В историографии данной проблематики не сложилось установившихся взглядов на количество редакций Жития Сергия Радонежского и на принадлежность их перу Епифания Премудрого или переработавшего его творение южнославянского агиографа Пахомия Логофета, прибывшего на Русь во второй половине 30–х годов XV века. Так, В. О. Ключевский (основываясь на ограниченном рукописном материале) считал, что текст Епифания сохранился в так называемой Пространной редакции Жития (за исключением некоторых более поздних вставок). Пахомий Логофет, по его мнению, сделал всего два сокращения Епифаниевского оригинала: первый «пересмотр» представлен двумя списками (Троиц. 746 и 771), второй — всеми остальными. Первый «пересмотр» В. О. Ключевский датировал 1438—1443 годами (при этом ошибочно полагая, что троицкий игумен Зиновий умер в 1443 г.), второй отнес к 1449—1459 годам (не учитывая, впрочем, что рассказ о чудесах 1449 г., служащий опорой для датировки, присутствует далеко не во всех списках) . Относя список Троиц. 746 к первому Пахомиевскому «пересмотру», В. О. Ключевский однако не заметил, что рукопись состоит из разновременных частей, но этот факт не укрылся от внимания Н. С. Тихонравова, который пришел к выводу, что первоначально список Троиц. 746 кончался похвалой Сергию и не содержал еще описания посмертных чудес. По мысли Н. С. Тихонравова, список Троиц. 746 как раз и представляет Епифаниевскую редакцию Жития Сергия Радонежского. Близкий текст по рукописи Соф. 1358 ученый трактовал как Епифаниевскую редакцию с изменениями, принадлежавшими Пахомию Логофету. Среди собственно Пахомиевских редакций Н. С. Тихонравов выделяет две: первую (которая впоследствии у В. Яблонского будет названа редакцией В) и вторую (В. Яблонский назвал ее редакцией Д) . Н. С. Тихонравов правильно подметил, что рассказ о чуде с пресвитером Симеоном (который В. О. Ключевский отнес к 1441—1443 годам) не принадлежит к составу Пахомиевских редакций и на нем нельзя строить выводов о времени составления Пахомием Логофетом первой редакции Жития (надо сказать, что и запись о чудесах 1449 г. также не принадлежит Пахомию, следовательно, не может служить основанием для датировки). Всего Н. С. Тихонравов выделил четыре редакции Жития Сергия Радонежского и опубликовал их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

195 Срезневский В. И. Мусин–Пушкинский сборник 1414 года в копии начала XIX–ro века. С. 69. Обратим внимание, что и Дмитрий сравнивается в «Слове» с князем Владимиром: «и умножися слава имени его, яко святаго князя Володими–ра» (353). 196 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М. — Л., 1949. С. 319. 197 Худовство» происходит от слова «худость». Словами «худость», «худостно», «худой» насыщены Похвальное слово Сергию (Тихонр. 705. Л. 106 об., 113 об., 114, 119) и Житие Сергия Радонежского (МДА, 88. Л. 321, 345 об., 346, 346 об., 347 об., 348). Приведем особенно близкие выражения: «к моей худости» (Письмо к Кириллу Тверскому), «о моей худости» (Похвальное слово Сергию: Тихонр. 705. Л. 106 об.). 198 Адрианова–Перетц В. П. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича. С. 75—78. 199 Соловьев А. В. Епифаний Премудрый как автор «Слова о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго. С. 101—102. 200 То, что в Летописной повести о Куликовской битве использована Троицкая летопись, — достаточно очевидно. В «Слове о житии» все хронологические указания и весь фрагмент с описанием похорон князя (360) выписаны из Троицкой летописи. 201 К концу XIV века «Слово о житии» относили на основании фразы: «Но токмо слышах мног народ глаголющь: горе нам, братье, князь князьм успе, господин владствующим умре, солнце помрачится, луна облаком закрывается, звезда, сиаю–щи всему миру, к западу грядет» (360—361). На этом основании считают (А. А. Шахматов, С. К. Шамбинаго, А. В. Соловьев), что автор был современником Дмитрия Донского и присутствовал при его погребении. Но Епифаний Премудрый действительно был современником князя Дмитрия, вопрос заключается лишь в том: когда он написал рассмотренный текст? Вся фраза носит явные следы литературной обработки, а слова «звезда… к западу грядет» перекликаются с плачем Евдокии: «звезда восточная, почто к западу грядеши» (359). А. В. Соловьев придает еще значение словам: «аз убо худоумный на похваление предобраго господина ми словес изнести восхотех» (363), и считает, что назвать умершего «предобрый господин» мог только современник. Но повторим: Епифаний Премудрый как раз и был современником Дмитрия Донского; между прочим, он называет «добрым господином» и Сергия Радонежского в Похвальном слове (Тихонр. 705. Л. 112) и Житии Сергия (МДА, 88. Л. 276 об.), написанных через 20 и более лет после смерти Преподобного. И совсем неуместны ссылки А. В. Соловьева на точные даты смерти и погребения Дмитрия Донского: они переписаны в «Слово» из Троицкой летописи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Призовой фонд команда-победитель передала на нужды возрождения храма Сергия Радонежского на Ходынке. 22 июля. ПРАВМИР. Товарищеский футбольный турнир, посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского, состоялся на стадионе ЦСКА на Ходынском поле в Москве. В турнире приняли участие девять команд, включая воинские «Аврора» и «Тополь-М», корпоративные «ЛайфГоу», «Билайн» и «РусГидро», команды префектуры Северного округа, «Пересвет» Московской духовной академии, команду движения в поддержку строительства храмов в Москве «Сорок сороков» и приходскую команду «Возрождение» храма Сергия Радонежского на Ходынском поле, — сообщает Интерфакс-Религия . В финале победу над «Возрождением» одержала команда «Сорока сороков». Призовой фонд, который составил более 20 тыс. рублей, команда-победитель передала на нужды возрождения храма Сергия Радонежского на Ходынке. «Сегодня на поле победили мы, но вне поля, безусловно, победила дружба, и обе команды доказали, что православие объединяет не только бабушек, как принято считать, а пассионарная, активная молодежь, которая все больше и больше объединяется вокруг традиционных ценностей нашего народа», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» лидер движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин. Он сообщил, что его движение договорилось вместе с приходом на Ходынке проводить спортивные и патриотические мероприятия. Всем участникам вручили памятные подарки, книги к 700-летию преподобного, альбомы о Троице-Сергиевой лавре и специальные призы. Помощь в организации турнира оказал спортивный клуб ЦСКА. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 августа, 2019 15 марта, 2019 23 марта, 2024 19 марта, 2024 31 марта, 2022 5 февраля, 2022 6 декабря, 2021 3 июля, 2021 25 ноября, 2020 1 августа, 2019 15 марта, 2019

http://pravmir.ru/na-hodyinke-proshel-fu...

Замечательная находка ожидает нас в самом конце сборника: новый автограф Пахо–мия Серба (л. 407—414 об.), рукой которого написано его же собственное сочинение (!) — Житие Никона Радонежского. Это особая редакция жития Никона, мало распространенная в рукописной книжности, где автор стилистически переработал предшествующую редакцию и ввел указание, что сведения о Никоне сообщены его учеником Игнатием. Филигрань — корона небольшого размера — хотя и не тождественна вариантам МДА, 23, но близка к ним, что позволяет датировать список (по–видимому, оригинад) этого вида Жития Никона 50–ми годами XV в. Житие Сергия Радонежского расположено на л. 24 об. — 77 об., писано одним почерком. Филиграни: Голова быка под крестом с цветком (л. 24—36) — Брике, 14546 (1450 г.); Гроздь винограда (л. 37—77) — варианты, как в Троиц. 116, но имеются и новые. Рассматриваемую часть сборника необходимо соединить с первыми тремя тетрадями (л. 1—23), написанными, правда, другим писцом: дело в том, что этим почерком проведена правка текста Жития Сергия. Филигрань на л. 1—23: ключи (два варианта) — Брике, 3857 (1440 г.), 3867 (1420—1446 гг.). Таким образом, первую часть сборника Троиц. 763 (л. 1—77) можно датировать концом 40–х — началом 50–х годов XV века. 2) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 136 (л. 557 об. — 583) — около 1459 г. Сборник Троиц. 136 (1°, 588 лл.) имеет сложный состав, но в нем выделяется отдельная рукопись (л. 541—588), писанная одним почерком на особой бумаге. Той же рукой дополнен текст Жития Сергия Радонежского в сборнике Троиц. 746, следовательно, писец работал в Троице–Сергиевом монастыре. В состав рукописи входят: служба Преподобному Сергию (л. 541—554), Проложное житие Сергия (л. 555—557), Житие Сергия Четвертой Пахомиевской редакции (л. 557 об. — 583), житие Евфросинии (л. 583—588 об.). Филигрань одна: два варианта короны большого размера — именно те, которые были использованы в бумаге первой рукописи МДА, 23, на которой писал Пахомий Серб в 1458/59 гг. Следовательно, и список Троиц. 136 в указанной части может быть датирован 1458—1459 гг. 3) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 778 (л. 20—116 об.) — 50–е годы XV в. Филиграни: Гроздь винограда (два варианта) — Брике, 13008 (1452 г.), 13009 (1453—1456 гг.); Бык—Брике, 2783 (1447—1452 гг.). 4) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 746 (л. 251 об. — 261 об.) — кон. 60–х годов XV в. Лл. 247—261 об. переписаны рукой писца рукописи Троиц. 136, причем Сказание о посмертных чудесах Сергия на л. 251 об. — 261 об. скопировано со списка Троиц. 136. Филигрань: Голова быка под стержнем с перекрестием — Брике, 15077 (1467 г.), 15082 (1469 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Если кто-то видит преуспевающего человека, то начинает ему завидовать. Начинает досадовать, что у человека лучше получается, к нему лучше относятся, у него какие-то успехи. Вот это есть черная зависть, которая бытует и среди верующих, и среди неверующих. Даже есть такое наблюдение. Если восточный человек появляется в городе, в деревне, его спрашивают: у тебя работа есть? Нет. И все его окружение, родственники, знакомые, друзья говорят: будет. А машина есть? Нет. Будет. А дом есть? Нет. Будет. А жена есть? Нет. Будет. Приезжает русский человек куда то там в деревню или в город. Спрашивают: ты сидел?- Нет.- Ну, сядешь. Есть вот такая черта у русских непонятная. Когда нет единства, когда нет благожелательности, а кругом только сплошная зависть и эгоизм. Так вот. В те времена, когда дух был силен, когда жили люди евангельскими идеалами, этого чувства зависти не было. Любого странника принимали в дом, помогали, чем могли. Помогали не только родным и близким, не только сородичам. А помогали тем, кто встречался им на жизненном пути. И вот за это расположение, за это благочестие, за это добросердечие священник вымаливает благодатное чувство познания. Познания глубоких истин божьих и умение научения грамоте. И из-за этого случая, который был с преподобным Сергием и этим странником, теперь преподобному Сергию молятся за успехи в учебе, когда она не дается. Или просто какие-то случаи, когда надо выйти из тяжелого положения, как это было у нас в семинарии, когда была масса всяких предметов и вопросов. И экзамены, и сессии - ничего не успевалось. И ни дня не проходило, чтобы мы не были бы у преподобного Сергия Радонежского и не молились, чтобы и учеба давалась, и билет попался хороший. И над нами иногда смеялись преподаватели. Придя в класс, один из них говорил: ну, сколько акафистов и сколько молебнов заказали Преподобному против меня? Чтобы я был добрей и снисходительней? Знает он, что когда студент нерадивый не делает своего должного дела- тогда он начинает усердствовать в молитве. Это, конечно, тоже хорошо. Но в семинарии это не приветствовалось. То- есть не приветствовалось не учить уроки, не приветствовалось быть двоечником и троечником. Поэтому, конечно, мы с одной стороны -учились и вникали. И что-то зубрили, старались- но с другой стороны не забывали молитв о преподобном Сергии Радонежском. Кстати, я вспомнил довольно старую историю. Я давно познакомился с житием преподобного Сергия Радонежского-

http://radonezh.ru/text/arkhimandrit-mel...

Клыков: И это не всем нравится. Ведь памятник - это осмысление судьбы личности. В 1987 году мы ставили памятник преподобному Сергию Радонежскому на месте скотного двора - хотелось это место освятить и увековечить. Как нам противодействовали! Все руководство КГБ и МВД Московской области туда стянулось. На следующую ночь люди из КГБ его выкопали вместе с постаментом, правда, через месяц вернули. Так же местом паломничества стал памятник государю в Тайнинском. А раньше там свалка была. Мы выяснили, что это было место царских путевых дворцов и к 100-летию коронации государя поставили памятник. Сейчас это место паломничества. Памятник взорвали террористы из организации " Молодая гвардия рабочих и крестьян " , ну а кто заказчик - трудно сказать. Через три года мы поставили новый памятник государю на том же месте. И там идет теперь чин всенародного покаяния. С разных концов СНГ приезжают люди, бывает и до 12 тысяч человек. Началось покаяние стихийно. Пришло время покаяться за отступление от веры, за убийство царя. Недавно меня выбрали председателем " Союза русского народа " . У нас прошел учредительный съезд. Наша задача - укреплять Россию и соединять Украину , Россию и Белоруссию, чтобы сохранить славянский народ. Пришло время воздать долг, восстанавливать историческую правду, уничтоженную большевиками. Сейчас делаем памятник сыну святой Ольги - Святославу, разгромившему Хазарское царство. В Белгороде есть мой памятник князю Владимиру. Памятник Александру Невскому - в Курске, памятник Дмитрию Донскому стоит в городе Дзержинском, который будет называться Угреши. У меня все вехи истории расставлены, не говоря о памятниках Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Петру Столыпину - в Саратове... Памятник - от слова " память " . Это вехи нашей истории. Памятники действуют на подсознание. Без памятника Минину и Пожарскому Красная площадь потеряет свое значение. Если не будет на Тверском памятника Пушкину , перестанет в моем сознании существовать и Москва . Памятник не только культура - это символ, это потенциал народа. Не знаю, что плохого в том, чтобы ставить памятники.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Скульптор Валерия Малышева Сегодня в России все чаще устанавливают памятники святым. Насколько это соответствует православной традиции? Как перевести образ угодника Божия, который традиционно ассоциируется с иконой, в скульптурную пластику? Эти и другие вопросы я задала молодому скульптору Валерии Малышевой. В данный момент Валерия работает над памятником преподобному Сергию Радонежскому, который будет установлен около храма, посвященного этому великому святому, в московском районе Гольяново. Высокий монах мягко положил руку на холку огромного медведя, доверчиво прижавшегося к его ногам. Таким увидела Валерия Игумена земли Русской, как именуют преподобного Сергия… – Валерия, как родился образ преподобного Сергия? – Я хотела сделать памятник про любовь. Согласно житию, к Сергию Радонежскому приходил медведь. Этот рассказ – не про какого-то зверя страшного, а про любовь и силу. Если зверь доверял преподобному, не боялся его, то какую же он источал благодать и любовь? Почему звери злые? – Потому что боятся человека. А Сергий Радонежский даже бессловесными животными воспринимался исполненным добра. Мне хотелось, чтобы памятник сообщал это даже тем, кто не знает жития преподобного. Нес это ощущение доброты. Если зверь доверял преподобному, не боялся его, то какую же он источал благодать и любовь? – Вам близка тема народной культуры. Уже ваша дипломная работа развивает очень самобытную, глубоко русскую тему. – Она называется «Песня» и посвящена русским плакальщицам. Тут стоит уточнить, что плакальщицы – это вовсе не обязательно скорбная тема. Это некая концепция песни, причем не только для досуга. В русской культуре песня имеет сакральное значение, поэтому плакальщицы участвовали не только в похоронах. Песней-плачем сопровождались все знаковые моменты жизни: рождение, свадьбы, проводы на войну и даже на сенокос. Она пронизывала собой всю жизнь русского человека. Так люди справлялись со своими радостями и горестями, жили вместе с песней. Это я и хотела показать в своей работе.

http://pravoslavie.ru/148308.html

Таким образом, сегодня Пахомия Серба можно считать автором по крайней мере пяти гомилетических произведений [xxiv] . Все они изданы [xxv] , но при этом все в равной степени не подвергались специальному анализу в плане их литературно-повествовательного построения. Похвальное слово преподобному Сергию Радонежскому [xxvi] как текст преимущественно епифаниевский мало информативно относительно словесного мастерства Святогорца, тем более что не выяснена до конца и степень причастности последнего к этому тексту. Зато прочие тексты весьма показательны. Прежде всего, сразу же нужно отметить, что большинство содержащихся в них фрагментов рефлексивного свойства не являются самостоятельными построениями Логофета, а изъяты им из произведений других авторов. Самым характерным в этом отношении является Похвальное слово Алексию (ПСА). Будучи в чистом виде панегирической речью, в которой совсем не нашлось места для изложения фактов, это сочинение, как выяснилось, почти полностью скроено на основе епифаниевского Похвального слова Сергию Радонежскому (ПССР) [xxvii] : ПССР смиренномудрый и целомудреный, благоговейный и нищелюбивый , страннолюбный и миролюбный, и боголюбный; иже есть отцам отец и учителем учитель, наказатель вождем, пастырем пастырь, игуменом наставник, мнихом началник, монастырем строитель, постником похвала, млъчялником удобрение молитвеник крепок, и чистоте хранитель, целомудриа образ, столп терпениа: иже поживе на земли аггельскым житием и възсиа в земли Рустей, акы звезда пресветлаа ; иже премногую его добродетель людем на плъзу бысть многым, многым на спасение, многым на успех душевный иночьскому же чину акы лествица, възводящиа на высоту небесную болящим въ мнозех недузех посетитель, изнемогающим укрепление , малодушьным утвръжение, безвременным печалник, обидимым помощник грешником кающимся верный поручитель и всем притекающим к нему, акы к источнику благопотребну [xxviii] . Бе бо муж смирен и целомудрен, благоговеин, нищелюбивый, иже есть отцем отец, мнихом началник, постьником похвала, молчалником удобрение, молитовник крепок, чистоте рачитель, целомудриа образ, терпениа столп, аггельскым житием на земли пожив и в Русей земьли просиа, яко звезда пресветла .

http://bogoslov.ru/article/1250151

Организаторами похода на Радонеж были О. Облоухов, И. Сычев и В. Клыков, участвовали В. Осипов, Т. Пономарева, юрист и демограф Г. Литвинова, искусствовед В. Брюсова, писатели Д. Жуков, А. Онегов (Агальцев), кинорежиссер Н. Бурляев, отставной полковник танковых войск Е. Левшов. Участвовал в этом мероприятии и я с женой. Всего в акции приняли участие, как и на Манежной площади, кроме зевак, около 500 патриотов и, наверное, не меньшее число сотрудников милиции и КГБ. Нам пришлось пробиваться через множество кордонов КГБ и милиции, стоявших между ст. Абрамцево Ярославской железной дороги и с. Городок. Машину не пропускали, ее пришлось бросить на Ярославском шоссе и идти пешком 4 км. Однако народу собралось много, шли с песнями и шутками, некоторые прорывались целыми колоннами с транспарантами и патриотическими лозунгами. Было чувство единения. Бодро и весело рядом шли люди из самых разных слоев населения, например, известные мне простой слесарь Валера и внучка сталинского полководца маршала Москаленко Татьяна Орлеанская. Активисты общества «Память» в мастерской скульптора В.М. Клыкова Активисты общества «Память» в мастерской скульптора В.М. Клыкова возле макета созданного им памятника св. Сергию Радонежскому. 1988 год Когда большая часть патриотов пришли к месту установки памятника, милицейское кольцо замкнулось, внутрь него попасть было невозможно. Все дороги были перекрыты поставленными поперек автобусами. И в этот самый момент со стороны Ярославского шоссе появилась еще одна колонна человек в сто во главе с полковником Левшовым и художником Игорем Сычевым. Сила народной стихии была такова, что колонна с легкостью опрокинула оцепление (милиционеры буквально полетели в кювет), сдвинула в сторону машину и с криками «ура» прошла к месту установки памятника. Громкое ответное «ура» пронеслось над всем Радонежьем. Тем не менее памятник установить не удалось. По приказу М.С. Горбачева и А.Н. Яковлева погруженный в машину и направленный к месту установки памятник Сергию Радонежскому был «арестован» сотрудниками КГБ и препровожден обратно в мастерскую Клыкова с эскортом милицейских машин.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/13/...

Помяни стадо свое, яже сам паствилъ еси, и не забуди присщати чад своих, моли за ны, отче священныи, за дти своя духовныя,… пастуше нашь добрыи, се бо мощии твоих гробъ пред очима нашима видимь есть всегда» . Более того, в следующих словах угадывается современник и непосредственный ученик Преподобного Сергия: «На немь удиви Богъ милость свою и дарова намь видти такова мужа свята и велика старца, иже бысть въ дни наша» . Все это вполне согласуется с теми данными, которые мы имеем о жизни Епифания Премудрого в Троице–Сергиеве монастыре. Но и стилистически Похвальное слово Сергию Радонежскому однородно с другими произведениями Епифания Премудрого, например, с Житием Стефана Пермского. Сравним отдельные сюжеты в обоих произведениях. Об источниках написания говорится следующим образом: Житие Стефана Похвальное слово Сергию «яко о житии его ова слухом ус–лышахъ, ова же от ученикъ его увдахь,… яко и своима очима ви–дхъ,… и прочая, елико въпрашахъ от старыхъ мужъ. Яко же рече святое писание: вопросж отца твоего и възвстит теб, и старцы твои ре–кут теб» (Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Изд. Археографической комиссии, под ред. В. Г. Дружинина. СПб., 1897. С. 2). «Яко же въ святомь писании ре–чеся: въпроси, рече, отца твоего и възвстить теб, старца твоя и ре–куть теб… Елици бо их бышя, великому тому и святому старцу са–мовидци же и слугы, ученици и та–ибници, паче же послушници, иже своима очима видша его и уши их слышаша и» (Тихонр. 705. Л. 112 об. — 113). Сходна ситуация, связанная с оплакиванием обоих героев: «восплакаша со слезами и в туз сердечни вопиаху, умилениемъ, жалостно стующе… а нас сирыхъ ос–тавилъ еси, пастуше нашь добрыи… быхом бо бес тебе скорбни и смуще–ни, быхомъ яко овца не имуще пастуха, быхом имуще печаль безъ утшениа» (Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. С. 86—87). «многа плачя и печали наполни–шяся, наипаче непрестанныхъ слезъ … зло вси скръбни быша и хождаху стующе, въздыхающе и рыдающе, стенюще, смрени, слезни, дряхли, печални, умилени… от нас къ Господу отиде и нас сирых оставивъ… яко стадо бес пастыря и корабль бес кръмника» (Тихонр. 705. Л. 119 об. — 120). Примечательно также желание пермичей видеть раку Стефана в своей земле и сходное замечание в Похвальном слове Сергию: «да бы былъ гробъ твои в земли нашеи прямо очима нашима» (Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. С. 88). «се бо мощии твоих гробъ пред очима нашима видимь есть всегда» (Тихонр. 705. Л. 121). Наконец, одинаковы обращения в обоих случаях к святому: «Поминаи нас въ своих си мо–литвахъ, помолися о своем си ста–д» (Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епи–фанием Премудрым. С. 90).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010