Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? ( 2Кор. 11:29 ) Не напрасно святая Церковь , ублажая всехвальных Апостолов, поет: чтем болезни и труды ваша. Какое неисчислимое множество болезней и трудов представляет нам ныне чтенное краткое воспоминание св. Апостола Павла о своем служении благовествованию Христову! Изнурения, бдения, алчба и жажда, стужа и нагота, отовсюду опасности и беды, кораблекрушения, раны, темницы и многократные приражения смерти – вот печати его апостольского подвига. Но этого не довольно: «еще тягостнее, – как замечает св. Златоуст 1 , – были для него внутренние борения и одна за другою приливавшиеся волны забот о братиях. Каждый, даже самый уничиженнейший из них, был для него как ближайший родной, от которого ничто не могло его отторгнуть, о каждом он болел, как мать, находящаяся в муках рождения. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Слова эти показывают, что он так сокрушался об изнемогающих, как бы сам одержим был их болезнью; так страдал вместе с соблазняющимися, как бы палим был и горел». Вот образец истинной сострадательности для пастырей духовных, для родителей христианских и для всех, радеющих о спасении ближних! Взирая на такой высокий образец, размыслим, благочестивые слушатели, откуда истекает и чем подкрепляется в душе истинного ученика Христова чувство сострадания к немощным и впадающим в грехи собратьям. Источник всякого святого чувствования в сердце христианина есть Божественное сердце Спасителя нашего: так и источник христианского сострадания к одержимым болезнями душевными есть неизреченно милосердное сострадание Господа Иисуса Христа ко всем грешникам. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха ( Евр. 4:15 ). Сколь глубоко грешный человек пал, столь глубоко многомилостивый Господь преклонился к падшему, чтобы его восставить. Какие только унижения, лишения и скорби навлек на себя и приготовил себе человек, отступивший от Бога, все оные милосердующий Господь восприял на Себя, соединив с Божественным естеством Своим, не могущим страдать, естество человеческое. Он не только изведал на Себе все наши немощи и скорби, но и вкусил за нас самую смерть; не только претерпел за нас жесточайшие мучения телесные, но и испытал, по человеческому естеству Своему, ужаснейшее страдание душевное, то есть чувство оставления от Бога. Так велика любовь Его, так беспредельно Его сострадание к грешникам!

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Лука в Евангелии: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне по тщательном исследовании всего сначала по порядку описать ( Лк.1:1–3 )… Свое Евангелие св. Лука начинает повествованием о служении отца Предтечева, св. Захарии, бывшего одним из ветхозаветных священников, которые обязаны были приносить в жертву Богу между прочими приношениями и тельцов. Также св. Евангелист Лука изображается на иконах с тельцом, так как он больше писал о Христе, как о жертве за грехи народа. Св. Лука написал также книгу Деяний св. апостолов, в которой подробно изобразил сошествие Св. Духа на апостолов, их деяния и чудеса, распространение Евангелия среди неверующих через проповедь апостольскую и устройство первоначальной Церкви Христовой на земле, в особенности же подробно описал жизнь и деяния св. апостола Павла, любимым учеником и ближайшим сотрудником которого он был. Предание говорит, что св. Евангелист Лука написал первую в мире икону, именно образ младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и что после того он писал еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес Ей те иконы. Богородица, увидев образ Свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с этими иконами». Св. Евангелист Лука, говорит то же предание, написал на досках и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла 34 . Таким образом со св. апостола и Евангелиста Луки началось иконописание в мире. В половине XII в. одна из икон Божией Матери, приписываемых св. апостолу Луке, была привезена из Константинополя, где она прежде хранилась, в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Отсюда она вскоре была перевезена во Владимир, а в 1395 г., при нашествии Тамерлана, торжественно перенесена в Москву 26 августа, после чего Тамерлан оставил свое намерение овладеть Москвою и ушел из России. Чудотворная Владимирская икона Богоматери была поставлена в Москве в Успенском соборе, где находится и теперь. В Петербурге также находится чудотворная икона Богоматери, писанная, по преданию, св. Евангелистом Лукою. Святыня эта принесена была в 1799 году 12 октября из Мальты в Гатчину рыцарями ордена св. Иоанна императору Павлу. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие из иудеев и язычников, чтивших Бога, последовали за апостолами, чтобы получить от них наставление в вере. В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие. Но иудейские раввины и учители, исполнившись зависти и злобы, вместо того, чтобы примером своим располагать других в пользу нового учения, начали противоречить апостолу Павлу и злословить его. Тогда Павел с силою и властию сказал им: «Вам первым надлежало быть проповедану Слову Божию, но как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни; то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал Господь: «я положил тебя во свете язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли» ( Ис.59:6 ). Слова эти более расположили в пользу Евангелия язычников; многие из них уверовали и прославили Господа. Но тем более возрастала ненависть иудеев. Не имея возможности действовать против апостолов собственными силами, славившихся набожностью и знаменитостью рода, а это, в свою очередь, повлияло на городских правителей. Тогда Павел и его спутники, отрясши прах от ног своих, оставили Антиохию. Вышедши из Антиохии, Павел и Варнава пришли в Иконию. Здесь апостолы пробыли довольно времени, смело и безбоязненно проповедуя веру Христову и сопровождая проповедь знамениями и чудесами. Следствием этого было то, что многие из иудеев и язычников обратились ко Христу. Но неверующие иудеи так сильно стали действовать против апостолов и новообращенных христиан, что весь город разделился: одни были на стороне иудеев и обвиняли Павла и Варнаву, как врагов отечественной религии, другие почитали апостолов за великих посланников Божиих. Возмущение достигло до того, что враги апостолов хотели побить их камнями. Но они, узнав об этом, успели удалиться в Ликаонские города Листру и Дервию. В Листре, когда Павел благовествовал, в числе окружавшего его народа находился один нищий, который не владел ногами от самого рождения. Увлеченный проповедью апостола, он готов был обратиться ко Христу и в духе живой веры ожидал от Павла себе исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недоверие к Павлу уступило место братской любви, – и с тех пор Павел стал иметь общение с апостолами ( Деян.9:28 ). Пребывание св. апостола Павла в Иерусалиме было сопряжено с великой опасностью. Иудеи, особенно первосвященники и члены синедриона, были озлоблены против него более, чем против кого-либо из апостолов. Они хорошо помнили Савла, так деятельно и жестоко гнавшего христиан, и обращение его ко Христу считали великой изменой, требовавшей кровавой кары. Красноречивая, одушевленная и сильная проповедь апостола Павла о Христе приводила их в изумление. Но Павел не знал страха в деле проповеди и бестрепетно возвещал вслух всех и каждого, что распятый Иисус, прозванный Назарянином, Которого он прежде гнал, есть истинный Мессия, Сын Божий. Озлобленные иудеи составили заговор на жизнь апостола. Все верующие, узнав об угрожающей Павлу опасности, советовали и просили его удалиться из Иерусалима, но тщетно и безуспешно. Душа святого проповедника была занята одной мыслью, что Иерусалим, бывший свидетелем его гонения на христиан, должен быть свидетелем и его ревности по христианской религии. Он готов был своей кровью омыть пред лицем синедриона позор соучастия в убийстве св. первомученика Стефана. Но Промысл Божий судил ему долгую жизнь и предопределил его к еще большим подвигам. Однажды Павел взошел по обыкновению в храм для молитвы. Среди горячей молитвы он пришел как бы в некоторое восторженное исступление. В это время явился ему Христос и сказал: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне». В избытке святой ревности, Павел представлял, что иерусалимляне, соблазненные его прежнею жестокостью к христианам, ни от кого с такой убедительностью не могут слушать проповедь Евангелия, как от него. «Господи, – сказал он, – Им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах; и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его». Но Господь сказал Павлу: «Иди; Я пошлю тебя далеко, к язычникам» ( Деян.22:17–21 ). После этого видения Павел, при содействии братии, удалился сначала в Кесарию, а потом в Тарс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но мы-то знаем, братья и сестры, что не небесный гость пожаловал в дом Марии, а сам живой и невредимый апостол Петр, который вполне реально и уверенно продолжал стучать в дверь. На стук его вышли уже все люди, находившиеся здесь: Когда же отворили, то увидели его и изумились. Они прекрасно знали, какой силой и влиянием обладает синедрион. Они также были уверены, что их любимого духовного руководителя неминуемо ждет смертная казнь. Да, они трепетно молились, просили Бога об освобождении апостола Петра, но когда собственными глазами увидели действенность молитвенного подвига, поразились до глубины души. Вероятно, реакция их была слишком бурной, они стали кричать, все одновременно расспрашивать, шуметь. Но апостолу необходимо было донести до них правду Божию, дабы и они осознали силу и величие Господа. Автор Деяний свидетельствует: Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место. Апостол просит, чтобы об этом событии известили предстоятеля Иерусалимской Церкви, Иакова Праведного, брата Господня, и всех остальных христиан. Петр не мог оставаться в сем месте, так как оно было хорошо известно фарисеям и прочим вождям иудейским. Здесь ему грозила большая опасность. Он помнил и следовал наставлению Божественного Учителя: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф.10:23 ). Это вполне закономерно объяснялось тем, что не всякая опасность служила подтверждением Божественной славы нашего Спасителя. Иногда для успеха дела благовестия требовалось не рисковать, выждать определенное время. Именно этим руководствуется в своих действиях апостол Петр. Святитель Иоанн Златоуст пишет об том: «Не искушал Бога и не подвергал сам себя опасности, ибо и это они (апостолы) делали только тогда, когда им было повелеваемо». Относительно того, куда направился апостол, существуют лишь предположения. В книге Деяний о Петре не упоминается после этого вплоть до Апостольского собора в Иерусалиме. Некоторые исследователи предполагают, что первоверховный и всехвальный апостол Петр направился в Рим, чтобы в самом центре исторически сложившегося мира проповедовать слово Божие. Достоверно известно, например, что он действительно пребывал в Риме в первые годы царствования императора Клавдия. Вот как раз в это время апостол Петр и мог совершить предполагаемое путешествие, которое состоялось после иудейской пасхи, в четвертый год правления императора Клавдия.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Он и прежде проповедовал им Евангелие, но его голос сливался с голосами других проповедников: он назидал на основании, положенном другими; между тем ревность к распространению истины Христовой побудила его проповедовать там, где еще не было известно имя Христово. К столь великому подвигу Павел был подготовлен новым, чрезвычайным откровением, о котором упоминается в 12 главе 2 послания к Коринфянам 24 . По свидетельству апостола Павла, он пришел как бы в исступленное состояние, так что не мог дать себе отчета в бывшем ему откровении; он не знал, находился ли он тогда в теле, или вне тела одна душа оставалась. И в этом состоянии Павел восхищен был до третьего неба и там, в блаженном жилище небожителей, слышал такие неизреченные слова, которые невозможно пересказать, для выражения которых нет слов на языке человеческом. Это чудесное откровение послужило к утешению и ободрению апостола на его многотрудном поприще, и таким образом подготовило его к предстоящему апостольскому путешествию. Самое путешествие было предпринято вследствие откровения бывшего некоторым из представителей Антиохийской Церкви. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый чрез пророков сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я их призвал» ( Деян.13:2 ). Призвание апостола Павла быть апостолом язычников было, конечно, всем известно в Церкви Антиохийской, а потому все понимали, к чему призывал теперь Варнаву и Павла Дух Святый. Все понимали также важность и величие подвига, к какому призывались эти апостолы, и потому отпустили их после особенного поста и молитвы, возложив на них руки и, таким образом, посвятив их на особенное служение. Напутствованные молитвами и благословениями Церкви апостолы Павел и Варнава отправились, по откровению Божию, в Селевкию, небольшой приморский город, лежащий против острова Кипра, а отсюда отплыли в Кипр. Здесь они высадились в Саламине, где и начали проповедовать слово Божие в иудейских синагогах. Из Саламина апостолы пошли далее по острову, повсюду проповедуя Христа, и достигли, наконец, противоположного берега, где лежал главный город острова – Паф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Открылось сильное возмущение, и Павел только при помощи отряда войск римских, вышедших из прилегавшей к храму крепости Антониевой, мог быть вырван из рук разъяренной толпы. Считая Павла действительно в чем-либо виновным, тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями. Потом, не имея возможности, по причине беспорядочного народного крика, узнать, в чем именно обвиняют Павла, он повелел вести его в крепость. На лестнице ап. Павел испросил у тысяченачальника позволение говорить к народу и сказал к нему речь, в которой, в оправдание себя, передал историю чудесного обращения своего ко Христу. Иудеи терпеливо и со вниманием слушали апостола. Но когда он сказал, что Сам Господь, явившись ему в Храме, послал его с проповедью к язычникам, вся народная толпа снова пришла в неистовство и стала яростно кричать: «Истреби от земли такого, ибо ему не должно жить!» Тогда тысяченачальник повелел вести апостола в крепость и, чтобы узнать, в чем он виновен, хотел подвергнуть его пытке. Но когда растянули Павла для бичевания, он сказал стоявшему сотнику: «Разве вам дозволено бичевать римского гражданина, да и без суда?» Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: «Смотри, что ты хочешь делать? Этот человек римский гражданин». Тогда тысяченачальник спросил Павла: «Скажи мне, ты римский гражданин?» Павел отвечал утвердительно. Тысяченачальник сказал: «Я за большие деньги приобрел это гражданство». Павел же отвечал на это: «А я и родился в нем». Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он римский гражданин, испугался, что связал его, и велел освободить его от оков. На другой день, желая достоверно узнать, в чем иудеи обвиняют Павла, тысяченачальник повелел собраться первосвященникам и синедриону и, выведши Павла из крепости, поставил его перед ними. Павел бестрепетно выступил, чтобы защищать имя Иисуса перед людьми, от которых он некогда искал полномочия гнать Его. Сознание своей невинности наполнило его душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел и Сила были препровождены в отстоящий от Фессалоник около десяти миль город Верию. Здесь проповедь Павла имела еще более значительный успех; но фессалоникийские иудеи, узнав, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, пришли сюда и стали возмущать против него народ. Тогда Павел оставил в Верии, для утверждения в вере обратившихся ко Христу, Силу и Тимофея, сам отправился далее и прибыл в Афины. Придя в Афины, ап. Павел не тотчас приступил к евангельской проповеди; чтобы успешнее действовать в этом центре языческой мудрости, он хотел начать здесь проповедь о Христе вместе с Силой и Тимофеем, которых он оставил в Верии. В ожидании же их прибытия сюда, он посвятил некоторое время внимательному осмотру города. Этот осмотр показал Павлу, что богатая и роскошная столица Греции ничем так не богата, как идолами, и это глубоко возмутило дух св. апостола. Он не мог выждать Силы и Тимофея; повсюду вокруг себя видя следы языческой лжи и развращения, он без помощников открыл свою проповедь, стараясь противодействовать ею тьме заблуждений и пороков, в которых видел погруженными афинян. По субботам он беседовал с иудеями и прозелитами, а чтобы и язычников не оставлять без вразумления, он, пользуясь любовью афинян к новостям и рассуждениям, беседовал ежедневно на площади со встречающимися. Между лицами, с которыми приходилось апостолу сталкиваться и вступать в религиозные беседы, были, между прочим, последователи эпикурейской и стоической философии, воззрения которых были совершенно противоположны проповедываемому Павлом христианскому учению. Некоторые из этих философов вступали с апостолом в споры, не понимая и не желая понять его учения. Одни из них с гордым презрением спрашивали: «Что хочет сказать этот суеслов?» В других же проповедь Павла возбудила лишь любопытство своей новостью: «Кажется, он проповедует о чужих божествах», говорили они. Движимые любопытством, они привели апостола в ареопаг и попросили его пред собранием образованнейших людей своей страны раскрыть более подробно новое учение, им проповедуемое, которое им показалось весьма странным и неслыханным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По входе в нижнюю церковь , на площадке лестницы, имеется фреска со следующей латинской надписью: «Когда пришли мы в Рим, то Павлу позволено было жить особо с воином, стерегущим его» ( Деян. 28:16 ). На площадке противоположной лестницы, ведущей в нижнюю церковь , с правой стороны от главного входа, видны также следы фрески с латинской надписью: «Жил целых два года на своем иждивении и принимал всех приходящих к нему, проповедуя царствие Божие» ( Деян. 28, 30 и 31). В самой нижней церкви показывают: место, где некогда стояла чудотворная икона Божией Матери, которая находится в настоящее время в верхней церкви; источник чудесно изведенной апостолом Павлом воды, в котором он крестил всех обращающихся, по слову его, ко Христу; небольшую колонну, к которой был прикован св. апостол Павел, причем на ней видна латинская надпись: «Для слова Божия нет уз» ( 2Тим. 2:9 ). 33. Церковь во имя святого славного и всехвального первоверховного апостола Павла в части города, именуемой «Регола» (Chiesa di S. Paolo alla Regola; Via S. Paolo alla Regola, 6) В этой церкви с правой стороны от главного престола имеется дверь в комнату, в которой, по преданию, апостол Павел тайно от правительства проповедовал слово Божие во второе свое пребывание в Риме, после того как возвратился сюда из своего путешествия на Восток и на крайний Запад (в Испанию) и прежде чем заключен был в Мамертинскую темницу. В комнате устроен придел, с мозаичным алтарным образом св. апостола Павла 56 . В то время с великим тщанием нашел апостола Павла в Риме Онисифор из Ефеса и послужил ему, за что апостол Павел молитвенно желает ему «обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1:16–18 ), то есть в день Страшного Суда. В то время вызывали апостола Павла в первый раз на суд к Нерону, о чем он сам повествует в таких выражениях: «При первом моем ответе никого не было со мной, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники: и я избавился от львиных челюстей» ( 2Tuм. IV, 16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По преданию, апостолы Петр и Павел оба были заключены в эту темницу по приказанию римского императора Нерона, одновременно приняли мученическую кончину здесь около 57 г. по Р. X. В Мамертинской темнице доселе показывают тот самый столб, к которому был прикреплен ап. Петр в то время, когда он запечатлел свою апостольскую верность Господу своею мученическою кровью. Жена св. ап. Петра, по преданию, сопровождала апостола в его путешествиях и потерпела также здесь мученичество. Св. Церковь вместе с ап. Павлом наименовала ап. Петра первоверховным и празднует память его вместе с ап. Павлом 29 июня; кроме того, особо, 16 января поклонение честных вериг св. и всехвального ап. Петра. Св. ап. Петр оставил нам два соборных послания к уверовавшим иудеям, рассеянным вне Палестины. а) Первое соборное послание св. ап. Петра состоит из 5 глав и написано в Вавилоне в 65 г. по Р. X. по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Апостол прежде вообще убеждает христиан, невзирая на гонения, радоваться о вере своей, не смущаясь злословием язычников, в подражание Святому Богу провождать жизнь святую, покоряться земным властям и не прикрывать пороков христианской свободой, потом, в частности, излагает правила христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов церкви, пастырей и пасомых. б) Второе послание состоит из трех глав, писано ап. Петром незадолго до его кончины в Риме. Оно есть как бы последнее завещание его верующим. Голосом умирающего мученика апостол умоляет верующих быть твердыми и неуклонными в вере, остерегаться лжеучителей и не почитать обетований Божиих несбыточными из-за того, что еще не наступает последний день мира, а лучше пользоваться долготерпением Божиим для своего спасения. Ибо, если избегши скверн мира, говорит он в одном месте, чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого. И в другом месте он говорит: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Приидет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрешатся, земля и все дела на ней сгорят ( II Nem. II:20, III:9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010