Правда, Господь Бог и без нашей просьбы дает ежедневную пищу всем, не исключая и самых злых людей. Ибо Он «благ и к неблагодарным и злым» ( Лк. 6, 35 ). «Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5, 45 ). Но благословение от дара Божия получает только тот, кто принимает его как дар Его незаслуженной благости, и принимает не иначе, как с чувством сердечной благодарности. Иначе благословение Божие превращается в твоих руках в проклятие. Каждый недостаток приводит тебя в раздражение и ропот против Бога и людей, каждый излишек – в скупость и гордость, в бесчувствие и жестокость сердца. Почему мы и просим в этой молитве, чтобы Господь помог нам с благодарностью принимать наш насущный хлеб. Это смягчает и облагораживает наше сердце, делает его смиренным, довольным и покорным своей судьбе в тяжелые и злополучные дни нашей жизни. «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ( Иов. 1, 21 ). Он руководит и управляет мною по Своему мудрому плану и предначертанию. Для Него все равно, помочь во многом или немногом. Он может благословить грош бедняка более, чем и миллионы богача. Поэтому не пецытесь, други, и не говорите: «что ямы, или что пием, или чим одеждемся... Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех» ( Мф. 6, 31 – 32 ). Как знать, в то время, как среди своих нужд и лишений, погруженный в заботы, ты предаешься глубокой скорби, не состоялся ли уже совет о твоей помощи? В то время, когда ты тяжко вздыхаешь, не зная, где взять средств для пропитания себя и детей своих, стоит уже, быть может, благодетель у дверей твоих и, вшед, говорит тебе: «Вот это, любезный брат, то благословение, та милость, которую послал мне Отец Небесный для тебя, когда мы с тобою молились Ему, говоря: «Отче, хлеб наш насущный даждь нам днесь»! Ведь в том именно смысле и учил нас Спаситель молиться, чтобы мы просили насущного хлеба не сами по себе и для самих только себя, но вместе с другими и для других, и все, что Он дает нам, принимали бы вместе, друг с другом и друг для друга. «Блаженнее даяти, нежели приимати, сказал Господь» ( Деян. 20, 35 ). Какое же ты имеешь право быть скупым и замыкать твое сердце для твоих братьев, когда Господь, услышав твою молитву о насущном хлебе, с избытком наполнил твои закрома, сундуки и комоды? Не вправе ли Он указать им на тебя как на своего казначея, а на богатый дом твой как на казначейство?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Промысл Божий так устроил, чтобы он не сошел с креста. Забрал его Бог Люди как люди, они изнемогают. Мне теща, Елена Владимировна Апушкина, рассказывала: был такой отец Илия Четверухин († 18.12.1932), он сидел, срок освобождения уже приближался, а он очень детей любил, и решил, что когда выйдет на свободу, служить уже не будет – только бы с детишками побыть... Пошел фильм какой-то на зоне смотреть, как раз про детишек. Случился пожар, и священник погиб. Промысл Божий так устроил, чтобы он не сошел с креста. Забрал его Бог. Такие есть примеры, Господь всем желает спастись. – Отец Илия Четверухин ныне прославлен, он – священномученик. – Кто-то и хотел сам уклониться, а получалось иначе, а иной и мечтал пострадать, а Господь не давал. Все во власти Божией. Это очень непростой внутренний духовный процесс: кто чего сподобится. Всегда, у всех были трения – Царь же отдавал себе отчет, что он сам идет крестным путем, и весь верный народ за ним идет на голгофу. Ради Христа Царь Николай и не пожалел ни семьи, ни царства, ни народа. – Конечно. Господь Сам пошел на Крест и всем ученикам сказал: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8, 34). «Будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10, 22). «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). «Поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф. 10, 18). Господь действительно предупредил последователей: имейте в виду, что все будет именно так, и пусть это вас не удивляет. Да, конечно, были те, кто прославлялись, но это, скорее, исключение из правила. И почитаемых старцев, таких, как преподобный Серафим Саровский , избивали. Преподобного Сергия братия выживала из основанного им же монастыря, были трения. Не все так гладко. Враг каждому христианину в разной степени мешает. – Говорят, чем ближе к престолу, где приносится Бескровная Жертва, тем сильнее брань. Значит ли это, что чем выше в иерархии церковной, тем более высокий и чин падшей, демонической иерархии искушает?

http://pravoslavie.ru/122455.html

Обращаюсь ко всем, от кого зависит принятие решений: немедленно остановите кровопролитие, вступите в реальные переговоры для установления мира и справедливости. В междоусобной брани не может быть победителей, не может быть политических завоеваний, которые были бы дороже жизни людей. Что же касается Церкви, ее оружие и ее щит – молитва и слово Божие, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4: 12). Призываю всех чад Русской Православной Церкви к усиленной молитве, к сугубому хранению начавшегося поста святых апостолов. Особый призыв – к монашеским обителям: молитесь ныне ко Господу, как умели молиться в страшные времена потрясений наши благочестивые предки; как во времена междоусобной брани умоляли Отца Небесного о ее прекращении подвигоположники русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, как молился о прекращении ненавистной розни мира сего примиритель русских земель преподобный Сергий Радонежский, как взывали ко Господу во дни кровавого хаоса и гражданской войны святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, и священномученик Владимир, митрополит Киевский. Во всех храмах Церкви нашей пусть неустанно совершается теперь особая молитва о мире и преодолении междоусобной брани, текст которой я сегодня благословил к употреблению. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Фес. 5: 23). Из обращения к Полноте Русской Православной Церкви, 17 июня 2014 года От духовной жизни зависит состояние общества Мы знаем, что очень часто страны и государства терпят фиаско не потому, что мало добывается нефти, не потому, что не хватает денег, и не потому, что неблагоприятно складываются экономические перспективы, а потому, что нечто надломилось в душе людей, нечто произошло на уровне их сознания – когда они с легкостью поднимают друг на друга руку, когда они разрушают свою историческую общность, когда они покорно следуют рекомендациям извне. Вот тогда и наступает национальная погибель. Совершенно очевидно: от того, что происходит на уровне нашего сознания, наших убеждений, на уровне нашей внутренней, духовной жизни, во многом зависит, будет ли положительным или отрицательным результат, и это применимо к личности, к семье, к обществу и государству.

http://pravoslavie.ru/71674.html

Всемогущий, Премудрый и Неисследимый Боже! Призри с небесной высоты своей и даруй нам как сегодня, так и впредь, когда мы будем собираться здесь для изъяснения сей Молитвы Господней, столько почерпать из этого обильного источника, сколько нам нужно будет для того, чтобы утолить жажду душ наших о Тебе, живом Боге! Мф. 6,9 . «Сице убо молитеся вы: Отче наш , иже еси на небесех». Все мы, братия, с детства знаем, что Бог есть Отец нам. Вот почему нам кажется слишком простым и удобопонятным то, что мы называем Его в нашей молитве Отцом. Но некогда это было совсем новое отношение молящихся к Богу, в какое Господь поставил учеников Своих. И не только для язычников, но и для ветхозаветных праведников чужда была мысль о том, что они могут обращаться к Богу с такою детскою смелостию и дерзновением. В Священном Писании Ветхого Завета очень немного можно найти мест, где Бог называется Отцом, и для ветхозаветного человека, даже самого благочестивого, с этим Именем очень мало соединялось понятия об отеческих свойствах Бога. Так, у пророка Малахии Бог требует от своего народа чести, которая приличествует Отцу ( Мал. 1, 6 ). В другом месте, упрекая народ свой в вероломных поступках и в неверности друг другу. Он говорит: «не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» ( Мал. 2, 10 ). И Давид, зная, что Бог есть защита сирых и беспомощных, называет Его Отцем сирот ( Пс. 67, 6 ). Но этому Отцу, по представлению ветхозаветных праведников, недостает той души, той любви, которая соединяет отца с детьми и которая сердце дитяти в чувстве благодарности и преданности повергает в объятия отца. Таким образом, Давид, который лучше других знал, что значит молитва , и который умел молиться так, как ни один из ветхозаветных праведников, и тот, однако ж, нигде не дерзает обращаться к Богу как к отцу и говорить с Ним с полною детскою смелостью и непринужденностью. Имя Отца, которым называем мы невидимого Бога, принадлежит собственно нам, христианам, потому что мы впервые узнали чрез откровение Сына Его, что Он есть любовь и что все Его дела имеют свое основание в Его отеческой любви. Только чрез любовь Бога, которую Он явил миру в лице Христа, мы впервые научились сему и теперь знаем, что Бог есть любовь, что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть и наш Отец, Который удостоил нас называться детьми Его. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть «детьми Божиими» ( 1Ин. 3, 1 ). Потом: «никто не знает Сына кроме Отца, и Отца никто не знает кроме Сына, и кому Он хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, «дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Прежде всего, будучи членами тела Христова, членами Его Святой Церкви, мы должны чувствовать себя не чужими друг другу, не предоставленными самим себе одиночками, невнимательными к другим и болезненно обидчивыми, когда дело касается нашей собственной личности, но должно поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф. 4: 2–3 ). Живя в обществе, где не все являются христианами, но все составляют предмет заботливого попечения Божия, Который »хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины«, мы должны проводить »жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте« ( 1Тим. 2:4, 2 ). Именно такой жизнью будет святиться великое и всеспасительное имя Божие, будет расти и укрепляться добрая слава Церкви, возвышаться наше христианское достоинство. Будучи плотью от плоти и кровию от крови своего народа, христианин должен с особенным достоинством исполнять свой патриотический долг. Этот священный и радостный долг должны выполнять и мы, русские люди, научаясь лучшим примерам подлинно христианского патриотизма у великих святых Божиих, таких как святой благоверный великий князь Александр Невский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, святой священномученик патриарх Гермоген, и памятуя, что великое множество известных своей святостью верных сынов нашего Отечества на протяжении многих веков усердно молилось о том, чтобы наша страна всегда была богохранимой и Святой Русью. В нашей семейной и частной жизни мы также призваны являть достоинство нашего звания, создавая вокруг себя атмосферу любви и мира, следуя замечательному завету преподобного Серафима Саровского : «Стяжи себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя!» Звание христианина есть то бесценное сокровище, которое несравненно превосходит все ценности мира сего. Оно есть та драгоценная жемчужина ( Мф. 13:45–46 ), ради приобретения которой слышащий слово Христово и разумеющий готов пожертвовать всем, что имеет, как пожертвовал когда-то всем своим прошлым великий просветитель нашего народа святой равноапостольный великий князь Владимир. Этим званием дорожили и с достоинством несли его бесчисленные сонмы святых мучеников, исповедников, преподобных и праведников, ведомых миру и неведомых, всем сердцем возлюбивших Господа, помышлявших о горнем более, чем о земном, всегда помнивших слова нашего Спасителя: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Существовало подобного рода отлучение от религиозного и политического общения и в Римском государстве. Известно, что отношения между патроном и клиентом у римлян почитались священными, тот и другой взаимно предохраняли себя во всех обстоятельствах жизни и оказывали друг другу взаимную помощь, никто из них не смел приносить на другого жалобу или давать на суде показания не в его пользу и вообще становиться на сторону его противника. А кто нарушал это право, того по закону признавали у них за изменника – его назначали в жертву подземным богам, исключали как беззаконника из общества, и каждый мог убить его безнаказанно. Если автор, сообщающий это, вслед за сим присовокупляет, что посвящать тела безнаказанно убиваемых преступников в смысле жертвы подземным богам было обычаем римлян, то этот обычай мы находим вторично в позднейшей истории Рима. Divis devovere – посвящение фуриям было не что иное, как торжественное изъятие преступника из человеческого общества. Можно бы представить и ещё несколько исторических доказательств на это, но и приведённых достаточно, чтобы видеть, что отлучение от религиозного общения преступников и нарушителей Божественного закона уже и в языческих религиях почиталось естественным и необходимым правом. И если мы не хотим утверждать, что это учреждение имело одну только нравственную сторону без всякого политического характера и везде существовало в определённой и постоянной форме, то никто, равным образом, не будет отвергать в нём ближайшего сходства с церковным отлучением. Это отлучение ведёт своё начало от самых первых времён человеческого рода. Первообразом его является грозное осуждение с его роковыми последствиями, которые произнёс Сам Творец на наших прародителей по их грехопадении: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:23–24 ). Это изгнание из Рая есть первое отлучение человека от непосредственного общения с Богом, сопровождавшееся для человека тяжёлыми последствиями. Близкий доселе к Богу, он стал далёким от Него, чуждым Ему рабом Его. Он лишился прежних своих преимуществ, и проклятие (что равносильно отлучению человека от Бога) отселе тяготеет над всей землёй. Лишившись непосредственного руководства Божия, он чаще и чаще нарушал теперь волю Божию, глубже и глубже падал нравственно, а чем глубже были эти падения, тем грознее раздавался голос Владыки Бога, подвергавшего человека наказанию за всякое преступление против Его закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ветхозаветная история немало даёт нам примеров таких наказаний или отлучений, совершаемых Самим Богом. Так, после проклятия, бывшего ещё в Раю, в наказание за первое грехопадение прародителей ( Быт.3:14–24 ), Он изрекает проклятие на первого сына прародителей, на братоубийцу Каина: «и ныне, – говорит Он ему, – проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:11–12 ). А затем во Всемирном потопе истреблено было, как недостойное милости Божией, всё развращенное человечество, за исключением Ноя с семейством. После потопа, когда вновь размножившееся человечество не оказалось лучше, мы снова видим целый ряд отлучений, исходивших от Самого Бога, а позже произносимых от Его имени верными рабами Его в лице первосвященников, пророков и благочестивых царей. Эти отлучения были или общие, каково, например, проклятие, произнесённое Моисеем на преступников закона: «Проклят [всякий человек], кто не исполняет [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!» ( Втор.27:26 , ср. Втор.28:15–68 ), а также Иисусом Навином на Иерихон ( Нав.6:16 ), или частные – в отношении к определённому лицу, каковы, например, отлучение и казнь Корея Дафана и Авирона ( Числ.16:1–40 ), отвержение Саула ( 1Цар.15:10–33 ) и др. Эти-то и другие, подобные им, непререкаемые в своём Божественном характере и действенном значении примеры отдельных и как бы случайных отлучений и положены были в основу того обряда отлучения от религиозного общения, какой существовал у иудеев послепленного периода. Уже Ездра ясно упоминает об этом учреждении как о действительно существующем ( 2Езд.9:9 ), а позднейшие раввины во многих местах Талмуда сообщают о нём подробные и обстоятельные сведения. Иудейское отлучение, по свидетельству Талмуда, имело три степени. Самая низшая из них называлась «нидуи» (nidui от nidoa – отделять, исключать, выгонять, по-гречески «афоризин», см. Лк.6:22 ) и состояла в том, что подвергшийся этому наказанию отлучался на тринадцать дней от сообщения с другими и никто, кроме жены и детей, не смел подходить к нему ближе, чем на четыре фута.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Можно ли после этого говорить о какой-нибудь несправедливости в том, что и тело наше, которое здесь на земле было постоянным соучастником души, которое помогало ей во всех добрых и дурных поступках, будет некогда воскрешено и примет свою часть в награде или наказании? Сказанное до сих пор слово должно убедить нас, что Бог силён снова воскресить наши тела и что это воскрешение вполне отвечает Его мудрости и правосудию. Уже из этого мы вправе заключить, что Он действительно и воскресит нас. Но этому заключению находим мы подтверждения и во многих недвусмысленных изречениях Священного Писания. Не даёт ли нам Бог уже в Ветхом Завете несомненное удостоверение будущего воскресения? Не уверяет ли Он нас через пророка Исаию, что мёртвые снова оживут ( Ис.26:19 )? Не показывает ли Он пророку Иезекиилю в видении, как кости всех умерших из его народа собраны были вместе в свои тела и снова оживлены ( Иез.37:1–14 )? Не говорит ли через пророка Даниила: «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 )? Ещё более определённое уверение в нашем будущем воскресении находим мы в Новом Завете. Что говорит об этом прежде всего Спаситель, Который убедил нас в этом как через Свои бесчисленные чудеса, воскрешения мёртвых, один из примеров которого мы видим в нынешнем Евангелии, так и через Своё собственное воскрешение? «Наступает время, – говорит Он, – в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Далее, «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» ( Ин.6:39 ). «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Так учит Иисус, и Его учение часто повторяется Его учениками. Так, например, святой апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам подробно излагает следующие мысли: «В Евангелии, которое благовествовал вам, которое вы и приняли, я показал вам, что Христос воскрес из мертвых, и что мы тоже воскреснем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Словом, пьют, пьют и пьют, выпивая ежегодно до 90 миллионов ведер 54 одной водки... Пьют не одни только мужчины, но пьют и женщины и девицы, подростки и дети. И когда при этом выпивании преступают меру и доходят до опьянения, то считают это извинительной немощью, слабостью, а когда выпивают слишком много и все-таки держатся на ногах, то на это смотрят как на завидную выносливость и крепость организма. Вот почему вся жизнь нашего народа всё более и более охватывается этим пагубным пороком. Вот почему и в наших ушах громко должно раздаваться это увещание Апостола: Помните узников. Ибо и у нас теперь то же, что было во времена пророка Исаии, который говорит: и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют... За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их ( Ис.5:12, 14 ). Ах, ужели же все эти наши многочисленные братья, находящиеся на краю бездны, должны на наших глазах низринуться в раскрытую пасть преисподней, предоставленные самим себе? Не должны ли мы подвигнуться, чтобы протянуть им руку помощи? К нашему христианскому сердцу, к нашему состраданию и милосердию обращается наше Общество своим призывом: Помните узников. Но одним состраданием и жалостью не всё будет сделано. Здесь нужно дело, дело помощи, а потому наше Общество словами того же Апостола хочет указать нам и путь, на котором возможно оказание этой помощи. II. Помните узников, говорит этот Апостол, как бы и вы с ним и бы ли в узах! В первенствующей христианской общине это слово имело такой смысл: принимайте участь ваших узников к вашему сердцу так близко, как бы она была и ваша собственная! Ставьте себя в их положение, держите себя так, как бы вы и сами вместе с ними были вузах, и тогда ваши сердца исполнятся таким огнем ревности, для которой ничто не будет казаться слишком трудным в деле оказания помощи. В этом смысле и наше Даниловское отделение Первого Московского Общества трезвости взывает о содействии ему в деле уврачевания одержимых недугом пьянства, повторяя слова Апостола: Помните узников, как бы и вы с ним и были в узах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Бог не искушается злом», Он не есть источник греха – и по Своему существу, и по Своим делам и мироправлению Он совершенно противоположного свойства. Он есть Тот, Который в лице Иисуса Христа более всех пострадал за грехи мира, Которого они более всех обременяли и Который ценой собственной Крови заплатил за них. Он никого не ведет путем греха, но поставляет всякого, говорит Давид, «на стези правды имени ради Своего»( Пс.22:3 ). Он никого не ведет в ад, но кто отдается Ему и Его водительству, того ведет Он к вечной Своей славе. За правильность сделанного нами изъяснения взятых мест говорит и искреннее и неоднократно повторенное увещание Бога к людям не ожесточать сердец своих «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» ( Евр.3:15, 4:7 ). Значит, израильтяне, к которым относится непосредственно это увещание, сами ожесточали сердца своим неверием и непослушанием, и Бог просит их не делать этого. Равным образом и все те, которые со словом Божиим, как в нашем тексте Исх.7:3 , поступают так, что через ложное толкование его обвиняют Пресвятого и оправдывают грешников, делают этим не что другое, как ожесточают сердца свои, впадают в одинаковый грех , равно как и в одинаковую опасность с фараоном, а потому и к ним вполне приложимо увещание Господа: «не ожесточите сердец ваших». Раздел 2 Моисей и Аарон пришли к фараону и к рабам его и сделали так,как повелел им Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами... Исх.7:10–11 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить,если не будет с ним Бог. Ин.3:1–2 Сопоставлением этих, как думают некоторые, противоречащих друг другу мест Библии , обыкновенно предполагают следующие вопросы: если чудеса Иисуса Христа были доказательством Его Божественного посланничества, то не должны ли мы в таком случае признавать и все чудеса за доказательства Божественного посланничества тех, которыми они совершаются. И если так, то на каком основании чудесам Моисея и Аарона приписывается больше значения, чем чудесам египетских мудрецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010