Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ принятое в литургике наименование временных циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к.- суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный). В суточный круг богослужения входят службы, к-рые должны совершаться ежедневно в определенное время (напр. вечерня , повечерие , полунощница , утреня , часы ). Христ. система молитв, приуроченных ко времени суток, восходит к I в.: апостолы ходили в иерусалимский храм к утреннему и вечернему жертвоприношениям (см. в ст. Ветхозаветное богослужение ), уединенно молились в определенные часы дня и ночи (Деян 3. 1; 5. 21; 10. 9); в «Дидахе» (посл. треть I в.?) к троекратной молитве в течение дня призываются все верующие. К III в. набор суточных служб был уже близок к совр. (см. Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church. L., 1981). В правосл. традиции основной книгой, где изложены последования служб суточного круга, является Часослов , состав к-рого в основном сформировался к IX в. В состав ежедневно совершаемых служб суточного круга в зависимости от наличия или отсутствия праздника включаются песнопения и чтения 3 др. Б. к.: седмичного и годовых подвижного и неподвижного. Седмичный круг богослужения - это цикл памятей, распределенных по дням недели. Началом и центром седмичного круга является воскресный день, посвященный Воскресению Христову. К проч. дням могут быть приурочены те или иные памяти святых или событий священной истории. В совр. правосл. богослужении на каждый день недели приходится по 2 литургические темы: в понедельник - покаянная и Небесных Сил, во вторник - покаянная и св. Иоанна Крестителя, в среду и пятницу - Креста Христова и Пресв. Богородицы, в четверг - св. апостолов и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в субботу - всех святых и заупокойная. Формирование седмичного Б. к. восходит к ветхозаветному почитанию субботы . В христ. богослужении особое отношение к субботе сохранилось, но первенствующее место в седмичном круге закрепилось за Днем Господним - воскресеньем. Остальные памяти седмичного круга были закреплены за соответствующими днями постепенно. В разные исторические периоды и в рамках литургических традиций даже в одном обряде набор памятей для седмичных дней мог сильно различаться (напр., см. ранние рукописи визант. Октоиха ), совр. система окончательно сложилась к XI в.

http://pravenc.ru/text/149587.html

Церковный круг как в нашем, так и в латинском чине Богослужения состоит из дней а) седмичных, б) недельных или воскресных, в) праздничных, г) постных и д) поминальных. а) Дни седмичные В греко-восточном чине Богослужения в каждый день седмичный положена особая церковная служба, именно в понедельник – бесплотным силам или ангелам, во вторник – честному и славному пророку, предтече и крестителю Господню Иоанну; в среду и пяток – честному Кресту Господню, в четверг – св. апостолам и святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, в субботу – мученикам и всем святым и за усопших. В латинском чине Богослужения нет такого последования Богослужения в продолжение седмицы, впрочем, суббота у латинян посвящена в честь Божией Матери, и для сего установлена в этот день (с X века) малая служба Пресв. Девы Марии. 105 Седмичные дни (feriae) в римском чине Богослужения разделяются: а) на большие (majores), каковы: среда пепельная или первый день св. Четыредесятницы, и последние три дни страстной седмицы, которых служба преобладает над всякою другою; б) на меньшие (minores), которые не исключают службы праздника или святого, случившегося в оные, но должны быть воспоминаемы на оной; таковы седмичные дни рождественского поста, Четыредесятницы, четырехвременного поста и понедельник поста пред праздником Вознесения Господня, и в) на простые или обыкновенные, в которые, без воспоминания о них, допускаются всякие праздники, даже малые; таковы все остальные дни седмичные, встречающиеся в продолжение года. 106 б) Дни недельные или воскресные Богослужебный круг или церковный год у латинян начинается с первой недели рождественского поста (за четыре недели до праздника Рождества Христова), и оканчивается последнею неделею по Пятидесятнице. Недели (dominicae) в римской Церкви следуют в таком порядке: недели рождественского поста, неделя в попразднстве Рождества Христова и по Рождестве Христовом, неделя в попразднстве Богоявления, недели по Богоявлении, неделя седмидесятницы (septuagesima), или наша неделя о блудном сыне, неделя шестидесятницы (sexagesima), или наша мясопустная, неделя пятидесятницы (quinquagesima), или наша сыропустная, недели великопостные, неделя Пасхи, неделя Фомы, недели по Пасхе, неделя в попразднстве Вознесения, неделя Пятидесятницы (Pentecoste), и неделя по Пятидесятнице. По важности и торжественности недели в римском чине Богослужения разделяются на привилегированные (privilegiatae) и обыкновенные (ordinariae), или на большие (majores) и меньшие (minores). К первым относятся недели рождественского поста, недели Четыредесятницы, неделя Пасхи, неделя Фомы, Пятидесятницы и Троицы; к последним – все прочие недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Традиция ежедневного совершения церковных служб восходит к апостольским временам «И каждый день единодушно пребывали в храме и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). По примеру христиан апостольских времен Православная Церковь освящает все дни седмицы совершением церковных служб. В их содержании отражено желание святой Церкви придать богослужению не только молитвенно созерцательный, но и дидактический поучительный характер. Окончательно эта задача была решена преп. Иоанном Дамаскиным , который в основу богослужений седмичного круга, совершаемых по книге Октоих, положил свое догматическое сочинение «Точное изложение православной веры». Таким образом недельный или седмичный круг теснейшим образом связан с системой осмогласия, регулирующей последование богослужебных текстов и соответствующих им напевов, распределенных на восемь групп (гласов) 7 . В течение одной седмицы с Воскресенья (Недели) по субботу господствует один из восьми гласов. А полный круг из восьми гласов, совершаемый в течение восьми недель, называется осмогласный столп. В течение года проходит шесть осмогласных столпов. Содержание и порядок богослужений каждого из дней седмицы определяется содержанием и структурой упомянутого сочинения преп. Иоанна Дамаскина , включающего в себя догматы вероучения и историю «домостроительства нашего спасения» [ 4 54], т.е. историю христианской церкви Ветхого и Нового Завета. Каждая из служб седмичного цикла наряду с неизменяемыми, содержит и изменяемые песнопения и чтения, относящиеся к какому-либо из дней седмицы. Началом седмичного круга является день Воскресения Христова . Славянское название этого дня – Неделя (отдых, покой) соответствует названию ветхозаветной субботы (древнеевр. – шаббата), однако его предназначение совершенно иное. Воскресное (недельное) богослужение – самое важное по свое значимости из всех дней седмицы. Его называют «малой Пасхой», так как в каждый первый день седмицы мы вспоминаем события, связанные со светлым Христовым Воскресением. Уставные особенности этого дня отличают Воскресение не только от прочих дней седмицы, но и от многих больших праздников особой торжественностью и протяженностью богослужения. Наряду с пением особых воскресных песнопений, утренних тропарей, «Ангельский собор», повествующих о приходе ко гробу Господа жен мироносиц песни «Воскресение Христово видевше» евангельской стихиры, где излагаются события, относящиеся к читаемому на утрене евангельскому отрывку, увеличивается общее количество стихир на «Господи воззвах», на стиховне, на хвалитех. При совмещении воскресного дня с празднованием памяти какого-либо святого или Пресвятой Богородицы, воскресные песнопения преобладают. Празднование Воскресения отменяется лишь при совпадении первого дня седмицы с Господскими двунадесятыми праздниками Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня в Иерусалим, Святой Троицы, Преображения, Воздвижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За исключением недель, называемых «сплошными», когда пост в среду и пятницу отменяется. 7. Седмичный и дневной круги богослужения Помимо годового богослужебного круга, включающего в себя церковные праздники, существуют также седмичный и дневной круги богослужения. Седмичный круг богослужения Седмицей на церковном языке называется неделя 122 , а седмичным кругом называют богослужения семи дней, каждый из которых посвящен определенной теме. Богослужение воскресного дня посвящено воспоминанию Воскресения Христова. Воскресенье считается первым и главным днем литургической недели: оно всегда является праздничным днем. В понедельник Церковь вспоминает святых ангелов, во вторник – Иоанна Предтечу, в среду и пятницу – распятие Иисуса Христа (именно по этой причине среда и пятница являются постными днями – в среду Иуда согласился предать Иисуса, в пятницу Спаситель был распят), в четверг – апостолов и святителя Николая, в субботу – всех усопших. Дневной круг богослужения Дневным кругом богослужения называют те церковные службы, которые совершаются в течение дня: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) и Литургия. Вечерня и утреня в канун воскресных дней соединяются в одно богослужение, именуемое всенощным бдением (или, в просторечии, «всенощной»). В древней Церкви всенощное бдение длилось всю ночь, в современной приходской практике оно начинается и завершается вечером. 1-й час обычно присоединяется к утрене, 3-й и 6-й читаются перед Литургией, 9-й предшествует вечерне. На всех церковных службах исполняются псалмы из ветхозаветной книги Псалтирь. В этой книге 150 псалмов, и все они, по уставу, должны прочитываться в храме в течение одной недели (в Великий пост – дважды в неделю). Основу богослужений вечерни, утрени и часов составляют специально для этих служб подобранные псалмы. Кроме того, на этих службах исполняются песнопения, составленные христианскими авторами (преимущественно первого тысячелетия), посвященные церковным праздникам и дням памяти различных святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Архиерей, отдав крест (крест принимает второй иерей и полагает его на престоле) и поцеловав престол, идет на горнее место. Тропари и кондаки Литургия ежедневно отправляется почти без изменений по установленному чину, — меняются только прокимен, апостол, Евангелие и причастен. Единственное место, где отражается круг годичный и седмичный в литургии — это пение тропарей и кондаков по малом входе. Здесь Церковь воздает хвалу и храмовому, и седмичному, и под числом месяца пришедшемуся святому или празднику. Тем тщательнее и искуснее должен певец сплести этот единственный венок хвалы на литургии. На малом входе после «Приидите, поклонимся» поются сначала тропари, потом кондаки — храма, седмичного дня и святого под числом месяца, а кондак еще и заупокойный. Вся эта хвала заканчивается на «И ныне» богородичным «Предстательство христиан» или, если храм Господский или Богородичный, храмовым кондаком. В каком порядке поются тропари и кондаки? Поются они по старшинству в таком чинопоследовании: Господу, Божией Матери, Безплотным, Крестителю, пророкам, апостолам, святителям, мученикам, преподобным, безсребренникам. Вот и нужно все тропари, т.е. храмовой, седмичного дня, минейный распределить по этой лестнице и так пропеть. Потом в таком же порядке поются и кондаки. Только, во-первых, в будничные дни после кондаков на «Слава» поется заупокойный кондак «Со святыми упокой». А во-вторых, заранее нужно сообразить, что петь на «И ныне». Обычно — «Предстательство христиан», но если храм в честь Господа или Богородицы, то храмовой кондак поется не в начале, но покрывает на «И ныне», а «Предстательство» не поется совсем. Все ли указанные тропари и на каждойли литургии поются? Нет. В двунадесятые праздники поются только тропарь и кондак праздника. В дни, когда положена бденная, полиелейная или славословная служба, а также в предпразднства и попразднства, одним словом, когда оставляется октоих, а служба поется только по минеи или триоди, опускаются тропарь и кондак седмичного круга дня и заупокойный.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные круги – определенные и утвержденные Церковью циклы богослужений и/или составляющих их молитвословий. Подразделяются на: Каждому кругу богослужения соответствуют свои богослужебные книги ; богослужения суточного круга содержатся в Часослове (также расширенный вариант – в Псалтири Следованной), седмичного – в Октоихе, годового – в Минеях для неподвижного круга и в Постной и Цветной Триодях для подвижного. Суточный круг Это – совокупность богослужений, совершаемых в течение суток. В церковной традиции началом суток считается вечер. Говоря об «утре» или «вечере», следует учитывать, что значения этих слов в греческом и затем церковнославянском языках (и, следовательно, в богослужебных текстах Православной Церкви) и в современном русском языке различаются. Например, слово «утреня» (греческое ρθρος) образовано от глагола ρθρζω. На славянский язык этот глагол переведен как «утреневать», но означает он, собственно, «вглядываться со всей силой». Имеется в виду время, когда солнце еще не начало всходить, стоят предрассветные сумерки, предметы едва видны. Поэтому по уставу «утро» — это четыре-пять часов утра (часы указаны в соответствии с нашим временем; в действительности на Афоне принято собственное византийское время, которое отличается от гражданского). Аналогично и уставной «вечер» — это время около четырех часов дня. В тех монастырях, где сохранился уставной порядок жизни, в частности — на Афоне, монахи встают часа в 4–5 ночи, собираются в храме и служат утреню. Ближе к обеденному времени — часам к 10 утра — должно состояться второе богослужение — литургия. И в 3–4 часа дня — третье собрание братии в храме, вечерня. В суточный круг входят следующие уставные богослужения (по порядку): Как видно, литургия не входит в суточный круг, но является особым богослужением – Таинством Евхаристии. Кроме того, в нашей приходской традиции из перечисленных служб опускаются, как правило, повечерие и полунощница. Седмичный круг Это богослужения, совершаемые в течение седмицы (недели). Седмичный круг начинается с воскресного дня, когда поются воскресные песнопения нового гласа, и заканчивается в субботу, когда совершается «отдание» гласа (то есть завершаются седмичные песнопения этого гласа). Каждый день седмицы имеет свою память:

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-krugi

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Какие службы есть в Церкви и что они означают? 3 мин., 30.06.2019 Содержание Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день. 01 Что такое богослужебный круг? Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям. 02 Какие службы входят в суточный круг? В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке. 03 Вечерня Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом. 04 Утреня Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день. 05 Всенощное бдение Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

http://foma.ru/kakie-sluzhby-est-v-czerk...

Богослужебные круги и богослужебные книги В основе православного богослужебного круга лежит идея сочетания четырех литургических кругов, каждый из которых формировался на протяжении многих столетий: суточный, седмичный, годовой неподвижный и годовой подвижный. Эти круги регулируют литургическое время Православной Церкви подобно колесам в механических часах. Суточный круг включает в себя богослужения полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого и девятого часов, вечерни, повечерия и Божественной литургии. Главными богослужебными книгами для совершения этих чинопоследований являются Часослов и Служебник. В них содержится основной каркас каждой из служб, включающий в себя те молитвы и песнопения, которые остаются неизменяемыми в течение каждого дня на протяжении года. На этот каркас нанизываются тексты и песнопения из других книг, в зависимости от сочетания конкретного дня с другими богослужебными кругами. Для архиерейского богослужения используется книга под названием Чиновник, содержащая тексты литургий, чинопоследования хиротоний, освящения храма и других священнодействий, совершаемых архиереем. Седмичный круг богослужения регулируется книгой Октоих. В основе Октоиха лежит система, в соответствии с которой богослужение разделено на восемь гласов (система осмогласия). Каждый из гласов представляет собой собрание текстов, а также особый набор мелодических формул, при помощи которых эти тексты могут быть распеты. В течение одной недели звучит один глас, в течение следующей – другой и так далее. Через восемь недель осмогласный цикл повторяется. Неподвижный годовой круг, ориентированный на солнечный календарь, включает в себя праздники и памяти святых, приходящиеся в каждом году на один и тот же день. К числу великих праздников неподвижного годового круга относятся, в частности, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Рождество и Успение Пресвятой Богородицы. Дата празднования памяти большинства святых тоже имеет фиксированный характер. Богослужения неподвижного годового круга регулируются Минеей праздничной и Минеями служебными (12 томов, по числу месяцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но в то же время Евхаристия входит и в другой кругкруг богослужения времени. О. Александр Шмеман выделяет в богослужении церковном таинства, вводящие человека в Церковь , таинство Евхаристии, являющееся центром всей церковной жизни, и богослужение времени. Богослужение времени – это все то, что изучается в курсе литургики, то, что по содержанию и по названию связано со временем. В богослужении есть три круга времени: дневной, седмичный и годовой. Конечно же, каждое богослужение обращает нас к вечности, но есть богослужения, в большей степени связанные со временем; они образуются тремя кругами, основным из которых является дневной круг. В учебной литературе вы можете встретить утверждение о том, что службами дневного круга являются вечерня, предваряемая девятым часом, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой час и литургия. В таком поспешном изложении предмета литургия с совершаемым на ней таинством Евхаристии стоит в одном ряду с вечерней или девятым часом. Часы действительно читаются перед литургией, она как бы встает с ними в один ряд, но все не так просто и не так прямолинейно, как это излагается в учебной литературе. О. Александр стремится обнажить основной нерв, организующий богослужение Церкви, говоря, что весь Устав состоит в порядке сопряжения Евхаристии и богослужения времени. Богослужение времени и, главным образом, его основа – дневной богослужебный круг имеет своей вершиной, целью и в то же время своим источником Божественную литургию, за которой совершается таинство Евхаристии. Каждый из нас опытно знает, что такое богослужение в жизни Церкви. И по опыту своему чувствует, что богослужение является дыханием тела церковного, одним из самых важных моментов в ее жизни. Но церковное богослужение является также и сокровищницей церковного опыта, концентрацией всего богословского учения Церкви. Какую бы область богословского знания мы ни взяли, она обязательно связана с богослужением. Возьмем догматическое богословие. Конечно, оно связано с богослужением, и не просто каким-то иллюстративным образом: можно найти песнопения, в которых излагаются догматы .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Беседовала Марина Бирюкова Суточный круг богослужения Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина , преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения. Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня. В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Каждая из указанных служб «привязана» к определенному времени суток, о чем подробнее будет сказано далее. Как видно, в этот перечень не включено самое главное богослужение Церкви – литургия, причем сделано это намеренно, так как, несмотря на почти ежедневное совершение литургии, есть серьезные основания против ее отнесения к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы, Великая Пятница). В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В-третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Чаще она совершается утром (хотя и здесь возможны вариации: в воскресные дни и в великие праздники она по Типикону должна начинаться «в начале 3-го часа» (≈ 9.00), в субботу – «в начале 4-го часа» (около 10.00), во все остальные дни седмицы – «в начале 5-го часа» (≈ 11.00)), но в некоторые дни церковного поста она полагается после вечерни, то есть во 2-й половине дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010