29 апреля 1916 года он возведен в сан протоиерея . В 1920 - 1923 гг. является профессором в Богословском институте Петрограда по кафедре Истории славянских Церквей. Он также работал старшим архивистом в Главархиве. В 1923 году протоиерей Василий Верюжский отказался перейти в обновленчество . За «нежелание быть в единение с Петроградским ЕУ» он был в июне 1923 года указом обновленческого епископа Лужского Артемия (Ильинского) уволен с должности священника Воскресенского собора. В том же 1923 году за «распространение контрреволюционных листовок» он был приговорен к одному году заключения. После недолгого ареста, а также возвращения Воскресенского собора в ведение Православной Церкви и присвоении ему статуса кафедрального, протоиерей Верюжский с 9 августа 1923 года становится его настоятелем. После издания митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Синодом в 1927 году «Декларации» о лояльности к Советской власти , а также отказа митрополита Иосифа (Петровых) от перевода из Ленинграда на Одесскую кафедру Верюжский стал играть заметную роль в формировании иосифлянского движения . В начале декабря 1927 года протоиерей Верюжский подготовил обращение к митрополиту Сергию от лица сторонников митрополита Иосифа с целым рядом требований, в том числе дать отпор богоборческой власти в ее стремлении поработить Церковь, не перемещать епископов, возвратить в Ленинград митрополита Иосифа, поминать ссыльных епископов, отменить поминовение властей и другие. 14 декабря митрополит Сергий дал вопрошающим соответствующий ответ и призвал к церковной дисциплине. 26 декабря на квартире Гдовского епископа Димитрия (Любимова) состоялось собрание иосифлян, на котором был провозглашен «Акт о разрыве с митрополитом Сергием». 30 декабря священнослужители, подписавшие данный «Акт», в том числе и протоиерей Верюжский, были запрещены в священнослужении временно управляющим Ленинградской епархией Петергофским епископом Николаем (Ярушевичем) . 3 декабря 1929 года по обвинению в том, что «состоял в группе защиты истинного православия, распространял контрреволюционную литературу, направленную на подрыв и свержение Советской власти, принимал приезжающее из различных мест СССР духовенство, исповедывал и давал инструкции по борьбе с Советской властью», он был арестован.

http://drevo-info.ru/articles/13592.html

1 апр. 1942 г. рукоположен во диакона, 4 апр.- во иерея, 12 апр. в протоиерея и в тот же день пострижен в монашество с именем Даниил. 13 апр. возведен в сан архимандрита. 26 апр. хиротонисан во епископа Ковенского, назначен викарием Литовской епархии. Переехал в Ковно (Каунас). В апр. 1942 г. участвовал в созванном в Риге архиерейском совещании вместе с Виленским митр. Сергием (Воскресенским), Рижским еп. Иоанном (Гарклавой) и Нарвским еп. Павлом (Дмитровским) . Вынужденные в условиях оккупации заявлять о лояльности к немецким властям прибалтийские архиереи тем не менее не вышли из юрисдикции Московского Патриархата, хотя и прекратили поминовение имени Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; с 8 сент. 1943 Патриарх всея Руси). Согласно составленному митр. Сергием (Воскресенским) в окт. 1943 г. завещанию, после его гибели 23 апр. 1944 г. первым кандидатом на должность экзарха должен был стать Д. Исполняя волю покойного, 8 мая 1944 г. он издал указ о вступлении в должность временно управляющего Виленской и Литовской епархией с правами заместителя Патриаршего экзарха Прибалтики. Тогда же Д. был возведен в сан архиепископа. Избрание заместителя экзарха вызвало недовольство оккупационных властей. В нач. июля 1944 г. Д. был задержан и перемещен в лагерь Фридрихсвальде, предназначенный для «служителей культа». Освобожден в мае 1945 г. амер. войсками. Отказался эмигрировать на Запад, проживал на территории Чехословакии, в окт. 1945 г. встретился в Праге с Орловским и Брянским архиеп. Фотием (Топиро) , выразил желание восстановить общение с Московской Патриархией ( Александров Б. Поездка преосв. Фотия. С. 18). В кон. 1945 г. вернулся в СССР. В янв. 1946 г. (по др. данным, 30 дек. 1945) назначен на Пинскую и Брестскую епархию. В связи с восстановлением в 1946 г. Брестской епархии стал носить титул архиепископа Пинского и Лунинецкого, с дек. 1948 г.- Пинского и Полесского. При Д. в Пинске были открыты краткосрочные пастырские и псаломщицкие курсы. 24 марта 1950 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации» в военный и послевоенный периоды. Находился во внутренней тюрьме МВД Белорусской ССР, тюрьме 1 МГБ СССР. 2 дек. 1950 г. Особым совещанием при МГБ СССР приговорен к 25 годам заключения. Срок отбывал в Озёрном ИТЛ в Иркутской обл. Освобожден в 1955 г. по амнистии, пребывал на покое в г. Измаиле с правом служения в городском соборе. Строгой аскетической жизнью, чуткостью и человеколюбием завоевал всеобщее уважение духовенства и мирян. 30 мая 1964 г., во время пребывания Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Одессе, Д. был награжден правом ношения креста на клобуке; участвовал вместе с Патриархом в наречении и хиротонии архим. Антония (Мельникова) во епископа Белгород-Днестровского в одесском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре (ЖМП. 1964. 7. С. 17, 19).

http://pravenc.ru/text/171266.html

Книги приходные и росходные деньгам села Казаново посельского старца Исакия, 172 и 173 годов, на четырех листах. 173 (1665) году Книги росходные Патриаршей келейной рухляди Казначея Иеромонаха Акакия, что он принимал на Москве с Иверского подворья у Казначея Иеромонаха Филофея, в разных месяцах и числах, за его, Акакия, рукою. Книги приходные и росходные деньгам Воскресенского монастыря монаха Иеремея на тетрати. Книги росписные церковные на Московском Воскресенском подворье образом и книгам, и всякой церковной утвари, Иеромонаха Филофея со Священником Сергием, за рукою на тетрати. Книги росходные деньгам села Богословского посельского старца Спиридона, на полуторе тетрати. Книги записные покупным дровам, и прием деньгам старца Флавиана, за рукою на двух тетратях. Книги записные бревнам дубовым пяти и четырехсаженным, покупки старца Флавиана за рукою на двух тетратях. Книги приемные денежные села Богословского посельского старца Спиридона, на полуторе тетрати. Книги росходные всякому дельному железу кузнишного монаха Тимофея, на получетверти тетрати, да к тем же книгам привязаны книги расходные его же монаха Тимофея, ушатам, и ведрам, и шайкам, на двух тетратях. Книги росходные железные козны монаха Тимофея всякому железу на четырех тетраетех. Книги записные соборного старца Флавиана,что кому за бревна товарные дано денег на тетрати. Книги приемные и росходные деньгам Иконома Иеромонаха Феодосия, за рукою, на тетрати. Книги, что сбирано рублевой пошлины, по Государеву Указу и по таможенной и по Уставной грамоте Понойского таможенного сбору с русских с приезжих торговых людей, и с иноземцев, с их со всяких товаров и с купли и с продажи, и с Понойских тутошних жильцов, и с Лопарей, на тетрати. Книги приходные и росходные деньгам Строителя Иеромонаха Феодосия, за рукою, на шти листах. Книги приходные и росходные монастырским казенным деньгам Воскресенского монастыря Иеромонаха Тертия да Сына Боярского Николая Ольшевского, за рукою, на тетрати. Книги приемные Воскресенского монастыря Архимандрита Герасима, Наместника Иеромонаха Леонида, Иконома Иеромонаха Феодосия, Казначея Иеромонаха Акакия, что они приняли и переписали после бывшего Наместника Иеромонаха Иева, что было в Приказе за печатью всяких Государевых жалованных грамот и списков, и вотчинных отказных и переписных книг, и всяких монастырских дел, на четырех тетратех.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Александрова-Чукова Л. К. Петроградский процесс 1922 г.//Православная энциклопедия. Т. 56. М., 2019. С. 272–278. «23 октября г.] За чаем сейчас говорили о Введенском. Здесь у него 2 сына, оба священники, с митрами, пьянствуют и безобразят, дерутся друг с другом и будто бы даже с отцом. Тот назвал себя патриархом и блаженнейшим, и апологетом и т. п. По-видимому, со средствами дело слабо у них, так как продают вещи: патефон, меховые рясы и проч. Говорят, что у Введенского 4 жены; у последней недавно родился ребенок» ( Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 34. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория)). Ореханов Г., свящ., Шкаровский М. В. Введенский Александр Иванович . С. 249–253. 25 ноября 1943 г. в беседе патриархом Сергием Г. Г. Карпов высказал мнение о желательности в интересах ускорения оформления перехода обновленческого духовенства не предъявлять жестких требований при их приеме, с чем патриарх согласился, сказав, что он будет принимать всех беспрепятственно, но он не может обходить основные канонические требования. В частности, он сказал, что совершенно беспрепятственно может принять и «митрополита» Виталия (Введенского) в сане епископа, несмотря на то что он до перехода в обновленчество был священником ( Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века... С. 297–305). Кострюков А. А. «Строить будут после меня» //Журнал Московской Патриархии. 2019. 6. С. 53. Соловьев И., свящ. Обновленчество//Православная энциклопедия. Т. 52. М., 2018. С. 257–263. Александр (Толстопятов; 1878–1945 гг.), архиепископ Молотовский и Соликамский; учился в руководимым о. Н. К. Чуковым Богословским институте в Петрограде ( Александрова-Чукова Л. К. Богословский институт в Петрограде (1920– 1923 гг.)как первый этап на пути восстановления духовных школ в виде академий и семинарий//Вестник церковной истории. 2020. 3/4(59/60). С. 275). Сергий (Страгородский), патр. Письмо//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 229. Виталий ( Введенский; 1870–1950 гг.), обновленческий «архиепископ» Дмитровский.2 марта 1944 г. принес покаяние патриарху Сергию и был принят в общение с православной Церковью в сане епископа с оставлением на покое в должности почетного настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках. Андрей Иванович Расторгуев (1894–1970 гг.), протоиерей; 20 лет пребывал в обновленчестве, был даже «епископом»; в декабре 1943 г., по принесении покаяния, был принят патриархом Сергием в общение в сане протоиерея и назначен настоятелем Воскресенского храма в Сокольниках, где прослужил 25 лет; в 1944 г. награжден митрой и принят в число преподавателей Богословского института; в 1951–1954 гг. служил в Берлинской епархии сначала как проповедник, а затем как настоятель Воскресенского храма в Берлине; с 1954 г. – благочинный храмов Преображенского благочиния.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Массовые преследования священнослужителей: арестованы архиеп. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Феофил (Богоявленский), еп. Афанасий (Сахаров) , прот. Р. Медведь и др. 1934.10.9 Архиерейской Собор в Карловцах особым постановлением отвергает указ митрополита Сергия. 1934.11.10 Убийство возглавителя автономной Латвийской Церкви архиепископа Иоанна (Поммера). Латвийская епархия переходит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 1934.22.6 Митрополит Сергий и Синод издают указ о запрещении в священнослужении карловацких иерархов. 1935.18.5 Роспуск митр. Сергием Временного Патриаршего Синода в связи с арестом большинства его членов. Управление епархиями осуществляется им с помощью епископа Дмитровского Сергия (Воскресенского). 1936.10.8 Скончался в Сремских Карловцах митр. Антоний (Храповицкий), глава Русской Православной Церкви за границей . 1936.22.12 Местоблюстителем Патриаршего Престола становится митрополит Сергий (Страгородский) (к этому времени уже 11 лет реально возглавлявший Русскую Церковь) в связи с ложным известием о кончине в ссылке митрополита Петра. Перепись населения, по итогам которой выяснилось, что 2/3 сельского и 1/2 городского населения считают себя верующими. Новая волна репрессий: расстреляны архиеп. Феодор (Поздеевский) , митр. Серафим (Чичагов) , митр. Кирилл (Смирнов), митр. Иосиф (Петровых), еп. Григорий (Лебедев), прот. А. Хотовицкий, прот. Д. Баянов, свящ. М. Шик, свящ. П. Флоренский и многие другие. 1937.10.10 Расстрелян патриарший местоблюститель митр. Петр (Полянский). 1938.10 1938.8 Архиерейский Собор в Карловцах, осудивший Константинопольскую Патриархию за захват русских церквей в рассеянии. На всей территории России насчитывалось около 100 действующих храмов. На свободе оставались 4 архиерея: митр. Московский и Коломенский Сергий, митр. Ленинградский Алексий (Симанский), архиеп. Петергофский Николай (Ярушевич) и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Возвращение в юрисдикцию Московской Патриархии епархий, находящихся на территории Эстонии, Латвии и Литвы. Экзархом в Прибалтике назначается митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский, убит 30 апреля 1944 г.), организовавший православную миссию на оккупированных северо-западных территориях России, с центром в Пскове (открыто более 200 храмов в 1941–1944 гг.).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Пусть так, но зачем же прибегать к прямой подмене понятий и говорить о том, что " государство, осуществляющее патерналистскую политику в духовной сфере, уже нельзя считать светским. Проблема в том, что сегодня в России нет в чистом виде ни того, ни другого – ни секуляризма, ни патернализма "   ? Из этой цитаты видно, что журналист сознательно соединяет в одно два понятия – светскость и секулярность. В светском государстве власти могут поддерживать представителей традиционных конфессий хотя бы потому, что большинство россиян относят себя к одной из традиционных религий, а не к сторонникам секулярного гуманизма. Если же Павел Круг и другие авторы " Независимой газеты " считают себя последователями той модели церковно-государственных отношений, которая была в СССР, то они должны честно сказать об этом, не прикрываясь модными терминами. Стоит только напомнить, что в Советском Союзе люди подвергались жесточайшим гонениям за веру – были расстреляны, сидели в тюрьмах и лагерях, лишались работы и в буквальном смысле слова ценой своей жизнью сохранили Церковь. Анонимный журналист в статье, посвященной фигуре генерала Власова, позволяет себе просто непотребное высказывание в адрес Псковской миссии: " Сейчас много носятся с " Псковской миссией " , " возрождавшей " православие на оккупированных землях. Но замалчивается, что миссия создавалась гиммлеровской службой безопасности СД. И присланные из Прибалтики миссионеры сдавали гестапо исповедовавшихся партизанских матерей. А также священнослужителей-патриотов "   . Здесь каждое слово – прямая ложь. Миссия была создана митрополитом Сергием (Воскресенским), который в условиях немецкой оккупации прилагал героические усилия, чтобы сохранить Церковь и не порвать с патриаршим местоблюстителем, а с 1943 года патриархом Сергием (Страгородским). Священники Псковской миссии помогали партизанам, в условиях оккупации и голода учили детей, восстанавливали церковную жизнь и православные храмы. Конечно, многие пастыри были вынуждены общаться с представителями оккупантов, в газете миссии, выходившей под контролем немцев, печатались антисоветские материалы, но священники и миряне делали все возможное, чтобы религиозная политика Третьего рейха не достигла цели.

http://religare.ru/2_68293.html

Проживавший тогда в Сербии архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский) был в октябре 1920 г. назначен патриархом Тихоном управляющим западноевропейскими русскими православными церквами, на правах епархиального архиерея (в январе 1921 г. он был возведен в сан митрополита). В январе 1923 г. он обосновался в Париже, и Св.-Александро-Невский храм на ул. Дарю стал его кафедральным собором. В 1925 г. митр. Евлогий основал Св.-Сергиевский богословский институт и был его ректором до своей кончины (в 1946 г.). С 1922 до июня 1926 г. митр. Евлогий состоял членом Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за рубежом, обосновавшегося в Сербии, в Сремских Карловцах, и признавал его юрисдикцию. Однако из-за конфликта с Синодом по поводу прав над германскими приходами он был запрещен им в священнослужении в январе 1927 г. В прежней должности митр. Евлогия утвердил заместитель местоблюстителя Московского патриаршего престола митрополит Сергий. Большинство паствы поддержало митр. Евлогия в конфликте с Карловацким синодом, но некоторые из его клириков и мирян от него откололись и создали приходы в юрисдикции РПЦЗ. Один из таких образовался в Медоне при Воскресенской церкви, в том городе, где жил П.Е. Ковалевский (вскоре там также был сооружен храм Св. Иоанна Воина, верный митр. Евлогию). В Париже в юрисдикции РПЦЗ была основана Знаменская церковь (сначала на ул. Одесса, затем на ул. Буало, еще позже – на ул. Микель-Анж). Она стала кафедральным храмом архиепископа Западно-Европейского РПЦЗ Серафима (Лукьянова). Одним из условий утверждения митр. Евлогия митрополитом Сергием был отказ от выражения владыкой Евлогием и его клиром «нелояльности» по отношению к советскому правительству. Требование это было крайне отрицательно воспринято большинством западноевропейских клириков и прихожан, которые не являлись советскими гражданами и вполне были осведомлены о преследованиях Церкви и верующих властями СССР. Многих также коробили официальные заявления митр. Сергия о том, что в Советском Союзе нет никаких гонений на Церковь . Митр. Евлогий согласился только потребовать от своего духовенства отказа от политических высказываний, а сам продолжал поддерживать акции в западных странах по защите верующих в СССР. Его участие в публичных молениях в Лондоне о страждущей Русской Церкви в марте 1930 г. было сочтено митр. Сергием за неповиновение его указаниям, и в июне того же года митр. Евлогий был отстранен им от управления западноевропейскими приходами и запрещен в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1935 и 1936 гг. совершено было только 5 архиерейских хиротоний: Феодора (Смирнова) во епископа Пензенского (через год арестован), Фотия (Пурлевского) во епископа Читинского, Бориса (Воскобойникова) во епископа Кинешемского, викария Ивановской епархии и Серафима (Шамаева) во епископа Томского, в то время как оставили кафедры 54 архиерея, число же арестованных и сосланных трудно было даже сопоставить с этими цифрами. Угроза нависла и над существованием самого церковного центра. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр находился в заточении и был уже совершенно недосягаем для церковных людей, а Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий оказался под угрозой ареста из-за поздравления в его адрес, пришедшего от митрополита Японского Сергия (Тихомирова) в связи с присвоением ему титула «Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского». В сфабрикованном деле по обвинению Заместителя Местоблюстителя в шпионаже в пользу Японии использованы были и такие обстоятельства, как пребывание митрополита Сергия в Японии с 1890 по 1893 и с 1897 по 1899 г. и хорошее знание японского языка. Ареста не последовало, но 18 мая 1935 г. вышел указ о роспуске Временного Патриаршего Синода. После этого управление всеми епархиями Русской Церкви осуществлялось митрополитом Сергием с помощью одного викарного архиерея, епископа Дмитровского Сергия (Воскресенского), а патриаршая канцелярия состояла из секретаря и машинистки. июля 1936 г. заканчивался очередной срок заключения Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра, но выйти на свободу ему не дали. Двумя неделями раньше Особым совещанием при НКВД СССР было принято постановление: «Ходатайствовать перед президиумом ЦИК СССР: Полянскому Петру Феодоровичу, он же митрополит Крутицкий, продлить тюремное заключение сроком на три года». Ходатайство было удовлетворено. Между тем на волю и за рубеж поступали ложные сведения о судьбе Местоблюстителя. Еще 3 ноября 1935 г. в нью-йоркской газете «Новое русское слово» было напечатано, что «имеются сведения об освобождении митрополита Петра, но пока только от знакомых американцев, на днях вернувшихся из Москвы и видевших и беседовавших с владыками митрополитами Сергием и Петром»; затем та же газета писала, что «из кругов московского духовенства пришло сообщение об освобождении и возвращении в Коломну митрополита Петра Крутицкого».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Содержание их в общих чертах таково: — «м[итрополит] Сергий является советским агентом. Ему даны полномочия секретные со стороны Советов — идти перед немцами на всевозможные уступки, лишь бы иметь возможность стоять здесь во главе церковного управления. Он окружил себя здесь большевиками — служитель его келейник монах Семен из Москвы (старец 60 лет) — большевистский шпион; шофер его, молодой человек из военнопленных, Кулаков — нквдист и держит его под угрозой револьвера в страхе, поэтому митрополит в последнее время много пьет… — еще и потому пьет, что совесть его перед немцами не чиста… Ведет дружбу с бывшими артистами московскими (как напр[имер], Редикульцевым) и с таковыми разъезжает по Прибалтике с подозрительными целями… Живя в свое время в Москве и будучи секретарем Синода, он являлся оком Советского Правительства над патриархом Сергием, патриарх всегда находился под давлением м[итрополи]та Сергия и принужден был под этим давлением идти на всевозможные уступки Сонетам, дай доступ к патриарху посетителей и даже епископов возможен был в Москве только через м[итрополита] Сергия и в его присутствии». При этих новостях, подтвержденных митрополитом Сергием и мой, ясно, что положение его оказалось тревожным и серьезным. Но все-таки м[итрополи]т решил бороться с Виноградовым, а уже потом, несколько позднее, с другим духовным лицом, помогавшим Виноградову в доносах. Но такое решение м[итрополи]та нелегко было привести в исполнение. Необходимо было найти другой повод к увольнению Виноградова — чисто церковный… И такой повод незадолго нашелся. Виноградов совсем уже зашалев перед митрополитом, перестал его слушать в монастырях и семинарских делах и даже начал открыто поносить его имя перед прихожанами, называя его пьяницей, безбожником, коммунистом. И вот в конце марта митрополит увольняет о. Виноградова со всех должностей после произведенного формального расследования над ним, т. е. лишает его ректорства в семинарии, должности благочинного в монастыре и предписывает оставить ему Духовской монастырь.

http://pravmir.ru/zayavlenie-po-delu-ob-...

Он отправился в город Вольск, чтобы там при пособии Злобина основать единоверие. Но туда же вслед за Сергием приехал настоятель Нижне-Воскресенского монастыря Прохор, который и успел окончательно испортить на Иргизе все дело, начатое Сергием. Когда Сергий начал говорит пред собранием польских раскольников о необходимости для спасения благословенного священства, Прохор намеренно перебил его речь, чтобы отвлечь внимание и самого Сергия, и его слушателей от главного предмета. Сложивши крестное знамение, на правой руке двуперстное, а на левой троеперстное, он подошел к Сергию и с выразительностью спросил: «скажи, о. Сергий, который крест правильный»? По поводу этого вопроса Сергий вступил с Прохором в спор о кресте и чрез это удалился от главного своего предмета, на что и рассчитывал Прохор Когда Сергий снова возвратился в своей беседе к прерванному вопросу о необходимости благословенного священства, то уже речь его имела только то последствие, что его и в Вольске, как и на Иргизе, сочли еретиком и отступником от веры. После этой последней неудачи Сергию уже нечего было делать на Иргизе, и он со всеми своими родными уже окончательно покинул Иргиз, удалившись в 1796 г. в Малороссию в так называемые Стародубские слободы, где незадолго пред тем (1786 – 1787 г.) старанием известного старца. Стародубских слобод Никодима, и его продолжателей было основано единоверие. Здесь сам Сергий вместе с племянником, принявши единоверие, поступил в Никодимов единоверческий монастырь, а сестру свою и жену покойного брата с ее дочерью поместил в слободе Новозыбкове при единоверческой Преображенской церкви. Чрез несколько времени Сергий был посвящен в сан иеромонаха и сделан настоятелем единоверческого Успенского монастыря в Белоруссии. Оставивши Иргиз и принявши единоверие, Сергий однакоже не забыл своих прежних собратий по заблуждению. Чтобы подействовать на раскольников в деле присоединения их к православной церкви, Сергий написал книгу: «Зеркало для старообрядцев, не покоряющихся православной церкви, или ясное подробное описание старообрядческих заблуждений с опровержением оных и воззвание их к истинной Христовой церкви» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010