Ртищев Феодор, боярин 210, 221, 222, 224, 226, 255 Рудаковский И. 356 Рукавишников 299 Рункевич С. 285 Рутский Иосиф, митроп. 243, 244 Рюрик, князь-варяг 9, 69, 236 Рюрик Ростиславович 103 Рюссов 130 Саблер В. 286 Сабурова Соломония 71 Савва Вишерский, преп. 120, 121 Савва Звенигородский, преп. 403 Савва, свят. 88 Савва, иером. 402 Савва, протопоп 171 Савва 17 Савватий, преп. 132 Сагайдачный, гетман 177, 246 Сагарда А., проф. 387 Садырев-Полевой 70 Сакай Иоанн 369 Сакович Кассиан 247 Салтыков, боярин 186 Салтыков Михаил 168, 169 Самарин А. 286, 377, 379, 380, 402 Самарин Ю. 363 Самойлович Иван, гетман 258 Самуил Мстиславский, епископ 314 Сапега Лев, воевода 241 Сапега Ян 144, 150, 173, 174, 175 Сарра (жена Схарии) 123 Сваабе Павел 369 Сведенборг 340 Свенцицкий Валентин , свящ. 434, 438 Светлов Григорий, прот. 454 Светлов П., проф.-прот. 318 Свечин А. 359 Свидригайло, князь 57, 58, 137 Святополк, князь 31, 87 Святослав Давидович, князь 98 Святослав-Димитрий, князь 98 Святослав Смоленский, князь 127 СвятославЧерниговский, князь 93, 114, 139 Святослав, князь 9, 10 Седнев И. Д. 399 Селецкий Григорий, прот. 434 Селиванов Кондратий 342, 343 Селль Бурхард, датчанин 4 Серапион, митроп. 320 Серапион, епископ 44, 74, 129 Серапион, архим. 44 Серафим Александров , архиеп. 435 Серафим Глаголевский, митроп. 279, 320, 322, 323 Серафим Звездинский , епископ 428 Серафим Лукьянов, митроп. 445, 453 Серафим Мещеряков, епископ 417, 433, 434, 438 Серафим Саровский , преп. 292, 293, 325, 330, 336 Серафим, митроп. 349, 482 Серафим Александров , митроп. 432 СерафимСамойлович, архиеп. 431, 432, 434, 435, 439 Серафим, архиеп. 468 Серафим, епископ 467, 469, 473, 476, 490, 491, 493 Серафим, иером. 394 Сербиков П., прот. 396 Сергей Александрович, вел. Князь 326 Сергей Михайлович, вел. князь 399 Сергиевский Н., свящ. 319 Сергий Канабеев, игумен 455 Сергий Королев , архиеп. 454 Сергий Лавров, епископ 467 Сергий Обнорский, преп. 120 Сергий Радонежский, преп. 31, 52, 53, 54, 87, 88, 100, 105, 106, 108, 132, 174, 291, 378, 403, 456

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Селецкий Иван Федорович, до 1917 г. начальник пересыльной тюрьмы в Сибири. В 1926 г. отправлен на Соловки, где был назначен уполномоченным по лесозаготовкам Семигор Исаак Менделевич (1906–?), сотрудник лагерной администрации Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860 – 5 июля 1933), митрополит Ставропольский и Кавказский. Арестован в сане архиепископа в сентябре 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим (Протопопов Александр Алексеевич ; 1894 – 8 августа 1937), архиепископ Елецкий и Задонский. Арестован в сане епископа Колпинского, викария Петроградской епархии в марте 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим (Роуз Юджин Дэннис; 1934 – 2 сентября 1982), иеромонах, богослов Серафим (Самойлович Семен Николаевич; 1880 – 4 ноября 1937), священномученик, архиепископ Угличский. Арестован в марте 1929 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим (Тьевар Антоний Максимович; 1899 – 12 декабря 1931), преподобномученик. Арестован в декабре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Серафим (Шамшев Сергей Павлович; 1897 – 17 сентября 1937), епископ Томский. Арестован в сане иеромонаха в 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим Саровский (f 14 января 1833), преподобный Серафим, иеромонах, возможно, имеется в виду насельник Соловецкого монастыря иеромонах Серафим (Головин Егор Афанасьевич; 1856–?) Сергей, брат Г.А. Андреева Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867 – 15 мая 1944), Патриарх Московский и всея Руси с 1943 г. Сергий Радонежский (8 октября 1392), преподобный Сибирцев Николай Михайлович (1860 – 2 августа 1900), почвовед, двоюродный брат Н. А. Анциферова Сиверс Александр Александрович (1866 – 24 сентября 1954), историк, отец А. А. Сиверса Сиверс Александр Александрович (1894 – 29 октября 1929), дипломат. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов» и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании в 1902 г. Полтавской духовной семинарии отправился в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял будущий Патриарх епископ Тихон. Симеон Самойлович 1 августа 1902 года был определен на должность учителя Уналашкинской миссионерской школы. 1 июля 1905 г. он был переведен учителем двухклассной миссионерской школы в г. Ситку.В день памяти преп. Сергия Радонежского 25 сентября 1905 г. епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский) постриг Симеона Самойловича в монашество с именем Серафим.2 октября 1905 года он был посвящен в иеродиакона с причислением к Ситкинскому Архиерейскому дому. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1906 г. был рукоположен в сан иеромонаха. В этом же году (1 августа) назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии.25 марта 1908 г. иеромонах Серафим определен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии. В этот же день за усердие и ревность по службе награжден набедренником.Расстроенное здоровье побудило его подать прошение об освобождении от занимаемой должности для возвращения на родину. Просьба была удовлетворена 4 октября 1908 г. Указом Св. Синода (3 декабря 1908 г.) ему было сохранено право ношения золотого наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества.Служение иеромонаха Серафима в далекой Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной светом Христовым паствой.Миссионерские труды отца Серафима продолжились во Владикавказе. С 25 мая по 25 августа 1909 г. он состоял помощником епархиального миссионера Владикавказской епархии.1 сентября отец Серафим назначается духовником Александровской духовной семинарии (в городе Ардон в Осетии) с освобождением от должности помощника епархиального миссионера. В течение некоторого времени он исполнял обязанности инспектора Семинарии (с 16 октября по 5 декабря 1909 г.). РГИА, ф. 796, оп. 439, ед. хр. 787 (Послужной список. 30 января 1914 г.)]13 апреля 1910 г. отец Серафим был поставлен наместником Могилево-Братского монастыря.23 июня 1910 иеромонах Серафим становится наместником Ярославского Толгского монастыря. В этой должности он вновь трудится под началом владыки Тихона. 11 мая 1912 г. отец Серафим был возведен в сан игумена. В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона (5 тыс. рублей) был расширен монастырский странноприимный дом.

http://pravicon.com/info-3348

1926–: Софроний Старков 1927–1928: Синезий Зарубин 1929–: Серафим Виноградов –1946: 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Венедикт Пляскин, в, у. Якутская (обн.) 1924–1925: Гавриил Ландышев 1925–1927: 04(17).05.1927–: Николай Винокуров –1932: 1932–1932: Серафим Андреевский Ялтинская 1923– Павел Кратиров , в. у. Ялтинская (обн.) 15(28).09.1929–1933: Вениамин Молчанов 1933–01.1934: Павел Раевский Ялуторовская 1927–08(21).08.1932: Серафим Коровин Ямбургская 30 .05(12.06).1913–23.06(06.07).1918: Анастасий Александров 1918–1921: 08(21).02.1921–20.08(02.09).1926: Алексий Симанский 1924(7)–1927: Гавриил Воеводин 17(30).12.1927–21.07(03.08).1928: Сергий Зенкевич Ямбургская (обн.) 28 .08(10.09).1922–28.02(13.03).1923: Николай Сахаров Японская см. Токийская и Японская Яранская 15(28).03.1920–1923: Евсевий Рождественский 12(25).12.1921–1923: Сергий Карнеев 1923–1925: 1925–1926: Василий Дохтуров 1926–19.02(04.03).1928: Нектарий Трезвинский 1928–1928: Иннокентий Поспелов 1928–1929: Александр Малинин 26 .03(08.04).1929–09(22).03.1932: Серафим Трофимов 07(20).04.1932–01(14).01.1934: Ефрем Ефремов 27 .06(10.07).1934–20.02(05.03).1936: Димитрий Поспелов, в. у. 03(16).04.1936–: Вячеслав Шкурко Яранская (обн.) 1923–05(18).07.1924: Сергий Карнеев 15(28).08.1924–25.02(10.03).1925: Василий Бехтерев 1924–31.01(13.02).1925: Филарет Домрачев 1925–1932: 1932–: Серафим Афанасьев Ярославская 22 .12(04.01).1913–03(16).10.1928: Агафангел Преображенский 05(18).05.1924–1924: Трофим Якобчук, в. у. 1925–1925: Серафим Самойлович, в. у. 1928–1928: Пахомий Кедров, в. у. 21 .01(03.02).1929–21.08(03.09).1937: Павел Борисовский 1937–1942: 01(14).08.1942–30.01 (12.02).1944: Иоанн Соколов 05 .1944–31.12(13.01).1946: Алексий Сергеев 1946–1946: Антоний Кротевич, в. у. Ярославская (григ.) Виссарион Зорнин, в. у. Ярославская (обн.) 31 .07(13.08).1922–1923: Иоанн Миртов 24 .08(06.09).1923–26.12(08.01).1923: Вениамин Муратовский 10(23).01.1924–18.04(01.05).1925: Корнилий Попов 15(28).04.1925–1925: Пётр Данилов 07(20).10.1925–06.1926: Мелхиседек Николев

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   Митрополит Иосиф пребывал в Ростове Великом и тоже не мог выехать оттуда ни в Москву, ни в свой кафедральный город. Предвидя, что и он вскоре будет лишен свободы и не сможет управлять церковными делами, владыка Иосиф 8 декабря обратился к Церкви с посланием, в котором назначил временных заместителей на случай своего ареста: архиепископов Корнилия (Соболева), Фаддея (Успенского) и Серафима (Самойловича). Если и эти владыки разделят участь митрополита Иосифа, то «управление в отдельности, в пределах возможности и законных прав и велений чувства долга возлагается на архипастырскую совесть ближайших иерархов, каждого в отдельной епархии». Это решение соответствовало постановлению Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета от 20 ноября 1920 г. Не прошло и нескольких дней после издания этого послания, как митрополит Иосиф был действительно арестован. В это время архиепископ Корнилий находился в заточении. Архиепископ Фаддей (Успенский) выехал из Астрахани, но был снят по пути с поезда и отправлен в Кузнецк, поэтому 13 декабря 1926 г. обязанности Заместителя патриаршего Местоблюстителя принимает на себя архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). Владыка Серафим был только викарным епископом и состоял в епископском сане лишь с 1920 г. Но его ценило и уважало духовенство и любили верующие. Когда будущий Патриарх Тихон возглавлял Северо-Американскую епархию, отец Серафим служил там миссионером, был близок к архипастырю, пользовался совершенным его доверием. Вместе с ним он переехал в Ярославль, где стал настоятелем Толгского монастыря. Архимандрит Серафим спас свою обитель от разорения в 1918 г. после подавления восстания в Ярославле. В борьбе с обновленческим расколом он был непреклонен и бесстрашен.    В послании от 29 декабря архиепископ Серафим известил всероссийскую паству о своем вступлении в должность временного Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола и просил архиереев как можно реже обращаться к нему и управлять, по возможности полагаясь на самих себя. Владыка Серафим был убежден, что в условиях гонений это создаст более благоприятные условия для существования Церкви и исполнения ею своего назначения. Самостоятельность епархиальных архипастырей, думал он, даст им больше свободы в решении насущных вопросов на местах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

С началом войны 1914 г. игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых. Как наместник, он деятельно участвовал в подготовке и проведении праздника 600-летия монастыря (август 1914 г.). Руководил торжествами архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел. Для устройства празднования был учрежден комитет под председательством епископа Рыбинского Сильвестра. Обитель во главе с ее наместником в дни юбилея приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба. Паломники бесплатно получали образки, брошюры и листочки духовного содержания. В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличного Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита. Он помогал Владыке Агафангелу в управлении епархией. В 1918 г. во время жестокой расправы властей над несколькими сотнями ярославских граждан он проявлял твердость и мужество. 2 (15) февраля 1920 г. состоялась хиротония отца Серафима во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. С июля 1922 г. епископ Серафим некоторое время находился в Ярославской тюрьме. До назначения 15 января 1924 г. временно управляющим Ярославской епархией временно управлял Харьковской епархией. 18 мая 1924г. вновь был арестован.[РГИА, фонд 831, оп.1, д.272, илл. 13-14, 25, 89.] В 1924 г. Святейший Патриарх Тихон произвел его во архиепископа. В 1925-26 гг. в связи с пребыванием Преосвященнейшего Агафангела в Нарымской ссылке архиепископ Серафим несколько месяцев руководил Ярославской епархией. Сохранился документ от 9 (22) марта 1926 г.: " Ответы управляющего Ярославской епархией, архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) на три вопроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) по поводу " григорианского раскола " и его деятелей.[Акты Святейшего Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея России, М., 1994, с.448-49] Владыка Серафим говорил об отсутствии у архиепископа Григория (Яцковского) и его единомышленников канонических прав возглавить Церковь: " в итоге получается явный раскол " (с.448).

http://pravicon.com/info-3348

Вышел в свет 62-й алфавитный том «Православной энциклопедии» Том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву " С " МОСКВА. Новый том продолжает публикацию статей на букву «С». Издание открывает материал о Свенской Печерской иконе Божией Матери, завершает 62-й том статья о священномученике Сергии Павловиче Кедрове, расстрелянном в 1937 году и погребенном на полигоне Бутово под Москвой. В 62-й том вошел ряд биографических статей. Хотелось бы особенно отметить подробную статью о преподобном Серафиме Саровском, в которой детальнейшим образом исследуются все материалы о жизни этого великого русского подвижника. Том содержит также статьи о святом Серафиме (Соболеве), крипта под алтарем Никольского храма в Софии, где он упокоился, стала местом массового паломничества сразу после его кончины в 1950 г., преподобном Серафиме (Амелине), общецерковное почитание которого установлено в 2017 г. определением Архиерейского Собора РПЦ, священномученике Серафиме (Звездинском), епископе дмитровском, расстрелянном в 1937 году в Омске. Автором статьи о священномученике Серафиме (Остроумове), архиепископе Смоленском и Дорогобужском, много сделавшего для развития теории и практики богословия пастырства и расстрелянного в Катынском лесу в 1937 г. стал епископ Истринский Серафим (Амельченков), статья о котором также вошла в 62-й том энциклопедии. Серафим (Амельченков) защитил докторскую диссертацию «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, и его пастырское служение в Польше и России» над которой он работал в Христианской теологической академии в Варшаве. Ранее Серафим (Амельченков) был настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни. Священномученик Серафим (Самойлович) был настоятелем Нучекского прихода на острове Нучек в заливе Принца Уильяма на Аляске. В 1934 г. последовал его арест в рамках «дела архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)». В 1937 г. он был расстрелян «за организацию контрреволюционной группы и проведение систематической агитации» в лагере. Вспомним священномученика Серафима (Чичагова), принимавшего деятельное участие в канонизации прп. Серафима Саровского и расстрелянного на Бутовском полигоне. Последним назовем богослова и духовного писателя Серафима (Роуза), с чьего творчества для многих наших современников началось знакомство с Православием.

http://sedmitza.ru/text/10037679.html

Далеко не все среди оппозиционных Заместителю иерархов готовы были, подобно митрополиту Кириллу, искать какие-то формы согласия с ним. Одним из наиболее решительно настроенных на борьбу с митрополитом Сергием был в 1933 г. архиепископ Серафим (Самойлович). С радостью, по его собственному признанию передавший в апреле 1927 г. церковное управление митрополиту Сергию, архиепископ Серафим уже вскоре после выхода в свет июльской декларации обратился к Заместителю с недоуменными вопросами. Затем, в феврале 1928 г., он вместе с другими архиереями Ярославской епархии, возглавляемыми митрополитом Агафангелом, подписал заявление об отходе от Заместителя, за что уже через девять дней был выслан в Могилевскую губернию. Спустя три месяца, правда, архиепископ Серафим согласился с митрополитом Агафангелом в том, что надо попытаться найти компромисс с митрополитом Сергием. «Мы должны испробовать все пути к примирению, – писал тогда он в письме к духовной дочери. – [...] Мы остаемся на прежней позиции, но нужно же выйти из положения, которое может сделаться безнадежным» 1322 . Однако, наблюдая из своей Могилевской ссылки нарастающие по вине митрополита Сергия нестроения в церковной жизни, архиепископ Серафим пришел к выводу о необходимости нового выступления со своей стороны. Мне кажется, – писал он в своем дневнике в январе 1929 г., – пора уже сказать свое слово и отмежеваться от м[итрополита] С[ергия], ибо мы своим именем смущаем слабых и немощных, а людям, сожженным в своей совести, даем повод говорить о силе их политики и незыблемости их положения» 1323 . Вскоре после этого свое слово архиепископ Серафим сказал: 20 января он обратился с «Посланием ко всей Церкви», в котором призывал не подчиняться Заместителю и писал: «Митр[ополит] Сергий, увлекающий ныне малодушных и немощных братий наших в новообновленчество, нашего доверия не оправдал. Это и понуждает нас, причастных к получению митр[ополитом] Сергием прав Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, выступить на защиту попираемой им и иными прочими Истины Христовой и внутренней свободы Церкви Православной» 1324 . За это послание архиепископ Серафим в марте 1929 г. был арестован и затем на три года отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Освободившись в 1932 г. из лагеря, архиепископ Серафим поселился в городе Козмодемьянске Марийской АО, но затем был и там арестован и после более чем полугодового следствия выслан в июне 1933 г. на три года в Северный край в Архангельск.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1320 См.: Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода//Журнал Московской Патриархии. 1931. 2. С. 1. 1322 Косик О. В. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. 2003. Вып. 11. С. 311. 1323 «Год скорби и печали»: Дневник священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского за 1928 год/Публ. прот. А. Салтыкова и Н. Д. Егорова//Мир Божий. 2003. 1 (9). С. 44. 1324 Косик О. В. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года. С. 329. 1325 Деяние нового священномученика Серафима Угличского/Публ. и примеч. Н. Савченко//Православная Русь. 1999. 9. С. 7. 1328 Дамаскин (Орловский), иером. «Я теперь не умру...»//Журнал Московской Патриархии. 1993. 1. С. 30. 1330 Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при Нем Патриаршего Синода//Журнал Московской Патриархии. 1932. 11–12. С. 2. 1331 Соборное определение «О Местоблюстителе Патриаршего Престола» от 10 августа 1918 г. права предношения креста ему не усваивало (см.: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 4. С. 7–8). 1332 Мазырин А., свящ., Сухова Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонений 1920–1930-х гг. и присвоение ученой степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) //Вестник ПСТГУ. II. 2009. Выл. 3 (32). С. 113–114. 1333 Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при Нем Патриаршего Священного Синода//Журнал Московской Патриархии. 1934. 20–21. С. 3–4. Выделения полужирным даны в соответствии с источником. 1335 Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии: (Впечатления и наблюдения от поездки в Москву)//Из истории Христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 261. 1336 [Сергий (Воскресенский), еп.] 14/27 апреля 1934 г. войдет особо знаменательным днем в историю Русской Православной Церкви: В этот день Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Горьковский Сергий соборным голосом русской Иерархии был возведен на Первосвятительскую Московскую кафедру с титулом Блаженнейший//Журнал Московской Патриархии. 1934. С. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Архиепископ Серафим: “Мы ни одного шага не можем ступить в делах без воли патриарха Тихона. Конечно, обо всем этом я Святейшему докладывал и просил его благословения на собрание. Святейший патриарх Тихон ответил мне так (я привожу буквально слова Его Святейшества): “Надоел я вам, братцы, возьмите метелку и гоните меня”. По-видимому, патриарх Тихон ничего не имел против того, если бы ему для блага Церкви необходимо было отойти в сторону от кормила правления Русской Церкви”. Закрытой баллотировкой проект примирения и соединения с обновленцами большинством голосов был провален и собрание закрыто”. (Вестник Священного Синода, 1927, No 4, с. 23.) Как можно видеть из приведенных воспоминаний, в непосредственном окружении патриарха существовало в то время два течения: непримиримое – во главе с архиепископом Феодором, и сторонники компромисса, наиболее тактичными представителями которых были архиепископ Серафим Александров (впоследствии один из главных соратников митрополита Сергия) и архиепископ Иларион. Епископ Гервасий сообщает о представителях этих течений ряд любопытных сведений: архиепископ Феодор жил тогда, как известно, в Даниловом монастыре, который был тогда местопребыванием еще нескольких, крайне консервативных и очень стойких архиереев школы Антония Храповицкого , епископа Пахомия и других. “Завсегдатаями, – говорит епископ Гервасий, – были архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), архиепископ Гурий (Степанов) и митрополит Серафим (Чичагов) . “А, это в конспиративном Синоде”, – говорил про них с насмешкой патриарх Тихон. Архиепископ Феодор мне говорил, ругая Илариона, что он погубит патриарха Тихона и Церковь , а в патриархе все спасение. Если же патриарха Тихона не будет, то власть не допустит вообще в России патриаршества, а без патриаршества для Церкви – крах”. Впрочем, и архиепископ Иларион был, по словам епископа Гервасия, убежденным сторонником патриаршества. “В 1923 году, в первых числах октября, – заканчивает он свои воспоминания, – я случайно встретился на прогулке по двору в ярославской тюрьме “Коровники” с архиепископом Иларионом. Иларион обрушился на меня за мой переход к обновленцам. “Восточные патриархи с нами, – сказал он. – Это я знаю документально, обновленцы врут. Введенский ваш изолгался. Ведь я с ним на диспутах выступал в Москве, я его к стенке прижимал, мне все их хитрости прекрасно известны”. В заключение архиепископ сказал: “Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю”. (Там же.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010