По благословению святителя Тихона о. Иоанн был назначен благочинным Нью-Йоркского округа восточных штатов, в мае 1906 г. он принимал участие в первом Соборе Североамериканской Православной Церкви, ознаменовавшего преобразование Алеутской и Североамериканской епархии в Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь. Многолетнее служение вне России и болезнь тестя, священника Санкт-Петербургской епархии, побудили протоиерея Иоанна подать прошение о переводе его на родину. В 1907 г. на основании указа Петербургской Духовной Консистории о. Иоанн был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы и назначен исполнять обязанности законоучителя мужской и женской гимназий, на приходское служение батюшка вернулся только в ноябре 1916 г.— в Екатерининском соборе Царского Села. Долгожданная возможность служить на приходе осуществилась, но события Февральской революции стали втягивать Царское Село в свой водоворот. В эти тревожные месяцы звучало вдохновенное слово пастыря Иоанна, старавшегося умиротворить православных христиан и призывавшего всех к религиозному осмыслению как своей внутренней жизни, так и происходивших в России противоречивых перемен. Захват власти в Петрограде большевиками отозвался в Царском Селе. Стремясь вытеснить из него казачьи части генерала П.Н.Краснова, вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат двинулись к Царскому Селу. Прихожане и просто жители собрались в Екатерининском соборе, чтобы за богослужением обрести молитвенное успокоение. Священнослужители откликнулись на вопрошание паствы и приняли решение о совершении в городе крестного хода с чтением молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани. Когда революционные красногвардейцы 31 октября вошли в Царское Село, которое казачьи части оставили, чтобы предотвратить уличные бои, то одной из первых жертв стал протоиерей Иоанн. Его отвели на окраину города — к Феодоровскому собору — и там убили за то, что священники будто бы молились за победу казаков. Для русской церковной жизни большое значение имел тот глубокий духовный отклик, который вызвала в сердцах людей и священноначалия Русской Православной Церкви первая в XX в. мученическая кончина русского православного священника. Отпевание и погребение о. Иоанна состоялось в усыпальнице Екатерининского собора, а на девятый день была совершена архиерейская панихида в Казанском соборе по протоиерею Иоанну и всем православным христианам, в междоусобной брани убиенным. 26 ноября, в престольный праздник Екатерининского собора, Божественную литургию в нем совершил будущий священномученик — митрополит Вениамин (память его 31 июля). Устами епархиального архиерея Русская Православная Церковь определяла гибель о. Иоанна как мученическую кончину.

http://sedmitza.ru/lib/text/437834/

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАННА ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ноября 2004 13 ноября - день памяти священномученика Иоанна Царскосельского. В Софийском соборе Царского Села состоялось торжественное богослужение. Божественную Литургию возглавил настоятель Софийского собора прот. Геннадий Зверев в сослужении духовенства Царскосельского благочиния. Священномученик Иоанн Царскосельский Икона Софийского собора Царского Села 13 ноября - день памяти священномученика Иоанна Царскосельского. В Софийском соборе Царского Села состоялось торжественное богослужение. Божественную Литургию возглавил настоятель Софийского собора прот. Геннадий Зверев в сослужении духовенства Царскосельского благочиния. Из С.-Петербурга на праздник приехал игумен Дамиан (Залетов), проректор по воспитательной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии. День памяти св. Иоанна Кочурова особо почитается в Царском Селе, где первый новомученик XX века принял смерть от рук большевиков. Уже сложилась традиция в этот день после Божественной Литургии служить молебен на площади, где когда-то стоял собор св. вмч. Екатерины - малая копия Храма Христа Спасителя в Москве. В этом храме, взорванном после 1917 года, служил прот. Иоанн Кочуров. Долгое время на месте порушенной святыни, прямо на фундаменте храма, стоял памятник В.И.Ленину. Несколько лет назад, недалеко от постамента, был установлен крест, возле которого и стали совершаться молебны. А несколько месяцев назад, ночью, памятник Ленина был сброшен с постамента. Ответственных не нашли, и решили, что виноваты скинхеды. Как бы там ни было, Ленина на площади больше нет. Сейчас планируется восстановление Екатерининского храма. Соб.инф. Молитва перед Святым Причащением Проповедь Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

31 октября 1917 года в Царское Село вступили большевистские войска. Отца Иоанна арестовали, отвели на окраину города и убили. Прихожане погребли отца Иоанна в усыпальнице собора. В 1994 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в лике святых священномученика протоиерея Иоанна Кочурова. Священномученик иерей Александр Волков родился в Нарве в 1873 году в семье священника. Его отец, Павлин Алексеевич Волков, был настоятелем Нарвской Ивангородской Успенской церкви. Окончив Санкт-Петербургскую духовную семинарию, Александр Павлинович Волков три года преподавал в Меррекюльской церковноприходской школе. Затем молодой учитель десять лет трудился в Александро-Невском духовном училище. Он отличался аккуратностью, усердием, трудолюбием и старательностью, деятельность его сопровождалась успехами. Став священником, отец Александр был назначен настоятелем Нарвской Ивангородской Успенской церкви, так как его отец, протоиерей Павлин Волков, уволился на покой. Навыки, полученные в духовном училище, пригодились отцу Александру на новом месте служения. Ивангородский настоятель преподавал Закон Божий в трех учебных заведениях, обучая детей самых разных слоев населения Нарвы. В декабре 1918 года большевики, захватившие власть в Эстляндии, запретили совершение богослужений и потребовали, чтобы все лица духовного звания покинули Эстонию. Этим безбожники стремились полностью уничтожить Церковь в стране. Все нарвское духовенство было арестовано. 26 декабря 1918 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, священника Александра Волкова и протоиерея Димитрия Чистосердова вывели из города и предали мученической смерти. Тела убитых бросили в нечистоты. Когда большевики ушли из города, верующие позаботились об отпевании мучеников и их христианском погребении. Священномученик протоиерей Димитрий Чистосердов , принявший мученичество вместе с иереем Александром Волковым, родился 14 октября 1861 года в Санкт-Петербургской губернии в семье диакона. Окончив Санкт-Петербургскую духовную семинарию, Димитрий Чистосердов первое время трудился в Александро-Невском духовном училище комнатным надзирателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Ленинградской области отметили 90-летие со дня гибели первого российского новомученика Москва, 14 ноября 2007 г. 13 ноября отмечалось 90 лет со дня гибели первого российского новомученика — протоиерея Иоанна Кочурова. Накануне, 12 ноября в Софийском храме города Пушкина викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Петергофский Маркелл возглавил всенощное бдение, сообщает Патриархия.ru. 13 ноября в этом же храме совершил Божественную литургию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Владыке сослужили епископ Маркелл, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей (Вуд), духовенство Софийского храма. За богослужением митрополит Владимир совершил священническую и диаконскую хиротонию. После Литургии владыка Владимир отслужил молебен перед иконой отца Иоанна, находящейся в Софийском храме. Затем духовенство во главе с епископом Маркеллом отправилось на место гибели новомученика у храма святой великомученицы Екатерины, где у поклонного креста также был отслужен молебен. На богослужениях присутствовали руководство города Пушкина и внучатая племянница отца Иоанна Татьана Кочурова. Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой семье. Поступил в Данковское духовное училище, а затем в Рязанскую духовную семинарию, которую закончил в 1891 году. В этом же году он поступил в Петербургскую духовную академию. По окончании академии отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в сан священника епископом Алеутским и Аляскинским Николаем и назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе Чикаго. Уже в первые 3 года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах Чикагско-Стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стритоле. При обоих храмах работали детские церковные школы. Трудами отца Иоанна был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. Возведение нового храма благословил святитель Тихон, будущий Российский Патриарх. Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном в 1900 году во время отпуска в Россию.

http://pravoslavie.ru/24839.html

Специально к этому праздничному дню по просьбе архиепископа Юстиниана и по благословению епископа Нью-Йоркского и Нью-Джерсийского Михаила (ПЦА) в собор, после десятилетий отсутствия, была возвращена старинная хоругвь братства в честь Рождества Пресвятой Богородицы. О существовании этой хоругви с образом Рождества Богородицы владыка узнал благодаря фотографии начала XX века, на которой запечатлены будущие святые Церкви Христовой — епископ Северо-Американский Тихон (Белавин)  (впоследствии Патриарх Всероссийский), строитель Николаевского собора священномученик протоиерей (впоследствии протопресвитер) Александр Хотовицкий, строитель Чикагского собора священномученик протоиерей Иоанн Кочуров и святой праведный протоиерей Алексий Товт, вернувший в лоно Православной Церкви сотни греко-униатов. На этой же фотографии можно увидеть членов братства в честь Рождества Богородицы вместе с особой хоругвью, на которой начертаны слова: «1893. Пресвятая Богородица, спаси братство наше!». В прошлом году, посещая храм в честь Рождества Богоматери в Нью-Джерси Православной Церкви в Америке, архиепископ Юстиниан увидел эту хоругвь на стене справа от иконостаса. Спустя год, после консультаций и подготовительной работы, настоятель храма протоиерей Иоанн Прокопчук по благословению епископа Михаила вернул хоругвь в Свято-Николаевский собор. По словам отца Иоанна, ни он сам, ни его прихожане не знали об истории этой хоругви и считали, что она были подарена храму кем-то из эмигрантов, вывезших ее из России. В знак признательности за бережное хранение этой святыни и братскую любовь, оказанную настоятелем и прихожанами Богородицерождественского храма, архиепископ Юстиниан передал им в дар писаный образ преподобного Серафима Саровского в ризе. При пении тропаря и величания хоругвь была установлена на амвоне придела Рождества Богоматери, после чего богомольцы имели возможность к ней приложиться. Торжество завершилось в трапезной собора, где духовенство, прихожане и гости продолжили общение за праздничным столом.

http://patriarchia.ru/db/text/2402084.ht...

Между тем в России полыхала Гражданская война, в огне которой погибали не только военные люди, но и мирные жители. Жертвами кровавых расправ со стороны красных стали и многие священнослужители. 13 (26) апреля 1918 г. патриарх Тихон в храме Московской духовной семинарии молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Он помянул имена митрополита Киевского Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия, иеромонаха Герасима, священников Михаила Чафранова, Павла Кушникова, Петра Покрывало, диакона Иоанна Касторского и других служителей алтаря Господня. В 1918–1919 гг. погибли архиепископы Пермский Андроник, Воронежский Тихон, Черниговский Василий, Астраханский Митрофан, епископы Тобольский Гермоген, Орловский Макарий (Гневушев), Енотаевский Леонтий (Вимпфен), Ревельский Платон (Кульбуш). Епископ Амвросий (Гудко) был убит в августе 1918 г. по особому указанию Троцкого, нагрянувшего в Свияжск со своим штабом. В канун своей кончины на собрании братства православных приходов епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткие страдания и венец мученичества искупают грехи всякие». 23 августа (9 сентября) в Москве расстреляли селенгинского епископа священномученика Ефрема (Кузнецова), а вместе с ним всероссийски известного церковного и общественного деятеля миссионера протоиерея Иоанна Восторгова и бывших министров внутренних дел Н. А. Маклакова и А. Н. Хвостова, председателя Государственного совета И. Г. Щегловитова, сенатора С. П. Белецкого, а также ксендза Лютостанского с братом. Перед расстрелом приговоренным разрешили помолиться и проститься друг с другом. После молитвы священномученики епископ Ефрем и протоиерей Иоанн Восторгов благословляли мирян. В этот же день в Петербурге расстреляли настоятеля Казанского собора священномученика протоиерея Философа Орнатского и двух его сыновей, служивших в гвардии. Это был талантливый проповедник и благотворитель, основатель детских приютов в столице. Вместе с отцом Философом были убиты еще 31 человек. Расстрелянных бросили в море. Тело пастыря было выброшено на берег у Ораниенбаума, его подобрали, опознали и тайком погребли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Русская Православная Церковь ХХ век 31 марта Государь император Николай II 1905 год – Члены Святейшего Синода подготовили и подписали специальное обращение к государю императору Николаю II, в котором поблагодарили его за «почин делу великому, вечному и святому» — рассмотрению дела о церковных преобразованиях. Указав на благо восстановления соборного начала, «теперь не действующего», иерархи подчеркнули, что в нем заключаются творческая сила и высшее нравственное достоинство Церкви, «а управляющие Поместными Церквами патриархи и митрополиты… стараются о том, чтобы обычное течение церковной жизни продолжалось в строгом согласовании с соборными постановлениями». Члены Святейшего Синода, таким образом, заявили, что инициатор реформ — сам государь, а они — лишь исполнители высочайшей воли. Священномученик Владимир (Богоявленский). Икона. Кон. ХХ в. 1918 год – За Божественной литургией в храме Московской Духовной семинарии святитель Тихон молился о упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Святейший Патриарх помянул митрополита Владимира (Богоявленского), протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия; иереев Павла Кушнякова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чефранова, Владимира Ильинского, Василия Углянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина и оставшихся неизвестными трех священников и двух мирян. 1922 год – Святейший Патриарх Тихон вызван на допрос в ГПУ. Святитель был вызван на допрос повесткой. На ее обороте патриарх написал, что прибыть не сможет из-за того, что вечером у него богослужение. В ответ на это патриарху была направлена новая повестка, где указывалось, что допрос переносится на 13:00 того же дня. 31 марта патриарх давал письменные показания (не сохранились). Видимо, это было сделано в ответ на требование, которое прозвучало на допросе 28 марта: в трехдневный срок определить свое отношение к карловацкой иерархии и изъятию церковных ценностей.

http://pravoslavie.ru/5403.html

Родной святой Что же помогло решить вопрос со строительством нового Екатерининского собора? «Празднование 300-летия Царского Села, — объяс­няет отец Геннадий, — которое планировалось на государственном уровне». Жители со своей стороны выступили с инициативой, что к этой дате надо воссоздать собор. Главным опасением отца Геннадия было то, что такое грандиозное строительство не найдет необходимых средств. Но был создан благотворительный фонд, который сумел эту трудность во многом преодолеть. Поддержка была и со стороны петербургских властей: администрации, губернатора Валентины Матвиенко и вице-губернатора Виктора Лобко. Причем не только моральная, но и финансовая. Строительство храма сплотило царскоселов. Когда не хватало кирпичей, жители самостоятельно их покупали и приносили на стройку. Так большая часть горожан приняла участие в восстановлении долгожданного храма. Работы велись очень быстро. Буквально за два года храм был построен заново. Появились благотворители, которые сделали раку для мощей Иоанна Царскосельского. И во время празднования 300-летия Царского Села, летом 2010 года, Святейший Пат­риарх Кирилл освятил собор. Отец Геннадий с радостью рассказывает, что с момента, когда начали добиваться восстановления собора и когда были обретены мощи Иоанна Царскосельского, жизнь в городе стала меняться. Пушкин считался абсолютно коммунистическим городом. Теперь же его администрация все городские мероприятия начинала с молебна в храме. Для царскоселов священномученик Иоанн Кочуров стал родным и близким. Многих детей крестили с его именем. Местные молодежные организации и спортивные клубы взяли его имя.   В ноябре этого года, к 100-летию трагической гибели святого, открыты городские выставки, проходят научные конференции как в Пушкине, так и в Петербурге, готовится к печати книга о его жизни. Царскосельское благочиние издало акафист и подарочные иконы. А 13 ноября, в день гибели отца Иоанна в Екатерининском соборе, по традиции была отслужена архиерейская служба, на которую, как и ожидалось, собрался полный храм.

http://e-vestnik.ru/history/tsarskoselsk...

КОНЦЕРТ ПАМЯТИ ПЕТЕРБУРГСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ ноября 2006 День 13 ноября (31 октября по старому стилю) в «Православном календаре» никак специально не отмечен. Но среди имен святых, которых Церковь вспоминает в этот день, стоит имя священномученика Иоанна Царскосельского... День 13 ноября (31 октября по старому стилю) в " Православном календаре " никак специально не отмечен. Но среди имен святых, которых Церковь вспоминает в этот день, стоит имя священномученика Иоанна Царскосельского, преставившегося в 1917 году. Протоиерей Иоанн Кочуров - первый в ряду новомучеников, первая жертва " новой эпохи " . 13 ноября 1917 года он скончался, буквально растерзанный толпой на царскосельском аэродроме. 12 ноября 2006 года в культурно-просветительском центре " Лествица " при Скорбященском храме на Шпалерной улице прошел концерт памяти петербургских новомучеников. Как и в любом российском храме, отдавая дань памяти всем новомученикам и исповедникам российским, здесь особо говорят о тех, чей земной путь был связан с храмом на Шпалерной. Будни семьи Екатерины Арской (дочери ктитора Скорбященского храма) до тех трагических событий, которые привели её к мученической кончине, наверное, не отличались от будней любой семьи её круга. Много времени и сил уделялось воспитанию детей. Пришедшие на концерт смогли увидеть два нотных альбома из семейного архива. Один из них - детский: здесь собраны песенки-сказки. На полях - рисунки самой Екатерины Арской, детские каракули… Певчие Скорбященской церкви исполнили две песенки из этого альбома - " Сказку о золотой рыбке " и " Курочку Рябу " . Другой альбом состоит, в основном, из инструментальных пьес - это подшивка приложений к журналу " Нива " . Пьесы эти, не отличаясь глубиной, просто и ясно передают безмятежие домашнего уюта: в исполнении струнного квартета прозвучал " Василек " М.А.Бисецкого, а арфистка Ольга Анисимова исполнила пьесу " Ласточка " . Другой человек, памяти которого в первую очередь и посвящаются эти, ставшие уже традиционными, концерты, - Борис Шашков. Юношей он вместе с семьей вернулся в Россию из Харбина в 1935 году. Еще обучаясь в харбинской русской музыкальной школе, Борис подавал большие надежды, а по возвращении выдержал серьезный конкурс и поступил в Ленинградскую консерваторию. Однако проучиться там ему было суждено недолго - вскоре первокурсник был арестован и затем расстрелян. По словам его племянницы, семья имела возможность уехать из Китая в Европу, как это сделали многие русские, но Шашковы всегда хотели жить на Родине. И на чужбине они бережно собирали открытки с видами российских городов - этот альбом сейчас хранится в музее новомучеников при храме вместе с привезенной из Китая афишей концерта Бориса Шашкова. В память о нем прозвучала соната-баллада Изаи для скрипки в исполнении Дарьи Хариновой.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=178...

95-ю годовщину мученической кончины протопресвитера Иоанна Кочурова отметили в Царском Селе 14 ноября 2012 г. 20:20 95-ю годовщину мученической кончины протопресвитера Иоанна Кочурова отметили 13 ноября 2012 года в Царском Селе. В нижнем храме Екатерининского собора были совершены праздничная Божественная литургия и молебен. Богослужения возглавил благочинный Царскосельского округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Геннадий Зверев в сослужении настоятелей храмов благочиния. Определением Архиерейского Собора 1994 года протоиерей Иоанн Кочуров, настоятель Екатерининского собора, зверски убитый большевиками в этот день (31 октября по ст.ст.) 1917 года, назван первым в ХХ веке русским православным пастырем, принявшим мученическую кончину от богоборческой власти. На месте взорванного в 1939 году собора выдающегося зодчего Константина Тона долгое время стоял памятник Ленину. Храм был восстановлен лишь в 2010 году. «Мы уже забыли, как службы проходили между грудами кирпичей и арматур. Сегодня по молитвам священномученика Иоанна возрождаются наши святыни, воссоздаются храмы», — отметил в проповеди отец Геннадий. Помолиться о своем прадеде пришла жительница Пушкинского района Санкт-Петербурга Татьяна Кочурова. Она в течение двух десятилетий собирала фотографии и документы, касающиеся отца Иоанна. В семье Кочуровых долго хранились ряса и пальто батюшки с дырами от пуль. Как рассказала Татьяна Николаевна, по эпистолярному семейному архиву Кочуровых один из потомков новомученика написал жизнеописание священника и его родных. В октябре 1917 года духовенство Екатерининского собора на свой страх и риск приняло решение о крестном ходе по Царскому Селу с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани. Через несколько дней большевики вступили в Царское Село. Священнослужители были арестованы. Отец Иоанн за бесстрашные проповеди подвергся избиению, затем его полуживого красногвардейцы волокли по шпалам к Царскосельскому аэродрому. Там на глазах 17-летнего сына он был расстрелян. Тело было похоронено в крипте собора. Новый Екатерининский собор — точная копия храма, в котором прошли последние годы жизни отца Иоанна. Строители обещают завершить отделочные работы в верхнем храме к 7 декабря — престольному празднику собора. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010