В то время как мы спали духовно, устремляясь кто на село свое, кто на куплю свою, враг рода человеческого уловлял в свои сети простодушных и, указывая им на наши слабости, распалял их ненавистью к нам. И вот мы стоим лицом к лицу с врагом, который через наших же плененных греху собратий, наносит нам раны. Нам предстоит борьба подлинная не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12)». 28 июля 1910 года исполнилось двадцать пять лет священнического служения прото­иерея Философа, но в этот день он решительно уклонился от каких бы то ни было чествований, проведя его в молитве в Саровской пустыни у мощей преподобного Серафима. В 1913 году отец Философ был назначен настоятелем Казанского собора. В августе 1917 года по его инициативе было учреждено Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии. 25 октября 1917 года большевики под руководством Ленина захватили власть в Петрограде, и уже 31 октября в Царском Селе был зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров. Подробное сообщение об этом убийстве отец Философ опубликовал в «Церковном вестнике», приглашая всех желающих прийти на девятый день мученической кончины, 8 ноября, в Казанский собор, где была совершена панихида по протоиерею Иоанну и всем, в междоусобной брани убиенным. Пришедшие к власти большевики в январе 1918 года попытались захватить одну из главных святынь Петрограда — Александро-Невскую Лавру. 17 января в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения состоялось собрание духовенства и представителей приходов, на котором протоиерей Философ внес предложение в ближайший воскресный день устроить крестные ходы из всех храмов столицы к Александро-Невской Лавре, что было принято и реализовано. 24 января 1918 года по благословению Патриарха Тихона протоиерей Философ выступил на Поместном соборе с подробным докладом, касающимся попытки захвата Лавры большевиками и общегородского крестного хода. Завершая доклад, он заключил: «Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души — Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах... Пора духовенству объединиться с народом. Если Лавра получила защиту, это защитил ее народ. Если отвоюем Церковь, это сделаем при содействии народа...»

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-filos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вахтанг Кипшидзе: «Социальные сети - самое перспективное направления для церковной миссии» 17.01.2017 701 Время на чтение 5 минут Какие события станут самыми важными в жизни РПЦ в наступившем году? Об этом «Культуре» рассказывает Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. культура: Чем знаменателен для Русской православной церкви 2017-й? Кипшидзе: Он отмечен столетием начала гонений. Уже 31 октября (по старому стилю) 1917-го в Царском Селе священномученик Иоанн Кочуров принял смерть от богоборцев. Для нас это повод молитвенно помянуть трагические события. Важно также извлечь уроки из периода русской смуты начала ХХ века. Главный из них - осознать всю драматичность братоубийственных разделений для государства, народа и каждой семьи. Теме гонений будет посвящен целый ряд мероприятий, носящих как общецерковный, так и региональный характер в различных епархиях. Вторая памятная дата года - 100-летие проведения Поместного собора, который возобновил патриаршество в Русской церкви. культура: Традиционно год откроют Международные Рождественские чтения. Чему они будут посвящены? Кипшидзе: Нынешние чтения - 25-е, юбилейные. Называются они «1917-2017: уроки столетия». На мой взгляд, уроки этого века необходимо усвоить - не с позиций установления, кто прав, кто виноват, а с позиций того, что наша общая история - непрерывна, и она включает разные периоды: царскую Россию, Советский Союз, нынешнюю государственность. Мы все обязаны примириться со своей историей, устремив взгляд в будущее, в котором не должно быть места разделениям среди соотечественников. И сообща думать о том, как устроить наше общество на началах любви, добра и справедливости. культура: У Церкви существует модель, которую можно предложить России? Кипшидзе: Главное, что есть у Церкви, это христианское послание. Если человек принимает Христа, то меняется не только его будущее, но и будущее многих людей вокруг него, отношения в обществе, государстве, семье. Кроме как предложить следовать за Христом, Церковь ничего не может и не должна предлагать государству. Мы убеждены, что перемены к лучшему в жизни России начинаются в сердце человека. К сердцу мы и обращаемся.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Лит. наследие А. составляют проповеди, богословские работы, стихи, а также статьи, посвященные церковноприходской жизни Америки. Материалы, связанные с А., хранятся в Аляскинском церковном архиве в Б-ке Конгресса (Alaskan Russian Church Archives, Manuscript Division; Library of Congress, Washington), в архиве Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America Archives, Syosset, N. Y.), в Архивах американцев русского происхождения в Миннесоте (Archives of Americans of Russian Descent in Minnesota, Minneapolis). Соч.: Путешествие преосвященного Тихона в Сент-Луис. Посещение Всемирной выставки. Освящение церкви в Мадисоне//Американский правосл. вестн. N. Y., 1904. Vol. 8. N 23. С. 450-460; Из дневника/А. Х.//Там же. 1908. Vol. 12. N 21. С. 405-412; О молитве Иисусовой//ЖМП. 1994. 7/8. С. 71-78; Александр (Хотовицкий), св. Документы, письма, статьи и стихи/Под ред. Г. М. Солдатова. Minneapolis, 1998. Ч. 1: Миссионерский период Православной Церкви в Америке, 1896-1909. Лит.: Цыпин В., прот. Протопресвитер Александр Хотовицкий//ЖМП. 1994. 7/8. С. 98-104; Протоиерей Иоанн Кочуров (1871-1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872-1937). СПб., 1995; Анохова А. Я. Рассказ о священномученике протопресвитере Александре Хотовицком//Дан. Благ. 1996. Вып. 6. С. 82-83; Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии гонений, 1917-1922 гг. М., 1999. С. 186-187. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64174.html

26  января депутация возвратилась в Петроград, и в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения состоялось собрание под председательством митрополита Вениамина с участием протоиерея Философа. 2 февраля 1918 года в зале Общества было проведено собрание, посвященное убиенному 25 января (7 февраля) 1918 года митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому), и протоиерей Философ предложил избрать почетным членом Общества Патриарха Тихона. 11 марта в зале Общества открылся съезд духовенства и мирян Петроградской епархии, председателем которого единогласно был избран протоиерей Философ. Съездом, единомысленно с решениями Поместного Собора, были выработаны меры по защите святынь от поругания и постановлено: «При всех приходских храмах создаются союзы из прихожан и богомольцев, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств... В случаях нападения грабителей и  захватчиков на церковное достояние следует призывать православный народ на защиту церкви, ударяя в набат, рассылая гонцов... Все, восстающие на Святую Церковь, причиняющие поругание святой православной вере и захватывающие церковное достояние, подлежат, невзирая на лица, отлучению церковному...» Протоиерей Философ задумал тогда устроить в подклети Казанского собора подземный храм во имя священномученика Ермогена, Патриарха Московского. В  этом храме предполагалось поместить Казанский образ Божией Матери и иконы святых, имена которых носили мученически пострадавшие митрополит Владимир (Богоявленский) и протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров, с соответствующими надписями, повествующими об их кончине, а также осколок снаряда, подобранный отцом Философом в той комнате в Кремле, где находился во время Поместного Собора митрополит Вениамин, – осколок должен был служить лампадой перед образом Казанской. В 1918 году большевистский праздник 1 мая выпал на Великую Среду и митрополит Вениамин вместе с протоиереем Философом подготовили и выпустили по сему случаю воззвание, призывающее верующих отказаться от участия в этот день в уличных шествиях и гуляниях; большевистским правительством это было расценено как контрреволюционное выступление.

http://fond.ru/kalendar/457/boris/

«К коллегии, вроде Святейшего Синода, такой любви не может быть,— говорил один из членов Собора М. Ф. Марин.— Нельзя же народу полюбить, например, министерство».    Постепенно большинство членов Собора убедились в необходимости восстановления патриаршества, и 28 октября протоиерей П. И. Лахостский от имени 60 членов Собора предложил приступить к голосованию. В этот день Собор вынес историческое решение: 1. В Русской Православной Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян. 2. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. 3. Патриарх является первым между равными ему епископами. 4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.   Свершилось поворотное событие в жизни Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обретала своего предстоятеля и первосвятителя. еще заседал, когда из Петрограда прибыл товарищ министра исповеданий С. А. Котляревский с вестью, что Временное правительство арестовано и власть взял Военно-революционный комитет. На очереди стояла Москва.    Первой жертвой среди духовенства после Октябрьского переворота пал священномученик протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Алеуто-Американской епархии, в Чикаго. Революция застала его в Царском Селе, где он был арестован вместе с другими священниками. Очевидец рассказывал, что его с улюлюканьем и гиканьем притащили на аэродром, стреляли в него несколько раз, но только ранили, а потом таскали за волосы и издевались, пока он не умер.    28 октября революционные события начались в Москве. Верные Временному правительству офицеры, казаки, наспех мобилизованные студенты защищали Кремль. Скоро весь остальной город оказался в руках красных восставших полков. На улицах лежали убитые и искалеченные, всюду вооруженные толпы, отряды, патрули. Стреляли во дворах, с чердаков, из окон. В эти страшные дни многие члены Собора ходили по городу, подбирая и перевязывая раненых, среди них были преосвященные Таврический Димитрий (Абашидзе) и Камчатский Нестор (Анисимов).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Будущий священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский и Царевский, произнес, в частности, следующие пламенные слова: «Во все опасные моменты русской жизни, когда кормило церковное начинало крениться, мысль о Патриархе воскресала с особой силой... Время повелительно требует подвига, дерзновения, и народ желает видеть во главе жизни Церкви личность, которая собрала бы живые народные силы». Упоминание о наступлении времен подвига было совсем не случайным. По сути Собор пророчески предвозвестил наступление тяжких скорбей для Русской Церкви и всего нашего народа. И в решении о восстановлении Патриаршества нельзя не видеть руку Господню, направляющую корабль церковный по верному пути. Судьбоносное решение было принято не просто в обстановке политического хаоса и социальной напряженности. Оно почти совпадает с пришедшими в Москву известиями о первых случаях мученической кончины за веру Христову. 13 числа в Царском Селе под Петербургом был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров, ставший первой жертвой начинавшихся безбожных гонений, а 17 ноября Собор принимает историческое Деяние о восстановлении Патриаршества. Это злодейское убийство произошло еще до возведения святителя Тихона на Патриарший престол, но ощущение надвигающейся страшной бури было общим для всех деятелей Поместного Собора. Потому так пронзительно, сильно и убедительно звучат слова того, кому выпал жребий возглавить Церковь в революционное лихолетье: «Весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: " Плач, и стон, и горе " , и такой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину!» Патриарх Тихон действительно явил образ истинного архипастыря Христова: твердость в обличении неправды, стойкость в испытаниях, милость к кающимся, неизменная готовность к печалованию о страждущих, ревность в молитве о народе Божием все эти черты отличали первого в новейшей истории Предстоятеля Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5077816.ht...

поиск:   разделы   рассылка Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета 23 ноября 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом: " Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета! В этом году сквозной темой для наших размышлений является 100-летняя годовщина трагических событий 1917 года... Мы осмысляем то, что произошло 100 лет тому назад. Недавно мы молились в Донском монастыре, где 18 ноября 1917 года на Патриарший престол был избран Святейший Тихон. И уже в эти дни столетие назад, как известно, начались нападки на Церковь. 13 ноября, до избрания Святейшего Тихона, был убит священномученник Иоанн Кочуров. Затем была пролита кровь многих новомучеников, прославленных в лике святых. Начиная с церковного прославления, заканчивая научными конференциями, кинофильмами и выставками, – все это имеет свое особое значение в деле сохранения исторической памяти о трагических событиях тех дней. Важно, что в сотую годовщину революции появляются и новые памятники. В Москве, например, были открыты два мемориальных комплекса – " Сад памяти " на Бутовском полигоне и " Стена скорби " на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца. К великому сожалению, открытие " Сада памяти " не было удостоено должного внимания со стороны общественности и СМИ. А ведь этот мемориал не на условном месте, это мемориал на том месте, где расстреливали людей, где лежат их останки. Поэтому очень сожалею, что открытие этого мемориала прошло незамеченным для многих СМИ. Но каков смысл всех этих мемориалов? Наверное, в первую очередь эти мемориалы призваны видимым образом напоминать нам о прошлом для того, чтобы ничего подобного в будущем не произошло. Мемориалы не могут быть просто каменными изваяниями – к ним должны приходить люди и согревать холодные камни своими воспоминаниями и размышлениями.

http://religare.ru/2_114360.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 6 февраля 2008 года состоялась закладка первого кирпича в стену воссоздаваемого собора святой великомученицы Екатерины в Царском Селе. Торжественный молебен по этому случаю отслужил благочинный Царскосельского округа протоиерей Геннадий Зверев. На молебне присутствовали вице-губернатор Санкт – Петербурга Виктор Лобко и глава администрации Пушкинского района Вячеслав Коржов. Взорванный в 1939 году по распоряжению местных властей, Екатерининский собор разделил участь большинства храмов, построенных выдающимся архитектором Константином Тоном. Собор был заложен в 1835 году и освящен 24 ноября (7 декабря) 1840 года, в день святой великомученицы Екатерины. Собор Святой Екатерины стал одним из лучших образцов так называемого неорусского стиля. Проект был ориентирован на традиции владимиро-суздальского зодчества. 31 октября (13 ноября) 1917 года был зверски убит священник Екатерининского собора протоиерей Иоанн Кочуров, ставший первым русским священнослужителем, принявшим мученическую смерть от рук безбожников. Отца Иоанна похоронили под спудом собора, а в 1993 году он был канонизирован Русской Православной Церковью.         В феврале 1995 года по инициативе верующих Царского Села рядом с тем местом, где некогда стоял собор, был установлен деревянный поклонный крест в память об уничтоженном храме и погребенном в нем священномученике Иоанне.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-12/4...

Собор на Крите хотя и состоялся, но так и не стал Всеправославным. Четыре Поместные Церкви - Болгарская, Грузинская, Антиохийская, и наша, Русская, не участвовали в нем из-за отсутствия всеобщего единства в содержании соборных документов, а также по каноническим разногласиям между некоторыми Церквами. Мы все же надеемся, что Всеправославный Собор во благовремении состоится. 2-3 февраля в Москве прошел Архиерейский Собор, который, согласно уставу, одобрил работу Священного Синода и Святейшего Патриарха, а также Высшего церковного совета, Межсоборного присутствия и синодальных учреждений. Наряду с упомянутым были приняты постановления по целому кругу вопросов церковной жизни. Собор призвал к миру враждующие стороны на Украине и выразил благодарность тем, кто оказывает гуманитарную помощь беженцам и пострадавшим в ходе конфликта на юго-востоке Украины. Санкт-Петербургская епархия также не осталась в стороне. Отдел по связям с казачеством и некоторые наши монастыри отправляли в Донбасс грузы с продуктами питания и вещами. На Соборе было признано своевременным введение института помощников благочинных по четырем направлениям: социальному, молодёжному, катехизическому и миссионерскому. В постановлении высказано пожелание продолжить его развитие, привлекая к служению как можно больше мирян. Эта тема периодически обсуждается с отцами благочинными, и мы получили определенные результаты. В связи со 100-летием трагического события отечественной истории - Октябрьской революции, Собор указал на важность продолжения работы в благочиниях и приходах по сохранению памяти новомучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений ХХ века. Этой работе нужно придать новый импульс в связи с приближающейся годовщиной убиения первых новомучеников. Память пострадавших в годы гонений мы начнем отмечать с Царского Села - места, где пролилась первая мученическая кровь в земле Русской. Революционерами был убит священник Иоанн (Кочуров) Царскосельский. К числу первых также относится и священномученик Философ Орнатский, ближайший ученик праведного Иоанна Кронштадтского, расстрелянный в 1918 году. Вот что он писал о тех временах: " Избитые врагами на суше и на море, в конце концов, мы стали избивать друг друга, как мадианитяне при звуке труб Гедеона: подлинно меч Господа поражает нас. Но самая глубокая рана, нанесенная прямо в сердце наше - это отчаянное озлобление, отравившее не только нашу кровь и душу нашу, но и самый воздух, которым мы дышим. Уже никто никому не верит. Первобытный хаос готов воцарится на нашей Родине, веками созидавшейся потом и слезами " . В 1922 году также был расстрелян митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Скачать epub pdf Том 2 → Аудио Содержание Предисловие Глава 1. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Глава 2. Вениамин, митрополит Петроградский § I § II § III § IV § V § VI § VII § VIII § IX Глава 3. Похвальное слово новым священномученикам русской церкви Глава 4. Гермоген, епископ Тобольский, и иже с ним Глава 5. Андроник, архиепископ Пермский, Феофан, епископ Соликамский, Василий, архиепископ Черниговский, и иже с ними Глава 6. Леонтий, епископ Астраханский Глава 7. Никодим, епископ Белгородский Глава 8. Макарий, епископ Вяземский Глава 9. Иоаким, архиепископ Нижегородский Глава 10. Платон, епископ Ревельский Глава 11. Патриарх Тихон Глава 12. Архиепископ Иларион Глава 13. Петр, митрополит Крутицкий Глава 14. Митрополит Агафангел Глава 15. Арсений, митрополит Новгородский Глава 16. Арсений, архиепископ Серпуховский Глава 17. Анатолий, митрополит Одесский Глава 18. Дамаскин, епископ Глуховский Глава 19. Соловецкие узники и их исповедание Глава 20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Глава 21. Протоиереи И. Кочуров, А. Скипетров, Ф. Орнатский Глава 22. Протоиерей Иоанн Восторгов Глава 23. Кунцевич Лев Захарович, воронежский епархиальный миссионер Глава 24. Процесс московских священников Глава 25. Дело священника Коллерова в Кимрах Глава 26. Отец игумен Антонин Глава 27. Профессор Попов Иван Васильевич Глава 28. Общий список некоторой части умученного российского духовенства и мирян, претерпевших мученическую кончину во время гонения на церковь от безбожников-большевиков Глава 29. Государь император Николай II и его семья § I § II § III § IV § V § VI § VII Глава 30. Великая княгиня Елизавета Феодоровна Литература Рукописи, письма и справки     Предисловие Собирая материалы о жизни, страданиях и мученической кончине за веру или просто в вере умученных и убиенных в российской смуте от большевистского безбожного гонения, мы полагаем только начало этому делу. Всех, кто только может дать имена мучеников и свои хотя бы краткие сообщения о них, или указать на материалы о них и фотографии, а также дать дополнения и поправки к тем сообщениям, которые есть в этой книге, мы приглашаем непременно сделать это и помочь этому начинанию. Никто не может быть безразличным к славе Церкви Христовой. Страдания за нее не могут быть забыты. Да не изгладится, но да прославится память о наших мучениках из рода в род.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010