14. Мч.: Фирса, Ловкия, Каллиника, Филимона, Ариана, Феотиха. Аполлония. 15. Свм. Елевферия и матери его мц. Анфии; пр. Павла, иже в Латре; св. Стефана исповедника, архиеп. сурожского, муч. Елевферия, пр. Парда; Трифона кольского. Пр. Трифон († 1583 г.) всю жизнь трудился над обращением язычников в Лапландии. После 20-ти летних трудов его значительное число их уверовало в Господа и готово было Принять св. крощение. Но, будучи мирянином, св. Трифон не решался сам крестить их; между тем во всей Лапландии нигде не было ни священника, который мог бы окрестить лопарей, ни храма для принятия их в Церковь . Находясь в таком затруднении, он сходил в Новгород для испрошения грамоты па построение храма и присылки священника. Через 3 года храм был выстроен, но священника все не было. Тогда св. Трифон отправился в Кольский выселок и там случайно нашел иеромонаха Илию, который и окрестил лопарей и освятил храм. Таким образом, несмотря на крайнюю нужду св. Трифон не решился взять на себя, не принадлежащего ему права совершителя крешения; а наши раскольники-безпоповцы не имеют такой нужды, однако крестят, ничтоже сумняся. Св. Стефан († VIII в.), архиеп. Сурожский, «уведав свое к Богу отшествие, постави вместо себе архиепископа Сурожу клирика своего, именем Филарета, и преставися к Богу в вечную жизнь». Основываясь на этих словах, раскольники, приемлющие австрийское священство, утверждают, что св. Стефан поставил Филарета во епископы единолично. Но во время св. Стефана не было внешних препятствий к сношению с другими епископами, и потому в единоличном поставлении не было никакой нужды. Исторические памятники не говорят, что Филарет при жизни Стефана был архиепископом Сурожа. Поэтому естественнее думать, что св. Стефан перед своей смертью назначил Филарета своим преемником. 16. Прр. Аггея; мч. Марина; блаж. Фсофании царицы (894 г.); кн. Софии (1541 г.). 17. Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила; п. Даниила (Стефана) исповедника. 18. Мчч. Севастиана (защитителя церковного), Никострата, Кастория, Викторина, Тивуртия, Кастула, Маркеллина, Марка, Клавдия, Транквиллина, Симфориана и мц. Зои; п. Флора, еп. амийск.; Михаила исповедн.; Модеста арх. Иерусал.; п. Севастиана пошехонск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В житии св. Тарасия рассказывается, что Павел, патр. Константинопольский, поставленный еретиками иконоборцами и сам иконоборец, сознав свой грех , отъиде в монастырь св. Флора и принят был в монастырь на покаяние. Этим примером раскольники беглопопопцы и приемлющие австрийское священство пытаются оправдать принятие «беглых попов» в их общество, но напрасно: – Павел, оставив ересь, оставил и патриаршество, принял схиму и наложил на себя подвиг безмолвия; значит, в монастыре его приняли не как патриарха, а как простого монаха. 26. Пр. Порфирия, еп. газского; мч. Севастиана, Иоанна, п. Севастиана пошехонск. 27. П. Прокопия декаполита исповедн., Фалалея, Тита печерского. 28. П. Василия, Марины, Киры, Домники, свм. Протерея, патр. александр., м. Нестора, еп. магиддийск., Николая юродивого, псковск. 29. Прп. Кассиана римлянина, Иоанна, нареч. Варсонофием, мч. Феоктириста. Март 1.      Пмц. Евдокии; м. Нестора, Триеимия, мц. Антонины, п. Домнины, м. Маркелла и Антония; п. Мартирия зеленецкого. 2.      Свм. Феодота, еп. кирипейск.; п.: Агафона, Арсения, еп. тверск. (1409 г.), п. Саввы (1467 в.), Варсонофия (1459 г.), Савватия и Евфросина тверских; мч. Троадия, мц. Евфалии девы, 440 муч., в Италии убиенных лонгобардами. 3.      М. Евтропия, Клеоника, Василиска; св. Зинона, Зоила; п. Пиамы девы; ик. Б. М. Волоколамской. 4.      Пр. Герасима, иже на Иордане; м. Павла и сестры его Иулиании и с ними: Квадрата, Акакия, Стратоника; св. Григория, еп. Константии, града кипрского; пер. мощ. Вячеслава кн. чешск. (932 г.); п. Иакова постника, св. Даниила благовер. кн. московского (1303); блаж. кн. Василия ростовск., иже и Василько (1238); п. Герасима волог.; Иоасафа снетногорск. и Василия. 5. М. Конона исавр. и Конона градаря (251); п. Исихия постники (790), Марка постника египетского (400); м.: Евлогия палестинского, Евлампия и Онисия; мц. Ироиды; пер. мощ. св. благовер. кн. Феодора смоленского и ярославского и чад его Давида и Константина (1463) (от мест погребения их в соборную церковь Спасо-Преображенского Ярославского монастыря); п. Адриана пошех.; ик. Б. М. «Воспитание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Третье предисловие к Синтагме в XIV титулов. «Приложившего опущенные правила и цитируемые в синтагме положения законов (предисловие)». – «Сие и было (совершено) во время, о котором сказано, и от того (времени) именно так (т. е. в том виде) и оставалось. А потом некто из последующих каждое из правил, означенных числовыми знаками, вписал в соответствующем месте, восполнив сам, что опустил предшественник. И явилась таким образом, синтагма полной и удобной почти во всех отношениях, но одним только недостаточной, – ссылками на многочастные книги гражданских законов; желающим найти оные сколько требовалось книг, сколько труда, сколько проволочки в занятиях? Итак, для законченности ее и безукоризненности во всех отношениях надлежало восполнить и этот недостаток; прошло 207 лет после вышеозначенного времени, и муж во всех отношениях великий, и по происхождению, и по жизни, и по уму, и по нравам, которому имя – Михаил, достоинством севасть, получив власть контролировать начальников секретов, обращает на этот предмет свое особое внимание и одному из подчиненных своих, Феодору Весту, поручает привести в исполнение свой план на этот счет, т. е. чтобы он собрал цитируемые по частям определения законов из многотомной синтагмы законов и присоединил к предлежащей синтагме». 797 Соколов, (Из лекций по церковн. праву, I, 177–78) неправильно первую часть ставит на место второй и наоборот. 798 Автор сборника говорит буквально следующее: «А где я нашел потребным (или полезным, нужным) в отношении к этого рода каноническим писаниям (или документам, προς συγγραφας) светское (или гражданское) законодательство (τν πολιτικν νομοϑεσαν), я из него (τατης) приспособил (или приладил, προσρμοσα) к сродным главам небольшое и краткое (извлечение) в особенной части этой же книги (ν δαζοντι μρει τς δ τς βιβλου), сделав сжатое в своде изложение (συντομον ν συναγωγ κϑεσιν) относящегося к церковному благоустройству (или дисциплине) как в царских постановлениях, так и в толкованиях мудрецов, с одной стороны в напоминание, с другой же вместе и для совершенного изыскания их теми, кому попадется это в руки (читателями)».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Репная-Спасская, Волог. г., II, 1180. Решемская-Макариев., Костр. г., II, 917. Рябинина-Казан., Волог. г., II, 848. Рябинин-Пошехонский, II, 1137. Рябинский-Троиц., Яросл. г., II, 1137. Рябов-Троиц., Твер. г., II, 1138. Ряжский-Дмитриев, 782. Ряжский-Пятниц.-Троицкий, II, 1107. Ряжский-Троиц., II, 1248. Рязанский-Духов, I, 180. Рязанский-Казан.-Явленский, I, 238. Рязанский-Спасский-Преобр., II, 1197. Рязанский-Троиц.-Усть-Павл., II, 1285. С Савватиев-Тверской, II, 1139. Саввин -Серапионов-Дубенский, Влад. г., II, 1313. Саввин-Сторожевск., Моск. г., 1140. Савво-Вишерский, Новг. г., I, 416. Салалейская-Успен., Пенз. г., II, 1296. Салдовская или Солдовская – Жукова, Костр. г., II, 799. Салминский-Петроп., Олон. г., II, 1152. Салолчевск.-Успен., Пенз. г., II, 1296. Самарский-Пустынно-Никол., Екатериносл. г., I, 400. Самарский-Спасо-Преображ., I, 464. Самарский-Спасский, I, 469. Санаксарская-Богор.-Сретен., Тамб. г., II, 644. Саранский-Ильин.-Богоявл., I, 212. Саранский – Петропавл. или Петровский- Ильин., II, 1048. Саратовский-Крестовоздвиженск., I, 262. Саратовский-Спасо-Преображ. или Спасский, I, 454. Саровская, Тамб. г., II, 1141. Сарожская-Троиц., Новг. г., II, 1233. Сатисо-Градо-Саров., Тамб. г., 1141. Сатановский-Троиц., Под., г., II, 1277. Сахтошский или Сахтажск.-Петропавл. Влад. г., II, 1051. Свириколуцкий-Рожд.-Богор.-Сергиев, Смол. г., I, 413. Свирский-Александр., Олон. г., II, 607. Свирский-Вознесен., Олон. г., II, 734. Свирский-Ильин., С.-Петер. г., II, 831. Свияжская-Макариев., II, 916. Свияжский-Богород.-Успен., II, 657. Свияжский-Иоанно-Предт., II, 844. Свенский – Успен.-Новопечер., Орл. г., I, 420. Святогорская-Успен., Харьк. г., I, 421. Святогорский-Белозерский, II, 1278. Святогорский-Успен., Пск. г., II, 1142. Святоезерский-Спасо-Преобр.-Сенегский, Влад. г., I, 423. Святоозерский-Иверск., Новг. г., II, 819. Севастьянов – Спасо- Преобр.-Сохотск., Яросл. г., I, 424. Седмиозерная, Каз. г., II, 1143. Селенгинский-Троиц., I, 504. Селижаровский-Троиц., II, 1279.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

23. Троицкий, что у варниц. мужской 4 церк., ? прест. В Ростовск. уезде, на р. Ишме от г. Ростова в 2 в. 24. Толгский. мужской 4 церк., 6 прест. В Ярославск. уезде, при рр. Волге и Толге, от гор. Ярославля в 7 в. 25. Тихвинская пустынь. мужская 1 церк., 1 прест. В Пошехонск. уезде, при р. Натре, от г. Вологды в 60 в. 26. Учемская Кассианова пустынь. мужская 2 церк., 4 прест. В Углицком уезде, на р. Волге, на устье речки Учмы, от Углича в 20 в. Монастыри приписные к архиерейскому дому. 27. Белогостицкий. мужской В Ростовском уезде. 28. Рождественский. девичий В Ростове. 29. Дивногорская пустынь. мужская В Угличском уезде. IX. Устюжская епархия 1. Архангельский. мужской 5 церк., 7 прест. В г. Устюге. 2. Архангельская Лальская пустынь. мужская 3 церк., 5 прест. В Сольвыгодском уезде, при р. Лале, от г. Устюга в 80 в. 3. Архангельская Устьвымская пустынь. мужская 3 церк., 3 прест. В Яренском уезде, на устье р. Выми, от г. Яренска в 80 в. 4. Богородская Теплогорская пустынь. мужская 2 церк., 3 прест. В Устюжском уезде, при р. Юге, от г. Устюга в 35 в. 5. Богороцкая Данилова пустынь. мужская 1 церк., 1 прест. В Устюжском уезде, при р. Юге, от г. Устюга в 300 в. 6. Богородицкая Уснедумская пустынь мужская 2 церк., 3 прест. В Усольском уезде, при р. Лузе, от г. Устюга в 50 в. 7. Богородицкий. девичий 2 церк., 2 прест. В Тотемском уезде, при р. Сухоне. 8. Богородицкая Негренская пустынь. мужская 2 церк., 2 прест. В Тотемском уезде, при речке Сухоне, от г. Устюга в 98 в. 9. Воздвиженская Воломская Симонова пустынь. мужская 2 церк., 2 прест. При речке Кичменге, от г. Устюга в 80 в. 10. Введенский. мужской 2 церк., 3 прест. В г. Сольвычегодске. 11. Введенская Заозерская пустынь. мужская 1 церк., 1 прест. В Тотемском уезде, при р. Кулуе, от г. Тотьмы в 4. 12. Знаменская Богороцкая Филипповская пустынь. мужская 1 церк.. 2 прест. В Устюжском уезде, при р. Сухоне, от Устюга в 2 в. 13. Зосима Савватиевская пустынь. мужская 1 церк., 1 прест. В Устюжском уезде, при р. Двине, от г. Устюга в 20 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И по благосредому умолению и благоутробию к всем светым и божественным церквам превысокие и богодарованные ми Царице Августие Кура Елене, и с богодарованным сыном наю, благоверным Кралем Урошем, всечестней кели той Светаго Савы, иже в Кареях, дарова Царство ми у Хвостне село Косорике, и с всеми засельци, заселке му Днеполе, Доляни, Чешково, Челопеци, и с периором Косоритскымь, и с оттесом, и с мегами, с виногради, с млины, с врти, с ливадами, с пашищи, и с лази и с планином, и с всеми правинами села того; и такози е дарова Царство ми, да есть кели светаго Савы, иже у Кареях, до века, и освободи е Царство ми от сокя, от позоба и от приселице, от во ске, от псара и от поклисаря, от града, от винограда, от сенокоше, от глобе и поданька, просто рещи от всех работ велих и малих, и тому да не забави ми Кефалия, ни Кнезь, ни Севасть, ии владоущи в земли Царства ни, разве да облада келиа Савына и настоещи в неи старец в волю и хотение того старца, и да есть у закон сел Хиландарских, яко же и Крушево и прочаа села Хиландарска, да работаю кели тои светои. И що есть записано от светых хтитор да се дае от монастыра у келию светаго Савы благословение. Моли Царство ми и запрещаа, да се исплня и наврша, яко же есть уставлено от светыих хтитор, такожде и в дому Спасове Православнеи Патриархии отечества нашего, иже изволише хтиторые светы, да се дае, и то да несть взбранно господином и отцем нашим Патриархом светаго престола великие цркви Патриархие, н паче да се дае, яко же есть уреждено от светых хтитор К сему же Царство ми приложи да се дае от куке (от двора) Царства ни на всако годище .р. (100) перпер Бенетицех и (10) гун (одежд) и (10) кожух и (10) клашнь (обувь) и (10) мех сирениа и . р. (10) сиров. И да си узима всако лето на Плочи .и. (50) спуд соли. И село Косорик, що биху сок (подать хлебом) давали Царству ми, този да даю кели светаго Савы. И сие златопечатное слово Царства ми, молю всех вас по мне царствующии, сиему хрисовулу не разорену быти, не паче утврждати. Аще кто наваждением диаволим потщит се разорити сие записание мною, Царем Стефаном и Царицею Августиею Кура Еленою, таковааго да разорит Господь Бог и Пречистаа его Мати, и да есть поражен силою честнаго и животворещааго креста и от (12) Апостол и .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

А отъ Кельбергу поидох до Кулури. А в Кулури же родится ахикь, и ту его длают, на весь свт оттуду его розвозят. А в Курили же алмазников триста сулях микунт. И ту же бых пять мсяць, а оттуду же поидох Калики. Ту же бозар велми великъ. А оттуду поидох Конаберга, а от Канаберга поидох к шиху Аладину. А от шиха Аладина поидох ко Аменьдрие, и от Камендрия к Нярясу, и от Кинаряса к Сури, 782 а от Сури поидох к Дабыли – пристанище Индийскаго моря. Дабил же есть град велми велик, а к тому же Дабыли а сьзжается вся поморья Индийская и Ефиопская. Ту же и окаянный аз рабище Афонасей Бога вышняго, творца небу и земли, възмыслихся по вре по крестьяньской, и по крещении Христов, и по говйнех святых отець устроеных, по заповедех апостольских и устремихся умом поитти на Русь. И внидох же в таву, и зговорих о налон корабленем, а от своеа главы два златых до Гурмыза града дати. Внидох же в корабль из Дабыля града до Велика дни за три мсяцы бесерменьскаго говйна. 783 Идох же в тав по морю мсяць, а не видх ничего. На другий же мсяць увидх горы Ефиопскыа, ту же людие вси воскричаша: «Олло перводигер, олло конъкар, бизим баши мудна насинь больмышьти», а по-рускыи языком молвят: «Боже осподарю, Боже, Боже вышний, царю небесный, зд нам судил еси погибнути!» В той же земл Ефиопской бых пять дни. Божиею благодатию зло ся не учинило. Много раздаша брынцу, да перцу, да хлбы ефиопом, ини судна не пограбили. А оттудова же идох 12 дни до Мошката. В Мошкате же шестой Велик день взял. И поидох до Гурмыза 9 дни, и в Гурмызе бых 20 дни. Из Гурмыза поидох к Лари, и в Лари бых три дни. Из Лари поидох к Ширязи 12 дни, а в Ширязе бых 7 дни. И из Ширяза поидох к Вергу 15 дни, а в Велергу бых 10 дни. А из Вергу поидох къ Езди 9 дни, а въ Езди бых 8 дни. А изь Езди поидох къ Спагани 5 дни, а въ Спагани 6 дни. А ис Пагани поидох Кашини, а в Кашини бых 5 дни. А ис Кашина поидох к Куму, а ис Кума поидох в Саву. А из Сава поидох к Султаню, а из Султания поидох до Тервизя, а ис Тервиза поидох в оръду Асанбгъ. В орд же бых 10 дни, ано пути нт никуды. А на турскаго 784 послал рати двора своего 40 тысяч. Ини Севасть взяли, а Тохат взяли да пожгли, Амасию взяли, и много пограбили сел, да пошли на караманского 785 воюючи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...