Четыредесятницу см. в Уставе, в последовании среды и пятка 1-й седмицы, и в Служебнике; «а идеже несть преждеосвященныя», – см. в Уставе среду и пяток 1-й и 5-й седмиц. В пятницу начинается празднование св. Феодору Тирону (см. ниже, о субботе). После литургии преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, «предложше коливо», поем молебный канон св. Феодору (см. последование его в Триоди Постной, на ряду). На этом молебне во время чтения 50-го псалма «кадит священник коливо», лики и народ; затем читаются тропари канона на 4, «без ирмосов», с припевом: «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас»; чтения Евангелия на этом молебне не положено; после 9-й песни указан ирмос: «Тя неискусобрачную Матерь»; в конце молебна благословляется коливо; молитва на благословение колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники. Порядок всего этого чиноноследования изложен в Устав, в последовании пятка 1-й седмицы. Если в этот день до какой-либо причине не будет совершения литургии преждеосвященных Даров, то молебный канон св. Феодора поется в конце вечерни (о порядке ее совершения и изменениях в отправляемых перед нею изобразительных см. в Уставе, на ряду), вслед за положенными в таком случае, после ектении: «Помилуй нас Боже», 3-мя великими поклонами. – Относительно пищи в этот день в Уставе читаем: «Входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие бо прияхом в лавре преподобнаго отца нашего Саввы и киновии пр. великого Евфимиа; но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение со сливами без елеа и армеа; производящие же ядят сухоядение, якоже и в среду». " Во всех пятках св. и великия Четыредесятницы на вечернях и повечериях поклонов не творим», кроме положенных на литургии преждеосвященных Даров (см. Уст., Последов. пятка 1-й седм. и понедел. 2-й седм.; сн. ниже, Табл. литургии прежд. Даров). – Во все пятки шести седмиц Великого поста, кроме 5-й седмицы, положены повечерия великие (каковые повечерия в 1, 2, 3 и 4 седмицы Триодь Постная указывает совершать «в гробнице», или усыпальнице).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ботаническое название: Cornus sericea Если вы хотите, чтобы быстрорастущее эффектное растение добавило привлекательности бордюру, выберите кизил блестящий (свида шелковистая), который поражает своим красно-бордовым оттенком. Фуксия Ботаническое название: Fuchsia Висячие цветы фуксии могут стать еще одним прекрасным украшением вашего сада. Убедитесь, что в него попадает много яркого света. Новозеландский лён Ботаническое название: Phormium Новозеландский лён — отличный выбор для придания цвета, текстуры и подвижности ландшафту вокруг вашего дома. Его яркая колючая листва создаёт разительный контраст с другими растениями в вашем саду. Слоновьи уши Ботаническое название: Colocasia Это крупные тропические растения с пышной красивой листвой, которая обязательно привлечёт внимание. Их можно сажать в бордюры, контейнеры или даже в качестве декоративного растения в центре вашего сада. Драцена трёхполосная Ботаническое название: Sansevieria trifasciata Драцена трёхполосная — отличный выбор для придания бордюру привлекательности в вашем доме. Они бывают различных размеров, цветов и форм, а их листва создает уникальный, привлекательный вид для вашего дома или сада. Суккуленты Неприхотливые в уходе и засухоустойчивые, их можно использовать для создания потрясающих композиций в контейнерах, оконных ящиках или даже высаживать прямо в землю. Бамбук Ботаническое название: Bambusa Бамбук можно сажать самых разных форм и размеров, и он придает тропический вид любому ландшафту. Посадка его возле подъездов или окон может стать приятным акцентом и обеспечить уединение от прохожих. Карликовая голубая ель Ботаническое название: Picea pungens ‘Glauca Globosa’ Это компактное вечнозелёное дерево имеет медленную или среднюю скорость роста, что делает его идеальным выбором для небольших дворов. Светло-сине-зелёная хвоя делает его потрясающим украшением любого сада или ландшафта. Рекомендуемые статьи Понедельник, 15 апреля 2024 г. (2 апреля ст.ст.) Седмица 5-я Великого поста Глас 4, Великий пост. Сухоядение

http://azbyka.ru/garden/luchshie-rasteni...

Скачать epub pdf Седмица 2-я Великого поста ПОНЕДЕЛЬНИК О СТРАСТЯХ И МАТЕРИ ИХ – ЧРЕВОУГОДИИ Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость… Пороки эти разделяются на два рода: на естественные, к которым относятся чревоугодие и блуд; и неестественные, как сребролюбие. Действие их четвероякое. Некоторые из них не могут совершаться без содействия тела, например чревоугодие и блуд; некоторые совершаются без всякого содействия плоти, например тщеславие и гордость. Некоторые из них принимают причины возбуждения отвне, например сребролюбие, гнев, а некоторые от внутренних причин происходят, например уныние и печаль (50,240). Восемь страстей хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако же шесть первых, то есть чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние, соединены между собою каким-то сродством или связью так, что излишество первой страсти дает начало последующей… и потому против них надобно сражаться… тем же порядком, и в борьбе с ними всегда надобно нам переходить от предыдущих к последующим… Чтобы победить уныние, сначала нужно подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надобно укротить блудную похоть; чтобы подавить блудную похоть, должно обуздать страсть чревоугодия. Остальные две страсти, тщеславие и гордость, так же соединяются между собой, как и предыдущие, так что усиление одной дает начало другой… Но от шести первых страстей они совершенно отличаются и не соединяются с ними подобным образом: не только не получают от них никакого повода к своему рождению, но даже противным образом возбуждаются. Ибо по истреблении первых шести эти две сильнее плодятся… Поэтому мы подвергаемся брани особенным образом от этих двух страстей… чтобы истребить гордость, надобно прежде подавить тщеславие. И таким образом, по подавлении предыдущих, последующие утихнут… И хотя сказанные восемь страстей связаны между собою упомянутым образом и смешаны, однако же частнее они разделяются на четыре союза и сопряжения, ибо блудная похоть соединяется особым союзом с чревоугодием, гнев – с сребролюбием, уныние – с печалью, а гордость тесно соединяется с тщеславием (50,246).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Приближается Родительская суббота, нужно ли обязательно присутствовать в храме в пятницу и субботу? Или, может быть, достаточно только в субботу? 29.03.2016 08:04:37 Кульков Сергей Андреевич Сегодня в нашей студии  - протоиерей Алексей Ладыгин, настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, ведущая А.Арендаренко. -  Батюшка, продолжается 2-я седмица Великого поста.   У нас, под влиянием покаянного канона, сохраняется особое молитвенное состояние. Хочется молиться, хочется читать, хотя бы даже в транспорте -  я в метро читаю утренние и вечерние молитвы, по -  другому не успеваю. И состояние совсем  иное, чем в обычной суете. Ещё заметила, и со мной согласятся многие наши слушатели, что в храмах стало очень много народа. У вас, батюшка, в храм войти нельзя даже на обычные службы на неделе, не говоря о воскресной. Даже на ранней литургии было очень много прихожан. - В этот год, действительно, наблюдается внутренний духовный подъем у людей. Мы замечаем в нашей приходской жизни, что религиозные чувства как бы волнообразны:  то поднимаются  - и люди идут и наполняют храмы. То спадают – и в храмах более свободно.  Невозможно бывает даже это спрогнозировать. - Это связано с какими-то событиями? - Я думаю -  потому, что  очень много переживаний, скорбей. Мы не страдаем от голода, но многие люди теряют работу.  У них появляется неустойчивость в жизни, срывы в отношениях между близкими.  Очень много скорбей. Вот чем отличается этот век -  тем, что много скорбей. И скорби человека настолько отягощают, что он нигде не может найти утешения, и находит его только в Боге. Это, может быть, один из путей нашего религиозного возрастания, потому что если у нас всё хорошо -  то нам не до Бога, мы растрачиваем свои силы, свою энергию на внешний мир. А когда посещают беды, скорби, трудности -  то тогда мы становимся близки к Богу, и Господь помогает нам, и мы чувствуем эту помощь и пребываем с   Ним. Я вчера зашел в храм, уже надо было уезжать. И ко мне сразу же подошло несколько человек, хотя есть дежурный священник, его всегда можно пригласить, он придет, побеседует.

http://radonezh.ru/text/priblizhaetsya-r...

2:9). Поэтому, не безумно ли тем, которые имеют между собою столько общего, и природу, и благодать, и обетования, и законы, быть так пристрастными к богатству, не соблюдать и в этом равенства, но превосходить свирепость зверей, и притом тогда, как предстоит необходимость скоро оставить все это, и не только оставить, но и подвергнуться из–за этого крайней опасности? Смерть отторгает от наслаждения земными благами, и затем приводит к отчету и вечным мучениям. Итак, чтобы с нами не случилось этого, будем творить щедрую милостыню; она — царица добродетелей; она будет с дерзновением ходатайствовать там и избавит от наказания и мучения, так что никто не остановит того, кто с нею восходит на небо. Легки ее крылья, велика сила ее ходатайства; она достигает до самого царского престола и безопасно возносит туда своих питомцев. « Молитвы твои », сказал (ангел Корнилию), « и милостыни твои пришли на память пред Богом » (Деян. 10:4). Почему и нам не взойти на эту высоту, отказавшись от неуместного любостяжания, от бесполезной роскоши и тщеславия? Сделаем же излишние вещи полезными для нас, раздав свое великое богатство и вручив его деснице Судии, Который может сохранить его в безопасности, и за это в день суда будет кроток и милостив к нам, и хотя бы мы совершили тысячи грехов, подаст нам прощение и оправдание, которого да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА, сказанная в великую седмицу, о том, почему эта седмица (страстная) называется великою, и на слова: « хвали, душа моя, Господа» (Пс. 145:1), и о темничном страже, упоминаемом в Деяниях 1. Мы совершили плавание поста и по благодати Божией достигли наконец пристани; но не будем беспечными потому, что мы достигли пристани, а напротив потому самому, что мы достигли конца, будем еще более ревностными. Так поступают и кормчие: когда они готовятся ввести в устье пристани корабль с грузом, наполненный до верху пшеницею и другими товарами, то бывают особенно деятельными и осторожными, чтобы корабль после долгого плавания не разбился здесь о какую–нибудь скалу и не потопил всех товаров.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Мы не для того сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага (38,253). 2. О ГРЕХОПАДЕНИИ ПРАРОДИТЕЛЕЙ Сотворивший человека вначале сделал его свободным, ограничив его только одним законом заповеди. Соделал и богатым среди сладостей рая, а вместе с ним благоволил даровать сии преимущества и всему человеческому роду в одном первом семени. Тогда свобода и богатство заключались в соблюдении заповеди, а истинная бедность и рабство – в преступлении оной (9,29). Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен, но по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему своего ума, мог бы замедлить в себе естественное тление и пребыл бы нетленным (98,196). Но поскольку нетленный Сын Божий (Бог Слово) создал человека с тем, чтобы он приобрел новую славу и, изменив в себе земное, в последние дни, как бог, шествовал отсюда к Богу, то и предоставил его собственной свободе… вложил закон в его природу и, напечатлев в сердце добрые наклонности, поставил среди Рая… в таком равновесии между добром и злом, что он мог по собственному выбору склониться к тому или другому, однако же чистым от греха и чуждым всякой двуличности. Рай же, по моему рассуждению, есть небесная жизнь. В нем-то поставил Бог человека, чтобы он был неослабным делателем Божиих словес. Запретил же ему употребление одного растения, которое было совершеннее других, заключая в себе силу к полному различению добра и зла. Ибо совершенное хорошо только для преуспевших, а не для начинающих: последним оно столько же обременительно, сколько совершенная пища младенцу. Но когда, по ухищрению завистливого человекоубийцы (диавола), вняв убедительности женского слова (Евы), Адам вкусил преждевременно сладкого плода и облек в кожаные ризы тяжелую плоть и стал трупоносцем… тогда исшел он из Рая на землю, из которой был взят, и получил в удел земную жизнь, а к драгоценному растению приставил Бог хранителем Свою пламенеющую ревность, чтобы какой Адам, подобно прежнему, не взошел внутрь преждевременно и прежде, нежели бежал пожирающий снеди сладкого древа, находясь еще во зле, не приблизился к древу жизни. Как увлеченный бурными волнами мореходец отнесен назад и потом или отдав парус на волю легчайшему веянию, или с трудом на веслах пускается снова в плавание, так и мы, далеко отплывшие от Великого Бога, опять не без труда совершаем вожделенное плавание (11,243).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если почва из кислой превращается в щелочную, то гортензии могут заболеть хлорозом. При этом заболевании листья растения становятся более светлыми, в то время как жилки остаются тёмными. Борьба с этой болезнью заключается в поливе растения раствором железного купороса (40 г на 10 л воды). Для профилактики хлороза можно каждые 10 дней поливать гортензию раствором солей, содержащих железо или раствором уксусной кислоты (100 мл на 10 л воды). Бывает так, что гортензию поражает тля и избавится от нее нам поможет настой чеснока, который делается так: берём 200 г очищенных зубков, пропускаем через мясорубку и заливаем 10 литрами воды, а через 2 суток процеживаем и добавляем в настой 40 г хозяйственного мыла. Этим настоем нужно опрыскивать кусты раз в неделю и повторять обработку до тех пор, пока полностью не избавимся от этой напасти. Подготовка гортензий к зиме Как мы уже знаем гортензии довольно зимостойкие, за исключением крупнолистной, и с успехом могут зимовать без укрытия, но все же для надежности можно осенью замульчировать приствольные круги перегноем, сухими листьями или торфом слоем 10–15 см. Особенно такому мульчированию будут рады растения в первые годы жизни, так как их корневая система еще не совсем окрепла. Летом мульчу можно не убирать, она будет служить дополнительным удобрением. Крупнолистная гортензия цветет на побегах прошлого года и, чтобы мы могли каждый год радоваться ее цветению, необходимо постараться сохранить ее от заморозков. Это можно сделать так: примерно в конце октября окучиваем куст садовой землей или можно высыпать в центр куста 1–2 ведра торфа, перегноя; затем пригибаем побеги к земле и прижимаем их таком положении чем-то тяжелым или фиксируем специальными шпильками; сверху насыпаем сухую листву и накрываем сначала лутрасилом, а потом обычной пленкой. Весной снимаем укрытие только после наступления устойчивого тепла — это, приблизительно, в конце апреля. Рекомендуемые статьи Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста

http://azbyka.ru/garden/gortenziya-czvet...

Братия и сестры! Упование на милосердие Божие поднимает наш Дух, укрепляет сердце и волю, кладёт начало исправлению и везде, к новой, духовно-благодатной жизни во Христе Иисусе Христе нашем. Вот к чему, в конце концов, приводит зрение своих согрешений. Кратко повторим сказанное. Зреть свои согрешения значит: 1) Видеть свои грехи и их источники (корни); 2) На себя принимать вину за них, никого не осуждая и не возлагая ни на кого ответственность за них; 3) Сокрушённо каяться в них, растворяя покаяние упованием на милосердие Божие. 4) Исправляться в них, вновь и вновь полагать начало новой жизни, внутреннему спасительному «деланию». Зрение своих согрешений сопровождает, таким образом, весь спасительный путь борьбы с грехом и стяжания добродетелей. Братия и сестры! Если каждый из нас поставит себе вопрос: развил ли я «зрение» своих согрешений, освещаю ли я этим лучом весь путь своей жизни, то мало кто может положительно ответить на этот вопрос, ибо в своём большинстве мы и доселе духовные слепцы и лиходеи самим себе. Сколько бед и несчастий происходит в нашей жизни именно от того, что мы «не зрим» не замечаем вовремя своих греховных влечений и совершаем грехи, от которых потом сами же тяжко страдаем. В самом деле, как часто бывает, что из-за невоздержания в языке вспыхивают ссоры с соседями по квартире, а потом, придя в себя, мы с укором себе говорим: «Ах, зачем я не смолчала! Смолчи, и ссоры бы не было». Как часто из-за пустяков мы портим отношения с родными и близкими. Сколько других страданий и мучений мы наносим себе и другим только потому, что своевременно не узрели свои недостатки и не предупредили неправильные поступки. Что же нам, в первую очередь, следует делать, чтобы научиться зреть свои согрешения и предохранять себя от множества грехов? Прежде и больше всего «необходима молитва, которой надлежит умолять Духа Святого, да благоволит Он излить свет (знания, духовного зрения) в сердца наши, что, наверное, и сотворит Он, если искренне возревнуем об этом свете» 38 . К этой молитве о просвещении свыше, о даровании нам дара духовного зрения, и в первую очередь, зрения своих согрешений призывает нас и молитва преподобного Ефрема Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Слово Патриарха Седмица 2-я Великого поста Об освобождении Болгарии Россией «Крымская война практически была войной объединенной Европы против России, заступившейся за православных на Ближнем Востоке и за святые места. И Россия потерпела поражение в той войне. Можете себе представить ситуацию, в которой было принято решение об ее участии в освобождении Болгарии? Вся Европа была против. Надо было преодолеть это «дипломатическое эмбарго» с тем, чтобы принять решение об участии русских войск в освобождении Болгарии. Россия не посмотрела на Европу: движимая своей любовью к болгарскому народу, хоть и, еще раз скажу, будучи ослабленной в результате предыдущей войны, не имея никакой политической поддержки в мире, она начала борьбу за освобождение болгар. Это великий пример того, как духовная, культурная, религиозная солидарность превозмогают политический прагматизм. Болгарию освободила Россия — не Польша, не Литва, не другие страны, а Россия. И хочу откровенно сказать, что для меня трудно было слышать ссылки на участие иных стран в освобождении Болгарии. Ни польский сейм, ни литовский сейм не принимали решения о начале войны с османской Турцией. Мы — за историческую правду, ее мы завоевали своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, по которым сегодня эту правду следует замалчивать или ложно интерпретировать. Я очень прошу Вас сделать все для того, чтобы память о героической роли Русской Церкви, Болгарской Церкви и русского народа сохранялась в болгарском обществе вне зависимости от политической конъюнктуры. Если, говоря о дружбе, мы забываем о жертвах, которые понесены в связи с освобождением Болгарии, то эти слова перестают иметь значение. Я знаю, что у Болгарии есть заинтересованность развивать двусторонние отношения с Россией. И эти отношения должны использовать великий духовный, исторический, культурный, религиозный потенциал, который существует в отношениях между нашими странами. Давайте вместе делать все для того, чтобы этот потенциал работал для лучшего будущего России и Болгарии. Мы любим Болгарию и болгарский народ вне зависимости от политической конъюнктуры».

http://pravoslavie.ru/111232.html

Но горе тем, которые плачут, но не перестают грешить и потому лишают себя пользы, происходящей от плача (31,195). Как воск тает от огня, так и плач легко истребляется от молвы, попечений телесных и наслаждения, в особенности же от многословия и смехотворства (54,76). Мы не будем обвинены… при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли ведения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах (54,87). СУББОТА. Мк. Зач. 8. (2,14–17) О ПОКАЯНИИ Покайся, грешник, смело полагаясь и взирая на безмерное человеколюбие Христа, сказавшего: «Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мк. 2, 17 ) (22,57). Истинно кающийся не полагает, что труд его служит заменою прежних грехов, но им умилостивляет Бога (51,32). Как земля без семени и воды не может приносить плода, так и человек не может совершить покаяния без смиренномудрия и удручения тела (31,79). Совершенное покаяние состоит в том, чтобы более не делать тех грехов, в которых мы каемся или в которых обличает нас совесть, а доказательством, что они прощены нам, служит то, если истреблено из наших сердец и расположение к ним… Итак, в совести нашей есть неложный свидетель, который еще прежде Суда уверяет нас об окончании покаяния и даровании нам прощения… в том, что нам прощены прежние грехи, должно уверять нас то, если истреблены из сердец наших желание их и пристрастие к настоящим удовольствиям (50,531). Иному помысл нередко внушает и говорит: «Ты молод еще, в старости своей покаешься». И если достигнет старости, опять представляет ему помысл: «Теперь ты состарился и имеешь нужду в покое». Необходимо же ежедневно работать Господу со страхом и трепетом, ибо кто сказал нам, что доживем до старости? Если и доживем до старости, да будет ли у нас добрый помысл, если с сего времени нерадим о своем спасении (23,217). В покаянии состоит духовная лихва, потому что покаяние жнет, чего не сеяло. Тело сеет тление, а покаяние… посевает доблестное житие (24,154).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010