Сначала Седекия года три оказывал покорность царю вавилонскому ( Иер.51:59 .); потом приступил к союзу, образовавшемуся против Навуходоносора. Когда пришли в Иерусалим послы от Эдома, Моава, Аммона, Тира и Сидона, чтобы договориться с царем и советниками его об общих мерах к свержению тягостного для всех ига Халдеев: тогда Иеремия получил повеление от Господа возложить на шею деревянное ярмо, послать такое же ярмо к царям сих народов и царств и сказать им, что Иегова отдает все земли сии в руку Невухаднецара, царя вавилонского, и что народ, который не преклонит своей шеи под ярмо царя вавилонского, истреблен будет рукой его. Такт, же говорит он и Седекии, не вразумившемуся примером своего предшественника, и советникам его: «преклоните шею свою под ярмо царя вавилонского, и служите ему и народу его, и живите, – зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Иегова о том народе, который не будет служить царю вавилонскому»? И священникам и всему народу говорит пророк: «не слушайте слов пророков своих, которые вам говорят: «вот уже скоро возвращены будут из Вавилона сосуды дома Иеговы»; они вам ложь предрекают. А если они пророки, и если у них есть слово Иеговы; то пусть умолять Иегову воинств, чтоб вещи, оставшиеся в доме Иеговы и в дом царя иудейского и в Иерусалиме, не перешли в Вавилон. Ибо так говорит Иегова воинств о сих вещах: в Вавилон будут отнесены и там останутся до того дня, когда Я взгляну на них, и велю возвратить их на место сие» (гл. 27). Однако ложные пророки продолжали свое дело, и один из них, именем Анания из Гаваона, публично говорил в храме: «Спустя два года я возвращу на место сие все сосуды дома Иеговы, которые Невухаднецар царь вавилонский взял из сего места и перенес в Вавилон, говорить Иегова, и царя Иехонию и всех переселенных в Вавилон я возвращу на место сие; ибо сокрушу ярмо царя вавилонского». Когда Иеремия стал опровергать его, Анания снял с его шеи деревянное ярмо и разбил, говоря: «так Иегова сокрушит ярмо Невухаднецара царя вавилонского, и через два года снимет его с шеи всех народов». Тогда Иеремия делает себе ярмо железное и, ставши пред Ананиею, говорит: «ты сокрушил ярмо деревянное, но я возложу железное ярмо на шею всех народов сих, говорить Иегова. А тебя свергаю с лица земли, в сем же году умрешь: ибо ты произнес возмущение против Иеговы». И умер лжепророк Анания в том же году в седьмом месяце (гл. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Со лжеучителями св. апостол советует не вступать в словопрения, ибо они «нимало не служат к пользе, а к расстройству слушающих». Вместо этого пастырь должен давать всем добрый пример своею жизнью (2:14–16). Среди обличаемых им лжеучителей св. Павел вспоминает «Именея и Филита, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было». Это, несомненно, родоначальники гностицизма, отвергавшего воскресение тел и понимавшего воскресение в духовном смысле: они учили, что душа, исходя из тьмы неведения и лжи и вступая в свет истины, оставляя порок, воскресает к новой жизни (2:17–18). Предупреждая смущение от еретиков, св. Павел говорит, что они не могут поколебать своими лжеучениями Церковь : «Твёрдое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь своих»; и «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2:19); на Церкви как на здании Божием есть надпись или печать, состоящая из двух частей. Первая часть её: «познал Господь Своих» – это значит, что истинно принадлежащие Богу ведомы Ему и не могут быть подвигнуты в вере, ибо благодать Божия настолько перестроила весь их внутренний мир, что они, крепко утвердившись в истине, стали избранниками Божиими и не боятся никаких еретических смущений и козней. Вторая половина надписи, сияющей на избранниках Божиих: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» – это значит, что такие избранники Божии не только устами исповедуют свою принадлежность Богу, но и делами всей своей жизни. Иными словами, здесь указываются две стороны истинно христианской жизни: вера и жизнь по вере, или благочестие. «В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении» (2:20) – смысл этого изречения тот, что как в большом доме есть разные сосуды, неодинаковой ценности и достоинства, так и в Церкви Христовой есть разные члены: совершенные и несовершенные. Далее апостол и увещевает Тимофея стараться быть «сосудом почётным», бегая «юношеских похотей», под которыми разумеются не только блудные похоти, но и вообще всякие неразумные юношеские порывы, и держаться «правды, веры, любви, мира, уклоняясь» от глупых и невежественных состязаний и внушая не ссориться, но с кротостью наставлять противников веры (2:21–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Современники, знавшие блестящие дарования ми обширные познания Соломона, ставили его выше всех мудрецов, каких только знали. И была мудрость Соломона , говорит бытописатель, выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египтян. Он был, говорится далее, мудрее всех людей (30. 31). Слава о необычайной мудрости Соломона распространилась по всему востоку: имя его , говорит бытописатель, было славно у всех окрестных народов (4, 31). Эта слава привлекла к нему всеобщее внимание и уважение. Не только мудрецы от всех народов приходили послушать мудрости Соломоновой (4, 34), но и все цари искали видеть его, чтобы послушать мудрости, которую вложил Бог в сердце его ( 2Пар. 9, 23 ). Приходя к Соломону, каждый из них подносил от себя дорогие подарки: сосуды серебряные, и сосуды золотые, и одежды, оружие и благовония, коней и лошаков, из гола в год (24). Одно из таковых посещений с некоторою подробностью описано в священных книгах. Царица Савеев – народа, жившего на отдалённом юге, вероятно на южной оконечности аравийского полуострова, услышав в своей стране о делах Соломона и его мудрости, приходила в Иерусалим с большими подарками, чтобы удостовериться в том, что говорила повсюду распространившаяся о нем слава. Увидев  своими глазами богатство Соломона и испытав его мудрость, она поражена была чрезвычайным удивлением и завидовала тем, которые всегда находятся при Соломоне и слышать мудрость его ( 3Цар. 10, 1–10 ). Такое уважение, каким пользовался Соломон от всех царей и народов, служило сколько к умножению богатства его, столько к поддержанию дружественного союза с ними, которого все они равно искали. Отсюда естественно происходила, что царство еврейское никогда не наслаждалось таким спокойствием со вне, как во дни Соломона. Почему и называлось оно, по имени его, царством мира со всеми окрестными народами. Удивляясь мудрости царя, народы с завистью и уважением смотрели на еврейский народ, им управляемый. В свою очередь и народ еврейский, видя со всех сторон воздаваемое уважением своему царю, в чувстве народной гордости, сознавал себя на верху величия и славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Сын Навуходоносора, Евиль-Меродах, освободил Иехонию из темницы и приблизил к себе ( 4Цар. 25:27–30 ). Валтасар и падение царства Вавилонского Когда пришло определенное Богом время наказания вавилонян за их грехи, Господь возвестил это чудесным явлением. Царь вавилонский Валтасар однажды устроил большой пир для тысячи вельмож своих. Выпив вина, он приказал принести священные сосуды, взятые Навуходоносором из храма Иерусалимского. Когда принесли эти сосуды, царь, вельможи его и жены его стали пить из них вино; пили и славили своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных богов. Вдруг явились персты руки человеческой и написали на стене какие-то слова. Царь пришел в ужас, изменился в лице, затрясся и приказал привести мудрецов, чтобы прочитать и объяснить написанное на стене. Мудрецы не могли прочитать и объяснить написанного. По совету царицы (матери царя), привели Даниила. Он сказал: «Вот какие начертаны слова: Мене, Текел, Перес 502 . Вот что значат эти слова: Мене – Бог исчислил твое царство и положил ему конец; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким: Перес – твое царство разделено и отдано мидянам и персам». В эту самую ночь Валтасар был убит. Дарий Мидянин воцарился над Вавилоном 503 ( Дан. 5 ). Даниил во рву со львами Дарий Мидянин поставил 120 сатрапов (областных начальников) над царством своим, а над ними трех князей. Даниил был одним из этих трех князей и высоким духом, и мудростью своей превосходил прочих князей и сатрапов. Царь думал уже поставить его над всем царством. Тогда князья и сатрапы решились погубить Даниила. Они приступили к царю и убедили его издать повеление, чтобы всякого, кто в течение тридцати дней будет просить о чем-либо Бога или человека, кроме царя, того бросить в ров львиный (в яму, в которой содержались львы). Даниил, хотя знал такой указ, но каждый день три раза на коленях молился Богу при открытых окнах, обращенных к Иерусалиму 504 . Вельможи застали Даниила на молитве, донесли об этом царю и настояли, чтобы он велел бросить Даниила в ров львиный. Царь долго не соглашался на это, но должен был уступить требованию своих вельмож. Даниила бросили в ров львиный и на отверстие рва положили камень. Царь запечатал его перстнем своим и перстнем вельмож. Проведя бессонную ночь, царь на рассвете пришел ко рву и жалобным голосом крикнул: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой мог ли спасти тебя от львов?»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Так основал Христос царство духовное и жезлом власти духовной окружил верных чад Своих, побеждающих язычество, как глиняные сосуды, и дал им власть духовную рассеять тьму языческую. Не о земной власти должно здесь думать, а о духовной. Хотя часто Господь буквально сокрушал народы любодействующих идолослужителей и повергал их на одр и в великую скорбь, христианам же давал времена мирные и славные. Обетование в стихе 26–27 указывает также на Страшный суд, когда прельщенные будут осуждены верующими и сокрушатся, как глиняные сосуды ( 1Кор. 6:2 ). Отец передал суд Сыну, а Сын передает суд святым Своим. Так Отец через Сына, а Сын через святых Своих осудят и сокрушат мир грешников. Откр.2:28 И дам ему звезду утреннюю. Еще одно обетование побеждающим фиатирские грехи. Им обещает Господь дать звезду утреннюю. Что это? Сам Господь и объясняет: «Я есмь... звезда светлая и утренняя» (22,16) – это Христос. Победитель примет Самого Христа, Звезду светлую. Вечер мировой истории, сгущается мрак. Тьма окутала землю. Но чем ночь темней, тем ярче звезды. Густ мрак греха, светел свет святых, звезд церковных просиявших. Перед утром же бывает особенно темно. Потом наступает заря, и мы видим утреннюю звезду. Так и здесь. На склоне истории, после гущи предутреннего мрака антихристова, является заря и звезда утренняя – Христос. Это Его второе славное пришествие. Но и сейчас в жизни побеждающий обретает звезду утреннюю. Рассеивается мрак земли, исчезает греховная темень, рассветает, и рождается в сердце утренняя звезда – Сам Господь Иисус Христос. И иное содержание имеет это обетование. Читаем. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» ( Ис. 14:12 ). И слова Христа: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» ( Лк. 10:18–19 ). Так сокрушает Христос под ноги верных Своих сатану и всю силу вражью. Побеждающему Христос дает власть над падшею звездою и всей ее силой. Тот, кто грехом сокрушал людей, сокрушается теперь людьми, победившими грех. Так бывает в Священном Писании , что столь разное и противоположное сравнивается с одним и тем же. Так, например, Христос – лев от колена Иудина (5,5); антихрист – молодой лев, который выбегает от Васана ( Втор. 33:22 ); дьявол ходит, как рыкающий лев ( 1Пет. 5:8 ). Откр.2:29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. Читать далее Источник: Толкование на Апокалипсис/протоиерей Геннадий Фаст – Красноярск : Енисейский благовест, 2004. - 496 с., ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Такое направление религиозно-нравственной жизни народа и его царей естественно вело к тому, что мы видим в царстве иудейском во дни Ахаза. Вера в чрезвычайную помощь Иеговы, поколебленная так решительно Амасией, не находит себе места и в сердце Ахаза и он лишенный этой последней надежды и в страхе пред грозной силой Ассирии, ищет помощи у богов дамасских. «Боги царей сирийских помогают, им принесу я жертву, и они помогут мне. И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме; и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждение богам иным, и раздражал Господа, Бога отцов своих» ( 2Пар.28:23–26 ): сам священнодействовал этим «мерзостям языческим» и сам проводил через огонь сыновей своих в честь чуждого бога, Ваала ( 2Пар.28:3–4 ). «На высотах, и на холмах, и под всяким ветвистым деревом» совершались мерзкие жертвы и курение мерзостям языческим; вопль невинных детей, приносимых в жертву Молоху, заглушался дикими оргиями экзальтированных иудеев-идолослужителей; покинутым и осиротелым казался храм истинного Бога с его запертыми дверями и расхищенным имуществом... Боги дамасские и вообще языческие сделались богами Иуды, и мрачна картина их господства! Вот детали ее, по свидетельствам современника последних трех царствований, великого пророка Исаии. Свидетель-очевидец всех ужасов этого господства чуждых богов в избранном народе, он естественно не мог оставаться, и не остается безучастным и безмолвным зрителем всего совершающагося, тем более, что губительная волна нечестия все шире, могучее разливается по-родственному ему царству, все глубже затопляет родной ему народ. Его святая и возвышенная душа скорбит и возмущается при виде падения избранника Божия, и он с грустью останавливает свой взор на нем и возвышает свой грозный голос в обличение его. И не без глубокой скорби, но грозно обличает он прежде всего неблагодарность своего народа, удостоенного высокого избрания Божия и усыновления и неразумно попирающего это избрание, преступно удаляющагося от этого усыновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь давайте заглянем в один из современных монастырей, чтобы увидеть райский сад, запечатленный на жизни монахов. Мы уже говорили о том, что рай находился вдали от населенных мест, его границы лежали где-то «на востоке», далеко за границами обыденных для человеческого сознания представлений. Так и монастырь всегда отделен от мира. Вот первая параллель. Как вы, наверное, замечали, наши обители ограждают стены, либо высокие скалы делают их малодоступными. Сам Господь охраняет монахов от бури мира и людских искушений. В монастыре все священно, ибо это есть место служения одному Богу. Не торговле, не промышленности, не человеческим устремлениям. Монахи – священные сосуды, принадлежащие Богу. Ничего «скверного» (см.: Деян. 10и 28; 11, 8), ничего нечистого нет в обители. Все предметы, дела, монастырские постройки посвящены Богу и являются Божией утварью. Для того, чтобы нам хоть немного приблизиться к Адаму, давайте вспомним не только о рае, но и о том, как открывается рай на земле – а он есть отображение рая небесного – в книге Откровения. В Апокалипсисе говорится о Горнем, Иерусалиме и о небесном рае. В то время даже на конских уборах будет начертано: Святыня Господу ( Зах. 14:20 ). Эта цитата подтверждает нашу мысль о том, что в раю все посвящено Богу. Образ конских уборов взят из обыденной земной жизни для того, чтобы сделать небесные понятия доступными для нашего разумения. Даже конские уборы и те священны. Они есть «святыня Господу». Даже черные и грязные, по нашим представлениям, котлы там, наверху, посвящены Богу и через это освящены. Они становятся «словно фиалы жертвенника», словно священные сосуды на Престоле Божием. Символом чего они служат? Они есть носители славы Божией, поскольку славе Божией служат, а следовательно, и Света, просвещающего человека 4 и наполняющего его Богом. Далее в Апокалипсисе говорится: и не войдет в него ничто нечистое ( Откр. 21:27 ). Ничто скверное не войдет в Царство Небесное. И никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни ( Откр. 21:27 ). Там – Бог , там – ангелы, там – те, кто записан в книге жизни у Агнца, те, чьи имена отмечены для Небесного Царствия. Вот что это за книга, перечень имен для Царствия Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Ты Сын Мой, хотя и по изволению Моему, но добровольно воплотился на земле, пострадал и из мертвых воскрес, ради спасения человеков; но так как иудеи, к которым Ты явился на земле, отвергли Тебя, то проси у Меня, и дам во владение Тебе народы до самых последних пределов земли». Итак, сущность сего пророчества заключается в том, что Христос, Сын Божий, поставлен Царем над горой Сионом, т.е. Главой всей Церкви, которая не ограничится одними пределами Иудеи, или Палестины, но распространится на все народы, объемлет все царства мира, по всей вселенной. Пс.2:9 Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. «Когда Царство Твое и власть Твоя, – продолжает пророк от лица Живущего на небесах Бога, – распространятся во всех странах и покорятся Тебе все народы земные, тогда Ты поразишь их жезлом железным, власть Твоя над ними будет тверда и несокрушима, как железо, и Ты будешь производить над ними суд правый и нелицеприятный, которому никто не может воспротивиться; Ты будешь добрых и правых награждать, а нечестивых и злых наказывать, будешь поступать так, как поступает производитель глиняных горшечных изделий, который хорошо сделанные сосуды определяет на доброе употребление, а негодные, неудавшиеся изделия разбивает, сокрушает или отпускает в нечистое употребление», – «ов сосуд в честь, ов же не в честь» ( Рим. 9:21 ). В таком именно смысле слова сего стиха приводятся в книге Апокалипсис св. Иоанна Богослова ( Откр.2:27 ). Пс.2:10–11 И ныне, царие, разумейте, накажитеся, вси судящий земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом. Итак, вразумитесь и научитесь, цари и все судьи земные, что напрасны, тщетны все ваши усилия противоборствовать Христу, Сыну Божию, Который есть Царь всего мира; вразумитесь и поймите, что вы не можете ниспровергнуть Его Божественного закона, который так противен вам; размыслите и обратитесь к Нему с раскаянием. Он есть Господь Бог , Всемогущий Владыка; уверуйте в Него и служите Ему со страхом и благоговением, приличным Ему как Верховному Существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Хорошо. Вот мы смотрим в 50-й главе , как же выглядел Симон, сын Онии, великий священник. Смотрите 5-й стих: «Как величествен был он среди народа, при выходе из завесы храма! Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь Ливана в летние дни, как огонь с ладаном в кадильнице, как кованый золотой сосуд, украшенный всякими драгоценными камнями, как маслина с плодами, и как возвышающийся до облаков кипарис». Я скажу вам, в чём дело. В силу того что был закон, что люди с физическими недостатками, хотя и из священнического рода, не могут приступать к жертвеннику – питаться дарами жертвенными они могут, а служить не имеют права. Потому что физический на нём недостаток. Вот эта селекция, образно говоря, отбор этот, приводил к тому, что появлялось очень дородное, внешне презентабельное священство: высокого роста, с красивыми манерами, породистые, как говорят. И он, облачённый в эти одежды, производил такое впечатление. И что же? – как кованый сосуд, – 10-й стих, – украшенный всякими драгоценными камнями. Вот Борис Годунов жертвовал в Троице-Сергиеву Лавру, совесть у него была... И вот, как бы так сказать, кованые сосуды – не позолоченные, а из целого золота кованые сосуды, тяжелые по весу, – и это жертвовали всё в храм. Французский журналист, который побывал там и посмотрел ризницу Троицкой Лавры, он сказал: «Вы желаете черпать жемчуг совком? Поезжайте и посмотрите ризницу Троице-Сергиевой Лавры». Камни, которые выпадали, их собирали в бочку. И стояли целые бочки с осыпавшимися драгоценными камнями. И всё это богатство, конечно, оно и прекрасно, и люди радовались и любили видеть благолепие, но с другой стороны, когда произошла подмена – только внешность в ущерб внутреннему, – это и привело к погибели. Такие громадные соборы, как у нас в Петербурге, строили и в сельских местностях – где фабриканты и купцы строили также, друг с другом , – да этим храмам стоять только в городах! И все они были осквернены, и всё – мерзость запустения на святом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

При омовении рук: «Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа». ( Пс.25:6–12 ). Проскомидия Священник и диакон, облачившись и умыв руки, приготовляют св. сосуды. На жертвенник полагаются пять просфор и вино, растворенное с водою. Приступая к жертвеннику, делают пред ним три поклона со словами: «Боже, очисти меня грешного и помилуй меня». Священник, воздевая руки, произносит тропарь великой пятницы: «Спасатель наш, Ты искупил нас от клятвы закона ( Галат.3:13 ) бесценной Твоею Кровию; Ты, пригвожденный ко Кресту и проболенный копием, даровал бессмертие людям. Слава Тебе». Диакон: «Благослови, владыка». Священник крестообразно благословляет дары вместе с сосудами, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков». Диакон: " Аминь». Священник берет левою рукою просфору, а правою копие, которым три раза изображает знак креста над печатью просфоры, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа, Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа». Режет хлеб с четырех сторон печати. Водружая копие с правой стороны произносит: «Как овца, веден был Он на заклание». С левой: «И как Агнец непорочный, пред стригущим его безгласный, так Он не отверзал Уст Своих». В верхней части: «От уз и суда Он был взят». И в нижней: «Но род Его кто изъяснит». ( Ис.53:7–8 ). Диакон стоит справа и, поднимая пред каждым действием из них орарь, повторяет: «Господу помолимся». После обрезания просфоры священником, говорит: «Возьми владыка». Священник, вынимая вырезанную часть просфоры, именуемую «Агнец», говорит: «Ибо Он отторгнут от земли живых» ( Ис. 53:8 ); и вынутая часть полагается на дискосе печатью вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010