Архив Пн Делегация Казахстанского митрополичьего округа посетила Серафимо-Дивеевский монастырь 20 апреля 2017 г. 15:58 18-19 апреля 2017 года, в дни Светлой седмицы, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и паломническая делегация Казахстанского митрополичьего округа по приглашению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия совершили паломничество к святыням Нижегородской земли. В паломническую группу вошли священнослужители Алма-Атинской епархии , настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина), сотрудники епархиального управления и благотворители Митрополичьего округа. Визит главы Казахстанского митрополичьего округа начался с посещения  кафедрального собора в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, где гостя встретил митрополит Георгий. Глава Нижегородской митрополии провел для митрополита Александра и паломников экскурсию по собору. У чтимой Феодоровской иконы Божией Матери был совершен молебен, за которым возносились сугубые молитвы об архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах Казахстанского Митрополичьего округа, о мире и благоденствии Казахстанской земли, президенте, властях, воинстве и народе республики. По окончании молебна митрополит Александр и участники паломничества поклонились многочисленным святыням, хранящимся в соборе. Далее глава Митрополичьего округа и глава Нижегородской митрополии прибыли в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Преосвященных владык и казахстанских паломников встречала настоятельница обители игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители. В Троицком соборе монастыря архипастыри и гости совершили молитву перед честными мощами преподобного Серафима Саровского, где они покоятся по духовному завещанию святого старца со времени их второго обретения в 1991 году. Владыка митрополит поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Умиление» и иным святыням монастыря. В храме Рождества Богородицы почивают преподобные подвижницы — Александра, Марфа и Елена. В Казанском соборе — блаженные Пелагия, Параскева и Мария и преподобноисповедница Матрона (Власова).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

1. Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. (Изд. Саровской пустыни). 4-е изд. М., Тип. И.Ефремова, 1884. 211 с. 2. Вениамин (Федченков) , митр. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский . (ПСТБИ). М.: «Паломник», 1996. 342 с. 3. «Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца»/Сост. Л.И. Денисов. 3-е репринт. изд. М.:Изд. Совет РПЦ, 2003. 704 с. 4. «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского иеромонаха, пустынножителя и затворника»/Сост. Н.В.Елагин . Репринт. воспр. изд. 1904. (Изд. Центра изучения, охраны и реставрации наследия Павла Флоренского). СПб.: ИПК «Вести», 1998. 368 с. 5. «Житие Преподобного Серафима Саровского »/Публ. А.Н.Стрижёва//«Литературная учёба». 1990. 5. С. 126–153. 6. «Житие преподобного Серафима Саровского чудотворца»/Сост. автор «Летописи Серафимо–Дивеевского монастыря» сщмч. Серафим (Чичагов) . Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь, 2004. 84 с. 7. «Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима». М.: «Отчий дом», 2005. 416 с. 8. «И именем и духом Серафим»: К 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского //Альманах «К Свету». Вып. 21.М., 2003. 9. Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский . М.: Лента–Пресс,2003. 192 с. 10. «Краткое начертание жизни и подвигов достопочтенаго старца Серафима иеромонаха Саровския пустыни и затворника» [Электронный ресурс]. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 304.2 Житие Серафима Саровского [рукопись]. [Б.м.], XIX в. [web-caйm], http://www.rsl.ru. 11. «Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей её: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С.Мельгуновой »/Сост. Архимандрит Серафим (Чичагов) . Свято-Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь. Нижний Новгород: Изд. Братства св. Александ ра Невского, 2004. 728 с. 12. Мельник В.И. Преподобный Серафим Саровский : хроника жизни (документы и даты). М.: Изд-во ГАСК, 2012. 320 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Свияжск Гостиница для паломников при Успенском Зилантовом женском монастыре, г. Казань При монастыре имеется гостиница для паломников и трапезная. Адрес: Россия, Республика Татарстан, Кировский р-он, г. Казань, ул. Архангельский переулок, д. 1 Телефоны: +7 (843) 555-38-04 Электронная почта: zilantmonastir@mail.ru Сайт: Успенский Зилантов женский монастырь, г. Казань Гостевой загородный дом «Введенская Усадьба», с. Введенская Слобода Гостевой загородный дом «Введенская Усадьба» находится на берегу реки Волга с видом на остров-град Свияжск. Среди достопримечательностей в окрестностях гостиницы - Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь, с. Введенская слобода . Адрес: Россия, Республика Татарстан, с. Введенская Слобода, ул. Набережная, д. 15 Телефоны: +7 (987) 288-75-01 Сайт: Гостевой загородный дом «Введенская Усадьба» Республика Тыва [ править править код ] Отель " Монастырский " (Кызыл) Находится рядом с Свято-Троицким храмом Удмуртская Республика [ править править код ] Гостиница для паломников при Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь, с. Норья При монастыре действует гостиница. Адрес: Россия, Удмуртская Республика, Малопургинский р-он, с. Норья, ул. Муш, д. 3 Телефоны: 8 (904) 318-55-04 (гостиница) Электронная почта: monastir.norya@yandex.ru Сайт: Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь, с. Норья Гостиница для паломников при Свято-Успенский женский монастырь, с. Перевозное В монастыре могут разместиться приезжающие паломники. Адрес: Россия, Удмуртская Республика, Воткинский р-н, с. Перевозное, Советская ул., д. 35 Телефоны: +7 (34145) 9-41-43 Электронная почта: perevoznoe-hram@mail.ru Сайт: Свято-Успенский женский монастырь, с. Перевозное Чувашская Республика [ править править код ] Гостиница для паломников при Спасо-Преображенском женском монастыре на Владимирской горке, г. Чебоксары Монастырь предоставляет паломникам места в гостинице (в ограниченном количестве) и питание. Если паломник пребывает в монастыре длительное время, то ему может быть назначено какое-то послушание, т.е.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

12 . Погожев Е. П. (Поселянин). Русская церковь и русские подвижники XIX века. СПб., 1901. С. 259–302. 13 . Поселянин Е. (составитель). Старец Серафим Саровский . М., 1901. 146 с. 14 . О предстоящем 19 июля 1903 года открытии святых мощей преподобного отца Серафима. Саровского чудотворца, с приложением его жизнеописания. СПб., 1903. 32 с. 15 . Митрополит Антоний. Об останках отца Серафима. Акт освидетельствования. СПб., 1903.6 с. 16 . Аксакова Надежда. отшельник 1-й четверти XIX столетия и паломники его времени. Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском . Вильна. 1903. 25 с. 17 . Вердеревская С. Житие святого Серафима, Саровского чудотворца. М.. издание И. Д. Сытина, 1903. 111 с. 18 . Дух Божий, явно почившим на огне Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым. М., 1903. 36 с. 19 . Поселянин Е. Н. Преподобный Серафим. Саровский чудо творец. С новыми сведениями о Старце. СПб., 1903. 243 с. 20 . Тютчева А. Ф. Святой Серафим Саровский в Царской семье. СПб., типография М. Акинфиева, 1903. 16 с. 21 . Архимандрит Серафим (Чичагов) . Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу. М., 1903. 15 с. 22 . Архимандрит Серафим (Чичагов) . Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. СПб., Серафимо-Дивеевский монастырь. 1903. 92 с. 23 . Чудесное исцеление, совершившиеся в Успенском соборе в Москве, от мантии угодника, преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца. С приложениями его жизнеописания. СПб., 1903. 13 с. 24 . Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель архимандрит Серафим (Чичагов) . 2-е издание. Серафимо-Дивеевский монастырь. 1903. 25 . Денисов Л. И. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С историческими очерками Саровской пустыни и женских монастырей, основанных под благодатным воздействием преподобного Серафима М., 1904. 704 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В 1891 году Дивеевский монастырь опубликовал житие юродивой Христа ради Пелагеи Ивановны, вступившей в общину по повелению преп. Серафима 33 Помимо жития Пелагеи, изложенного издателем в первой части, в ней собраны свидетельства монахинь и друзей монастыря. Чичагов излагает основное содержание этой публикации, почти дословно пересказывая текст, состояние которого вполне удовлетворительно. Есть все основания считать, что она воспроизводит содержание одной из архивных папок. Архивы разбиты на 60 тетрадей, и «Жизнеописание блаженной Пелагеи Ивановны» содержится в тетради Итак, эта работа подсказывает нам, каким образом Чичагов распорядился частью архивов. С годами популярные жития преп. Серафима множились. Одно из них в 1874 году опубликовал и Дивеевский монастырь. Самой ранней из дошедших до нас оказалась брошюра в 36 страниц, опубликованная в 1863 году в Москве. О дивеевских монахинях в ней не говорится ни слова. По-видимому, никто больше не разбирал архивов; вплоть до наших дней авторы довольствуются компилированием работы Чичагова. Благодаря усердию Елагина нам ничего не известно о возможном содержании саровских архивов. В то же время появившиеся после 1903 года публикации содержат некоторые свидетельства, ускользнувшие от Чичагова. Они могут послужить и для восстановления подлинного текста «Наставлений» преп. Серафима. Оригинал содержал 33 главы. Елагин, а вслед за ним и Чичагов насчитывают 30. Издание Л. Денисова (1904) содержит 43 главы 34 . К ним можно добавить работу Е. Поселянина (1903), которую также можно найти в библиотеке Восточного института в Риме. Никому, видимо, не удалось обнаружить работу Е. Горчаковой (1899), упомянутую в библиографии у Чичагова. Существовала также работа Горлова, на которую в качестве источника ссылается популярная брошюра 1904 года. Наконец, имеются публикации Нилуса, но им будет посвящен следующий раздел. В числе дополнительных источников отметим составленное Крутиковым житие Феофана Затворника , хранящееся в библиотеках Института св. Сергия в Париже и Восточного института в Риме. В 1861 году после попытки епархиального епископа поставить в Дивеевский монастырь новую настоятельницу, приверженную Иоасафу, монастырь был временно придан Тамбовской епархии, где епископом был Феофан (Говоров) 35 . Анонимное житие епископа Иеремии, которого устранил Иоасаф, можно найти в библиотеке Восточного института в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Повторное освящение придела в честь иконы Божией Матери «Умиление» состоялось 21 декабря 1996 года; левого нижнего, в честь преподобного Серафима Саровского, – 31 декабря 1997 года; правого верхнего, в честь иконы Божией Матери Владимирской Оранской, – 13 мая 1996 года; левого верхнего придела, в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя, – 21 ноября 1997 года. С 1 января 1991 года ежедневно утром и вечером в главном Дивеевском соборе совершаются уставные богослужения: полунощница, молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому, литургия, днем дважды – в 13.00 и 14.00 – священнослужители Нижегородской митрополии в сопровождении дивеевских певчих вновь читают акафист, в 17.00 начинается вечерняя служба. День заканчивается вечерним правилом. Каждая служба в монастыре завершается величанием святому саровскому старцу. Все большие праздники отмечаются торжественными богослужениями в Троицком соборе. Особенно нарядным храм становится под праздники Рождества Христова, Троицы, преподобного Серафима Саровского, День Обители, когда сестры и паломники-флористы украшают паникадило, иконостас, сень над мощами батюшки Серафима, его икону и икону Божией Матери «Умиление» цветочными композициями. Как правило, все значительные памятные события в Дивеевском монастыре отмечаются архиерейским служением. На праздники преподобного Серафима Саровского собирается уже около трех десятков архипастырей. 30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и другие. Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_собор...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРФА Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь) Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь) (Милюкова (Мелюкова) Мария Семеновна; 10.02.1810, дер. Комодеево (Погиблово) Ардатовского у. Нижегородской губ.- 21.08. 1829, с. Дивеево, там же), прп. Дивеевская (пам. 21 авг. и 14 июня в Соборе Дивеевских святых), схим. Основным источником сведений о М. является ее жизнеописание ( Кондратьев. 1906) и «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная архим. Серафимом (Чичаговым) . М. род. в семье удельных крестьян. Отец - Семен Дмитриевич Милюков; старший брат Иван († 23 авг. 1882) был насельником Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , нес послушание привратника; старшая сестра Прасковья по благословению прп. Серафима Саровского поступила в Дивеевскую общину, а в 1834-1837 гг. являлась начальницей т. н. Мельничной общины (см. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ). М. была крещена 13 февр. 1810 г. С детства любила богослужения, молилась в приходском храме с. Хохлова Ардатовского у. Во время Великого поста 1823 г., на обратном пути из церкви, при переходе через р. Иржу М. провалилась в полынью и спасение от гибели восприняла как чудо. Вскоре за сестрой Прасковьей она «увязалась» в Саровскую пуст. к прп. Серафиму, который благословил отроковицу не возвращаться домой, а идти в Дивеево ( Серафим (Чичагов). 1903. С. 172). 21 нояб. 1823 г., в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, 13-летняя Мария поступила в жен. Казанскую общину при приходской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Дивеева, основанную прп. Александрой Дивеевской (Мельгуновой). М. вела подвижнический образ жизни, стремилась к непрестанной молитве, уклонялась от бесед с сестрами, с кротостью отвечала только на необходимые вопросы. Стала одной из преданнейших учениц прп. Серафима. Согласно «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», «скорее отроковица Мария Семеновна и Михаил Васильевич Мантуров слышали о бывших о. Серафиму откровениях и даваемых ему поручениях Божией Матерью, чем саровские иноки». Считается, что прп. Серафим именно ей рассказал о будущей славе Дивеевской обители, но заповедал не говорить об этом «до времени» насельницам и родным. После бесед со старцем Мария «сияла неземною радостию» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2562492.html

В продолжение всего подвижничества о. Серафим носил постоянно одну и ту же убогую одежду: белый полотняный балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх которых надевал лапти, и поношенную камилавку. На балахоне висел крест, тот самый, которым благословила его родная мать, отпуская из дома, а за плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. Евангелие. Ношение креста и Евангелия имело, конечно, глубокий смысл. В жизнеописании Дивеевского издания сказано (с. 16), что по подражанию древним святым о. Серафим носил вериги на обоих плечах и к ним были привешены кресты, одни спереди в 20 ф., другие сзади в 8 ф. каждый, и еще железный пояс. И эту тяжесть старец носил во все время своего пустынножительства. В морозы он накладывал на грудь чулок или тряпку, а в баню никогда не ходил. Видимые его подвиги состояли из молитвословий, чтения книг, телесных трудов, соблюдения правил великого Пахомия и т. д. В холодную пору он топил келью, колол и рубил дрова, но иногда добровольно переносил холод и мороз. Летом он возделывал гряды на своем огороде и удабривал землю, собирал мох с болот. Во время подобной работы он ходил иногда без одежды, перепоясав чресла свои, и насекомые жестоко уязвляли тело его, отчего оно опухало, синело по местам и запекалось кровью. Старец добровольно терпел эти язвы, Господа ради, руководствуясь примерами подвижников древнего времени. На грядах, удобренных мхом, о. Серафим сажал семенами лук и другие овощи, которыми он питался летом. Телесный труд порождал в нем благодушное состояние, и о. Серафим работал с пением молитв, тропарей и канонов. Владея счастливой памятью, он знал наизусть множество церковных песен, которыми и услаждал свой дух. Так, он певал, например, Всемирную славу в честь Пресвятой Богородицы, считая Ее покровительницей своей пустыни; чудный антифон: «Пустынным непрестанное Божественное желание бывает», представляющий пустынную жизнь; песнь, возносящую душу к великому делу любви Божией, творению мира и человека: «Иже от несущих вся приведый, Словом созидаемая, совершаемая духом» и т. п. Отец Серафим завел в одно время и пчельник. Замечались иногда явления такого рода: во время занятий в огороде, или в пчельнике, или в лесу, он вдруг на некоторый срок прерывал работу, руки опускались, топор, нож или лопата вываливались, глаза закрывались, и старец всей душой погружался в самого себя, уходил умом и сердцем на небо и витал в богосозерцании. Если кто-нибудь был при нем в это время, то, не нарушая сладкой его тишины, каждый с благоговением взирал на старца и старался отойти. Отец Серафим читал много книг. Постоянным правилом его в пустыни было ежедневно прочитывать с изъяснением для себя по нескольку зачал из Евангелия и Апостола, что он считал делом весьма важным в духовном совершенствовании христианина, в его восхождении к небу и соединении с Богом. Это он называл снабдением души и свои мысли о том изложил письменно («Чем должно снабдевать душу ?»).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Мало этого, он в том же 1866 году, бывши 4 1 / 2 лет, требовал настоятельно, чтобы его выучили читать. Коллежский секретарь Андрей Васильев писал Саровскому игумену Серафиму следующее: в марте месяце 1866 года жена моя, Александра Николаевна, возвратясь из Саровской пустыни, видела во сне покойного подвижника Саровской обители святого старца отца Серафима, который говорит ей, что у нее будет болеть бок и что ей никто, кроме его, оказать помощи не может. Действительно, в апреле месяце того же года, жена моя почувствовала сильную боль в правом боку и болезнь приняла такие сильные размеры, что приводила ее в исступление. Обратились мы к совету докторов в г. Пензе и Саранске, которые и пользовали более двух лет, и, хотя отчасти облегчали, но положительной помощи не оказали, а объявили мне, что болезнь жены моей неизлечима. Имея веру в силу молитв святого старца отца Серафима и вспомнив явление его во сне жене моей, я со всем семейством, в сентябре месяце сего года, отправился в Саровскую пустынь, где, пробыв до 18 числа, удостоились приобщиться Св. Таин, слушать молебен пред иконою Царицы Небесной Живоносного Ее Источника и панихиду в келье и на могиле святого отца Серафима. Отправились мы затем в Серафимо-Дивеевский девичий монастырь и там на другой день также отслушали молебен пред иконою Царицы Небесной Умиление и панихиду в келье отца Серафима, где все лобызали убогую одежду святого Старца, и возвратились в гостиницу. Ночью того дня болезнь с моею женою так сильно повторилась, что многократно сопровождалась рвотою желчи отдельными кусками и наконец черною жидкостью, вроде земли, и больная изнемогала до последних сил, но имея веру в силу молитв отца Серафима, я обратился снова с молитвою к нему и просил также молитв сестер обители, по совершении которых матушка игуменья Мария посетила мою больную жену и на нее возлагала принесенные ею шапочку и полотенце отца Серафима. После этого моя жена уже никогда не чувствовала даже малейшей болезни, как будто бы оной с нею и никогда не было. Наконец жена моя снова увидела во сне отца Серафима, который говорить ей: ну, радость моя, твоя болезнь к тебе не возвратится, и ты будешь здорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Среди исторических реликвий в ризнице Д. м. хранился посох, пожалованный Московским митр. Платоном (Левшиным) архим. Ираклию († 1815); местонахождение посоха после 1930 г. неизвестно. Вскоре после открытия Д. м. в 80-х гг. XX в. в часовню прп. Серафима Саровского монахини из Дивеевского мон-ря пожертвовали часть мантии прп. Серафима и часть камня, на к-ром молился преподобный. По завещанию архим. Германа (Красильникова; 1907-1985), в Д. м. были переданы четки прп. Серафима. В наст. время эти реликвии находятся в монастырской ц. во имя прп. Серафима. Церковно-исторический музей Д. м. был основан в 1987 г. по распоряжению архим. Тихона (Емельянова), размещался в помещении, расположенном в вост. проеме св. врат. Работами по созданию музея руководил иером. Иосиф (Братищев; впосл. архимандрит, наместник Соловецкого в честь Преображения Господня мужской монастыря ). 1 июня 1988 г. митр. Минский и Белорусский Филарет открыл музейную экспозицию. В 1-й пол. 90-х гг. XX в. фонд музея насчитывал более 5 тыс. ед. хр. Тематически собрание можно разделить на неск. групп. 1-я - это реликвии, связанные с настоятелями и насельниками Д. м.: гравюра, книги архиеп. Никифора (Феотоки), саккос, омофор, фотографии архиеп. Феодора (Поздеевского), скуфья, фотографии, рукописи архим. преподобноисп. Георгия (Лаврова), дневники, личные вещи архим. Тихона (Беляева), покровцы на литургические сосуды, епитрахиль, поручи архим. Серафима (Климкова) и др. 2-ю группу составляют реликвии общецерковного значения, среди которых материалы, связанные с почитанием прп. Серафима Саровского (фотография вещей преподобного, хранившихся в Дивеевском мон-ре, металлические образки «В память открытия св. мощей прп. Серафима 19 июля 1903 г.», образки с изображением прп. Серафима до прославления, без нимба, в т. ч. нательный крестик и образок времени кончины Саровского чудотворца, изготовленные малым тиражом по заказу его почитателей; принадлежавший прот. И. И. Фуделю финифтяный образ с изображением прп. Серафима в молении на камне, частица к-рого укреплена на оборотной стороне); материалы о настоятеле храма в честь Сошествия Св. Духа на апостолов на Даниловском кладбище прот. Луке Любимове († 1935), его сыновьях-священниках Сергии и Александре и о его родном брате архим. сщмч. Крониде (Любимове) ; изобразительные и документальные материалы иконописца В. А. Комаровского.

http://pravenc.ru/text/171331.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010