Давид (сын хана Мунгу-Темира) 129 Давыдов Семен, полковник 264 Давыдов 297 Далмат, епископ 44 Далмат, старец 234 Дамаскин, патриарх 438 Дамаскин Птицын 222 Дамаскин Семенов-Руднев, епископ 314,325 Дамаскин, епископ 433, 434, 435 Дамаскин, игумен 336 Дамиан, епископ 468, 469 Даниил, митроп. 71, 72, 73, 111, 122 Даниил, епископ 492, 494 Даниил, игумен 120, 127 Даниил,протопоп 200 Даниил Александрович, князь 48 Даниил Ачинский, старец 337 Даниил Галицкий, князь 135, 140 Даниил Заточник 102 Даниил Московский, князь 157, 158, 291 Даниил Романович, князь 22, 42, 43, 46, 94, 95, 134, 137, 138 Данилин Н. 299 Дарья (Тяпкина), девица 330 Дегтярев 297 Демидова А. С. 399 Денисов Андрей 347 Денисов Семен 347 Державин, обер-священник 277 Дернов Павел, прот. 396 Джанибек, хан 41 Джонсон Η. Η. 399 Джучи, сын Чингиз-хана 39 Дзержинский Ф. Э. 400 Димитрий, патриарх 468, 469 Димитрий, митроп. 333 Димитрий, архиеп. 381, 396 Димитрий Беликов, епископ 431 Димитрий Вознесенский, архиеп. 445 Димитрий Любимов, епископ 439 Димитрий Муретов , архиеп. 282 Димитрий Ростовский , свят. 21, 220, 250, 251, 263, 291, 292, 312, 315, 317, 346 Димитрий Самбикин , архиеп. 282, 316 Димитрий Сеченов, архиеп. 274, 353 Димитрий, епископ 354, 434, 435, 438, 476, 491 Димитрий Александрович, князь 129 Димитрий Брянский, князь 137 Димитрий Галицкий 40 Димитрий Донской 32, 53, 54, 88, 93, 128, 129, 133 Димитрий Иоаннович, князь 31, 50 Димитрий Константинович, князь 31 Димитрий Михайлович, князь 42, 136 Димитрий Прилуцкий,преп. 88,105, 106, 120 Димитрий Святославович, князь 129 Димитрий Шуйский, князь 166, 167 Димитрий Юрьевич Шемяка 32, 63 Димитрий Иоаннович, царевич 157, 161, 163, 164, 165, 231 Дионисий, патриарх 62, 190 Дионисий I, патриарх 66 Дионисий IV, патриарх 216, 259 Дионисий, митроп. 52, 53, 54, 84, 152, 155, 156,256 Дионисий Дьяченко, архиеп. 454 Дионисий, архиеп. 129 Дионисий Хитрое, епископ 367 Дионисий, ел. 21, 106, 238, 239 Дионисий, архим. 170, 175,178, 197, 198 Дионисий, священник 122, 123 Дионисий Глушицкий, преп. 105, 106, 107,120

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Антоний (Герасимов-Зыбелин) ввел в семинарии преподавание краткого курса богословия. Епископ Дамаскин (Семенов-Руднев) положил основание фундаментальной семинарской библиотеке, с полным каталогом. При нем краткий курс богословия был расширен и стал преподаваться в более научном виде, в духовной школе были введены публичные диспуты, а семинаристы успешно упражнялись в произнесении проповедей. При еп. Дамаскине семинария, в которой насчитывалось 450 учащихся, стала не только учебным, но и научным центром, где проводились различные исследования. Был открыт особый богословский класс, введено преподавание истории и географии. В семинарской церкви, кроме толкования Катехизиса, читалось Священное Писание. Нижегородская духовная семинария до революции 1917 года. Фото с сайта В первой половине XIX века, при ректоре архим. Гаврииле, были запрещены розги и вообще всякие телесные наказания в Нижегородской семинарии. Предприимчивость и решительность о. Гавриила очень пригодились во время строительства нового большого семинарского здания, где начались занятия в сентябре 1828 года. В ведении семинарии находились подведомственные Арзамасское , Лысковское , Нижегородское , Печерское и Починковское духовные училища . Ректор Аполлоний (Матвеевский) ввел в курс семинарских наук изучение медицины, естествознания и сельского хозяйства. Пожертвования благотворителей позволили создать особый фонд Нижегородской семинарии и учредить несколько именных стипендий. Первая стипендия, учрежденная в 1851 году, была названа «Сергиевой» в честь преподобного Сергия Радонежского. Вторая, назначенная в 1853 году, именовалась «Серафимовской» в память святого Серафима Саровского. В 1876 году стараниями архиепископа Иоанникия (Руднева) при семинарии было открыто епархиальное общежитие. После революции 1917 года семинария была закрыта. В 1993 году при Нижегородском Благовещенском монастыре открылось духовное училище . В братском корпусе монастыря в единственной аудитории занималась первая группа студентов в количестве пятнадцати человек, здесь же располагалась и скудная библиотека. Этажом ниже было отведено место для общежития, рядом находилась крохотная трапезная. Не было помещений, монастырское здание оставалось в ведении государственного учреждения " Нижегородлесхоз " , отсутствовала материальная база, храм принадлежал раскольнической группировке, преподавательский состав был малочисленным, юридический статус духовного училища не определен. Вскоре Благовещенской обители, а вместе с ней и училищу, был передан небольшой храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

http://drevo-info.ru/articles/25252.html

«Но это определение Консистории утверждено не скоро. В августе месяце, по случаю свирепствовавшей моровой язвы, течение дел остановилось; все московские присутственные места закрыты; в сентябре возмутившеюся чернью лишен жизни и самый архипастырь Москвы. Делопроизводство началось уже в следующем 1772 году; епархиальными делами стала заведовать московская Синодальная контора, туда в марте месяце и поступило дело Космодамианской церкви. Здесь дело рассмотрено и определено: «антиминс требовать от домовой его преосвященства Синодальной конторы члена преосвященного Геннадия, епископа Суздальского конторы, а по истребовании оного помянутую Космодамианскую церковь по церковному чиноположению малым освящением освятить; впрочем, же быть по вышеописанному оной консистории представлению.» 8-го апреля 1772 года церковь освящена, как предписано, малым освящением, простояв без службы еще почти 10 месяцев. 21 Через год после сего 22 мая 1773 года постигло храм большое бедствие. На Гончарной улице был пожар; все дома кругом церкви выгорели; огонь хотя и не проник в храм, но св. иконы, иконостасы и стены в нем закоптели; самый престол в настоящей церкви во время пожара, неизвестно кем, был поврежден; после чего совершать на нем Богослужение уже было нельзя, и оно не совершалось более трех лет. Кому же было и позаботиться о храме, когда в приходе после пожара, осталось только три дома? Но Господь не допустил окончательно запустеть св. храму своему. Он вложил одному из достаточных прихожан добрую мысль обновить храм. Именитый гражданин, московского магистрата бургомистр и мишурных фабрик содержатель Лука Афанасьевич Девятов 1775 года июля 21 дня просил преосвященного архиепископа (впоследствии митрополита) Платона дозволить ему «как настоящую церковь , так и придел, иконостасы и св. иконы возобновить и стенное писание росписать своим иждивением». «Бог благословит» было резолюцией Владыки. В тоже время священник Иван Семенов испросил дозволение устроить новый престол и жертвенник. Лука Афанасьевич усердно занялся обновлением храма; в конце июля 1776 года было получено им дозволение, а в конце марта 1777 года было уже все готово.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

При имп. Елизавете отношение правительства к суевериям стало терпимее. Екатерина II указом 1774 года вновь повелела гражданскому и военному начальству следить за исполнением их подчиненными долга исповеди. Законодательство этого времени высказывалось против преследования суеверия суровыми мерами. Все виды суеверий, даже хулений против веры, были изъяты из ведомства духовного суда и отнесены к ведомству полиции и светского суда. С духовенства, вместе с тем, не была снята обязанность противодействовать суевериям. Инструкция благочинным, составленная митр. Платоном, во многом повторяла суждения о суевериях Духовного Регламента. Особенно усердными обличителями суеверий были: Святитель Тихон Воронежский, еп. Амвросий (Подобедов), еп. Дамаскин (Семенов-Руднев), митроп. Платон (Левшин) . Просветительная проповедь , здоровая литература, народные школы признавались лучшими средствами борьбы против возможного ослабления народной религиозности. Духовенство, в начале синодального периода не имевшее достаточного образования, стараниями церковного руководства становилось примером благочестия для народа. Пока не были заведены по всем епархиям духовные училища, кандидатов во священство обучали вере и благочестию в домах епископов, требуя притом свидетельства прихожан об их непорочной жизни. Епископ Смоленский Парфений (Сопковский) написал прекрасное наставление “О должностях приходских священников”, одобренное Синодом для всех церквей. Вообще жизнь белого духовенства была под строгим наблюдением архипастырей. Надо сказать, что и правители Российские, заботясь о духовном и материальном благе своих подданных, сами тоже во многом являли собой пример для них. Петр I, не чуждый влиянию протестантства и разгульности жизни, тем не менее строго осуждал безверие. Несмотря на влияние окружавших ее немцев-лютеран, в личной жизни имп. Анна Иоанновна была представительницей исконного русского благочестия. Особенно благочестива была имп. Елизавета. Даже во время господства в русском обществе вольнодумства, имп. Екатерина II выполняла основные обязанности Православной Церкви, хранила посты, заставляла вести себя так же и свой двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упразднена в 1935 г. Именовалась: Орехово-Зуевская; Ореховская. 06(19)11.1929 02(15)09.1930 06.1931 10(23)03.1932 10(23)03.1932 13(26)09.1932 25.09(07.10)1932 26.11(08.12)1932 05(18)12.1932 Тихон Попов 05.1934 Николай II Смирнов 02(15)08.1934 08.1934 09.1935 Софония Яскевич, паки Ореховская, обн. (см. Орехово-Зуевская, обн.) Орджоникидзевская (см. Владикавказская) Орловская Основана 13.01 (по др. 29.05) 1764. Московское викариатство; полусамостоятельная. Самостоятельная с 06.05.1788. Местопребывание – в г. Севск, с 1819 г. – в г. Орел. Именовалась: Севская и Брянская; с 09.1783 – Севская и Орловская; с 06.05.1788 – Орловская и Севская; Орловская и Брянская; с 13(26)02.1994 – Орловская и Ливненская. Викарные кафедры: Елецкая, Брянская, Болховская, Ливненская. 08.08.1764 17.12.1767 Тихон Якубовский 13.01.1768 26.04.1778 05.07.1778 28.04.1782 Амвросий Подобедов 05.07.1782 22.09.1783 Дамаскин Семенов-Руднев 07.01.1784 09.02.1787 Феоктист Мочульский (Могульский) 05.06.1788 26.10.1798 Аполлос Байбаков 26.10.1798 04.06.1817 22.07.1817 21.07.1821 Иона Павинский 18.09.1821 22.05.1828 Гавриил Розанов 15.07.1828 30.12.1839 28.01.1840 25.04.1840 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 27.06.1840 12.11.1844 Евлампий Пятницкий 12.11.1844 05.06.1858 Смарагд Крыжановский 12.07.1858 29.08.1867 29.08.1867 25.12.1876 Макарий Миролюбов 25.12.1876 31.12.1882 13.02.1883 03.06.1889 Симеон Линьков 03.06.1889 10.08.1896 Мисаил Крылов 10.08.1896 02.01.1899 Митрофан Невский 02.01.1899 28.03.1902 Никанор Каменский 28.03.1902 10.04.1904 23.04.1904 03.02.1906 Кирион Садзегели 03.02.1906 16.09.1908 31.10.1908 31.12.1910 Александр Головин 31.12.1910 28.01.1917 05.06.1913 07.06.1914 30.08.1914 28.01.1917 26.05.1917 27.05.1917 19.08.1917 19.08.1917 01(14)11.1927 1924 (?) 03(16)09.1927 04.1931 16(29)04.1931 18(31)12.1931 Иоанникий Сперанский 08.1931 12.1931 Даниил Троицкий 29.07(11.08)1931 14(27)07.1932 18(31)12.1931 14(27)07.1932 14(27)07.1932 17(30)09.1935 17(30)09.1935 06(19)10.1935 06(19)10.1935 19.11(02.12)1935

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Расторгуев, Влад. Лук., Пошехон. куп. Ремов, Феод. Георг., свящ. Моск. —24— 295. Рогович, Петр Ив., Сенатор, Тайн. Сов. Рождественский, Ив. Вас., пом. смотр. Звенигор. д. уч. 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Рождественский, Серг. Дим., преп. М. д. семинарии. 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Рождественский, Тих. Семен., надз. Тамб. д. сем. Романовский, Вас. Иван., прот. Моск. Рубин, Петр Вас., свящ. Моск. Рудаков, Влад. Ал-еев., штаб-ротм. в отставке. Руднев, Мих. Иван., свящ. Моск. Рукин, Пав. Ал-др., преп. Вологод. д. сем. Садковский, Серг. Макс., свящ. Моск. Самойлов, Феод. Никит., Моск. куп. Сапожников, Влад. Григ., Мануф.-Советн. Семенов, Егор Андр., Моск. куп. Серебряков, Петр Филин., пот. поч. гражд. Сироткин, Евг. Мих., свящ. Моск. Скворцов, Митроф. Ал-др., пот. поч. гражд. Славский, Вас. Мих. свящ. Моск. Слаущев, Петр Никит., Моск. куп. Смирнов, А-р Ал-еев, прот. Моск. Смирнов, Петр Феодор., свящ. Моск. Смирнов, Серг. Серг., свящ. Моск. Соболев, Мих. Иван., свящ. Моск. Соколов, Вас. Ал-др., проф. М. Д. Академии. Соколов, Григ. Стеф., прот. г. Пензы. Соколов, Пав. Ильич, прот., Рект. Тамб. д. с. Соколов, Пав. Петр., доц. М. Д. Академии. Соловьев, Иоанн Ильич, свящ., законоуч. Лиц. Цес. Ник. Соловьев, Феод. Ал-еев., диак. Моск. Страхов, Серг. Вас., свящ. Моск. Строганов, Ив. Адриан., пом. инсп. М. Д. Акад. Струженцов, Иоанн Иоанн., свящ. Моск. Стурпицкий, Феод. Евфим., учит. Кинешем. д. уч. Суходский, Ал-ей Никол., свящ. Моск. Сухотин, Дим. Петров., дворянин. Сытов, Серг. Ильич, Моск. куп. сын. Тарасов, Никол. Григ. Татарский, Иероф. Ал-еев., проф. М. Д. Академии. Тихон. Архим., Ректор Холмск. д. сем. Троицкий, Евл. Ив., свящ. Моск. Троицкий, Ив. Вас., пом. инсп. М. д. семинарии. 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Тяжелов, А-р Афан., Директор Киржачск. учит. сем. Усков, Илья Вас., пот. поч. гражд. Флоринский, Иоанн Дим., свящ. Моск. Халанский, А-р Егор., преп. Минск. д. семин. Хомяков, Дим. Алекс. Хомяков, Серг. Евфим., Моск. куп. Хомяков, Стеф. Вас. Цветков, А-р Мих., свящ. Моск. Цветков Ал-ей Ив., инсп. Моск. д. семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в: Христ. чт. 1874. 1. С. 269 и след., 575 и след.; Горский А. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевы лавры. 2 (М., 1890). С. 122; Харлампович. С. 707; ср.: Зеньковский. 1. С. 113 и след. Смирнов (1855). С. 158–170; Титлинов. Феофилакт Лопатинский, в: РБС; он же. Гавриил Петров. С. 9 и след. ]Смирнов (1855). С. 299. Там же. С. 300, 353 и след. О Дамаскине см.: Горожанский Я. Дамаскин Семенов-Руднев, в: ТКДА. 1893–1894. Смирнов (1855). С. 300 и след. Макарий. С. 127 и след., 147–156. Во 2-й половине XVIII в. инструкция Самуила Миславского оставалась в силе при преподавании всех дисциплин (там же. С. 124–143). Смирнов (1855). С. 301–330; ПСЗ. 31. 16047, 16061. Смирнов (1855). С. 297. ]ПСЗ. 24. 18273 (1797 г.); 25. 18726 (1798 г.); Титлинов (см. библиогр. к § 20). 1. С. 7 и след. В 1802 г. Святейший Синод распорядился ввести в духовных училищах и семинариях в качестве особого предмета основы медицины (ПСЗ. 27. 20334). В 1794 г. под впечатлением французской революции было приостановлено преподавание французского языка, возобновленное лишь в 1797 г. (Знаменский. Духовные школы. (1873). С. 774). Рождественский. Исторический обзор (1902); Довнар-Запольский (см. библиогр., общ. лит. б); Зеньковский. 1. С. 113] и след.[; Флоровский; Милюков. Очерки. 2. 2 (1931); Багалей. Опыт истории Харьковского университета. Харьков, 1894. 1; Загоскин Н. История Казанского университета. Казань, 1902–1903. 3 т. Наряду с реформой уже существовавших университетов в Москве и Вильне, были открыты новые высшие учебные заведения: университеты в Дерпте (1802), Харькове (1804) и Казани (1804), Петербургский педагогический институт (1804, с 1819 г.— университет) и Александровский лицей в Царском Селе. Университеты стали центрами шести учебных округов, на которые была разделена вся Россия — обстоятельство, важное для реформы духовных школ 1808 г. В губерниях образовывались гимназии и уездные училища.] О Евгении Болховитинове см.: Шмурло Е. Митр. Евгений как ученый, в: ЖМНП. 1888 (также отдельным оттиском: СПб., 1888); Абрамович Д. А. Памяти митр. Евгения, в: Исторический архив. 1 (1919).

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Пафнутий , бывший игум. Макарьевский Унженский, в 1643–45. Ферапонт , в 1645–48. Корнилий в 1649 перев. из Желтоводского монастыря; 13 янв. 1650 хирот. в митрополита Казанского. Архимандриты Серапион , игум., 14 нояб. 1651 перев. из Московского Крестовоздвиженского монастыря; в авг. 1652 произведён в архим.; † 1654, в мор. Авраамий , в 1655 и 56. Киприан , в 1658–60. Пахомий , 1660 и 61. Феодосий , 1664 и 65. Герасим , 1666–68, перев. в Иосифов мнтрь. Гермоген в 1668 перев. из Иосифова монастыря; до 1674. Амвросий , в 1675–85. Никифор , в 1685–98, перев. в Нижегородский Благовещенский мнтрь. Евфимий определён 14 мая 1699; † 22 февр. 1706. Геннадий , духовник Вознесенского девичьего монастыря, определён 25 февр. 1706. Митрофан в 1709 перев. в Колязин мнтрь. Игнатий Смола , с 1709, а 7 сент. 1712 хирот. в еписк. Суздальского. Иакинф 7 сент. 1712 произведён из ризничих монастырских; † 24 нояб. 1732. Герасим 5 февр. 1733 перев. из Московского Даниилова монастыря; 20 янв. 1752, за старостью, уволен; † … Иоасаф , наместн. Чудовский, с 20 янв. 1752–58. [? Афанасий Берестович 8 авг. 1757.]. Пахомий Поляница ( Поленичка ) в 1759 переведён из Нежинского Назарета, а 1773 – в Иосифов мнтрь. Аввакум Миланкович , с 1773, а 26 апр. 1778 перев. в Донской мнтрь. Дамаскин Семенов-Руднев определён 26 апр. 1778, а 24 мая перев. в Заиконоспасский. Иоасаф Маслов определён 12 июня 1778, а 26 янв. 1779 перев. в Новоспасский мнтрь. Серапион Александровский 17 февр. 1779 перев. из Московского Знаменского монастыря; 11 июня 1788 хирот. в викария Московской епархии и управлял мнтрём до 16 окт. 1799; перев. на Калужскую епархию. Виктор Прокопович-Антонский в 1800 перев. из Лубенского Мгарского монастыря, а 29 июня 1801 – в Донской. Августин Виноградский в июле 1801 перев. из Лужецкого монастыря и 25 дек.– в Заиконоспасский. Иринарх в янв. 1802 перев. из Златоустова, а в авг. – в Нижегородский Печерский. Моисей Близнецов-Платонов 10 окт. 1802 перев. из Московского Златоустова монастыря, а в февр. 1804 – в Заиконоспасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с тем, с духовенства не снята была обязанность противодействовать суевериям. Инструкция благочинным, составленная митр. Платоном, во многом повторила суждения о суевериях Духовного Регламента. Церковная проповедь постоянно ратовала против суеверия. Из обличителей их особенно известны: святитель Тихон воронежский, владыки Амвросий (Подобедов) , Дамаскин (Семенов-Руднев) нижегородский и митр. Платон. Просветительная проповедь, здоровая литература, народные школы признавались лучшими средствами борьбы против возможного ослабления народной религиозности. В 1794 г. митрополиту Гавриилу стало известно, что в светских нормальных училищах не соблюдаются посты. Тогда он обратился со следующим письмом к графу П. В. Завадовскому, управлявшему учебными заведениями: «По требованию вашего сиятельства я препроводил пятерых семинаристов, для приготовления их к учительской должности, в нормальные училища. От эконома того училища первый класс для них открыт – нарушение постов 44 ). Один из них имеет отца, который сына проклинает за нарушение поста, плачет и меня бранит. Сей опыт подает случай Ваше сиятельство просить, чтоб установления святой Церкви в этом училище хранить. Мы видим плачевный и ужасный пример Франции. Папы разрушили установления Церкви. Оттуда вышел Вольтер и нынешняя Франция. Они почитали это малостью; но сия малость хранила союз между государями и народом. Здесь, говоря истину, усиливается разврат нравов. А оное училище заведено, чтоб нравы поправить. Первые времена России хотя иные и почитают непросвещенными, но тогда больше было к Правительству и к Церкви приверженности и честности слова. Долг мой велит ваше сиятельство просить, дабы благоволили эконому предписать, чтоб посты в нормальном училище хранимы были. Нарушение же их будет всеобщею проповедью для России... Могут ли преступники закона Церкви быть учителями закона? Я довольно приметил, что отступление от Церкви в народе начинается нарушением постов. Ваше сиятельство требуете в сие училище из семинарии еще 45 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 2013 году при Нижегородской семинарии открылась магистратура по направлению «История религиозной философии». Магистранты имеют возможность одновременно с учебой в семинарии обучаться на философско-теологическом факультете Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина с получением дипломов бакалавра или магистра теологии. Многие годы Нижегородская духовная семинария ведет активную издательскую деятельность: ежегодно публикуются «Труды Нижегородской духовной семинарии», регулярно выходят из печати монографии преподавателей, книги, учебные пособия, нотные сборники, а также семинарский журнал «Дамаскин». За три последних десятилетия библиотечный фонд значительно вырос и сегодня превышает 65 тысяч томов. В их числе на полках можно увидеть настоящую редкость — несколько ценных книжных собраний разных духовных лиц. Украшение коллекции — книжный фонд митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), насчитывающий около десяти тысяч томов. В 2014 году это собрание было включено в Свод книжных памятников Нижегородской области и Российской Федерации. ...Работает первая в России семинария. Как когда-то хотел Петр Великий — постигают в ней науки будущие священники. Трудятся, стараясь раскрыть «мыслящую силу в учениках», 34 преподавателя, в числе которых 17 священнослужителей. Как и 300 лет назад, главная задача Нижегородской духовной семинарии — обучать и воспитывать искренних пастырей, талантливых ученых-богословов и деятельных миссионеров — всех тех, кто готов к подвигу деятельной любви, кто призван быть тружеником на ниве Христовой. Алексей Дьяконов Литература Дьяконов А.В. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) и его время: К 95-летию со дня рождения. Н. Новгород: Кварц, 2019. Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. Нижний Новгород, 2010. Кузнецова Л.М. Дмитрий Семенов-Руднев (Дамаскин) и Нижегородская семинария. Вопросы истории и культуры Нижегородского Поволжья. Горький, 1986. Макарий (Миролюбов), иеромон. Исторический очерк Нижегородской семинарии//Нижегородские епархиальные ведомости. 1866.

http://patriarchia.ru/db/text/5836513.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010