По образцу со смирением и терпение тоже имеет три свойства, но, к сожалению, старец упомянул лишь об одном свойстве, или же продолжение этих записей до нас не дошло. «Терпения также три свойства, первое – благодатное, даруемое Богом за брань со страстями и за сердечное истинное смиренномудрие и за твердую веру к Божественному вседержительству и смотрительному о нас неусыпному Божию зрительству и попечению всемогущему, всеблагому и все- видящему. Об этом терпении многие и много писали. Спаситель терпение назвал самым благонадежным средством к духовному плодоношению и окончательным венцом христианского спасения и совершенства. И сии, говорит, приносят плод в терпении, овыя в тридесят, овыя шестьдесят, а овыя во сто. И еще говорит, претерпевый до конца, тот спасется». Далее в записке старца Агапия есть высказывания, не связанные общей темой. Например, старец говорит, что «чтение писаний – свет сердечных и душевных очей». Нам известно, что схимонах Агапий часто говорил ученикам, чтобы они ежедневно читали Священное Писание , которое, как считал старец, необходимо изучать всю жизнь. Вообще слово «учение» у старца Агапия понимается определенным образом: «Я решил положить начало от всего и от всех учиться, потому что духовная жизнь, по свидетельству святых Отцов, есть бесконечная наука и наука из наук. Желаю жить да учиться». Теперь перейдем к рассмотрению частных наставлений, изречений, которые запечатлены в разных архивных источниках. На вопрос, как часто причащаться Святых Христовых Таин, схимонах Агапий отвечал: «Большая помощь и великая польза от частого причащения Св. Таин». В архиве есть высказывания старца, обращенные к новоначальным инокам. Первые слова назиданий содержат в себе призыв к послушанию. Старец учит: «Наипаче проходить святое послушание, наложенное от настоятеля, с благочестием, страхом Божиим, терпением, разумной кротостью и молчаливостью». А духовникам, в послушании у которых находятся молодые иноки, советует: «Молодость по своей природе и (своим. – Авт.) худым привычкам очень непостоянна, а потому наставнику нужно с мужеством охранять новоначальных и молодых иноков, внушая им слова Священного Писания – в терпении вашем стяжите души ваша».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В рукописном Валаамском патерике сохранилась назидательная история с надписанием: «Помощь иноку из загробного мира», рассказывающая о благодатном заступничестве о. Вениамина: «Справедливо св. отцы сказали, что “монах не вернется в свою келию таким, каким вышел из нее!” Что же сказать нам о тех отлучках невольных, за святое послушание, из обители иноков, когда им приходится долго жить среди мира и его соблазнов, например: на подворьях в городах или, что еще несравненно опаснее и вреднее для инока, это жить среди семьи, окруженным разными соблазнами мирскими? В такую обстановку жизни попадают священноиноки, когда их временно посылают, например, на приход вместо священника, тогда поневоле приходится иноку жить в семье среди соблазнов. Враг старается уловить в свои сети вышедшего из обители инока, и только сила молитв и сила св. послушания сохраняют их от нападения греховного. Рассказывал нам один инок, находящийся в подобной обстановке. “Однажды, когда мне было очень тяжело и я уже был на краю гибели, а помощи подать мне было неоткуда, я находился в сильном волнении, как вдруг, моментально, совсем неожиданно для меня, я впал в забывчивость или как бы в легкий сон. И вот, я вижу, откуда-то по воздуху величаво и радостно идет ко мне покойный наш старец иеросхидиакон Вениамин в полной схиме. Лицо у него было как свет, схима словно огненная, лучи света испускает от себя вся его величавая личность. Подошел он ко мне, приятный, веселый и радостный. Увидел его я, бросился к нему как бы на шею и низко-низко поклонился ему. Затем стал жаловаться на свое тяжелое положение, сказав ему между прочим: “Помолитесь, батюшка, за меня, мне ведь здесь очень тяжело стало жить!” “Я за тебя постоянно молюсь! – ответил старец, – не скорби, Бог да поможет тебе и да сохранит тебя!” С этими словами старец моментально от меня скрылся, а я будто бы очутился уже на Валааме, в церкви Предтеченского скита. Вижу, на своем обычном месте, за правым клиросом, сидит уважаемый всеми нами, в то время еще здравствующий старец схимонах о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По мнению о. Агапия, необходимо отличать истинное терпение от ложного, бесовского: «Св. апостол Павел пишет: Бога ради имейте терпение, если желаете с удобством волю Божию исполнять. А в другом смысле он называет терпение духовным плодом и что благодатному и смиренномудрому терпению похвала – польза и честь неисчислима. Другого терпения свойство есть бесовское. Оно начинается от тонкой внутренней гордости и высокомудрия, соединенное со своим пожеланием, не достигшее своего пожелания переходит в сердечное смущение, от которого в злобу, а потом и к совершенному сердечному безвозвратному ожесточению и к окончательному омерзению и опустению, от чего да избавит нас Господь Бог наш Своею благодатию и человеколюбием. А третье свойство между сими некое посредственное, иногда терпит, а иногда смущается, и ропщет, и ожесточается, и опять приходит в себя, и смиряется, и зазирает, и укоряет себя, и приносит Богу покаяние учащенное, и опять смущается. Такому есть еще большая надежда и на стяжание благодатного терпения, если будет духовно над собою бодрствовать». «Всякая добродетель так должна быть соединена с терпением, как день со светом, день терпения и свет добродетелей. Спаситель сказал: кто ходит во дни, тот не споткнется, потому что свет пред собою видит, а кто с терпением исправляет добродетель, тот не падет и не разобьется о камень малодушия, яко Господь подкрепляет руку его смиренную и простую веру в Него». Добродетель терпения имеет свойство перерастать в долготерпение. «Благодатное терпение имеет два предела, – учит старец. – Первое называется просто терпение, а второй предел называется долготерпением. Терпение потому терпит скорбь, что нельзя от нее избыть, и как скоро увидит возможность избыть скорбь, сейчас перестает и терпение, а долготерпение, если и увидит средство избыть скорбь, но не избывает, а терпит до конца, когда скорби по Божию смотрению отнимутся сами собой». А терпение вместе с долготерпением, по мнению старца, – это величайший дар Божий. «Сию священную цепь родовых добродетелей скрепим между собой неким духовным любви союзом. Это есть благодатное во всех находящих на нас скорбях со смирением терпение. Благодатное и спасительное терпение и долготерпение есть дар Божий от великих. Оно ниспосылается свыше от Отца светов к нашему смиренному малодушию и к познанию своей немощи притягивается, как к магниту железо».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вернувшись в январе 1916 г. на Валаам, о. Ириней сначала участвовал в совершении богослужений, а потом в течение многих лет нес послушание при раке преподобных, бессменно и неопустительно стоя все службы в монастырском соборе и наблюдая за чи- стотою и опрятностью священной раки, возжигая ее лампады и светильники. «Сколько раз после ранней обедни задерживались мы у святой раки, слушая поучительные беседы отца Ири- нея о самых разнообразных вещах, – вспоминает один из паломников. – То говорил он нам о молитве, то рассказывал о себе, то о подвиге монашества. Иногда шутил и в остроумии своем бывал неподражаем, но лицо его при этом всегда оставалось совершенно серьезным: ни тени улыбки ни во взгляде, ни в одной черте лица. Этим он не раз приводил нас в недоумение: шутит он или говорит серьезно, пока мы не привыкли и не научились разбираться в его словах. И любили мы эти его шутки. Многие из них вспоминаются и поныне, когда друзья Валаама соберутся вместе теплым кружком и с любовью снова и снова делятся дорогими воспоминаниями. Помногу иной раз беседовал с нами отец Ириней, по временам задавая вопросы и внимательно слушая, потом поучал, отечески наставляя, утешал, разрешал сомнения. Иногда он жаловался на свои телесные недуги и немощи, которые его действительно часто и сильно одолевали. Ужасные ревматические боли часто лишали его и того кратковременного сна, какой позволяют себе подвижники благочестия. Но и в такие моменты физического недомогания чувствовалось, что где-то глубоко на дне его души царит все та же ясная любовь христианина, та же чудная и мирная радость о Господе. “Ангелы Божии, здравствуйте!” – всегда приветствовал нас отец Ириней и, благословляя, опускал на наши головы свою старческую сухую руку. И прикосновение это было полно такой чистой, отеческой ласки, что умиление охватывало душу и часто хотелось опуститься на колени и сказать: “За что, батюшка, вы нас так любите? Ведь мы этого ничем не заслужили”. И чувствуешь словно какую-то свою виновность перед ним, быть может, оттого, что не умеет сердце мирянина ответить на эту любовь чувством должной взаимности, а хочет, бесконечно хочет и просит у Господа помощи. Так любовь инока сама собою учит мирянина смирению».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

апреля 1910 г.] Божия милость . Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала ( Пс. 32,1 ). Пророк, созерцая все великие благодеяния, как к нему относящиеся, так и ко всему его роду, чрез многие поколения в чувстве признательности к Божией благости сказал эти слова: и ты, душа моя, благодари, прославляй Господа, от юности твоей даже до старости хранящего, милующего и утешающего: что если бы не благий Промысл Божий хранил меня доселе, не сошла бы душа моя во ад? Несмотря на то что ты (душа) многими грехами оскорбляла Господа, Господь все терпит, ожидая твоего обращения и покаяния. Не медли же, спеши в объятия спасительного покаяния, пока еще двери милосердия Божия для тебя совсем не затворились. Милосерд Господь твой, Он говорит пророкам Своим: Не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Из. 33,11). Слава, Господи, многому Твоему о мне милосердию! апреля 1910 г.] Божия истина «Иисусе, истино, лесть отгонящая» (слова из акафиста Иисусу Сладчайшему). Всякую бесовскую лесть, всякое лукавство, всякое злое мудрование, всякую неправду, «Иисусе, истино», отгони далече от душ наших, просвети ум наш светом Твоих спасительных заповедей, утверди в истинной вере, чтобы непоколеблемо быть выше всякого ложного человеческого мудрования. Без Твоего, Иисусе, просвещения многие бедные люди заблуждаются в истине правой веры, увлекаясь всякими ложными мнениями и расколами. Иисусе, «мудрость недомыслимая», просвети умы наши Божественною мудростью, чтобы ясно познавали пути Твоих законов и веры святой, Кафолической Православной. Без Твоего вразумления, «Свете истинный», мы легко заблуждаемся во мраке лжи, сомнения и неверия. «Во свете Твоем узрим свет!» Просвети очи наши, да некогда уснем в смерть, да не речет враг наш: «Укрепихся на них». апреля 1910 г.] Господь – наша надежда «Возверзи на Господа печаль твою», все заботы ваши возложите на [Господа]: ибо Он печется о вас ( 1Пет. 5, 7 ). Все, что касается до тебя, и в телесном, и духовном отношении, возлагай на Божественный благий Промысл Божий. Если, по Писанию, и «малая птица не упадет на землю без воли Отца Небесного», то тем более Промысл Божий печется о человеке, существе разумно-духовном. Все помыслы малодушия, многозаботливости, докучающие тебя даже во святом храме на молитве, гони далеко от себя силою веры и молитвы в помощь Божию. Познавай, если Господь хранил, хранит тебя доселе, от дней младенчества даже до старости, веруй, что и впредь, и всегда сохранит и поможет, утешит и успокоит не только в этом маловременном житии, как «тень преходящем», но даже на целую вечность. Господь говорит: Не оставлю тебя, не покину тебя ( Нав 1,5 ). Посему и мы скажем: Господь просвещение мое и спаситель мой, когоубоюся? ( Пс. 26,1 ). апреля 1910 г.] Милость Божия к человечеству

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Божия Мати! Утешительница скорбящих, унывающих Радосте, Отрадо печальных, малодушных крепкое благодушие! Утеши печальную скорбную мою душу, с верою к Тебе прибегающую, разгони тучу печали, омрачающую душу мою, просвети меня светом Твоей спасительной благодати, даруй мне в Тебе обретать всегда крепкую Помощницу, сладкое утешение, мир и покой. Ты всякой скорбящей душе, с верою и любовью Тебя, как державную Помощницу, призывающей всегда, поможешь утешить и успокоить, ничто же невозможно ходатайству Твоему, безневестная Мати. Взбранная Воевода, всему миру Предстательница и Прибежище, помоги мне, от малейших прилогов скорбных смущаемому и малодушествующему, ибо я к Тебе с верою, любовью и надеждой всегда прибегаю. июля 1910 г.] В Господе полагай все упование Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает ( Пс. 54, 23 ). При всякой скорби, немощи, печали, недоумении крепко возлагай всю надежду на Господа, отложивши всякий бесовский помысел уныния, огорчающий твою душу. Будь твердо убежден, что Божий Промысл, хранящий весь мир – от крепких вековых дубов до цветущего крина сельного [полевого], – хранящий малую птицу, ценимую единым асарием [мелкою монетою], сохранит и тебя от всякого зла и устроит все о тебе спасительное и полезное. Только отложи свою самонадеянность, надежду на свои силы и свой разум, и, несомненно, помощь Божия, по твоей вере и смирению, устроит все о тебе полезное и благое, если бы даже препятствия и преграды казались тебе, как горы недосягаемые, высящиеся до облак небесных. июля 1910 г.] Молитвами святого великомученика Пантелеймона помоги мне, Господи! Божия Матерь – тихое пристанище «Радуйся, пристанище житейских плаваний» (акафист Пресвятой Богородице). Многие, плавая в водах житейского волнуемого бурею моря, подвергаются потоплению и погибели. Кто их, бедных, избавит от этой горькой опасности, кто проведет их безопасно до тихого пристанища? По свидетельству Церкви и как выражено в словах акафиста Пресвятой Богородице, это пристанище от бурь житейских есть Пресвятая Богородица! Прибегнем к Ней, к этому тихому пристанищу, Владычице, и будем умолять Ее милосердие. О благая Мати! Печальница наша, утешение и спасение, проведи нас невредимо чрез исполненное бед и искушений волнующееся бурею море житейское, не дай нам погрязнуть в его глубокой пучине, избавь от смертного в нем потопления, не только здесь, на земле, но проведи безопасно от князей воздушных души наши, свободные от оклеветания демонского, и Сподоби достигнуть безбедно до небесного небурного пристанища Твоими святыми молитвами, Прене-порочная Дева и Мати. июля 1910 г.] Спеши в объятия спасительного покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Достойное по делом моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» (слова благоразумного разбойника). Какое бы скорбное и мрачное облако ни омрачало души твоей, какая бы буря печальных помыслов ни тревожили мира души твоей, какое бы нечаянное, тяжкое искушение ни поколебало душевную и сердечную твою храмину, не убойся, не ужаснись, сознай себя достойным происшедшего, убедись, что скорбные приражения суть целительные епитимьи, служащие к исцелению болезнующей грехом души твоей, что они суть следствия нарушения тобою спасительных заповедей Христовых. В сознании своей греховности, по примеру благоразумного разбойника, висящего на кресте, с глубоким смирением, осуждая себя, взывай, когда тяжесть креста отяготит тебя своею чрезмерною тяжестью: «Достойное по делом моим приемлю, помяни мя, Господи, яко помянул еси разбойника, и не лиши меня Небесного Твоего Царствия». сентября 1910 г.] Хранящий, утешающий Промысл Божий Зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость> яко Ты воздаси комуждо по делом его ( Пс. 61,12–13 ). Непостижима Божия сила, хранящая весь мир, и Его великая благостыня и милость, спасающая верующих. Веруй, что и тебя хранит и спасает Божия правда, растворяемая милосердием, воздает каждому по мере его заслуг и дел, зрит твои немощи и скорби, и посему будь утешен, радостен и благодушен. Господь, ведый человеческого существа немощь, изволивый прияти нашу природу и немощи, не оставит тебя без Своего покрова благого и Божественного Промысла. От Его Божест венного ведения не сокрыт малый вздох твоего страждущего сердца, не будет не услышан смиренный вопль скорбящей души твоей. Так, веруя и уповая, жди милости несомненно от благого милосердого Господа. Он говорит чрез пророка: Еда [ужели] забудет... жена исчадия чрева своего? ( Ис. 49,15 ); аще забудет... сих жена... Аз не забуду тебе ( Ис. 49,15 ). Имея такие залоги веры, будь благонадежен в милости Божией, тебя спасающей и утешающей. сентября 1910 г.] За все благодари и славословь Господа Яко ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну ( Пс. 70,5–6 ). Кто от ранней юности, от сосец матерних тебя, немощного, убогого, хранил, оберегал и утешал в твоих немощах и печалях? Кто был твоим терпением и одобрением, когда от уныния о своих немощах и грехах изнемогала душа твоя? Кто, изнемогающего тебя от томительства страстей, обнадеживал и умиротворял надеждою спасительного покаяния? Истинно, Господь Бог был мое терпение, упование, утверждение и покров. Воззову к Нему в чувстве благодарения: слава Тебе, Боже! Слава многому Твоему о мне милосердию и долготерпению! Возглашай с пророком: Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. по множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвесели- ша душу мою ( Пс. 93,17,19 ). Слава Богу за все! сентября 1910 г.] Взирая на святой Крест, благодушествуй о Господе

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поместьями в погосте владели: Ондрей Никитин Пушкин (13 дв., 15 чел., 14 об.), Давыд Никитин Путятин (3 дв., 6 чел., 4 об.), Осташ Дементьев Редров, человек Вас. Бор. Тучковского (20 дв., 30 чел., 29 ½ об.), Бориско Барыков, человек Мих. Русалкинского (4 дв., 5 чел., 4 об.), Васюк Костин Печенегов (13 дв., 17 чел., 18 об.). Из них Ост. Редров жил в д. Килбино. Из монастырей свои деревни в погосте имели: Спасский Валаамский, Пречистые Коневский, Юрьев мон. из Корельского городка, Воскресенский из Корельского городка, Никольский из Корельского городка, Пречистые из Орешка с Лопской стороны. А всего в погосте находилось: оброчных 92 чел. а это даст для обеж 23,7% за наместниками за ямщиками поместных своеземцевых монастырских Деревни, составлявшие погост, следующие: Батково, Батково Седенье Калистово, Батово, Бобруево, Большой Двор (2), Бораново, Борок (3), Бульнеево у часовни, Вахкола в Клине, Вахкола Минино, Вахкула (2), Верезь, Ворушка, В Вахколе, В Ворине Острове (2), В Кяхкоме, В Ленекале (2), В Палкигорах, Габакула Кошуркино, Глухово Ванино, Глухово, Горка Коровье, Горка Сорока, Горка, Горлово на Масельге, Гухта (5), Дремково, Ермаково, Заболотье, Захарково, Захарово, Иваново в Ворине острове, Ивашково, Канина, Карзела, – Лявкуево, Карзела, Каскалага, Килбино, Киропата, Княже (4; 1 – «Жаброво», 1 – «Иванково у погоста»), Кобуево, Кобылей Хребет Мизуево, Корба Кочанова, Корбачьпаково, Корбола (2), Корбужско Мотыкино, Коростелево, Костино у часовни, Костуево на Лядине, Лаврово, Лилино, Липовое Лестуево, Липовое на Подоле, Липовое у часовни, Липовое, Лютиково Тимошкино, – Степанково, – Максимово, Маселга Игнатово, – Терехово, Маселье Морозово, Матыкино, Мегра (3), Мелитово, Меньшее в Подоле, Михкуево, Мотыкино (2; – 1 «новое»), Муров Конец, Мустуево, Мустуева Гора, Мустуя Гора, На Масельге, Нахкурово, Новиково, Обобурово, Огуево, Омосово, Ондрюшово, Онтоманово в Вахкуле, Оргола на Глинове, Оргола, Орин Остров сц., Островца (2), Остров (2), Остров Новое, Офонасово Харитоново, Павлово Кузьмино, Палки Горы (5, 1 – «Борок»), Петрино, Пикилино, Плавнево (2), Погорелая Визьяга, Под Горою, Подъелье, Попково (5; 1 – «Дорожково», 1 – «Лавушово»), Прохкуево, Рай , Рячкола, Самылкино Нестерово, Свинкино, Селиванова, Симбуево (2), Скочьково (2), Соткуево, Студенец, Сумбуево (2), Таруево, Тимуево (2), Тойвоево, Тоинино, Труфаново, Угол в Кяхкоме, Филисково, Хабакула, Шевелево, Шислово, Яхново, Феофаново.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Публикацию исторических документов С.Г. Рункевич начал с материалов для биографии Преосвященного Виктора (Садковского), первого Минского архиепископа, продолжив ее затем опубликованием писем Преосвященного. Всего было предложено к напечатанию 150 писем с примечаниями и комментариями С.Г. Рункевича , а также составленными к ним алфавитным именным и тематическим указателями 110 . В начале 1892 года С.Г. Рункевич поместил в «Церковном Вестнике» ряд очерков о Петербургской религиозно-просветительной благотворительности под заглавием «Студенты-проповедники». Очерки были посвящены описанию деятельности студенческого проповеднического кружка при С.-Петербургской духовной академии, членом которого он сам еще не так давно был. Очерки привлекли к себе внимание и вскоре были изданы отдельной книжкой с одноименным названием, ставшей первой отдельно изданной литературной работой С.Г. Рункевича . Впрочем, еще ранее была издана в отдельной книжке написанная им народная лекция «Преподобные отцы Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, основатели Валаамской обители» (СПб., 1890). В этой книжке к тексту лекции иеромонах Климент (Верниковский) 111 , впоследствии епископ, добавил церковные песнопения и одно стихотворение, посвященное Валааму, поэтому книжка была означена «составленной» иеромонахом Климентом 112 . С поступлением на службу С.Г. Рункевич не прервал своей религиозно-просветительской деятельности, начатой в академическом кружке студентов-проповедников. Теперь он продолжал ее в качестве члена «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». Свое официальное существование «Общество» начало, получив высочайшее утверждение, с 4 апреля 1881 года. Время, когда оно зарождалось, было ознаменовано в России особенным наплывом и распространением различных новых идей, зачастую чуждых русскому духу и сердцу. Вместе с походом против государственных устоев начался поход и против Православной Церкви. Все эти веяния и движения нигде так сильно не ощущались как в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 «Синдесмос» провел в Ново-Валаамском монастыре конференцию «Целостное христианское образование» 09.08.2006 С 28 июля по 2 августа в Ново-Валаамском монастыре (Финляндия) проходила конференция «Целостное христианское образование», посвященная проблемам православного религиозного образования в общеобразовательных и приходских школах. Конференция была организована Валаамской мирянской академией и Всемирным содружеством православной молодежи « Синдесмос ». В центре внимания участников конференции находился вопрос так наз. холистического образования. Холистическое (holon – греч.: вселенная как целое), или целостное, образование – один из современных подходов в педагогике, получающий всё более широкое распространение. С 1998 года этот метод используется в работе образовательной секции Всемирного совета церквей . Задача конференции заключалась в рассмотрении данного метода обучения применительно к православному христианскому образованию. Также конференция была направлена на установление более тесных связей между теми, кто занимается вопросами православного религиозного образования в мире. В работе конференции принял участие президент Синдесмоса Христофор Д’Алоизио (Бельгия). Официальным представителем от Русской Православной Церкви был помощник главы ОВЦС МП священник Сергий Говорун. Он рассказал о ситуации с государственной аккредитацией церковных учебных заведений в России. Конференция носила научно-практический характер. Основной интерес участников вызвали выступления Питера Шрайдера (Comenius institute, Германия) и Антони Врейма (Patriarch Athenagoras Orthodox Institute (Ecumenical Patriarchate), Berkeley, США). Д-р Шрайдер в краткой и доступной форме представил основные положения холистического подхода: универсальная любовь, вовлечение в образовательный процесс всего человека с его душой, телом, разумом, чувствами, стремление к общинности и т.д. Докладчик подчеркнул, что холистическое образование не есть только технический метод обучения, это способ и направление организации мышления.

http://drevo-info.ru/news/1082.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010