Священномученик Иоанн (в миру Иван Андреевич Поммер; 1876-1934) - архиепископ Рижский и Латвийский, Предстоятель Латвийской Православной Церкви. Родился в крестьянской семье; его прадед был одним из первых латышей, принявших православную веру. Окончил Рижское духовное училище (1891), Рижскую духовную семинарию (1897), Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1904). В 1903 году по совету протоиерея Иоанна Кронштадтского принял монашество. С 1904 года - иеромонах, преподаватель Черниговской духовной семинарии. С 1906 года - инспектор Вологодской духовной семинарии. С 1907 года - ректор Литовской духовной семинарии (в сане архимандрита) и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря. 24 марта 1912 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. На тот момент ему был 36 лет, он стал самым молодым епископом в Русской Православной Церкви того времени и единственным на тот момент архиереем - латышом по национальности. Будучи епископом Пензенским и Саранским, успешно вел борьбу с " народной " церковью, организованной в Пензе лишенным сана архиепископом Владимиром (Путятой). В 1921 году архиепископ Иоанн стал первым Предстоятелем Латвийской Православной Церкви. По его ходатайству Латвийская церковь получила автономию в составе Русской Церкви: данное решение было утверждено 21 июня 1921 года патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. Совмещал служение архиерея с должностью депутата Сейма, внес фундаментальный вклад в сохранении и развитии православия, в защиту прав русскоязычных жителей довоенной Латвии. Оставался в каноническом единстве с Московским Патриархатом. 12 октября 1934 года архиепископ Рижский и всей Латвии Иоанн был зверски убит в местечке Озолнкалнс под Ригой (сейчас - в черте города). Преступление не раскрыто до сих пор. В 1981 году причислен к лику святых Сербской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. В 2001 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике священномученика.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В дар для внутреннего убранства были переданы ценные иконы XIX века: «Богоматерь», «Одигитрия», «Бог Саваоф и ангелы», «Сошествие Святого Духа» и ряд других. Залогом не только людской памяти, но и свидетельством воинской доблести является находящейся с правой стороны от алтаря киот с иконой святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Там же прикреплена бронзовая табличка, на которой выгравирован текст: «Икона сооружена усердием нижних чинов Шефской роты 20 Егерского ныне 103 Петрозаводского полка в 1804 г. декабря 3 в бытность командиром роты капитана Арацендова. Икона возобновлена усердием нижних чинов и командира роты штабс-капитана Гильберта 1 января 1845 г. в бытность командиром роты капитана Медовщикова».  В конце 2003 г. в соборе начались реставрационные работы. По завершению реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора появился ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти. Все иконы написаны в иконописных мастерских Свято-Елизаветинского монастыря Минской епархии. Некоторые из икон являются списками клейм иконы «Собора Новомучеников и Исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных», прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 г. Сюжеты двух икон - священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, и священномученика Павлина, архиепископа Могилевского - впервые разработаны в иконописных мастерских Свято-Елизаветинского монастыря. Также в храме имеются иконы «Святитель Тихон», «Священномученик Вениамин», «Священномученик Петр», «Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский», «Священномученик Еергомен, епископ Тобольский», «Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский». http://elib.grsu.by/katalog/162575-350124.pdf Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03897

Иоаким, митрополит Халкидонский, представитель Константинопольского Патриарха в 1925 г. Иоанн (Братолюбов Сергей Васильевич; 1882–1968), архиепископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Березовского, викария Тобольской епархии. В 1924–1930 гг. епископ Иркутский, Боткинский, Суздальский, Шацкий, Уральский и Покровский; с августа 1930 г. епископ Курганский. С 1931 г. под арестом; был в ссылке в Средней Азии. В 1937 г. арестован, приговорен к 10 годам заключения. Освобожден в 1943 г. из лагеря досрочно как инвалид. С 1943 г. архиепископ Сарапульский; затем Ижевский; с 1945 г. архиепископ Уфимский. С 1948 г. на покое; с 1953 г. архиепископ Ульяновский и Мелекесский; с 1959 г. на покое. Иоанн (Василевский Иван; † 1931), епископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Бронницкого, викария Московской епархии. С 1926 г. епископ Воскресенский, викарий Московской епархии. Иоанн (Восторгов Иван Иванович; 1864–1918), священномученик, протоиерей. В 1887 г. рукоположен во иерея. С 1913 г. настоятель Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного). В 1917–1918 гг. секретарь Миссионерского совета при Св. Синоде. В 1918 г. арестован. Расстрелян. Иоанн (Котляревский Михаил Михайлович; 1905–1964), игумен. Духовный сын епископа Василия (Зеленцова). С 1922 г. неоднократно арестовывался. В 1936 г. пострижен в монашество. С 1951 г. иеромонах, затем игумен. В 1951–1964 гг. служил в церкви закрытого скита Велико-Будищанского женского монастыря в Полтавской епархии. Иоанн (Никольский), обновленческий «епископ». Иоанн (Пашин Иван Дмитриевич; 1881–1938), священномученик, епископ. В 1923 г. хиротонисан в обновленческого «епископа Мозырского, викария Минской епархии»; вскоре принес покаяние, сразу же был арестован, выслан в Зырянский край. В 1929 г. был переведен на вольное поселение в г. Рыльск, назначен епископом Рыльским. Арестован в 1932 г., отправлен в лагерь. Расстрелян. Иоанн (Поммер Иван Андреевич ; 1876–1934), священномученик, архиепископ. В 1912 г. хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. С 1913 г. епископ Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии. В 1917 г. был арестован. С 1917 г. епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. С 1918 г. архиепископ. В 1918 г. направлен в Пензу во время смуты, поднятой лишенным сана бывшим архиепископом Владимиром (Путятой), где был вскоре арестован, приговорен к расстрелу, освобожден по требованию германского консула. В 1919 г. вновь арестован, до 1920 г. в тюремном заключении. В 1920 г. Собором Латвийской Православной Церкви избран ее предстоятелем, архиепископ Рижский. Убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В поисках компромисса с правительством священномученик Иоанн ходатайствовал перед патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления, и это ходатайство было удовлетворено: 21 июня 1921 г. патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Церкви. Архиепископ Иоанн стремился объединить православных латышей и русских, нему это удавалось. Популярность его в Латвии была велика, и в 1925 г. его избрали в республиканский сейм. В парламенте архиепископ Иоанн не без успеха отстаивал равноправие Православной Церкви с другими Церквами Латвии. Священномученик Иоанн одинаково хорошо проповедовал на родном латышском и на русском языках. Многим особенно запомнилась его речь, произнесенная в память о почившем первосвятителе Российской Церкви патриархе Тихоне, которого он глубоко чтил. Свято хранил архиепископ Иоанн каноническое единство с Московской Патриархией, что после кончины патриарха Тихона многих в Латвии раздражало. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. священномученик Иоанн был заживо сожжен на пригородной даче. Преступление так и не расследовали до конца, однако в народе считали, что возможных виновников убийства следует искать среди агентов латвийских властей или советской разведки. После его кончины в жизни Латвийской Церкви произошли серьезные перемены. Церковь без согласия Московской Патриархии перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 29 марта 1936 г. митрополит Фиатирский Герман возглавил хиротонию во епископа с возведением в сан митрополита Рижского и всей Латвии бывшего до тех пор гарнизонным священником в Даугавпилсе Августина (Петерсона). После присоединения Латвии к Советскому Союзу латвийское духовенство через покаяние было принято в юрисдикцию Московской Патриархии. Митрополит Рижский Августин (Петерсон) ушел на покой. С 1917 по 1921 г. Литовской епархией временно управлял викарный епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский). 28 июня 1921 г. он был назначен правящим архиереем с возведением в сан архиепископа Литовского и Виленского. В конце Гражданской и Первой мировой войн его епархия оказалась разделенной государственной границей между Литвой и Польшей. Епархиальный центр Вильно вместе с Виленским краем, в котором была сосредоточена большая часть православного населения епархии, оказались в пределах Польского государства. Владыка Елевферий за решительное неприятие незаконной автокефалии Польской Церкви был подвергнут в Польше трехмесячному аресту и содержался при этом в одном из католических монастырей. Только в апреле 1923 г., по настоянию литовского правительства, он был освобожден и смог переехать в столицу Литвы Каунас. Архиепископ Елевферий не признал раздела своей епархии, учиненного священноначалием Польской Церкви, поставившей на Виленскую кафедру в 1922 г. архиепископа Феодосия (Феодосиева).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

священномученик Иоанн (Поммер) (18.01.1876–12.10.1934) Проповеди Нравственно-аскетические труды Слова и речи Воспоминания священномученик Иоанн (Поммер) Архиепископ Рижский и всея Латвии, кандидат богословия, преподаватель. Активно защищал интересы Православной Церкви в Латвии. Особым светом была озарена жизнь православных христиан Латвии в период, когда здесь служил архиепископ Иоанн Поммер. Удивительный этот человек обладал особым даром примирять и объединять людей. К нему шли за помощью, поддержкой, советом, утешением. Сильный, высокий, стремительный архиепископ пешком ходил по правосланым храмам, разговаривал с прихожанами, навещал болящих и умирающих. С особой любовью относился к детям — никогда не проходил мимо, не погладив малыша по головке, не улыбнувшись ему. В кратком изложении жизнь Владыки Иоанна (Поммера) может быть представлена следующим образом: архиепископ Иоанн (в миру Jnis Pommers) родился 6 января 1876 года в латышской православной крестьянской семье Лаздонского прихода в Цесисском уезде. Первоначальное обучение проходил в приходской школе, затем обучался в Рижском Духовном училище и в Рижской Духовной семинарии. По окончании семинарии три года учительствовал, одновременно исполняя обязанности псаломщика. В 1900 году поступил в Киевскую Духовную академию. Будучи студентом академии в 1903 году принял монашеский постриг. В 1904 году он становится преподавателем Черниговской Духовной семинарии, затем инспектором Вологодской (1906) и через год ректором Виленской, одновременно являясь настоятелем Виленского Св.-Троицкого монастыря; тогда же был возведен в сан архимандрита. Архимандрит Иоанн был первым священником в истории Вильнюса, который организовал крестные ходы в сельские храмы с иконой Божией Матери «Одигитрия». В 1912 году 12 марта в Александро-Невской Лавре хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Затем следуют перемещения в Одессу и вскоре в Таганрог — после революции в Тверь и правящим архиереем в Пензу с возведением в сан архиепископа. В Пензе служение Владыки происходило в крайне тяжелых условиях — в борьбе с учинившим церковный раскол и поддерживаемым большевистской властью бывшим Пензенским архиепископом Владимиром Путятой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/

Житие священномученика Иоанна, Архиепископа Рижского и Латвийского «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам.» ( Ин. 14:27–28 ) Архиепископ Иоанн, священномученик Иоанн Рижский , в миру – Иван Андреевич Поммер, родился 6 января 1876 году на хуторе Илзессала Праулиенской волости (ныне Мадонский край, Латвия). Его родители – простые благочестивые латыши. Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ в семье начинались с молитвы, времена года считались по церковным праздникам. Постоянно помогая родителям в нелегком крестьянском труде, Иоанн рос крепким, физически выносливым. Он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и в то же время был мечтательной натурой. Начальной грамоте мальчика обучил отец, причем настолько хорошо, что тот сразу мог поступить в министерскую двухклассную школу. В августе 1887 года Иоанн Поммер , успешно выдержав конкурс, был зачислен в Рижскую духовную школу, по окончании которой в 1891 году принят в Рижскую духовную семинарию. Именно в этот период у юноши зреет желание уединенных иноческих подвигов. Всё свободное время он проводит в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности и готовность прийти на помощь. Получив за полный курс семинарии диплом I степени, будущий архиепископ принимает решение работать учителем в Лаудонской приходской школе. Снискав огромное уважение среди учеников и родителей, весной 1899 года Поммер получает повышение в должности и едет в город Лиепаю. В 1900 году он становится слушателем Киевской духовной академии. Святыни Киева оказали благотворное влияние на юношу. В это время в нем укрепилась решимость посвятить свою дальнейшую жизнь служению Церкви Христовой. На иноческий путь Иоанна благословил великий молитвенник и чудотворец Земли Русской, праведный Иоанн Кронштадтский . В 27 лет Иоанн Поммер принимает монашеский постриг, и 23 сентября 1903 года рукополагается в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года – в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Но это только начало. Самое главное – это даже не подвиги, чтобы получить руку Лаймдоты, описанные в поэме на основе народного эпоса в конце девятнадцатого века Андреем Пумпуром, русским офицером и поэтом латышского происхождения из бедной крестьянской семьи. Главное в жизни героя — это схватка с Черным Рыцарем. +++ Родители владыки Иоанна Янис Поммер, мальчик с бедного латышского хутора, тоже был похож на Андрея Пумпура. Упорный, как его отец, отказавшийся по приказу лютеранина-барона сменить православную веру, принятую его предками, он упорно учился и, на удивление соседям, сын бедняка стал студентом Рижского Духовного училища. Он отличался от друзей не только поразительной работоспособностью и отличной учебой – никому в голову не приходило дразнить богатыря с далекого хутора «ботаном». И вовсе не потому, что молодого студента-силача боялись. Он был тих, молчалив, но приходил на помощь первым. И еще он любил петь. Песня – душа любого латыша, вспомним знаменитый «Праздник песни». В церковном пении и в чтении за богослужением ему не было равных, хотя церковнославянский язык был ему неродным. Богослужение было для юного Иоанна, как и для его прославленного Кронштадского тезки, (еще живого в те годы!) той пищей его души, которая поспевала за ростом и силой его богатырского тела. Святой Иоанн Кронштадский и будущий священномученик Иоанн встречались, и праведный Иоанн благословил своего юного тезку на иноческий путь. Вызов Черному Рыцарю был брошен. …Потом последовала Рижская семинария, блестяще окончив которую, он стал учителем, затем Киевская Духовная Академия. Затем он стал преподавать в Черниговской Духовной Академии, руководство быстро отмечало его способности, и бывший босоногий латышский мальчишка стал ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Для него главным были проповедь и богослужение, в котором важное место занимало хорошее церковное пение. Но образованный, разносторонне одаренный, в том числе и музыкально,  огромный настоятель-богатырь в душе  оставался все тем же простым хуторянином, с добрым и чутким сердцем, другом бедных и страдальцев.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

— Сколько фильмов вы отсмотрели? Были ли среди них те, которые произвели сильное впечатление, стали открытием лично для Вас? — Отборочная комиссия, в составе Марии Чугуновой, Татьяны Мальцевой и меня, отсматривает все фильмы, которые нам присылают. Мы, как правило, обираем то, что устраивает нас трех. То, что отобрано, становится «своим». Мы знаем, по каким критериям тот или иной фильм вошел в программы. В первую очередь это работы о новомучениках, почивших и живых старцах. Очень серьезное духовное осмысление судьбы святого на фоне близкой к нам истории присутствует в картине «Священномученик Иоанн Рижский: на страстном пути» Николая Васильева. Камерная работа Марины Михайловой «Особый дар. Памяти старца Андриана (Кирсанова)» рассказывает о старце, у которого был дар изгнание бесов. В цикле «Живое слово» есть очерк  «Священномученик Василий Соколов» Екатерины Орловской. Фильм «Старица Сепфора. Во тьме увидеть свет» Инны Веденисовой трогает до слез. Заставляет сопереживать и 6-й фильм из цикла «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца» Николай Григорьевич Григорьев« Элины Малютиной. В программах этого года собралось несколько ярких проблемных картин. Например, о наследии русской интеллигенции серебряного века, которые воплощает в себе наша современница, „Анна Ардова. Маленькие пьесы“ Арины Прошиной-Кулик. Удивительный фильм „Квартет“ Никиты Сташкевич о детях, выросших в Донецке, в страшной и разрушительной атмосфере войны, которых учительница скрипки Лариса, талантливый педагог и потрясающий человек, собирает в детский квартет. Главным в их жизни становятся занятия по музыке, а война присутствует фоном в точных и скупых деталях.  Этот фильм драматургически выстроен очень точно: на крупных планах красивых отроческих лиц-ликов.  Мальчики и девочки, снятые с огромной любовью, принимают жизнь такой, как она есть. Тема Донбасса звучит в двух хроникальных работах „Крест над Азовсталью“ Елены Козенковой. И „Крест Северодонецка“, где главным героем стал  протоиерей Александр Беспалов уже 7 лет, почти с самого начала войны на Донбассе, возглавляющий отдел Социального служения Луганской епархии (реж. Наталья Смирнова). Донбас присутствует в игровой миниатюре „Женщина у окна“ Арсения Михайлович. 

http://radonezh.ru/2022/11/24/bylo-nepro...

Иоанн (Попов Иван Васильвич; 1867–1938), мученик, профессор, доктор церковной истории, профессор МДА. В 1903–1906 гг. редактор журнала «Богословский вестник». С 1919 г. профессор Московского университета. Член правления Православных церковных общин г. Сергиева Посада. Арестован в 1924 г., приговорен к трем годам концлагеря. В 1925–1928 гг. в лагерном заключении в Соловецком лагере, затем в Кемлаге. Один из составителей «Памятной записки соловецких епископов» («Соловецкого послания»). В 1931 г. освобожден. В 1931–1938 гг. в заключении. Расстрелян в г. Енисейске. Иоанн (Поярков Виктор Алексеевич; 1883–1933), архиепископ. В 1922 г. хиротонисан во епископа Давлекановского, викария Уфимской епархии. С 1928 г. епископ Уфимский и Давлекановский. С 1931 г. архиепископ. Иоанн (Смирнов Иоанн Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ. В 1902 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 1904 г. епископ Полтавский и Переяславский, викарий Полоцкой епархии; с 1910 г. епископ Рижский и Митавский. С 1912 г. архиепископ. Член Св. Собора 1917–1918 гг. В 1917–1919 гг. архиепископ Рязанский и Зарайский. Иоанн (Снычев Иван Матвеевич; 1927–1995), митрополит. В 1965 г. хиротонисан во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии. С 1969 г. епископ Куйбышевский и Сызранский; с 1976 г. архиепископ. С 1990 г. митрополит Ленинградский и Ладожский; с 1991 г. Санкт-Петербургский и Ладожский. Иоанн (Шаховской Дмитрий Алексеевич; 1902–1989), архиепископ автокефальной Православной Церкви в Америке. В 1920 г. эмигрировал из России. С 1946 г. проживал в США. С 1947 г. епископ Бруклинский, с 1950 г. епископ Сан-Францисский и Западно-Американский, с 1961 г. архиепископ. С 1978 г. на покое. Иоанн (Широков Андрей Алексеевич; 1893–1937), епископ. В 1929 г. хиротонисан во епископа Марийского, викария Нижегородской епархии. С 1931 г. епископ Чебоксарский, затем епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. С 1934 г. епископ Муромский, викарий Горьковской епархии, затем епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. С 1936 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. Арестован в 1937 г. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Том содержит множество статей, рассказывающих о подвиге новомучеников ХХ в., носивших имя Иоанн. Среди них особое внимание обращает на себя публикация о первых жертвах развязанных большевиками гонений на Церковь и духовенство — священномучениках протоиерее Иоанне Кочурове (1917 г.) и протоиерее Иоанне Восторгове (+1918 г.). Среди новомучеников, чей подвиг также нашел отражение в материалах XXIII тома, — св. Иоанн (Пашин, +1938), епископ Рыльский, св. Иоанн (Поммер, +1934 г.), архиепископ Рижский и всея Латвии, св. Иоанн Васильевич Попов (+1938 г.), крупный русский богослов, патролог. Отдельная публикация сообщает о расстрелянном в 1941 г. епископе Печерском Иоанне (Булине). Вызывают интерес публикации, сообщающие о св. Иоанне, епископе Готском (VIII в.), св. Иоанне Реомском (V-VI вв.), галльском подвижнике, одном из основоположников западного монашества. В новом томе энциклопедии присутствуют материалы, рассказывающие о четырех митрополитах Киевских XI-XII вв. греческого происхождения, носивших имя Иоанн. Статья, посвященная иеросхимонаху Иоанну (Попову, +1738 г.), сообщает об основателе знаменитой впоследствии Саровской Успенской пустыни. В материалах нового тома нашли отражение жизнь и деятельность многих архиереев Русской Православной Церкви ХХ века, носивших имя Иоанн. В частности, опубликованы материалы об архиепископе Горьковском и Арзамасском Иоанне (Алексееве, +1966 г.), архиепископе Ульяновском и Мелекесском Иоанне (Братолюбове, +1968 г.), митрополите Ярославском и Ростовском Иоанне (Вендланде, +1989 г.), архиепископе Костромском и Галичском Иоанне (Лавриненко, +1985 г.), митрополите Псковском и Порховском Иоанне (Разумове, +1990 г.), митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве, +1995 г.), митрополите Киевском и Галицком Иоанне (Соколове, +1968 г.), Патриаршем Экзархе всея Украины. Из ныне здравствующих иерархов Русской Православной Церкви в статьях нового тома отмечены архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн (Попов), председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата; архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко), глава Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев), епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома).

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010