Процесс становления монастыря в инородной и иноверческой среде был трудным. Скудость материального обеспечения, тяжелый физический труд, а также внутренние нестроения, связанные с приходом новых сестер, сменой настоятельниц и священнослужителей, разногласиями с Нероновыми, все это испытали насельницы обители, число которых достигло 70 человек. В 1905 году Линтульская община получила статус монастыря. Возрастали его известность и значение. Был открыт детский приют со школой для местного населения на 30 детей. Поддерживалась связь с Гродненским Красностокским миссионерским монастырем. Линтульский приют с храмом в честь равноапостольного великого князя Владимира и мученицы Софии был построен на пожертвования И.М. Тюлева (+29.6.1924 г.) и М.П. Фроловой-Тюлевой (+1.01.1924 г.) в память ее умерших детей Владимира и Софии. Освятил храм архиепископ Сергий (Страгородский) 18 сентября 1911 г. Обучение на русском языке для местных жителей давало возможность в дальнейшем работать в русскоязычной среде; русский язык приводил иноязычных через православную культуру в Церковь. После революции для обители наступили скорбные времена: гражданская война, голод, разруха, отрыв от родной России, изменение церковного управления. Число сестер сократилось с семидесяти до сорока. Так как монастырь находился за границей Советской России, гонений за веру не было, однако обитель испытывала недостаток хлеба, не было уверенности в будущем. В это время монастырь окормляли монахи Валаамского монастыря. В 1924 году в Выборге состоялся монашеский собор, на котором был принят общий Устав общежительных монастырей Финляндской епархии (Валаамского, Коневецкого, Трифоно-Печенгского и Линтульского), в котором были закреплены основы монашеской традиции: единоначалие, уставное богослужение, трудовое послушание и благотворительность. В это время в Линтульском монастыре наладилась духовная жизнь, о чем свидетельствуют совершавшиеся в монастыре монашеские постриги. Второй период в истории Линтульской обители: с 1939 года по настоящее время. В связи с началом советско-финской войны монастырь был вынужден переехать вглубь Финляндии и обустроиться на новом месте. Теперь Линтульский монастырь располагается в местечке Палокки и входит в юрисдикцию Финляндской Автономной Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4984396...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мефодий (Кульман), еп. Кампанский. Фотография. Кон. 60-х гг XX в. (Кульман Владимир Николаевич; 12.07.1902, С.-Петербург - 13.04.1974, Аньер-сюр-Сен, пригород Парижа), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата . Род. в семье проф. Николая Карловича Кульмана (1871-1940), известного слависта и лит. критика. На духовное формирование Владимира оказал большое влияние его дядя свящ. Александр Карлович Кульман († 1937). Во время учебы в гимназии Владимир придерживался социалистических взглядов. Ужасы террора в г. Николаеве, куда семья бежала в 1918 г., изменили его отношение к революции. Осенью 1920 г. семья Кульманов покинула Россию. Более года Кульманы прожили в Варне (Болгария), где Владимир окончил гимназию. В 1922 г. семья переехала в Прагу (Чехословакия). В том же году Владимир поступил на историко-филологический фак-т пражского Карлова ун-та. В студенческие годы на него сильное влияние оказал Пражский еп. Сергий (Королёв) , которому Владимир прислуживал за богослужениями. Большое впечатление произвели на него посещения в студенческие годы Прикарпатской и Пряшевской Руси, где правосл. население столетиями сохраняло свою веру и национальное сознание в чужом окружении. В 1926 г. окончил ун-т со степенью доктора философии. Был сотрудником пражского Славянского ин-та, однако отказался от карьеры кабинетного ученого и решил отдать все силы служению Церкви. Еп. Сергий благословил его поступить в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже. Работал в Славянской б-ке. Стал одним из основателей братства имени прп. Сергия Радонежского, участвовал в издании «Сергиевских листков» . 14 дек. 1930 г. пострижен в Париже управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогием (Георгиевским ; с 1931 г. экзарх Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов) в монашество с именем в честь прп. Мефодия Пешношского, был рукоположен во диакона. В 1931 г. окончил Сергиевский ин-т с дипломом 1-й степени. Был рукоположен во иерея. Первое послушание М. проходил как духовный руководитель в молодежном летнем лагере, организованном Русским студенческим христианским движением на атлантическом побережье Франции. Там он служил в лагерном храме, проводил беседы, ежедневно читал краткие проповеди, которые по указанию начальства не должны были превышать 3 мин. Этот навык остался у него на всю жизнь: его проповеди отличались глубиной мысли и краткостью изложения. Духовником М. был свящ. Сергий Четвериков, который передал ему любовь к Оптиной пустыни и вместе с которым М. в 1939 г. ездил в Валаамский мон-рь в Финляндии. В 1932 г. М. стал настоятелем только что основанного в г. Аньер-сюр-Сен деп. О-де-Сен Франции храма Христа Спасителя (в память о разрушенном храме Христа Спасителя в Москве). В этом храме М. служил 42 года. В 1938 г. был возведен в сан игумена, в 1940 г.- архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563118.html

Митрополит Сергий (Страгородский): штрихи к портрету Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 1 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Оценка жизни и деятельности митрополита Сергия (Страго­родского) является одним из самых спорных и трудных вопросов церковной истории. Пожалуй, ни о ком не написано больше. Количество авторских листов иностранного происхождения в десятки раз превышает отечественные. Можно встретить особые термины: сергианство, сергианская линия, сергианцы, которыми награждались и награждаются сторонники митрополита. Обсуждали и обсуждают, в основном, три момента: “Декла­рацию 1927 года”, пресс-конференцию 1930 года и каноничность главенства митрополита в Церкви. Утверждение авторских выводов идет в одном направлении: принимается все, что указывает на отношения иерарха с властью, и отметается все, что объясняет причины этих контактов. Предъявляются необоснованные обвинения, формируется далекое от объективности мнение, ставится под сомнение позиция, которую занимала Церковь в конце 20-х, в тридцатые и в начале 40-х годов. Упрощенно и схематично толкуется личность самого иерарха, чья судьба неразрывно связана с труднейшим периодом в истории страны и Церкви. И вряд ли кому из Первосвятителей, чей тяжкий жребий служения пришелся на долгие годы строительства новой жизни, выпала доля митрополита, а с осени 1943 года и Патриарха Сергия… Будущий Первосвятитель (Иван Николаевич Страгородский) родился в семье священника Алексиевского женского монастыря в городе Арзамасе 2 января 1867 года. Быстро пролетели годы в Арзамасском Духовном училище, затем в Нижегородской семинарии, которую пытливый юноша окончил по первому разряду. За время учебы в Петербургской Духовной академии Иван Страгородский проявил себя как вдумчивый исследователь, его семестровые работы удивляли широтой мышления. 30 января 1890 года, в день памяти трех Святителей, юноша был пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского. В этом же году он закончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение “Право­славное учение о вере и добрых делах”. В работе была предпринята попытка через полемику с католическим учением о “сверх­должных” заслугах святых и протестантским об оправдании только верой изложить православное учение о Спасении, основанное на святоотеческой традиции. Этой же теме будущий митрополит посвятил и свою магистерскую диссертацию, защищенную им в 1896 году и выдвинувшую молодого магистра в ряд видных православных богословов своего времени.

http://pravmir.ru/mitropolit-sergiy-stra...

Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 Января 1867 года в г. Арзамасе в семье священника Алексеевского женского монастыря. Он рано лишился матери, скончавшейся от чахотки вскоре после рождения сына. Вместе с сестрой, бывшей на год старше его, он рос в монастыре на попечении бабушки. На восьмом году жизни Иван Николаевич Страгородский был отдан в приходское училище, а затем переведён в Арзамасское духовное училище. Потом, как это было обычно для детей духовенства, последовала учёба в Нижегородской Духовной Семинарии (которую он окончил в 1886 году по первому разряду). Дальше предстояло делать выбор, и юноша, решивший посвятить свою жизнь служению Богу и Его Церкви, уже по собственной воле отправился в Петербургскую Духовную Академию. В списке принятых он оказался на шестом месте. Дальше начались годы учёбы. Он был неизменным посетителем ежедневных Богослужений в академическом храме и, обладая приятным басом, принимал в них непосредственное участие. Большое влияние на всю его будущую жизнь оказала поездка в Валаамский монастырь, где вместе с товарищем по Академии он провёл каникулы при переходе на четвёртый курс. Живя по монастырскому уставу, неся послушание, он окончательно решил всецело посвятить себя служению Богу в иноческом чине, хотя разговоры об этом в кругу друзей он вёл и ранее. 30 Января 1890 года в день памяти Трёх Святителей Иван Страгородский был пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского. Вскоре последовало рукоположение в две первые степени священства. В этом же году иеромонах Сергий окончил Академию первым по списку со степенью кандидата Богословия за сочинение «Православное учение о вере и добрых делах», которое он писал под руководством профессора А.Л. Катанского . В этой ранней своей работе молодой богослов, полемизируя с католическим учением о «сверхдолжных» заслугах святых и протестантским об оправдании одной только верой, предпринял попытку выявить основанное на святоотеческой традиции Православное учение о спасении. Этому же будет посвящена и его магистерская диссертация, успешно защищенная им пять лет спустя в 1895 году и выдвинувшая его в ряд выдающихся Православных богословов нового времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые проповедники евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии На долю нынешнего поколения православных русских людей выпало счастливое время – быть свидетелями и участниками торжеств тысячелетия утверждения христианства на Руси. В 988 г. святой Владимир, прозванный благочестивым народом «красным солнышком», вместе с рукой византийской царевны Анны принял сам крещение, а затем крестил и киевлян. Значение этого события, введшего Русь в общую семью христианских народов, было для неё настолько велико и важно, как в IV в. для всего мира объявление святым римским императором Константином Великим христианства дозволенной религией. За истекшее тысячелетие Русская Православная Церковь прошла большой исторический путь, вписала много славных страниц в летопись великих и светлых событий. В данном сообщении открывается лишь небольшая часть летописи, посвящённая святым проповедникам Евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии. Для православных русских людей дорога, священна память тех тружеников, которые, с помощью Божественной благодати, просветили светом Христовой веры наш северный край. В истории русской святости и в её религиозной феноменологии изучение подвигов этих тружеников Христовых весьма важно, ибо в них православный русский народ чтит не только своих небесных покровителей, но и видит откровение для своего духовного пути. К таким подвижникам относятся, прежде всего, святые иноки, духовно связанные с Валаамской Преображенской обителью. Это преподобные Сергий и Герман Валаамские (ок. 1353 г.), Арсений Коневский († 1447), Александр Свирский († 1533) и Афанасий Сяндемский (ок. t 1580) 79 . Согласно местному преданию, хранимому Финляндской Православной Церковью , Валаамская обитель, названная Предстоятелем Финляндской Православной Церкви Архиепископом Павлом «колыбелью Православия в Карелии», основана была в 960 г. 80 Организаторами монашеского жития на Валаамских горах явились преподобные Сергий и Герман, пришедшие на остров Ладожеского озера в начале XIV столетия. В Новгородском свитке конца XVI в. сообщается следующее: «6837 (1329) старец Сергий пришёл на Валаам» 81 . Подвижники с усердием потрудились в деле благовестия христианской веры местным жителям. Им пришлось и защищать православие от действия шведов-католиков, которые во главе с королём Магнусом насаждали латинство среди карелов огнём и мечом. Насилия католиков вызвали обратную реакцию – население стало возвращаться в язычество и искать помощи у старых богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в Х веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития прпп. Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме, о существовании здесь православного монастыря в Х веке. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Возможно, именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии Преподобных встречается в многочисленных списках " Валаамской беседы " - памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало " Беседы " , несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа ( " Карельских чудотворцев " ) из Новгорода в монастырь " Всемилостивого Спаса " - по " утишении военной опасности " , по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Чрезвычайно широкое распространение " Валаамской беседы " , известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция " нестяжателей " в известной церковной полемике XVI века.

http://pravicon.com/info-3351

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Валаамское старчество и Псково-Печерский монастырь Не ищи правды на земле... ищи ее в себе Иеросхимонах Михаил (Питкевич) (1877–1962) Источниками к составлению жизнеописания о. Михаила (Питкевича) послужили архивные материалы Псково-Печерского монастыря, а также опубликованные материалы о жизни и старчестве иеросхимонаха Михаила Младшего, среди которых особое место занимает жизнеописание старца, составленное его духовной дочерью монахиней Марией (Стахович). Впоследствии ее записи были изданы отдельной книгой, а также опубликованы по частям в «Русском паломнике», фрагментарно – в книгах «У “пещер Богом зданных”» и «Любовь покрывает все: жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского». Поучения о. Михаила цитируются по его беседам с писателем С.Большаковым, а также по воспоминаниям иеромонаха Кенсорина (Федорова); впоследствии архимандрита, монахини Марии и других духовных чад подвижника. Иеросхимонах Михаил (в миру Михаил Иванович Питкевич) родился в Латвии, в г. Двинске, 24 июля 1877 г.. «Отец был православный, мать – католического вероисповедания». С детства крещенный в Православии, Михаил стремился посвятить свою жизнь на служение Богу, много паломничал по монастырям. Среднее образование получил в своем родном городе. По достижении совершеннолетия он был призван на военную службу, по окончании которой в 1902 г. смог осуществить свою заветную мечту: поступил в Валаамский монастырь. Только в 1914 г. Михаил был пострижен в монашество с именем Тимон, в честь одного из 70-ти апостолов. Вскоре послан в Санкт-Петербург на Калашниковское подворье, где исполнял послушание певчего. В 1917 г., по возвращении в Валаамскую обитель, монах Тимон рукоположен в сан иеродиакона, а в 1921 г. – в сан иеромонаха. Любимым местом подвига о. Тимона был Гефсиманский скит, где он долгое время ежедневно служил литургию. Во время «календарной смуты» на Валааме иеромонах Тимон, будучи духовным сыном старца Михаила (Попова), был на стороне старостильников. По смерти своего учителя он стал духовником братии, которая не приняла новый стиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Старый Валаам Из странничества в истинное жилище... Схиигумен Маврикий (Баранов) (1838–1918) Это блаженный и святой подвижник девственник, молитвенник, исполненный любви и милосердия к ближним. Продолжая традицию валаамского старчества, берущую свое начало со времен игумена Назария (Кондратьева), схиигумен Маврикий был не только прекрасным администратором, строителем, но и духовным наставником для братии. Являя «собою пример смирения, простоты, неустанного молитвенного подвига, многих трудов и сердечной отзывчивости», он вошел в историю обители как «великий праведник». Основой для составления жизнеописания подвижника послужили преимущественно архивные материалы: неопубликованные письма старца, рукописи, дневники его современников, а также из личных дел, документы, которые существенно дополняют и корректируют изданные жизнеописания схиигу- мена Маврикия. Игумен Маврикий (в миру Михаил Баранов) родился 30 декабря 1838 г. в деревне Ивашева-Поддубного Ростовского уезда Ярославской губернии. Родители его были крестьянами. Однако есть сведения, что среди родственников схиигумена Маврикия были представители духовенства и монашествующие. В одном из писем к некоей Александре Ивановне в сентябре 1916 г. о. Маврикий писал: «С любовью сообщаю своих почивших родных, имена коих суть следующие: архимандрит Агафангел, иеросхимонах Иоасаф, схимонахи Агапий и Никита, Григорий, Неонилла, Анна, Григорий, Агриппина, Екатерина». С юных лет Михаил Баранов стремился вести духовную жизнь. Он любил посещать богослужения в храме, совершал паломничества по святым местам Руси и Палестины. Известно, что до приезда в Валаамский монастырь Михаил работал приказчиком в большом хлебном магазине Санкт-Петербурга, но уже тогда желал иноческой жизни. В Валаамскую обитель он поступил 20 мая 1888 г., а не в 1893 г., как ошибочно указывается в известных опубликованных жизнеописаниях. 3 августа 1889 г. определен в послушники, а 15 января 1893 г. пострижен в монашество с наречением имени Маврикий. В том же году, 29 июня, монах Маврикий был рукоположен во иеродиакона, а на следующий год, 6 ноября, – во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Старый и Новый Валаам Строгий подвижник и великий молитвенник Иеромонах Викентий (Косарев) (1867–1941) Иеромонах Викентий (в миру Василий Косарев) родился 11 декабря 1867 г. в крестьянской семье в Ярославской губернии. О детских и юношеских годах Василия архивные материалы умалчивают, но по плодам, принесенным в дальнейшей жизни в монастыре, можно судить, что он воспитывался в благочестивой семье. В ребенке родители сумели воспитать особое благоговение к церковным службам и крепкую веру. 11 июля 1891 г. Василий Косарев поступил в Валаамский монастырь в число трудников; 25 апреля 1896 г. был зачислен в послушники. Горячее желание послужить Богу в иноческом чине, примерное поведение и усердное выполнение различных послушаний в монастыре сделали молодого послушника заметным для священноначалия обители, и 22 апреля 1900 г. Василий Косарев был пострижен в монашество с именем Викентий; во иеродиакона рукоположен 27 января 1902 г. Вскоре после рукоположения о. Викентия перевели на послушание в Архиерейский дом архиепископа Финляндского. На послушания в Архиерейский дом или на монастырские подворья в городах переводили иноков, известных строгой монашеской жизнью. О. Викентий вполне оправдал доверие игумена монастыря. 30 мая 1905 г. ему было преподано архипастырское благословение – за тщательное исполнение диаконских обязанностей в церкви Финляндского архиерейского дома, за усердие на других послушаниях и хорошее поведение. 6 сентября 1906 г. о. Викентий был рукоположен во иеромонаха и некоторое время служил в монастырской часовне в Петрограде. По представлению настоятеля за усердные труды и полезную службу Церкви к празднику Святой Пасхи 6 мая 1921 г. он был награжден золотым наперсным крестом. В 1931–1932 гг. иеромонах Викентий был помощником монастырского духовника, в его обязанности входило исповедовать и причащать старцев, проживавших по старости лет при монастырской больнице, и больных насельников монастыря. Это послушание о. Викентий выполнял добросовестно, он следил, чтобы никто у него не умер без причастия Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

VII. Особенные случаи и чудотворения В 1789. году, при копании рвов для ограды, найден старинный деревянный резной крест, искусно сделанный. Неизвестно, кому достался этот крест и где находится он ныне. Во время настоятельства о. игумена Ефрема обретена на Валааме чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Сие обретение совершилось чудесным образом. Два прибрежные жителя из Олонецкой губернии шли раннею весною по льду в Валаамскую обитель для поклонения угодникам Божиим Сергию и Герману. На половине пути странников застиг ветер столь сильный, что взломал лёд и разметал его по озеру. Бедняки трое суток носились по необозримому пространству воды на уцелевшей под их ногами небольшой льдине. Одно только милосердие Божие могло спасти их от погибели и они молили преподобных Сергия и Германа предстательствовать пред Господом о их избавлении. Внезапно нашло на них оцепенение, и в это время явились им два святолепные старца – монахи, которые, успокоив их близким спасением, повелевали, в благодарность за сие, по прибытии в Валаамскую обитель, воздать молебное пение пред иконою Пресвятой Богородицы, нарицаемой Смоленская и находящейся в монастырской чернорабочей избе. Удивлённые странники вопросили иноков: кто вы и как попали к нам на эту льдину? – „Мы Валаамские старцы Сергий и Герман; уповайте на Бога и не страшитесь”. Погибавшие очнулись с радостными чувствами и укреплёнными силами. Взорам их представился Валаамский монастырь, у подножия которого стояла носившая их льдина. Восхвалив дивного во святых своих Господа, они сошли на берег и, пришедши в обитель, рассказали настоятелю и братии о своем приключении. По словам их, отыскали икону Смоленской Божией Матери и отпели Пречистой Деве и угодникам Божиим Сергию и Герману благодарственный молебен. Признательные странники год трудились безмездно в святой обители и потом благополучно возвратились на родину. Святая икона сия доныне находится на Валааме в тёплом Успенском соборе, за правым клиросом, подле дверей, ведущих в ризницу, и украшена позлащенною ризою с драгоценными каменьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010