С подчинением Москве пришлось бы лишиться всего этого. Высшая западнорусская иерархия из шляхтичей и у Москвы просила всегда только милостыни, а не подданства 1013 ; она умела только за подарки выказывать видимое расположение к русскому царю и молиться за весь царский дом, и то не всегда. При этом издавна сложившийся особый, более светский характер высшей западнорусской иерархии, тяготевшей к западу, имел слишком мало общего с самобытной и сравнительно необразованной великорусской иерархией. Все это и многие другие причины не соединяли киевской иерархии с московской, а скорее удаляли их друг от друга. Киевский м. Сильвестр Коссов даже тормозил ход политического закрепления Малороссии за Великороссией. Он, видимо, старался держаться в стороне и ни разу не отозвался на дело Хмельницкого, тогда как мог содействовать ему. Личная свобода и желание сохранить веками нажитой строй высшей западнорусской иерархии закрывали перед ним интересы православия. Черниговский епископ Зосима Прокопович, особенно киево-печерский архимандрит Иосиф Тризна, независимо управлявший монастырем и владевший огромными имениями, деятельно сочувствовали митрополиту; прочие иерархи молчали. Серьезное дело, кажется, мало интересовало владык, остававшихся под властью Польши. М. Сильвестр лицемерил, хотя был почтительно вежлив к московским послам, возвратившимся из Переяслава в Киев; он встретил их, растрогал своей речью, отслужил молебен, на котором дьякон «прокликал» многолетие московскому царю. Неискренность его, впрочем, понимали. Бутурлин после молебна вдруг спросил митрополита: «Почему в то время, когда Богдан Хмельницкий и все Запорожское войско много раз били челом великому государю принять их под свою высокую руку, ты никогда о том не бил челом, не писывал и не искал себе милости царской»? Сильвестр отвечал, что он ничего об этом не знал, а теперь «за государево многолетнее здоровье и за государыню царицу и за благоверных царевен он должен Бога молить». Такого уклончиваго ответа оказалось достаточно, и послы жаловали царским жалованьем митрополита, черниговского епископа, печерского архимандрита и соборное духовенство 1014 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Не случайно обрисовался на фоне истории тот факт, что уровень богословского творчества гонимой, утесняемой православной школы стал неизмеримо выше и плодовитее униатского. Инициаторы и вожди унии искали только панского благоденствия, а не подвига науки. Этот подвиг давно уже начался национально настроенными работниками братств и братских школ. Их преподаватели из белого и черного духовенства и из епископов стали — и по профессиональному учительскому долгу, и по полемическому самозащитному вдохновению — творцами часто обширных и наукообразных книг. Вот наиболее крупные имена. Сильвестр Коссов, первый ректор Могилинской Коллегии, скоро извлеченный из своего школьного кабинета на пост Мстиславльского епископа. По смерти самого П. Могилы, Сильвестр стал митрополитом Киевским (1647 - † l657 r.) в волнительные времена перехода Западной Украины под власть Москвы. Его «Дидаскалия, альбо наука о седьми сакраментах» (1637 и 1653 г.) естественно пропитана латинским истолкованием таинств. Практически наиболее известным и живучим его сочинением оказался пересказ на южно-русское, сильно полонизованное наречие Киево-Печерского Патерика: «Патерикон альбо животы свентых ойцув печарских». (Киев, 1635 г.). Сильвестр К. высоко ценил и выдвигал своего младшего коллегу по преподаванию в киевской школе, Иннокентия Гизеля. Иннокентий родился в семье пруссаков-протестантов, живших в южной России. Он с детства потянулся к православию, убежал в Киев и там стал монахом. П. Могила оценил его способности, послал его на некоторое время в заграничные школы и затем назначил учителем и проповедником в Коллегии. С 1648 г. Иннокентий Г. стал игуменом Киево-Братского монастыря и ректором Коллегии. Вскоре он был сделан архимандритом К.-Печ. Лавры и оставался им до своей смерти в 1683 г. Иннокентий с полным убеждением принял государственный протекторат Москвы над православной Южной Русью, ездил лично в Москву в делегации Хмельницкого и произвел на царя Алексея Михайловича наилучшее впечатление. Но, ища у Москвы защиты южно-русского православия, он откровенно заявлял и в Москве, что прилагать московскую централизаторскую систему власти и управления к киевской церкви, лишать ее привычных бытовых свобод самоуправления не следует, а лучше оставить под формальным возглавлением КП патриархата, который не трогал сложившегося здесь духа и порядка самоуправления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В Малороссии в церковном отношении не было полной договоренности. Насколько киевляне миряне признавали Никона своим патриархом, настолько духовенство этого не обнаруживало. Оно считало себя обиженным тем, что царь ничего не дал им в замен тех имений, которые остались в пределах Польши. Большую осторожность проявлял патриарх Никон . Это явствует из граматы его митр. Сильвестру от 10 мая 1656 г. Митр. Макарий пишет, что, преподавая ему благословение, «он требовал от него должной любви к себе, но в тоже время как бы стеснялся прямо назвать себя его пастырем. И есть данные, которые свидетельствуют, что Никон действительно не управлял киевскою митрополиею, как ея верховный пастырь, не вступался в ея церковные дела». В 1655 г. Феодосия Сафоновича, избранного игуменом братией киево-братского мон. благословил митр. Сильвестр и утвердил гетман Хмельницкий. Новый черниговский епископ Лазарь Баранович, избранный «мирным и благоизволенным духовного и светского чина советом», поставлен в 1657 г. в Яссах сочавским митрополитом Гедеоном, имевшим «истинное свидетельство» от митр. Сильвестра, гетмана Хмельницкого и генерального писаря Выговского. Митр. Сильвестр в это время был болен и вскоре скончался. Этим и объясняется хиротония в Яссах. «Можно думать», пишет митр. Макарий, «что дело устроилось не без ведома самого Никона ... А что Никон не считал себя в праве вступаться в дела киевской митрополии, как принадлежащей цареградскому патриарху, об этом он сам впоследствии писал цареградскому патриарху Дионисию». 13 апр. 1657 г. скончался митрополит Сильвестр Коссов. Митр. Макарий так определяет его деятельность: «В трудных обстоятельствах пришлось действовать митрополиту Сильвестру Коссову, когда совершалось и совершилось присоединение Малороссии к московской державе. Одна часть его митрополии, находившаяся в Малороссии, переходила и перешла под власть Москвы; другая, большая часть оставалась в пределах Польши. Нужно было ему покоряться и угождать московскому правительству, но так, чтобы не раздражить против себя и против своих единоверцев в Литве и Польше польского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Не смотря на видимое укрепление православия в Могилевском крае, где заботами того же Богоявленского братства устроился такой видный центр православия, как Кутеинский Богоявленский монастырь, 47 православные все-таки принуждены были вести энергичную борьбу с униатами, особенно с настоятелями Спасского монастыря, остававшегося в руках униатов до 1650 года. 48 Весьма важным обстоятельством для православных было то, что в Могилеве находился православный епископ; после смерти первого, по восстановлении иерархии, епископа Иосифа Бобриковича, в этот сан был избран Сильвестр Коссов, шляхтич родом – из землевладельцев Витебской губернии и уезда, бывший профессором в Киево-братском училище, и выдававшийся между современниками своим образованием. Он посвятил все свои заботы на введение церковных порядков в своей епархии, лично совершал по ней объезды, созывал к себе духовенство на совещания и прославился сочинением своего наставления о догматах веры. 49 Хотя из-за власти и происходили между Могилевским братством и епископом Сильвестром некоторые недоразумения, но они скоро сглаживались и Сильвестр большею частью проживал в братском монастыре. Братство и епископ взаимно опирались друг на друга, причем братство оказывало епископу Сильвестру особенно существенную поддержку при нападениях на него униатов, во главе с их митрополитом Селявой. Сильвестр, сделавшись впоследствии Киевским митрополитом, сохранил дружественное и благосклонное отношение к братству. 50 Минское, Оршанское братства и новоучрежденное братство в г. Пинске. В г. Минске православные тоже не ослабевали, и тамошнее братство стояло во главе просветительной и оборонительной деятельности, выдерживая борьбу с папистами, униатами и даже евреями, осмелившимися в 1629 и 1649 гг., большою шайкой, делать открытые нападения на монастырь. 51 Оно зорко следило за тогдашними событиями и было настолько влиятельным, что митрополит Могила, вступив с ним в переписку, обращался к нему в решительные минуты за материальной помощью; именно Могила просил братство делать складчины для поддержания интересов православной церкви, которые митрополит принужден был лично отстаивать на сеймах в Варшаве. 52

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 12–14(25–27)10.1990 упразднено наименование «Украинский экзархат» и дарованы права широкой автономии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Предстоятель с титулом «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины» избирается Собором украинского епископата. Именовалась: в 1415– 1419 гг. – Митрополия Киевская и Литовская; с 1458 г. – Митрополия Киевская и всея России; в 1481 (1474) – 1620 гг. – Киевская, Галицкая и всея России 1897 ; в 1620–1667 (?) гг. – Киевская, Галицкая и всея Малыя России; 02 .04.1767–1918 гг. – Киевская и Галицкая (епархия – митрополия); с 1918 г. – Киевская и Галицкая, Украинский Экзархат Московской Патриархата; с 12–14(25–27)10.1990 – Киевская и всея Украины. Викарные кафедры: Переяслав-Хмельницкая, Викариатство Киевской епархии, Уманская, Каневская, Черкасская, Белоцерковская, Богуславская, Звенигородская, Свирская, Таращанская, Вышгородская, Васильковская, Бориспольская. В Новогрудке 1316 В Киеве (1352 14.07.1354 В Новогрудке 1356 Роман, кн. Тверской Герман (1371) 11.06.1376 В Киеве 11.06.1375 Св. Киприан Сербианин Цамблак 03.1390 Св. Киприан Сербианин Цамблак, паки В Новогрудке 15.11.1415 14.10.1419 В Смоленске 1433 26.07.1435 07.1442 28.10.1452 В Вильно 21.07.1458 15.09.1475 07.06.1494 Иона Глезна 01.05.1497 30.05.1498 10.05.1500 10.05.1500 Иосиф II Болгаринович 03.1509 03.1509 Иосиф III Солтан Иосиф IV Русин 01.03.1534 09.04.1535 В Киеве (с 1538 г.) 09.04.1535 Сильвестр Белькевич 09.1576 23.09.1577 27.02.1583 27.02.1583 Онисифор Петрович-Девочка или Девочий, Девоча 27.07.1588 09.10.1596 10.07.1607 01.1608 В Киеве 09.10.1620 02.03.1631 20.07.1631 28.04.1633 31.12.1646. 25.02.1647 18.01.1649 18.01.1649 13.04.1657 Сильвестр II Коссов 12.1657 12.1657 28.02.1658 28.02.1658 10.05.1663 10.1659 05.05.1661 (05.05.1661 16.11.1663 04.03.1664 26.07.1675 Иосиф V Нелюбович-Тукальский 11.1685 08.11.1685 05.04.1690 31.08.1690 22.08.1707 15.08.1708 01.07.1718 01.07.1718 14.05.1722

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киево-печерские насельники продолжали свою просветительную деятельность. Одним из них был иеромонах Памва (Берында), составивший и напечатавший (1627 г.) большой словарь церковнославянского языка под названием «Лексикон славено-росский и имен толкование». Над составлением «Лексикона» иеромонах Памва (Берында) трудился более 30 лет. Еще в 1620 г. Патриарх Иерусалимский Феофан почтил иеромонаха Памву (Берынду) за его труды и иноческие добродетели званием протосинкелла . Иеромонах Памва хорошо знал сирский, халдейский, еврейский и греческий языки. Другой киево-печерский монах, Афанасий (Кальнофойский), в 1638 г. издал в Киеве на польском языке «Тератургиму...», или описание чудес, совершившихся в Киево-Печерской Лавре. «Тератургима» перед печатанием была рассмотрена и исправлена в Киево-Могилянской коллегии. В 1635 г. на защиту киевских святынь выступил епископ Мстиславский Сильвестр (Коссов) , ставший впоследствии митрополитом Киевским (1647—1657). В первый же год по вступлении в управление православной Белорусской епархией епископ Сильвестр Мстиславский издал два сочинения на польском языке; одно в защиту киевских школ от нападок униатов, добивавшихся их закрытия («Сказание, или Справа о школах киевских и винницких» (Киев, 1635), и другое — о нетлении святых мощей печерских подвижников («Патерик, или Житие святых отцов печеских» (Киев, 1635). Это сочинение было снабжено примечаниями, взятыми из трудов польских и других историков, с прибавлением истории Крещения Руси и хронологии митрополитов Киевских. «Патерик», изданный сначала на польском языке, через 26 лет, в 1661 г., уже после смерти епископа Сильвестра, был издан и на русском языке. В Киеве подвизался Исайя (Трофимович-Козловский; 1651), иеромонах из Виленского братства, учитель Львовской школы, ставший затем первым ректором Киевской коллегии (1632—1638). Он был самым деятельным сотрудником митрополита Петра (Могилы) и исполнял все важные его поручения. Он принял участие в составлении «Православного исповедания веры» митрополита Петра (Могилы). В 1640 г. он читал это сочинение на Соборе в Киеве. Тогда же соборные отцы присвоили ему звание доктора богословия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

Иосиф (Русин) митрополит, бывший архиеп. Полоцкий и Витебский, возведен † в начале 1534 (1535) Макарий (Москвитянин) митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, бывший еп. Луцкий и Острожский с 9.04.1535 (с 1.03.1534) Сильвестр (Белькевич) митрополит, поставлен с 30.09.1556 Иона (Протасевич-Островский) митрополит, бывший еп. Туровский и Пинский, утвержден с 25.06.1568 по 1576 отказался от кафедры, †1577 Илия (Куча) митрополит, управлял с апреля 1577 Онисифор (Петрович-Девочка) митрополит, рукоположен (наречен в 1579) с 27.02. до июля 1589 сведен с кафедры 1583 † после 1592 Михаил (Рагоза) митрополит, рукоположен 27.07.1588 † сентябрь 1599 Ипатий (Потей) митрополит (униат), бывший еп. Владимиро-Волынский и Берестейский, назначен с 26.09.1599 †8.07.1613 Киевская, Галицкая и всея Малыя России Иов (Борецкий) митрополит, экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 9.10.1620 †2.03.1631 Исаия (Копинский-Борисович) митрополит, бывший архиеп. Смоленский, избран на кафедру с 18.11.1631 по 1632 сведен с кафедры †30.10.1640 (1634) Петр (Могила) митрополит, экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 28.04.1633 †1.01.1647 Сильвестр (Коссов), митрополит экзарх Константинопольского трона, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский избран 25.02.1647 утвержден 18.01.1649 †13.04.1657 Лазарь (Баранович) епископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии с апреля 1657 по декабрь 1657 еп. Черниговский и Новгород-Северский Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит, экзарх Константинопольского трона, бывший еп. Луцкий и Острожский с 28.02.1658 †10.05.1663 Лазарь (Баранович), епископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (повторно) с октября 1659 по май 1661 еп. Черниговский и Новгород-Северский Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 5.05.1661 по 1662 предан анафеме, устранен от управления, вернулся в 1664 Дионисий (Балабан-Тукзльский), митрополит, экзарх Константинопольского трона (повторно)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Симеон, митрополит бывший архиепископ Полоцкий и Витебский упоминается в 1481 1487 или 1488 Иона (Глезна), митрополит бывший архиепископ Полоцкий и Витебский избран и возведён в сан октябрь 1494 Макарий, митрополит, сщмч. поставлен 01.05.1497 (убит татарами) Иосиф (Болгаринович), митрополит бывший епископ Смоленский, поставлен с 10.05.1500 (избран 30.05.1498) Иона, митрополит упоминается с 1503 по 1507 09.07.1507 Киевская, Галицкая и всея Руси (России) С сентября 1509 года Имена Сведения Иосиф (Солтан), митрополит бывший епископ Смоленский, поставлен Иосиф (Русин), митрополит бывший архиепископ Полоцкий и Витебский, возведён в начале 1534 (1535) Макарий (Москвитянин), митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси бывший епископ Луцкий и Острожский 9.04.1535 (с 01.03.1534) Сильвестр (Белькевич), митрополит поставлен с 30.09.1556 Иона (Протасевич-Островский), митрополит бывший епископ Туровский и Пинский, утверждён с 25.06.1568 по 1576 отказался от кафедры; 1577 Илия (Куча), митрополит управлял с апреля 1577 Онисифор (Петрович-Девочка), митрополит рукоположен, (наречён в 1579) с 27.02.1583 до июля 1589 сведён с кафедры; после 1592 Михаил (Рагоза), митрополит рукоположен 27.07.1588 сентябрь 1599 Ипатий (Потей), митрополит (униатский) бывший епископ Владимиро-Волынский и Берестейский, назначен с 26.09.1599 8.07.1613 Киевская, Галицкая и всея Малыя России Имена Сведения Иов (Борецкий), митрополит экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 09.10.1620 02.03.1631 Исайя (Копинский-Борисович), митрополит бывший архиепископ Смоленский, избран на кафедру с 18.11.1631 по 1632 сведён с кафедры; 30.10.1640 (1634) Пётр (Могила), митрополит экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 28.04.1633 11.01.1647 Сильвестр (Коссов), митрополит экзарх Константинопольского трона бывший епископ Мстиславский, Оршанский и Могилёвский избран 25.02.1647 утвержден 18.01.1649 13.04.1657 Лазарь (Баранович), епископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии с апреля 1657 по декабрь 1657 епископ Черниговский и Новгород-Северский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIII. Епархия Могилевская Могилевская епархия учреждена в 1632 г. Девятая в второклассных. I. Епископы Могилевские, Мстиславские и Оршанские 1. Иосиф Бобрикович , игум. Свято-Духовский Виленский, избран 1632, утверждён 14 мар. 1633; † 9 апр. 1635. 2. Сильвестр Коссов хирот. 1635 из префектов Киевской акад.; в 1647 перев. в Киев митрополитом. 3. Игнатий Оксенович-Старушич хирот. 12 июля 1650, из игум. Киево-Выдубицкого монастыря; вскоре †. 4. Иосиф Кононович-Горбацкий хирот. в 1650 из игум. Златоверхомихайловского монастыря; † в 1651. 5. Мефодий Филимонович хирот. 4 мар. (sic) 1661 [блюститель митрополии Киевской; жил в Киево-Софийском мнтре 1665–67;] взят в Москву, за измену, в 1666, и был там в 1667 и 69; 1675 – в Новоспасском; еписк. Нежинский 1681. 6. Иосиф Нелюбович-Тукальский утверждён 3 авг. 1661 из архим. Лещинского монастыря; с 1664 митрополит Киевский. 7. Феодосий Василевич хирот. 1669, утверждён 20 апр. 1672 из архим. Слуцких; † 11 мар. 1677. 8. Серафион (Серапион) Полховский утверждён 30 сент. 1697 из архим. Слуцких; † в февр. 1704. 9. Сильвестр, кн. Четвортенский , в 1707–28; † 18 февр. (sic). 10. Арсений Берло , из архим. Киево-Межигорских, избран 8 июля 1729, утверждён 30 янв. 1730; 28 янв. 1738 перев. в викарии Киевские. 11. Иосиф Волчанский утверждён 30 дек. 1735 из архим. Киево-Николаевского монастыря; 1 сент. 1742 перев. в Москву архиепископом. 12. Иероним Волчанский хирот. 2 окт. 1744, из игум. Виленского Свято-Духова монастыря; † 14 окт. 1754. 13. Георгий Конисский хирот. 20 авг. 1755 из архим. Киево-Братского монастыря; с 14 дек. 1772 «Могилевский, Мстиславский и Оршанский»; 22 сент. 1783 пожалован в архиепископа; † 13 февр. 1795. II. Епископы Могилевские и Полоцкие 14. Афанасий Вольховский 5 мар. 1795 перев. из викариев Новгородских; 27 авг. 1797 уволен на покой; † 1 янв. 1801, в Мгарском мнтре. 15. Иларион Кондратковский 1 сент. 1797 перев. с Новгород-Северской епарх., а 24 окт. уволен на покой; † 12 янв. 1799 в Новгород-Северском мнтре. III. Архиепископы Могилевские и Витебские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православный народ, в частности иерархи, всюду чувствовали себя не так свободно, как мечтали, выслушивая сладкие речи королевича. Особенно их стали теснить в Мстиславской епархии. Как известно, еще в половине марта 1635 г. православным не позволено иметь свои церкви в Витебске, Полоцке и Новгородке. На этом униаты не остановились. Через три недели 9 апр. в Вильне скончался мстиславский епископ Иосиф Бобрикович 990 . На место его в том же году назначен и посвящен Сильвестр Коссов, префект Киевской Академии. При нем положение православия в Белоруссии изменилось, но к худшему. Сам епископ не был избавлен от насилий или, как выразился игумен Орест, «он во время епископствования своего в Могилеве был в великом озлоблении от униатов и от него отняты церкви православного исповедания, состоящие в Могилевском округе» 991 . 1 мая 1636 года Владислав, поверив жалобе униата Антония Селявы архиепископа полоцкого и мстиславского, строго-настрого запретил Сильвестру Коссову не только распоряжаться, даже въезжать в Полоцк и Витебск 992 . Православные все-таки не переводились в Витебске. Они, за неимением храмов, строили на русском посаде шалаши, в них совершали богослужение, за что, конечно, богомольцев тянули в королевский суд. Так было в 1639 г. В 1642 г. игумен полоцкого богоявленского монастыря с братией жаловался на обиды и угрозы архиепископа Селявы, получившего униатскуо митрополию. В следующем году запрещено жителям Полоцка строить православную церковь (вне монастыря), совершать в ней богослужение и отпадать от унии. Достаточно этих случаев, чтобы понять, что обещания Владислава о свободе веры были простым звуком и надежды белорусских неуниатов рассеивались под давлением католического иезуитизма, усвоенного и униатами. Но были и отрадные факты возвращения из унии, напр., в 1636 г. в Могилев приехали радомские священники Тимофей Борзилевич и Никифор Свита; оба, оставив унию, признали Сильвестра Коссова своим законным пастырем. 8 марта Сильвестр писал о них городскому мстиславскому писарю Сурину и просил взять их под защиту и покровительство 993 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010