Что это за книга и зачем она нужна В издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный странник» вышла книга «Житие преподобного Сергия Радонежского для детей с вопросами и заданиями». Казалось бы, пересказов, рассчитанных на невзрослых ещё читателей более чем достаточно – зачем выдумывать ещё что-то? Но эта книга – попытка рассказать о святом так, чтобы всё, каждое слово и каждая деталь были поняты ребёнком. Зачем это нужно?      Когда-то давно, когда я была ещё очень маленькой, мои родители пришли в Церковь. Они привели и нас с братом, они рассказывали и показывали, они очень хотели, чтобы всё в открывшемся для них мире стало родным для нас. И им это удалось. На полке у меня до сих пор стоят своего рода раритеты – книги с пересказами житий святых для детей, изданные в начале 1990-х, внимательно и бережно написанные и проиллюстрированные. Всё в них замечательно – только вот рассчитаны они на школьников, причём, никак уж не на первоклассников. А рассказывать о святых родители начинают детям гораздо раньше. И не всегда хватает сил и возможностей адаптировать своё повествование для малышей. Есть ведь в житиях и сложное, страшное, касающееся исторических, социальных, политических реалий – как с этим быть? Так родилась идея создания пересказов самых простых и доходчивых, лишённых исторических, а иногда и географических привязок, рассчитанных на детей от 5 лет. Главная задача такой книги – показать ребёнку, какой удивительный, добрый, смелый, любящий Бога и ближних человек жил когда-то на земле. И разговор о святости строится на конкретных, понятных каждому малышу вещах. А назидание, если оно и есть, не выходит за рамки доступного ребёнку.      В этой книге о преподобном Сергии читатели не найдут упоминаний о Варницах и Радонеже – все эти подробности придут к ребёнку позже. Самое главное, что мы постарались не упустить – чтобы каждая фраза отзывалась, была ясна, чтобы не было тёмных, непонятных мест, которые уже через день в сознании малыша расплывутся и будут вытеснены другим, более интересным, а главное – понятным ему.

http://pravoslavie.ru/132313.html

Церковь вспоминает Собор Радонежских святых В со­став Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых, воз­глав­ля­е­мо­го Пре­по­доб­ным Сер­ги­ем, во­шли его срод­ни­ки, уче­ни­ки и со­бе­сед­ни­ки, а так­же свя­тые ино­ки Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли. 19 июля, 2021 В со­став Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых, воз­глав­ля­е­мо­го Пре­по­доб­ным Сер­ги­ем, во­шли его срод­ни­ки, уче­ни­ки и со­бе­сед­ни­ки, а так­же свя­тые ино­ки Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли. Ис­то­рия уста­нов­ле­ния Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых вос­хо­дит к се­ре­дине XVII ве­ка Ис­то­рия уста­нов­ле­ния Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых Ис­то­рия уста­нов­ле­ния Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых вос­хо­дит к се­ре­дине XVII ве­ка. Имен­но в то вре­мя бы­ли вос­ста­нов­ле­ны пер­вые спис­ки уче­ни­ков Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, был на­пе­ча­тан «Ка­нон мо­ле­бен Пре­по­доб­ным и бо­го­нос­ным от­цом на­шим игу­ме­ну Сер­гию и уче­ни­ку его Ни­ко­ну, чу­до­твор­цам». При­бли­зи­тель­но к то­му же вре­ме­ни от­но­сит­ся на­пи­са­ние ико­ны Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых. По­сле­ду­ю­щие со­бы­тия в уста­нов­ле­нии Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых свя­за­ны с име­нем мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Фила­ре­та. Читайте также — Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева В 1843 го­ду на­мест­ник Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры ар­хи­манд­рит Ан­то­ний по бла­го­сло­ве­нию и под на­блю­де­ни­ем мит­ро­по­ли­та Фила­ре­та устро­ил об­ще­жи­тель­ное от­де­ле­ние Лав­ры – Геф­си­ман­ский скит. 27 сен­тяб­ря 1853 го­да в ски­ту бы­ла освя­ще­на тра­пез­ная цер­ковь во имя Пре­по­доб­ных Сер­гия и Ни­ко­на Ра­до­неж­ских. К лет­не­му празд­ни­ку об­ре­те­ния мо­щей Пре­по­доб­но­го Сер­гия (18 июля по но­во­му сти­лю) бы­ла со­став­ле­на «Служ­ба Пре­по­доб­ным от­цом на­шим Сер­гию и Ни­ко­ну, Ра­до­неж­ским чу­до­твор­цам. В хра­ме их, в ски­те Геф­си­ма­нии». На про­тя­же­нии XIV–XX ве­ков сло­жил­ся Па­те­рик Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, в ко­то­рый вхо­дят бо­лее се­ми­де­ся­ти пя­ти угод­ни­ков Бо­жи­их, в том чис­ле срод­ни­ки, уче­ни­ки и со­бе­сед­ни­ки Пре­по­доб­но­го Сер­гия, свя­тые ино­ки Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли.

http://pravmir.ru/sobor-radonezhskih-svy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых». 2001 г. Иконописец Е. П. Тисов (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-рь в Костроме) Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых». 2001 г. Иконописец Е. П. Тисов (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-рь в Костроме) Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Преподобные Иаков Брылеевский, Сергий Радонежский и Иаков Железноборовский». Нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Преподобные Иаков Брылеевский, Сергий Радонежский и Иаков Железноборовский». Нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) († сер.- 2-я пол. XV в., Троицкая Брылеева пуст.), прп. (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Брылеевский, Железноборовский, основатель Троицкой Брылеевой пуст. Сведения об И. содержатся в пересказах краеведов нач. XX в. пространной редакции Жития прп. Иакова Железноборовского (Житие было составлено в 1598 игум. Железноборовского во имя святого Иоанна Предтечи мужского монастыря Иосифом, известно в единственном списке кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55, в данном тексте сведения об И. отсутствуют; др. списки, содержавшие дополнительную информацию, в частности о чудесах прп. Иакова Железноборовского и об И., утрачены). Согласно пересказам Жития, И. был учеником прп. Иакова Железноборовского († 11 апр. 1442). Архим. леонид (Кавелин) писал о том, что И. жил в Железноборовском мон-ре (ныне в с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) в качестве трудника. По прошествии нек-рого времени И. уединился в глухом лесу, в 5 км к юго-востоку от монастыря, и основал Троицкую Брылееву пустынь, где и был погребен после кончины. В 1612 г. польск. отряды разорили Брылееву пуст. В 1648 г. здесь стояла деревянная Свято-Троицкая ц. с приделом во имя прп. Иакова (возможно, прп. Иакова Железноборовского, канонизированного ранее 1628). Впосл. эта церковь, видимо, сгорела, поскольку более не упоминается в документах. В 1731 г. игум. Феодосий перенес в пустынь из Железноборовского мон-ря деревянную Рождество-Богородицкую ц., к-рую в 1734 г. переосвятили в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи Железноборовского мон-ря 1743 г. в Брылеевой пуст. отмечены помимо Введенской ц. 2 братские кельи ( Флеров В. Н. Буйская земля. Ч. 1. Кострома, 2002. С. 43).

http://pravenc.ru/text/200165.html

Между тем, обратившись к актовому материалу и писцовым книгам, можно обнаружить, что еще в XVI в. монастыри с «особным» житием составляли весьма значительную часть общего числа всех русских обителей. При этом можно достаточно уверенно говорить о том, что многие из подобных монастырей были основаны позднее 1365 г., который Б. М. Клосс считает годом начала «монастырской реформы». На наш взгляд, термин «реформа», применяемый Б. М. Клоссом, представляется не совсем удачным, ибо обычно употребляется в значении одномоментном или ограниченном узкими временными рамками. Вернее было бы говорить о сложном и длительном процессе замены особножительных монастырей привычными нам общежительными, начавшемся в середине XIV в. благодаря деятельности митрополита Алексея и растянувшемся затем на целых два столетия. Именно так понимали суть этой перемены люди средневековья, в частности, царь Иван IV, когда в своем послании 1573 г. в Кирилло-Белозерский монастырь писал: «И велицыи светилницы, Сергие (Радонежский. – Авт.), и Кирилл (Белозерский. – Авт.), и Варлам (Хутынский. – Авт.), Димитрей (Прилуцкий. – Авт.) и Пафнотей (Боровский. – Авт.), и мнози преподобнии в Рустей земле, уставили уставы иноческому житию крепостныя, яко же подобает спастися» 636 . В реальности дело обстояло иначе и послание патриарха не имеет ничего общего с планами переустройства монашеской жизни на Руси. Грамота патриарха Филофея к Сергию Радонежскому дошла до нас в пересказе «Послания константинопольского патриарха к русскому игумену об иноческой жизни» 637 . Из него становится известным, что глава Вселенской церкви узнал о существовании троицкого игумена от Георгия Пердики. Тот же рассказал, что предполагаемый кандидат в преемники митрополита Алексея является игуменом особножительного Троицкого монастыря: «диакон Георгий вознесе нашему смирению о дружине и о совокуплении Богом, рекше иночьскаго жития, еже еси съставил» 638 . Последнее обстоятельство, вероятно, вызвало определенные сомнения у Филофея по поводу кандидатуры Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2014/05/15, 19:03:35 Преподобный Отче наш Сергие! Помоги пожалуйста моей дочери Елене сдать экзамены 16,17,30 мая по чешскому языку на отличную оценку . Пусть уйдет волнение и страх во время экзаменов. Помоги правильно ответить на вопросы, написать подробно, складно и правильно. Пусть преподаватель будет к ней благосклонен . Не оставь мою дочь, прости ей все грехи вольные и не вольные и благослови мою дочь рабу божью Елену на всем пути обучения . Господи помоги моей дочери пожалуйста одержать победу во всех ее экзаменах, поступить в тот ВУЗ в который она планировала! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! 2014/05/15, 19:02:49 Преподобный Сергий Радонежский, помоги и мне, рабе Божьей Ольге, сдать экзамен по английскому языку на хорошую оценку. Помоги мне обрести душевное равновесие и дай мне сил учиться каждый день, каждый день учить и повторять слова, читать и пересказывать тексты, слушать и понимать, говорить грамматически правильно и без ошибок. Помоги мне, пожалуйста, обрести силу духа и ума, чтобы доводить до конца все начатые мною учебные дела. Помоги мне, пожалуйста, жить осознанно и каждый день выбирать труд над собой и учебными материалами, помоги мне идти вперед и каждый день приумножать свои знания по философии, истории и языкам. Помоги мне упорно трудиться во славу Бога, помоги мне жить и учиться по-другому, не так посредственно, как я делала это раньше. Прошу тебя, помоги мне выбрать жить осознанно и с этого момента использовать свободное время продуктивно. Помоги мне в борьбе над ленью и посредственностью в моей жизни. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! 2014/05/15, 18:16:01 Святой Сергий Радонежский !Прости меня и мою дочку Ирину за грехи наши,за гордыню.Спасибо тебе за все что ты для нас делаешь и в чем нам помогаешь.Я очень переживаю, как завтра -16 мая, моя Иринушка сдаст экзамен.Очень тебя прошу, помоги ей ,пусть твоя Сила и Воля и Благословение будут рядом с ней в трудную минуту.Подставь ей свое Святое плечо.Ей так необходима твоя помощь,спаси и сохрани и защити мою кровиночку от всех неприятностей и помоги ей в учебе.Хоть бы хватило у нее знаний,уверенности, удачи и спокойствия на экзамене.Она так волнуется,мне ее так жалко.Помоги ей и в дальнейшей учебе.Пусть у нее все будет хорошо.Низко тебе кланяюсь от себя и от дочери.Помоги моей девочке.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

73 См. на эту тему мою статью: Smolitsch. Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 2, в: Kyrios. 3 (1938). Вып. 4. 74 Житие святого Сергия, написанное его учеником Епифанием Премудрым († 1420), дошло до нас в обработке агиографа Пахомия († после 1484). Подлинная, но сокращенная редакция жития сохранилась лишь в Никоновской летописи (ПСРЛ. 11. С. 127–147). Обработка Пахомия в: 1. ОЛДП. 58. М., 1885; 2. ВМЧ. Сентябрь. Ч. 3 (25 сентября). СПб., 1883; 3. Изд. Симона Азарьина. М., 1646; 4. Изд. Троице-Сергиевой лавры. 1853. Литература: Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1872; Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троицкая лавра. М., 1892; 2-е изд. 1909. О Епифании см.: Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 171–178. О стиле агиографических сочинений Пахомия см.: Некрасов Н. Пахомий Серб, писатель XV в. Одесса, 1871; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908; а также: Кадлубовский. С. 179–188. 76 Это: 1. Монастырь в Киржаче; 2. Андроников монастырь в Москве (1360); 3. Борисоглебский монастырь около Ростова (1363); 4. Симонов монастырь в Москве (1370); 5. Голутвинский монастырь около Коломны (1381); 6. Дубенский монастырь возле Богородска (1381); 7. Дубенский-Островский монастырь (1380); 8. Высоцкий монастырь в Серпухове, который основан был по благословению Сергия его учеником Афанасием (1374). Зверинский. Ук. соч. 2. 864, 675, 1990, 1212, 1313, 753; 1. 72. Голубинский. Ук. соч. С. 75–79. 78 Зверинский. Ук. соч. 2. 598, 597; 3. 1915, 2031. Ключевский. Древнерусские жития. С. 196, 276. Макарий. 4. С. 196, 195. Голубинский. Преподобный Сергий. С. 81. 82 Голубинский. С. 82–84, 86. Зверинский. 2. 1959; 1. 524; 2. 1330. Макарий. 4. С. 142, 147, 211. Ключевский. Ук. соч. С. 96. Чтения. 1878. 3. С. 43. 83 Голубинский. Ук. соч. С. 84; Ключевский. Ук. соч. С. 159; Кадлубовский. Ук. соч. С. 182–187; Муравьев. Русская Фиваида. С. 147 и след.; АИ. 1. 21, 22, 25, 26, 55, 56, 32; житие св. Кирилла издано Кадлубовским (1912) в: Яблонский. Пахомий Логофет (1908); отрывки в: Макарий. 4. Приложение. С. 356–360; пересказ жития в: Филарет. Русские святые. Июнь. С. 206–222. Ср. также: Барсуков. Источники. С. 297–306 и упомянутую выше работу Яблонского. Суждения св. Иосифа Волоцкого о Кирилле см. в его «Сказании о святых отцех» в: ЛЗАК. 2. С. 82. Зверинский. 2. 867. Об уставе св. Кирилла см.: Никольский. Общинная и келейная жизнь Кирилло-Белозерского монастыря, в: Христ. чт. 1907. 224. С. 163.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

ряда кодексов: ГРМ. БК 3268 (т. н. Христофорово Евангелие; см.: Турилов. 2003. С. 167. Сн. 12); РГАДА. Оболен. 76 (Псалтирь); РГБ. Фадеев. 56 (Апостол); ГРМ. ДР. гр. 17 (Псалтирь; см.: Турилов. 2004. С. 376, 388. Сн. 45; Шибаев. 2014. С. 118, 120-121). Шибаевым высказано предположение о наличии почерка М. еще в 2 сборниках: КБМЗ. 403; РНБ. Кир.-Бел. 19/1258. М. использовал разные типы письма, что определялось назначением переписываемых им книг: торжественным полууставом, близким к уставу, он писал богослужебные книги, беглым полууставом - тексты, предназначенные для келейного чтения. Один из текстов, написанных беглым полууставом, заканчивается припиской, в к-рой М. зашифровал свое имя цифровой тайнописью (РНБ. Кир.-Бел. 19/1096. Л. 155 об.). Из сохранившихся нескольких рукописей становится ясно, что он поручал своим ученикам копирование книг. М., заметивший способности писца Василия Мамырева, рекомендовал его Василию II в качестве каллиграфа и тем самым способствовал его карьере; в дальнейшем Мамырев занимал важные посты в администрации великого князя и играл значительную роль в гос. делопроизводстве ( Шевченко. 2014. С. 31-32). Среди учеников М. были Ростовский архиеп. Иоасаф (Оболенский) , прп. Кассиан Грек Учемский , блж. Галактион Белозерский . М. не был простым копиистом рукописных книг, он оказал значительное влияние на книжную культуру своего времени. М. сотрудничал с выдающимся книжником Евфросином Белозерским , который в своей работе использовал тексты, написанные М. Наставления прп. Кирилла в пересказе М., письменно зафиксированные Евфросином, стали, вероятно, основой начального фрагмента «Предания старческого новоначальному иноку» ( Шевченко. 2014. С. 146). М. способствовал общерус. канонизации преподобных Кирилла Белозерского и Сергия Радонежского, состоявшейся к 1448 г. ( Сизова. 2010. С. 80-89). Возможно, он предоставил Евфросину тексты тропарей, написанных к канонизации прп. Сергия Радонежского ( Шевченко. 2016). Рассказы М. могли послужить основой для составления Чудес прп.

http://pravenc.ru/text/2562430.html

Живоначальная Троица, спаси меня!». Когда же ему легче стало дыхание, то стал, молясь, плакать, и все в страхе. Растирали ноги, давали святой воды, и часа через два пришел в память. Вот что он говорил: «Когда я перевязал ноги лежащему в ранах, думал, что бы мне ему еще сделать? Помазать бы маслицем от преподобного, – и пошел за маслом, но, как бы забывшись, пошел в кладовую. В пустой комнате перед кладовой вдруг у меня голова закружилась, и я, не успев ни молитвы сотворить, ни перекреститься, упал на пол. И вдруг окружило меня множество демонов, иные стали бранить, иные передразнивали усердие к больным, иные грозили, другие стали щипать и тормошить. Я не знал, что мне делать; молиться не вспомнил, а стал от них на полу обороняться. Но когда изнемог от них, и они очень стали давить на меня, я закричал: «Батюшка, преподобие отче наш Сергие, защити меня!» И в ту же минуту вижу преподобного Сергия, прямо идущего ко мне, а толпа демонов мгновенно побежала, по мере его приближения, прочь от меня. Преподобный Сергий благословил меня и сказал: «Не бойся, они уже не придут к тебе, молись Господу " ». Когда он это пересказывал, то страх так велик был в нем, что все тело трепетало, и он, не прерывая молитвы, беспрерывно плакал до самого вечера. Вечером вымазали его маслом от преподобного, ночь провел он тихо, а поутру приобщили его святых тайн, и совершенно выздоровел и в обеде опять служил больным. Подлинно, аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага, купно и человекоубийцы. Так истинно доброе намерение нередко попущением Божиим подвергается искушениям от противных сил, дабы человек опытно познавал покровительство Божие и немощь противных сил и утверждался в вере и уповании на Бога. VI. Саввинское подворье Января 20-го, 1837 г. Новоспасский отец архимандрит Поликарп вчера в половине второго часа пополудни предал дух свой Господеви. Накануне соборовался елеем. После того сделалось ему легче. Кончина мирная. Особенно успокоил его сон перед смертью , в котором он видел кого-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Железноборовский (Иаково-Железноборовский) во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии) в с. Борок Буйского р-на Костромской обл. Основан в кон. XIV - нач. XV в. прп. Иаковом Железноборовским († 1442). Сведения об основании Ж. м. содержались в Житии прп. Иакова, написанном настоятелем монастыря игум. Иосифом в 1598 г. и известном лишь в списке в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - сер. XIX в. (РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55), в пересказах историков и краеведов XIX в. ( Филарет (Гумилевский). 2008; Воскресенский А. 1912-1913; Румянцев П. 1873 и др.). История Железноборовксий во имя св. Иоанна Предтечи мон -рь. Фотография. 2008 г. Железноборовксий во имя св. Иоанна Предтечи мон -рь. Фотография. 2008 г. Согласно Житию, прп. Иаков был учеником и пострижеником прп. Сергия Радонежского . Ок. 1390 г. по благословению прп. Сергия он ушел из Троице-Сергиевой обители в Галичское княжество. Остановившись на берегу р. Тёбзы (левый приток р. Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок; название «Железный» связано с тем, что в XIV-XV вв. село и его окрестности являлись центром добычи болотной железной руды), прп. Иаков «заснул и увидел чудный свет, озаривший это место. Приняв видение сие за знамение благоволения Божия к месту сему, он решился здесь пустынножительствовать, и, испросив на то позволение местных жителей, поставил на месте видения крест и по времени небольшую для себя келью и здесь к удалению от мира проводил время в посте, молитве и трудах». Вскоре сложилась небольшая иноческая пустынь, прп. Иаков учредил для братии общежитие, «заповедуя им ничего не называть своим, но все иметь общим». Согласно пересказам Жития, в 1390 г. прп. Иаков получил от митр. Киевского и всея Руси свт. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи ( Румянцев. 1873. С. 12-15). В церковной традиции именно 1390 год считается датой основания обители.

http://pravenc.ru/text/182215.html

Представляют интерес попытки переписчиков определить иноческое имя Федора. Сам Андрей Юрьев, написав фразу «и наречено бысть ему имя в аггельском чину», оставил пробел, который так и не был заполнен. Последующие переписчики не обладали на этот счет однозначными данными. Юшко Сасинов, писавший в 1556 г. в Москве, поместил имя Феодосий (Овч. 257, л. 326 об.), а писец годового Пролога 1625 г. сначала оставил чистое место, а потом вставил имя Феодорит (РГАЛИ, 116, л. 35). Для датировки Жития Федора редакции Андрея Юрьева имеет значение замечание составителя, что «Бог прояви» ярославского чудотворца «на конечнем сем веце» – следовательно, до 1492 г. С другой стороны, Андрей Юрьев пользовался Проложным житием Федора, как было сказано выше, в списке не ранее 70-х годов XV в. Указание на «западные страны», опустошенные ханом Батыем, свидетельствует о знакомстве Юрьева со статьей о гибели Батыя, которая написана Пахомием Сербом для летописного свода конца 1470-х годов. Все это позволяет считать наиболее вероятным временем создания редакции Андрея Юрьева 80-е годы XV столетия. Андрей Юрьев использовал в своем сочинении и другие источники. Начальные слова заимствованы из Слова о погибели Русской земли, далее вкратце пересказываются Жития Леонтия Ростовского, митрополита Петра и другого «светильника» – нового чудотворца митрополита Алексия. Автор упомянул преподобного Сергия Радонежского и даже процитировал фразу из Четвертой Пахомиевской редакции Жития Сергия: «земли широта и моря глубина и святого чюдеса не изчтена суть, да не забвению словес святого предани суть чюдесе святого отца» (БАН, 17.14.2, л. 225 об.). Сравним с Житием Сергия: «земли убо широта и моря глубина и святых чюдеса не изъчтена суть, сия же написах, яко да не забвению предана будуть чюдеса святого» (Троиц., 116, л. 396 об.). Редакцию Андрея Юрьева публикуем по древнейшему датированному списку БАН, 17.14.2 – 1515 г. Текст на отсутствующем первом листе восполняем по рукописи ОИДР, 56, которую привлекаем также для исправлений ошибочных чтений основного списка. [Житие и жизнь преподобнаго князя Феодора Ярославскаго, списано от Ондрея Юрьева. Отче, благослови.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010