28 декабря проходило заседание редакционной комиссии по составлению февральской книжки «Богословского вестника». Шла речь об «Антуке» Горского; она уже была исправлена ректором, чтобы быть помещенной, т.к. А.П. Лебедев настаивал на этом. Беляев указывал неудобства ее помещения и сказал о неблагоприятных отзывах о ней со стороны ряда профессоров. Его поддержал Г.А. Воскресенский . Прочитан был неблагоприятный отзыв Н.А.Заозерского . Предоставили это решать самому Горскому, который, учитывая мнения Беляева и Воскресенского, решил не печатать ее в «Богословском вестнике» 309 . 8 января 1893 года П. Горский написал ядовитое опровержение против письма Н.Заозерского по поводу «Антуки», адресовав его А. Лебедеву . «Заварилась каша в нашем болоте», – резюмирует Беляев 310 . Другой член редакции Г.А. Воскресенский обиделся, что Горский в составленных им правилах по ведению журнала третирует его, секретаря редакции, как холопа, и заявил ему, что он такой же профессор, как и П. Горский. В конце концов редакционная комиссия, собравшись 2 и 3 февраля, значительно изменила правила, при этом не обошлось без взаимных упреков, особенно между Заозерским и Горским. Первый не мог простить Горскому, что тот обвинил его в каких-то революционных идеях. Н. Каптерев и М. Муратов задали вопрос, можно ли вести журнал при таком редакторе. И 23 февраля вместо П.И. Горского (получившего 6 голосов «за» и 14 «против») был избран В.Соколов , попросивший некоторое время на обдумывание, в том числе на то, чтобы выяснить мнение своей жены (что очень всех умилило). 12 апреля был зачитан указ о назначении В.А. Соколова . Тогда М.Д. Муретов предложил не печатать в журнале «раз- —22— носительной» критики. Это не встретило поддержки. Такова история становления журнала. Структура «Богословского вестника» Еще в сентябре 1891 года Советом было положено выпускать новый журнал книжками от 12 до 15 печатных листов по цене 7 рублей с пересылкой, помещая в нем статьи по следующим разделам: 1 . Творения св. отцов в русском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Боткин Помощник Инспектора Н.Г. Высоцкий Ректор семинарии, протоиерей А. Орлов Св. М. Попов H. Бурмакин И. Макаров От корпорации Владимирской духовной семинарии: М. Плаксин С. Троицкий И. Левкоев М. Гербановский И. Соболев От корпорации Вологодской духовной семинарии: Ив. Петрович Романов В. Воскресенский Ив. Бачалдин Сер. Смирнов А. Селиванов И. Тюрнин От корпорации Воронежской духовной семинарии: Ректор семинарии, протоиерей Η.Ф. Околович А.К. Мишин В.Ф. Глаголев И.М. Ублинский А.Г. Розанов Н. Щукин От корпорации Донской духовной семинарии: Иадор Нарциссов Алексей Покровский Д. Грацианский А. Никольский От корпорации Новгородской духовной семинарии: Ректор семинарии, арх. Сергий М. Кедринский Α. Воскресенский Ив. Голованов И. Громцев От корпорации Олонецкой духовной семинарии: М.И. Смирнов А.А. Бурцев От корпорации Оренбургской духовной семинарии: Г.И. Филиппович С.С. Никольский В.Я. Струминский —49— 10. От корпорации Самарской духовной семинарии: К. Казанский От корпорации Саратовской духовной семинарии: Инспектор семинарии В. Сергеев Прот. И.И. Кречетович От корпорации Ставропольской духовной семинарии: М.Д. Сперанский И.Ф. Чернявский В.Г. Розанов От корпорации Тамбовской духовной семинарии: Я.Х. Хабиб-Хананий А. Орлов И. Розанов От корпорации Таврической духовной семинарии: А. Высотский От корпорации Тобольской духовной семинарии: Ректор семинарии, арх. Николай От корпорации Уфимской духовной семинарии: Ив. Ив. Адамов От правления Харьковской духовной семинарии за 1908 и 1909 годы: Н. Смирнов А. Добросердов И. Смирнов —50— 18. От корпорации Холмской духовной семинарии: Архимандрит Дионисий Мих. Кобрин Свящ. П. Петров Иер. Варлаам От корпорации Барнаульского духовного училища От корпорации Владимирского духовного училища: А.И. Постников Н. Соловьев Ив. Альбицкий От корпорации Воронежского духовного училища: В.И. Самецкий А.Г. Борис С.Е. Попов Прот. В.Д. смотритель дух. учил. От корпорации Вологодского духовного училища: Свящ. П. Рукин Ст. Седов Вл. Смирнов, помощник смотрит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По распоряжению местной комендатуры Пскова священникам запрещено проводить венчание до государственной регистрации брака. За нарушение этого указа может быть назначен штраф до 500 рублей. В последнее время благотворительные сборы Православной Миссии в Пскове заметно уменьшились. Прежде они составляли 10 000–12 000 рублей в месяц, а в августе и также предположительно в сентябре в Пскове было внесено на русский «Красный Крест» только 2000 рублей 207 . Миссия заявила, что пожертвования населения в летние месяцы уменьшились. Однако ходят слухи, что члены Миссии «набивают карманы» и переводят большие суммы экзарху Сергию в Ригу. Православный священник Амосов, который в качестве представителя духовенства окормляет прифронтовую область южнее Ленинграда, во время своей поездки в Ригу, где он посетил экзарха Сергия, останавливался на несколько дней в Пскове и выдвинул тяжелые обвинения против Православной Миссии 208 . Он говорил об имеющихся там больших недостатках, растрате значительных денежных сумм; особенно бросаются в глаза многочисленные курьерские поездки членов Миссии к экзарху в Ригу, которые лишь преследуют цель избежать всякого контроля при частых передачах Миссией денег и почты; экзарх Сергий в Риге был агентом НКВД, который ненавидит немцев и. кроме того, ведет аморальный образ жизни. В Луге успехом увенчалось ходатайство о передаче бывшего музея для церковных целей. Это здание должно служить заменой большому православному собору. Доход лужских храмов ежемесячно составляет около 9000 рублей. Банковский счет Церкви в имперской кредитной кассе в конце сентября 1942 г. составлял около 29 000 рублей [...]. ВА, R58/699. В/. I, 7–13. Машинописный экземпляр. Сообщение митр. Сергия (Воскресенского) в ведомство рейхскомиссара Остланда о поведении партизан по отношению к Церкви 209 Рига, 19 марта 1943 г. Я сообщаю Вам для сведения следующее. Назначенный служить на территорию Миссии священник Яков Начис (Латвия) во время пребывания в Риге 8 марта этого года предоставил письменный доклад и дополнил его устным рассказом о ситуации в окормляемых им приходах Выборы (где он живет), Сигорицы, Владимирец и Шилово (Псковский округ, Сошихинский район). Его сообщение заключается в следующем:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как к тем же самым выводам автор пришел и ранее, путем исследования рукописного апостольского текста, – то это единство выводов на основании различных отделов Нового Завета, а частью и разных материалов, является не только научной проверкой, но и блестящим доказательством правильности —24— выводов автора по отношению к редакциям древнеславянского рукописного текста новозаветного. 2) Труд проф. Г.А. Воскресенского отличается удивительною полнотою и обширностью изучения источников предмета, не только по 108 рукописям евангельского текста XI–XVI вв., имеющимся в русских и заграничных библиотеках, но и по многим другим памятникам древнеславянской письменности, в коих находятся те или другие евангельские тексты, а также и по ученым исследованиям рукописного славянского текста ветхозаветного. 3) Выдающимся достоинством труда служит также его тщательность, обнаруживающаяся как в сличении и проверке рукописей и печатных изданий их, так и в самом издании труда почти свободного от опечаток (из 22-х тщательно автором исправленных опечаток на 316 страницах славянского текста только 4–5 можно признать более или менее важными): в трудах подобного рода это – существенное и крупное достоинство. 4) Должно, затем, указать на плодотворность труда для научного исследования славянского текста новозаветного, заключающуюся в том, что работа Г.А. Воскресенского составит твердую основу для всех дальнейших работ по тому же предмету, которые должны будут состоять только в подставлении новых разночтений к собранным уже в труде Г.А. 5) Как на выдающееся достоинство труда должно указать на его надобность в настоящее время для русской церкви, доселе не имеющей научного издания ни Русской, ни Славянской Библии. 6) Труд автора, кроме того, принесет большую пользу как для преподавателей духовных и светских учебных заведений, так и для всех занимающихся изучением Нового Завета, в качестве пособия для понимания священного текста новозаветного-славянского, русского и даже греческого. —25— 7) Кроме всех этих, имеющихся и в древнеславянском Апостоле достоинств, настоящий труд проф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фруктовский, который едва справлялся со своей службой. Наконец, 24 февраля 1943 г. двадцатка вступила в переговоры с заштатным обновленческим протоиереем Сергием (Румянцевым). Он был приглашен на вакансию второго священника с тем, чтобы впоследствии занять и остававшуюся уже пять лет вакантной обновленческую Ленинградскую архиерейскую кафедру. В марте сектор административного надзора Ленгорисполкома удовлетворил ходатайство двадцатки о регистрации С. Румянцева, вскоре он был удостоен сана протопресвитера. Его кандидатуру на архиерейскую кафедру утвердил первоиерарх, который 8 апреля прислал С. Румянцеву телеграмму: «Предлагаю Вам немедленно прибыть ко мне в Ульяновск, Радищева, 103 для хиротонии во епископа Ленинградского» 508 . В 1942 г. в Ульяновске уже была совершена одна архиерейская хиротония во епископа Рыбинского Димитрия (Лобанова), но в этот раз власти разрешили выехать ленинградскому протопресвитеру только в Москву. В столице 18 апреля 1943 г. и состоялась последняя хиротония обновленческого епископа, им стал Сергий Румянцев, женатый и имевший детей. В Московском Воскресенском соборе в Сокольниках его рукоположение во епископа Ладожского, викария Ленинградского с поручением временно управлять Ленинградской епархией совершили архиепископ Звенигородский Андрей (Расторгуев) и епископ Ташкентский и Среднеазиатский Сергий (Ларин). Румянцев, уважаемый прихожанами, был избран ими, а не назначен сверху. Этот случай оказался лебединой песней обновленческого брачного епископата 509 . К середине 1943 г. первоиерарх управлял тринадцатью правящими архиереями (6 митрополитами, 4 архиепископами, 3 епископами) и, кроме того, более 10 иерархов находились на покое как безместные. Ощущалось явное «перепроизводство» обновленческих архиерейских кадров, и А. Введенский назначал их, главным образом, на священнические места. В 1943 г. патриотические взносы обновленцев еще более выросли. Спустя месяц после своей хиротонии, 21 мая, епископ Сергий (Румянцев) обратился с посланием, опубликованном в «Ленинградской правде» , к 1-му секретарю Ленинградского обкома ВКП(б) А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обратную сторону такого воззвания и причины его мы увидим сейчас ниже: В конце апреля м[итрополит] Сергий вернулся в Вильно. 28 апреля, т. е. накануне его убийства, я был вызван к нему в 9 часов утра. Митрополит был взволнован: «Не знаю, что со мной будет теперь»…, так начал он свою беседу. Оказывается, перед собранием духовенства в Риге, он был вызван к министру Розенбергу (приехавшему для этого специально) и комиссару Прибалтики Лозе. Здесь ему было предложено в категорической форме сделать постановление на съезде против патриарха Сергия как «лжепатриарха и сталинского агента и провести официальное отречение от Московской патриархии»… Нужно иметь в виду при этом, для представления серьезности положения, что осенью 1943 г. православными епископами всей Европы (кроме Прибалтики) под руководством м[итрополи]та Анастасия в Белграде (Сербия) по приказу из Берлина сделано громкое постановление «о неканоничности инсценированного большевиками в политических целях избрания патриарха», причем Патриарх Сергий был прозван «лжепатриархом» (см. «Новое слово», 10 октября 1943 г. 18, Берлин). И вот теперь на предложение министра Розенберга м[итрополит] Сергий решительно ответил: «Я этого сделать не могу. Патриарх мой духовный отец по монашеству. Что хотите со мной делайте, а я своей руки на него поднять не могу и никогда не отрекусь от него (говорил он мне со слезами). Мало того, если я узнаю каким-нибудь путем, хотя бы только из газет, что патриарх недоволен моей деятельностью, я сейчас же отказываюсь от всякой церковной работы и схожу на нет… А против Советов я могу написать, что вы мне прикажете…». Я на эти слова ему заметил: «Что Вы, владыка, сделали? Зачем гак разоткровенничались, чисто по-русски, перед немцами? Этим Вы себя погубили…» — Митрополит ответил: «Все равно. Я дальше этого насилия терпеть не могу. Пусть ссылают на тяжелые работы или расстреливают меня… мне все равно. Да и мне предсказано еще в Москве одним хиромантом, что я кончу насильственной смертью в 1944 году».

http://pravmir.ru/zayavlenie-po-delu-ob-...

Наибольшую трудность для МДА, как и для всех академий, представлял поиск кандидатов на новую для академий кафедру - рус. языка и слав. наречий. Помощь Московского ун-та в этом вопросе получить не удалось, поэтому Совет МДА решил подготовить собственного кандидата. Студент выпускного курса Г. А. Воскресенский в 1871 г. для теоретического изучения слав. наречий был направлен в столичный ун-т, а в нояб. 1873 г.- за границу. Процесс подготовки оказался довольно длительным: Воскресенский изучал языки и источники на практике в Праге, Белграде, Загребе, Вене около полутора лет, в 1875 г. вернулся в МДА и после защиты диссертации pro venia legendi (на право чтения лекций) занял место на кафедре. Большое значение имел введенный по новому уставу институт приват-доцентов - внештатных преподавателей, получавших вознаграждение из особого денежного фонда. Задачами приват-доцентуры, идея создания к-рой была заимствована у зап. ун-тов, были, во-первых, чтение отдельных разделов того или иного предмета с целью их более подробного изучения, во-вторых, возможность для начинающих преподавателей проверить себя на практике под руководством более опытных коллег и, наконец, возможность для руководства отбирать нек-рых преподавателей с целью замещения штатных кафедр. Для допуска к чтению лекций надо было подготовить и защитить в присутствии профессоров и доцентов соответствующего отд-ния диссертацию pro venia legendi, а также прочитать 2 пробные лекции по теме буд. предмета преподавания. Общая сумма, выделенная на содержание приват-доцентов в МДА, составляла 2 тыс. р.; после ревизии еп. Макария (Булгакова) в 1874-1875 гг., согласно его представлению, «приват-доцентская» сумма была увеличена до 2,4 тыс. р. В нач. 1877/78 уч. г. в МДА была учреждена приват-доцентура по церковной истории Византии при кафедре древней истории. На нее был приглашен выпускник 1876 г. преподаватель Подольской ДС И. И. Соколов (впосл. еп. Сергий) (Отчет о состоянии МДА в 1878/79 уч. г.//ПрТСО. 1880. Ч. 26. Кн. 1. С. 150-151). Несмотря на преподавательскую специализацию, в 1880 г. Соколов защитил магистерскую диссертацию, мало связанную с визант. историей ( Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. М., 1880).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Однако в него с целью разложения и скрытия своей кулацкой физиономии вошли в подавляющем большинстве элементы кулачества. В результате полной засоренности дьяковского колхоза кулацко-зажиточным элементом, благодаря антиколхозной деятельности его, разложения, явного срыва колхозных мероприятий колхоз распался, и в нем оказалось только 17 бедняцко-середняцких хозяйств (из числа имевшихся 186 хозяйств). В период перевыборов сельсоветов в 1931 году село Дьяково подвергалось неоднократному переизбранию совета, вследствие того, что кулацко-зажиточный элемент всячески старался ввести и поставить у руководства “своих людей”, внося дезорганизацию в систему перевыборов, наряду с этим усиленно выступая против кандидатур бедняков-колхозников и коммунистов. В данное время село коллективизировано на 24%. Планы заготовок селом не выполнены. По поступившим в Ленинское райотделение сведениям, группа из кулацко-зажиточного элемента под руководством местного попа Воскресенского вела антисоветскую агитацию, направленную к срыву мероприятий партии и советской власти, с использованием религиозных предрассудков масс. Руководитель антисоветской группировки обвиняемый Воскресенский, являясь служителем культа и будучи авторитетным среди верующих, обходя их, внушал им, что организация колхозов убьет религию и религиозные чувства верующих. Как один из методов борьбы с мероприятиями советской власти в деревне обвиняемые по делу с целью дискредитации советской власти распространяли слухи о гибели советской власти и нелепые провокационные слухи о том, что один из колхозников села Дьякова якобы видел видение, заключающееся в том, что он при возвращении из Москвы в село на дороге встретил старца, который предложил ему посмотреть назад, в правую и левую стороны, и когда он посмотрел, то сзади увидел армию и кровь, слева – замученных и оборванных колхозников, а справа – единоличников в хороших костюмах, сытых и жизнерадостных» . 6 апреля обвиняемых перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. 4 августа 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Сергия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был заключен в лагерь на Беломорско-Балтийском канале вблизи станции Медвежья Гора . В начале марта следующего года отца Сергия посадили в камеру с уголовниками. Они сняли с него полушубок, затем остальную одежду и выставили на мороз, который в то время был весьма жесток. Не перенеся издевательств, священник Сергий Воскресенский скончался 11 марта 1933 года и был погребен в безвестной могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Февраль». Тверь. 2005. С. 428-436 Примечания Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/280/sergiy/

Летописец замечает по этому поводу: «Володимер же, надеяся на Бога и на правду», сам пошел к Минску – наказать ослушника. Глеб стал просить пощады. «Володимер же сжалися тем, оже проливашеться кровь в дни постныя великого поста, и вдасть ему мир» 11 . Как на похвальную черту в характере Мономаха, летописец обращает внимание на его уважение и почтение к своим родителям. Свою мачеху Владимир «чтяшет... отца ради своего, бе бо любим отцю своему повелику, и в животе и по смерти не ослушался его ни в чем же» 12 . Но более всего нравится летописцу–иноку то, что Владимир «чтяше сан святительский». Он, говорит летописец, «любовь имея к митрополитам и к епископом и к игуменом, паче же и чернечьский чин любя, и черницы любя, приходящая к нему напиташе и папаяше» 13 . Говоря о смерти Мономаха, все летописцы пользуются случаем высказать какую–нибудь похвалу князю, а Лаврентьевская, Ипатьевская и Воскресенская летописи помещают длинные панегирики его добродетелям. Вот отзыв Лаврентьевской летописи: «Представися благоверный и великий князь русский Володимер... украшенный добрыми нравы, прослувый в победах, его имене тре-петаху вся страны и по всем вемлям изиде слух его: понеже убо он всею душею взлюби Бога... Се же чюдный Володимер потщася Божья хранити заповеди, и Божьи страх присно имея в сердци... добро творяще врогом своим, отпуща я одарены. Милостив же бяше паче меры... тем и не щадяше именья своего, роздавая требующим и церкви зижа и украшая; чтяшеть же излиха чернечскый чип и поповский, подавая им еже на потребу и приимая от них молитвы... тем и Бог вся прошенья его свершаше и исполни лета его в доброденьстве» 14 . В том же роде, только несколько покороче, высказывается о Мономахе и Воскресенская летопись 15 . Ипатьевская летопись произносит отзыв о Мономахе более с государственной точки зрения. Он, по ее словам, «просвети Русскую землю, акы солнце луча пущая; его же слух произиде по всем странам, наипаче же бе страшен поганым». Далее Владимир характеристично называется «братолюбцем», «нищелюбцем» и «добрым страдальцем за Русскую землю» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

А. Щипков: Конечно, есть черта. И здесь разница принципиальна, и разница называется одним-единственным словом - предательство, вот и всё. А. Гатилин: Как его определить? А. Щипков: Есть фундаментальное понятие предательства. Сергий (Страгородский) был у себя дома. Мы можем всячески судить, рядить, рассуждать, писать диссертации на эти исторические темы, но факт остается фактом - он принимал участие в защите своей Родины. Патриарх Сергий (Воскресенский) находился на противоположной стороне. А. Гатилин: Митрополит. А. Щипков: Митрополит, да, простите. Находился на противоположной стороне. Задачи у Гитлера были совершенно иные. Опять-таки, поскольку мы не знаем историю, не так давно, года три назад я читал какие-то материалы, циркуляры гитлеровские о том, как нужно открывать приходы. Одна из главных задач была - противодействие единой иерархии. Они сначала запустили, циркуляры были о том, чтобы ни в коем случае не создать единую иерархию. Там, по-моему, даже было выражение, слово «секта» употреблялось. Это должно быть огромное количество маленьких сектантских религиозных организаций. Всегда здесь очень просто - наши и не наши, поэтому здесь эту черту переступать, конечно, нельзя, а они переступили. В этом проблема, вообще, Псковской миссии, в этом проблема этого фильма, потому что фильм ужасающий с идеологической... Это идеологический фильм, на мой взгляд, абсолютно ужасающий, даже художественно, как Хотиненко все это показал. Это же художественное произведение, это не исторический документ. В этом художественном произведении чекисты - мерзавцы, понятно, что они мерзавцы - они НКВД-шники. Предатель -милиционер, он, конечно, самый скверный предатель. В первоначальном сценарии даже девочку несчастную, которую случайно убивает немец, убивал случайно партизан. Потом увидели, что это перебор в сценарии, это убрали, немца поставили снимать. Одна сцена что стоит, расстрела полицая - это, вообще, кошмарная совершенно сцена о том, когда полицейские, русские предатели-полицаи моются в бане... Русский человек после бани всегда такой расслабленный, очищенный. Выходят в белых рубахах... Он выходит по нужде на берег и кричит: «Идут партизаны. Нас идут убивать!» - потом показывают 2 минуты экранного времени, где партизаны их убивают, кровь, красная кровь. Агнцы. Это что такое? Это же, вообще, какое-то... Ужасный совершенно фильм!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010