32. Милости Сапора преподобному    Тогда царь Сапор, увидав славные дела святых и чудеса, которые совершил Господь их руками, помыслил в себе дать им что-нибудь, чтобы было на пользу и братии, и на успокоение странникам. И послал он и позвал св. Мар Авгена и дал ему одно селение, по имени Гадгин; и возле деревни была мельница, которая была бы общею собственностью монастыря, и чтобы у него было общение с ними в молитвах. И дал он ему письмо и печать, чтобы они (монахи) не боялись судей, когда отправятся в другие страны, и чтобы никто не воспрепятствовал им строить храмы и обители, в какое бы место они ни пошли. И когда они взяли документы царя, этот благословенный и божественный сонм удалился; и разошлись они по всем городам и странам, чтобы основывать храмы и обители, радуясь и веселясь душою. 33. Кончина св. Мар Авгена    И после этого ладья подвигов св. Мар Авгена достигла пристани исхода души, чтобы перейти от этой временной жизни в мир, полный всякими наслаждениями и блаженствами и украшенный невидимыми красотами. И было св. Мар Авгену откровение об исходе его души. И почувствовал и узнал он о конце — закате жизни, и позвал братию, и повелел им, и сказал им: «Вставайте, ударьте в било, и пусть соберутся вся братия на служение таинства и освятим святое и насладимся Телом и Кровью Господа». И сделали, как он сказал им; и когда насладились Святых Тайн и общением друг с другом, и были благословлены святым, тогда были отпущены все, чтобы идти в свои келий. Ученик же святого, который прислуживал ему, был муж добродетельный; и когда приблизилось время смерти старца, он увидел Ангела, которому было повелено от Бога взять душу святого. Он стоял на ногах, и руки его были простерты, и хотел он принять душу его (святого). И когда ученик его увидел это видение, тотчас воскликнул громким голосом и сказал: «Идите, братия мои, благословиться у святого, ибо вот приблизился Ангел смерти и начал рубить древо жизни, столп просвещающий, духовного отца всех нас. И вот понемногу погасает лампада, которая своими действиями просвещала наши души, которые находились во тьме греха». И тотчас прибежали вся братия и всякий спешил первый благословиться у святого. И пришли все и стали пред ним, и спрашивали с великим воздыханием и говорили ему: «Отец наш, кто отныне поможет нам против врага? Горе нам, отец; зачем овладеет нами сила сатаны?» И когда все они узнали, что приблизился исход души, они подошли и умоляли и сказали ему: «Молись, отец, о нас и о всем мире». И открыл он глаза и посмотрел на всех, когда они собрались; и осенил их знамением креста, и благословил их подобно тому, как Иаков — сыновей своих, и каждого из них назвал и по имени благословил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3) Внушается предстоящим, чтобы они собрались с духом, ничем уже не рассеивались и исповедали свою веру. Священник или дьякон: «Двери, двери премудростью вонмем. Верующие: «Верую во единого Бога Отца…» и т. д. до конца весь символ веры . В алтаре в это время совершаются священником: отнятие завесы от Царских врат и колебание воздуха над Дарами. В древности слова «Двери, двери» обращались к привратникам – «Посмотрите, не вошел ли кто неверующий или отлученный от церкви». В настоящее время слова сии значат: «Стерегите двери души нашей, чтобы какая либо грешная мысль не вошла в неё», проще сказать: «не озирайтесь по сторонам, не разговаривайте друг с другом, не думайте о житейских делах, а всё своё внимание устремляйте к совершаемому великому священнодействию». Символ веры поётся в знак того, что только истинно верующий сподобляется участия в святых таинствах. Это же самое означает и отверстие завесы от Царских врат: если право веруем, то можем и надеяться на откровение тайн Божиих. Колебание воздуха над Дарами выражает веру в близкое сошествие на них Святого Духа, потому что перед тем, как Святой Дух сошёл на апостолов, слышен был шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. 4) Верующим внушается страх Божий и благоговение. Священник или дьякон: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Верующие: «Милость мира, жертву хваления». 7 После всего этого священник преподает верующим благословение словами святых апостолов. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами ( 2Кор.13:13 ). Верующие: «И со духом твоим». Наконец, священник взывает к верующим: «Горе имеим сердца» т.е. «вознесёмся же мыслями к Богу», и верующие удостоверяют его, что совершенно приготовились к сему и поют: «Имамы ко Господу», т.е. «имеем сердца, устремлённые ко Господу». Приготовление к совершению таинства окончилось. Начинается самое священнодействие таинства, и это означается благовестом (к достойно), чтобы и находящиеся дома, и идущие мимо храма особенно старались держать себя в эти священные минуты в страхе Божием и благоговении.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

   «Судьбы (пути) Господни неисповедимы, невыразимы словами и непостижимы для человеческого разума. Судьбы Божии и Ангелам Его не ведомы, тем более людям». Преподобный Антоний Великий однажды размышлял о домостроительстве Божием и промышлении о мире; недоумевая и удивляясь сокровенным и непостижимым тайнам Божиим, он воззвал к Богу: «Господи! Отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Иногда Ты даруешь долголетнюю жизнь людям, по-видимому, бесполезным и погруженным в бездну беззаконий, а иногда преждевременно лишаешь этой жизни людей, весьма полезных для ближних? Отчего одни бедны, другие — богаты? Отчего тираны и злодеи обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями (бедами) и нищетой? Одни, мало погрешившие, казнятся Тобою тяжко, другие, напротив, живут себе без всяких скорбей и через это получают дерзость совершать преступления?» Долго был занят преп. Антоний такими размышлениями и услышал голос (свыше): «Антоний! Будь внимателен к самому себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно (для тебя)».    «Дивны судьбы (Его), велика премудрость Его!» (Ис.28:29). Господь Бог наш — «великий в совете и сильный в делах; очи Его отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». (Иер.32:19).    По своей ограниченности мы не можем постичь всех глубин и тайн Божественного Промысла, посылающего нам искушения и скорби, но то, что для нас полезно и необходимо знать о скорбях для благочестивой добродетельной жизни, открыто в Священном Писании и в писаниях святых отцов-подвижников.    Промыслу Божию о нас нет предела. «По всей земли судьбы Его» (Пс.104:7): «праведные суды Его совершаются по всей земли и без повеления Его не наказывается человек». «Знай, — говорит преп. Нил Синайский, — что без суда Божия никого не постигает ничто скорбное». «Ничто не случается без воли Божией; всему определен день и час».    Все пути Промысла Божия ведут нас ко благу, ко спасению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Итак, приидите, возлюбленные, воспомянем прежде бывшее и прославим Лозу, так преестественно прозябшую от Иессея, восхвалим, ублажим и благоговейно почтим. Ибо не об одном только Иосифе, но и о Богородице Марии свидетельствуя, Лука повествует в божественных Евангелиях до самаго родства Давидова: «пошел также , – говорит он, – и Иосиф из Галилеи, в город иудейский, называемый Вифлеем, ... записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была непраздна» , потому что они были из дома и рода Давида. Случилось же, «когда они были там, исполнились дни родить Ей, и родила Сына Своего» , перворожденного всей твари, «и спеленала Его и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостинице» (Лук. 2:4—7). Спеленала «одевающаго светом , как одеждою» (Псал. 103:2). Спеленала создавшаго всю тварь. Положила в яслях седящаго на херувимах и воспеваемаго тьмами ангелов. В яслях безсловесных возлегло Божественное Слово, чтобы людям, по собственному произволению сделавшимся неразумными, даровать разумный смысл. На трапезе скотов предложен небесный хлеб, чтобы скотоподобным людям даровать причастие таинственной пищи. И даже места не было им в гостиннице. Не имел места словом устроивший небо и землю, потому что, «будучи богат, Он обнищал ради нас» (2 Кор. 8:9), подъял на Себя крайнее уничижение ради спасения нашего естества, по присущей Ему благости к нам. Исполнивший всякое устроение неизреченных тайн домостроительства на небе в лоне Отца, Он возлег и в вертепе в объятиях Матери. Сонмы ангелов окружали Его, возглашая славу на небе и на земле мир. На небе одесную Отца возсел, и в яслях, как на херувимах, почил. По истине [это] Престол и именно херувимский, Престол Царский, святый из святых, единый, славный на земле, святейший из святых, на котором почил Христос Бог наш. Ему слава, честь и держава, со Отцем безначальным и всесвятым и животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3055...

   Когда поют: «Пусть наполнятся», святые (дары) относятся в предложение, в предшествии диакона, при чём священник тихо говорит эту молитву: «Человеколюбивый Владыка, благодарим Тебя, благодетеля наших душ, (за то), что и в настоящий день Ты удостоил нас Своих небесных и безсмертных тайн; сделай наш путь прямым, укрепи всех нас в Своем страхе, охрани нашу жизнь, сделай непоколебимыми наши шаги, молитвами и умолением славной Богородицы и Всегда-Девы Марии, и всех Своих святых».    И диакон, окадив святые (дары) и отложив кадильницу, говорит, став на обычном месте: «С должным вниманием причастившись божественных, святых, чистых, безсмертных, небесных и животворящих тайн, по достоинству поблагодарим Господа». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Возьми к Себе, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Своею благодатью». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Попросив себе дня вовсе безпорочного, святого, мирного и безгрешного, предадим Христу Богу самих себя, друг друга и всю нашу жизнь». Хор: «Тебе, Господи». Священник громко: «Так как Ты наше освящение, и Тебя мы прославляем, Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков». Хор: «Истинно». Диакон: «Мирно подойдем» 55 ; и опять: «Господу помолимся».    Молитва, громко говоримая священником позади амвона, вне алтаря:    «Ты, Господи, благословляющий благословляющих Тебя и освящающий положивших на Тебя свою надежду, «Спаси народ Твой и благослови наследие Твое» (Пс.27:9); сохрани Свою Церковь в её полноте, освяти любящих красоту Твоего дома; Ты прославь их за то Своею божественною силой, и не оставь нас, надеющихся на Тебя; одари миром Свой мip, Свои Церкви, священников, наших царей, войско и весь Свой народ, так как «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иак.1:17); и Тебе воссылаем славу, благодарность, и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь и всегда, и во веки веков». Хор: «Истинно».    Когда говорится эта молитва, диакон стоит пред святыми Дверями и, держа свой орарь, как часто говорено, имеет свою голову в наклонении до исполнения молитвы; и хор трижды поет: «Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек» (Пс.112:2), — и псалом: «Благословлю Господа…» (Пс.33); или (песнь) дневного святого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

   Нравственные правила, 72, 2. См.: Там же, с.478.    Нравственные правила, 28, 1. См.: Там же, с.398.    Нравственные правила, 26, 1. См.: Там же, с.396.    Слово 34.    Слово огласительное 1. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.257.    Против иудеев. Слово 4. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.680. V. Эпилог    Вот, возлюбленные мои братья, с помощью Божией закончена эта книга, и со всей очевидностью доказано на основании свидетельств и Священного Писания, и святых отцов, что непрестанное Причащение Пречистых Тайн — дело необходимое и душеполезнейшее и что без этого невозможно нам возвыситься к любви нашего Господа, Который нас, когда-то не существующих, создал, а когда мы погибли, вновь воссоздал.    Итак, теперь ничего другого не требуется, кроме того, чтобы готовиться с должной подготовкой — сокрушением, исповедью и исполнением епитимий — и таким образом приступать к Таинству, со страхом и трепетом причащаться. Все те из нас, кто хочет жизни и любит видеть дни благие, согласно Псалмопевцу, да приступает к нашему Господу, сладчайшему Иисусу Христу, Который к нам взывает каждый день от Святого Престола и говорит: «Придите, ешьте Мой Хлеб и пейте Вино, которое Я вам растворил в святой Чаше, чтобы вы просветились душевно и телесно, чтобы вы были вскормлены и удобрены пищей бессмертия и напоены питием нетления, дабы в час нужды не постыдились ваши лица».    До тех пор, пока у нас есть время, будем творить благо, как говорит Апостол. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). Да устремимся и да последуем за Господом — и тогда мы обретем Его как зарю, которая нас просветит, как говорит Осия, и Он придет к нам, как приходит на землю дождь ранний и поздний. Послушаем Иеремию, который говорит: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16). Да покаемся от всей души и от всего сердца в нашем прежнем нерадении и да исправим себя, чтобы не услышать нам, как нас стал бы обвинять опять же пророк Иеремия: «О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться... Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

А о ветхозаветном священстве апостол сказал, что оно с приходом Иисуса Христа на землю, отменено. «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности» ( Евр. 7:18 ). О новозаветном священстве (и священниках) апостол говорит, что оно заменяет ветхозаветное (священство и ветхозаветных священников). «Итак, если бы священство достигалось посредством левитского священства (ибо с ним сопряжен закон народа), то какая бы еще нужда была восставать тому священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть и перемене закона» ( Евр. 7:12–12 ). О ветхозаветных священниках апостол говорит, что они отменены или заменены, а относительно новозаветных, он повелевает: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать почин, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» ( Евр. 13:17 ). И вот этих то пастырей поставил Сам Господь Иисус: «И он поставил одних апостолами, иных пастырями и учителями. К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и признания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христа» ( Евр. 4:11–13 ). А те пастыри, которые имеют рукоположение или посланничество ( Рим. 10:15 ) на проповедь от Христа через Его святых апостолов и их преемников и удостоились для этого пастырского служения Духа Святого ( Деян. 20:28 ), будут до второго пришествия Христова. Этих то собственно пастырей апостол называет своими преемниками (Тим. 1:5), и домоуправителями тайн Божьих ( 1Кор. 4:5 ). Ясно, что, отрицая иерархию, сектанты не понимают слов апостола, или умышленно искажают их, когда учат, что священников в Церкви Христовой не нужно, ссылаясь на 8 гл. послания к евреям, где речь идет о сравнении Первосвященника Господа Иисуса с еврейскими первосвященниками, которые ставили себя выше Самого Христа, но совсем не о том, нужны или нет в Церкви Христовой священнослужители.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

«В наше время распространению учения святых отцов особливо противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием» (письмо 261). «Умножились люди, пренебрегающие законом Божиим и не останавливающиеся ввергать ближних в беды и напасти». Святитель Игнатий (Брянчанинов) (письмо 298). Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда»... Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их... Вот, Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал» ( Иер. 23:16, 17, 21, 22, 31 ). Кто из современных учителей опасен как еретик. Рудольф Штейнер – немецкий мыслитель, «ясновидец», типичный представитель гностического неохристианства, всемирно известный теософ-окультист, завершивший свои теософские изыскания созданием новой «духовной науки» – пресловутой антропософии. «Главные отличительные черты этой ереси следующие: – ярко выраженная оккультная направленность; – полное отсутствие покаянного духа; – антропоцентризм, неизбежно ведущий к дьяволоцентризму. Антропософия, будучи еретической пародией на христианскую антропологию, отрывает христианина от Церкви и лишает его благодати церковных таинств. Без исповеди и причастия Святых Христовых Тайн невозможно вести правильную, успешную борьбу со страстями. В результате отвержения этой святыни отвергается и делание Господних заповедей, т.е. жизнь по законам Богооткровенного Евангелия. Подвиг внутреннего крестоношения подменяется сомнительной интеллектуальной активностью. Ложное понимание новозаветного вероучения заводит в тупик рационалистической прелести. Антропософы принимают и любят Искупителя рассудочным воображением, в действительности же они отрекаются от Него всей своей жизнью. Как правило, у них «нет явного отречения от Бога, – но, несомненно, имеется отречение прикрытое, – так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более заботясь об уничтожении существенного, нежели наружного». Святитель Игнатий (Брянчанинов) т. 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Видишь ли, что за сохранение заповедей ум сподобляется благодати таинственного созерцания и откровения духовного ведения, а не как предполагала твоя мудрость, что дело хранения заповедей служит препятствием к созерцанию Божественных тайн, совершаемых в безмолвии. Потому умоляю тебя: если ощутишь в душе своей, что ты достиг области любви, соблюдай новые заповеди из любви к Давшему их, а не по страху, как и блаженный Павел, когда возгорелся Божественною любовию, сказал: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8, 35; 38–39 ). И чтобы кто не подумал, что он желает великой награды, или чести, или изобилия духовных даров, как желает их твоя святыня, он сказал: «желал бы сам быть отлученным от Христа» ( Рим. 9, 3 ), чтобы присвоены Ему были чуждые. И чтобы ты узнал, что не таинственного и отшельнического созерцания искал он, как ты, а желает един ственно того, чего часто сподоблялись и иные по благодати, слушай, что говорит он в другом месте: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13, 1–2 ), потому что законная дверь, вводящая в это, есть любовь. Если приобретаем любовь, она вводит нас в это. Если же сподобимся этого по благодати без любви, то непременно когда-нибудь утратим это, потому что стяжание и страж высших святых и божественного жития есть любовь. Как только монах лишится любви, сердце его тотчас лишается мира, который есть селение Божие, и заключается для него дверь благодати, которою Господь наш входит и выходит, как Он сказал: Я есмь дверь Жизни, и мною человек войдет в Жизнь и найдет пажить ( Ин. 10, 9 ) для питания духовной жизни, где ему не мешает ни злоба, ни прелесть, но на всех восхождениях откровений ведения и таинственных созерцаний Божественная любовь вводит и изводит его, как и тех, которые имеют свободу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Это первая заповедь. И вторая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). Невозможно, возлюбив Бога, не любить ближнего; невозможно, любя ближних, не любить Бога. Святой апостол Иоанн говорит: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Пример двух великих святых учит нас, что пути человеческие могут быть разными, но они могут соединиться в один путь христианской жизни, основанной на исполнении заповедей Христа о любви к Богу и к ближним. И если мы встанем на такой путь, то он приведет нас туда же, куда привел преподобного Сергия и святую преподобномученицу Елизавету — в Царство Небесное, в обитель Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Изгнание Бесов. Неделя 5–я по Пятидесятнице В евангельском чтении, которое мы только что слышали, говорится об изгнании Господом бесов из людей, которые долгое время были одержимы ими. В Евангелии много подобных историй. И всякий раз, читая их, мы задаемся вопросом: какое отношение это имеет к нам? Оказывается, что самое прямое, потому что, как и во времена Иисуса Христа, люди сегодня подвергаются нападениям со стороны бесов. В жизни человечества с тех пор изменилось многое, а в жизни бесов не изменилось ничего. Они все так же коварны, хитры, и все так же прилагают усилия, чтобы воспрепятствовать нашему спасению. Люди по–разному относятся к бесам. Одни вообще не верят в их существование, другие, наоборот, их страшатся и всюду видят для себя угрозу сглаза, порчи и тому подобного. Мы должны помнить, что если мы православные христиане, если мы исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Тайн, носим на себе крест Христов и осеняем себя крестным знамением, если живем в соответствии с Евангелием и исполняем заповеди Божии, то ничто из этого нам не страшно, ничто бесовское не может нас коснуться, потому что мы прочно защищены щитом веры, щитом Христовым, который не позволит ни одной из стрел, посланных бесами, поразить нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010