На эту тему он написал четыре статьи (впоследствии ставшие главами книги), подробно разобрал возрождение якобы Богом посланных религий и течений, указав, что это – форма «экуменической духовности», включающей религиозные взгляды совершенно нехристианского толка. Вскоре после статьи о «богом посланных» религиях о. Серафим получил письмо от Елены Юрьевны Концевич: «Вы точно описали религию будущего, религию антихриста». Отец Серафим понимал, что до глубокого анализа этой новой религии он еще не дошел, ибо она сама окончательно еще не сформировалась. Он указывал, что работа его «носит предварительный характер, это лишь исследование духовных взглядов, которые откроют путь для религии антихриста, религии внешне христианской, но наполненной языческим содержанием, то бишь идеей «посвящения». Слова Елены Юрьевны Концевич о «религии будущего» пришлись кстати, когда братия замыслили все журнальные статьи на эту тему собрать в книгу. В беседе с о. Германом о. Серафим настаивал: в названии книги непременно должно быть «Православие», ибо всё в книге рассматривается со святоотеческих позиций в отношении духовной жизни. Первое издание было готово на Светлую седмицу 26-го апр/.9-го мая 1975 года. Книга разошлась на удивление быстро, и в августе пришлось давать запрос на второе издание. Видно, книга говорила людям о наболевшем. Но и второго издания не хватило. Тогда отцы решили, что напечатать следующий тираж им самим уже не по силам. В Спрингфилде (штат Орегон) они нашли типографию, где брались недорого перепечатать готовую книгу. И так, почти через год после выхода книги в свет, о. Серафим, как видно из начала главы, поехал в Орегон за тиражом третьего издания. В 1979 году о. Серафим окончательно переработал книгу, расширив ее до восьми глав. В предисловии он говорил об «экуменическом движении» как о «смешанной общемировой религии» и приводил примеры самых ярых экуменистов, пытавшихся создать «новое единство» вкупе с другими религиями. В противовес этому в начальных трех главах о. Серафим изложил общий подход к нехристианским религиям, выделив их главные различия с христианством, как с богословской, так и с точки зрения обычной духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Но эволюция – это не просто философия под личиной науки. «Это вроде научно-фантастического богословия, – писал отец Серафим, – продукт веры (веры атеистической, но все-таки веры). И по ее популярности сегодня можно судить не только о низком уровне богословия, но и о почти полной утере простого здравого смысла. Помню, на первом курсе преподаватель зоологии распространялся о “великих идеях человека”. Самой великой ему представлялась “идея эволюции”, он ставил ее выше “идеи Бога”». 883 Уже много воды утекло с тех пор, как отец Серафим определил веру современного человека – хилиазм, возможность нашему падшему миру достичь совершенства. Этому верованию эволюция – постепенное развитие от низших форм к высшим – приходилась как нельзя кстати. «Все посылки хилиазма логически следуют из теории эволюции», – как подметил отец Серафим. 884 Он называл эволюцию (вместе с хилиазмом вообще) глубинным, едва ли не врожденным предрассудком, овладевающим умами людей вопреки логике и здравому смыслу. Неудивительно, ведь понятие об эволюции вдалбливается всякому чуть ли не с колыбели, и потом очень трудно отрешиться от этого, дать трезвую оценку. Эволюция – не просто безобидная идея, а враждебное Православию мировоззрение. 885 В XVIII веке научная «вера» была иной: веровали в Ньютонову механическо-деистическую модель Вселенной совершенного порядка. Столетие спустя Вольтер высмеял ее в «Кандиде», и мода переменилась. И эволюция – всего лишь преходящее модное увлечение, указывал отец Серафим. «Православие же не следует современным философским течениям, у него своя философия, основанная на Откровении, Святые отцы дают четкое богословское объяснение и происхождению человека, и всему творению. И объяснение это никоим образом не связано с мимолетными философскими пристрастиями... Наша философия не от мира сего – вот ответ на все домыслы современного человека!» 886 Изучив святоотеческие труды о происхождении человека и Вселенной, отец Серафим убедился, сколь точно и ясно там все изложено. «После этого поражаешься, как велика власть “эволюции” даже над просвещенными умами православных. Крепко держит человека мир сей и его модные идеи!» 887

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Одни из них, хотя и не так образованны, но были смирены и сердечны, другие же были ученые, но гордые и холодные. Архиепископ Серафим представлял собой образец редкого и счастливого сочетания учености и смирения, простоты и глубоких богословских знаний. Его простота и любовь ко всем были самыми характерными для него чертами. У него не было никакого показного высокомерия, потому что он был глубоко верующим и всегда находился в непрерывном молитвенном общении с Богом. А человек, который постоянно мысленно предстоит перед страшным престолом Божиим, может ли быть тщеславным и гордым? Архиепископ Серафим имел одно из самых высоких научных отличий. За его богословские труды ему было присуждено звание магистра богословия. А эту научную степень нельзя получить легко и без заслуг. Заслужить ее можно только глубокой богословской ученостью. Владыка Серафим обладал ею: он отлично знал догматику и, в особенности, творения св. отцов. Внешнего образа такой учености формально возможно достичь многим. И все же, мне кажется, что не многие ученые могли бы сравниться с нашим дорогим Владыкой в области богословия. Его отличительной особенностью было его благодатное внутреннее познание божественной истины, его духовное ведение. А ведения этого он достиг только путем личной святости. «Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят» ( Матф. 5:8 ), говорит Господь и Владыка часто повторял эти слова. Архиепископ Серафим оставил нам следующую мудрую мысль: «Православное богословие прямо пропорционально целомудрию». Это значит, что для того, чтобы достичь православную истину, необходимо вести целомудренную, чистую жизнь. Если душа твоя погрязла в грехах, то она не будет в состоянии правильно отражать светлые и чистые богооткровенные истины. Ереси рождаются в душах нечистых и, по преимуществу, в душах, исполненных гордостью, приводящей очень часто к духовной прелести. Архиепископ Серафим, этот смиренный и глубокой нравственной жизни архиерей, считал своим призванием и своим долгом всегда защищать православную истину в нашем развращенном и полном еретических заблуждений веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Такой взгляд на обучение в современном университете для православного христианина – вопрос жизни и смерти. К примеру, студент, не обладающий православным взглядом на историю, будет в растерянности, когда профессора скажут ему, что в современном экологическом кризисе виновата «христианская цивилизация». И невдомек ему будет, что не христианство, а именно отход от него Запада и повлек сегодняшние природные катаклизмы (а отход от этого начался с безграничной веры в логику и разум и закончился «механистическим» мировоззрением Декарта). Отец Серафим пояснял: «Современная наука (со времен Возрождения) есть плод экспериментов алхимиков, астрологов и чародеев. Новый научный мир – это мир Фауста, мир колдовства, и современная нам наука сохраняет этот дух. В результате открыта необузданная энергия атома, чему порадовались бы алхимики времен Возрождения: они мечтали о такой энергии. Цель современной науки – возобладать над природой. Декарт, сформулировавший “механистическую” теорию, говорил, что человек должен стать хозяином, повелителем природы. Вот какая религия подменяет ныне христианство». В конце «летнего семестра» отец Серафим отметил: «Четверо учащихся Богословской академии Нового Валаама провели проповеди в скиту на заданные темы из Евангелия. Занятия окончены, сегодня днем “выпускные испытания”, затем исполнение увертюры “1812 год” П.И.Чайковского. Занятия наши, несомненно, пошли на пользу. Теперь полученные знания нужно применить в жизни». 1040 В письме к Алексею Янгу (он прислал отцу Серафиму для ознакомления свою статью об Иване Киреевском для журнала «Никодим») отец Серафим более подробно рассказал о том, какой отклик вызвали его лекции: «Прилагаю статью о Киреевском. Прочитал. Отлично! То, что сейчас нужно! Вчера мы читали ее перед слушателями нашей летней Богословской академии Нового Валаама. Она пришлась как нельзя кстати, подытожив несколько моих лекций об основных течениях западной философской мысли от Франциска Ассизского до Тейяра. Между прочим, о последнем они знают по нашей статье о “христианском эволюционизме” и отнеслись к нему – все как один – с крайней неприязнью, считая его главным виновником западного вероотступничества. Самый большой отклик, пожалуй, получила наша беседа о консервативных течениях XIX века, мы касались таких личностей, как Николай I, Достоевский, Константин Победоносцев . Студенты узнали много нового, особенно Кристофер: наши лекции заменяют ему образование в колледже и весьма воодушевляют его. Да и я, читая курс, привел свои мысли в порядок». 1041

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Теперь он намного лучше чем ранее был готов к тому, чтобы преподнести свои знания так, чтобы они получили практическое применение в жизни современных людей. Он назвал свою серию лекций «Курс выживания», потому что был убежден, что для того, чтобы людям выжить как православным христианам, сегодня необходимо осознать отступничество от Христианской веры, понять почему современный мир такой, каким он предстает перед нами. Чтобы защитить себя, нужно иметь представление о стратегии врага. Отец Серафим также называл свои лекции «Православным кур­сом по самозащите». Двенадцать лекций было прочитано отцом Серафимом, каж­дая длилась по несколько часов. Одиннадцатая лекция была по­священа эволюции. Отец Серафим использовал здесь не только свои ранние исследования, но также и более поздние, предпри­нятые для предполагаемой книги о понимании святыми Отца­ми сотворения мира. В этой лекции он рассмотрел эволюцию с различных точек зрения – исторической, научной, философс­кой и богословской – и закончил ее примерами из различных выражений последователей «христианского эволюционизма», особенно Тейяра де Шардена. Лекция была богатым собранием всех его мыслей по этому предмету за период времени до 1975 года. В последующие годы отец Серафим продолжал писать за­метки и составлять контуры своей работы о сотворении мира и эволюции. Затем, в 1981 году, только за год до своей смерти, он опять серьезно взялся за эту тему. Летом этого года во время курса лекций в «Ново-Валаамской Богословской Академии» он прочитал серию лекций о толковании святыми Отцами пер­вых трех глав книги Бытия. Ранее приложил много усилий для проведения этих лекций, написав расширенные построчные комментарии, включающие цитаты из святых Отцов, многие из которых сам и перевел. Его восьмилетний опыт размышления над этим вопросом, чтения и молитвы не пропал даром. Серия его лекций была результатом зрелого святоотеческого мышле­ния; он, вероятно, как никто другой в наше время направлял свои поиски через все собрание учения святых Отцов для того, чтобы найти и пролить свет на единый догмат святоотеческого учения о Сотворении Мира. И как возвышено было учение От­цов, которое он представил слушателям, насколько вдохновен­нее оно было попыток других приспособить учение святых Отцов к современной интеллектуальной моде! На последующих курсах академии летом 1982 года отец Се­рафим продолжил свои комментарии Бытия, на этот раз с чет­вертой до одиннадцатой главы. Спустя две недели по оконча­нии курсов он неожиданно заболел и через неделю упокоился о Господе. Его святоотеческие комментарии на книгу Бытия стали, таким образом, его последним достижением в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Но эволюция – это не просто философия под личиной науки. «Это вроде научно-философского богословия, – писал о. Серафим, продукт веры (хотя веры скептической). И по её популярности сегодня можно судить не только о низком уровне богословия, но и о почти полной утере простого здравого смысла. Помню, на первом курсе преподаватель зоологии распространялся о «великих идеях человека». Самой великой ему представлялась «идея эволюции», он ставил её выше «идеи Бога». Уже много воды утекло с тех пор, как о. Серафим определил веру современного человека – хилиазм, возможность нашему падшему миру достичь совершенства. Этому верованию эволюция – постепенное развитие от низших форм к высшим – приходилась как нельзя кстати. Все посылки хилиазма логически следуют из теории эволюции, как подметил о. Серафим. Он называл эволюцию (вместе с хилиазмом вообще) глубинным, едва ли не врождённым предрассудком, овладевающим умами людей вопреки логике и здравому смыслу. Неудивительно, ведь теория эволюции вдалбливается всякому чуть ли не с колыбели, и потом очень трудно отрешиться от этого, дать трезвую оценку. Эволюция – не просто безобидная идея, а враждебное Православию мировоззрение. В XVII веке научная «вера» была иной: верили в ньютонову модель вселенной, управляемую законами высшего порядка, в том числе и Божественными. Столетие спустя Вольтер высмеял её в «Кандиде», и мода переменилась. И эволюция – всего лишь преходящее модное увлечение, указывал о. Серафим. «Православие же не следует современным философским течениям, у него своя философия, основанная на Откровении. Святые Отцы дают чёткое богословское объяснение и происхождению человека и всему тварному. И объяснение это ни коим образом не связано с мимолётными философскими модами… Наша философия не от мира сего – вот ответ на все домыслы современного человека!». Изучив святоотеческие труды о происхождении человека и вселенной, о. Серафим убедился, сколь точно и ясно всё изложено. «После этого поражаешься, как велика власть «эволюции» даже над просвещёнными умами православных. Крепко держит человека мир сей и его модные идеи!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Председатель Синодального отдела по делам молодежи выступил с лекцией перед учащимися Московского государственного института музыки 13 октября 2021 г. 16:37 12 октября 2021 года председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим посетил Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке — одно из крупнейших музыкальных высших учебных заведений страны. В концертном зале института архипастырь выступил перед профессорско-преподавательским составом и студентами с открытой лекцией на тему «Творцы музыкального духа или духовная перспектива музыки», в которой представил попытку богословского осмысления музыкального творчества, взгляд на роль музыкального искусства в совершенствовании внутреннего мира человека, становление музыкальных форм, а также на духовную миссию композитора . В своем выступлении епископ Серафим подчеркнул: «Не только эстетический и этический фактор бытия музыкального искусства, но онтологический и гносеологический статусы музыки беспокоили умы на протяжении столетий. Музыка всегда воспринималась серьезно, и развлечением или фоном она была сделана только в XX веке, что и дало толчок активным философским и даже богословским размышлениям о ней» . Епископ Серафим указал на схожесть музыкального и богословского воздействия на социум: «Музыка, как и богословие, никогда не навязывала себя, она только реагировала на вызовы, которые ей посылало время, общество, политика. Но отвечала она на " брошенную в лицо перчатку " не требованием дуэли, как это иногда случалось, например, в спорах между наукой и религией, а методично формулировала свои ответы новыми величайшими музыкальными творениями гениев. Так в мире музыки появляются оперное и затем симфоническое творчество. Причем у истоков этих процессов нередко стояли композиторы-священнослужители: Депре, Монтеверди, Вивальди, Лист». Касаясь современной популярной музыки, представители которой часто становятся кумирами молодежи, владыка Серафим отметил: «Во многом такое " творчество " — просто провокация, прикол, комизм. Но задумаемся, разве мы начинаем свою счастливую жизнь с провокации, разве мы влюбляемся " по приколу " , разве наши личные переживания для нас комичны? Настоящая музыка — это наше чистое дыхание, это крылья нашего творческого полета, это самое сокровенное объяснение в любви, это наша исповедь перед самим собой. Настоящий музыкант не торгует своей душой, он не готов отдать ее в жертву идолу, и он четко понимает, что музыка попираема не бывает. Нельзя, засоривши сосуд , потом пить из него чистую воду. Отравляя воздух вокруг, отравишься и сам — это необратимый закон».

http://patriarchia.ru/db/text/5852495.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на заседании Специальной межправославной комиссии. 3. Констатировать, что дискуссии вокруг Регламента Всеправославного Собора натолкнулись на трудности, которые не удалось преодолеть. 4. Выразить озабоченность в связи с тем, что в ходе переписки между Предстоятелями Константинопольской и Русской Православных Церквей не удается достичь согласия по важным вопросам подготовки Всеправославного Собора.   ЖУРНАЛ 93 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах изучения документа «Миссия Православной Церкви в современном мире», рассмотренного V Всеправославным предсоборным совещанием, состоявшимся с 10 по 17 октября 2015 года в Шамбези (Швейцария), и о предложениях Синодальной библейско-богословской комиссии по усовершенствованию данного документа. Справка: Священный Синод в заседании от 22 октября 2015 года (журнал 71) поручил Синодальной библейско-богословской комиссии дополнительно изучить проект данного документа с учетом состоявшегося обсуждения на V Всеправославном предсоборном совещании и представить выводы к следующему заседанию Священного Синода. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить предложения Синодальной библейско-богословской комиссии к документу «Миссия Православной Церкви в современном мире» и считать достижение консенсуса по соответствующим разделам документа необходимым условием его предварительного согласования в рамках подготовки к Всеправославному Собору.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся в Софии заседании Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Справка: Во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года (журнал 73) 3 и 4 декабря 2015 года в Софии состоялось заседание Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева).

http://patriarchia.ru/db/text/4304773.ht...

Епископ Бобруйский Серафим: Митрополит Филарет — человек с большой буквы 25 декабря, 2013. Новостная служба Священный Синод постановил удовлетворить прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета о почислении его на покой. Сегодня, 25 декабря 2013 года , Священный Синод постановил удовлетворить прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета о почислении его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Митрополитом Минским и Слуцким Синодом определен митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Несколько слов о митрополите Филарете по просьбе нашего портала сказал епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Очень непросто сказать кратко о личности Митрополита  Минского и Слуцкого Филарета, Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Многое было лично пережито.  Владыка организовал мое богословское образование,  доверял выполнение  ответственных задач в нашей Церкви. Те же слова выскажут очень многие белорусские епископы,  священники и церковные труженики. Но не будем о статистике, самое главное, что это Человек с большой буквы.  Одаренный, талантливый, интеллигентный, с уважением и любовью ко всем людям,  с  тонким чувством юмора, открытым сердцем.  Все свои щедро данные Богом таланты он использовал для блага Церкви. Его колоссальная работоспособность и энергия принесли многие добрые плоды. Хочется от всей души выразить горячую сыновнюю благодарность  нашему драгоценному Владыке Филарету  и пожелать еще много лет служить у святого престола,  молиться за собранную им белорусскую паству, передавать свой богатый и бесценный опыт своим духовным чадам. С уважением, епископ Серафим   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 октября, 2019

http://pravmir.ru/episkop-bobrujskij-ser...

Из слов Макария в одном письме к Серафимову мы уже знаем, что труд Макария по составлению сборника догматического учений св. Димитрия Ростовского заслужил всеобщее одобрение и автор удостоился получить благодарность за него от многих лиц. Слова эти отнюдь не были преувеличением действительности, или самовосхвалением молодого писателя. Не только духовные лица, но даже и светские писатели с радостью приветствовали появление в печати первого богословского труда Макария. Обозреватель периодической литературы в «Журнале Министерства Народного Просвещения» называл «Догматическое учение св. Димитрия Ростовского », собранное Макарием, «драгоценным памятником, свидетельствующим, что Россия и в конце XVIII столетия имела знаменитых богословов» 203 . Когда Макарий окончил составление догматического сборника, преосв. Афанасий, вполне довольный его трудом, поручил ему составить таким же образом и «нравственное богословие» по сочинениям с в. Димитрия Ростовского . Над составлением этого нового сборника Макарий трудился уже во вторую половину 1842–43учебного года. «Предложил мне» писал Макарий Серафимову 15 декабря 1842 года, «преосвященный ректор уже давно таким же образом составить и нравственное богословие из сочинений св. Димитрия. И я составил уже для этого план и по прежнему раздал было сочинения студентам. Но так как теперь студентам не до того, я вчера взял у них и план и все книги к себе и, если поможет Бог , об святках займусь сам» 204 . Во вторую же половину первого года своей службы в С.-Петербургской духовной Академии Макарий приступил к составлению известного труда его по введению в богословие. «Чем я занимался»? спрашивал самого себя Макарий в одном из писем к Серафимову, и отвечал: «немногим и сделал мало: составил и продолжаю составлять по своему конспекту, представленному в Св. Синод, введение в богословие: десять листов уже выдал» (письмо было писано пред праздником Пасхи 1843 года) 205 . Для справок при составлении этого нового труда по богословию Макарий во втором своем письме к тому же Серафимову (от 15 декабря 1842 года) просил последнего достать его курсовое сочинение «план христианской аскетики» и поскорее выслать ему в С.-Петербург: «он мне очень нужен», прибавлял Макарий, «так как после святок я буду читать и сочинять для студентов энциклопедию богословских наук, при чем он пригодился бы мне для соображений» 206 . Макарий, очевидно, составлял введение в богословие одновременно с чтением лекций по этому предмету и, вероятнее всего, по одной и той же программе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010