Идеалом матушки Фамари был преподобный Серафим Саровский , поэтому она хотела спасаться в скиту возле преподобного Серафима, для чего направилась за благословением к о. Алексию Зосимовскому , который не благословил уход в скит преподобного Серафима, но предложил ей построить свой скит. С июля 1910 года по сентябрь 1912 год матушкой Фамарью строился Серафимо-Знаменский скит (к югу от Москвы, в районе современного города Домодедово). Все планы внешнего и внутреннего распорядка скита она поверяла одному высокому духовному другу, от которого получала поддержку и одобрение. Этим другом была великая княгиня Елизавета Федоровна. В самом построении Серафимо-Знаменского скита отчетливо просматриваются основные характеристики духовного мира матушки Фамари. Скит обнесен оградой в 33 сажени — по числу земных лет Спасителя. С наружной стороны храм имеет 24 уступа — по числу 24 апокалиптических старцев и венчается одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа. По числу апостолов в скиту 12 келий, каждая из которых посвящена одному из них с соответствующей иконой. День прославления церковью того или иного апостола является храмовым праздником домика-кельи. В скиту могут жить только 33 сестры (по числу земных лет Спасители). По свидетельству настоятеля Чудова монастыря епископа Арсения (Жадановского) , в скиту матушки Фамари был особый устав. В скит и храм не допускался никто из посторонних, кроме священнослужителей. Нельзя было праздно ходить по чужим кельям, заводить знакомства в миру. Сестры ничего не должны были иметь в собственности. Необходимо было хранить целомудрие и чистоту во всем путем откровения помыслов духовному отцу или духовной матери. Требовалось соблюдать молчание утром до службы. Запрещалось празднословить, громко, дерзко, повышенным тоном говорить и смеяться. Все насельницы должны были творить Иисусову молитву, а во время общей работы тихо петь псалмы и читать акафисты. Нельзя было поддаваться унынию. Радуясь о Господе, ту же радость нужно передавать другим. Все это создавало в скиту светлую и святую атмосферу. Создание Серафимо-Знаменского скита как символа особого духовного мира во всей его чистоте, образ самой настоятельницы скита матушки Фамари позволяли великой княгине Елизавете Федоровне увидеть этот монастырь как вершину христианского домостроительства.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910-1912 гг. матушке активно помогала Великая княгиня Елизавета Федоровна. На освящении обители 6 октября 1912 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик, сказал проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел меня освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет…» Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь по благословению Святейшего Патриарха Тихона владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим священномучеником Дмитровским, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 гг. В 1924 году скит был закрыт. Сестры жили тремя общинами: в Аносиной Борисоглебской пустыни, в Серпухове, в Марфо-Мариинской обители , впоследствии переехали в Перхушково с матушкой Фамарью. В 1931 году матушка Фамарь находилась в ссылке в Иркутском крае, но благодаря хлопотам брата — режиссера Константина — в 1934 году вернулась. Скончалась матушка 23 июня 1936 года среди близких людей. Отпевал ее тайно прибывший владыка Арсений. Могила схиигумении Фамари находится на Введенском (Немецком) кладбище г. Москвы. Каждый год в воскресенье Жен-мироносиц, в день ее ангела, и 23 июня, в день кончины, служатся панихиды, приезжают ее почитатели. Возобновление монашеской жизни в скиту было положено 17 января 2000 года, в день празднования памяти святой равноапостольной Нины, которой посвящен нижний придел храма. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в скит перевели несколько сестер из Коломенского Ново-Голутвина монастыря. К этому времени в скиту сохранилась половина зданий в полуразрушенном виде, еле угадывалась былая красота храма, построенного архитектором А. В. Щусевым. За 10 лет удалось отчасти воссоздать облик одного из уникальных монастырей Подмосковья. Проведены подъездная дорога через лес, вода, электричество и газ. В целом воссоздан облик архитектурного ансамбля скита: отреставрированы верхний и нижний храмы, по фотографиям 1920-х годов воссоздана звонница со святыми вратами, 11 келейных домиков из 12.

http://patriarchia.ru/db/text/1536082.ht...

Россия обогатила ее, одарила высокодуховными отношениями с людьми, чьи имена сегодня, почти век спустя, мы произносим с внутренним трепетом. Многие из них вошли в сонм святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Теплая дружба с Великой матушкой (так называли во всей Москве преподобномученицу Елисавету Феодоровну), судьбоносные встречи с преподобными Алексием Зосимовским, Гавриилом Седмиезерским, Анатолием Оптинским, с наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Товией – все это помогало молодой игумении укрепляться в монашеской жизни, стержнем которой по Промыслу Божию стали созидательные труды. Особой строкой в эту жизнь, а затем в житие вписаны имена наместника Чудова монастыря в Кремле епископа Арсения (Жадановского) и его духовного собрата архимандрита Серафима (Звездинского), впоследствии – епископа Дмитровского, которым матушка Фамарь в годы гонений дала приют в основанном ею Серафимо-Знаменском скиту. (Об этом на портале «Монастырский вестник» сообщалось в публикациях «Под сенью скитской благодати», «Человек, пришедший к нам от Бога»). Из книги священномученика Арсения (Жадановского) «Воспоминания», который в 1915 совершил постриг игумении Ювеналии в великую схиму с именем Фамарь, а через 21 год отпевал ее, измученную ссылкой, мы узнаем, как основывался этот скит, сегодня по праву считающийся жемчужиной православного Подмосковья. В мыслях боголюбивой матушки было совсем другое: поселиться в Царском скиту Серафимо-Понетаевского монастыря недалеко от Сарова. Даже явственно слышанный ею глас от Царицы Небесной (не раз повторявшийся возле иконы Знамения): «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим» она посчитала вначале простым искушением. Но опытный духовник, Зосимовский затворник Алексий, к коему игумения Ювеналия приехала за советом, воспротивился ее желанию удалиться на покой. Он благословил московскую гостью устроить скит где-либо в лесу. Это его благословение разбило ее заветную мечту, взлелеянную годами – жить и спасаться вблизи преподобного батюшки Серафима. Однако выражение воли Божией она поняла и приняла.

http://pravoslavie.ru/113931.html

На то время (1908 г.) матушка Ювеналия (ее имя до принятия схимы в 1916 году) являлась настоятельницей Покровской общины сестер милосердия в Москве. И вот вскоре ей пришла бумага из консистории с просьбой поехать и оценить принадлежавший общине Хутор с целью его продажи. Этот земельный участок под названием Хутор был расположен в тридцати с лишнем километрах к юго-востоку от Москвы, матушка никогда там не бывала, знала о его существовании лишь по планам. И только по приезде туда ей пришло понимание, что это и есть то место, где предстоит создать скит. Она отказалась от продажи, и с этого времени началась ее энергичная, подвижническая деятельность по строительству и обустройству скита. Ездила она в это время за благословением и к оптинским старцам, и к отцам Алексию и Товию, – и везде получала слова поддержки и благословение. Скит строился с июля 1910-го по сентябрь 1912 года. За эти два года возникло много интересных замыслов и дополнений к ним. В итоге Серафимо-Знаменский скит получил строго продуманное воплощение. Ограда его протянулась на 33 сажени в квадрате в память тридцати трех лет жизни Спасителя. В центре высился храм пирамидальной формы в стиле XVII века во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, с усыпальницей и престолом внизу в честь равноапостольной Нины. Снаружи храм имел кверху 24 уступа, по числу 24 апокалипсических старцев, и венчался одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа. С правой и левой стороны помещались храмовые иконы Знамения Божией Матери и преподобного Серафима понетаевской работы. В ограде были расположены, по числу 12 апостолов, 12 небольших домиков, каждый из которых находился под покровительством того или иного апостола, а потому назывался Иоанно-Богословским, Андреевским и т.д., и имел на наружной стене, составляющей часть ограды, изображение святого покровителя. В центральной части скита у стены был расположен большой образ Спасителя с неугасимой лампадой. Над святыми воротами помещалась звонница с мелодичным набором небольших колоколов. Звонница служила и наблюдательным сторожевым пунктом.

http://pravoslavie.ru/118205.html

С июля 1909 года по сентябрь 1912 года Серафимо-Знаменский скит был построен матушкой Фамарью в ближнем Подмосковье. Все планы внешнего и внутреннего распорядка скита, как замечает владыка Арсений (Жадановский) , она поверяла одному высокому духовному другу, от которого получала поддержку и одобрение. Этим другом была Великая княгиня Елисавета Феодоровна. В самом построении Серафимо-Знаменского скита отчетливо просматриваются основные характеристики духовного мира матушки Фамари . Скит был обнесен оградой в 33 сажени по числу земных лет Спасителя. С наружной стороны храм имел 24 уступа по числу 24 апокалиптических старцев и венчался одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа. По числу апостолов в скиту 12 келий, каждая из которых была посвящена одному из них с соответствующей иконой. День прославления Церковью того или иного апостола являлся храмовым праздником домика-кельи. В скиту могут жить только 33 сестры (по числу земных лет Спасителя). В скит и храм не допускался никто из посторонних, кроме священнослужителей. Для свидания с родными отводилась комната в гостинице за пределами скита. Нельзя было праздно ходить по чужим кельям, заводить знакомства в миру. Сестры ничего не должны были иметь в собственности. Требовалась абсолютная чистота в кельях. Необходимо было хранить целомудрие и чистоту во всем путем откровения помыслов духовному отцу или духовной матери. Требовалось всегда соблюдать молчание, особенно утром, до службы. Запрещалось празднословить, громко, дерзко, повышенным тоном говорить и смеяться. Все насельницы должны были творить Иисусову молитву, а во время общей работы — тихое пение псалмов и чтение акафистов. Нельзя было поддаваться унынию. Радуясь о Господе, ту же радость передавать всем. Владыка размышлял далее об особенностях келейного правила в скиту, о специфике трапезы, о характере множества непременных вопросов, которые каждая насельница должна задавать себе ежедневно, о повседневных обязательных упражнениях в той или иной добродетели. Создание Серафимо-Знаменского скита как символа особого духовного мира во всей его чистоте, возможной для грешных людей, образ самой настоятельницы скита матушки Фамари позволяли Великой княгине Елисавете Феодоровне увидеть этот монастырь как вершину христианского домостроительства. Это был достойный ответ человека Богу. Елисавета Феодоровна ощущала особый религиозный смысл скита, который виделся ей как своеобразное уплотнение духовного мира, свидетельство того, как может просиять Бог в очищенной душе. Мир в единстве его природных и идеальных связей представал здесь как неписанное откровение, обнаруживая первотворческие свои основания.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Написанна маслом в середине XVIII века, пожертвована Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным. Клейма с изображениями жития преподобного написаны настоятельницей Серпуховского Владычного монастыря игуменией Митрофанией (Розен), родители которой похоронены в Даниловом монастыре. До закрытия обители в 1930 году икона пребывала в местном ряду иконостаса в Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне она находится в Троицком соборе, на центральном северо-западном столпе. В Покровском храме есть две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), помещен на столпе между иконостасами; мощи были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Другая икона с частицей мощей — аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма. Икона Святой Троицы помещена на центральном юго-восточном столпе Троицкого собора. Принесенная в дар обители незадолго до освящения собора 27 апреля 1986 года, она стала храмовой иконой. Обстоятельства ее дарения поистине драматичны. У дарителя погиб в автокатастрофе младший брат. Смерть настигла его по дороге в храм, когда тот готовился принять Таинство Крещения. После этого безутешная семья решила преподнести монастырю большой старинный образ Святой Троицы, написанный во второй половине XVI века. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей происходит из Серафимо-Знаменского женского скита под Москвой. Она написана ярославскими мастерами в 1912 году, ко дню освящения скита, по заказу его настоятельницы схиигумении Фамари (+ 1935). В 1924 году, когда скит был закрыт, схиигумении Фамари удалось спасти икону преподобного Серафима, и Господь, по предстательству Саровского чудотворца, сохранил и укрепил ее силы, что позволило старице вынести арест, заключение в Бутырскую тюрьму и пятилетнюю ссылку в Иркутскую область. Умерла схиигумения Фамарь под Москвой, в окружении своих духовных сподвижниц. Самой близкой из них, инокине Фамари (Протасьевой, †1987), старица завещала принять свое монашеское имя и передала образ преподобного Серафима. Монахиня Фамарь (Протасьева) по благословению жила в миру и работала в Государственном Историческом музее. После ее кончины икону преподобного Серафима пожертвовала в Данилов монастырь в марте 1988 года ее родная сестра, монахиня Евпраксия (Киселева). 11 февраля того же года в обители была освящена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, куда и поместили образ из Серафимо-Знаменского скита, пред которым молились два поколения российских инокинь.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости его настоятеля, умению привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни. Благодаря пожертвованиям обитель украшалась и росла. Устав монастыря не позволял ему покупать земельные наделы, поэтому монастырские имения состояли из подаренных ему в Киеве и за его пределами 15 различных земельных участков. Наибольший вклад в расширение монастыря внесла княгиня Екатерина Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце с середины 60-х годов XIX века она отдала монастырю в пользование свое киевское имение на Сырце. По благословению преподобного Ионы там был сооружен Знаменский храм и устроен одноименный женский скит, в котором подвизались многочисленные духовные чада старца, не желавшие лишиться его духовного окормления. В память о щедрой благотворительнице этот скит был прозван Васильчиковой дачей. Кроме него княгиня приобрела для монастыря 6 тысяч десятин земли в селе Гусенцы Полтавской губернии. Этот скит поставлял продукты как для монастыря, так и на продажу. А монастырская мельница славилась на всю округу. Но главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством врученной Господом духовной паствы. Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена жизнь преподобного Ионы, является вершиной иноческого делания. Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он преподал ХХ-му веку спасительное учение о умном делании, передавая его последующим поколениям иноков. Но влияние преподобного Ионы распространялось и далеко за пределы монастырских стен. Все его действия совершались в Духе святом и были всегда в гармонии с Церковью и ее преданием, ибо, по слову апостола, уже не он жил, но жил в нем Христос (Гал.

http://sobory.ru/article/?object=01668

В 1998 г. на остров перекинули подвесной мост. Только теперь он был сделан не с восточной, а с южной стороны острова, и не на лиственничных опорах, а на стальных тросах. К осени 2000 года храм в честь апостола Иоанна Богослова был готов, а 10 января 2001 года освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием. По благословению владыки Антония храм был передан Знаменскому монастырю города Барнаула, а в Чемале открыт Ионно-Богословский скит, позднее преобразованный в Архиерейское подворье. Виктор Николаевич был назначен экономом скита. Более 10 лет, до самой кончины, он трудился и на поприще благоустройства скита и в церковном строительстве. Им также было положено начало храма святителя Макария Московского, митрополита Алтайского. В мае 2011 г. епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) вблизи горы Бешпек освятил место под фундамент храма в честь Святителя Николая Чудотворца. За усердные труды Виктор Николаевич Павлов награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени и медалью святителя Иннокентия Митрополита Московского. 20 сентября 2015 г. Галина Степановна Павлова была награждена медалью равноапостольного князя Владимира. Медаль ей вручил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл по окончании праздничного богослужения в честь 185-летия Алтайской духовной миссии в Горно-Алтайске. 21 августа 2011 г. Павлов В.Н. мирно отошел ко Господу. Похоронен рядом с храмом святителя Макария. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 2 октября 2013 г. была образована Горноалтайская епархия. После чего Иоанно-Богословский скит получил статус Архиерейского подворья епископа Горноалтайского и Чемальского. Первым настоятелем Архиерейского подворья, весной 2014 г., был назначен иеромонах Серафим (Бубнов), прибывший в Горноалтайскую епархию из Санкт-Петербургской Духовной Академии. Храм святителя Макария Алтайского 1 марта 2014 г., в день памяти святителя, освящен митрополитом Барнаульским и Алтайским Сергием и епископом Горноалтайским и Чемальским Каллистратом. Сегодня комплекс Архиерейского подворья включает в себя храм в честь апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, деревянный храм святителя Макария Алтайского и жилые кельи.

http://sobory.ru/article/?object=11476

С августа 1914 года по август 1915 года он исполнял обязанности столичного наблюдателя церковно-приходских школ. В 1914 году он был избран председателем общества хоругвеносцев кафедрального Чудова монастыря. Исполняя обязанности настоятеля монастыря, архимандрит Серафим был строг к себе и другим в соблюдении уставов монашеского жития. «Миряне несут тяготу на фабриках, заводах, в трудах, — говорил он братии, — поэтому монахам должно со смирением являться на молитвенное бдение в урочный час». Все вопросы управления монастырем отец Серафим согласовывал с епископом Арсением: «Как владыка, так и я». В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году. Мощи святителя Алексия, главную чудовскую святыню, с начала обстрела 27 октября/9 ноября 1917 года перенесли в деревянном гробе в пещерную церковь, в подземелье, где 300 лет назад томился в заключении священномученик Патриарх Ермоген. Здесь, под нескончаемый грохот орудий, денно и нощно молились о России архимандрит Серафим со всей братией и гостями Чудова монастыря, делегатами Поместного Собора — будущим священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским), архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым), архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким), епископом Белостокским Владимиром (Тихоницким) и с зосимовским старцем иеросхимонахом Алексием (Соловьевым). Представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. Осложнилась и внутренняя жизнь братии. 26 июля 1918 года, в день празднования Собора архистратига Гавриила, епископ Арсений и архимандрит Серафим навсегда покинули Чудов монастырь. Погостив в Зосимовой пустыни, владыка Арсений и архимандрит Серафим переехали в августе 1918 года в Серафимо-Знаменский скит к схиигумении Фамари (Марджановой), любящей духовной дочери владыки, безбоязненно приютившей его и самоотверженно ему служившей. Матушка окружила изгнанников заботой; имея в лесу близ скита маленький домик, устроила для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю — четыре Евангелия, Деяния апостолов и Послания. Ежедневно он сослужил епископу Арсению в киновийном храме во имя святителя Иоасафа.

http://pravicon.com/info-3344

В Синоде беспокоились о судьбе матушки. Вскоре Указом Святейшего Синода она была переведена в Москву и назначена настоятельницей Покровской общины. Как не тяжело ей было покидать родной монастырь, но она должна была смириться и ехать в Москву. Монахини Покровской общины работали как сестры милосердия, так же как и сестры Марфо-Мариинской общины, которые монахинями не были. В эти годы матушка сблизилась с Великой княгиней Елизаветой. (Святая преподобномученица Елизавета (1864–1918))         Вскоре у подвижницы родилось желание поселиться около Саровского монастыря, ей хотелось быть ближе к тому месту, где подвизался прп. Серафим, чтобы там, в уединении, молится до последних дней своей земной жизни. В 1908 году  у неё появилась такая возможность, в июне 1908 года  она остановилась в Серафимо-Понетаевском монастыре. Когда она молилась перед иконой Божией Матери «Знамение» ей было открыто, что она должна создать новый скит. Матушка решила посоветоваться с опытным духовником и в октябре поехала в Зосимову пустынь к старцу иеросхимонаху Алексию (Соловьеву), который, выслушав матушку, сказал ей, что она не должна уходить на покой для уединенной молитвы, а обязана устроить новый скит, и к этому ее призывает Сама Матерь Божия. (Преподобный Алексий Зосимовский (1846–1928))         Позже она услышала тот же совет от Оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Потапова), который тоже настойчиво убеждал ее исполнять поручение, данное ей Самой Божией Матерью. (Преподобный Анатолий Оптинский (1855–1922)) Еще несколько раз матушка ездила за советом к старцу Алексию Зосимовскому . Возвращаясь из последней поездки к старцу, она заехала в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы посоветоваться с наместником Лавры. И наместник Лавры благословил ее на создание нового скита. Таким образом, Серафимо-Знаменский скит был основан по благословению старца Алексия Зосимовского , Оптинского старца о. Анатолия и о. Товии, наместника Троице-Сергиевой Лавры. (Место для постройки скита было выбрано в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010