17) общее попечение о духовных и материальных интересах прихода. § 118. Обязанности членов совета: 1) во всех приходских делах оказывать помощь председателю и священнику; 2) иметь надзор за жизнью той части прихода, которая поручена его попечению; 3) подавать ближним руководство к религиозно-нравственной жизни; 4) бороться против распространения литературы, подрывающей религиозно-нравственную жизнь народа; 5) защищать православную веру от противорелигиозных, еретических и других лжеучений и 6) распространять в своем районе православную духовную литературу. § 119. Собрания совета созывает по мере надобности правление прихода по своей инициативе или по требованию 1 / 3 числа членов совета, однако не менее одного раза в год. Заседание совета правомочно, если присутствует половина его членов, в т. ч. председатель или его товарищ, которые и руководят заседанием. § 120. Совет распределяет исполнение возложенных на него обязанностей между своими членами. § 121. Дела решаются в совете простым большинством голосов. При разделении голосов поровну голос председателя дает перевес. Способ голосования определяется советом. § 122. Постановления совета заносятся в протокол, который подписывается председателем собрания, секретарем и тремя назначенными советом членами. Копии протоколов совета в течение двух недель представляются правлением благочинному к сведению и утверждению. § 123. Каждый член прихода имеет право представлять совету устно или письменно предложения, полезные для преуспеяния приходской жизни, каковые совет должен принять к обсуждению и решению. V. Правление прихода § 124. Правление прихода есть исполнительный орган прихода и состоит из председателя, товарища председателя, старосты, его помощника и секретаря. Председателем правления является председатель совета, товарищем председателя – товарищ председателя совета, казначеем – староста, и секретарем – псаломщик. Помощник старосты, который вместе с тем является помощником казначея, избирается советом из среды своих членов. Совет может освободить старосту от должности казначея, в этом случае обязанности казначея исполняет помощник старосты. При отсутствии псаломщика совет из своего состава избирает исполняющего обязанности секретаря правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 36. Собрание представителей открывается председателем – митрополитом, коему в помощь избираются два товарища председателя, по очереди, с благословения митрополита, руководящие собраниями. Собрание избирает также секретаря и двух помощников секретаря. Постановления принимаются простым большинством голосов. При разделении голосов поровну голос председателя дает перевес. Способ голосования определяется самим собранием. Постановления заносятся в протокол и подписываются председателем, секретарем и их помощниками. С разрешения митрополита в собрании представителей могут принимать участие с правом совещательного голоса представители других Церквей и иные почетные гости. Собрание представителей имеет право приглашать на свои заседания сведущих лиц и заслушивать их заключения. § 37. Если митрополит не согласен с решением собрания представителей по вопросам, предусмотренным в § 38 Устава, за исключением пунктов 2 и 3, то он передает этот вопрос со своей мотивировкой для нового решения собранию представителей следующего созыва. § 38. Обсуждению и решению собрания представителей Церкви подлежит: 1) развитие и преуспеяние религиозной и хозяйственной жизни Церкви; 2) принятие смет по Церкви и утверждение отчетов; 3) распределение по благочиниям, а в случае нужды и между приходами сумм, предусмотренных общецерковной сметой как членские взносы приходов; 4) приобретение для Церкви недвижимости, заклад и отчуждение ее, а также заключение займов на сумму свыше 5000 крон в порядке, предусмотренном § 29 закона о церквах и религиозных общинах; 5) издание церковных узаконений и обязательных постановлений; 6) избрание членов церковных судов; 7) выработка директив деятельности Синода и разрешение представленных Синодом вопросов; 8) изменение и дополнение Устава Церкви в предусмотренном законом порядке; 9) открытие и ликвидация епархий, викариатств и благочиний, равным образом перемещение приходов из одной епархии или благочиния в другие; 10) разрешение предложенных митрополитом вопросов, касающихся церковной и религиозной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 177. Высшему суду Эстонской Апостольско-Православной Церкви подсудны: 1) апелляции на приговоры низшего церковного суда Эстонской Православной Церкви по всем дисциплинарным делам священно- и церковнослужителей, каковыми приговорами назначено в виде наказания перемещение на другое место службы, или устранение от должности, или лишение сана священнослужителям, или лишения прав службы церковнослужителям; 2) жалобы на постановления церковного Собора, коими домогаются отмены постановлений Собора по той причине, что при созыве Собора или при решении вопроса в заседании нарушены предписания закона или Устава, или что в заседаниях Собора при вынесении постановлений участвовали лица, не имеющие этого права, или в сих заседаниях не было позволено принимать участия лицам, имевшим на сие право; 3) жалобы на постановления Синода (правления Церкви), сделанные по вопросам, предусмотренным в § 41 подпунктами 12, 15 и 16, а также в § 43 и 44. IV. Порядок ведения дел в церковных судах § 178. Ведение дел в церковных судах совершается применительно к порядку административного судопроизводства, поскольку последнее не изменено законами Церкви, узаконениями и настоящим Уставом. § 179. При разрешении дисциплинарных дел церковные суды применяют наряду с законами и узаконениями Церкви также и предписания дисциплинарного уложения. § 180. Заседания церковных судов являются закрытыми, однако председатели судов могут с согласия митрополита объявлять заседания открытыми во всем объеме или частично. § 181. Взамен предусмотренных в порядке административного судопроизводства судебных пошлин взимается с жалобщика на покрытие расходов по делопроизводству особый налог, размер коего может быть от пяти до двадцати крон, определяемый на каждые три года собранием представителей Церкви. Взамен канцелярского налога взимается с выдаваемой бумаги, на покрытие расходов по ее изготовлению, одна крона с листа или с части его, если выдаваемый документ меньшего размера. Кроме сего, стороны несут расходы, связанные с собиранием доказательств или с проверкой представленных доказательств, соответственно судебному Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История того времени знает много примеров героической и мужественной обороны своих земель, предпринятой эстами вместе с русскими. Одним из таких событий была оборона города и крепости Юрьев в августе 1224 г., где вместе с эстами сражался пришедший им на помощь во главе 200 русских воинов мужественный князь Вячко. Епископы Альберт и Герман не раз пытались уговорить его уйти из крепости и оставить эстонцев одних, обещая свободный выход из города со всем оружием и лошадьми. Но князь наотрез отказался, и осажденные защищались до последнего. Погиб и Вячко. В живых остался только боярин суздальского князя, которому немцы дали коня и отправили в Новгород с вестью о поражении. Потеря своей последней твердыни лишила эстов всякой надежды на независимость. Зная, как дорого обошлась защита крепости, и опасаясь продолжения кровавых событий, эсты отправили послов в Ригу с подарками и данью. Был заключен мир, и немцы сделались полными властителями Уганди и Саккалы и укрепились в Отепя и Вильянди, дав им на долгие годы немецкие названия Оденпе и Феллин. Мааконд Вайга был разделен на две половины: одна досталась епископу Герману, а другая вместе с Саккалой, Нормекундом и Мохой отошла к ордену. К радости немцев, русские из Новгорода и Пскова отправили послов в Ригу для заключения мира. По состоявшемуся соглашению русские должны были получать дань с Толовской земли, как и прежде, а толовские летты должны были платить две части дани епископу Альберту, одну часть отдавать ордену, в марте 1234 г. князь Ярослав Всеволодович выступил с новгородцами к Юрьеву (Дерпту), разбил при Омовже (Эмайыги) немцев и вынудил их согласиться на мир на предложенных условиях. «Иде князь Ярослав с Новогородци на Немци под Юрьев, – рассказывает Суздальская летопись, – и не дошед города сташа и выидоша Немци из города из Юрьева и из Медвежьи Головы», и победили их русские, «и биша Немци челом князю Ярославу, и смирившеся отидоша» 25 . Ярослав «заключил с ними мир на всей своей правде». Другое сокрушительное поражение войска ордена потерпели в 1236 г., возвращаясь из набега на Литву. Они были встречены объединенными силами литовцев и латышей в болотах у города Шяуляй и наголову разбиты. Погиб весь высший состав ордена меченосцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эстляндские и лифляндские дворяне-помещики значительно окрепли под эгидой шведских властей, и в период их правления оформился так называемый прибалтийский особый порядок как совокупность широких привилегий и система сословных организаций прибалтийских дворян – рыцарских союзов Эстляндии, Лифляндии и острова Эзель. Прибалтийские дворяне-помещики не напрасно заявляли на ландтаге в 1681 г., что «без права собственности на крестьян в Лифляндии не может существовать ни один дворянин». Помещичьи организации в Прибалтийском крае в XVII в. стали неким «государством в государстве» с собственными законами и почти неограниченной властью над крестьянами. В это же время был проведен ряд мероприятий для обеспечения денежных доходов лютеранского духовенства. Церквам раздали земли и узаконили так называемые церковные мызы. Помещик, предоставивший землю и молитвенные помещения церковному приходу, объявлялся его патроном и имел право назначать пастора и надзирать за его деятельностью, занимал почетное место в кирке, и его имя должно было упоминаться в церковных молитвах. Патронами могли быть также и купеческие гильдии, дворянские общества и др. Лишь незначительное количество пасторов назначалось центральными властями, и совсем мизерная часть выбиралась приходом. В Лифляндии из 125 лютеранских приходов 87 были под частным патронатом и только 38 оставались казенными. Из материалов лютеранских церковных визитаций вв. явствует, что пасторы принуждали эстонских крестьян посещать кирки при помощи штрафов и даже запирали дверь во время проповеди , чтобы никто не ушел до конца службы. Были введены жестокие церковные наказания для уклонявшихся от богослужений и церковных обрядов. А от пасторов стали требовать знания эстонского языка, для того чтобы более успешно, чем это делали католики, проповедовать церковные догмы и послушание среди местного населения, в 1641 г. шведские власти ввели «Уложение о церковном наказании и покаянии», где за прегрешения против лютеранской морали предусматривались различные способы публичного унижения, телесные наказания, штрафы. Перед кирками были поставлены позорные столбы и скамьи, колодки и т. д. к ним привязывали «виновных» и секли, обычно это происходило по воскресеньям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– учитывая, что Министерство внутренних дел Эстонской Республики, исполняя возложенные на него по закону обязанности, выступало посредником и будет по согласию и просьбе ЭАПЦ и ЭПЦ МП и в дальнейшем выступать посредником при разрешении имущественных проблем между Церквами в рамках своих прав, вытекающих из закона, обязанностей и полномочий, изложенных в пункте 4 протокола, составит и представит надлежащим учреждениям документы, по которым ЭАПЦ отказывается от осуществления права требования имущества I группы, ЭАПЦ и Эстонская Республика заключат договоры, на основании которых ЭАПЦ отчуждает и Эстонская Республика бесплатно приобретает имущество II группы. Договоры подготавливает Министерство внутренних дел. Министр внутренних дел ходатайствует перед правительством Республики о необходимых полномочиях для заключения договора(ов), указанного(ых) в настоящем пункте. В значении настоящего протокола имущество I группы и имущество II группы обозначено вместе термином «Имущество». [...] 2.1.5. Изменение статуса имущества до заключения договоров и представления документов. Если до осуществления сделок и действий, предусмотренных пунктом 2.1.4 протокола, правовой статус вещей, относящихся к имуществу группы, изменится таким образом, что они по своей сущности должны относиться к составу имущества II группы, то к этим вещам применяются правила, изложенные в настоящем протоколе в отношении имущества II группы. 2.2. Передача имущества ЭПЦ МП и ее приходам. 2.2.1. Ограничение отчуждения. Эстонская Республика обязуется не отчуждать имущество, если стороны не договорятся в части относящегося к числу имущества какого-нибудь или каких-либо предметов иначе. Стороны не рассматривают в качестве отчуждения установление на имущество права застройки. 2.2.2. Заключение договора с ЭПЦ МП и ее приходами. После отказа ЭАПЦ от требования возврата имущества I группы, оставления имущества I группы в собственность государства, приобретения имущества II группы, внесения имущества в регистр и назначения Министерства внутренних дел управляющим имущества, министр внутренних дел приступает к осуществлению надлежащих действий, для того чтобы заключить между Эстонской Республикой и ЭПЦ МП и/или приходами ЭПЦ МП договора аренды и/или договора об установлении права застройки по предоставлению Имущества в пользование. В отношении отчуждения имущества к ЭПЦ МП действует ограничение, изложенное в пункте 2.2.1 протокола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алена Кравец 7 августа 2018, 07:01 Какое счастье,что есть такие статьи.Какое счастье,что можно читать комментарии и рассуждать.Слава Богу за все!Теперь еще с БОЛЬШЕЙ силой доверяю отцу Владимиру,еще с большей силой и постоянством буду молиться.Еще бы дал Господь батюшке Владимиру здоровья,чтобы перенести нападки этих,далеких от народа и веры истинной, профессоров ПСТГУ.Теперь бы еще понять,каким акафистом молиться,чтобы о.Владимир имел хорошее здоровье и долго еще мог проповедывать,нам мирянам,о слове Божьей. Живем мы далеко от Болгара и поехать туда мы не можем.Но люди,которые рядом или могут позволить себе такое счастье,не откладывайте,познайте истинную веру пока живы среди нас такие святые люди.Скоро их на Земле не сыщем. Ирина 25 июля 2018, 21:54 Сколько суждений... Осуждений. Рассуждений о правильности одних и неправильности других. Других судить да рядить - куда... смачнее, интереснее, занимательнее. Просмотрела отзывы вскользь, и стало грустно. Вот бы мы столько времени уделяли вниманию к себе, своим мыслям, словам и делам. " Пусть кинет в меня камень кто без греха " . Ээээх... Прости, Господи, нас грешных. Не о том заботимся. Не о том. 25 июля 2018, 16:34 Благодаря проповедям отца Владимира я воцерковилась и учусь молитвенному труду.Проповеди полны любви и зажигают сердца желанием меняться,работать над собой,побуждают к действию,это ли не важно?Ни единого раза в проповедях не слышала сомнительных идей, никакого самолюбования от о. Владимира, напротив - обличение и максимальная честность, относительно личного духовного пути. Если поковыряться, можно, наверное, найти неоднозначные для кого-то обороты речи, сравнения, но ведь проповедь - не чтение по бумажке, человек говорит эмоционально,от сердца,доносит смысл,и если когда-то было подобрано некорректное для кого-то сравнение, это не обесценивает той огромной духовной работы, что сделана для нас Людмила 23 июля 2018, 13:31 Соборная молитва-это ЛИТУРГИЯ, служба. Олег 18 июля 2018, 13:39 Был у о.Владимира белее десяти лет назад. Был удивлен с какой любовью и состраданием он говорил с людьми, каким глубоким смыслом он наполнял свою речь. Можно было почувствовать ту энергию Жизни, которую он лил на людей. Открытый, сердечный, мудрый, живой. Таким он остался в моей памяти, крайне редкие качества среди современных священников. Видел его проповеди в интернете " О Любви " , " О главном " и др. Автор данной статьи в своей критике напомнил мне евангельских фарисеев, зорко следящих за мертвой буквой писаний и первыми накинувшихся на Живого Христа. " По плодам узнаете человека " . Любовь и его труд на благо людей -тот плод. Сказано: " Оставьте мёртвых мёртвым " . Живые же пусть внимают Живым.

http://pravoslavie.ru/110552.html

«Светлое» коммунистическое будущее должно было принять «освобожденный от религиозного дурмана» советский народ, и КПСС с удвоенной силой принялась осуществлять поставленную своим лидером задачу. Центральная, а вслед за ней республиканская, местная государственная власть, нередко вопреки советскому законодательству и многим международным соглашениям по правам человека, обрушилась на церковные приходы, добиваясь под любым предлогом самороспуска «двадцаток», что вело к закрытию храма или молитвенного дома общины. Особое внимание власти уделяли закрытию кафедральных соборов. Дабы уничтожить широко распространенную и сохранявшуюся в народе традицию крещения детей, была установлена обязательная регистрация паспортов родителей и доведение сведений о состоявшихся крещениях детей по месту работы родителей. Подчас это влекло за собой серьезные последствия, вплоть до увольнения с работы осмелившихся на этот шаг. Власти запрещали причащение детей, не допускали их на богослужение в храмы. Беспощадному гонению подверглись обители. Подавляющее их число было закрыто, а в действовавших монастырях власти стремились до минимума сократить количество насельников. Без того небольшое число духовных учебных заведений было сведено до минимума. Делалось все, чтобы затруднить и в конце концов не допустить поступления в духовные учебные заведения установленного количества учащихся, равно как и воспрепятствовать принятию достойных абитуриентов. Все это относилось и к Таллиннской и Эстонской епархии: здесь также закрывались храмы, угроза закрытия нависла над Александро-Невским собором в Таллинне и Успенским Пюхтицким женским монастырем. Значительному сокращению числа сельских приходов способствовала депортация местных жителей в связи с коллективизацией и борьбой с эстонским национализмом в 1940–1950-х гг. Еще сохранявшееся в собственности Церквей и религиозных объединений Эстонии (как и двух других Прибалтийских республик) недвижимое и движимое имущество было национализировано. Борьба с религией осуществлялась Н.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

митрополит Августин вспоминал, что летом 1941 г. он писал записки немецким властям о том, что митрополит Сергий «антиканонично сидит в Риге», а помощники Латвийского митрополита «ходили в разные учреждения и выясняли незаконность пребывания Сергия в Риге» 134 . В этих условиях ради спасения единства Русской Православной Церкви и ее сохранения на канонической территории митрополит Сергий предпринял все необходимые шаги, в том числе по обеспечению признания иерархии и учреждений Русской Православной Церкви в Прибалтике оккупационными властями. «В сводке СД от 27 сентября 1941 г. сообщалось, что национально-латвийские круги настаивают на обязательном и срочном отстранении экзарха. А тот со своей стороны день ото дня увеличивает активность и пытается привнести в руководящие германские органы свои далеко идущие планы, касающиеся православных Церквей балтийских стран и даже всей России и сводящиеся, по всей вероятности, «к панславянской идее». При этом СД занималось расследованием прошлой деятельности Сергия и имело серьезные подозрения, что он «состоял на службе большевистских политических органов»... Митрополит Сергий убеждал сохранить каноническое подчинение Прибалтики Московской Патриархии и заявлял, что она никогда не примирялась с безбожной властью, подчинившись ей только внешне...» 135 Митрополиту Сергию принадлежала инициатива по окормлению русских военнопленных, в течение некоторого времени проходили богослужения в лагерях для военнопленных, о которых остались яркие воспоминания современников 136 , но уже в 1943 г. богослужения были запрещены. Все попытки митрополита Сергия добиться их возобновления остались безрезультатными. Совершать богослужения позволялось только для солдат Русской освободительной армии генерала Власова на территории Псковской миссии специально присланному из Германии священнослужителю Зарубежной Церкви архимандриту Гермогену, которому экзарх дал понять, «чтобы он не пытался предпринимать попыток совершать богослужения для власовских частей и военнопленных в церквах, находящихся в ведении управления миссии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1923 г. на западной границе Советской России уже несколько лет существовали государства, образовавшиеся на бывшей территории Российской империи вскоре после Октябрьской революции 1917 г.: 6 декабря 1917 г. финский Сенат провозгласил независимость Финляндии, 16 февраля 1918 г. литовская Тариба (Высший совет) объявила о восстановлении самостоятельного Литовского государства, 24 февраля того же года была декларирована независимость Эстонии, 6 октября польский Регентский совет известил о создании независимого Польского государства, 18 ноября правительство Карлиса Улманиса провозгласило независимость Латвии. Эти события развивались на фоне развала Российской армии и прекращения ее участия в Первой мировой войне (в результате сепаратного мира между советским правительством и кайзеровской Германией в марте 1918 г.), а к концу 1918 г. и на фоне поражения Германии в войне. К 1921 г. самостоятельность этих государств была закреплена в итоговых документах нескольких проигранных вначале немецкими, а затем и советскими войсками локальных войн. В соответствии с Тартуским мирным договором от 2 февраля 1920 г. Советская Россия признала независимость Эстонской Республики и передала ей исконно русский Печерский край. По Рижскому договору от 11 августа 1920 г. была признана независимость Латвии, к которой также отошла часть Псковской губернии. По Тартускому договору от 14 октября 1920 г. Финляндия получила восточную Карелию, в том числе остров Валаам и ряд других территорий. Рижский договор с Польшей от 18 марта 1921 г. также содержал значительные территориальные уступки Польше. Литва же, ставшая ареной двух войн – советско-польской и польско-литовской, потеряла значительную часть территории: Вильно и Вильнюсская область отошли к Польше. Провозглашение независимости и последующие военные действия во всех названных государствах были связаны с деятельностью авторитарных национальных лидеров (Юзев Пилсудский в Польше, Карлис Улманис в Латвии, Карл Густав Эмиль Маннергейм в Финляндии, Антанас Сметона в Литве и Константин Пяте в Эстонии), которые выражали наиболее радикальные настроения новых политических элит в своих странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010