а) Назначить на должность игумении Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря города Пскова монахиню Рафаилу (Позигунову). б) Назначить на должность игумении Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря села Творожково Струго-Красненского района Псковской области монахиню Магдалину (Бусыгину). 5. В связи с прошением Преосвященного епископа Сочинского и Туапсинского Германа освободить игумению Анастасию (Михалко) от должности игумении Троице-Георгиевского женского монастыря села Лесное города Сочи Краснодарского края и назначить на эту должность монахиню Дросиду (Сорокопуд). 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Великолукского и Невельского Сергия освободить архимандрита Макария (Швайко) от должности игумена Успенского Святогорского монастыря. 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана открыть мужской монастырь Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь деревни Пустынь Чагодощенского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря иеромонаха Феодосия (Белова). 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Вяземского и Гагаринского Сергия освободить игумена Амвросия (Федуковича) от должности наместника Свято-Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра Сычевского района Смоленской области. 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Скопинского и Шацкого Феодорита назначить на должность наместника Свято-Духова мужского монастыря города Скопина Рязанской области иеромонаха Игнатия (Долотова).   ЖУРНАЛ 172 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинская и Южноамериканская епархия Иерея Сергия Малашкина, в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Аргентинской и Южноамериканской епархии и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.   ЖУРНАЛ 173 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Митрополита Американского и Канадского Тихона.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5553806...

Новодевичий-Воскресенский , 1 кл., общ., в С.-Петербурге. Основан в 1845 г. В нем находится освященный в 1854 г. снимок с образа Божией Матери, именуемого «Отрада или Утешение». При мон. Свято-Владимирская церковно-учительская школа с одноклассной школой и школой грамоты, больница, приют для девочек, мастерская живописи и шитья золотом. На кладбище мон. погребены: художник A. А. Иванов , творец картины „Явление Иисуса Христа народу“, и поэт H. А. Некрасов . Пятогорский Богородицкий , общ., на мызе Марьино, Царскосельского y., близ ж.-д. ст. Кикерино. Первоначально скит, на мызе Вохонове, а затем самостоятельный Вохоновский Мариинский мон., он в 1900 г. был переименован в Пятогорский Богородицкий и переведен на теперешнее место. При нем школа. Творожковский Св.-Троицкий , общ., в Гдовском y., в м. Творожкове. Основан в 1887 г. из существовавшей с 1865 г. женской общины. При нем богадельня, школа и приют для детей. Старо-Ладожский Успенский , 3 кл., в 12 в. от уез. г. Новой Ладоги, в с. Старая Ладога. Упоминается в XV в.; после шведского погрома был возобновлен в 1619 г. В мон. находятся две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и вел.-муч. Варвары. При мон. школа. В С.-Петербурге (на углу Петергофского и Нарвского проспектов) мон. имеет подворье с благолепным Успенским храмом. Поречская община , в с. Поречье, Гдовского y., учрежденная в 1902 г. Саратовская епархия Мужские: Николаевский , зашт., общ., в г. Петровске. Основан до 1699 г. Здесь находится местночтимая Тихвинская икона Божией Матери. В. Св.-Троицкий Хвалынский , общ., в г. Хвалынске. Учрежден в 1908 г. из Св.-Троицкого подворья Спасо-Преображенского мон., открытого в 1903 г. Е. Спасо-Преображенский , 2 кл., общ., близ Саратова. Основан в 1680 г. в самом городе; в 1811 г. сгорел; на настоящее место перенесен в 1814 г. При мон. школа. Женские: Ахтырский , общ., при сл. Гусевке, в 60 в. от г. Камышина. Учрежден в 1892 г. из существовавшей с 1880 г. женской общины. При мон. богадельня и школа-приют для малолетних девочек-сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

7 Монахиня Сергия (Анастасия Сергеевна Заспелова, — регент в общине, которую окормлял в Старом Петергофе игумен Варсонофий; в 1932 году была арестована и приговорена к трем годам ссылки в Казахстан. Скончалась в Старом Петергофе. Племянником Анастасии Сергеевны и составлено это житие архиепископа Михея. Мать Сергея Андреевича Варвара Сергеевна как и ее сестра, были тесно связаны с владыкой Гурием начиная с 1917 года. Сергей Андреевич (1935 г. р.) вошел в семью владыки Гурия в 1950 г. 9 Инокиня Вера родилась в С.-Петербурге в 1896 году в семье врача — личного дворянина и статского советника. В 1920 году вступила в Александро-Невское братство и стала принимать самое активное участие в его жизни, за что и была первый раз арестована летом 1922 года. Иноческий постриг приняла в 1925 году в Свято-Троицком Творожковском женском монастыре. Второй раз была арестована в ночь на 18 февраля 1932 года. Ее осудили на пять лет, и этот срок она отбывала в Беломорбалтлаге. После освобождения стала проживать в Фергане, а затем в Ташкенте, где и скончалась 5 сентября 1988 года. 10 Монахиня Макария † 30.10.1959), как и В. Н. Киселева была в 1932 году осуждена на пять лет и этот срок отбывала в Карагандинском лагере. 11 До призыва в армию в 1943 году Игорь Мальцев несколько лет жил в Загорске в одном доме со схиигуменией Марией. Мать Игоря умерла в 1940 году, а отец погиб на фронте. Сиротой вернулся он из армии в сентябре 1945 года в свой родной дом. Заботы благочестивой его матери взяла на себя матушка Мария. Вскоре наступил осенний праздник преподобного Сергия. В 1945 году все храмы Загорска кроме Ильинской церкви были закрыты. Праздничную службу в этой церкви возглавил митрополит Николай (Ярушевич). После Литургии он сообщил народу об открытии Троице-Сергиевой Лавры и о назначении настоятеля Ильинской церкви архимандрита Гурия наместником Лавры. На этом торжестве и произошла первая встреча Игоря Мальцева с отцом Гурием, который хорошо знал матушку Марию. Увидев в юноше пламенную любовь к Церкви и зная со слов матушки Марии о благочестивой его жизни, отец Гурий через несколько дней предложил Игорю стать его духовным отцом. Часто вспоминая об этом, отец Игорь говорил: «Я несказанно обрадовался, был “на седьмом небе”».

http://pravmir.ru/zhizn-arhiepiskopa-mih...

Владимира К.И. Федюшин». 816 Князь-Владимирский собор и в последующие годы являлся центром этого праздника. При получении из Москвы сообщения о рассылке по всем епархиям, по указу Священного Синода от 21 (8) июля 1919 года, печатного текста службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, митрополит сделал распоряжение: «В тех храмах, где в первое воскресение Петрова поста прилагаемая служба не совершалась, совершить ее 1/14 сентября (первое воскресение после Александрова дня)» 817 . Под омофором святителя Вениамина в Петрограде не замерло и храмостроительство. Так, сооруженная комитетом под председательством самого Преосвященного в 1916–1917 годах Покровская церковь при Новодеревенском отделении Всероссийского Александро-Невского братства трезвости в марте 1918 года стала приходской. Вскоре эта церковь была реконструирована, после чего в мае 1920 года последовало ее освящение митрополитом Вениамином 818 . Из краткого описания известно, что она была «каменная с деревянной колокольнею, устроенной отдельно от храмового здания» 819 . 27 октября 1919 года в храме св. Петра, митрополита Московского на Роменской улице (подворье Творожковского Свято-Троицкого монастыря) владыка Вениамин освятил придел святителя Николая. Его разместили в трапезной части храма, чтобы совершать там богослужения в холодную погоду 820 . Подобные приделы, предназначенные для служб в зимнее время, когда отопить главное помещение храма не представлялось возможным, воздвигались по благословению митрополита в притворах или подвалах ряда других петроградских соборов и церквей. «Нижний храм» соорудили и в Павловском соборе города Гатчины. На его освящение осенью 1920 года, по воспоминаниям старожилов, прибыл сам митрополит. По его же указанию этот престол получил единственное в мире посвящение – в честь десной руки св. Иоанна Крестителя, некогда перенесенной в Гатчину в числе других мальтийских святынь 821 . По-своему разрешили проблему зимнего храма прихожане Введенской церкви на Петроградской стороне. Ими, согласно словесному разрешению владыки Вениамина, была открыта временная церковь в церковном доме, в бывшем помещении богадельни. На новую церковь у властей оформили даже свой приходской совет («двадцатку») 822 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некоторые монастыри выступали в роли домовладельцев. Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь имел жилой дом в Петербурге, приносивший 2 тыс. руб. ежегодного дохода. Каменный четырехэтажный дом в Петербурге давал староладожскому Николаевскому мужскому монастырю 1845 руб. в год 991 . Доходы крупных монастырей, слагаясь из перечисленных источников, превышали расходы. Разница между доходами и расходами либо шла на благоустройство монастыря, расширение тех или иных производств, либо скапливалась в виде капитала. Все когда-либо предпринимавшиеся попытки подсчитать денежные средства монастырей никогда не были полными… Одна из таких попыток принадлежит Д. И. Ростиславову , которому удалось установить (по состоянию на середину 70-х годов) капиталы 167 монастырей, в число которых не вошли все четыре лавры и ряд других крупных обителей. 992 Вошедшим в подсчет монастырям в общей сумме принадлежало 6 966 180 руб. Распределялись эти средства крайне неравномерно. Беднейшая группа (не свыше 15 тыс. руб.) состояла из 43 обителей. В общей сложности им принадлежало 447 267 руб. Составляя свыше четверти всех вошедших в подсчет монастырей, они владели долей в 6,4% совокупного капитала. В эту группу входили 11 владимирских монастырей, 9 тверских, 6 вологодских, 5 орловских, по 3 рязанских, тамбовских и новгородских, по одному из Псковской, Ярославской и Калужской епархий. 13 обителей из этой группы были женскими. Женские монастыри, как правило, были беднее мужских. И самыми бедными были, пожалуй, вологодские монастыри. В каждодневной борьбе и единении с суровой природой проходила жизнь монахов северных бедных обителей. Именно они, иноки заброшенных в таежную глушь монастырей, более всего напоминали древних отшельников. Капиталами свыше 100 тыс. руб. обладали 12 монастырей (7,1% из 167). В общей сложности им принадлежало 2 556 620 руб. (36,7%). В число богатейших монастырей входило два женских – Введенский Тихвинский и Горицкий Воскресенский (оба в Новгородской епархии). Тот и другой, впрочем, располагались недалеко от черты, отделившей эти 12 монастырей от всех остальных. В высшую группу вошли четыре ставропигиальных монастыря – Донской, Новоспасский, Симонов и Соловецкий. Вообще же в высшей группе оказались три московских монастыря, три новгородских, два ярославских и по одному из Тамбовской, Финляндской и Тверской епархий, а также ставропигиальный Соловецкий. Тройка богатейших монастырей выглядела так: Нилова пустынь (288 661 руб.), Соловецкий (317 852 руб.) и Юрьев (752 618 руб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оказалось, что именно рядом с той самой усадьбой Пятая гора, куда неожиданно потянуло нас однажды, находится возрождающийся Богородицкий Пятигорский женский монастырь. При своем основании в XIX веке он был задуман, как богадельня для больных инокинь и как подворье петербуржского Воскресенского Новодевичьего монастыря, но со временем стал самостоятельной обителью. Именно здесь провела свои последние девять лет жизни и окончила земной путь С. И. Снессорева. Кстати, она почитается, как благодетельница монастыря, так как перед кончиной в октябре 1904 г. оставила письмо, в котором завещала всю причитающуюся ей пенсию от Императорской Академии наук выдать настоятельнице Пятогорской обители. И вновь – совпадение: Любимая Софией Ивановной первая настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Феофания, которой писательница посвятила книгу, и которая также имела духовное общение со Святителем Игнатием, была похоронена между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора. В богоборческое время её могилка была осквернена и находилась под асфальтом. Но при восстановлении монастыря в 1996 г. её обрели. Сегодня могилу-кенотаф первой настоятельницы можно увидеть у восточной стены Воскресенского собора, а её честные останки находятся в Казанском храме в приделе прп. Серафима Саровского . После разорения советскими богоборцами Пятогорской обители могилка Снессоревой также оказалась под заасфальтированной зоной. Словно повторяется судьба игумении Феофании… Конечно, есть надежда, что с возрождением монастыря и останки замечательной русской духовной писательницы будут обретены и станут почитаться достойным образом. В поисках большей информации о Пятогорской обители, я столкнулась с ещё одним, лично близким для меня событием: Спустя 80 лет сюда вернулась икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», сбереженная жителями близлежащего села Кикерино. А ведь именно Скорбященская церковь стояла в Таллинне напротив дома, в котором прошли мои детство и юность. Именно в ней меня крестила бабушка. И далее с этой иконой многое было связано в моей судьбе… Кстати, в Творожковской Свято-Троицкой обители, об основательнице Ангелине которой писала Снессорева, в честь этой иконы совершается один из престольных праздников…

http://azbyka.ru/fiction/put-k-svetu-dob...

Оказалось, что именно рядом с той самой усадьбой Пятая гора, куда потянуло нас однажды, и находится возрождающийся Богородицкий Пятигорский женский монастырь. При своем основании в XIX веке он был задуман как богадельня для больных и стареньких инокинь и как подворье петербуржского Воскресенского Новодевичьего монастыря, но со временем стал самостоятельной обителью. Именно здесь провела свои последние девять лет жизни и окончила земной путь С. И. Снессорева. Кстати, она почитается как благодетельница монастыря, так как перед кончиной в октябре 1904 года оставила письмо с завещанием всю причитающуюся ей пенсию от Императорской Академии наук выдать настоятельнице Пятогорской обители. И вновь – совпадение: Любимая Софией Ивановной первая настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Феофания, которой писательница посвятила отдельную книгу, и которая также имела духовное общение со Святителем Игнатием, была похоронена между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора. В богоборческое время её могилка была осквернена и находилась под асфальтом. Но при восстановлении монастыря в 1996 году её обрели. Сегодня могилу-кенотаф первой настоятельницы можно увидеть у восточной стены Воскресенского собора, а её честные останки находятся в Казанском храме в приделе прп. Серафима Саровского . После разорения советскими богоборцами Пятогорской обители могилка Снессоревой также оказалась под заасфальтированной зоной. Словно повторяется судьба игумении Феофании… Хочется надеяться, что с возрождением монастыря и останки замечательной русской духовной писательницы будут обретены и станут почитаться достойным образом. В поисках большей информации о Пятогорской обители я столкнулась с ещё одним, близким лично для меня событием: спустя 80 лет сюда вернулась Богородичная икона «Всех скорбящих Радость», сбережённая жителями близлежащего села Кикерино. А ведь именно Скорбященская церковь стояла в Таллине напротив дома, где прошли мои детские годы. Именно в ней меня крестили. И вообще с этой иконой многое связано в моей судьбе… Кстати, в Творожковской Свято- Троицкой обители, об основательнице Ангелине которой писала Снессорева, в честь этой иконы совершается один из престольных праздников…

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Память 14 марта Отказавшись от должности настоятеля, о. Андрей после многолетних начальнических трудов, по влечении к уединению, провел дни своей последующей жизни в Симоновом монастыре с 1811 г. по 1820-й и жил в глубоком смирении, подвигах благочестия и чистой любви к Богу и ближним и был всеми глубоко чтим за святую жизнь. Преставился 75-летним старцем 14 . Монахиня Ангелина, основательница и строительница Свято-Троицкой Творожковской женской общины 15 Память 17 марта Монахиня Ангелина родилась в 1809 году, 5 апреля. Ее родители, Филипп Семенович и Анна Степановна Шмаковы, были богатые потомственные дворяне и славились своим благочестием и благотворительностью. Филипп Семенович любил ходить в церковь и становился всегда с нищими, а на замечания близких, зачем он так делает, он отвечал: «ведь и я такой же нищий и также прошу милостыни от Господа Бога». Часто хаживал он на богомолье по ближним св. местам, не раз бывал и в Киеве. Он был два раза женат; от первого брака имел сына, умершего в малолетстве, а от второго единственную дочь Александру. Родители любили свою дочь, как лучшее сокровище, данное им от Бога. Любовь их была основана на страхе Божием, и потому они заботились вкоренять в своей дочери с младенчества добрые привычки, предохраняющие от развития дурных наклонностей. Особенно мать воспитывал ее в разумной строгости и более всего внушала ей понимание своего долга и честного выполнения своих обязанностей. Прежде всех наук она заботилась научить дочь свою познанию истиннаго Бога и необходимости во всех случаях жизни прибегать в молитве к Отцу Небесному. Чтобы укрепить в сердце дочери правила христианской нравственности, Анна Семеновна сама усиливалась совершать дела христианской любви и усвоила себе привычку поручать дитя свое Заступнице Усердной с молитвою не покидать ее дочери в этой жизни и по смерти привести в царство небесное. Александра Филипповна была с младенчества любящим и послушным ребенком; но никого не любила она так нежно, как свою родную бабушку, которая тоже души в ней не чаяла. Мать Анны Степановны страшилась разлуки с возлюбленною внучкою и просила не отдавать ее в институт. Но родители считали своею обязанностию дать дочери основательное образование и, как только минуло ей семь лет, поспешили поместить ее в Смольный институт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При обители имеется один храм, в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Возле монастыря находится станция «Кикерино», Балтийской железной дороги. Подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в Гатчине. При нем устроен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Св. блгв. кн. Александра Невского. Старо-Ладожский Успенский монастырь в Новоладожском уезде. Успенский монастырь находится в Старой Ладоге, на берегу Волхова. Основан он во второй половине XV столетия и первоначально существовал как мужской. Его историческая судьба тесно связана с судьбою Старой Ладоги. С конца XVI и, в особенности, в начале XVII веков Ладога сильно страдала от опустошительных набегов шведов; это неминуемо отзывалось и на безопасности самого монастыря. В 1611 году он был совершенно разорен войсками Делагарди. Но запустение его продолжалось весьма недолго. В 1617 году, с разрешения царя Михаила Феодоровича, старица Акилина возобновила его в виде женской обители, которая существует до настоящего времени. По количеству инокинь обитель довольно значительна; управляет игуменья. Храмов три: соборный, в честь Успения Божией Матери, в честь Воздвижения Креста Господня и кладбищенский, во имя св. Алексея, человека Божия. Как интересный исторический факт из прошлого монастырской жизни, следует отметить, что здесь в течение семи лет (с 1718–1725 гг.) содержалась в заточении первая супруга Петра Великого – царица Евдокия Лопухина . Обитель эта с материальной стороны обеспечена весьма хорошо. Кроме довольно большого количества принадлежащей ей земли, – общей сложностью площадь монастырских угодий простирается до 290 десятин, – она имеет еще свой капитал; составленный из доброхотных даяний благочестивых жертвователей-христолюбцев и от казны, в виде денежного вспомоществования, получает ежегодно 508 р. 85 к. Творожковский Свято-Троицкий монастырь в Гдовском уезде. Эта заштатная необщежительная обитель находится в местечке Творожкове, на Быстреевском погосте, в 60 верстах от уездного города Гдова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Рудницы Старопольской волости, подали 7 июня 1901 г. церковным властям прошение об учреждении близ озера Самро, в сельце Поречье Ложголовской волости Гдовского уезда, женской монашеской общины. Просители при этом объясняли, «что в учреждении означенной общины давно уже чувствуется местная потребность, что стремление к монастырской жизни всегда было заметно в местном населении и особенно сильно обнаруживается в настоящее время среди женщин». Следует напомнить, что в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии, лежавшем на границе с лютеранской Эстляндией, был только один женский монастырь - Свято-Троицкий Творожковский, основанный в 1865 г., но он находился на довольно значительном удалении от Поречья. Настоятельница этого монастыря игумения Арсения тем не менее возражала против основания новой обители, ссылаясь на то, что «в последние 14 лет ни одна из вдовиц и девиц Гдовского уезда не приходила к ней проситься в монастырь». Опасаясь сокращения доходов, возражал также причт ближайших к Поречью церквей в Ложголове, Старополье и Пенино - «местной потребности в учреждении общины нет». Благожелательно отнесся к предложению лишь благочинный епархиальных монастырей, который в своем отзыве написал: «за переполнением существующих в Санкт-Петербургской епархии женских монастырей было бы далеко не лишним открыть новую обитель». Его мнение, очевидно, и повлияло на благоприятный исход дела. В начале апреля 1902 года консистория согласилась на учреждение в Поречье женской общины при условии, чтобы церковь при ней была приходской, имела кладбище и дома для причта. Условие было вполне разумным, так как Пенино, где находился ближайший храм, отстояло от Поречья на шесть верст. В связи с этим был образован новый приход и в него вошли деревни: Поречье, Чудки, Бурежи, Овсищи и Велетово, в которых перед революцией проживало 550 человек. Условие учредители приняли, обязавшись «построить каменную приходскую церковь и снабдить ее всею необходимою утварью и ризницей, устроить при ней кладбище, ограду, сторожку и помещения для приходского причта, возвести необходимые помещения для общины и пожертвовать для последней, а также для новой приходской церкви и ее причта...трапезной, келий сестер, квартиры начальницы со всеми потребными для общины хозяйственными постройками ».

http://sobory.ru/article/?object=00118

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010