Гр. и Сл. «не презри погребение его», как и Сир., свободно передает Евр. фразу: «и не скрывайся» или «не удаляйся (титаллем) при кончине его» (δиъвûъатô, от гаваъ «умирать»). – имеются в виду те случаи, когда евреи старались удалиться от умирающего человека, чтобы не оказаться нечистыми в момент его смерти ( Числ. 19:14 ). На поле дается вариант: «не медли при кончине их» ( написано ошибочно вместо тит’ахар). Начало 17 стиха в Евр. читается: «сделай горьким плач (гамер δэкû на поле, в тексте ошибочно: δэнû «сын мой») и сделай горячим (гахем, в тексте ошибочно гатем «соверши», на поле гагам) рыдание», – Гр. и Сл. переводят буквально; можно свободнее перевести: «горько плач и горячо рыдай». Сир. далеко отступает от подлинника: «вино (читал хемер вместо гамер) и пища плачущим людям», – разумеется поминальная трапеза (ср. Иер. 16:7 , Тов. 4:17 ). «И сотвори сетование», надгробный плач, траур, которого требовал обычай; он должен был продолжаться определенное число дней, в зависимости от того, умер ли близкий человек или далекий, высокопоставленный или простой и т. под. Это и означает здесь «яко же ему достоит», Евр. кэйôце’ δô «как выходит ему», или «как ему подобает» (ср. 10:31). Обычно плач над умершим продолжался семь дней, как говорит и бен-Сира в 22:11; здесь же он советует оплакивать умершего один или два дня: нужно думать, что здесь он не имеет в виду случаев смерти близких людей, а говорит о соблюдении светского приличия при кончине людей мало знакомых. На это указывают и слова «хуления ради», т. е. «из-за злословия», или свободнее: «во избежание пересудов», чтобы люди не осуждали за холодность к умершему; Сир.: «ради людей». В Евр. стоит: δаъаδр димъâ «по причине слез», но вместо следует читать, вместе с Гр., «злословие». Также и во втором полустишии, вместо Евр. δаъаδр ъавон «по причине нечестия», следует читать δаъаδр давон «по причине скорби»: потом, после достойного оплакивания умершего, «утешься по причине скорби», т. е. «чтобы не предаться скорби», которая, как говорится в следующем стихе, может расстроить здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

1028 О доказательстве того, что слово „Авель“ означает сын, см. La Bible et les dicouvertes modernes, 1. I, ch. IV, t. I, 6 ed., p. 290. 1029 „Смотри, говорит св. Иоанн Златоуст , как Создатель природы вложил в совесть познание (культ, который должно воздавать Богу чрез жертву). Кто, скажи мне, привел его (Каина) к этой мысли (о принесении жертвы Богу)? Никто другой, как только познание, положенное в совести. Принесе, говорит, от плодов земли жертву Господу. Он знал и понимал, что надлежит из своего имения приносить (Богу), как Владыке, какой-нибудь плод, не потому, что Бог нуждается в этом, но для того, чтобы, наслаждаясь столь великим благодеянием (Божиим), показать свою признательность.“ Hom. XVIII in Gen. 4 , t. LIII, col. 154. Сл . ibid., 5, o жертве Авеля. 1031 „Весь этот период или век, рассуждает бл. Августин, в течение которого умирающие уходят, а рождающиеся заступают их место, представляет собою выдел двух градов... От двух родоначальников человеческого рода прежде был рожден Каин, принадлежащий к человеческому граду, а потом Авель, принадлежащий к граду Божию“. Бл. Августина, De Civit. Dei, XV, I, 1–2 , t. XLI, col. – О генеалогии каинитов и сифатов см. Les Livres Saints et la critique rationaliste, 5 ed., t. IV, p. 218–221. 1032 Об изобретении металлургического искусства Тувалкаином см. Revue catholique, авг. 1878, стр. 120–138. 1033 Предания о великанах см. у Lüken’a, „Предания человечества“, т. I, стр. 241. – О самих великанах, см. Les Livres Saints et la critique rationaliste, 5 ed., t. IV, p. 228–232. 1034 См. по вопросу o продолжительности жизни, P. Flourens, De la longévité humaine et de la quantité de la vie sur le globe, 4 ed., 1860. – Об Энохе, взятом живым на небо, см. бл. Феодорита. Interr. XLV in Gen., t. LXXX, col. 245; сл. col. 256; t. LXXXLI, col. 448. 1038 Книга Бытия не поименовывает прямо двенадцатого месяца, но его существование доказывается подробностями, которые она дает. После первого дня десятого месяца, упоминаемого в Быт.8:5 , протекло, по указанию 6 ст. той же главы, 40 дней; таким образом мы входим в 11-й месяц. Священный автор считает затем два раза семь дней, один раз для второго выпущения голубя, ст. 10, другой раз – для третьего отослания той же птицы, ст. 12. Протекло, поэтому, 54 дня (40 + 14) после того, как в начале 10-го месяца, 8:5, появились вершины гор. Таким образом мы имеем двенадцатый месяц 600 года жизни Ноевой, потому что лишь после третьего выпущения голубя настал первый день первого месяца 601 года, 8:13.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

19 Rev. Prof. H. В. Swetë The Apocalypse of St. John. P. CXVIII; Rudolphus Cornely, S. J.: Introductio specialist in singulos Novi Testamenti libros. Parisiis 2 1925, p. 700; Prof. Dr. Theodor Lahn: Die Offenbarung des Johannes, I, 53. 20 Prof. Adolf von Harnack: Die Apostelgeschichte. Untersuchungen. Leipzig, 1908, S. 2, 1: «Matthäus hat immer die Gemeinde vor sich und spricht liturgisch... er ein Lesebuch für den kultischen Gebrauch schaffen wollte»; это есть «Gemeindebuch, erstes liturgische Buch der christlichen Kirche, zunächst der palästinischen»; Prof. A. v. Harnack: Lukas der Arzt, der Verfasser des dritten Evangeliums und der Apostelgeschichte. Leipzig, 1906, S. 120). Сравни у меня в книге: Св. Апостол Лука, Евангелист и Дееписатель. София , 1932, стр. 120. 21 Сравни и Post merit Selmar Keferstein: Die Offenbarung Johannes nach rein symbolischer Auffasung. G ü tersloh, 1907. S. 51. 22 См. у Rev. Prof. H. В. Swetë The Apocalypse of St. John. P. 216. 23 Rev. Prof. H. В. Swetë The Apocalypse of St. John. P. CXXXV. 24 Prof. Ernst Lohmeyer: Die Offenbarung des Johannes. S. 14. 25 В таком только смысле и можно принять, что семь Асийских церквей имели притязание представлять самое первохристианство (Prof. Ernst Lohmeyer: Die Offenbarung des Johannes. S. 40). 26 Prof. Dr. Theodor Lahn: Die Offenbarung des Iohannes ausgelegt, II, S. 629. 27 Такие перерывы с подобной целью Prof. Dr. Theodor Lahn допускает не только между главами III и IV, но и в других местах (Die Offenbarung des Iohannes ausgelegt, I, S. 317, 319; XIV, S. 534 для XV, 5 сл. 614 для времени между 9-м и 10-м видениями). 28 См. у Prof. Ernst Lohmeyer; Die Offenbarung des Johannes. S. 39. 29 Говорится, что если бы потеряна была вторая часть Апокалипсиса (XII, 1 – XXII, 5), то это осталась бы незаметным 30 Cp. Post merit Selmar Keferstein: Die Offenbarung St. Johannes nach rein symbolischen Auffassung. G ü tersloh, 1907; См. в диссертации И. В. Бажанова; Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия. Казань, 1907, стр. 322 и сл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3731...

Сл. " зло» свободно передаёт Гр. πικρ «горькое, неприятное, оскорбительное», – содержание оскорбительных слов хозяина, какие приходится иногда слышать пришельцу, передаётся в 29–30 стихах. «Украси трапезу» то же, что «накрой, приготовь стол»; хозяин не хочет даже накрыть своего стола и заставляет пришельца и накрыть стол, и поставить на него собственные припасы для себя и хозяина. «От лица славы» буквально передаёт Гр. и Сир., т. е. перед почётным и близким («брат») гостем, который пришёл к хозяину, свободнее: уступи почётному гостю». Сир. вместо обращения «пришелец» в 29-м стихе ставит, подобно 28-му, «пришелец ты», вместо «накорми меня» – «ешь», а вместо «брат» в 30-м – «путешественник». Лат. перед «не откроет уст» вставляет: «не будет надёжно действовать», вместо «угостиши» читает «угостит и напитает,», вместо «ухлеби мя» – «накорми прочих», а слова «от лица славы» поясняет: «от лица славы друзей моих», и далее продолжает: «по дружбе с домом моим сделал мне посещение брат». 31. Заключением отдела служит общая мысль о том, что слышать такие упрёки очень тяжело для человека рассудительного, понимающего их оскорбительность, так же тяжело, как слышать упрёки от заимодавца, которому вовремя не уплатил долга; таким образом конец главы связывается с её началом. Сл.: «Тяжка сия (Остр.: зело се есть тяжко) человеку имущу разум, запрещение храмины (Остр.: хлевины) и поношение заимодавца (Остр. заимника)». Вместо «храмины», Гр. οικας, Сир. Ставит , что считают опискою вместо «дома», как в Гр.; но можно думать, что в Сир. следует читать «старшего» в доме, хозяина, что будет точно соответствовать лицу говорящему в 29–30 стихах и второй части полустишия: «оскорбление от хозяина» (ср. р. 59: «упрёк странноприимца»), «упрёк от заимодавца» 2 . Но здесь вместо «упрёк» Сир. поставил неправильно: «ссуду», а далее внёс длинную прибавку: «Щедро давай бедному, и из того, что есть в руке твоей, накорми его; и, если он наг, одень его, ибо ты этим покрываешь собственное тело, и Самому Богу ты ссужаешь, и Он отплатить тебе в семь раз». Видимо, это позднейшая вставка, составляющая отчасти (1, 2 и 5 полустишия) вторичный перевод тех же фраз (ср. 29 и 31b, в Сир.). О воспитании детей ( Сир. 30, 1–13 ). Глава 30, 1. Кто любит сына своего, тот часто наносит ему раны, чтобы иметь утешение в конце, жизни своей; 2. Кто воспитывает сына своего, тот порадуется на него и среди знакомых будет хвалиться им;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

8 . Родословие Исаака, наследника божественных обетований, данных Аврааму, начинается тотчас по окончании исчисления Моисеем родословия Измаила, второстепенной ветви (XXV,19–XXXV,). Оно содержит в то же время историю его двух сыновей, Иакова и Исава, до момента, когда Исаак умирает, а Иаков становится, таким образом, главою семейства. Этот отдел есть история первого пребывания в Палестине. 9 . До перехода к истории Иакова, главной личности потомства, Моисей, согласно правилу, которому он следует без исключения, доставляет нам сведения о родословии Исава (XXXVI). Он простирает его довольно далеко и, вероятно, до своей эпохи (сл. Числ.20:14 и сл.); это доказывает нам, что намерением Моисея, при представлении нам всех этих подробностей, было обозначить главные пункты, которые могли наперед уяснить понимание дальнейшей истории Пятокнижия. 10 . Родословие Иакова (XXXVII–L) заканчивает книгу Бытия. В этом последнем отделе Моисей рассказывает о водворении израильтян в Египте. Он открывается сказанием о событии, которым пользуется Промысл для приведения в Египет Иосифа, привлекшего сюда позднее своего отца и своих братьев, и оканчивается смертию Иакова и Иосифа, оставляющих здесь свое потомство. Из десяти выше исчисленных отделов самых главных семь: эти отделы относятся к происхождению человечества (1), к потомству Адама (2), Ноя (3), Сима (5), Фарры и Авраама (6), Исаака (8) и Иакова (10); три побочных отдела касаются: детей Ноя вообще (4), Измаила (7) и Исава (9). „Бытие, таким образом, было составлено по плану вполне правильному; в самом деле, оно представляет великую генеалогическую таблицу, сопровождаемую изъяснительным текстом, генеалогическую таблицу, в которой события первобытной истории и истории патриархальной вставляются в промежутки главной линии или побочных линий, смотря по личностям, играющим здесь преобладающую роль, и в которой факты, таким образом расположенные, получают развитие пропорциональное их важности в целом. Словом, в первой книге Моисея генеалогия есть план истории“ (E. Cosquin). 759

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Помпей Юлиан, тесть философа Эвфрата. I, 10, § 8. Помпея Целерина, теща Плиния, происходившая из рода Помпея Великого. I, 4; 18, § 3; III, 19, § 8; VI, 10, § 1; X; 51, § 1. Помпониан, морской офицер, помощник Плиния. VI, 16, §§ 11 и 14. Помпоний Басс, друг Плиния, занимавший при Нерве и Траяне высокие государственные должности. IV, 23. Помпоний Руф, выступал против Юлия Басса, наместника Вифинии, обвиненного провинциалами (103 или 104 г.). Было в это время два Помпония Руфа, один Квинт, другой Кай, оба консуляры. Кого из них имел в виду Плиний, не известно. III, 9, § 33; IV, 9, § 3; 14. Помпоний Секунд, был обвинен вместе с Сеяном, находился в домашнем заключении до смерти Тиберия, освобожден в 37 г., консул 44 г.; легат в Верхней Германии в 50 г.; превосходный полководец и трагический поэт. Друг Плиния Старшего, который написал его биографию. III, 5, § 3; VII, 17, § 11. Помпония Галла, богатая женщина, лишившая своего сына Азудия Куриана наследства в пользу Плиния и других лиц. V, 1, § 1. Понтий Аллифан, друг Плиния. V, 14; VI, 28; VII, 4. Попилий Артемизий, его рекомендует Плинию Воконий Роман. Ближе не известен. IX, 28, § 2. Постумий Марин, домашний врач Плиния. X, 11. Постумий, см. Фабий Постумий. Прима, см. Фурия Прима. Приск, см. Веттий Приск, Гельвидий П., Корнелий П., Марий П., Стилоний П., Яволен П. Проб, см. Бебий. Прокула, см. Серрана. Прокул, см. Силий Прокул, Веттий Прокул. Проперций (45–15 гг. до н. э.), знаменитый римский поэт-элегик. VI, 15, § 1; IX, 22, § 1 и сл. Публиций Церт, доносчик, погубивший Гельвидия. IX,13, § 11 и сл. Пудент, см. Сервилий. Регул Марк, знаменитый доносчик, занимавшийся своей гнусной деятельностью при Нероне и Домициане. Содержанием доносов было обычно обвинение в оскорблении государя или в злоумышлении против него; доносчик получал денежную награду, должность, которую занимал обвиненный, и часть денег, вырученных от продажи конфискованного имущества обвиненного. Регул получил от Нерона жречество и семь миллионов сестерций и рассчитывал довести свое состояние до ста двадцати миллионов. I, 5; 20, § 14; II, 11, § 22; 20; IV, 2; 7; VI, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Друзья Иова утешали его в первые семь дней гораздо лучше, сидя возле него молча, нежели после, когда выступили со своими безрассудными утешениями, превращавшимися в обвинения 186 . (Сост. Г. Д-ко по кн.: «Христ. уч. о нравств.» Мартенсена, т. II, 261). 4. Облегчение состояния несчастных Несчастия с людьми бывают от многих причин: то от потери здоровья и способности к труду, то от потери имущества, то от бесславии, то от семейных напастей, (несогласия между супругами, неудачных детей), то от неприятностей служебных и т. д. От чего бы ни был несчастен человек, он находится в большой опасности как для своего духа, который может потерять веру в примудрый и всеблагий промысл Божий, так и для своего тела, которое может испытывать разного рода физические страдания, которые могут при отсутствии всякой помощи закончиться смертию. Наш долг идти на встречу несчастному и помогать ему всеми средствами, которые имеются в нашем распоряжении – или словом, или делом, или наконец молитвою за него Богу. Как часто одно доброе слово, одно выражение искренней ласки ободряло несчастных, и благотворно действовало на их печальное сердце! Как часто даже ничтожное материальное пособие, поданное во время, становило человека на ноги и спасало его от мрачных мыслей о самоубийстве! Если мы, имея возможность облегчить состояние несчастного, отказываемся от этой священной обязанности, мы совершаем великий грех немилосердия, и становимся виновниками даже смерти его. «Накорми умирающего от голода; а если ты не накормишь, то убил его», говорит св. Амвросий (de offic. lib. 1 сар. 30). Один древний христианский писатель ( Лактанций ) пишет: «кто может помогать умирающему и не поможет, тот убивает его» (Inet. div. lib. 2 cap. 11). Относительно способа, каким нужно облегчать несчастия ближних, нужно соблюдать следующие правила: а) при совершении дел христианской помощи не должно иметь никакого Фарисейского тщеславия, или другой либо нечистой страсти, а должно совершать их по любви к Богу и ближнему ( Матф. 6, 1 – 6 ; сл, 7, 2), с благорасположением. Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог ( 2Кор. 9, 7 ); б) помогая несчастным, должно щадить их скромность: посему не надобно огорчать их оскорбительными словами, или суровым видом, от которого несчастный может оскорбиться или смутиться. «Если даешь что нуждающемуся, говорит Исаак Сирин , то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда ласковость в уме его дороже и такого даяния твоего, которое было бы даже сверх потребностей тела». (сл. 89, стр. 511). ( Г. Дьяченко ). 5 Дружелюбие в отношении ко всем людям

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Далее, по Апокалипсису, на горе Сионе является Агнец со ста сорока четырьмя тысячами своих избранных, поющих торжественную песнь ( Апок.14:1 и сл.); а этим самым числом выше в Апокалипсисе означен избранный остаток верующих иудеев при первоначальном распространении христианства, когда вместо ветхозаветного Израиля, в большинстве своем неверующего, собирался и размножался новый Божий народ христиан (см. Апок.7 ); подобно как некогда размножался древний Израиль во время четырехсотлетнего ( Быт.14:13 ) пребывания своего в Египте: совокупляя все это, по внутренней связи всего этого и единству действующей во всем том Христовой благодати, в одно благодатное явление, 3-я книга Ездры и говорит, что Господь «Иисус явится с теми, которые с Ним, и этот остаток будет наслаждаться четыреста лет», когда т. е. большинство и христианского мира окажется неверным и нужно будет вновь собирать и размножать благодатный Божий народ. Потом, в Апокалипсисе ( Апок.15,16 ), изображается суд Божий над отступническими неверностями мира христианского, состоящий в семи язвах, следующих одна за другою, подобно как прежде в суде над язычеством совершилось семь же последовательных казней ( Апок.8,9 ); такой суд не только падает на неверных Христу, но подъемлется, без сомнения, и верными по сообщничеству или участию их в Агнчем, победоносном над злом, самопожертвовании до смерти за виноватых ( Апок.17:14 ): так и исполняется сказанное в 3-й книге Ездры, что, после наслаждения со Христом остатка верных, «умрет Христос и все люди, имеющие дыхание», что такая сила смерти Христовой будет действовать, со своею небесною тишиною, на целые семь дней, подобно как это было в прежних судах. Семью последними язвами, по Апокалипсису, и оканчивается ярость Божия на неверности христианского мира, так что далее следует низложение одного за другим многовековых враждебных преобладаний над верою (см. Апок.18 – 20:6 ), увенчиваясь, так называемым, первым воскресением, или оживлением в христианском мире всего, убитого или забитого прежде, и судом над прежними неправдами: так, и по 3-й книге Ездры, «после семи дней возбудится мир...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

и чем ты вознаградишь их за то, что они тебе дали? Вся 7 глава представляет ряд притчей, построенных большею частью одинаково-отрицательным оборотом; в них содержатся предостережения против разного рода нарушений нравственности и житейского благоразумия, причем советы автора относятся к самым разнообразным жизненным положениям и большею частою не имеют между собою непосредственной связи. 1–3. Во главе этих советов автор ставить общую мысль о том, что следует избегать всякого зла и греха, пока грех еще не совершен, так как, кто начал грешить, тому трудно остановиться, один грех ведет за собой несколько новых, а за ними не замедлить и наказание. Сл.: «Не твори зла, и не постигнет тя зло. Отступи от неправды, и уклонится от тебе; Сыне, не сей на браздах неправды, и не имаши пожати их седмерицею» Образ сеяния и жатвы, как действия и воздаяния за него, употребляется в Библии неоднократно; напр. Прит. 22, 8 : «сеявый злая пожнет злая», Ос. 10, 12 : «сейте себе в правду, соберите плод живота», ср. Гап. 6, 8; «в семь раз более» значит вообще очень много; число семь в Библии употребляется для обозначения вообще большого количества, напр. Пс. 118. 164 : «седмерицею днем хвалих тя», ср. Сир. 20, 12, 35. 10, 40, 8 . Итак, следует удерживаться от грехов, зная, что наказание за них последует в такой же мере, как при посеве хороший урожай. Евр. текст здесь довольно неисправен, хотя 1–2 стихи сохранились не только в списке А, но и в С. В 1 стихе в А читается лишнее «тебе»: «не делай себе (тебе) зла», но в С, как и в переводах. Его нет; вместо мужеского рода раъ «зло», как в С, в А стоит женский раъâ, «злая, злое», хотя глагол остается в мужеском роде; смысл не изменяется. Но еще более неисправен Евр. в первой половине 3 стиха, который представлен одним списком А; неисправность Евр. чтения была замечена, по-видимому, и переписчиком или справщиком списка А, поставившим на поле против 3 стиха особый знак – пирамидку из трех точек 5 . Здесь читаем: «не узнавай новостей против брата», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

137–140), оно вовсе не близкое, чтобы отвлеченное догматическое движение непременно должно было отразиться там, раз «и позднее нет отголосков его в этих областях. Автор и вся община заняты исключительно практическими задачами христианской жизни в области морали и церковного устройства 39 и не обнаруживают ни малейшей склонности к теоретическим дебатам догматической утонченности. Монархианские контроверзы не могли находить почвы для восприятия в этой церковной среде; её представитель всего менее должен был знакомить с ними, когда все это было чуждо основному настроению паствы и не соприкасалось с морально-практическими стремлениями литературно-учительного труда 40 . Вообще же, голое умолчание никогда ничего не решает. А наряду с этим тем характернее, что в Дидаскалии везде господствует точное и отчетливое различие между ересью и расколом, как для всех самопонятное и бесспорное (XXIII, 154 сл.). Это наблюдение убеждает, что данный вопрос не только был исчерпан авторитетной властью, но и для всех верующих являлся совершенно поконченным в определенном смысле. Такое положение может больше отсылать ко времени позднейшему, чем к раннейшему, и против сего не говорят ссылки, что «в Дидаскалии нет речи о крещении еретиков» (стр. 176)и о волнениях по связи с ним, вызванных в половине III в. с появлением Новацианского раскола (стр. 177), а в покаянной дисциплине она защищает мягкую практику обратного принятия всех кающихся без выделения смертных грехов, что соответствует эпохе папы Каллиста (217/в-222 г. г.)и не предполагает Новацианской суровости (стр. 183–185). Все эти пункты для автора Дидаскалии связаны неразрывно и не должны быть разграничиваемы. Дело в том, что практически для него существуют не еретики, но только нераскаянные грешники, которые не поддаются никакому исправлению и отвергаются окончательно. Понятно, что тут не могло быть и речи по предмету крещения еретиков, как и вообще на Востоке споры о семь не имеют большого значения и напряжения 41 . Затем оставались лишь кающиеся, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010