Не прошло и года после начала служения отца Иакова, как поднялись с новой силой репрессии. 27 сентября 1937 года священник был арестован и заключен в тюрьму в городе Кашине. В качестве свидетелей были допрошены председатель сельсовета, бригадир колхоза, колхозники и крестьяне-единоличники из числа неверующих. После допросов свидетелей следователь допросил отца Иакова. — Вы обвиняетесь в проведении антисоветской деятельности. Расскажите о фактах вашей антисоветской деятельности. — Я виновным себя в проведении антисоветской деятельности не признаю, и антисоветских фактов агитации с моей стороны не было,— ответил священник. — Следствие располагает достаточными данными о вашей антисоветской агитации. Требую правдивых ваших показаний. — Вторично показываю, что с моей стороны антисоветской агитации не было. — Следствие располагает данными, что в конце июля 1937 года среди колхозников вы вели агитацию за срыв предвыборной кампании в Верховный Совет, указывая, что «только одни коммунисты будут голосовать и будут только их выбирать». Признаете ли такое антисоветское высказывание? — Нет, с моей стороны агитации в антисоветском духе о выборах в Верховный Совет не было… — Следствие располагает данными, что вы в момент общественно-политической кампании по подписке на заем обороны страны вели антисоветскую агитацию среди колхозников против подписки на заем. Признаете ли это? — Это я отрицаю, агитации против подписки на заем я не проводил. Это такое мнение создалось у председателя сельсовета. А было это потому, что один раз я остановился поговорить с гражданином села Высоково, но я ему о том, чтобы не подписываться на заем, ничего не говорил. 15 октября тройка УНКВД по Калининской области приговорила священника Иакова Бобырева к расстрелу, он был расстрелян через день, 17 октября 1937 года. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-iakov...

В феврале 1930 года архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) рукоположил диакона Иакова во священника ко храму Воскресения Христова в селе Высоково. Крестьяне полюбили священника за ревностное отношение к службе, и когда в 1931 году отец Иаков был арестован, церковный совет сразу же обратился с прошением к властям о его освобождении: «13 декабря 1931 года по какой-то неизвестной причине взяли у нас священника Иакова Бобырева. Мы, церковный совет, просим, чтобы вернули его к нам опять служить, потому что мы не замечали за ним никаких незаконных действий. Налог он уплатил в свое время, жил тихо, никуда не ходил, так как опасался, потому что был высланный. Агитации он никакой не вел, и мы думаем, что его взяли по чьей-нибудь клевете. И мы, церковный совет села Высоково, просим отпустить его к нам на службу». Когда началось следствие, стали допрашивать в качестве свидетелей крестьян, некоторые из них показали: «Я знаю священника Бобырева, который служил у нас в церкви. Его все уважают как священника, так как знают, что он пострадал за веру православную. Рассказывал он в моем присутствии: “Теперь власть гонит веру православную и истинных сынов Церкви ссылает в ссылку”. Что Бобырев устраивает спевки, знала от других женщин, но, ввиду того что у меня есть дети, я была только один раз, кажется, в мае, число не упомню. Когда я пришла, спевка уже началась, и что говорили, я не знаю, когда стала уходить, зашел разговор, и Бобырев сказал: “У нас плохо верят, вот если бы таких прихожан, как в Поречье, Весках и Попово, было больше, ничего бы нам власть не сделала, я только и отдыхаю, когда бываю у них на беседе о вере”. У кого он бывает, не сказал». «Арестованный в настоящее время священник Бобырев сумел завоевать авторитет, в деревне знали, что он высланный, что создавало ему славу пострадавшего за веру. Весной текущего года Бобырев около двух раз у себя на квартире под видом спевок собирал женщин деревни, и только после того, как сельсовет запретил ему это, он собирать перестал, но все же женщины часто заходили к нему в дом под предлогом посещения живущей там монашки Виноградовой. Большая часть из посещавших священника Бобырева в колхоз не пошли, заявляя, что подождут, в то же время большая часть членов церковного совета вошла в колхоз, заявляя на собраниях: “Мы в колхоз пойдем, но не трогайте у нас священника, не облагайте налогом”».

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-iakov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Иаков (Бобырев) 6 мин., 17.10.2019 Наиболее характерными оказались показания бригадира колхоза, по его мнению, сельский священник был источником всех общественных бед — и плохой работы колхозников, и плохих урожаев. Он показал: «Яков Бобырев настроен враждебно против советской власти, в результате чего скрыто проводит контрреволюционную деятельность среди колхозников, что и отражается на проводимых сельскохозяйственных работах в колхозе. Особенно в религиозные праздники — народ уходит в церковь, и работа срывается в колхозе; точно указать факты его агитации не могу, так как он очень скрыто проводил контрреволюционную деятельность. Со своей стороны считаю, его бы давно надо было убрать из нашего селения…» Не пройдет и месяца, как священника расстреляют. Священномученик Иаков родился 25 ноября 1883 года в селе Букреево Курской губернии в семье крестьянина Ивана Бобырева. В семье Бобыревых сохранялись крепкие православные традиции, и брат Ивана, Сергей, ушел в свое время в Троицкий Калязинский Макарьев монастырь в Тверской губернии и принял монашество с именем Алексий. Иаков окончил церковноприходскую школу и двухклассное училище, что позволило ему в 1901 году занять должность учителя в церковноприходской школе. В 1903 году он поступил псаломщиком в храм в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Плаксино Курского уезда, где прослужил до 1915 года, когда был призван в армию. С ноября 1918 года по март 1919 года он служил рядовым в батальоне связи в Красной армии. В 1919 году он вернулся в село Плаксино и в 1920 году был рукоположен во диакона. В начале 1930 года, во время гонений на Православную Церковь, диакон Иаков был приговорен за невыполнение заведомо завышенного плана хлебозаготовок к трем годам высылки из Курской области. Он выехал в село Высоково Тверской области, где неподалеку от этого села, в деревне Никулино, жил его дядя, монах Алексий, поселившийся здесь после закрытия Калязинского монастыря.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-iakov...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 4 (17) Священномученик Иаков Бобырев Священномученик Иаков (Яков Иванович Бобырев) родился 25 ноября 1883 года в селе Букреевка Курского уезда Курской губернии в крестьянской семье, в которой оставались крепкими православные традиции и сам дух был подвижнический: его дядя по отцу, Сергий, ушел в Калязинский монастырь Тверской губернии, где принял постриг с именем Алексий . Яков окончил пять классов церковно-приходской школы и двухклассное училище, что позволило ему в 1901 году занять должность учителя церковно-приходской школы в селе Щетино. В 1903 году Яков Иванович поступил псаломщиком в храм села Плаксино Курского уезда, где прослужил до 1915 года, когда был призван в армию. В 1918 году он вернулся в то же село и стал служить здесь псаломщиком, через два года он был рукоположен в сан диакона, но продолжал исполнять обязанности псаломщика. В конце двадцатых годов началось гонение на Православную Церковь, и диакон Иаков был приговорен к трем годам высылки из пределов Курской области за невыполнение хлебозаготовок. Он выехал в село Высокое Нерльского района Тверской области, где неподалеку, в деревне Никулино, жил его дядя, монах Алексий, обосновавшийся здесь после закрытия Калязинского монастыря. Отец Иаков жил как ссыльный, под надзором, и обязан был два раза в месяц являться на отметку в районное управление милиции. В феврале 1930 года он был рукоположен в сан священника ко храму села Высокого. Крестьяне полюбили ссыльного священника за ревностное отношение к службе, и когда 13 декабря 1931 года о. Иаков неожиданно для всех был арестован, церковный совет сразу же обратился с прошением к властям, чтобы те освободили священника. В своем прошении они писали: " 13 декабря 1931 года по какой-то неизвестной причине взяли у нас священника Иакова Бобырева. Мы, церковный совет, просим, чтобы вернули его к нам опять служить, потому что мы не замечали за ним никаких незаконных действий. Налог он уплатил в свое время, жил тихо, никуда не ходил, так как опасался, потому что был высланный. Агитации он никакой не вел, и мы думаем, что его взяли по чьей-нибудь клевете. И мы, церковный совет села Высокого, просим отпустить его к нам на службу " .

http://fond.ru/kalendar/984/iakov/

С 1927 по 1929 годы Владыка находится в ссылке в Зырянском крае (Коми (Зырян) А. О.). После выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) Владыка не отделился от него и не считал необходимым отделять Заместителя от Местоблюстителя Патриаршего Престола священномученика митрополита Петра (Полянского). Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Житейски был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал замечания всегда наедине в мягкой форме. Богослужения Владыки отличались величием, покоем и благоговением. После освобождения в 1929 году Владыка проживал в городе Котельнич Нижегородского края. В августе 1930 года его назначают архиепископом Котельничским, викарием Вятской епархии, а с 1933 года временно управляющим Вятской епархией. В мае 1934 года Святителя переводят на Нижегородскую (Горьковскую) кафедру. В 1935 году после пасхальной службы, совпавшей с празднованием 1 мая, Владыка собрался ехать домой. Близкие стали ему предлагать задержаться, пока пройдут участники демонстрации.«Что нам бояться, — ответил Владыка, — надо Бога бояться». И поехал домой по улицам в клобуке. Вскоре его арестовали в Нижнем Новгороде («Горьком») и по обвинению»в антисоветской агитации»и приговорили к трём годам заключения в Карагандинском лагере. В сентябре 1937 года Святитель тройкой при УНКВД по Карагандинской области приговаривается к расстрелу. 7 (20 н. ст.) сентября 1937 года Владыка был расстрелян. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Иаков (Бобырев) (память 4 октября по старому стилю) С вященномученик Иаков (Яков Иванович Бобырев) родился 25 ноября 1883 года в селе Букреевка Курской губернии в крестьянской семье, в которой оставались крепкими православные традиции и сам дух был подвижнический: его дядя по отцу, Сергий, ушел в Калязинский монастырь Тверской губернии, где принял постриг с именем Алексий. Яков окончил пять классов церковно–приходской школы и двухклассное училище, что позволило ему в 1901 году занять должность учителя церковно–приходской школы в селе Щетино. В 1903 году Яков Иванович поступил псаломщиком в храм села Плаксино, где прослужил до 1915 года, когда был призван в армию. В 1918 году он вернулся в то же село и стал служить здесь псаломщиком, через два года он был рукоположен в сан диакона, но продолжал исполнять обязанности псаломщика.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

[ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Апокалипсис Марка. Ил.: Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита. Дэвид Робертс, 1850; Выход на арену цирка. Фёдор Бронников, 1869; Пересечение пути. Лесли Олдакер, 2014//Фома. - – октябрь 2019. – С.28-33. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: « Евангелие от Марка, глава 13» (С.28,30,32). публикаций (см. «Фома» 196,197) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, педагог Григорий Прутцков //Фома. - — октябрь 2019.  - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Школа «Фомы». Суть вещей:   Мозаика . [Инфографика]. Мозаика — (от французского слова mosaique и латинского musivum - «посвященное музам») - изображение или узор, выложенный из однородных или различных мелких частиц: камня, керамической плитки, смальты, стекла и других материалов; История :  Краткое изложение истории искусства мозаики от самых ранних мозаик, найденных археологами в храмах Междуречья (IV тысячелетие до Р.Х.), до сегодняшнего времени;  Виды камня для мозаики ; Иллюстрации современной мозаики и различных этапов работы над ней даются « На примере мозаики, сделанной Гильдией храмоздателей  для храма Сретения Господня при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря, Москва »//Фома. - — октябрь 2019. - С.34-35. - (раздел «Вера», рубрика « Школа “ Фомы ”. Суть вещей »). На врезке к материалу (С.34) — руководитель мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей Валентин Борисенко рассказываетоб особенностях мозаичных работ, осуществленных Гильдией  в Сретенском храме. Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Иаков ( Бобырев ). 25.11.1883-17.10.1937. На фото: Священник Иаков Бобырев. Тверская тюрьма. 1932; Собрание батраков в селе перед вступлением в колхоз, 1929. Фото Макса Альперта/РИА Новости//Фома. - – октябрь 2019. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10198-...

«В один из праздничных дней я, воспользовавшись тем, что ко мне пришла родственница, оставила ее с детьми, а сама пошла пораньше в церковь. До начала службы среди женщин шел разговор о том, как быть, идти или нет в колхоз. В это время подошел священник отец Яков и тоже вступил в разговор. Когда кто-то сказал, что народу стало ходить мало в церковь, отец Яков ответил: “Придет время еще будет меньше, истинные христиане будут молиться в украдку, чтобы власть не приставала и не угоняла в ссылку, как сделала со мной”. У нас в доме отец Яков был всего один раз, на Ильин день, и после службы остался пить чай, у него с мужем зашел разговор о колхозах, и когда муж сказал, что не знает, как быть, идти или нет, отец Яков посоветовал: “Держись до последнего, не отказывайся и не соглашайся, а там видно будет, теперь надо быть непротивленцем, показывать вид, что соглашаешься, а делать по-своему”. Муж сказал, что боится, что тогда разорят налогом, на это отец Яков ответил: “Надо отказываться платить, если все откажутся, ничего не сделают”». 26082 18.08.1929 Собрание батраков в селе Мальчивы перед вступлением в колхоз. Украинская ССР. Макс Альперт/РИА Новости Допрошенный следователем священник показал: «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю категорически, так как агитации я не вел и в антисоветских группировках не участвовал». 13 марта 1932 года тройка ОГПУ вынесла постановление: священника Иакова Бобырева заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Отец Иаков был отправлен в Свирский исправительно-трудовой лагерь вблизи станции Лодейное Поле. В конце 1933 года священник написал ходатайство о пересмотре его дела и об освобождении, так как он не считает себя виновным, но ОГПУ отклонило ходатайство. В конце 1936 года отец Иаков вернулся в село Высоково, где пять лет назад был арестован, и стал служить в том же храме. Части прихожан уже не было: одни сосланы или заключены в исправительно-трудовые лагеря, другие скончались, третьи отступились от Церкви, четвертые оказались к вере равнодушны. Но были и те, кто остался верным Богу, исповедники, которые безбоязненно посещали храм и готовы были идти за веру на мученичество. Большей частью это теперь были женщины.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-iakov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - Октябрь 2019 (198) Для чего нужны подписи на фресках и иконах? Текст в церковном искусстве — сакральный паспорт изображения. Есть подпись — есть икона. Нет подписи — это еще не икона, а пока лишь живопись. 02.11.2019 Как выбрать икону для ребенка? Задайте себе несколько вопросов. Верующая ли семья? Одобряют ли родители такой подарок сыну или дочке? Какие иконы уже есть в домашнем иконостасе? Знает ли ребенок что-то о христианстве и о том, зачем нужны иконы? 28.10.2019 Протоиерей Сергий Овсянников. Книга про свободу Это последняя книга скончавшегося на Рождество 2018 года протоиерея Сергия Овсянникова, настоятеля православного прихода в Амстердаме. Поставленный в ней вопрос о том, как человеку воспринимать свою свободу и свои страхи, возник у автора, наверное, в самое актуальное время и в самом подходящем для этого месте — тюрьме, куда он попал, находясь на службе в Советской Армии. Именно в карцере родилась идея, ставшая основой этого произведения: «Свобода может быть только в Боге». 25.10.2019 23.10.2019 Не верю! У стороннего человека такой формат теледебатов, конечно, может вызвать настороженность по ассоциации с другими проектами отечественного эфира, но это лишь на первый взгляд. На самом деле, кроме дизайна, ничего скандального здесь нет, а есть невероятно высокий для Восточной Европы уровень дискуссии 18.10.2019 Священномученик Иаков (Бобырев) 15 октября тройка УНКВД по Калининской области приговорила священника Иакова Бобырева к расстрелу, он был расстрелян через день, 17 октября 1937 года. 17.10.2019 Притчи: как Христос учил людей Можно сказать, что притча — это загадка, которую слушателям нужно разгадать самим. Или же попросить рассказчика объяснить ее смысл. 16.10.2019 15.10.2019 Художник Иван Глазунов отмечает 50-летие 13 октября 2019 года свой 50-летний юбилей отмечает российский художник-живописец, профессор, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, Заслуженный художник России Иван Глазунов.

http://foma.ru/journal/oktjabr-2019-198-...

4 октября следователь допросил священника. – Вы обвиняетесь в проведении антисоветской деятельности. Расскажите о фактах вашей антисоветской деятельности. – Я виновным себя в проведении антисоветской деятельности не признаю, и антисоветских фактов агитации с моей стороны за время после прибытия из ссылки не было, – ответил священник. – Следствие располагает достаточными данными о вашей антисоветской агитации. Требую правдивых ваших показаний. – Вторично показываю, что с моей стороны антисоветской агитации не было. – Следствие располагает данными, что в конце июля месяца 1937 года среди колхозников вы вели агитацию за срыв предвыборной кампании в Верховный Совет, указывая, что " только одни коммунисты будут голосовать и будут только их выбирать " . Признаете ли такое антисоветское высказывание? – Нет, с моей стороны агитации в антисоветском духе о выборах в Верховный Совет не было... – Следствие имеет данные, что вы в августе 1937 года угрожали колхозникам расправой с контрреволюционным высказыванием о неизбежной перемене существующего строя в СССР. Признаете ли такой факт контрреволюционного высказывания? – Нет, колхозникам я никому не угрожал, а также контрреволюционного высказывания о перемене существующего строя в СССР я не говорил, такого факта я не признаю. – Следствие располагает данными, что вы в момент общественно-политической кампании по подписке на заем обороны страны вели антисоветскую агитацию среди колхозников против подписки на заем. Признаете ли это? – Это я отрицаю, агитации против подписки на заем я не проводил. Это такое мнение создалось у председателя сельсовета. А было это потому, что один раз я остановился поговорить с гражданином села Высокого, но я ему о том, чтобы не подписываться на заем, ничего не говорил . 15 октября Тройка НКВД приговорила о. Иакова к расстрелу. Священник Иаков Бобырев был расстрелян через день, 17 октября 1937 года . Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия.

http://fond.ru/kalendar/984/iakov/

Как правило, священники возглавляли попечительства. Из духовенства, служившего в попечительствах о тюрьмах, известны имена следующих: священник Иаков Минич Архидиаконский с 1859 по 1860 гг. был директором 1-го Донского отделения Попечительства о тюрьмах 610 ; с 11 марта 1870 г. директором этого попечительства стал священник Алексей Алексеевич Бобырев 611 ; 1 ноября 1867 г. директором попечительства о тюрьмах и увещателем преступников в окружной тюрьме 1 Донского округа был определен священник Василий Александрович Бондарев 612 ; священник Феодор Дмитриевич Быстров с 14 февраля 1859 г. состоял директором комитета Новочеркасского попечительства о тюрьмах 613 . Особенно на ниве служения в тюрьмах потрудился священник Петр Саввич Пашутин. С 27 июля 1842 г. он был определен «для назидания по этапам сосланных в Сибирь преступников в обязанностях веры и нравственности». 8 ноября 1843 г. о. Петр был назначен членом Миусского окружного попечительного о тюрьме комитета. 8 июня 1843 г. «по Всеподданнейшему докладу председателя попечительного о тюрьме комитета графа Бенкендорфа, он был Высочайше утвержден в звании члена Миусского попечительного о тюрьме комитета». 13 декабря 1844 г. по уведомлению Миусского судного начальства священник П. Пашутин проходил должности депутата и увещателя в миусских окружных судном и сыскном начальствах и в округе благочиния. 6 июня 1845 г. по журнальному положению Миусского попечительного о тюрьмах комитета, был избран ведателем письменных дел и денежных казенных и комитетских сумм в Комитете о тюрьмах 614 . Участие донского духовенства в народном здравоохранении. Особую сферу деятельности приходского духовенства XIX в. составляло участие в мероприятиях в области здравоохранения. В 1850–70-х гг. на духовенство Донской епархии была возложена обязанность оспопрививания, которой как делу государственной важности обучали даже на причетнических курсах при Новочеркасской духовной семинарии 615 . Этот вид социального служения духовенства с особенной наглядностью демонстрирует тот факт, что государство использовало духовенство на несвойственных священническому призванию и служению поприщах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002