истин, в которые должны веровать все православные христиане, во-вторых, «знак», поэтому символ православной веры есть знак веры, указывающий, что исповедающее этот символ лицо принадлежит к православной христианской Церкви. С апостольских времен до IV в. в христианской Церкви существовало несколько символов веры ; одинаковые по содержанию, они разнились по форме и полноте изложения. С IV века был введен повсюду один символ, доныне употребляющийся у православных христиан. 35 Когда на собор собираются пастыри и учители одной или нескольких частных церквей для рассуждения о местных делах известной церкви, то такое собрание получает название поместного собора. 36 Христовы слова да будет он тебе, как язычник и мытарь значат: прекрати с ним христианское братское общение, считай его для себя потерянным, чужим, как евреи считали чуждыми для себя мытарей и язычников. 37 Арий, живший в IV в., был священником Александрийской церкви. Он отвергал Божественное достоинство второго лица Св. Троицы – Сына Божия. Арий утверждал, что Сын Божий не предвечно рождается от Отца, а сотворен во времени, что Он есть только первое и совершеннейшее творение Божие, но не Бог, и если называется Сыном Божиим, то не по существу, а по милости Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На третий день после смерти Господь со славою воскрес из мертвых. Об этом событии так рассказывается в Евангелии. При наступлении третьего дня, ночью, когда воины стерегли гроб, сделалось великое землетрясение. Ангел Господень сошел с неба и, отвалив камень от двери гроба, сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стерегущие гроб, до того были поражены этим видением, что сделались, как мертвые. Придя в себя, они возвратились в город и рассказали первосвященникам о всем случившемся. Первосвященники и старейшины, посоветовавшись между собою, дали им денег и упросили распространить в народе слух, что будто бы ученики украли Иисуса, в то время как они (воины) спали. Между тем ко гробу пришли жены мироносицы, чтобы помазать тело Иисуса. Пораженные тем обстоятельством, что камень был отвален от гроба, они в недоумении остановились пред самым гробом. В это время ангел Господень, обратившись к ним, сказал: «не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». – Итак, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, – пречистая душа Его опять соединилась с телом, только уже прославленным и светоносным, на третий день после Его смерти. О вере в воскресшего Господа и говорится в пятом члене символа веры . Самые слова символа: воскресшаго в третий день по писанием, – взяты составителями символа из слов Свящ. Писания, именно из следующего места послания к коринфянам: предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием: и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием ( 1Кор.15:3–4 ). В этом изречении словом по писанием указывается на то, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том предсказано было в ветхом завете за несколько сот лет до рождества Его; так напр., пророк Исаия предсказывал о страданиях и смерти Иисуса Христа, говоря: Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелихом ( Ис.53:5 ). О воскресении Христовом предсказывал Давид, говоря: яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления ( Пс.15:10 ). Наконец, тридневное воскресение Христово предъизображено было в ветхом завете тридневным пребыванием пророка Ионы в чреве кита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Кроме сребролюбия и любви к миру сему есть еще множество и других врагов нашего спасения. Но против всех их Слово Божие указывает самое действительное оружие, это именно: бодрствование и молитву. Поэтому будем всегда бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение и встретить Господа, по слову Его: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Тогда нас не поколеблют никакие испытания, тогда мы будем готовы к сретению Иисуса Христа, и не будем постыжены на страшном суде Его. Теперь нам остается сказать только о том, что последует после всеобщего страшного суда Христова. «И Царствию Его не будет конца», – так оканчивается седьмой член символа веры . Значит, после всеобщего суда откроется бесконечное славное Царство Иисуса Христа со всеми святыми. Об этом Царстве свидетельствовал уже Архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве Марии о имевшем родиться от Нее Спасителе мира: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Мы уже знаем, что Иисус Христос есть царь всего мира, всех верующих на земле и всех святых на небе. Но царство мира или природы и царство верующих или благодати будут иметь конец, тогда как Царство святых или Царство славы будет бесконечно. Это именно Царство мы и исповедуем в вышеприведенных словах символа веры . «И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца», – так оканчивается учение символа веры о Лице Иисуса Христа. Точно так же Библия оканчивается изречением, в котором Господь Иисус Христос возвещает Свое скорое пришествие на землю, взывая ко всем верующим: «Ей, гряду скоро!» Ответим на это и мы с евангелистом Иоанном: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! " Мы окончили изложение учения символа веры о Лице Иисуса Христа. Все это учение основано на ясном свидетельстве о Себе Самого Иисуса Христа. Блаженны теперь те из нас, которые вместе с апостолами от всего сердца могут сказать: «Господи! Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что ты Христос, Сын Бога живаго!» Блаженны те из нас, которые твердо усвоят эту веру, о которой пред всем миром вещал апостол Павел: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников». Поэтому будем утверждаться в ней до конца, будем от всего сердца говорить о ней: да, это так, это несомненная истина. Тогда никакие искушения не поколеблют нас в вере и благочестии, тогда мы всегда будем взирать «на начальника и совершителя веры Иисуса», который, Сам быв искушен, может и искушаемым помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание Апостольский символ веры    Верую в Бога, Отца, всемогущего, Творца неба и земли.    И в Иисуса Христа, его единственного Сына, нашего Господа, зачатого Святым Духом, рожденного Девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад, на третий день воскресшего из мертвых, взошедшего на небо, сидящего по правую руку Бога, всемогущего Отца; Он и придет оттуда судить живых и мертвых.    Верую в Святого Духа, святую всеобщую церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение плоти и вечную жизнь. Аминь.    Цитируется по изданию. Карл Барт. «Очерк догматики». Издательство «Алетейя». СПб., 2000. Стр. 3. Символ веры священномученика Иринея Лионского...    Церковь хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и всё, что в них,    И во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего всё домостроительство Божия и пришествие и рождение от Девы и страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа Нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы «возглавить всё» (Еф.1.10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да перед Иисусом Христом, Господом Нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, «преклониться всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Ему» (Флп.2.10),    И сотворит Он праведный суд всех: духов злобы и ангелов, согрешивших и отпадших, а также нечестивых, неправедных, беззаконных и богохульных людей Он пошлёт в огонь вечный, напротив праведным и святым соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит вечную славу. Символ веры Тертуллиана    Вот правило или символ нашей веры. Мы исповедуем его всенародно. Мы веруем, что существует единый Бог, Творец мира, извлекший его из ничтожества Словом своим, рожденным прежде всех век.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4160...

72. ДЛЯ ЧЕГО СОЗЫВАЛИСЬ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ? Первый и второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ веры, были созваны: первый — для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария; второй — для утверждения учения о Св. Духе против ложного учения Македония. 73. СКОЛЬКО ПРАВИЛ СОСТАВИЛИ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ? Первый Вселенский Собор составил 20 правил (или канонов), второй Вселенский Собор составил 7 правил. О членах Символа веры. 74. ИЗ СКОЛЬКИХ ЧЛЕНОВ СОСТОИТ СИМВОЛ ВЕРЫ? Чтобы лучше понять Символ веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов (частей) и рассмотреть отдельно каждый член. 75. О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В КАЖДОМ ИЗ ЧЛЕНОВ СИМВОЛА ВЕРЫ? В первом члене говорится о Боге, а именно, — о первой ипостаси Св. Троицы, о Боге Отце и о Боге как о Творце мира. Во втором члене — о второй ипостаси Св. Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. В третьем члене — о воплощении Сына Божия. В четвертом члене — о страдании и смерти Иисуса Христа. В пятом члене — о воскресении Иисуса Христа. В шестом члене — о вознесении Иисуса Христа на небо. В седьмом члене — о втором пришествии Иисуса Христа на землю. В восьмом члене — о третьей ипостаси Св. Троицы, Св. Духе. В девятом члене — о Церкви. В десятом члене — о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства. В одиннадцатом члене — о будущем воскресении мёртвых. В двенадцатом члене — о жизни вечной. О первом члене Символа веры. 7б. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕРОВАТЬ В БОГА? Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода. 77. Из св. Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога. Ап. Павел пишет: “Без веры угодить Богу не возможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр 11:6). Действие веры в христианах апостол изображает в следующей молитве о них к Богу: “Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши” (Еф 3:16-17).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Все необходимые для нашего спасения истины христианской веры, в сжатом и сокращенном виде, заключаются в Символе веры . Слово Символ, но словопроизводству с греческого языка (σμβολον, от σμβλλω – «вместе бросаю», «сливаю»), имеет два значения: оно означает – а) «склад», «собрание» и б) «знак». В первом смысле этим названием указывается на содержание Символа веры , во втором – на то, что Символ веры , какой кто из христиан содержит, служит вернейшим признаком и указанием, к какому кто принадлежит вероисповеданию. Таким образом, « Символ веры есть, в кратких, но точных словах, изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане» (слова Катехизиса); он, следовательно, служит способом или средством, коим Церковь вводит нас в учение о вере, – и есть руководство в нашей вере. Мы еще из самых первых наших уроков знаем, насколько необходимо для нас руководство в деле нашей веры, чтобы быть людьми действительно и истинно религиозными 77 . Теперь к сказанному прежде нам следует прибавить, что руководство это одинаково необходимо по отношению ко всем истинам христианской веры. Нельзя думать, чтобы из христианских догматов одни были главными и существенными, другие частными и несущественными, так чтобы одних из них следовало строго держаться, а другие оставлять на произвол каждого. Божественное откровение не может сообщить чего-либо несущественного; если Богу было угодно открыть ту или другую догматическую истину, то каждая из них не может быть несущественною сама в себе, или необязательною в отношении к принятию или непринятию её человеком. Кода мы будем излагать содержание христианских догматов отдельно, то увидим, что с изменением одного какого-либо христианского догмата потрясается вся вообще система христианского вероучения (разумеем догматы , отличающие западные христианские общества от нашей православной Церкви, каковы: догмат об исхождении Святого Духа, о таинствах и проч.). Истинная вера может быть только одна, т.е. без всяких произвольных прибавлений или изменений, как один Бог, давший её нам. Св. Апостол Павел говорит: один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Отсюда мы тем с большим вниманием должны выполнять заповедь сего Апостола, которую он дал ученику своему Тимофею, и которая относится и к каждому из нас. Держись, – писал Св. Апостол Епископу Ефесскому Тимофею, – образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христа Иисуса ( 2Тим. 1:13 ). К этому, в одной из дальнейших глав послания, прибавляет: ибо будет время, когда здравого ученья принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух, и обратятся к басням ( 2Тим. 4:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Он подвергнул тогда ее страшным мучениям и затем осудил на мучительную смерть. Святую Перпетую бросили на съедение диким зверям, которые с яростью растерзали ее. Так, святая Перпетуя открыто, и словом, и самым делом показала свою православную христианскую веру, так что ни прельщения, ни угрозы, ни самая смерть не могли побудить ее к отречению от нее. А подобным образом показывать христианскую веру и значит исповедовать ее. Своим исповеданием святая Перпетуя спасла свою душу и наследовала жизнь вечную. Так и каждый христианин, если только словами и делами своими будет выражать веру свою, непременно спасет душу свою и наследует жизнь вечную, ибо, по словам апостола Павла: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедают ко спасению». И наоборот, если бы какой-либо христианин не захотел выражать своей веры словами и делами, то этим показал бы, что он не имеет истинной веры в сердце своем и подвергся бы вечной гибели, как неверующий и богоотступник. Что называется верою? Каковы те истины, вера в которые необходима для угождения Богу и спасения души? Почему изложение православной христианской веры называется символом веры ? Почему части символа веры называются членами? Что значит исповедовать православную христианскую веру? Учение о вере 5. Вера в Бога Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Евр.11:6 . Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. 1Кор.8:4 –6. Мы, христиане, веруем в единого Бога, троичного в Лицах, и эту веру исповедуем в символе веры , который, как мы сказали, разделяется на двенадцать частей или членов. Теперь, с помощью Божией, постараемся объяснить каждый член символа веры . Начнем с первого. «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым», – так читается первый член символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Прибавлять к существу веры Богооткровенной или убавлять по произволу человеческому - гибельно. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в конце своей книги " Апокалипсис " прибавляет: ...я свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро (Откр. 22, 18-20)! То, что сказал апостол Иоанн о своей книге, то Православная Церковь может сказать о своем Символе веры, потому что Символ веры, как и книга " Апокалипсис " , есть изречение Духа Святаго и всякое прибавление к Символу веры, как бы ни было оно сделано без всякой нужды и вопреки учению Символа веры, влечет за собою отлучение от Бога и от жизни вечной. Апостол Павел говорит: ...если мы или Ангел с неба будет вам говорить не то, что мы благовествовали, анафема да будет (ср.: Гал. 1, 8). Вот как твердо нужно держаться истины Божией, преданной нам Самим Господом Иисусом Христом, Его апостолами и святыми богоносными отцами Вселенских и Поместных Соборов! Никакой папа и никакой папский чин или католический собор не может, не лишая себя и своих последователей чаяния вечной жизни, изменить Символ веры, основанный всецело на Евангелии и на точных словах Самого Спасителя, а если католики изменили Символ веры в восьмом его члене, прибавив о Духе Святом, что Он и от Сына исходит, то они тем лишают себя и всех католиков согласия с Евангелием и общения со Христом и Духом Святым, о Котором изрекли ложь вопреки ясным словам Евангелия, и папа кощунственно и ложно присвоил себе наименование непогрешимого, как бы для прикрытия всякой вероисповедной лжи. Есть ли хотя один папа во святых, начиная с VIII века? Нет ни одного. Как в учении веры нужно твердо держаться истины по Евангелию даже до йоты, даже до единого слова, так и в жизни нужно держаться закона Божия даже до йоты единой, даже до помысла единого, ибо и един помысл неправедный есть мерзость Господу. Дондеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут (Мф. 5, 18). Вот в чем заключается Православие!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1010...

Прибавлять к существу веры Богооткровенной или убавлять по произволу человеческому – гибельно. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в конце своей книги «Апокалипсис» прибавляет: я свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! ( Откр. 22:18–20 ). То, что сказал апостол Иоанн о своей книге, то Православная Церковь может сказать о своем Символе веры , потому что Символ веры , как и книга «Апокалипсис», есть изречение Духа Святаго и всякое прибавление к Символу веры , как бы ни было оно сделано без всякой нужды и вопреки учению Символа веры, влечет за собою отлучение от Бога и от жизни вечной. Апостол Павел говорит: если мы или Ангел с неба будет вам говорить не то, что мы благовествовали, анафема да будет (ср.: Гал. 1:8 ). Вот как твердо нужно держаться истины Божией, преданной нам Самим Господом Иисусом Христом, Его апостолами и святыми богоносными отцами Вселенских и Поместных Соборов! Никакой папа и никакой папский чин или католический собор не может, не лишая себя и своих последователей чаяния вечной жизни, изменить Символ веры , основанный всецело на Евангелии и на точных словах Самого Спасителя, а если католики изменили Символ веры в восьмом его члене, прибавив о Духе Святом, что Он и от Сына исходит, то они тем лишают себя и всех католиков согласия с Евангелием и общения со Христом и Духом Святым, о Котором изрекли ложь вопреки ясным словам Евангелия, и папа кощунственно и ложно присвоил себе наименование непогрешимого, как бы для прикрытия всякой вероисповедной лжи. Есть ли хотя один папа во святых, начиная с VIII века? Нет ни одного. Как в учении веры нужно твердо держаться истины по Евангелию даже до йоты, даже до единого слова, так и в жизни нужно держаться закона Божия даже до йоты единой, даже до помысла единого, ибо и един помысл неправедный есть мерзость Господу. Дондеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, Дóндеже вся будут ( Мф. 5:18 ). Вот в чем заключается Православие!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

13. Чаша и блюдо. Обычные чаша и блюдо означают греховность человеческую, причем " чаша " символически представляет человека чистого, а " блюдо " - греховного. Важнее вымыть чашу и блюдо изнутри, чем снаружи. Точно так же гораздо важнее держать в чистоте душу, чем тело. Евангелие гласит: Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф.23:26). 14. Побеленные и окрашенные гробы - символ лицемерия людского. Напрасный труд украшать гробы снаружи, если они внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф.23:27). " Кости мертвецов " - это символ окаменевшего сердца и заблуждающегося разума человеческого, не поддающегося влиянию Духа Святого. " Нечистоты " олицетворяют дурные пороки и страсти. Все свои пороки лицемерные люди скрывают за притворной набожностью и добродетельностью, как красивый гроб скрывает в себе мертвеца. 15. Сума и сокровища - символ ризницы небесных сокровищ, как сказано в Евангелии: приготовляйте себе сумы не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах... ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.13:33). 16. Горящий светильник и чресла препоясанные есть символ разума, просветленного верой в Христа, и страстей плотских, обузданных воздержанием. 17. Дом - это символ небесной обители: в доме Отца Моего обителей много (Ин.14:2). Дом как здание храма обозначает тело человеческое: Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1Кор.6:19). 18. Посох, жезл - это знак власти и старшинства. Кроме того, это и трость Ангела Хранителя, удерживающего человека с правой стороны, чтобы тот не пал в грязь греха. 19. Меч и семя есть символы слова Божьего, причем " семя " означает произнесенные Господом слова, а " меч " - силу слова Господа, как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (Откр.1:16). И апостол Павел указывает: возьмите меч духовный, который есть Слово Божье (Еф.6:17). 20. Щит означает веру, как сказано в Новом Завете: а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф.6:16). И правда, вера защищает человека в этой жизни сильнее всего остального.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010