Вставали с постели и пили чай, когда кто хотел. Общих и обязательных молитв утренних начальство не требовало, предоставляя это совести и воле каждого. Немногие ходили в Троицкий собор, молились там перед мощами преп. Сергия и прикладывались к ним. Лекции шли с 9-ти до 2-х часов, – пять лекций, официально по часу каждая, а на деле по 30–35 минут, – и только старшие профессора, привыкшие к дореформенным двухчасовым лекциям, ходили и на 40–50 минут (Амфитеатров, П. С. Казанский , В. Д. Кудрявцев, Д. Ф. Голубинский ). На нашем богословском, и особенно на церковно-практическом отделениях было много пустых часов, которыми пользовались в первые два года для изучения новых иностранных языков, а в третий – для кандидатского сочинения. Незнание хотя бы одного из новых языков, особенно немецкого, было крайне редким исключением. Многие знали два, некоторые и три языка. К лекционному времени приурочивались и диспуты. К данным уже мной сообщениям о диспутах II. С. Казанского, С. К. Смирнова и Н. И. Субботина могу присоединить еще М. И. Соболева, защищавшего тезисы из магистерской диссертации на тему: «Действительность воскресения Господа нашего Иисуса Христа», в 1875-м году. Возражал Михаил очень занятно, но самих возражений не помню, как не помню и других оппонентов. При мне же был магистерский диспут Н. Ф. Каптерева в 1874-м году, но я или отсутствовал, или ничего не помню. К сказанному о докторском диспуте С. К. Смирнова, тогдашнего инспектора нашего, в дань исторической методе сплетничества и анекдота, могу сообщить пущенный после диспута рассказ о том, что при запросе Лаврова о кабинетной работе докторанта, сокрытой автором от читателя диссертации, остряк – доктор Страхов будто бы сказал сидевшим около него профессорам и студентам, указывая на занятую семью главным образом дочерьми докторанта целую заднюю скамью или ряд стульев: «Вот его кабинетная работа». Анекдот пошлый, даже неприличный, во всяком случае неверно освещающий учено-профессорскую личность докторанта. Своими многочисленными и учеными капитальными работами по истории русской церкви С.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

—68— 10) Покровского Александра, свящ. Струминского Мартина, Гиацинтова Василия, Кочетова Сергея, Пикалова Константина, 15) свящ. Лаврова Тихона, Малышева Николая, Пария Андрея, Садковского Сергея , Сидоровского Николая, 20) Семеновского Николая, Сомова Николая, Мурашева Алексея, свящ. Новикова Константина, Корнеевича Иустина, 25) Владиславлева Владимира, Венустова Александра, свящ. Невского Петра, Лебедева Александра , свящ. Миловского Николая, 30) свящ. Колесниченко Иоанна, Толгского Николая, свящ. Кудржинского Антония, Богоявленского Гавриила, диакона Смородина Валентина, 35) иеромонаха Николая (Могилевского) , свящ. Орлова Сергия, Труфанова Максимилиана, Павловского Ивана, Гиляревского Андрея, 40) Соколова Виктора. – 2) Студентам: свящ. Борисову Василию, Вавресюку Ивану, Давидовичу Владимиру, Дубчуку Владимиру, Житникову Сергею, Каширенинову Владимиру, Куприянову Николаю, Мелиоранскому Ивану, Плешанову Павлу, Семенову Михаилу, Скворцову Владимиру, Смирнову Ивану, Соколову Николаю, свящ. Степанову Александру, Филипповскому Борису и Шуму Андрею – разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1908 года. – 3) Студента Вершинского Николая уволить из Академии по неуспешности. II. а) Доклад секретаря Совета Н.Д. Всехсвятского: «Честь имею представить Совету табель баллов по устным и письменным ответам, полученных за истекший 1907–1908 учебный год студентами II курса Академии». По рассмотрении табели оказалось, что из 59 студентов II курса – а) не держали устных испытаний: Архангельский Владимир (по русскому языку; не представил также проповеди и семестрового сочинения по библейской археологии), Бабаков Александр (по истории философии; не представил также проповеди), Вышеславов Димитрий (по русскому языку; не представил также проповеди и семестрового сочинения по библейской археологии), Доброхотов Алексей (по русскому языку; не представил также проповеди и семестрового сочинения по библейской археологии), Иовлев Александр (по патристике; не представил также проповеди

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и Церковь , статья свящ. Арсеньева «Основная причина современного пессимизма») попытка примирения христианства и эстетизма (Вера и Церковь , 8–10, В. Щукин «Основы христианской эстетической жизни»), очерки моральных воззрений только что умерших русских мыслителей – Вл. С. Соловьева и Н.Я. Грота (в Христианском Чтении, за Ноябрь, статья проф. Бронзова «Памяти В. С. Соловьева . – Несколько слов об его этических воззрениях»; в Вопросах Философии и Психологии, за Январь – Февраль, статья Эйхенвальд «Очерк этических воззрений Н.Я. Грота»), полемика с противоцерковной моралью гр. Л. Толстого (в Страннике, за Октябрь и Ноябрь, статья Борисовского «Догматические основы христианской любви») и противохристианской моралью Ницше (там же, за Октябрь, статья Николина «О смирении» и в Христианском Чтении, за Февраль – Март, статья проф. Бронзова о том же предмете) – вот темы, которым посвящена большая часть статей. Остаётся сравнительно немного таких, которые не имеют специального отношения к современным явлениям и интересам; таковы статьи: Архимандрита Сергия «О нравственности вообще» (Христианское Чтение, Декабрь), Миртова «Нравственный идеал по представлению Климента Александрийского » (там же, Апрель) проф. Бронзова «Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения преподобного Макария Египетского » (там же, Октябрь), Волива «Критический разбор этических воззрений Спенсера» (Вера и Разум, 14 и 15), Лаврова «О свободе воли человека с нравственной точки зрения» (там же, 12–13), Богословского «Учение о совести» – история и литература вопроса (Православный Собеседник, Сентябрь), Егорова «Христианское нравоучение по Мартенсену сравнительно с христианским нравоучением по епископу Феофану» (там же, Февраль), проф. Челпанова «Моральная система утилитаризма изложение и критика» (Мир Божий, Октябрь – Ноябрь) и несколько статей, стоящих на средине между научно-этической и назидательной литературой. – Другой факт, бросающийся в глаза уже в сделанном нами перечне, состоит в том, что в разработке этических вопросов духовной журналистике решительно принадлежит пальма первенства в сравнении со светской: между тем как во всех

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка : Студентам – Илье Громогласову , Владимиру Троицкому, Константину Торопову, Андрею Постникову и Николаю —168— Матвееву, по определению Совета Академии от 18 мая сего года, утверждённому Его Высокопреосвященством, дозволено подать семестровые сочинения после летних каникул. Определили : 1) Студентов II курса: 1. Константина Сильченкова , Сергея Казанского, Василия Ремезова, Священника Евгения Мерцалова, 5. Константина Соколова, Священника Сергия Бельского, Николая Виноградова , Василия Некрасова, Ивана Лаврова, 10. Никандра Тихомирова, Василия Смирнова, Сергея Глаголевского, Николая Мошкова, Николая Остроумова , 15. Николая Слёзкина, Константина Субботина, Ивана Язвицкого, Василия Воздвиженского, Сергея Левитского, 20. Василия Покровского, Николая Орлова , Александра Красовского, Вячеслава Цветкова, Василия Воскресенского, 25. Михаила Магницкого, Петра Суринова, Дмитрия Соколова , Фёдора Фёдорова, Николая Писаревского , 30. Александра Васильева , Михаила Владыкина, Николая Успенского , Константина Демидова, Петра Борисоглебского, 35. Ивана Орловского, Чедомиля Митровича и Ивана Малинина перевести в следующий курс. 2) Студентам: Владимиру Попову, Михаилу Светлаеву и Николаю Христодуло дозволить подачу семестровых сочинений после летних каникул. VII. Внесённые председателями комиссий, производивших испытания студентов I курса, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. При рассмотрении сих списков оказалось, что из 53 студентов 41 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3; у 7 студентов средний балл не менее 3у одного студента, сербского уроженца Стефана Иовичича, имеющего на сочинении по библейской истории балл 2+, средний балл 3:2. Студент Михаил Смирнов не представил семестровых сочинений по библейской истории и словесности, студент Ювеналий Тиховский – по словесности, студент Доброслав Маркович – по философии, студенты Стефан Иовичич и Симон Логадзе не держали испытаний, первый – по латинскому языку, второй – по еврейскому языку; кроме того, Симон Логадзе не представил семестровых сочинений по философии и древней гражданской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Юшков (1888–1952). Заслуживают внимания также источниковедческие труды современного ученого Я. Н. Щапова, посвященные изучению славянских и русских редакций Кормчей, а также княжеским уставам и уставным грамотам Церкви 55 . Среди работ, посвященных частным вопросам каноники, большой интерес представляют монография Н. С. Бердникова «Государственное положение религии в Римско-Византийской империи» (1881), труд Н. А. Заозерского «Церковный суд в первые три века христианства» (1878), церковно-канонические труды профессора Московской духовной академии А. Ф. Лаврова, впоследствии архиепископа Виленского Алексия, профессора П. А. Лашкарева, протоиерея М. Горчакова , Т. В. Барсова , М. Е. Красножена , ученых 20 в. П. В. Гидулянова , священномученика Илии Громогласова , профессора кафедры церковного права Варшавского университета М. В. Зызыкина. Наряду с В. Н. Бенешевичем одним из самых крупных канонистов 20 столетия был С. В. Троицкий , первые работы которого появились в начале века, а последние опубликованы в 60-е годы. Его исследования посвящены вопросам автокефалии, критике папистических тенденций в церковной политике Константинопольского Патриархата, проблеме расколов, брачному праву, истории канонических источников 56 . Серьезным исследованием по устройству Древней Церкви является написанная в 20-е годы и опубликованная в наше время монография архиепископа Лоллия (Юрьевского) «Александрия и Египет» 57 . Большим вкладом в развитие церковного правосознания являются статьи патриарха Сергия; как те, что написаны им в начале столетия, так и помещенные в церковных изданиях в 1930–1940-е годы, а также его переписка с русскими архиереями, относящаяся к 30-м годам. Предметом особого интереса патриарха Сергия были вопросы устройства высшего церковного управления. Ряд статей он посвятил проблемам взаимоотношений Православной Церкви с инославными обществами 58 . Разрабатывая экклезиологическую тему, он опирался на церковные каноны , давая им глубокое богословское толкование. В 1990-е годы опубликован ряд работ по церковному праву, свидетельствующих о начале возрождения в России этой науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

III. а) Прошения: а) иеромонаха Покровского монастыря, Омской епархии, Иессея (Старухина), б) священника села Нового, Владимирской епархии, Сергия Лаврова, в) священника Введенско-Никольской церкви г. Юрьева, Владимирской епархии, Николая Сокольского, г) священника Благовещенского собора г. Мещовска, Калужской епархии, Петра Чернецова, д) духовника Костромской духовной семинарии священника Димитрия Лебедева, е) надзирателя за воспитанниками Веневского духовного училища, студента Тульской духовной семинарии. Петра Знаменского, ж) учителя Алексеевской второклассной школы, Ярославской епархии, студента Ярославской духовной семинарии, Алексея Орлова, з) окончившего курс Вольского реального училища Николая Кузьмина, и) бывшего вольнослушателя Киевского Политехнического Института Императора Александра II Николая Озерянского – о принятии их в число вольных слушателей академических лекций. б) Доклад ординарного профессора Академии по кафедре введения в круг богословских наук С. С. Глаголева: «Согласно постановлению Совета лица, желающие быть —245— вольнослушателями академии и не получившие среднего образования, должны предварительно подвергнуться испытанию по основному богословию в форме беседы, целью которой должно быть выяснение того, достаточно-ли подготовлен желающий быть вольнослушателем к пониманию академических лекций. Честь имею доложить Совету, что в этих целях я имел беседы с желающим быть вольнослушателем академии г. Озерянским Николаем. Предметы беседы мною ему были указаны заранее и было ему предложено прочесть о них рассуждения в указанных книгах. Г. Озерянский отнесся к предложению очень внимательно и в своих рассуждениях обнаружил, по моему мнению, полную подготовленность к слушанию богословских лекций». Справка: 1) Указом Святейшего Синода от 8 апреля 1902 года за 2737 вновь подтверждено было, что «допускаемые, на основании § 115 устава духовных академий, по усмотрению Епархиального Преосвященного, к слушанию академических лекций посторонние лица правом подвергаться переходным испытаниям и подавать сочинения на соискание ученой степени или звания не пользуются». 2) § 115 устава духовных академий (в новой редакции, установленной определением Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058): «Сверх студентов могут быть допускаемы к слушанию академических лекций и посторонние лица, по усмотрению Совета».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриарх Алексий вручил министру иностранных дел России церковную награду Москва, 23 марта 2005 г. 22 марта 2005 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия с министром иностранных дел России С.В.Лавровым. Во встрече также участвовал епископ Дмитровский Александр, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил главу внешнеполитического ведомства Российской Федерации со знаменательной датой – 55-летием со дня рождения. " Вы занимаете высокий пост министра иностранных дел в непростое для нашей страны время, – сказал Патриарх Алексий С.В.Лаврову. – На Ваших плечах лежит большая ответственность, Вы постоянно находитесь в поездках по миру, посещаете страны, где ожидают Вашего слова, изложения Вами позиции Российского государства по тому или иному вопросу " . Отметив, что между Министерством иностранных дел и Русской Православной Церковью сложились добрые отношения, Патриарх Алексий сказал: " Надеемся, что это плодотворное сотрудничество будет развиваться и впредь. За рубежами России проживает много наших соотечественников, среди них – и дети тех, кто покинул Родину в послереволюционные годы, и те, кого принято называть эмигрантами второй волны, а также люди, выезжающие в другие страны на работу или отдых. Они нуждаются в поддержке как со стороны Министерства иностранных дел Российской Федерации, так и со стороны Русской Православной Церкви. Помощь соотечественникам – наша общая задача " . Во внимание к трудам и в связи с 55-летием со дня рождения Предстоятель Русской Православной Церкви вручил С.В.Лаврову орден преподобного Сергия Радонежского (II степени). " Я делаю это с большим удовлетворением, потому что знаю Ваши труды и отношусь к Вам с огромной симпатией и уважением. Желаю благословенных успехов в Вашей дальнейшей деятельности " , – сказал Патриарх Алексий. Святейший Патриарх особо отметил деятельность С.В.Лаврова на посту Постоянного представителя Российской Федерации при ООН. " Занимая этот ответственный пост, Вы поддерживали тесные отношения с нашим Свято-Никольским приходом в Нью-Йорке и с Патриаршими приходами в Вашингтоне. В преддверии празднования столетия Свято-Никольского собора Ваша поддержка помогла при решении непростого вопроса о реставрации этого храма, которая осуществлялась в столь полном объеме впервые за все время существования собора " . Поблагодарив за высокую награду, С.В.Лавров, в частности, сказал: " Я глубоко тронут этим высоким знаком признания моих скромных заслуг. Полностью разделяю мнение Вашего Святейшества о важности сотрудничества Министерства иностранных дел Российской Федерации с Русской Православной Церковью " . 23 марта 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13038.html

Архив Пн Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла министру иностранных дел России С.В. Лаврову с 70-летием со дня рождения 21 марта 2020 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с 70-летием со дня рождения. Министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову Уважаемый Сергей Викторович! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой — 70-летием со дня рождения. Посвятив свою жизнь трудам на дипломатическом поприще, Вы раскрыли немало дарованных Вам от Бога талантов и приобрели уникальный опыт, стали профессионалом высочайшего уровня и стяжали искреннее уважение как в нашей стране, так и за ее пределами. Сегодня Вы вносите весомый вклад в защиту стратегических интересов Российского государства, в утверждение принципов мира и справедливости в международных отношениях. Хотел бы выразить Вам глубокую признательность за личное участие в развитии конструктивного соработничества между возглавляемым Вами Министерством иностранных дел Российской Федерации и Русской Православной Церковью. Отрадно отметить, что это сотрудничество неизменно приносит обильные добрые плоды. Во внимание к Вашему усердному служению и в связи с 70-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена благоверного князя Даниила Московского III степени, дабы Вы стали его полным кавалером. В сей праздничный для Вас день примите пожелания крепости телесной и бодрости духа, щедрой помощи от Господа и многих успехов в совершаемых Вами трудах во благо Отечества. С уважением +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5600828.ht...

«Прими сей жезл, имже утверждай паству твою, яко и слово имаши отдати за ю нашему Богу во дни суда». В публикации использованы материалы личного архива Е.В. Чичериной и сайта «Соборное дело». Впервые статья была опубликована в альманахе «Даниловский благовестник», 36-37, 2019 год, издании Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Рейтинг: 10 Голосов: 38 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 . Архимандрит Георгий (Лавров) (1869 – 21 июня/4 июля 1932 г.) в 2000 году прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. 2 . Книга вышла в издательстве «Даниловский благовестник» в 1996 году. 3 . Современный адрес – г. Петродворец, Ораниенбаумское шоссе, д. 11. 4 . Л.А. Дмитриевой, в девичестве Мейер, дочери философа А. Мейера, † 1993 г. 5 . А.С. Заспелова, в монашестве Сергия, † 5 сентября 1982 г. в Ленинграде. 6 . Монахиня Мария (Шмидт), † 10 февраля 1953 г. в Ташкенте. 7 . Последней до закрытия Дивеевской обители в 1927 году была игумения Александра (Траковская, † 1942 г.). 8 . Место ссылки архимандрита Георгия (Лаврова) в 1928–1932 гг., где Е.В. Чичерина жила вместе с Батюшкой. 9 . 26 января 1953 года архиепископ Гурий был назначен на Саратовскую и Сталинградскую кафедру. 10 . Схиархимандрит Лаврентий (Проскура) (1868–1950), в 1993 г. прославлен в лике святых. 11 . Епископ Афанасий, освободившись из лагерей, жил в Петушках Владимирской области и был почитаем в церковном народе, к нему многие обращались за советом. † 28 октября 1962 г. 12 . Вероятно, о.Иоанном (Вендландом), который в это время был настоятелем собора Сошествия Святого Духа в Саратове. 13 . Отец Лаврентий (Черниговский) и митрополит Филарет (Гумилевский), гробницы которых находились в крипте Троицкого собора в Чернигове. 14 . В октябре 1955 г. 15 . Е.Н. Вендланд. 16 . Собор был расписан И.С. Ижакевичем (1864–1962) в 1909 году, однако выяснилось это позже, при участии владыки Гурия: он пригласил из Москвы художников-реставраторов, и среди них оказался ученик Ижакевича, по почерку рисунков подтвердивший авторство своего учителя. Грустный парадокс эпохи: сам Ижакевич к тому времени еще был жив, но о своих православных симпатиях вынужден был умалчивать. О его росписях в Троицком соборе к тому времени уже никто не знал.

http://pravoslavie.ru/125370.html

Хочу также подчеркнуть важнейшее значение единства наших усилий в успокоении Ближнего Востока и Северной Африки с учетом многолетних и вековых традиций, которые связывают нас с этим регионом — о чем сегодня подробно говорил Святейший Патриарх. Не имеем право растерять эти традиции и упустить возможность способствовать миру и сбалансированному развитию этого региона на основе диалога цивилизаций и объединения всех нас вокруг единых для всех основных мировых религий идеалов. В заключение хочу сказать, что Министерство иностранных дел России всегда высоко оценивало вклад ИППО в дело укрепления мира, стабильности и авторитета нашей страны в этом важнейшем с геополитической, гуманитарной, религиозной точки зрения регионе. Мы много говорим о «мягкой силе» — термин не наш, мы его перевели с иностранных языков. Когда у нас упоминается сила, всегда вспоминаю слова Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Думаю, что правда должна оставаться нашей главной силой в этом очень напряженном мире. Деятельность ИППО, конечно же, является вкладом организации, которая занимается не политикой, а в широком смысле гуманитарными вопросами. Но когда общество добивается мира, стабильности, межцивилизационного межконфессионального согласия, я бы хотел, чтобы эти вещи были признаны не только частью гуманитарных усилий, но чтобы именно к этим целям стремились все политики. Благодарю за внимание. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/2623344.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010