Закрыть itemscope itemtype="" > Время трезветь и рыдать - грянуло 17.10.2006 367 Время на чтение 10 минут Население Санкт-Петербурга продолжает стремительно сокращаться. Коэффициент естественной убыли - 8,9 на тысячу жителей, при этом число умерших превышает число родившихся более чем в два раза. Рождаемость в нашем городе вообще самая низкая по стране. Средний возраст петербуржца сегодня - 40 лет. Во всех этих бедах не последнюю роль играет алкоголь, который ежедневно собирает обильную жатву не только смертями спившихся людей, но покорёженными судьбами, разбитыми мечтами, развалившимися семьями, детским социальным сиротством, ведь в каждой стопке выпитой - полстопки детских слёз. А можно ли бороться с недугом алкоголизма? Приносит ли эта борьба зримые плоды? С этими вопросами мы обратились к секретарю отдела по борьбе с алкоголизмом и наркомании СПб епархии Владимиру Анатольевичу ЦЫГАНКОВУ, организовавшему в октябре 2004 года Школу трезвения при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Кто не любит обличения, тот не хочет исправления В.Цыганков: - Школа трезвения - это народный университет здоровья, прежде всего духовно-нравственного. Мы помогаем людям преодолеть алкогольную, табачную и игровую зависимости. На подготовительном курсе (три занятия) рассказываем о природе зависимостей и эффективных способах их исцеления. На основном курсе закрепляется установка на отказ от алкоголя, сигарет, игровых автоматов. Удивительное дело, но, даже решившись лечиться от алкогольной зависимости, человек приходит к нам несколько агрессивно-скептически настроенный: " Ну, давайте, лечите меня. Перевоспитывайте " . А мы занятия начинаем с вопроса: " Почему вы решили, что вы алкогольно-зависимые? " В классе - недоумение, потом начинают сыпаться аргументы: " Да как же? Меня с работы уволили из-за пьянок " , " А от меня жена ушла, с детьми видеться запрещает " , " У меня здоровье совсем никудышное стало " ... То есть мы так строим первую встречу, что люди сами приходят к выводу, что они алкогольно-зависимые и нуждаются в помощи, поскольку сами с бедой справиться уже не могут.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

VI. Beer Studia Asiatica. Leipzig. 1840. – В этой книжке напечатано множество Синайских надписей с чтением их, и с извлеченной из них азбукой. VII. Zeitschrift der Deutschen Morgenländisch. Gesellschaft. III Band. II und III Heft. 1849. В этой книжке объяснено несколько тех же надписей и изложено мнение о них. Человеческое ведение, как некое дивное здание, вечно строится и перестраивается по обширнейшему чертежу. Велик сонм состроителей его, и каждый из них зиждет, или украшает в нем свои подручные части. Я в этот раз поставил в сем здании один одушевленный древнейшими письменами утес Синайский, на котором по счастью открыт мной подстрочный перевод их, и изложил свое мнение о них. Тяжелый труд мой кончен. Помянутый утес уцелеет: а мое мнение о письменах Кинея Манафы, начертанных на нем и на подобных ему скрижалях, или заменится другим наилучшим, или утвердится общим судом ученых мужей. Dies docebit! Еще одно слово на всякий случай! Это сочинение мое было начато в святом граде Иерусалиме в 1851 году, продолжено в Ораниенбауме под незабвенным кровом истинно-христианского милосердия в 1856 году, а окончено в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре в С.-Петербурге в 23 день Января 1857 года. Хвала Подателю разума и ведения! 2 Смотри две из них в том же издании на листе 77 под 53 и 54. Они отподоблены не вполне по недостатку времени. 9 Бунзен утверждал, что четыре фараона этой династии самодержавствовали 155 лет с 3229 по 3074 год до P. X. Aegyptens Stelle in der Welt-geschichte. 3 Baad. Hamburg. 1845. 11 Aegyptens Stelle in der Weltgeschichte von Bunsen. Band. V. Gotha. 1856. – И в нашей церковной азбуке ко всем буквам приисканы духовные предметы. Учась по ней, я выговаривал: Аз – Ангел, Бки – Бг, Вéди – Владычица, Глагль – Госпдь и проч. 16 В монастырях Палестинских и Афонских в в Риме я видел на стенах храмов, на иконах и крестах множество букв, напр.: . ЕЕЕЕ. Те в другие изъясняются так: θα θεο θεον θυμα, т.е. Чудись Чудному Чуду Чудодействующего: Ευρηκεν Ευρημα Ελενη Εν γολγοθ=т.е. Обрела Олёна Обретение (крест) От голгофы. В Римских церквах значение латинских букв H. L. F и др. на одеждах апостолов и Господа не объяснено тамошними знатоками древностей. А я думаю, что они напоминают начало церковных песнопений во славу апостолов. Ибо греки, которым римляне подражали в церковной живописи, заимствовали из таких же песнопений те буквы, кои изображали на храмовых стенах, или на крестах и проч. По подражанию грекам и у нас на монашеских параманах буквы М. Λ. Р. Б. заняты из Седальна, читаемого в страстн. понедельник на утрени: сто Λобноε Ρай Бысть.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Добрый, отзывчивый, самый обыкновенный с виду, – говорит о нем отец Тихон. – Но однажды я заглянул в отгороженный закуток, где он ночевал, и вздрогнул от неожиданности: там стоял гроб. Оказалось, в нем и спал послушник Александр, так же, как это делали великие подвижники. Когда он узнал, что я выпускник ВГИКа, то, смущаясь, попросил меня посмотреть его стихи. Это было сильнейшее впечатление. Многие из них я до сих пор помню наизусть. Строки песен и стихов иеромонаха Романа действительно врезаются многим в память, поскольку в них – искренняя вера и трогательная любовь. Они звучат как афоризмы. Такие, например, как: " Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу " . Или из самой знаменитой песни " Колокольный звон " : " Русь еще жива, Русь еще поет " . Лучшая поэзия – молчание И вдруг он замолчал. Случилось это так. Утром отец Роман вышел на крыльцо и увидел странную картину. Возле кормушки, как всегда, собралось множество птиц, они обычно устраивали невообразимый гвалт, а тут – тишина. Он пригляделся и понял: птицы щебечут, как всегда. Просто он их не слышит. Вместе со слухом он потерял и дар речи. Так началось долгое молчание отца Романа. Он отказывался от врачебной помощи. Считал это необходимым испытанием свыше. " Лучшая поэзия – молчание, лучшее молчание – молитва " . Все общение теперь свелось к переписке. В это время к нему в скит приезжал известный актер Сергей Безруков, который подготовил альбом песен на стихи отца Романа. Готовился к долгому разговору об авторских правах. Но получил лишь краткое благословение на листке бумаги. Восемь лет он жил в безмолвии. Молился. Писал иконы и стихи. И вдруг, так же внезапно, к нему вернулись и голос, и слух. Что это было, – болезнь, знак свыше, необходимая для творчества пауза – не знает, возможно, и сам отец Роман. В прошлом году – редкий случай – он появился на публике. В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Петербурге ему вручали премию " За вклад в русскую поэзию " . Выступая на торжестве, отец Роман говорил:

http://religare.ru/2_102602.html

Год от года жизнь у созависимых становится тяжелее и безрадостней. Мне часто приходится слышать от созависимых жен и матерей об их сильно пьющих мужьях и сыновьях: " Он сделал мою жизнь невыносимой " . Я выслушал множество ужасных историй о том, как алкоголезависимый член семьи, взрослый мужчина, продолжает себя вести, как ребенок, и полностью снимает с себя груз своих семейных обязанностей. Я знаю множество способов, с помощью которых родственники зависимых людей могли бы помочь и им, и себе. Но вся беда в том, что созависимые тяжело осознают простую истину - чтобы ситуация изменилась к лучшему, следует предпринять необходимые изменения им самим. Проблемы зависимого и созависимого поведения сами собой не решаются, а, наоборот, при неправильных действиях или бездействии -усугубляются. Если вы не являетесь частью решения проблемы, значит вы - часть самой проблемы. Когда я спрашиваю: " Почему бы вам не прекратить расплачиваться за поступки пьющего и перестать потакать ему, усугубляя его патологическую зависимость? " , то в ответ неизменно слышу: " А что же мне делать? Совсем бросить его? " У созависимых людей часто наблюдаются именно такие две крайности - либо " тащить на себе " , либо " бросить " . Когда созависимые жены и матери говорят: " Я все уже перепробовала - ничего не помогает " , я понимаю, что они испробовали в отношении пьющего члена семьи именно те способы, которые обречены на провал. Так что же люди, живущие с алкоголезависимым человеком, делают неправильно? И как научиться жить так, чтобы не усугублять болезнь под названием " алкоголизм " , не убивать в семье любовь, не плодить ссоры, ненависть и обиды? Как помочь человеку, зависимому от алкоголя? Что нужно сделать, чтобы он прекратил безудержное пьянство? Как ему стать свободным от рюмки и обрести обычное человеческое счастье? Как вернуть потерянную им работу? Вопросы, вопросы, вопросы... Постоянно возникает множество неясных и вроде бы безысходных ситуаций, если ваш член семьи злоупотребляет спиртным. В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре постоянно проходят циклы семинаров под названием " Как помочь пьющему члену семьи " . Здесь желающие могут получить необходимые знания по интересующим их вопросам. Телефон для записи на семинары: 274-33-04 (по рабочим дням с 12 до 17 часов).

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/15/...

Участники программы «Александр Невский — имя России» призывают возвратить Александро-Невской лавре изъятые в советское время храмы и святыни 14 января 2010 г. 16:12 Участники Международной программы «Александр Невский — имя России» выражают надежду на то, что Александро-Невской лавре будут возвращены отобранные храмы и святыни. По инициативе участников программы в федеральные и региональные органы власти направлены ходатайства о возвращении Лавре храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, Благовещенского храма-усыпальницы, храмов на Тихвинском и Лазаревском кладбищах Петербурга, а также раки, изготовленной специально для хранения честных мощей святого Александра Невского, которая до сих пор находится в государственном музее «Эрмитаж». Программа «Александр Невский — имя России» получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и была поддержана правительством Ленинградской области. Программа приурочена к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, которое будет праздноваться в 2020 году. Концепция программы была разработана Александро-Невской лаврой. Основным координатором программы стало Александро-Невское братство, существовавшее при Лавре с 1917 по 1932 год и воссозданное в 2009 году. Председателем этой межрегиональной организации стал епископ Выборгский Назарий , наместник Александро-Невской лавры, викарий Санкт-Петербургской и Ладожской епархии . Деятельность братства осуществляется по нескольким направлениям: общественно-политическому, духовно-просветительскому, социальному; большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. В начале декабря в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошла Межрегиональная научно-общественная конференция «Александр Невский — имя России». По результатам конференции было принято обращение о возвращении Александро-Невской лавре отобранных в советское время храмов и святынь. В обращении, в частности, говорится: «В 2013 году исполняется 300-летие со дня основания крупнейшего духовного центра России — Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Участники конференции обращают внимание на факт отсутствия в Александро-Невской лавре храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, по причине того, что этот храм был отобран у Александро-Невской лавры богоборческой властью и здание храма до сих пор занимает музей городской скульптуры. Факт отсутствия в православном монастыре действующего храма во имя святого, в честь которого назван монастырь, не имеет аналогов ни в одном регионе России и нигде в мире Ежедневно Александро-Невскую лавру посещают тысячи паломников со всего мира, у которых вызывает крайнее недоумение отсутствие возможности совершить молитву в престольном храме монастыря. Такое положение дел свидетельствует о том, что в Санкт-Петербурге еще не устранены пережитки богоборческого прошлого 

http://patriarchia.ru/db/text/995933.htm...

Хор Александро-Невской Лавры совершит духовно-просветительское паломничество по городам Крыма Ялта, 19 июля 2013 г. С 20 по 30 июля Архиерейский праздничный хор Александро-Невской Лавры посетит с духовно-просветительским паломничеством полуостров Крым. Поездка приурочена к празднованию 1025-летия Крещения Руси, 400-летию династии Дома Романовых и 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Во время духовно-просветительского паломничества архиерейский праздничный хор Александро-Невской Лавры посетит Ялту, Херсонес, Симферополь и Севастополь. Вместе с хором Крым посетит наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий. В концертной программе прозвучат духовные песнопения, императорские гимны Российского государства и полковые песни царской армии, в том числе времен Петра I и Екатерины II. Специально для юбилея Александро-Невской Лавры композитором Владиславом Панченко была написана кантата, которая так же войдет в концертное выступление. 20 июля в 20:00 в концертном зале «Юбилейный» города Ялты начнутся выступления хора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры под управлением заслуженного деятеля культуры В.М. Рязанова. 25 июля во Владимирском соборе города Херсонеса хор выступит на открытии фотовыставки «300 лет бытия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», которая уже побывала в Москве в Храме Христа Спасителя, в Пятигорске, в Свято-Успенской Святогорской Лавре и других городах России и Украины. Вместе с выставкой для молитвенного почитания на полуостров будет привезена икона святого благоверного князя Александра Невского (с частицей мощей). 28 июля в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира - крестителя Руси праздничный хор Александро-Невской Лавры примет участие в Божественной литургии во Владимирском соборе городаХерсонеса, построенном на предполагаемом месте крещения великого князя Владимира Святославича. Вечером того же дня в Крымском украинском музыкальном театре города Симферополя в 18:00 хор примет участие в праздничном концерте. 29 и 30 июля состоятся два концерта в Доме офицеров Черноморского флота РФ - ведущем культурно-досуговом центре города Севастополя. Концерт 29 июля будет посвящен 1025-летию Крещения Руси и 25-летию возрождения Русской Православной Церкви, а 30 июля поздравления с 300-летием примет старейшая монашеская обитель Санкт-Петербурга – Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Также в рамках духовно-просветительского паломничества состоятся выступления хора Лавры на кораблях: флагмане Черноморского флота РФ ракетном крейсере «Москва» и большом противолодочном корабле «Керчь». Организаторами поездки выступают: Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра и студия «Православное пение» Эдуарда Вакина. 19 июля 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62874.html

Архиерейский праздничный хор Александро-Невской лавры совершит духовно-просветительское паломничество по городам Крыма 19 июля 2013 г. 16:25 С 20 по 30 июля 2013 года Архиерейский праздничный хор Александро-Невской лавры посетит с духовно-просветительским паломничеством полуостров Крым. Поездка приурочена к празднованию 1025-летия Крещения Руси, 400-летию династии Дома Романовых и 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Во время духовно-просветительского паломничества Архиерейский хор посетит Ялту, Херсонес, Симферополь и Севастополь. Вместе с хором в Крыму побывает наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий . В концертной программе прозвучат духовные песнопения, императорские гимны Российского государства и полковые песни царской армии, в том числе времен Петра I и Екатерины II. Специально для юбилея Александро-Невской лавры композитором Владиславом Панченко была написана кантата, которая также войдет в концертное выступление. 20 июля в 20.00 в концертном зале «Юбилейный» города Ялты начнутся выступления хора Свято-Троицкой Александро-Невской лавры под управлением заслуженного деятеля культуры В.М. Рязанова. 25 июля во Владимирском соборе Херсонеса хор выступит на открытии фотовыставки «300 лет бытия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры», которая уже побывала в Москве в Храме Христа Спасителя, в Пятигорске, в Свято-Успенской Святогорской лавре и других городах России и Украины. Вместе с выставкой для молитвенного почитания на полуостров будет привезена икона святого благоверного князя Александра Невского (с частицей мощей). 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси, праздничный хор Александро-Невской лавры примет участие в Божественной литургии во Владимирском соборе Херсонеса, построенном на предполагаемом месте крещения великого князя Владимира Святославича. Вечером того же дня в Крымском украинском музыкальном театре города Симферополя в 18.00 хор примет участие в праздничном концерте. 29 и 30 июля состоятся два концерта в Доме офицеров Черноморского флота РФ — ведущем культурно-досуговом центре города Севастополя. Концерт 29 июля будет посвящен 1025-летию Крещения Руси и 25-летию возрождения Русской Православной Церкви, а 30 июля поздравления с 300-летием примет старейшая монашеская обитель Санкт-Петербурга — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Также в рамках духовно-просветительского паломничества состоятся выступления хора лавры на кораблях: флагмане Черноморского флота РФ ракетном крейсере «Москва» и большом противолодочном корабле «Керчь». Организаторами поездки выступают Свято-Троицкая Александро-Невская лавра и студия «Православное пение» Эдуарда Вакина. Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3109179.ht...

В Ростове-на-Дону открылась фотовыставка «300 лет бытия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры» 8 августа 2013 г. 18:35 8 августа 2013 года в Ростове-на-Дону открылась фотовыставка «300 лет бытия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры». На церемонии открытия в Донской публичной библиотеке собрались представители творческой интеллигенции, преподаватели вузов и Донской семинарии, духовенство Ростовской епархии . По благословению главы Донской митрополии выставку открыл руководитель информационного отдела Ростовской епархии протоиерей Даниил Азизов. Он зачитал обращение митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия к организаторам, участникам и гостям фотовыставки. От имени министерства культуры Ростовской области заведующая сектором образовательных учреждений и информационно-аналитической работы Светлана Дубатова выразила благодарность главе Донской митрополии и наместнику Александро-Невской лавры за возможность организовать выставку, которая стала ярким событием культурной жизни Дона. Как отметил куратор фотовыставки Геннадий Муравьев, в год, юбилейный для Александро-Невской лавры, Россия вспоминает и другие события, определившие ее историческое развитие, — 1025-летие Крещения Руси и 25-летие возрождения Русской Православной Церкви, 750 лет со времени преставления благоверного великого князя Александра Невского, 400-летие династии Романовых. Геннадий Муравьев передал в фонд библиотеки трехтомное издание, посвященное истории Александро-Невской лавры. На церемонии открытия выставки сводный хор духовенства Ростовской-на-Дону епархии под управлением диакона Владимира Зубрицкого исполнил тропарь святому князю Александру Невскому и другие церковные песнопения. Организаторами выставки выступают общественная программа «Александр Невский» Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного и Межрегиональная общественная организация «Александро-Невское братство». В Ростове-на-Дону выставка проходит при поддержке информационного отдела Ростовской епархии. Фотовыставка«300 лет бытия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры» — это старинные изображения начала прошлого столетия и современные фотографии. На выставке представлены уникальные фотографии храмов, разрушенных в XX веке, предметов храмового убранства, не сохранившихся до наших дней или не возвращенных лавре. Автор исторических снимков — Карл Булла, которого называют отцом российского фоторепортажа. Авторы современных работ — фотохудожники Михаил Манин, Юрий Костыгов, Александр Петросян. В рамках выставки из Александро-Невской лавры в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону принесена икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей. Для посетителей выставка доступна до 22 августа. Ростовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Состоится концерт-презентация нового альбома Анны Абикуловой «Пасхальный перезвон» и «Красная горка» апреля 2008 Школа трезвения Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, духовно-просветительский центр «Святодуховский» приглашает на концерт-презентацию нового альбома лауреата международных конкурсов Анны Абикуловой «Пасхальный перезвон» и «Красная горка». Альбом создан под духовным руководством и по благословению Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Прозвучат богослужебные песнопения, народные пасхальные песни, а также новые песни Анны Абикуловой о Светлом Христовом Воскресении, среди них гимн духовного трезвения «Христос Воскрес, для нас Воскрес!..», написанный недавно специально для Шклоы трезвения. Школа трезвения Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, духовно-просветительский центр " Святодуховский " приглашает на концерт-презентацию нового альбома лауреата международных конкурсов Анны Абикуловой " Пасхальный перезвон " и " Красная горка " . Альбом создан под духовным руководством и по благословению Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Прозвучат богослужебные песнопения, народные пасхальные песни, а также новые песни Анны Абикуловой о Светлом Христовом Воскресении, среди них гимн духовного трезвения " Христос Воскрес, для нас Воскрес!.. " , написанный недавно специально для Шклоы трезвения. Концерт состоится 30 апреля в 19-00 в зале Духовно-просветительского центра " Святодуховский " при участии актрисы Елены Станчиц и Ксении Зиновской. Афиша концерта-презентации нового альбома Анны Абикуловой Поделиться Школа трезвения Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, духовно-просветительский центр «Святодуховский» приглашает на концерт-презентацию нового альбома лауреата международных конкурсов Анны Абикуловой «Пасхальный перезвон» и «Красная горка». Альбом создан под духовным руководством и по благословению Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Прозвучат богослужебные песнопения, народные пасхальные песни, а также новые песни Анны Абикуловой о Светлом Христовом Воскресении, среди них гимн духовного трезвения «Христос Воскрес, для нас Воскрес!..», написанный недавно специально для Шклоы трезвения. 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=192...

Лит.: Богданов А. И., Рубан В. Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 по 1751. СПб., 1779; Живописное обозрение русских святых мест: Александро-Невская Лавра. Од., 1804. Вып. 3; Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М.,1809; Жизнь Петра Великого, описанная Г. Галемом: Пер. с нем. СПб., 1813; Пушкарев И. Описание С.-Петербурга. СПб., 1838; Павлов А. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах лаврских. СПб., 1842; Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860; Тихон, архим. К столетию Свято-Троицкого Собора в Александро-Невской лавре. СПб., 1890; Покровский П. Ф. К столетию Свято-Троицкого собора. СПб., 1890; Волховский М. Г. Святые места на Руси. СПб., 1894; Сперанский А. И. Александро-Невская лавра. СПб., 1897; Александро-Невская лавра. СПб., 1903; Лавры, монастыри, храмы на святой Руси. С.-Петербургская епархия, 1908; Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1909; Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 1712-1910 гг.: Крат. опись. СПб., 1910; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого. СПб., 1910; Грабарь И. Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом//Старые годы. 1911. Июль - сент.; Корольков М. «Архитекты Трезины»//Там же. 1911. Апр.; Саитов В. И. Петербургский некрополь. СПб., 1912-1913. 4 т.; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913 гг.: Ист. исслед. СПб., 1913; Семенова Л. Н. Участие шведских мастеровых в строительстве Петербурга (Первая четверть XVIII в.)//Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970; Кючарианц Д. А. Иван Старов. Л., 1982; Кудрявцев А. И., Шкода Г. Н. Александро-Невская лавра: Ансамбль и памятники некрополей. Л., 1986; Пирютко Ю. М. Лазаревская усыпальница - памятник русской культуры XVIII-XIX вв.//ПКНО, 1988. М., 1989. С. 485-497; Штелин Я. Записки об изящных искусствах. М., 1990; Семенцов С. В. Пространственная идея С.-Петербурга//Старые годы. 1993. 1; Памятная книжка С.-Петербургской епархии. СПб., 1995; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. СПб., 1995; он же. Судьба монастырей Санкт-Петербургской епархии в 20 в. СПб., 1997; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Ист.-церк. энциклопедия. СПб., 1996. Т. 1; Августин (Никитин), архим. Александро-Невская Лавра//Петербург и Россия: Петербургские чтения - 97. СПб., 1997.

http://pravenc.ru/text/64492.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010