Изгнав падшего человека из рая, Бог не окончательно лишил его своей милости – Он даровал ему двоякое сокровище и благословение. Как отец в Евангельской притче отпустил из дома блудного сына Своего не с пустыми руками, а дал ему часть его наследства, так и небесный Отец – не совершенно нагими выслал из рая согрешивших чад Своих. Он дал им и их потомкам из райского наследия нечто такое, что постоянно должно напоминать им о потерянном блаженстве, пробуждать их тоску по родине, по отеческому дому и, как светлая звезда в темной ночи, показывать путь к возвращению. Этой путеводной звездой служат для них праздник и семья. Такое важное значение последние всегда имели и будут оставаться с ним до тех пор, пока существуют люди на земле, которые еще носят на себе след Божественного происхождения: праздник, как такой день покоя, в который бедные трудящиеся люди забывают проклятие греха, лежащее на работе и, смыв пот с лица своего, могут положить за пазуху свои усталые, тернием и колючками исцарапанные во время работы руки; а семья, как тихий сборный пункт в рассеянии мира и разброде жизни, где члены ее могут иметь свое тесное общение, радость и утешение. Да, есть еще в этом мире греха и себялюбия такой тихий алтарь, на котором приятным фимиамом горит жертвенный огонь любви к Богу и людям. Праздник и семья ничего не имеют в себе человечески земного и искусственно созданного, но это – священные установления Бога, учрежденные на радость и счастье человека. Прежде чем Господь поставил праздник и семью под святую защиту своего закона, прежде чем Он заповедал: «помни день субботний, чти отца твоего и матерь, не прелюбы сотвори» ( Исх.20:8, 12, 14 ), – еще задолго до Моисеева закона уже существовали там, в Эдемском раю, и день покоя, и семья, как дары Божественной благости и любви. Вот почему не как тяжелую и неприятную обязанность, к исполнению которой мы должны понуждать себя, но как самое приятное и вожделенное право чад Божиих должны мы с любовью принимать эти дары нашего Бога и с сердечной благодарностью наслаждаться ими. Однако же, ослепление греха так глубоко и неблагодарность человеческая так велика, что многие из людей попирают эти дары Божии и безумно отталкивают дарованное им счастье. О, если бы люди знали, что они приобретают и что теряют в праздничном отдыхе и семье, – они не были бы так неразумны, и не стали бы пренебрегать и злоупотреблять этими дарами!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Иисус, воззрев на них (учеников Своих), говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» ( Мк. 10:27 ). Вот место из Священного Писания , на котором невольно останавливается мысль моя сейчас, когда я выступаю со словом по поводу открываемого нами общества трезвости и на котором я хочу построить речь свою. Обстоятельства, при которых сказаны были слова эти, конечно, хорошо нам известны. Когда тот богач, от которого Спаситель потребовал, как необходимого для спасения условия, отречения от богатства, отошел от него со скорбью, Спаситель, обратившись к ученикам, сказал: «Как трудно богатому войти в Царствие Божие. Удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». И сказал это, желая, конечно, узнать, как выскажутся они по поводу слов Его? Изумленные при этих словах, ученики сказали: кто же может после этого спастись? И вот в ответ на эти слова Иисус и сказал: человекам это невозможно, но не Богу: все возможно Богу. И на нас, выходящих на борьбу с таким сильным врагом, как пьянство, без сомнения, смотрит сейчас Господь тем же испытующим оком, и к нам обращается с теми же словами, и нам Он хочет преподать то же наставление, какое преподал некогда ученикам Своим. Что же Он хочет сказать нам? Он хочет сказать: 1 . Всегда сознавайте в трудностях вашего дела всегда ваше собственное бессилие! 2 . Но не теряйте надежд на Ту Силу, Которая все может». § I. Человеческому сердцу вообще трудно отказаться от того, к чему оно имеет сильную привязанность и что сделалось для него идолом, но есть такие идолы, отречься от которых бывает особенно трудно. К числу последних относится, например, идол мамоны или богатства, о коем Спаситель говорит, что человеческая сила не может разорвать привязанности к нему: человекам это невозможно. И наше ныне открываемое противоалкогольное Общество поставило себе задачей вести борьбу тоже с идолом, и притом таким ужасным, сила которого несравненно более и шире распространена, чем мамона. Ибо он имеет много жертв во всех сословиях и слоях народа, между богатыми и бедными, знатными и простолюдинами, старыми и юношами, мужчинами и женщинами. Да, как непреодолимый деспот, разрушающий благо отдельных лиц, семейств и целого народа, ходит он межу нами и никогда еще его могущество не было так грозно, как в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

На престоле Израильского царства восседал царь Давид. Это было самое блестящее время его царствования. Обширная страна, от берегов Средиземного моря до берегов Евфрата, вся преклонялась пред его царским могуществом и величием. Окруженный присущей восточным царям пышностью, он восседал на троне и окидывал взором стоявшие справа и слева толпы льстецов и телохранителей, послов подвластных ему народов, долу повергавшихся пред ним со своими дарами, и самодовольная улыбка невольно пробегала по его лицу. Можно ли было ожидать, чтобы среди льстецов и подданных нашелся такой человек, который осмелился бы обличить тяжкий грех его, о котором знал и шептал весь Иерусалим, грех его прелюбодеяния с Вирсавией и тайного убийства мужа ее Урии? Кто дерзнул бы встать пред его троном и прямо в лицо сказать: «Ты, гордый царь, ты недостоин называться помазанником Иеговы и сидеть на царском престоле!» Однако нашелся такой человек, который осмелился это сделать. Вот отворилась дверь в тронную залу, и среди блестящего сонма царедворцев появился человек в грубой власяной одежде. Это был Нафан-пророк. Он рассказал царю историю одного бедного человека, у которого была единственная овечка, которая питалась одной с ним пищей, пила из одного с ним сосуда и спала на одном с ним ложе, и вот один богач, обладавший целыми тысячами овец, простер свою длань на эту единственную овечку бедняка и отнял ее у него. Выслушав эту историю, Давид воспылал благородным гневом и сказал: «Жив Господь, человек, поступивший так, достоин смерти!» Гнев Давида был настолько силен, что исказилось и изменилось даже лицо его и приняло пурпурный цвет. Нафан, устремив на Давида пристальный взор свой, сказал: «Ты тот человек!» Пророки израильского народа были для него «бичующей» совестью. Там, где засыпала совесть, где не действовали книги закона где ни у кого не доставало смелости жаловаться, там выступали они со словами правды. Их судебным приговором было слово Иеговы, их сводом законов_ обличающая пред лицом Бога совесть, а цепями, которыми они сковывали, власть истины. Они придут, скажут свое слово и исчезнут. Они не домогаются внешней власти и господства, они не устанавливают законов, они только свидетельствуют: «Это не справедливо», говорит Господь!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Наука и религия «Наука и религия» – эта тема играет в наше время выдающуюся роль не только между самими представителями науки, но она сделалась всеобщим вопросом. Самый простой человек и обыкновенный христианин необходимо должен привести его в ясность и быть готовым к ответу всякому вопрошающему его об его уповании, то есть требующему у него основания для его веры и убеждений ( 1Пет.3:15 ). Ибо наука в наше время имеет значение козыря против религии и многие пускают его в ход, не зная, что такое наука и религия. Вот почему мы хотим ближе рассмотреть этот вопрос. I. Наука Наука в обыкновенном смысле есть разъяснение того, что подлежит знанию. Наука имеет дело с исследованием земных предметов или с творениями мира. Эти предметы составляют материю или материал для науки, через систематическую форму она делается научным знанием, которое, будучи построено правильно, согласно законам логики, называется системой. Смотря по тому, что более принимается во внимание у науки – её основание или её применение, различают чистую и прикладную науку. В отношении своего материала, науки разделяются на эмпирические или рациональные, реальные или формальные, опытные или философские. Ни одна из них не выступает как чисто таковая, но они различным образом соприкасаются друг с другом, входят одна в другую. Сколько существует творений и видов творений, столько и наук. Наука имеет дело не с самими только творениями, но и их отношениями друг к другу. Сколько таких отношений, столько существует и наук. Исследование числовых и пространственных отношений, например, называют математикой. Исследование природы и её предметов – естественной наукой или естествознанием, которая в свою очередь расчленяется на множество отраслей. Исследование обязанностей и прав человеческих называется правоведением или законоведением. Наука исследует творения по их существу, по их происхождению, по условиям их бытия, по их отличительным признакам и явлениям, наконец, по их действиям, намерениям, целям, по их органической и систематической связи. Таким образом, науку можно определить так: это исследование и систематическое изложение творений и их взаимных отношений по их сущности, их действиям, их целям и связи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Не очень давно Вюрцбургский профессор Рентгейм сделал, как обыкновенно говорят, случайно одно очень замечательное и важное открытие. Он нашел, что есть такие лучи света, которые хотя для наших глаз и недоступны, однакож обнаруживают необычайное свойство проникать внутрь предметов. Именно, подвергая те или другия тела действию этих лучей, можно видеть, что в них заключается. Эти вновь открытые лучи, сами по себе, как я уже заметил, для наших глаз невидимы, но, проходя чрез темную массу того или другого предмета, например, чрез дерево, человеческое тело и т. п., они отражаются на особливо приготовленной стеклянной пластинке. Там воспроизводят они образы предметов, которые находятся внутри тела, куда мы не можем проникнуть своами глазами. Таким образом при посредстве этих лучей можно сфотографировать, например, весь состав человеческого тела, или неизвестное содержание замкнутого сундука. Когда подвергают действию этого света какой-нибудь предмет, например, тело или дерево, то оно принимает такой вид, как будто бы состоит из прозрачного стекла. То, что заключается внутри и сокрыто во мраке и темноте, это выводится на свет и делается видимым. Наука и искусство в будущем возлагают большия надежды на это новое открытие, да и в настоящее время оно приносит огромную пользу; и теперь уже, как сказали мы, при помощи этих лучей можно фотографировать весь состав человеческого организма и видеть там разного рода болезни и повреждения. Равно и искусственные, поддельные перлы, которые прежде не могли отличать от настоящих, подлинных, теперь, при помощи вновь открытого света, легко стали отличать от действительных. Обману, таким образом, положен конец. Но, когда я говорю это, иной из вась, боголюбивые слушатели, может быть, думает про себя: «все это очень любопытно и интересно; но какое отношение имеет это к церковной проповеди , и почему ты вздумал говорить об этом с церковной кафедры»? Потому, отвечаю, что многия из явлений этого мира и из обстоятельств сей временной жизни учат нас тому, что – в вечности, на небе. Земные предметы и явления часто служат образом и подобием высших продметов, вечных, духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Опыт исагогического исследования Содержание Тезисы Введение Часть 1 Глава 1. Название книги Глава 2. Состав и содержание Второй Маккавейской книги Глава 3. Идея, тенденция и цель книги, и её единство Часть 2 Глава 4 Подлинность писем Глава 5. Историческая достоверность книги Глава 6. Критический разбор религиозно-догматического учения Второй Маккавейской книги Часть 3 Глава 7. Язык книги Глава 8. Автор книги и место ее написания Глава 9. Время написания книги Глава 10. Каноническое достоинство книги Часть 4 Глава 11. Богословское значение 2-ой Маккавейской книги Догматическое учение 2-ой Маккавейской книги Свойства существа Божия вообще Учение 2-й Мак. книги о Боге, как Творце и Промыслителе мира О Боге, как Судии и Мздовоздателе Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к миру духовному Глава 12. Нравственное учение 2-ой М аккавейской книги О нравственной природе человека и о его высоком достоинстве и назначении     Тезисы 1 . По составу и содержанию своему вся 2-я Мак. книга – единое целостное произведение одного автора. 2 . Идея 2-й Мак. книги – идея узкого иудейского теократического мировоззрения; во всех частях книги выдержана тенденция – прославление Иерусалимского храма, как единственного места служения истинному Богу; специальная цель книги – провести в сознание читателей мысль о том, евреи – народ, избранный Богом, где бы они ни находились, должны составлять народ единый, обединённый единством культа Иерусалимского храма. 3 . 2-я Мак. книга – произведение учительного характера и свободна от мнимых недостатков, обычно приписываемых ей западными богословами отрицательного направления; книга содержит много достоверных исторических известий, подтверждаемых известиями других писателей. 4 . Критический разбор религиозно-догматического учения 2-й Мак. книги показывает полное отсутствие в ней идей иудейско-александрийских. 5 . Первоначальный язык книги греческий, наречие иудейско-палестинское; книга сохранилась только в греческих манускриптах; основной кодекс для русского и славянского переводов 2-й Мак. книги – кодекс александрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Произнесено 27 августа 1906 года в аудитории Исторического музея после молебна при открытии чтений в новом учебном году. О социальной задаче семьи хочу я побеседовать с вами, боголюбивые братья и сестры. В этой теме есть одно слово, которое в настоящее время слышится из уст всех и каждого, – это слово «социальный». Социальная точка зрения пробивается сейчас всюду, о каком бы вопросе общественной жизни ни зашла речь. Социальный вопрос есть самый живой и самый жгучий вопрос нашего времени. С ним связывается счастье и несчастье, радость и уныние всех сословий, полов и состояний. От решения его зависит прочность настоящего строя и порядка государственной жизни. Им занят и заинтересован не только мужеский пол, но и женский. И этот женский вопрос выдвигается сейчас гораздо большей настойчивостью, чем прежде. И что скажу я? Если это женское движение не удастся отклонить от ложного пути эмансипации и направить на истинный путь, то оно повернет к социал-демократическому лагерю, – и тогда конец нашему общественному и государственному порядку. Разложение семьи будет неизбежным его следствием, а разложение семьи поведет к разложению и государства. Движение это – враг медленный, но верный. Я заговорил о социальном вопросе, но не сказал при этом, что собственно составляет социальный вопрос. Выражение это, хотя и очень часто употребляется, но не совсем ясно и точно иногда понимается. Когда говорят о социальном вопросе, то думают, что здесь идет дело только о рабочем сословии. Но есть социальный вопрос и среднего сословия и такой же жгучий, как и рабочий вопрос. Между тем как в отношении рабочего класса дело идет о нравственном возвышении его в глазах общества и об улучшении его материального быта, в отношении среднего сословия дело идет уже о том, быть или не быть ему. Но без среднего сословия немыслима правильная жизнь государства, и было бы роковой ошибкой со стороны правительства, если бы оно не озаботилось обеспечить ему такие условия, при которых возможно было бы дальнейшее существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Римский амфитеатр и христианские мученики Глава I. Колизей и его устройство «Император, идущие на смерть приветствуют тебя!» (Caesar mori turite salutant!) – вот были последние слова, с которыми многие римляне шли на смерть. И из-за чего шли? Из-за своего отечества? Из-за свободы? – Нет. За своих родных и близких сердцу? – Нет. За веру, за Бога? – Нет. Они шли на смерть для того, чтобы приобрести благорасположение праздной толпы, удовлетворить зверской жажде буйного, развращённого, кровожадного народа. Хлеба и зрелищ! – вот чего жаждали эти выродки могущественнейшей в мире нации, воинственность которой стала превращаться в зверскую кровожадность, мужество – в жестокость и варварство. Едва ли можно найти более верное зеркало, где бы так ясно отражался духовный облик древнего римлянина, потерявшего веру в древних богов и не признававшего, однако, Спасителя, чем этот вопль миллионов человеческих жертв среди римской пышности и роскоши, это море крови гладиаторов, пролитой среди художественной красоты, эти тысячи трупов среди шумных празднеств, это величайшее и громаднейшее из всех величественных зданий – Колизей, с его ареной, насквозь пропитанной кровью, эти ужасающие места шумного бесчеловечного веселья и невыразимо глубокого человеческого горя. Существует и доселе это огромное, несколько веков назад воздвигнутое здание – существует как громкий обличитель грубого народа, который собирался сюда холодно и бесчувственно забавляться смертной борьбой тысячей своих собратьев. Не исчезли эти громадные и горделиво возвышающиеся галереи, в которых потрясающие стенания умиравших смешались с неистово злобным криком этих мучителей, и эти стены, обрызганные кровью столь многих замученных в них христиан. Замолкли раздирающие вопли миллионов язычников, которые разрываемы были в ужасной борьбе со зверями или убиваемы друг другом, затихли и гимны христиан, которые в зубах диких зверей с радостью испускали здесь дух свой за веру и Бога – но камни Колизея ещё громко вопиют о кровожадности развращённых римлян, но кровь невинных христиан, напоивших почву этой арены, ещё громко взывает к Небу, к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Соглашение некоторых, по-видимому, противоречащих друг другу мест Священного Писания Предисловие Нет в мире книги, которая послужила бы предметом стольких пререканий и споров как Библия – книга Бога. При множестве сторонников она имеет очень много и противников. Стараясь низвести ее на степень обыкновенного человеческого произведения, эти последние делают против нее много возражений, нападая на нее с различных сторон. К числу таких возражений принадлежит, между прочим, и обвинение ее в том, что она содержит в себе много невероятного и странного и вдобавок полна противоречий. В настоящем труде мы предлагаем объяснение некоторых из тех преимущественно мест Священного Писания , на которые чаще всего нападают неверующие. Целью этой нашей работы было показать с одной стороны смысл каждого из взятых мест, а с другой – дать ответ на возражения против этих мест неверующим и доказать, что их предвзятые мнения неверны и безосновательны, и что все воображаемые ими противоречия в Библии представляют совершенное согласие между собой и говорят скорее за божественность Библии, чем против нее. При этом не считаем лишним заметить, что отдельные трактаты наши по поводу того или другого места не ученые критические исследования, но простые объяснения, причем все старание наше направлено было к тому, чтобы добытое наукой передать по возможности проще и удобопонятнее. Отсюда, при объяснении отдельных мест мы старались, по возможности, избегать приведения мнений различных толковников и выдержек из различных комментариев, так как эти выдержки скорее усложняли и запутывали бы дело, чем объясняли его. Раздел 1 Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской... Исх.7:3 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого... Иак.1:13 Преступным желанием неверующих было всегда подыскивать что-либо странное ошибочное и противоречивое не только в Библии Бога, но находить нечто предосудительное и в Нем Самом, в Его существе и Его мироуправлении. Самые ясные примеры этого мы видим в жизни Иисуса Христа на земле. Неверы ненавидели Его, говорили о Нем все дурное, обвиняли и клеветали на Него самым наглым образом и без всякой причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Таков божественный приговор над грешным человеческим родом. Век люди без исключения, как верующие, так и неверующие в истинность Священного Писания , которое говорит нам об этом приговоре, должны безусловно признать, что это действительно всеобщий закон, из которого никто не может составлять исключения. Каждый человек необходимо должен трудиться и работать или силой своего ума или силой своего тела, и только трудом он может приобретать себе собственность и насущный хлеб. Нечего, поэтому, удивляться, если во все времена все вопросы, которые касаются труда и собственности, считались самыми важными и обращали на себя самое серьезное внимание. Но никогда эти вопросы не возбуждали такого живого, интереса и таких жарких споров, как в настоящее время. Христианством они были приведены в строгий порядок, и в продолжение многих веков люди верили в учение его относительно этого предмета и были покойны. С распространением же неверия в наше время взгляды на эти вопросы сильно изменились, и все, что относится к труду и собственности, сейчас составляет спорный вопрос между верою и неверием. Я говорю «вопрос“, потому что неверие все делает вопросом; оно делает вопросом и то, в чем прежде ни один человек не имел ни малейшего сомнения. Превратное решение этого вопроса о труде и собственности способно поколебать весь мир в его основаниях, тогда как на христианском учении все человеческое общество, как это видим мы из истории, стоит твердо и непоколебимо. Думается, что Господь путем этих превратных учений о столь жизненных вещах и происходящих отсюда вредных последствий хочет дать понять людям, куда ведет их отпадение от Него, дабы они опытно научились искать спасение и счастье там, где оно есть на самом деле, т.е. в Его учении и в Его Церкви. И если мы вознамерились оживить в себе убеждение, что спасение наше единственно в вере, а не в неверии, то мы не должны обходить своим вниманием и этих вопросов о труде и собственности. Поэтому сопоставим между собою учение веры и учение неверия: 1) относительно труда и 2) относительно собственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010