26 февраля 1946 г. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20–21). Вот это важно вам запомнить: что Царствие Божие внутри вас. Люди малопросвещенные, даже из православных, представляют себе Царствие Божие не так, как нужно. Их представление стоит ближе к грубому представлению мусульман. Мусульмане представляют себе вечную жизнь правоверных как радостную жизнь в прекрасном саду, где будут их окружать прекрасные молодые женщины, где они будут наслаждаться замечательными яствами. Это представление грубо-материалистическое. Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог. Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его — там обитает и царит Святой Дух. Такое Царствие Божие не приходит внезапно, не приходит заметным образом по громкому воззванию трубы. Царствие Божие — это тихое, мирное, незаметное вхождение Духа Святого в сердца человеческие. Такие святые, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские уже при жизни были в Царствии Божием, в их сердцах обитал Дух Святой, для них уже здесь на земле началось светлое Царствие Божие. Сказал Господь ученикам своим: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (Лк. 17, 22–24). Так внезапно, так потрясающе будет Его Пришествие. Это будет внезапно, когда люди совершенно не будут ждать этого, в день, который ведает лишь Отец наш Небесный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

393.  При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 394.  Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш пения (Пс. 125. 1–2). 395.  Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его (Иер. 46. 27). 396. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», гл. 33. 397. Четьи-Минеи, 9 июня. 398. Алфавитный патерик. 399.  Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6–18). 400. Алфавитный патерик. 401. Слово 5, гл. 33. 402. Слово 7, гл. 64. 403. Слово 7. гл. 70. 404. Пс. 50. 19. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 59. — Лествица. Слово 7. — Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 406. Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 407. Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва, 1847 г. 408. Наставление 32. Издание 1844 года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833, 2 января. 409. Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 410. Слово о трезвении, гл. 80 и 81. Добротолюбие. Ч. 2. 411. Лк. 3. 9. 412. Патерик Скитский. 413. Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие. Ч. 2 414. Святой Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие. Ч. 2. 415. Слово о трезвении. Добротолюбие Ч. 2. 416.  Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4. 23). 417.  Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). По объяснению святого Исихия. Слово о трезвении, гл. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

394. Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш пения (Пс. 125. 1–2). 395. Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его (Иер. 46. 27). 396. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», гл. 33. 397. Четьи-Минеи, 9 июня. 398. Алфавитный патерик. 399. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6–18). 400. Алфавитный патерик. 401. Слово 5, гл. 33. 402. Слово 7, гл. 64. 403. Слово 7. гл. 70. 404. Пс. 50. 19. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 59. — Лествица. Слово 7. — Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 406. Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 407. Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва, 1847 г. 408. Наставление 32. Издание 1844 года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833, 2 января. 409. Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 410. Слово о трезвении, гл. 80 и 81. Добротолюбие. Ч. 2. 411. Лк. 3. 9. 412. Патерик Скитский. 413. Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие. Ч. 2 414. Святой Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие. Ч. 2. 415. Слово о трезвении. Добротолюбие Ч. 2. 416. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4. 23). 417. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). По объяснению святого Исихия. Слово о трезвении, гл. 2. 418. Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы была чиста и внешность их (Мф. 23. 26).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

46). Итак, все зависит от нас самих. Не ослепим же своих глаз и не сделаем каменным свое сердце, для того чтобы Свет, пришедший в мир спасти всякого человека, просветил и нас! Потому что не верующий во Христа ни на что не имеет правильного взгляда, он пребывает во тьме, хотя и считает себя мудрым человеком. Может быть, какой-либо философ или политик, хорошо разбирающийся в своем деле, думает о себе, что просвещен светом своего разума, но на самом деле он находится во тьме и будет пребывать в таком состоянии до тех пор, пока не примет света учения Христова, пока не примет Самого Христа, Который есть свет. Люди, имеющие истинный духовный опыт, познавшие Христа опытно, молитвенно, знают, что Он действительно есть свет, в самом буквальном смысле. В своем сердце они созерцают Божественный свет, озаряющий иногда всю их душу. И слова Спасителя о том, что Бог есть свет, — не притча, но точное выражение самой сущности христианства. А познают эту истину те люди, которые всей душой преданы молитве и духовному подвигу. «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (ст. 47). Итак, в Свое Первое пришествие Спаситель не осудил нас, Он пришел нас спасти и все сделал для этого. И уже от нас зависит, примем ли мы этот свет. Если, несмотря на все чудеса, которые показаны нам в Божественном Евангелии и даже случались в нашей собственной жизни по действию Божественной благодати, мы произвольно ослепим свои душевные очи и сделаем свое сердце бесчувственным, то (не дай Бог, чтобы так произошло) и к нам будет относиться этот упрек Священного Писания: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». И тогда Господь отойдет и скроется от нас. Мы знаем, что были такие угодники Божий, как преподобный Серафим Саровский, который был настолько преисполнен Божественной благодати, что испытывал пасхальную радость не только на протяжении пасхальных дней, но и всегда. Всех людей, приходивших к нему за помощью, советом, молитвой, он встречал торжественными пасхальными словами: «Христос воскресе, радость моя!» Любя своих ближних, он не знал, что можно сказать им более радостного, чем эти замечательные слова пасхального приветствия.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

48. Русская Реформация И, несмотря на расхожие мнения, в Православии тоже была Реформация: синодальное православие есть наше англиканство, поповское раскольничество есть наше лютеранство, беспоповщина есть наш кальвинизм (а старообрядческий тезис об отнятии благодати есть выражение типичного модернистского ощущения обезбоженности мира). Про постмодерн скажем ниже. Но само движение формаций говорит о прогрессе: от революции к революции мы идем к воплощению Великой Невозможности. Будем помнить: ортодоксия может существовать только в «ортодоксальной общине» – бесклассовой. Там, где не так, – вера искажается, и все «странности» современного Православия объясняются этим. Так названные три версии реформированного русского православия не есть Православие, Православие сохранили такие люди как Паисий (Величковский) и Серафим Саровский. 49. Политическая теология Итак, есть понятная связь между общественным устройством и мировоззрением. «Политической теологией» назвал эту связь Карл Шмитт: «Все точные понятия современного учения о государстве представляют собой секуляризированные теологические понятия. […] всемогущий Бог становился всевластным законодателем». Это верно, но спросим: какая теология подразумевает «всемогущего Бога»? Скажем, исламская, скажем – пожалуйста – стоическая, арианская, деистическая, да мало ли какая. Насколько концепт «всемогущего Бога» специфичен для христианства – ортодоксального христианства? Не специфичен совершенно, а вот «Бог распят» – именно специфичен, здесь все христианство, вся полнота его: «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Фес 2:2). А значит, политическая теология, исследуемая Шмиттом, – не христианская. 50. Политическая теология «Бог распят» Какой могла бы быть политическая теология, исходящая из «Бог распят»? Мы уже ответили: коммунистическая община, в которой воплощается принцип: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так» (Мф 20: 25–26).

http://blog.predanie.ru/article/sotnitsa...

50 «Некоторые говорят, что по вкушению плотского греха невозможно называться чистым... Если бы ключи Царства Небесного были вверены девственнику по телу, то мнение оное, может быть, имело бы основательность. Но да постыдит умствующих таким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи Царствия» (Слово 15, гл. 66). См. также: Свт. Иоанн Златоуст . Поли. собр. творений. Т. 6. Беседа IV на слова пророка Исаии). 54 См., например, житие прп. Серафима Саровского . Особенно интересен случай, когда батюшка Серафим благословил на брак уже пожилую девицу, желавшую посвятить себя Богу. В преклонных летах она вступила в брак и, несмотря на это, была совершенно счастлива в семейной жизни («Радость моя...». М.: «Ковчег», 2003. С. 185). 55 «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей» ( 1Кор. 7, 10–11 ). 56 Здесь можно вспомнить юношу, обратившегося к Иисусу Христу со словами: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В ответ Христос перечисляет ему заповеди Моисея, как достаточные для спасения. Далее, видя, что юноша преуспел в исполнении этих заповедей и желает большего, Господь дает ему иной, более высокий закон: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 21 ). «Спасение необходимо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим», – комментирует этот евангельский отрывок свт. Игнатий (Брянчанинов) (Аскетические опыты. Т. 2. Слово о спасении и христианском совершенстве). 58 « Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимий, согласно правилам святого Василия Великого , увеличивается» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. X. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

5 отрицательных итогов Великого поста Мы не побеждаем духовные болезни, а кусок колбасы – преграда в отношениях 6 апреля, 2017 Мы не побеждаем духовные болезни, а кусок колбасы – преграда в отношениях Отстранение от ближних под видом духовной работы и другие антиитоги поста – в размышлениях священника Евгения Дорофеева. Священник Евгений Дорофеев Изменение самого себя, внутреннее преображение, жизнь по Евангелию – все это и есть подлинное христианское делание. Стяжание Духа Святого, как указал нам преподобный Серафим Саровский, есть главная цель жизни христианина. Под стяжанием Духа Святого понимается единение человека и Бога, значит, нам необходимо уподобиться Богочеловеку Христу, который и имел в себе подлинное единение Божественного и человеческого. Для достижения этих высот Церковь предлагает многочисленные средства, отработанные веками. Однако при неправильном понимании их сути они из средств превращаются в цели. Неумение и нежелание разграничить цели и средства и есть одна из причин отсутствия всякого внутреннего преобразования. Начинать нужно не с отказа от шашлыка Человек уверен, что неупотребление в пищу мяса и молока – и есть собственно пост. Эта история про то, как второстепенное стало главным и средство заменило цель. Мы ведь не вегетарианцы, мы христиане. Нам необходимо помнить, что пост – это прежде всего духовное делание: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Мы не считаем, что мясо как-то духовно неполноценно по сравнению с тем же укропом и, вкушая его, можно умалить нашу праведность. Отнюдь! Такие взгляды присутствуют в христианстве, но они имеют не христианское происхождение (манихейское, гностическое или восточное). «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Иоанн Златоуст замену мяса рыбой объяснял не чем иным, как дешевизной рыбы, а не каким-либо более высоким духовным состоянием рыбной плоти.

http://pravmir.ru/5-otritsatelnyih-itogo...

98 С точки зрения библейского подхода к происхождению живых существ, включая человека, их психика появилась в момент их создания, а не постепенно в процессе, так называемой, эволюции. 99 См.: Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972. С. 44. 100 «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» ( 1Петр. 1:24 ). 101 «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор. 4:17, 18 ). «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8:18 ). 102 Прп. Серафим Саровский, которому неоднократно открывались небесные тайны, поведал о себе следующую историю: «Усладился я словом Господа моего Иисуса Христа: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители, — только не знаю, с телом, или кроме тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал — сказать тебе невозможно … Ах, если бы ты знал, какая сладость ожидает праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы самая эта келлия была полна червей, и они бы всю жизнь нашу ели нашу плоть, то и тогда надо бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости» (105:53). 103 Здесь использована терминология блж. Августина. 104 «Интеллект — способность решать возникающие в настоящем проблемы на основе прошлого опыта с точки зрения возможных будущих последствий» (Шибутани Т. Социальная психология).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

9 В русском переводе: «Если (как говорит Писание) «худые сообщества развращают добрые нравы», то беседа с женщинами, хотя и добра будет, сильна, впрочем, втайне растлить внутреннего человека скверными помыслами, и в то время как тело будет чисто, душа осквернится. Ибо что тверже камня? И что мягче воды? Но непрестанное усердие и природу побеждает: так что если естество (камня), едва поддающееся движению, движется (водою), и из-за нее, которую ни во что не ставит, разрушается и уменьшается, то как легко колеблемая человеческая воля не будет побеждена и изменена долговременной привычкой?» 12 Свт. Иоанн Златоуст . «Маргарит», слово 5. «О непостижимом, против аномеев». В русском переводе: «Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство неистощимое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва – корень, источник и мать бесчисленных благ». 17 Буквально: «дверь для плачущих вне» (Чертога Небесного). Ср. «Я есмь дверь» ( Ин.10,9 ); «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» ( Лк.13,23–25 ). 24 Мадианитяне – потомки Авраама, жившие на берегу Красного моря. См. Чис.25,16–18 : «И сказал Господь Моисею, говоря: с Мадианитянами и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве 31 В русском переводе: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.» 33 В русском переводе: «Видя богатство добродетелей Иова, хитростью думал похитить его враг праведности и, разрушив крепость тела, не украл сокровище духа, ибо нашел (встретил) вооруженную душу праведника.» 40 В русском переводе: «Воды Силоама, текущие тихо.» (Воды Силоама, бесшумной и медленной реки, считались священными и были предметом торговли. Содержащееся в Книге пророка Исайи упоминание этой реки можно истолковать как символическое изображение тихого, спокойного счастья пребывающих в Царстве Божием).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

structura. Orat.11). “Люди сотворены для того, чтобы добрыми подвигами неутомимо стремиться к цели своего существования – обожению (“феосис”) – и достигать ее” (свт. Григорий Богослов . Orat.4,124; t.35, Col. 664 С). “Сотворяя людей по образу Своему, Бог дал им через Слово Свое силы жить св. жизнью и. таким образом, участвовать в блаженстве”(свт. Афанасий Великий . De incarn. Verbi. 3; t.25 Col.101 В: сотр. ibid. 4 et 5). “Бог сотворил человека богообразным, чтобы он, врожденным ему стремлением к Богу, постепенно возрастая в духовном и моральном совершенстве, достигал конечной цели своего таинственного существования – обожения” (св. Иоанн Дамаскин . De fid. 11,12; Col. 924 А; ср. св. Ириней. Contra haer. IV, 38,3)» (84. Гл.: Возникновение человеческого мира, § 4). Некоторым людям (достигшим высочайшего духовного уровня) еще при жизни на земле был показан рай (небесные обители). Апостол Павел говорит об этом так: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12: 2–4 ); «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2: 9 ) 88 . Прп. Серафим Саровский , которому неоднократно открывались небесные тайны, поведал о себе следующую историю: «Усладился я словом Господа моего Иисуса Христа: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители, – только не знаю, с телом, или кроме тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал – сказать тебе невозможно» (88: 53). Приведем еще рассказ блж.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010