Четырехъярусный иконостас, с тонкою золоченою резьбою, на светло-яблочном грунте, по общему очертанию главных линий и расположению икон, есть подражание древнему вкусу; но все орнаменты его относятся к стилю возрождения и лишены византийской характерности. Иконостас сей не тот, который понравился императрице Елизавете Петровне более Тихвинского. Из описи, составленной по указу преосвященного Феофана, вице-президента св. Синода, видно, что тот иконостас был чрезвычайно богат и оригинален: царские двери, сень, столбцы были писаны на золоте, сребро-вызолоченные оклады находились по всемъ поясам иконостаса. Устроение нового иконостаса, как видно из дел монастырских, сделано по особенному представлению настоятеля в 1818 г.: " Теперь иконы различной величины, писал настоятель, поставлены на поперечных брусьях, щитом в пять ярусов, без рам и украшений " . Очевидно, все прежнее, что нравилось императрице Елизавете в иконостасе, по своей красоте и богатству постоянно ветшало и уничтожалось. В счетах монастырских за 1819 г. уже видны разные уплаты за этот иконостас, как например, резчику Волкову 2 900 руб., позолотчику Ярославцеву 4 700 руб. и др. Первый ярус иконостаса представляет на антаблементах, украшенных фестонами полотенец, ряд витых колонн, между коих широкие пространства заняты направо от царских врат иконою Живоначальной Троицы, с чудесами, с золочеными венцами и низаными жемчугом ожерельями; далее икона Спасителя с предстоящими московскими и новгородскими святителями. Эти иконы можно признать образцами прекрасного древнего иконописания. В описи 1732 г. они значатся, но их можно отнести к предшествовавшему веку и, вероятно, устроены для храма строителем его митрополитом Корнилием. На южных дверях архидиакон Лаврентий, а возле, на завороте стены, икона преподобного Мартирия, основателя Зеленецкой обители. Налево от царских врат, икона пресвятой Богородицы Одигитрии, не богатая украшениями, с позлащенными венцами, с простыми камнями, убрус и два ожерелья жемчужные, далее - икона Сошествия Св. Духа на апостолов; на северных дверях архидиакон Стефан, возле, на завороте стены, преподобный Александр Свирский. Все эти иконы относятся к старому времени.

http://sobory.ru/article/?object=05245

На стенах паперти написаны, в полуарковых углублениях, в рост, по сторонам дверей, архангелы, а в четырех остальных- преподобные Антоний и Феодосий Печерские и Сергий и Герман Валаамские. Тяжелыми, решетчатыми железными дверьми открывается вход в церковь. Вступая в храм св. Живоначальной Троицы, величественный и при массивности своей весьма легкий, тотчас убеждаешься в совершенной справедливости замечания, сделанного опытною в такой оценке императрицею Елизаветою Петровною, не только " благовидно, строено рачительно и богатою рукою " , но в некоторых отношениях точно лучше Тихвинского. Тот громаднее, а этот светлее, приятнее и стройнее, не смотря на массивность при отсутствии всяких украшений. Церковь по плану делится четырьмя подпольными столпами на три части, из которых восточная занята алтарем, иконостас которого прислонен к дальнейшей паре столпов, а над серединою поднимается пролетная светлая об восьми окнах глава; остальные же четыре главы глухие. Столпы, а не колонны, особенно приличны православным русским храмам. Эта особенность заметна в постройках древних русских православных церквей; столпы гладкие, массы, вырубленные будто бы прямо из скалы. Громадные пяты составляют кубы более сажени в боку; из них, аршина на четыре вверх, простою отескою острых боков их, образованы восьмигранные, менее широкие столпы, поверх которых те же грани, разширяясь, в виде опрокинутых и удлиненных пирамид, служат как бы капителями, с которых переброшены на все стороны высокие арки прекрасного выгиба. Поперечный пролет между иконостасом и столпами сажени три и более, а потому возвышенное место для служащих, выступающее широким полукругом против царских врат, как и место для молящихся, свободно и, так сказать, облито светом, по остальным частям собора свет распределен равномерно: из восьми окон главы, забранных откосами у половины вышины их амбразур, из четырех - в стенах северной и южной и из трех - в верхней части западной стены над папертью. Углубленные, чисто русского стиля, внутренние и наружные коробки и откосы, округленные в верхней части окон, забранные железными решетками, очень красивы.

http://sobory.ru/article/?object=05245

В Сибири – Княже-Владимирский м. (в Иркутске). На Севере: Валаамский, Никольский в Стар. Ладоге, Коневский, Юрьево-Тихвинский, Печерский, Псковский, Александро-Невская Лавра, иоанновский мон., Новодевичий женский. На Западе: Виленский Св. Духовский м., На Юго-Западе: Почаевская Лавра, На Юге: Бизюков мон., Михайловский женский, Георгиевский-Балаклавский, Святогорский, Богодуховский женск., Киево-Печерская Лавра, Михайловский мужск. в Киеве. На Юго-Востоке: Ново-Нямецкий Вознесенский мон. На Кавказе: Иоанно-Мариинский в Ставрополе, Мамай-Маджарский Воскресенский, Марие-Магдалининский женский Куб. обл., Ново-Афонский и Драндский (с причислением к ним Ардонской Семинарии). На Востоке: Иверский женский (Пермь), Николаевский мужск. (местопр. Еп. Тихона Уральского), Троицкий-Раковский, Николаевский Уральский, Богородичный женский (Казань), Челябинский жен., Кустанайский женский. В Центре: Серафимо-Дивеевский, Александровский Успенский яенск. (Влад. губ.), Коренной мон., Белогородский, Оптина пустынь, Пафнутиев Боровский мон., Скорбященский Москов. и Покровский миссион. мон., Знаменский Московский, Высокопетровский в Москве муж. мон., Чудовский, Никольский Единоверч,, Савинский, Богородице-Гуслицкий, Спасо-Преображенский Гуслицкий, Троице-Сергиева Лавра, Новоспасский Московский, Донской Московск., Саровский, Вышенский, Вышневолоцкий женск., Козинский мон., Щегловский мон. с подворьем (Тульской еп.). Ко 2-й категории: На Севере: Соловецкий, Александро-Ольшевский, Александро-Свирский, Зеленецкий, Вятский Трифонов, Валдайский, Хутынский-Ульянов., (Волог.,), Спасо-Суморин. мужск., Тотемский, Павло-Обнорский, Югский м.м. На Юге: Ряснянский, Хорошевский женск., Куряжский, Жабский женский монастырь Кишинёвской епархии. На Юго-Востоке: Гиржавский мон., Курковский, Су.ручанский, Куприяновский, Добруджский. На Кавказе: Михайловская Афонская пустынь, Лебяжий мужской. На Востоке: Святогорский (Пермск.), Седмиозерная пуст. (Казанск.), Успенский женск. (Оренбург), Мещеряковский мужск. (Оренбург), Разгуляевский женск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

После 1582 г. на деньги царя казанского Симеона построена первая каменная церковь во имя Иоанна Богослова, над воротами монастыря к западу. Трудами и ходатайством пред царем Федором Ивановичем преп. Мартирия пожалованы Зеленецкому монастырю две выти земли и даны монастырю в 1595 г. на Ладожском озере рыбные ловли, с пожнями на берегу и с угодьями. В 1612 и 1613 гг. после осады варягами Тихвина, узнав об ожесточении, с каким войска Делагарди усиливались уничтожить всякую святыню православную, иноки Зеленецкие не могли и помышлять, чтоб трудность перехода через мхи и болота отстранила опасность от пустыни их. Собрав заблаговременно церковные и все нужнейшие монастырские вещи, они сокрыли их в лесах, окружавших Зеленый остров, а сами разошлись по дальним волостям и обителям. Неприятель не замедлил явиться в опустелый монастырь. Не находя людей, он обратил гнев свой на строения монастыря, уничтожил и разграбил все, что оставалось в обители. Шведы превратили в пепел находившиеся в нем тогда восемь деревянных келий, всякое имущество и строение вне монастыря, оставив только голые и задымленные стены каменной церкви. По воцарении Михаила Федоровича в 1613 г. святые обители стали подниматься из пепла. Начальник обители Зеленецкой, монашествующие, бельцы и работники собрались к Зеленецкому острову. Все пожженное врагом: кельи настоятельские и братские, ограды, рабочие избы, скотный двор, амбары - было устроено в течение двух лет, и несравненно обширнее и лучше прежнего. Вскоре обитель наполнилась хлебом, домашним, рабочим скотом, всеми потребностями и деньгами, в изобилии от щедрых дателей. Обычным порядком началось опять богослужение, снова стал раздаваться колокольный звон в пустыне и возгласилось пение и молитвословие. Так рассказывает о восстановлении Зеленецкого монастыря местный монастырский летописец. В писцовой книге Обонежской пятины Мина Лыкова под 7128 (1620 г.) годом, положение Зеленецкой обители описывается следующим образом: «В Михайловском погосте на Волхове монастырь, убогая новая пустыня Зеленая, на острову, а в ней церковь Живоначальная Троица, деревянная, да церковь Одигитрия каменная, стоит без пения - разорен от немецких и литовских людей, да место церковное Благовещения Пресвятой Богородицы сожгли немецкие люди, да пять колоколов, да на монастыре семь келий, а в них живут старцы: священник Устин, да келарь старец Перфилой, да казначей старец Селивестр, да старцы Лаврентий, Селивестр, Илья, Пахомий, да пять келий пустых, да за монастырем место дворовое, что был двор коровий, а двор сожгли немецкие люди, да за монастырем же двор конюший, а в нем живут служки одиннадцать человек; а старцы и слуги питаются своими трудами; а ограду около монастыря обожгли немецкие люди.»

http://sobory.ru/article/?object=02428

60 Иеромонах Моисей – В 1842 г., за учиненные беспорядки, этот иеромонах перемещен из Зеленецкого Троицкого монастыря на Валаам, под надзор. В 1844 г. отправлен в Введенский Островский монастырь 61 Требование иеромонахов на Флот… – Флот нуждался в корабельных священниках. Потребность эта удовлетворялась за счет иеромонахов различных монастырей, в том числе и Валаамского. Эта практика была затруднительной для монашеских обителей, во-первых, потому что она лишала монастыри подготовленных иноков, исполнявших, как правило, чреду священнослужения и заменить их было крайне трудно, а во-вторых флотские экипажи по образу их жизни были далеки от привычной атмосферы монашеского общежития, и монах, проведший не менее семи месяцев на борту воинского корабля, неминуемо подвергался воздействию этой среды и, вернувшись в свой родной монастырь, своими рассказами, привычками мог внести нежелательное расстройство. В 1859 г. о. Дамаскин подал прошение на имя Высокопреосвященнейшего Митрополита Григория о прекращении посылки на флот валаамских монахов, начинавшееся словами: «С глубоким сокрушением сердца видя, как все более и более разливается во вверенном мне Валаамском братстве стремление к стяжанию собственности, сознавая, что главная причина такого опаснаго стремления происходит от представителей монашества – иеромонахов, командируемых на Флот для священнослужения…», и далее: «…возвращаются они в монастырь, но уже взгляд на святую жизнь постничества в них испорчен: корень, возникавшей в них любви к подвигу, поврежден» (Архив Валаамского Монастыря (АВМ). Ф. 2. Оп. 4. Л. 3–4). Прошение было удовлетворено (Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Духовной Консистории за 1830. АВМ. Ф. 2. Оп. 4. Л. 6). 63 Его Высокопреосвященства… – Антоний I (Рафальский). Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский († 1848). Возглавил митрополию в 1843 г. До этого назначения был Епископом Варшавским 67 …Коневском монастыре… – Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь. Расположен на острове Коневец, в юго-западной части Ладожского озера. Основан в 1393 г. преподобным Арсением Коневским, бывшим прежде несколько лет иноком Валаамского монастыря. (Действующий: Ленинградская обл., Приозерский район, пос. Владимировка, о. Коневец.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

687. Васильевский, мужской, совсем уничтоженный, против быв. гор. Старой Ладоги (село Успенское), С.-Петербургской губ., Новоладожского у., в 12 вер. к югу от Новой Ладоги, на правом берегу р. Волхова. Он уже существовал в 1555 г., когда в нем был игуменом Макарий; в 1593 г. Иоанн Грозный прислал в монастырь список для поминовения убиенных на Валааме в 1581 г. 37 старцев и 47 послушников. В 1618 г. м-рь, как значится в грамоте, «стоит пустъ, игумена и братии в нем нет, лишь де живут три служки», почему он и отдан тогда Валаам. старцу Сильвестру с братиею. По подробной описи 1666 г. в м-ре был строитель, 3 старца и 9 челов. слуг и служебников; церковь во имя Василия Кесарийского развалилась, а другая во имя Благовещения стояла на полугоре. В 1687 г. приписан к строившемуся Зеленецкому-Троицкому мон.; в 1699 г. отписан к Новгор. архиер. дому и в 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», III, 502; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 143; “Остров Валаам и тамошн. монаст.», 29, 30, 31; “Ист.-статист. свед. о Спбург. епархии», вып. I, Отд. I, 15, 25; Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.», I, 18 (в Архиве Мин. Иностр. Дел сохранилась грамота, в которой назван: «Монастырь Василия Кесарийского против г. Ладоги»); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 280, 9; “Акты Археогр. Эксп.», III, 96 (Ц. гр. 1618 г. о пожалов. опустевшего Васильев. м-ря и его вотчины старцу Валаам. м-ря Сильвестру с братиею). 114 (Ц. гр. 1620 г. об освобож. м-ря с деревн. от суда местн. властей, повинностей и пр.); “Акты истор.», III, 129 (Несудим. гр. 1624 г. строит. Селивестру; 1649 г. игум. Киприан), 146 (Ц. гр. 1627 г., о нена- рушении тархан. грамот м-ря о рыбн. ловлях; строит. Селивестр); “Дополнен. к Акт. истор.», I, 54 (Гр. 1555 г. о возвращении игум. Макарию денег, взятых с м-ря на корм тамошн. наместника); VI, 113 (Сказка 1674 г. игум. Андреяна о монаст. рыбн. ловлях); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 33; “Русск. истор. Библиот.», V, 580, 221 (досмотр 1666 г. зданий, земельн. угодий и рыбн. ловель Василь. м-ря, что против Ладоги, за р. Волховом), 608, 231 (отписка 1666 г. о рыбн. ловлях; строитель иеромон. Евфимий).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Никифором и сотрудником его Геннадием. В 1764 г. упразднена и обращена в приходскую Коткозерского прихода; в 1800 г. приписана к Александро-Свирскому мон. и в 1846 году обращена в самостоятельную. Близ пустыни в пещере, устроенной в горе, почивают мощи основателей, коим память чтится ежегодно 9 февраля. “Ист. Росс. Иер.”, III, 504 (здесь описана под именем Вашезерской); IV, 128 (неправильное описание); VI, 999 (исправлено); Ратшин, 423 (частью смешано с Введенским Островским мон. СПб. губ.); “Словарь ист. о свят. в России”, 208; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы”, 49; “Памят. кн. Олонец. губ.”, 1860 г., 19; 1867 г., Отд. III, 11; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1846 г., 8 (самостоятельность); 1854 г., 17 (разреш. постр. церковь ); “Олон. губ. в.”, 1842 г., 34 (грамота 1557 г. ц. Иоанна Гр. на пожалов. пашен. земли на все 4-ре стороны от м-ря по версте, не считая мхов и болот; грам. 1588 г. игум. Дорофею на 2 острова и рыб. ловли на р. Свири, именуем. Сиговец; около 1612 г. игум. Дорофей и 7 челов. братии убиты литовцами); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 1006, 19. 194. ЗеленецкийТроицкий или Мартириева Зеленая Пустынь , мужской, 3-го класса, С.-Петербургской губ., Новоладожского у., на границе Новгородской губ., в 48 вер. к юго-вост. от Новой Ладоги, расположен как бы на острове, имеющем вид зеленый, в противоположность темному и серому цветам окружающих его болот и лесов. В писцовых книгах 1582 г. значится: „В Михаиловском погосте на Ладожском пороге монастырь, словет Новая пустынь Зеленая, на острове, ставятца ново на черном лесу. А в монастыре церковь Троица Живон., другая церковь Благовещенье Св. Богород. с трапезою, обе древяные. Да в мовастыре же игумен Мартирей, да 12 старцев. А около монастыря ограда древяная“. Основатель м-ря, преп. Мартирий, ушел сюда по особому чудному указанию от шумной жизни Тихвинского Большого м-ря и скончался в 1603 г.; мощи его покоятся под спудом в подвальном этаже цер. св. Иоанна Богослова, и рядом с ним погребен преосв. Корнилий, бывший инок м-ря, а потом митрополит Казанский и в последствии Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вышел в свет 20-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 26 июня 2009 г. 17:23 В 20-м томе закончена публикация статей на букву «З», начатая в 19-м томе энциклопедии, и положено публикации материалов на букву «И», которые, как ожидается, будут весьма многочисленными. Открывает том статья священника Александра Берташа, посвященная Зверину Покровскому монастырю — одной из древнейших обителей Великого Новгорода, богатой памятниками церковной старины. Монастырскую тему продолжает статья о другом выдающемся памятнике древнерусского церковного зодчества — Зеленецком Троицком монастыре Санкт-Петербургской епархии, также подготовленная отцом Александром Берташем в соавторстве с иеродиаконом Антонием (Козиным). В 20-м томе читатель также найдет статьи, посвященные таким известным монастырям Русской Православной Церкви, как основанная старцем Зосимой (Верховским) Зосимова женская пустынь (Наро-Фоминский р-н Московской области), Ивановский Введенский женский и Ивановский Успенский мужской монастыри. Еще об одной обители Ивановской епархии — Золотниковской Успенской пустыни — можно узнать из отдельной публикации 20-го тома «Православной энциклопедии». В нем также размещены материалы о Злоцком Георгиевском монастыре (Молдавия) и двух Знаменских женских обителях — в Днепропетровской и Корсунской епархиях (один из монастырей расположен на территории Украины, другой — во Франции). Ряд статей 20-го тома рассказывает о монастырях других Поместных Православных Церквей. Так, например, в томе присутствуют публикации, посвященные древним грузинским монастырям Зеда-Вардзиа и Зедазени, болгарскому Земенскому монастырю св. Иоанна Богослова, обители Зербица (Элладская Православная Церковь). Обширная статья рассказывает о знаменитом болгарском монастыре Зограф на Святой Горе Афон и его многочисленных святынях и художественных памятниках (автор — Л.К. Масиель Санчес). Отдельная статья посвящена преподобномученикам Зографским — афонским болгарским монахам, пострадавшим за отказ принять унию с Римом во 2-й половине XIII в.

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

Состояние бедных духовного звания значительно улучшилось с учреждением в 1823 г. попечительства. Дела по обеспечению их сосредоточивались при кафедральном соборе, сперва Петропавловском, потом Исаакиевском. Кафедральный протоиерей, в звании главного члена попечительства, вел дела в согласии с другими членами и с посторонними попечителями, назначаемыми из петербургских и уездных протоиереев. Из лиц, состоявших в звании главного члена попечительства, особенными заботами о вдовах и сиротах духовного звания известен протоиерей Иоаким Семен. Кочетов, приобревший для попечительства несколько домов в столице. Благодаря усердию Кочетова и др. петербургских протопопов, здешнее попечительство может считаться одним из богатых. Кроме значительных капиталов, оно имеет несколько каменных домов в лучших улицах. Кроме пособия от попечительства, многие вдовы, с их семействами, получают помещение и денежное пособие от приходских и кладбищенских церквей столицы. Но венцом всех благотворительных учреждений, в пользе бедных духовного звания, должно считать устроенный в 1869 году высокопр. Исидором «Александроневский дом для призрения бедных духовного звания», вмещающий в себе большую часть вдов и дающий воспитание сиротам девицам духовного звания. Лицам духовного звания, почему-либо не получившим ни помещения, ни пособия от попечительства, делаются единовременные пособия из капитала «на воспособление» духовенству, находящегося в непосредственном распоряжении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. Когда же с 1865 года духовенство заштатное стало получать пенсии из государственного казначейства, тогда вопрос об обеспечении не служащего духовенства быстро подвинулся к благоприятному решению. в) Духовенство монашествующее Монастыри В петербургской епархии было сперва не мало монастырей, но с учреждением штатов в 1764 г., некоторые из них закрыты и к 1770 году были здесь следующие монастыри: Александроневская лавра, староладожский Успенский женский и Никольский мужской, Введенский и два монастыря в пределах Финляндии: Валаамский и Коневский. В 1771 г. приписан к здешней епархии Зеленецкий монастырь, в 1780–81 г. – Черменецкий, принадлежавший к новгородской епархии. Приписными считались: Андрусовская и Сяндемская пустынь, приписанные к Валаамскому монастырю, староладожский Ивановский монастырь, приписанный в 1811 г. к староладожскому Никольскому монастырю и Сергиевская пустынь, составлявшая удел Троицкой Сергиевой лавры. В 1845 г. возобновлен бывший Смольный, под именем Воскресенского Новодевичьего монастыря. Ныне в петербургской епархии находятся: 1 лавра, 4 мужских и 2 женских монастыря и Сергиева пустынь. Кроме того, староладожский Николаевский, Черменецкий, Валаамский и Коневский монастыри имеют в Петербурге часовни с подворьем для братий. Управление монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Файл : Зеленецкий Троицкий мужской мohacmыpь.jpg Материал из Азбука паломники Зеленецкий Троицкий мужской монастырь История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1024 × 619 (195 Кб) Зеленецкий Троицкий мужской монастырь Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующие 3 страницы используют этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Примечание JPEG-фaйлa LEAD Technologies Inc. V1.01 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Зеленецки...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010