Пусть у инославных будут некоторые Таинства; пусть они имеют право на имя христиан с возникающими отсюда последствиями; пусть они остаются в «ограде церковной» или даже на паперти; но в церковной Евхаристии инославные не участвуют. Господь же сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Правда, и инославные совершают у себя Евхаристию. Но ни мы не можем участвовать в их Евхаристии, ни они в нашей. А Евхаристия и есть именно единение причащающихся со Христом и во Христе между собою. Значит, если мы с ними в Евхаристии разделяемся, которая-нибудь из сторон совершает Евхаристию не истинную. Двух не сообщающихся между собою Евхаристий, одинаково Христовых и одинаково истинных, быть не может, как не может быть и двух Христов, и двух Церквей. (Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее сообществам/ЖМП. 1931) Архиеп. Серафим (Соболев) Если бы инославные христиане и немного отступили от православной веры, все равно мы должны относиться к ним как к отлученным от благодати Святого Духа. Здесь нужно иметь в виду слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак. 2:10 ). Когда человек заболевает какою-либо частью своего тела, то и другие части страдают с нею: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» ( 1Кор. 12:26 ), и в итоге весь человек является больным. Поэтому наша Святая Православная Церковь считает то или иное инославное исповедание неистинным и даже недостойным наименования Церкви, хотя бы оно имело некоторые здравые догматические учения. Да, католики в лице своей иерархии сохранили апостольское преемство. В силу этого внутренняя благодать Святого Духа есть здесь. Но она вследствие многих догматических ересей католического исповедания не является здесь спасающей и перерождающей силой. Поэтому католики предоставлены только своим естественным силам в борьбе с грехом и в отношении к стяжанию добродетелей не отличаются от язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Скачать epub pdf Послание к пастве, по случаю праздника Светлого Христова Воскресения Христос Воскресе! «О, Пасха, избавление скорби!» – Вот слова пасхального богослужения, которыми св. Церковь хочет побудить нас, мои возлюбленные о Христе чада, всецело отдаться радости праздника Светлого Христова Воскресения. Может быть, некоторые из нас скажут: как вместить эти слова в сердца наши, когда мы так тяжко страдаем от скорбей. Последних всегда было много в нашей жизни и чем далее идет время, тем эти скорби становятся для нас тяжелее и невыносимее. Вот и ныне Господь посетил нас такими бедствиями, каких еще не было доселе. Настали времена, когда от разрушительных изобретений современной культуры нельзя укрыться ни в катакомбах, ни в горах, ни в пустынных местах. Мы являемся свидетелями чудовищного явления в человеческой жизни, когда истребляется смертоносными аэропланами мирное население, вплоть до неповинных женщин и детей. Теперь становится понятным, каким образом может быть истреблена третья часть живущих на земле людей, что произойдет перед самым вторым пришествием Господа и о чем говорится в Откровении Иоанна Богослова в таких словах: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, а изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей» ( Апок. 9:17–18 ). Итак, от какой же скорби избавляет нас св. Пасха? Несомненно, здесь разумеются не внешние скорби, которые омрачают нашу жизнь и отнимают от нас временное благополучие. Иначе Господь не указал бы на эти скорби, как на признак, отличающий Его последователей, сказавши: «В мире скорбни будете» ( Ин. 16:33 ). По учению Христа, эти скорби являются для нас даже спасительным путем, которым мы должны идти к вечной блаженной жизни, почему Господь и сказал: «Узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» ( Мф. 7:14 ). А великий Ап. Павел видит в этих спасительных для нас скорбях источник утешения Христова еще в земной нашей жизни. Во втором послании к Коринфянам он говорит: «По мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Слово в неделю 24-ю по Пятидесятнице О чудесных знамениях благодати Сегодня за божественной литургией св. Церковь предлагала нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, евангельское повествование об исцелении Господом кровоточивой жены и о воскрешении Им дочери Иаира. Слушая это повествование, невольно приходишь к мысли, как блаженны были люди, среди коих жил и действовал Христос Спаситель наш, и в особенности ученики Его, которые были очевидцами таких дивных чудес Христовых. Недаром Господь говорил им: «Ваши же блаженные очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф. 13:16–17 ). Впрочем, Господь назвал учеников Своих блаженными в сравнении с ветхозаветными праведниками, но не в сравнении с праведниками новозаветными, хотя бы отдаленными от земной жизни Христа (Спасителя) многими веками. Все истинные последователи Христа, жившие после апостолов, также блаженны, ибо и они не лишены созерцания тех же дивных чудес, которые совершал Господь в их жизни или через святых людей, или через св. иконы, мощи Своих угодников и другие благодатные источники. Даже более того. Господь сказал ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» ( Ин. 14:12 ). И мы из Деяний Апостольских знаем, что головные повязки и опоясания ап. Павла совершали исцеления недугов в людях ( Деян. 19:12 ). Даже тень ап. Петра была целебна для людей ( Деян. 5:15 ). А из церковного предания нам известно, что великий апостол св. Иоанн Богослов однажды воскресил из мертвых несколько сот человек. Ныне св. Церковь празднует память св. великомученика Мины, который особенно чтится в Болгарии. Может быть, многим из вас, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, известны те поразительные чудеса, которые он совершал после своей великомученической кончины, вскоре после которой и был прославлен Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Слово на день праздника Введения во храм Пресвятыя Девы Марии Матерь Божия как пример смиренного и безропотного несения скорбей Пречистая Божия Матерь ублажается Церковью земною и небесною славнейшею всех серафимов и честнейшею всех херувимов. Так почитается она потому, что получила от Бога великую и бесподобную сравнительно со всеми разумными тварями благодать быть Матерью Самого Бога, Второй Божественной Ипостаси. Но вот на что в данный момент мне хотелось бы обратить ваше внимание, мои возлюбленные о Христе чада. Слово Божие и св. отцы Церкви свидетельствуют, что не даром Пречистая Дева Мария получила от Бога эту благодать, а за Свои великие духовные подвиги. Самым первым из них и было введение Ее во храм трехлетнею Отроковицею, что ныне празднуется св. Церковью. Некогда ко Христу подошел один юноша и спросил Его: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди...» Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, ...и приходи и следуй за Мною». Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» ( Мф. 19,16–17. 20–22 ). На этот путь совершенства стали ученики Христа. Ради Него они отреклись от мира и всецело отдались Господу, чтобы Одному Ему принадлежать и ради Него только жить на земле. Но они это сделали в зрелом возрасте. Дева же Мария отреклась от мира и всех его радостей в трехлетнем возрасте. Этот подвиг Ее был не чем иным, как иночеством, явлением изумительным не только для людей, но и для ангелов и которого среди женского пола совсем не существовало в Ветхом Завете. Вот почему в ответ на размышления известного в России великого подвижника Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения, кто была первою инокиней, ему явилась Пречистая Божия Матерь и сказала: «Я была первой монахиней». Как свидетельствует слово Божие и церковное предание, Пречистой Деве Марии был присущ и другой великий подвиг – христианского несения скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Слово на день св. Пасхи. Истолкование второго тропаря девятой песни пасхального канона 99 «О, Пасха велия и священнейшая, Христе... подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Вот слова пасхальной песни, которые мы так часто слышим с вами, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, во дни пасхальных богослужений. Спасительно нам знать, в каком смысле Господь наш Иисус Христос называется Пасхою? Это наименование Христа станет для нас вполне понятным, если мы вспомним установление пасхи в Ветхом Завете при освобождении израильского народа от египетского рабства. Перед десятою египетскою казнью сказал Господь Моисею и Аарону: «Скажите всему обществу Израиля... пусть возьмут себе каждый агнца... и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня этого месяца: тогда пусть заколет его все собрание... к вечеру. И пусть возьмут от крови его, и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его... А Я пройду по земле Египетской в эту самую ночь и поражу всякого первенца... от человека до скота... И будет у вас кровь знамением на домах... и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной... И да будет этот день вам памятен и празднуйте его... в роды ваши; как установление вечное» ( Исх. 12:1, 3, 6–7:12–14 ). Как видим, праздник пасхи был установлен в память избавления Богом ветхозаветного Израиля посредстном крови пасхального агнца от смертоносной язвы. Но пасха ветхозаветная была прообразом Пасхи новозаветной. Только здесь Господь избавляет нас от смерти не кровию агнца, а кровию Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. Своею смертию и воскресением Господь попрал смерть и даровал нам вечную жизнь, почему в пасхальном тропаре и сказано: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Хотя смерть еще действует в мире, но сила ее уже попрана, и при всеобщем воскресении она окончательно и навсегда будет уничтожена. Тогда во всей полноте осуществятся слова Ап. Павла: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ; ср. Ос. 13:14 ) Впрочем, новозаветная Пасха является для нас избавлением не только от смерти телесной, но и от смерти духовной, или от власти греха. Это избавление даруется нам также кровию и смертию новозаветного пасхального Агнца, и мы получаем его в таинствах Церкви, когда воспринимаем внутреннюю возрождающую благодать Святого Духа. При помощи этой благодати мы не только избавляемся от порабощения греху, но получаем возможность неуклонно соблюдать спасительные заповеди, достигать святости, быть сынами Божиими по благодати и наследниками небесного Царства. Вот в каком смысле Господь Спаситель наш называется священнейшею Пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Таково учение о самодержавной царской власти и ее значении в нашей жизни по данным Божественного Откровения и святоотеческого учения. Но это не все. В Св. Писании мы находим учение о царе как о помазаннике Божием. Избирая в цари изра ильские Саула, Господь повелевает пророку Самуилу помазать его елеем, 295 что и сделал пророк, сказавший Саулу, что его осенит Дух Господень. Точно так же, когда Господь предопределил Давида быть царем израильского народа, то Он повелел тому же пророку Самуилу помазать его на царство: Наполни рог твой елеем... встань, помажь его, ибо это он. 296 И после этого помазания сошел на него Дух Святый, почему в Библии и сказано: помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня. 297 Отсюда ведет свое начало таинство миро помазания, которое совершалось над царями в Византии, а затем у нас в России над великокняжескими и царскими самодержцами. Это помазание является многознаменательным по своему значению фактом, одинаково – как для царя-самодержца, так и для его подданных, ибо оно увеличивает его авторитет и достоинство, делая его священным и осуществляя над ним слова Св. Писания: вознес избранного из народа... святым елеем Моим помазал его... И истина Моя и милость Моя с ним. 298 Замечательно, что Господь за много веков до поставления Им царя, помазанника Божиего, обещал Аврааму, несомненно, как величайшую для него награду, происхождение от него царей, говоря: и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. 299 Это обстоятельство, а также тот факт, что учреждение царя предвозвещалось за много веков прежде еще Аврааму Богом, следовательно, есть дело Его вечного предопределения, показывает нам, как высоко мыслится в очах Бога достоинство царя, помазанника Божиего. Такое достоинство для нас должно быть понятным. Через таинство миропомазания царь делается священною особою. С этого момента его власть окружается Божественным ореолом, что в особенности важно в глазах верующего народа для его повиновения своему царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Тем же Своим дивным промыслом Господь обратил в православную веру и нашего князя Владимира, основоположника христианской царской власти в русском православном народе. Ясно отсюда, что и христианская царская власть получила свое происхождение непосредственно от Бога, Небесного Царя. 289 Нет нужды доказывать, что Божественное Откровение в своем свидетельстве о происхождении царской власти от Бога в то же время говорит нам, что она есть власть самодержавная. Это самодержавие исходит из самой природы власти. Ведь никто из людей, водимых голосом разума и совести, не будет оспаривать естественное и Божественное право отца налагать свою волю на детей, требовать от них ее исполнения и наказывать их за ее нарушение. Всякое ограничение детьми воли отца и нежелание повиноваться ей в то время, когда она соответствует воле Божией есть ничто иное, как преступление. Власть отца по отношению к своим детям является самодержавной. Такою же самодержавной является и власть царя, ибо он получает ее не от народа, и потому она не может быть народом ограничена и перед ним ответственна. Царская власть как происшедшая от Бога только перед Ним ответственна и может ограничиваться только волей Самого Бога, Его святыми законами, с которыми она должна строго сообразоваться, не уклоняясь от них. Впрочем, мы находим на это и прямое указание Св. Писания. При установлении царской власти в Ветхом Завете Господь потребовал, чтобы царь был полным владыкой израильского народа и его повелителем. Господь сказал израильтянам: и сами вы будете ему рабами. 290 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля. 291

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Что в означенной неканонической книге содержится учение об Иисусе Христе, как Ипостасной Премудрости Божией, об этом свидетельствует и тот факт, что св. Афанасий Великий в своем втором слове против ариан даже ссылается на книгу Премудрости Соломоновой наряду с кн. Притчей и другими каноническими книгами Ветхого и Нового Завета для доказательства истины, что Премудростию Божиею сотворен был мир и в частности сам человек 251 . Что здесь – в кн. «Премудрости Соломоновой» – под Премудростию св. Афанасий разумеет именно Вторую Божественную Ипостась, об этом свидетельствует его учение. Из него явствует, что когда Великий Афанасий говорит о творческой Премудрости Божией, то имеет в виду не какую-либо иную 252 , а но только одну Ипостасную Премудрость Божию 253 . Мысль о Премудрости Божией, как о Самом Боге, ярко выражается в 15–21 стихах 10-й главы той же книги «Премудрости Соломоновой» и в толковании этого библейского места «Толковою Библиею». Здесь говорится об освобождении Божественною Премудростию израильского народа от египетского рабства, когда Она «вошла в душу служителя Господня (Моисея) и противостала страшным царям чудесами и знамениями... Вела их (израильтян) путем дивным; и днем была им покровом, а ночью – звездным светом. Она перевела их чрез Чермное море и провела их сквозь большую воду, а врагов их потопила и извергла их из глубины бездны» 254 . «Толковая Библия » в своем толковании указанного библейского текста выражает общецерковное учение о спасении народа израильского от египтян исключительно Богом. Конечно, в книге «Премудрости Соломоновой», как и в книге «Прем. сына Сирахова», говорится не об одной только Божественной ипостасной Премудрости – Сыне Божием. При объяснении 1-го ст. 24-й гл. второй из указанных неканонических книг «Толковою Библиею», говорится: «В пределах книг Ветхого Завета наиболее пространное учение о премудрости божественной мы встречаем в книгах: Притчей Соломоновых, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса сына Сирахова. В объем понятия премудрости божественной священные писатели включают или понятие о Премудрости Ипостасной; или понятие о Премудрости, как свойстве ума божественного, проявляемого в мировом творении; или понятие о мудрости человеческой, созданной во образ Премудрости божественной» 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Что же касается телесных мук и смерти на кресте, то, по словам М. Антония, Господь не мог их страшиться и «взирать на телесную смерть, как на что-то ужасное» 174 . Он пишет: «Должно опровергнуть ходячее представление о Гефсиманской молитве Христовой, – как будто бы внушенной Ему страхом предстоящих телесных страданий и смерти. Это было бы крайне недостойно Господа, Которого рабы потом (да и раньше – Маккавеи) шли на мучения, радуясь и ликуя среди терзаний их телес» 175 . Поэтому слова Гефсиманской молитвы: «да мимоидет от Мене чаша сия» 176 , относятся, как заявляет М. Антоний, «не к предстоящему Ему (Христу) распятию и смерти, а именно к этому, совершенно было подавившему Его настроению 177 глубокой скорби за столь любимый Им грешный человеческий род... эта-то скорбь и была «чашею», пронести которую мимо Он просил Небесного Отца» 178 . Для подтверждения своего толкования Гефсиманской молитвы М. Антоний ссылается на слова святого Ап. Павла: «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему...» и проч. «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитву и моление 179 . Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» 180 . «Видите, – говорит М. Антоний,– ... Господь молится не об избавлении от распятия и смерти, ибо тогда нельзя было бы сказать, что Он был услышан, так как распятие и смерть Он все же претерпел. Он молился об облегчении одолевавшей Его скорби за греховное человечество: эта-то скорбь и была «чашею», пронести которую мимо Он просил Небесного Отца. Он молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей» ( Мк.14:37 ; ср.: Мф.26:39–42 ; Лк.22:42 ). Из этих изречений не видно, что Господь молился о предстоявших Ему страданиях, а не о том, что Он переживал «в час сей», то есть, в час самой молитвы. Но как же Он был услышан при нашем толковании события? – К Нему явился Ангел и подкреплял Его... Вот в каком смысле Он был услышан, и дальнейшие слова апостола подтверждают наше истолкование Гефсиманской молитвы, как первосвященнической: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех, послушных Ему, виновником спасения вечнаго, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» ( Евр.5:8–10 ). «Слова эти, заключает М. Антоний, буквально подтверждают то, что мы писали выше: именно, сострадающая любовь Христова является в сердцах наших силою освящающею, и в этом смысле Он наш первосвященник» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Что может быть драгоценнее крови нашего Спасителя? Ничто на свете. Следовательно, и благодать Св. Духа, дарованная нам кровью Христа, есть самое драгоценное для нас благо. Спрашивается: какой же спасительный для нас вывод следует из сказанного нам, мои возлюбленные о Христе чада? Если благодать Св. Духа есть самое драгоценное сокровище, то будем дорожить этим сокровищем. Поэтому, получив от Бога эту благодать через таинства Церкви, будем всецело стремиться к тому, как бы ее не потерять, как бы от нее не отпасть. К сему побуждает нас и св. ап. Павел, говоря: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» ( Евр. 12:15 ); «Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом»... ( Евр. 12:28 ). Но не только мы должны бояться, как бы не потерять благодать, это величайшее сокровище. Мы должны стремиться приумножать сию благодать, чтобы сия вскрылась в нас через исполнение божественных заповедей и в нашей жизни были плоды Духа: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание...», о каковых плодах говорит ап. Павел в своем Послании к галатам ( Гал. 5, 22–23 ). Конечно, мы не уподобимся тому лукавому рабу, который, получивши от Господа божественный талант, закопал его в землю ( Мф. 15:25 ); мы приумножим благодать, полученную от Бога, если будем избегать всякого греха. Через грехи благодать Св. Духа оставляет нас, ибо благодать и грех несовместимы, как несовместимы свет и тьма. «Какое общение, – говорит тот же ап. Павел, – праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор. 6, 14–15 ). В особенности будем, возлюбленные, избегать гордости. Она есть мать всех грехов, страстей и пороков. Она ослепляет нас и заставляет нас всегда заблуждаться, всегда грешить, всегда печалиться, унывать, тосковать и еще здесь предвкушать вечную геенну кромешного ада. Поэтому будем всемерно удаляться гордости и ее самого пагубного для нас порождения – осуждения. За гордость и осуждение Господь наказывает нас страшными бедствиями. Он даже предает нас постыдным страстям и не прекращает нас наказывать до тех пор, пока мы не смиримся.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010