Этих рядовых зачал может не хватить только при одной самой ранней и другой самой поздней Пасхе и только для одной недели. Но на этот случай в эту неделю полагается читать 62 зачало от Матфея. 452 Таким образом и выходит, что, сколько бы промежуточных недель ни было в данном году, отступка, т.е., повторение раз прочитанных зачал не имеет места по отношению к неделям. В неделю Праотец (см. 499–501 стр.) всегда читается Евангелие 28 недели; если же неделя Праотец не совпадает с 28 неделей, то в 28 неделю читается рядовое Евангелие той недели, на которую падает неделя Праотец. 453 О чтении Апостола и Евангелия в субботу и неделю по Рождестве Христове, а также в субботу и неделю пред Богоявлением, – см. 531 стр. Примечание 2. О утренних воскресных Обыкновенно, в воскресные дни на утрене читаются рядовые воскресные Евангелия. Только в дванадесятые Господские и Богородичные праздники, хотя бы они случились и в воскресенье (а равно и во все прочие дни), всегда читаются на утрене праздничные Евангелия; в храмовой праздник, случившийся в воскресение, тоже оставляется рядовое воскресное Евангелие, а читается Евангелие храма (см. ниже, о храмов. праздн.). Во всех остальных случаях в воскресение (хотя бы случился и праздник с полиелеем или бдением) читается Евангелие воскресное рядовое и именно то, которое в столпах (см. о них ниже) или в 50 гл. Устава (см. 648 стр.) назначено на данный воскресный день, так как рядовое воскресное утреннее Евангелие, чтение которого опускается в указанных случаях, не переходит на следующее воскресенье, а оставляется совсем не прочитанным. 454 Всех воскресных утренних Евангелий 11-ть; они избраны из всех Евангелистов и содержат в себе повествование о воскресении Спасителя. Эти Евангелия идут одно за другим в неизменном порядке; такой же порядок соблюдается и по отношению к рядовым гласам Октоиха. Восемь гласов с соответствующими им Евангелиями называются столпом. Всех таких столпов шесть, и они распределяются следующим образом: Евангелия: (1. Мф.28:16–20; 116 зач.; 2.) Мк.16:1–8; 70 зач.; 3. Мк.16:9–20; 71 зач.; 4. Лк.24:1–12; 112 зач.; 5. Лк.24:12–35; 113 зач.; 6. Лк.24:36–53; 114 зач.; 7. Ин.20:1–10; 63 зач.; 8. Ин.20:11–18; 64 зач.; 9. Ин.20:19–31; 65 зач.; 10. Ин.21:1–14; 66 зач.; 11. Ин.21:15–25; 67 зач.). Начало чтения воскресных утренних Евангелий упреждает собой начало пением гласов: первое Евангелие читается в неделю Всех Святых, первый же глас поется в первую неделю после недели Всех Святых (2-ю по Пятидесятнице), затем в течение всего года следует неизменный порядок Евангелий и гласов и по прочтении 11-го Евангелия снова начинается первое, а после 8-го гласа опять начинается первый. Только при пении Триоди Цветной с недели ап. Фомы воскресные Евангелия читаются не в том порядке, какой указывается в их столпах (см. 648 стр).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На Суде не нужны ни свидетели, ни обвинители, ни доказательства, ни подтверждения, но самые дела явятся пред очами нашими в том виде, как мы их совершили (32,805). Ныне Бог – Помощник обращающихся от пути злого, а тогда страшный и неутомимый Исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем одни на вечное мучение, а другие для Вечной Жизни и каждый получит по делам своим (5,74). Все, бывающее с каждым из нас в веке сем, скорбное или приятное, имеет конец, потому и проходит со временем. Но что будет по отшествии из жизни, то бессмертно. Поэтому будем содержать в уме День Суда, чтобы помысл наш совершен был о Господе (25,233). Велик страх в День Суда, когда каждый даст отчет о делах своих, в помыслах и даже в мановении очей (25,222). 3. О ВЕЧНЫХ МУЧЕНИЯХ Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля и плача его не вынесут основания вселенной (24,412). Придет страшный оный день, когда не перестанешь плакать и взывать в огне от претерпеваемых мучений, и никто не даст тебе ответа, никто не сжалится над твоей душой (24,222). Там огонь неугасимый. Там червь неумирающий, и темное дно ада, и бессмертный вопль, и плач, и скрежет зубов. Нет конца сим страданиям. Нет освобождения по смерти. Никакой вымысел, никакое искусство не избавят от страшных мучений; теперь можно избежать сего, если послушаем гласа Господа и Бога нашего, Который по избытку Своего человеколюбия Сам проповедал, Сам научил сынов человеческих совершенству во всяком слове и во всяком деле, чтобы мы, сделавшись Ему послушными, избавились от мучений и сподобились благ. Итак, необходимо с великим смиренномудрием сохранять словеса Господни, потому что соблюдение заповедей Господних есть совершенство. Соделавшиеся ревнителями заповедей Божиих твердо восходили к совершенству в правоте сердца, ожидая Господа и ежедневно представляя себе славное Его Пришествие и восседание Его на престоле славы, когда отлучит Он праведных от грешных и каждому воздаст по делам его (24,235).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 9-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 74 (18,1-И) О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Кто желает в Царствии Небесном удостоиться большей славы, тот должен здесь любить смирение и унижение пред другими (3,349)… Всегдашнее царствование Христа во святых наступает тогда, когда, по истреблении из сердец наших смрадных пороков, власть диавола прекращается, и Бог, по причине благоухания добродетелей, начинает в нас владычествовать, когда вместо побежденной плотской похоти, воцарится в нашем уме чистота, вместо подавленного гнева – спокойствие, вместо попранной гордости – смирение (50,336). Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек, мудрый или несведущий или нерассудительный, ученый или неученый, богатый или бедный, – если это не способствует к озарению души его от немощей ее, суетно все сие и бесполезно для него, и оставляет душу вне Царствия Небесного, ибо в Царствие Небесное приемлются только здравые души, не имеющие никакой немощи (57,123). Бесчеловечные не имеют наследия в вечных обителях, во дворец Мой не входит немилосердный, не достоин небесного чертога жестокий; не вселяются в горних обителях скупые, но только одни милостивые, одни только сострадательные, странноприимцы, воспитатели сирот, защитники вдовиц и немощных, покровители утомленных, ходатаи за притесняемых, утешители удрученных несчастиями, благодетели нуждающихся, служители немощных, опора злостраждущих, утешители плачущих и малодушных, отцы для тех, которые находятся в тяжелом рабстве (греху), усердные помощники находящихся в беде или нужде, союзники связанных, наставники заблудших, податели за должников… щедрые податели нуждающимся и нищим, – вот кто обитатели Чертога и наследники вечных благ (40,872)… Станем искать Царствия Божия, тогда и детей увидим везде почтенными и сами прославимся с ними… (32,122). Кто воспитывает детей угодно Богу, тот блаженен (22,146). Пока душа еще способна к образованию, нежна и подобна воску, уступчива и удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначальных оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние (5,112).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Для рассудительных бедность лучше и полезнее богатства, немощь и болезнь – здравия, искушение полезнее спокойствия и настолько, насколько более славными и сильными они делают подвижников (33,70). Рассуждение есть свет, показывающий тому, кто его имеет, время начинания предприятия, устроение человека, крепость, знание, возраст, силу, немощь, произволение, усердие, сокрушение, сложение, здоровье и безболезненность, нрав, место, занятие, воспитание, веру, расположение, намерение, поведение, небоязненность, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность и подобное. Потом: вещество вещей, употребление их, количество, виды, намерение Божие, заключающееся в Божественных Писаниях, смысл каждого изречения. Рассуждение изъясняет все это и не только это, но и намерение толкования святых отцов, ибо не то только нужно знать, что делается, но и для чего делается. Делающий же что-либо без ведения сказанного, может быть, и много трудится, но ничего не успевает достигнуть (100,133). Получивший по благодати Божией дарование рассуждения от многого смиренномудрия должен всею силою хранить это дарование и отнюдь ничего не делать нерассудительно, чтобы, согрешая в ведении, по нерадению не подпасть большему осуждению. Кто же не получил этого дарования, отнюдь не должен утверждать своего разумения, или слова, или дела без вопрошения опытных, твердой веры и чистой молитвы, без которых не может он достигнуть неложного рассуждения (100,144). Рассуждение… есть свет, и рождающееся от него прозрение есть самое нужное из всех дарований. Ибо что наиболее нужно человеку, как не то, чтобы видеть тайные хитрости демонов и охранять свою душу при содействии благодати (100,146). Рассудительность рождает бесстрастие, от которого рождается совершенная любовь (63,227). ВТОРНИК. Мк. Зач. 50. (11,11–23) О ЛЕНОСТИ, ТРУДОЛЮБИИ И БЛАГОГОВЕНИИ Ленивый на хорошее осуждается с диаволом и ангелами его (5,206). Если ощутишь леность в теле, скажи ему: «Неужели ты хочешь успокоиться в кратком времени сем и потом быть всегда вверженным во тьму кромешную " (31,26).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И Господь попускает это зло, имея в виду Свои благие цели. Он дает возможность диаволу излить свою ярость, для того чтобы, как говорит святой Исидор Пелусиотск ий, дать возможность злым изблевать свое зло: каждому проявить свою свободу, для того чтобы уцеломудрить верных. Когда бесы были изгнаны из двух бесноватых и устремились в свиное стадо, то они тотчас же погубили это стадо. Для бесов обладание всяким живым существом означает его уничтожение и гибель. Мы знаем, как сатана действует сегодня в людях. Знаем, как люди в безумии бросаются с высоты вниз, как вешаются и топятся, как кидаются в огонь. И чем больше возрастает в мире зло, чем большим становится присутствие в нем диавола, тем большие масштабы обретает это безумие, так что кажется: не только один народ, а весь род человеческий полетит скоро в бесовском вихре в бездну гибели. Это произойдет, если Господь не остановит зло. И Он до тех пор не остановит зло, пока мы отказываемся от Него, как отказался от Него весь народ страны Гергесинской, который вышел навстречу Христу после исцеления Им двух бесноватых. «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их». Весь город вышел встретить Христа, посмотреть, что случилось. Два человека, заживо погребенных, спасены от ада, но люди страны Гергесинской не обрадовались, а оцепенели от страха. Можно было ожидать, что они попросят Господа остаться с ними и проявить еще и еще раз Свою изумительную силу – но они требуют, чтобы Он удалился поскорее из их страны. Бог дает нам возможность узнать истинные ценности, убедиться в том, что любой человек – дороже всего материального мира, и возрадоваться с теми, кто освобожден и исцелен, но наше кажущееся благополучие или потеря его представляются слишком для нас значительными, чтобы мы могли увидеть присутствие Божие среди нас и приблизившееся к нам наше собственное спасение. Свиньи погибли, и не имеет значения, что человек, два человека исцелились душою и телом! Одна из самых больших опасностей, верх безумия – ценить вещи больше, чем человека. По этой причине миллионы отреклись от Христа после революции, по этой причине миллионы отрекаются от Него сегодня. Это и есть причина жестоких страданий не одного и не двух, а миллионов бездомных и нищих, чей плач и крик достигает неба, но мы не слышим их, потому что важнее всего нам собственное благополучие. Это то, что создает еще один новый тип человека: пусть будет все, что угодно, пусть все люди теряют свой человеческий облик и гибнут – говорят эти «новые русские», – только бы не пострадало наше свиное благополучие. И можно заранее сказать, что ждет эту страну Гергесинскую, в которой мы живем. Где дух грубого материализма – там простор для темных сил. Где «второе идолопоклонство», как называет апостол Павел сребролюбие ( Кол.3:5 ), соединяется с первым – с пропагандой астрологии и магии – там не избежать сугубого беснования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Седмица 31-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 42. (9,42–10,1) О СОБЛАЗНАХ Будем всячески стараться, чтобы не соблазнить ближнего. Хотя бы и жизнь наша была самая праведная, но, если она служит соблазном для других, теряет всю цену. Но как возможно, чтобы и праведная жизнь соблазняла? (Это бывает), когда сообщество с другими людьми навлекает на нее худую славу (39,376). Когда мы, надеясь на себя, обращаемся с людьми порочными, то, если и не терпим вреда, соблазняем других. Пусть я не подозреваю ничего худого, а равно и никто другой из совершенных, но простодушнейший брат терпит вред от твоего совершенства. А надобно обращать внимание и на его немощь (39,376). Если соблазн зависит от нас, то горе нам, если же не от нас, то ничего. Что же будет, скажешь, если я исполняю должное, а другой произносит хулу? Тебе ничего, а ему горе, потому что хула произнесена им (40,404). Когда может произойти какая-нибудь великая польза, и притом превосходящая соблазн, то не нужно обращать внимания на соблазняющихся, а когда не может быть ничего больше, кроме соблазна немощных, то, хотя бы они соблазнились тысячу раз неосновательно, надобно щадить их…. ибо Бог осуждает и наказует тех, которые соблазняют другого и подвергают падению, потому что соблазнять другого без всякой пользы – дело крайне нечестивое… Что говоришь ты? Соблазняющийся немощен? Потому он и достоин пощады, а не поражения. Он имеет раны? (Поэтому и достоин пощады). Поэтому мы не станем растравлять их, а лечить. Он подозревает злобно и безрассудно? Поэтому мы и будем устранять подозрение, а не усиливать, ибо делая вопреки этому, ты грешишь против Самого Христа (32,282). Должно избегать и такого дела и слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагаются ко греху или к тому, что теряют сколько-нибудь усердия к добру (3,340). (Если страшно соблазнять брата тем, что дозволено нам), то что сказать о соблазняющих тем, что делают или говорят запрещенное? И особенно, когда соблазняющий оказывается или имеющим в преизбытке ведение, или принадлежит к священной степени. Такой обязан служить для других как бы правилом и образом; но, если пренебрег хотя малым чем из написанного, или сделал что запрещенное, или не выполнил предписанного, или вообще умолчал о чем подобном, за сие одно подлежит такому осуждению, что, как сказано, кровь согрешающего от руки его взыщется ( Иез. 33,8 ) (5,209).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Душа, раз отчаявшаяся в своем спасении, никогда не отстанет от безумия, но, отдав бразды своего спасения безрассудным страстям, носится всюду, внушая ужас встречным, так что все ее избегают и никто не осмеливается удержать: она бежит через все места нечестия, пока, наконец, увлекаемая в самую бездну погибели, не низвергнет своего спасения (43,535). Если бы гнев Божий был страстью, то справедливо иной бы стал отчаиваться, как не имеющий возможности погасить пламень, который он возжег многими злодеяниями (32,5). Если же Бог сотворил нас по единой только благости для того, чтобы мы наслаждались вечными благами, и к этому устрояет и направляет все от первого дня до настоящего времени, то что побуждает нас предаваться сомнению и отчаиваться? (32,26). ЧЕТВЕРГ. Мк. Зач. 66. (15,1–15) О КРОТОСТИ Блажен человек, который (подражая Господу) с кротостью несет на себе до конца иго Владыки Христа (22,191). Кротость есть признак великой силы: чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Неужели ты думаешь, что мало нужно (силы душевной), чтобы, получив оскорбление, не возмущаться? Не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством (40,418). Приобретайте кротость, потому что кроткий украшен всяким добрым делом. Кроткий, если и обижен, – радуется, если оскорблен, – благодарит и гнев укрощает любовью (22,16). Кроткий, принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен; в подчинении веселится, не уязвляется гордынею, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине (22,17). Великое нужно старание, чтобы знать, в чем состоит кротость; старание необходимо потому, что с кротостью смешивается малодушие. Каждому должно смотреть, чтобы, предаваясь пороку, не приписывать себе добродетели (40,418). Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа, – таковые называются кроткими. Кроткий не служит пронырству, не покоряется зависти, отвращается злоречия, не терпит наушничества, ненавидит порицателей, отвращается наушников (22,17).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Нет ничего хуже, ничего постыднее чревоугодия. Оно делает ум тучным, оно делает душу плотскою, оно ослепляет и не позволяет видеть (39,292). Кто с жадностью предается яствам – подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет и крепость души (43,571). Если чаешь отойти к Богу, послушай моего совета и угашай неистовства чревоугодия, ослабляя тем в себе разжжения сластолюбия, это предает нас вечному огню (47,199). Пренебрегай лакомые снеди, потому что в скором времени обращаются они в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление оных сверх потребности ныне порождает болезни, а в будущем подвергает ответственности на Суде (47,207). Если ты побеждаешь сию госпожу (чрево), то всякое место будет тебе способствовать приобретению бесстрастия; если же она тобою будет обладать, то до самого гроба везде будешь бедствовать (54,49). Когда сидишь за столом, приводи себе на память плачевную трапезу червей и будешь меньше наслаждаться (54,78). Кто вожделевает яств многих и разных, тот есть чревоугодник, хотя бы ел один хлеб и пил лишь воду по причине бедности своей (58,235). Невозможно и плоть наполнять досыта брашнами и духовно наслаждаться умными и Божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения благ духовных; напротив, в какой мере кто станет утончать свое тело (чрево), соразмерно с тем возможно ему насыщаться пищею и утешением духовным (58,515). Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычею смерти (5,47). Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения надобно поставлять не приятность, а потребность пищи для жизни, ибо раболепствовать удовольствиям не что иное значит, как чрево свое делать богом (5,120). Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу ранее определенного часа, другой любит только пресыщаться какою бы то ни было пищею, а третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не должен пресыщаться; должен довольствоваться всякою пищею низкого сорта (50,63).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 11-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 94. (23,13–22) О ЛИЦЕМЕРИИ, СОБЛАЗНЕ И МИЛОСЕРДИИ Тот лицемер, кто на позорище принимает на себя чужое лицо, будучи рабом греха, представляет нередко лицо господина… (4,6). Не видишь ли, какое зло – лицемерие? Оно – плод зависти, потому что двоедушие нрава бывает в людях по большей части от зависти, когда, скрывая в глубине ненависть, показывают наружность, прикрашенную любовью, и, подобно подводным скалам, которые будучи прикрыты немного водою, причиняют неосторожным непредвиденное зло (4,165). Кто имеет одно в сердце, другое на языке по лукавству, того молитва суетна (31,49). Горе лицемеру! Пастырь от него отказывается, и волк похищает его (22,72). Тело наше облечено прекрасной наружностью благоговения, а душа опутана неприличными помыслами (22,288). Лицемерие есть матерь лжи, а часто бывает и поводом к оной (54,101). Лицемерие есть противоположное с душой устроение, переплетенное всякими вымыслами (54,159). Соблазняет тот, кто, переступая закон словом или делом, и другого вводит в беззаконие, как змий Еву и Ева Адама; или кто препятствует исполнить волю Божию… или кто настраивает мысль немощного к чему-либо запрещенному (5,207). Не соблазняй брата и не сговаривайся с ним на грех, чтобы не прогневался на тебя Господь и не предал тебя в руки злых людей (22,163). Не так пагубно самому грешить, как ввести в грех другого. Потому, видя, что другие грешат, не только не будем подталкивать их на грех, но постараемся извлечь их из бездны порока, чтобы за гибель других нам самим не подвергнуться казни (39,781). Никогда не будем делать ничего такого, что как-нибудь вредит ближнему. Это увеличивает грех и более тяжкое приготовляет наказание (35,51). Более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить, ибо доброе в людях нетвердо и едва стоит, когда и никто не колеблет (47,385). Крепкий пусть помогает немощному, усердный – утешает малодушного, трезвенный – возбуждает объятого сном, постоянныйподает совет непостоянному, воздержный – вразумляет беспечного и бесчинного (22,123).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Примечание. 3. Чтобы перевести годы от сотворения мира в годы по Рождестве Христове, надо из данного года от сотворения мира вычесть 5508. Напр., 6888 г. от сотворения мира будет (6888–5508) 1380 по Рождестве Христове. Примечание 4. При определении дней событий Русской истории, кончая 7000 г. от сотворения мира (когда счет велся мартовскими годами, т.е., год начинался с марта и кончался февралем), если событие случилось в январе или феврале, надо брать последующий год; а при определении дней событий от 7001 г. до 7208 от сотворения мира (когда счет велся сентябрьскими годами, т.е., год начинался сентябрем и кончался августом), если событие происходило в сентябре, октябре, ноябре и декабре, надо брать предшествовавший год. по таблиц II вруцлт Обращаемся к этой таблице; берем первое вруцелето А; это вруцелето А будут иметь все годы, вверху над ним стоящие, именно: две тысячи (а также и шестьсот, тысяча триста, две тысячи семьсот) 87, 59, 31, 3, – тысяча девятьсот (а также пятьсот и проч.) 75, 47, 19 и т.д. Примеры: Вруцелета 806 г. – Г, 2338 г. – З, 1888 г. – Е, 1910 г. – Д. III. Вечная таблица пасхальных полнолуний 456 IV. Вчная зрячая nacxaлiя V. Таблица, показывающая порядок недль по Пятидесятниц, утренних воскресных Ebahreлiй и седмичных гласов Способ пользования 5-й таблицей. В IV таблице показано, при какой Пасхе, когда начинается неделя Всех Святых и 1-е Утр. Ев. и 8-й гл. Если по справке в IV таблице 1-е Утр. Ев. и 8-й гл. начинаются, напр. при Пасхе 25 марта, 20 мая, то в вертикальной строке чисел, где находится 20 мая, будут указаны воскресные дни (см. 27 мая, 3, 10, 17, 24 июня и т.д., вниз) на весь этот пасхальный (т.е., с нед. Всех Святых данного гражданского года до Великого поста следующего гражданского года) год, а направо, в горизонтальных строках против этих чисел, в столбце Д (где находится 25 марта – день Пасхи), указано распределение утренних Евангелий и гласов на все недели по Пятидесятнице, на промежуточные (после 32-й по Пятидесятнице) и на недели при начале Триоди Постной. Сн. 696 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010