На дивеевском монастырском кладбище некогда была устроена семейная усыпальница Чичаговых. В 1895 году скончалась матушка Наталия, супруга 37-летнего священника Леонида Чичагова, будущего священномученика Серафима, автора «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Над могилой жены отцом Леонидом была возведена часовня, и в ней он приготовил место погребения и для себя. У надгробия Наталии Чичаговой висела икона с изображением кончины преподобного Серафима, а над местом будущей могилы святителя – икона, где Преподобный идет с посохом. Отвечая на частые вопросы, почему в часовне две иконы батюшки Серафима, владыка Серафим говорил: «Она (жена) уже умерла, а я еще хожу». Он выхлопотал бумагу от государя Николая II, в которой было приказано обязательно похоронить его в Дивееве, где бы он ни умер. Но обрести свой последний покой на монастырском кладбище в Дивееве митрополиту Серафиму было не суждено. После мученической кончины на полигоне НКВД в подмосковном поселке Бутово расстрелянный святитель был брошен в общую братскую могилу. После закрытия монастыря в 1927 году кладбище было разорено и сровнено с землей. По свидетельству старожилов деревянными крестами с кладбища топили печи на маслозаводе, а чугунные плиты местные жители использовали в домашнем хозяйстве (закладывали в печи, использовали при строительстве). С возобновлением обители люди стали отдавать эти плиты в монастырь. Обычно их обнаруживают после покупки домов у местных жителей и возвращают в монастырь. Их находят до сих пор, даже в окрестных селах, например, в Канерге, Осиновке, так что их собралось уже около двадцати, разных размеров, от 70 до 140 см в длину. В сентябре 2011 года игумения Сергия благословила восстановить монастырское кладбище, реконструировать по возможности так, как оно выглядит на сохранившейся старинной фотографии. Возобновление началось в восточной части киновии, за алтарем вновь выстроенного больничного храма в честь иконы Божией Матери «Целительница». Первоначально, еще до освящения церкви в 2008 году, был установлен деревянный крест над общей могилой дивеевских сестер, в которой захоронены останки, найденные во время строительных работ в киновии. Осенью 2011 года нижегородским художником по камню Дмитрием Ашаевым были отреставрированы две надгробные плиты с могил Марфы Гавриловны Муниной, «первоначальницы», как называл ее преподобный Серафим, и монахини Агрипины Васильевны Мелюковой, поступившей в обитель пятнадцати лет от роду по благословению Преподобного и скончавшейся в сорокалетнем возрасте 24 сентября 1859 года. Эти две плиты были положены на гранитные надгробия, воссозданные тем же художником по старинным дивеевским фотографиям.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырское_к...

Вновь стала возрождаться Дивеевская обитель, и исполнилось предсказание Преподобного - в 1992 году Казанская церковь была передана монастырю. Весной 2003 года приступили к ремонту храма и восстановлению колокольни и купола. Шум строительных работ все лето до осени слышался даже глубокой ночью. 31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря - на купол Казанской церкви. Были отреставрированы сохранившиеся росписи храма, а также созданы новые композиции, отражающие события истории Дивеевской обители. 31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преп. Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви. 8 сентября Преосвященный Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский, освятил правый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана, а 17 октября - левый придел во имя святителя и чудотворца Николая. Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря С этого храма началась история Дивеевского монастыря. Строительство храма началось в 1773 году. В благословенной грамоте Преосвященного Симона, епископа Рязанского, говорится: «Прошлаго 1773 года сентября 24 дня, по прошению того села приходских людей, а по данной от Антицессора нашего Преосвященного Палладия Епископа бываго Рязанскаго Благословенной Грамоте вместо означенной деревянной построена в том селе вновь церковь каменная с двемя приделы в вышеозначенныя Храмоимяновании» (ГАНО. Ф. 570. Оп. 555. 1779 г. Д. 31. Л. 9). Трехпрестольный Казанский храм построен в стиле русского, или провинциального, барокко. Казанский и Никольский приделы были холодные - для летнего времени, а Стефановский устроен теплый - для зимнего. Стефановский придел был наименован чудесным образом. Когда преподобная Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, раздался голос, возвестивший, что его надо будет посвятить первомученику архидиакону Стефану. На подоконнике кельи матушка обрела чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.

http://sobory.ru/article/?object=05361

В 1904 году был освящен нижний храм соборной церкви в честь нового канонизированного и столь почитаемого народом святого преподобного Серафима Саровского чудотворца. Этот храм является первым храмом, освященным в его честь! Поэтому одной из великих святынь скита-монастыря до сего дня является икона преподобного Серафима, написанная на части камня, на котором нес свой подвиг преподобный на протяжении тысячи дней и тысячи ночей. Эту икону подарили скиту сестры Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Из архивных документов известно, что проект храма был одобрен Волынским строительным отделением 9 сентября 1900 года под 315. Также известно, что на строительство Свято-Духова храма понадобилось 64 тысячи кирпичей, а штукатурка была изготовлена из алебастра. А главному инженеру строительства Л.И. Альбертусу за план и смету было заплачено в 1901 году триста рублей. Строителями этого храма были жители села Радзивилов Стефан Лукасевич и его помощники. Из колокольно-литейного завода братьев Самгиных, который находится в Москве, в марте 1901 года был доставлен колокол. Этот колокол был вылит на денежные средства одной благочестивой жительницы Санкт-Петербурга Анны Ильиной. Она также пожертвовала много икон и утвари, а также две тысячи рублей на благоустройство обители. История Свято-Духовского скита уходит в седые века, когда тут совершал свои подвиги преподобный Мефодий. На одной из Почаевских гор, поздней осенью 1197 г., Мефодий воздвиг маленькую часовенку. А в 1219 г. на вершине той горы был заложен монастырь с храмом Преображения Господнего. Монастырь отличался строгостью иноческой жизни; настоятель обители Мефодий был для братии примером в молитве и в труде. Слава святой обители, овеянной чудесами Богородицы, росла и ширилась, а сам монастырь становится центром духовного просвещения на Западной Руси. Здесь была основана богословская школа, а несколько позже и типография. Стены часовенки и монастырского храма были летописными страницами обители. Её насельники записывали тут все важные события монастырской жизни. Начертано было и о тех бедствиях, которые, по попущению Господнему, не миновали и монастырь: два раза он подвергался разорительным нападениям, три раза свирепствовала моровая язва – третий раз столь жестоко, что умерли почти все монашествующие. В живых осталось только пять иноков.

http://sobory.ru/article/?object=09030

По святым местам Дивеево . Описание Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Среди лета запоют Пасху . Проповедь о преподобном Серафиме святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), произнесенная в 1928 году. Проповедь о преподобном Серафиме Саровском  архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Малинка. Чудеса преподобного Серафима Саровского.  Отрывок из книги митрополита Вениамина Федченкова. Слепой Иерусалим . Священник Константин Камышанов. Серафимов день .  Полина Дудченко 8 эпизодов из жизни преподобного Серафима Саровского (+клейма иконы) Преподобный Серафим: житель Святой земли . Протоиерей Андрей Ткачев. Преподобный Серафим и живые камни . Ольга Джарман. Митрополит Антоний Сурожский о преподобном Серафиме Саровском и страшной святости (+Видео) Где в Москве помолиться преподобному старцу Серафиму Саровскому?  Мария Сенчукова. Поучения преподобного Серафима Саровского О романтике преподобного Серафима Саровского . Священник Константин Камышанов. Преподобный Серафим, или Непридуманная история . Наталья Семушкина. Чудесная помощь батюшки Серафима . Олеся Николаева. Патриарх Сербский Павел о преподобном Серафиме и жизни во Христе Удивительное происшествие . Наталья Смирнова. Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский . Митрополит Вениамин (Федченков). В Дивеево на шпильках . Ольга Иженякова. Батюшка Серафим…  Наталья Семушкина. Великий Серафимсвятой Саровской пустыни . Ксения Куломзина Наставления преподобного Серафима Саровского О хранении мира душевного. Об отчаянии. О терпении и смирении. О любви к ближним. О болезнях. О скоротечности жизни. О хранении познанных истин. Об искушениях. О посте. О молитве. О помыслах и плотских движениях. О воссылаемых к Богу прошениях. О подвигах. Об устроении дома души своей. Цитаты Серафима Саровского «Итак, из сих разнообразных действий сердечных может человек познать — что есть божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит: от действа убо возможеши познати воссиявый свет в душе твоей, Божий ли есть или сатанин (Добротолюбие, ч. I, Григорий Син. О безмолвии).»

http://pravmir.ru/prepodobnyj-serafim-sa...

5. Признать важность дальнейших усилий, направленных на укрепление церковного единства и преодоление пагубных расколов.   ЖУРНАЛ 91       СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских посещениях епархий Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 31 июля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в аэропорт города Сарова. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, духовенство Нижегородской епархии, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Г.А. Рапота, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С.В. Кириенко, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики В.Е. Костюков. В беседе с представителями средств массовой информации в аэропорту Сарова Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования жителям российских регионов, пострадавших от засухи и пожаров. Святейший Владыка призвал Церковь, государство и общество оказать всемерную помощь всем, кто пострадал от стихийных бедствий. По прибытии в Нижегородскую епархию Его Святейшество посетил храм преподобного Серафима Саровского в Свято-Успенской Саровской пустыни, а затем — молодежный лагерь «Экспедиция " Русская цивилизация " » в пригороде Сарова на берегу озера Протяжное. Вечером того же дня Святейший Владыка совершил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, по окончании которого состоялось наречение архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. 1 августа Святейший Патриарх Кирилл в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, митрополита Месогийского и Лавреотикийского Николая (Элладская Православная Церковь), митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина, митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, архиепископа Нижегородского и Арзмасского Георгия, епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина, епископа Саратовского и Вольского Лонгина, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, а также председателя Синодального отдела по взаимоотношениями Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина и духовенства Нижегородской епархии совершил Божественную литургию на соборной площади в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1292009...

1829 г. – по молитве о. Серафима Мельничной общинке было пожертвовано три десятины земли. Эту землю обрыли канавкой в три аршина глубиной, складывая вырытый грунт внутрь отведенной площади, чтобы образовался вал. Так появилась канавка Пресвятой Богородицы. 1861 г. – Серафимо-Дивеевская обитель преобразована в монастырь. 1862 г. – игуменией монастыря поставлена матушка Мария (Ушакова); возглавляла монастырь более 40 лет. 1864 г. – возобновлено строительство Свято-Троицкого собора, закладка освящена еще в 1848 г. преосвященным Иаковом на месте, указанном преподобным Серафимом. 1875 г. – собор был освящен в честь Пресвятой Троицы. Внутренняя отделка собора продолжалась силами сестер обители. 19 августа 1904 г. – кончина игумении Марии. В обители насчитывалось около 1000 сестер, в хозяйственном устроении было «изобилие во всем». Наместницей стала матушка Александра (Траковская). 1905 г. – заложен против канавки огромный теплый собор. Построен по проекту архитектора А. А. Румянцева и расписан сестрами обители под руководством художника Парилова (1915–1916 гг.). Собор предполагалось освятить в феврале 1917 г., но он так и не был освящен. Ноябрь 1917 г. – конфискованы монастырские хутора. 1927 г. – закрыта организованная при монастыре артель, богослужения запрещены. 1937 г. – по суду «тройки» оставшиеся монахини были сосланы в лагеря Средней Азии. 1989 г. – верующим передан Троицкий собор. В Париже под руководством Н. Д. Хвостовой основан фонд помощи русских, сущих в рассеянии, на восстановление Троицкого собора. 31 марта 1990 г. на праздник Похвалы Богородицы архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай вновь освятил Троицкий собор. Только одна сестра дореволюционного Серафимо-Дивеевского монастыря дожила до этого времени – схимонахиня Маргарита (Лахтионова). 30 июля 1991 г. мощи преподобного Серафима Саровского торжественно внесены в Троицкий собор монастыря. В прославлении великого угодника Божия Серафима принимал участие Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

«С самого начала ограничений на посещение богослужений в Псковской епархии храмы и монастыри стали транслировать богослужение онлайн. Службы, совершаемые митрополитом Псковским и Порховским Тихоном в Псково-Печерском монастыре, транслируются через официальный ютуб-канал Псковской епархии. В каждом таком онлайн-богослужении принимают участие в среднем 10 тыс. человек», - сказали ТАСС в Псковской епархии. В ожидании паломников Если храмы начинают постепенно открывать свои двери для прихожан, то в монастырях ситуация сложнее: большинство обителей остаются закрытыми, в ряде монастырей зафиксированы очаги распространения коронавируса. На этой неделе медики сообщили о росте числа инфицированных в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре в Свердловской области, а также на территории Свято-Введенского женского монастыря в Иваново. Ранее вспышка коронавируса была выявлена в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области. Те не менее, может возобновить прием паломников после 1 июня курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь - мужской монастырь, основанный на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», одной из самых почитаемых святынь Русской Православной Церкви. Меры предосторожности, как отметили в администрации монастыря, связаны с угрозой распространения коронавируса. Пока ограничен доступ для паломников из других регионов и на Соловецкий архипелаг в Архангельской области, где с первой половины XV века существует Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь, один из самых известных монастырских комплексов России. Сейчас в обитель могут попасть только жители островов: на службах присутствуют монахи и те, кто проживает в монастыре, а также прихожане из поселка Соловецкий. «Остров у нас закрыт на изоляцию, даты открытия мы пока не знаем. В паломническую службу поступает много звонков с вопросом, можно ли приехать. Мы надеемся, что все-таки такая возможность будет, меры по приему паломников разрабатываются: возможно, справки об отсутствии инфекции, маски, социальное дистанцирование, прием малыми группами», - добавила представительница паломнической службы Соловецкого монастыря.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По окончании богослужения состоялось наречение архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. Затем, обратившись к собравшимся в храме, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я рад, что Господь привел меня в этот день в прославленную Дивеевскую обитель, чтобы вместе с вами совершить память 20-летия обретения мощей святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, великого чудотворца и молитвенника за землю нашу. И ныне, обращаясь к нему с молитвой, мы в сердце своем имеем заботу о Церкви нашей, о народе нашем, о том, чтобы вера и благочестие сохранялись в жизни людей… Будем сердечно просить святого угодника Божия, чтобы он приклонил милость свою к стране нашей, чтобы он приклонил милость и к этой земле, ныне жестоко страдающей от засухи. Пусть Господь хранит вас и Покров Пречистой Царицы Небесной ограждает от всякого зла». 1 августа, в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужение совершалось на престоле под сенью на соборной площади монастыря, у раки с честными мощами преподобного Серафима Саровского, а также в алтаре Спасо-Преображенского собора. По окончании Литургии было совершено славление преподобному Серафиму Саровскому. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поздравил верующих с праздником. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в знак благодарности вручил Святейшему Патриарху предносной крест, панагию, наперсный крест и подсвечник. Настоятельница обители игумения Сергия (Конкова), поблагодарив Предстоятеля за молитвы в святой обители в день памяти преподобного Серафима, преподнесла ему заздравную просфору и икону основательницы обители игумении Александры (Мельгуновой), написанную дивеевскими сестрами. Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Георгию панагию, а в дар обители передал икону Божией Матери «Утоли моя печали».

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

В 1993 г. Святейший Алексий II обратился к мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову с вопросом об открытии Покровского женского монастыря и передаче всех зданий. Правительство Москвы поддержало решение Патриарха, и в 1994 году 24 ноября было принято решение Священного Синода об открытии здесь женской обители. На тот момент в Москве уже было открыто четыре мужских и три женских монастыря, поэтому Святейший Патриарх Алексий II решил возродить Покровский монастырь как женскую обитель. — Вас назначили настоятельницей Покровского монастыря немного позже, 22 февраля 1995 года. Как Вы восприняли это назначение? Слышали ли раньше об этой обители? Знали ли, куда едете? — Нет, я не знала, куда еду и в какой монастырь. Резолюция была, что меня переводят на послушание в Московскую Патриархию. Про Покровский монастырь я никогда не слышала и не знала, где он находится. Я была насельницей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, когда прислали резолюцию. До этого я несколько лет несла послушание в Московской Патриархии, сначала при Патриархе Пимене, потом при Патриархе Алексии II, который знал меня и какие ответственные послушания я несла. Он еще раньше не хотел отпускать меня из Патриархии в Дивеево, но я все-таки отпросилась туда, так как очень любила преподобного Серафима Саровского и очень хотела просто пожить в монастыре, нести послушания, как и все. В 1994 году, еще до открытия Покровского монастыря, Святейший Патриарх Алексий II приезжал в Дивеево, и уже тогда он предложил мне стать игуменией одного из московских монастырей. Но я очень просила, чтобы меня оставили в Дивеевской обители, у батюшки Серафима. И вроде бы Патриарх тогда согласился, я успокоилась, что ничего такого не будет, понадеялась, что мою кандидатуру теперь не будут рассматривать. Но в феврале 1995 года меня вызвали в Москву, вручив указ о моем назначении в Покровский монастырь. — Матушка игумения, скажите, пожалуйста, как Вы помните, с какими чувствами Вы приступили к возрождению обители? Ведь, судя по архивным фотографиям, на которых запечатлены храмы без крестов и другие здания монастыря, здесь была полная разруха, как и в большинстве церквей в то время. Не боялись ли Вы браться за восстановление монастыря — одна, практически без поддержки властей, только по благословению Священноначалия?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5512843...

Священный Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о посещении Киева в связи со вступлением в должность Президента Украины В.Ф. Януковича. Священный Синод вознес молитву о даровании помощи Божией Президенту В.Ф. Януковичу в его государственной деятельности и служении украинскому народу. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о состоявшемся заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Священный Синод одобрил принятые на нем решения и постановил включить в состав президиума председателей комиссий Межсоборного присутствия, которые ранее не являлись членами президиума: митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви; архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана, управляющего делами Украинской Православной Церкви; архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия; епископа Зарайского Меркурия, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; а также заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова. На основании предложений членов президиума Межсоборного присутствия решено включить в состав присутствия: архимандрита Варфоломея (Калугина), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры; архимандрита Илию (Рейзмира), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры; схиигумена Илия (Ноздрина); игумению Моисею (Бубнову), настоятельницу Спасо-Вознесенского женского монастыря на Елеоне; игумению Сергию (Конкову), настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской епархии. Священный Синод утвердил смету деятельности комиссий Межсоборного присутствия на 2010 год. Финансирование путевых расходов членов Межсоборного присутствия возложено на представляемые ими епархии, ставропигиальные монастыри и учебные заведения. Аппарату Межсоборного присутствия к следующему заседанию Священного Синода поручено представить смету деятельности президиума и пленума Межсоборного присутствия на ближайший год.

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010